Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов кратко

Обновлено: 04.07.2024

1. Гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями. В целях осуществления этой защиты, в дополнение к другим применимым нормам международного права, при всех обстоятельствах соблюдаются следующие нормы.

2. Гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападений. Запрещаются акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население.

3. Гражданские лица пользуются защитой, предусмотренной настоящим Разделом, за исключением случаев и на такой период, пока они принимают непосредственное участие в военных действиях.

4. Нападения неизбирательного характера запрещаются. К нападению неизбирательного характера относятся:

а) нападения, которые не направлены на конкретные военные объекты;

б) нападения, при которых применяются методы или средства ведения военных действий, которые не могут быть направлены на конкретные военные объекты; или

в) нападения, при которых применяются методы или средства ведения военных действий, последствия которых не могут быть ограничены, как это требуется в соответствии с настоящим Протоколом;

и которые, таким образом, в каждом таком случае поражают военные объекты и гражданских лиц или гражданские объекты без различия.

5. В числе прочих следующие виды нападений следует считать неизбирательными:

а) нападение путем бомбардировки любыми методами или средствами, при котором в качестве единого военного объекта рассматривается ряд явно отстоящих друг от друга и различаемых военных объектов, расположенных в городе, в деревне или другом районе, где сосредоточены гражданские лица или гражданские объекты; и

б) нападение, которое, как можно ожидать, попутно повлечет за собой потери жизни среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и ущерб гражданским объектам, или то и другое вместе, которые были бы чрезмерны по отношению к конкретному и непосредственному военному преимуществу, которое предполагается таким образом получить.

6. Запрещаются нападения на гражданское население или на отдельных гражданских лиц в порядке репрессалий.

7. Присутствие или передвижение гражданского населения или отдельных гражданских лиц не должны использоваться для защиты определенных пунктов или районов от военных действий, в частности, в попытках защитить военные объекты от нападения или прикрыть военные действия, содействовать или препятствовать им. Стороны, находящиеся в конфликте, не должны направлять передвижения гражданского населения или отдельных гражданских лиц с целью попытаться защитить военные объекты от нападения или прикрыть военные операции.

8. Любое нарушение этих запрещений не освобождает стороны, находящиеся в конфликте, от их правовых обязательств по отношению к гражданскому населению и гражданским лицам, в том числе от обязательства принимать меры предосторожности, предусмотренные в статье 57.

В течение последних 50 лет мир захлестывали опустошительные вооруженные конфликты, унесшие жизни миллионов мирных людей и навсегда превратившие десятки миллионов в перемещенных лиц. Эти гражданские лица были изгнаны из своих домов и зачастую лишены спасительного доступа к продовольствию, медикаментам и убежищу.

Нарушение прав человека в условиях вооруженного конфликта и военной оккупации являются нарушениями основных международных принципов права в области прав человека и гуманитарного права, воплощенных в международно-правовых инструментах в области прав человека и в Женевских конвенциях 1949 г. и дополнительных протоколах к ним.

Гражданское население стало основной мишенью для нападений на почве этнической и религиозной ненависти, политического противостояния или просто беспощадного преследования экономических интересов. Сложившаяся тревожная ситуация привела к тому, что ООН, Международный комитет Красного Креста, региональные организации и многие другие международные структуры уделяют все большее внимание защите гражданских лиц в вооруженных конфликтах.

Международное сообщество продолжает напоминать странам и их правительствам о том, что основная ответственность за защиту гражданского населения лежит именно на них, а международные усилия могут только дополнять действия правительств в этой области.

В то время как последнее десятилетие характеризовалось урегулированием некоторых наиболее крупных конфликтов в мире, другие конфликты продолжали тлеть и разгораться, а новые конфликты возникать. Как старые, так и новые конфликты носят устойчивый характер и порой характеризуются крайне высокими уровнями людских страданий из-за того, что стороны конфликта по существу не могут в полной мере соблюдать свои обязательства по защите гражданских лиц и обеспечивать их соблюдение. Деятельность на местах все еще не соответствует декларируемым заявлениям и современным международным нормам и стандартам.

Отчасти необходимость дальнейшего усиления защиты кроется в характере конфликтов, который менялся на протяжении последних десяти лет. Увеличение числа и фрагментация негосударственных вооруженных группировок значительно способствовали усилению асимметричного характера конфликтов в таких странах, как Афганистан, Ирак, Пакистан и Сомали. Это оказало весьма сильное негативное воздействие на гражданское население, поскольку вооруженные группировки стремились усилить свое военное влияние, применяя стратегии, которые вопиющим образом нарушают нормы международного права, включая нападения на гражданское население и использование гражданского населения как щита при достижении своих военных целей.

Для устранения этого необходимы решительные меры по решению пяти основных проблем: повышение степени соблюдения сторонами конфликта норм международного права, особенно в ходе боевых действий; повышение степени соблюдения правовых норм негосударственными вооруженными группами; усиление защиты посредством более эффективной и адекватно финансируемой деятельности миссий по поддержанию мира и других соответствующих миссий; расширение гуманитарного доступа; и усиление ответственности за нарушения норм права.

Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов

В период вооруженных конфликтов чаще всего испытывает страдания и тяжелые последствия войны ни в чем не повинное гражданское население, отдельные гражданские лица, не принимающие никакого участия в военных действиях. Именно они расплачиваются за деятельность военно-политического руководства, тех, кто, так или иначе, заинтересован в войне. Правовое положение гражданского населения в период вооруженных конфликтов определяется Конвенцией о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., Конвенцией IV, Дополнительными протоколами I и II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г.

Правовая защита гражданского населения осуществляется в вооруженных конфликтах как международного, так и немеждународного характера, о чем будет сказано ниже, даже в том случае, если одна из воюющих сторон не признает состояния войны. При этом гуманитарные нормы касаются всего населения находящихся в конфликте стран, без какой-либо дискриминации по признакам принадлежности к расе, национальности, религии или по политическим убеждениям. Они направлены на то, чтобы способствовать смягчению порождаемых войной страданий гражданского населения, особенно детей.

Воюющие стороны обеспечивают им защиту от любого рода непристойных посягательств, а также помощь, в которой они нуждаются с учетом их возраста или по любой другой причине.

К гражданскому населению не должны применяться никакие меры физического или морального воздействия в целях получения от него или от третьих лиц каких-либо сведений. Воюющим государствам в ходе вооруженного конфликта запрещается причинять физические страдания гражданскому населению или предпринимать какие-либо меры, ведущие к его гибели: убийства, пытки, телесные наказания, увечья, медицинские, научные опыты, но равным образом и всякое другое грубое насилие со стороны гражданских или военных представителей воюющей стороны. Кроме того, запрещаются следующие действия : коллективные наказания, использование голода среди гражданского населения в качестве метода ведения войны, террор, грабеж, взятие заложников. Гражданское население, а также отдельные гражданские лица не должны подвергаться нападениям, а также нападениям в порядке репрессалий.

Не допускаются акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население, а также нападения не избирательно го характера. К такого рода действиям относятся: нападения, которые не направлены на конкретные военные объекты; нападения с применением методов или средств ведения военных действий, которые в каждом случае поражают военные объекты и гражданских лиц или гражданские объекты без различия; бомбардировки любыми методами или средствами, при которых в качестве единого военного объекта рассматривается ряд явно отстоящих друг от друга и различимых военных объектов, расположенных в городе, деревне или другом районе, где сосредоточены гражданские лица или гражданские объекты; нападения, которые могут повлечь за собой потери среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и ущерб гражданским объектам.

Кроме того, гражданское население или отдельные гражданские лица не должны использоваться для прикрытия определенных пунктов, военных объектов или районов военных действий от нападения (ст. 51 Дополнительного протокола I).

Запрещаются нападения на гражданское население или на отдельных гражданских лиц в порядке репрессалий.

Лица, относящиеся к гражданскому населению, не вправе отказываться (частично или полностью) от прав, которые обеспечивают им нормы международного гуманитарного права.

Для обеспечения уважения и защиты гражданского населения воюющие стороны всегда должны проводить различие между гражданским населением и комбатантами. В ходе военных действий воюющие обязаны щадить гражданское население и гражданских лиц.

Иностранцы вправе покинуть территорию, на которой находятся, в начале или во время военных действий, если их выезд не противоречит государственным интересам страны пребывания. Рассмотрение ходатайств таких лиц о выезде производится обычно в соответствии с установленным порядком. Если какому-либо лицу будет отказано в просьбе покинуть территорию, оно может обжаловать решение в суде или соответствующем административном органе.

Правовой режим оккупированных территорий. Правовая защита гражданского населения должна обеспечиваться и на временно оккупированной противником территории, даже если оккупация не встретит никакого вооруженного сопротивления. Причем территория признается занятой, если она действительно находится во власти неприятельской армии, т.е., если такая власть установлена и ею осуществляется полный контроль в определенном районе. Оккупационные власти в соответствии с нормами международного гуманитарного права обязаны принять все зависящие от них меры к тому, чтобы, насколько возможно, восстановить и обеспечить общественный порядок и общественную жизнь, уважая существующие в стране законы, честь и семейные права, жизнь отдельных лиц, их религиозные убеждения.

Суверенитет государства на территорию, которая временно захвачена противником, не переходит к оккупанту автоматически.

В дальнейшем судьба такой территории решается, как правило, мирным договором.

Оккупирующее государство может реквизировать продовольственные запасы, медикаменты, находящиеся на оккупированной территории, только с учетом нужд гражданского населения.

Запрещается под каким бы то ни было предлогом угон, а также депортирование (высылка) гражданского населения с оккупированной территории на территорию оккупирующего государства или любого другого государства. Оккупирующая держава не вправе принуждать покровительствуемых лиц служить в ее вооруженных силах. Не допускается оказание давления на гражданское население с целью добиться добровольного поступления его в армию неприятельского государства.

В соответствии с нормами международного гуманитарного права на оккупированной территории запрещаются следующие действия : уничтожение движимого и недвижимого имущества, являющегося государственной, коллективной или частной собственностью неприятельской державы и отдельных ее лиц; взятие заложников из числа гражданских лиц; изменение статуса должностных лиц или судей, применение к ним санкций или каких-либо мер принуждения, проведение дискриминации по той причине, что они воздерживаются от выполнения своих обязанностей по соображениям совести; проведение всякого рода мероприятий, направленных на то, чтобы вызвать безработицу или ограничить возможность работы для граждан оккупированной территории с целью заставить их работать на оккупирующую державу.

Оккупант может привлекать гражданское население к трудовой деятельности, за исключением выполнения работы, которая вынуждала бы его принимать участие в военных действиях. Уголовное законодательство оккупированной территории остается в силе. Оно может быть отменено или приостановлено оккупирующей державой в том случае, если представляет собой угрозу ее безопасности или препятствует применению норм международного гуманитарного права. С учетом этого для обеспечения эффективного отправления правосудия судебные органы оккупированной территории продолжают исполнять свои функции, предусмотренные законодательством.

В случае нарушения изданных оккупирующей державой постановлений, предусматривающих уголовную ответственность, обвиняемые лица могут предаваться законным образом созданным оккупирующей державой военным судам при условии нахождения последних на оккупированной территории. Суды второй инстанции должны рассматривать дела преимущественно в оккупированной стране.

Уголовное законодательство оккупирующей державы может предусматривать смертную казнь в отношении гражданских лиц только в тех случаях, когда они виновны в шпионаже, диверсионных актах, направленных против военных объектов оккупирующей державы, или в умышленных правонарушениях, которые явились причиной смерти одного или нескольких лиц, если нормы уголовного права, действовавшие на территории до начала оккупации, предусматривали в таких случаях смертную казнь.

Судебные органы оккупирующей державы не могут выносить ни одного приговора без рассмотрения дела в установленном законом порядке.

Любое лицо, которому предъявляется обвинение оккупирующей державой, должно быть без промедления уведомлено об этом в письменной форме, на понятном для него языке, с подробным изложением выдвинутых против него обвинений.

Правовое положение интернированных лиц. Воюющие государства, которые осуществляют интернирование гражданских лиц, обязаны обеспечивать их содержание, оказывать медицинскую помощь. Размещение интернированных осуществляется с учетом их гражданства, владения языком и существующих обычаев. Члены одной и той же семьи, в особенности родители и их дети, размещаются в одном и том же месте интернирования, за исключением случаев, когда выполнение работ, состояние здоровья или привлечение к ответственности за совершенные правонарушения служат причинами разлуки членов семьи. В зависимости от условий боевой обстановки, характера военных действий лагеря, в которых размешены интернированные, обозначаются буквами IC, расположенными таким образом, чтобы они были отчетливо видны днем с воздуха. Интернированные лица должны размещаться отдельно от военнослужащих и лиц, лишенных свободы, и для них учреждается отдельная администрация. Довольствие интернированных должно быть достаточным по количеству и качеству, питание разнообразным с тем, чтобы обеспечить нормальное состояние их здоровья.

Интернированные вправе посещать медицинские учреждения.

Воюющая держава, во власти которой находятся интернированные, может привлекать их к работе, если они того пожелают. Запрещается обязывать интернированных выполнять работу, которая носит оскорбительный или унизительный характер.

Интернированным разрешается иметь при себе вещи и предметы личного пользования.

Руководство интернированными осуществляется офицером или должностным лицом из состава регулярных вооруженных сил или кадров гражданской администрации воюющей державы, во власти которой находятся интернированные. Офицер или другое должностное лицо должно иметь тексты Конвенции IV, Дополнительных протоколов I и II от 1977 г. на одном из официальных языков своей страны и нести ответственность за их соблюдение.

Дисциплинарные наказания интернированных должны быть совместимы с принципами гуманности. Интернированные вправе подавать властям жалобы в связи с нарушениями установленного режима их содержания.

Уголовные и дисциплинарные наказания интернированных лиц. Законодательство страны пребывания распространяется в полной мере на интернированных лиц в случае совершения ими правонарушений. Если законами или подзаконными актами установлена ответственность интернированных лиц, а действия неинтернированных лиц не подлежат наказанию, то интернированные могут быть привлечены только к дисциплинарной ответственности. За одно и то же правонарушение или по одному и тому же обвинению интернированный может быть наказан только один раз.

При назначении наказания суды и другие государственные органы, во власти которых находятся интернированные, принимают во внимание тот факт, что обвиняемый не является гражданином интернирующей державы. На интернированных могут быть наложены следующие дисциплинарные взыскания :

  • штраф, не превышающий 50% заработной платы за период не более 30 дней;
  • внеочередные наряды продолжительностью не свыше 2 часов в день и связанные с работой по содержанию лагеря;
  • арест.

Дисциплинарные взыскания не должны быть бесчеловечными, жестокими или опасными для здоровья интернированных. Пойманные после побега или попытки к побегу интернированные подлежат только дисциплинарному взысканию, даже если побеги или попытки побегов были совершены многократно. По фактам нарушения интернированными дисциплины проводится расследование. Им устанавливается минимальный срок ареста, который не должен превышать двух недель.

Интернирование прекращается как можно скорее после окончания военных действий. Однако интернированные, привлеченные к судебной ответственности, могут быть задержаны до окончания отбывания срока наказания.

По окончании военных действий или оккупации воюющие государства принимают меры к возвращению всех интернированных в страну гражданства, постоянного проживания или происхождения.

С самого начала вооруженного конфликта и во всех случаях оккупации каждая воюющая сторона учреждает официальное Справочное Бюро, в обязанности которому вменяется сбор и передача сведений о гражданских лицах, оказавшихся в ее власти. Оно направляет в самые кратчайшие сроки при посредничестве Центрального Агентства (ст. 140 Конвенции IV), а также держав-покровительниц сведения государству, гражданами которого являются интернированные, или державе, на территории которой они проживали.

В вооруженных конфликтах немеждународного характера воюющие стороны не должны отдавать распоряжений гражданскому населению покидать свою территорию, принудительно перемещать его и отдельных гражданских лиц по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, если это не вызывается необходимостью обеспечения их безопасности.

Гражданское население, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападения . Кроме того, запрещается применять в отношении них насилие или угрозу насилием, имеющие основной целью запугивание гражданского населения.

Все лица, не принимающие непосредственного участия или прекратившие принимать участие в военных действиях, имеют право на уважение своей личности, чести, убеждений и религиозных обрядов. При любых обстоятельствах с ними обращаются гуманно. В отношении них запрещается:

  • объявление приказа не оставлять никого в живых;
  • посягательство на жизнь, здоровье, физическое и психическое состояние, применение пыток, нанесение увечий или применение любых форм телесных наказаний;
  • применение коллективных наказаний;
  • взятие заложниками;
  • совершение актов терроризма;
  • надругательство над человеческим достоинством, унизительное и оскорбительное обращение, изнасилование, принуждение к проституции или непристойное посягательство в любой форме;
  • рабство и работорговля во всех их формах;
  • грабеж;
  • угроза совершения любого из вышеуказанных действий.

Особой защите подлежат дети . Принимаются меры для их временной эвакуации из района военных действий в более безопасные районы в сопровождении лиц, несущих ответственность за их безопасность. Дети получают образование, включая религиозное и нравственное воспитание в соответствии с пожеланиями родителей (опекунов). Не достигшие пятнадцатилетнего возраста не подлежат вербовке в вооруженные силы, и им не разрешается принимать участие в военных действиях. Если в этом возрасте они все же участвуют в военных действиях и попадают в плен, го нормы международного гуманитарного права обеспечивают им особую защиту.

Создание и поддержание в постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения в целях доведения до работников сигналов гражданской обороны; эвакуация работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

Первоочередное обеспечение пострадавших работников и членов их семей медицинским обслуживанием, включая оказание первой медицинской помощи и принятие других неотложных мер повышения других защитных свойств помещений от проникновения радиактивных, отравляющих и аварийно-химически опасных веществ;

Защита продуктов питания, фуража и воды от заражения радиактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами.

В рамках международного права предусмотрены особые меры защиты человека в период вооруженных конфликтов. Так Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительные протоколы I и II 1977 г. гарантирует защиту следующим категориям граждан:

  • Военнопленным.
  • Получившим тяжелые ранения или больным в действующих армиях.
  • Раненым и больным гражданам, потерпевшим кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море.
  • Гражданской части населения.

Пострадавшие от военных действий также подлежат защите в ситуации, когда из сторон конфликта не признает наличие военного положения.

Защита прав человека в период вооруженных конфликтов

Граждане, которые не принимали непосредственного участия в военных действиях, включая тех, кто в дальнейшем сложил оружие, и тех, кто отказался принимать участие в военном конфликте по причине болезни, ранения или иной, имеют право пользоваться гуманным обращением в независимости от расовой принадлежности, исповедуемой религии или родного языка. Защита прав человека в условиях вооруженных конфликтов не допускает в сторону охраняемых таким образом граждан посягательств на жизнь и физическую неприкосновенность, взятие в заложники, человеческое достоинство, осуждение и наказание без предварительного решения официальных лиц.

Все раненые и больные граждане должны быть без исключения перемещены в места, где им будет оказана медицинская помощь.

Не при каких обстоятельствах не допускается нападения на медицинские учреждения и формирования. Личный состав таких учреждений может иметь во владении оружие и использовать его для защиты. Те санитарные учреждения, которые были захвачены врагом, могут выполнять свои функции, пока вражеская сторона не возьмет на себя все обязательства по уходу за больными и ранеными. Кроме того, не должны подвергаться нападению и транспортные средства медицинских и санитарных подразделений. Для обеспечения выполнения данного положения весь подобный транспорт должен быть оборудован соответствующим и заметным отличительным знаком.

Гражданским лицом считается лицо, которое в случае военного конфликта или оккупации находится во власти противоположной воинствующей стороны.

По отношению к гражданскому населению недопустимо проявлять следующие действия:

  • Совершение насилия или угроза применения насилия, основной целью которого является терроризм мирных жителей.
  • Нападение на гражданское население в порядке репрессалий.
  • Попытки сформировать защиту населенных пунктов или объектов военного значения силами гражданского населения.
  • Использование голода среди гражданского населения, как средство ведения войны и прочее.

Международно-правовые вопросы гражданства

Гражданство – это устойчивая политико-правовая связь лица с определенным государством, которая характеризует основы правового статуса личности и находит выражение в обобщенности совместных прав, обязанностей, ответственности и составляет основу правового статуса индивида.

Нормы Международного права регламентируют право на гражданство для каждого человека. Личность не может быть произвольно лишена своего гражданства или привилегии изменить его по своему желанию. Также, личность не может быть ограничена или лишена права на въезд на территорию того государства, гражданином которого является.

Если гражданин определенного государства, выехал за его территорию, то он не перестает быть его гражданином. Заключение и расторжение брака с иностранным гражданином, также не оказывает никакого влияния на текущее гражданство личности.

Нормы Международно-правовых вопросов гражданства регулируют и общие, и специальные его вопросы. Среди базовых можно определить:

  • Пакт о гражданских и политических правах 1966 г.
  • Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г.
  • Конвенция о правах ребенка 1989 г.

Следующими по значимости считаются:

  • Соглашения о предотвращении возникновения двойного гражданства.
  • Конвенция о статусе апатридов (Нью-Йорк, 28 сентября 1954 г.).
  • Конвенция о сокращении безгражданства (Нью-Йорк, 30 августа 1961 г.).
  • Конвенция о сокращении случаев множественного гражданства и о воинской обязанности в случаях множественного гражданства (Страсбург, 6 мая 1963 г.) и прочие.

Любое гражданство, опираясь на собственное законодательство, может определять, кто является гражданами. Данное законодательство должно быть признано и другими государствами в случае соответствия с применяемыми международными конвенциями, международными обычными правами и общепринятыми принципами в отношении гражданства в целом.

Установленные в каждом государстве правила относительно гражданства должны опираться на ряд базовых принципов:

  • Любая личность имеет право на гражданство.
  • Лучше стремиться избегать безгражданства.
  • Не допускается произвольное лишение личности гражданства.
  • Вступление/расторжение брака, смена гражданства одним из супругов никак не влияют на гражданство другого в автоматическом порядке.

В Государстве не должно быть дискриминирующих различий, равносильных ущемлению по признаку пола, расы, религии, цвета кожи, национального или этнического происхождения. Государства должны придерживаться принципа недискриминации между гражданами, независимо от того приобрели ли они гражданство при рождении или в последующий период.

Процедуры, касающиеся гражданства

Существует ряд процедур, касающихся гражданства, которые устанавливаются договорами. На основании их регламентируется приобретение гражданства двумя основными методами:

  • По рождению.
  • По результату процедуры приема в гражданство.

В своем внутреннем законодательстве государства предусматривают возможность приобретения его гражданства детям, если один из родителей на момент рождения имел гражданство данного государства. Касательно детей, родительские права на которых были установлены в официальном порядке, например через суд, то здесь государство может предусмотреть отдельную процедуру получения гражданства. Если ребенок был найден на территории государства и оба его родителя неизвестны, то он приобретает гражданство той страны, на территории которой был найден.

Государства предполагают возможность получения гражданства лицам, проживающими на его территории законно. В этом случае срок проживания на территории данного государства не должен превышать 10 лет до подачи заявления.

В упрощенном порядке могут получить гражданство:

  • Супруг гражданина.
  • Ребенок, родитель которого имеет гражданство по рождению или приобретенное.
  • Усыновленный ребенок.
  • Рожденные на территории государства либо законно проживающие на территории.
  • Лица без гражданства и признанные беженцами лица, которые на законном основании проживают на территории государства.

В некоторых странах распространена практика наложения ограничений на вступления в гражданство. Так, в России будет отклонено прошение о принятии в гражданство, если человек выступает за насильственное изменение конституционного строя РФ, состоит в партиях или схожих организациях, убеждения которых противоречат конституционному строю РФ, отбывает наказание в виде лишения свободы или осужден.

Другие способы получения гражданства

Помимо базовых форм вступления в гражданство, существуют и некоторые другие способы стать гражданином определенной страны. Гражданство может быть получено:

  • В случае признания. Так граждане России получили свое гражданство после распада СССР, как постоянно проживающие на территории РФ на момент вступления в силу закона о гражданстве за исключением тех случаев, когда не выражали свое нежелание являться гражданами этой страны в течение года.
  • В порядке его регистрации. Например, при усыновлении.
  • В процессе восстановления в гражданстве лиц, которые раньше состояли в гражданстве.
  • В результате оптации. Эта процедура подразумевает выбор гражданства в процессе территориальных изменений государства.

Международный договор РФ, подразумевает возможность для вновь прибывающих на территорию РФ на постоянное место жительства приобрести гражданство в упрощенном порядке.

Примером подобного договора может служить соглашение, принятое в Москве в феврале 1999 года, между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства.

Для получения гражданства по данному алгоритму заявитель должен подходить хотя бы под одно из перечисленных условий:

  • Наличие в прошлом гражданства Белорусской ССР, Казахской ССР, Киргизской ССР или РСФСР и одновременно в гражданства бывшего СССР, рожден или проживал на территории стороны приобретаемого гражданства до 21 декабря 1991 г.
  • Наличие одного из постоянно проживающих родственников на территории стороны приобретаемого гражданства. Это может быть супруг, супруга, один из родителей, ребенок, сестра, брат, дедушка, бабушка, внук, внучка.

Для приобретения гражданства одного государства и отказа от гражданства другого достаточно свободного волеизъявления заинтересованных лиц.

Основные принципы получения гражданства

Чтобы получить гражданство, ходатайствующее лицо обязано предоставить определенный пакет документов в соответствующие органы того государства, гражданство которого планируется получать.

При получении гражданства одной страны с одновременной утратой гражданства другой, согласно внутреннему законодательству этой страны, ходатайствующее лицо сохраняет свой статус гражданина до вынесения официального решения по данному вопросу.

В случае изменения гражданства родителей, если они оба приобретают гражданство другого государства, статус их несовершеннолетних детей также меняется в автоматическом порядке. Если только один родитель изменяет свой статус гражданина, гражданство ребенка определяется совместным решением родителей, которое должно быть отражено в соответствующем заявлении. Если родители живут раздельно, то за ребенком закрепляется гражданство того государства, гражданином которого является официальный опекун.

При достижения детьми совершеннолетия, если родители имеют гражданство разных стран, статус гражданина совершеннолетнего ребенка может быть изменено согласно законодательству стран.

Гражданство может прекратиться в нескольких случаях:

  • Добровольный выход гражданина из гражданства.
  • Впоследствии отмены решения о приеме в гражданство.
  • В случае выбора иного гражданства в процессе оптации.
  • По причине других обстоятельств, которые регламентированы международными договорами.

В законодательстве, регламентированном международным правом, запрещается на национальном уровне предусматривать утрату гражданства. Исключениями являются следующие ситуации:

  • Добровольное приобретение гражданином гражданства другой страны.
  • Если гражданство было приобретено по мошеннической схеме или в случае предоставления заведомо ложной информации, сокрытия любого факта, касающегося заявителя.
  • Прохождение военной службы в иностранных государствах.
  • Усыновление ребенка.
  • Какие-либо действия, наносящие весомый урон установившимся государственным принципам.

На государственном уровне может быть рассмотрена и утрата гражданства детьми, родители которых лишаются данного гражданства, однако, если один из родителей сохраняет за собой статус гражданина, то и ребенок имеет право сохранить его.

Общее правило устанавливает для гражданина, имеющего множественное гражданство, полный перечень прав, свобод и обязанностей той страны, на территории которой он постоянно проживает. Военная служба также проходит на территории постоянного проживания на момент призыва. Если гражданин уже прошел военную службу на территории одного государства, он освобождается от призыва в другом государстве. Также и дипломатическая защита гражданина осуществляется стороной постоянного проживания.

Международное право также регламентирует возможность детям, которые имеют гражданство нескольких стран, если оно приобретено по праву рождения, сохранять этот статус, а также иметь своим гражданам другое гражданство, если оно приобретено автоматически по случаю вступления в брак.

Если гражданин имеет множественное гражданство, то он имеет те же права и обязанности того государства на территории которого постоянно проживает, как и другие граждане. Подобные положения не применимы к:

  • Нормам МП, которые касаются дипломатической или консульской защиты, обеспечиваемой государством его гражданину, который одновременно имеет другое гражданство.
  • Нормам каждого государства в случаях, касающихся множественного гражданства.

Граждане, обладающие множественным гражданством должны проходить обязательную воинскую службу только в одном из государств, как правило, там, где постоянно проживают на момент призыва. Однако, по достижении 19 летнего возраста, гражданин, имеющий множественное гражданство может выбрать добровольную службу в любом из государств, гражданином которых является. Если лицо уже исполняло воинское обязательство в государстве своего постоянного места жительства, а после переехало на постоянное место жительство в другую страну, то прохождение воинской службы на данной территории может носить только характер запаса.

На сегодняшний день институт множественного гражданства выступает как одно из средств защиты прав русскоязычного населения в странах СНГ. Соответствующие конвенции подписаны с некоторыми республиками бывшего СССР.

Таким образом, если брать в пример соглашение между Россией и Таджикистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства, оба государства позволили своим гражданам приобретать гражданство союзной страны, не утрачивая при этом собственного.

Читайте также: