Зарубежный опыт реализации международных стандартов обращения с осужденными лекция кратко

Обновлено: 07.07.2024

4. Основное содержание международных стандартов обраще­ния с осужденными к наказанию в виде лишения свободы.

Главная масса стандартов в данной области сосредоточена в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными и Правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. Оста­новимся на содержании их основных положений[8].

Основные положения рассматриваемых стандартов можно разде­лить напять групп: 1) организация родовой и видовой классификации лиц, лишенных свободы; 2) организация микросоциальных условий отбывания лишения свободы; 3) организация режима в местах лише­ния свободы; 4) организация труда и профессиональной подготовки лиц, лишенных свободы.

Родовая и видовая классификация представляют собой разделе­ние осужденных на группы по полу, возрасту и иным признакам с целью осуществления дифференцированного подхода к организации отбывания наказания. Классификация направлена на создание бла­гоприятных условий для достижения целей уголовного наказания.

Родовая классификация состоит в разделении осужденных на такие категории, которые определят структуру системы мест лишения свободы. Закрепляется она в уголовном законе.

Видовая классификация дополняет родовую. Проводится она в период отбывания наказания, исходя из поведения осужденного и других обстоятельств. Эта вторичная классификация лежит в основе прогрессивной системы отбывания лишения свободы и закрепляется в пенитенциарном законодательстве.

Основные рекомендации-стандарты по организации упомянутых выше классификаций состоят в следующем:

— в качестве критериев классификации предлагается использо­вать пол (мужчин и женщин следует содержать отдельно), возраст (раздельное содержание взрослых и несовершеннолетних преступни­ков), предшествующую судимость (рецидивистов содержать отдельно от судимых впервые), юридические причины осуждения и предпи­санное обращение с заключенными (неосужденные содержатся от­дельно от осужденных и т.д.);

— система классификации должна быть достаточно гибкой, чтобы имелись возможности разместить каждую классификационную группу осужденных в наиболее подходящем для работы с ней отдель­ном учреждении или отдельной секции одного учреждения;

— цели классификации — отделение осужденных от тех, кто в силу своего преступного прошлого или отрицательных черт характера грозит оказать на них плохое влияние, а также разделение осужден­ных на категории, облегчающие работу по возвращению их к жизни в обществе;

— в каждом учреждении следует иметь систему льгот и разраба­тывать различные методы обращения с разными категориями осуж­денных, чтобы поощрять их к хорошему поведению, развивать в них чувство ответственности, Интерес к исправлению и сотрудничеству с администрацией.

Из анализа приведенных рекомендаций видно, что стандартами определяется скорее общий, чем детализированный подход к родовой и видовой классификации осужденных. Следовательно, каждому го­сударству на основе предложенной выше стратегии предстоит само­стоятельно разрабатывать и усовершенствовать свой национальный вариант реализации данных стандартов.

Организация микросоциальных условий отбывания наказания — объект другой группы стандартов. Под микросоциальными условиями отбывания лишения свободы понимаются условия содержания осужденных, создаваемые для удовлетворения их потребностей в пище, одежде, жилище, медицинском обслуживании, т.е. условия, обеспечивающие нормальное существование человека в пенитенци­арном учреждении. Уровень цивилизованности этих условий должен соответствовать их общему уровню в стране.

Микросоциальные условия могут выступать объективной детерминантой поведения преступника в период отбывания наказания и либо “очеловечивать” личность, создавая прочную основу для при­менения различных средств воздействия (режима, труда, воспита­тельной работы), либо, напротив, вести к деградации личности, вы­зывать озлобление, создавая почву для внутреннего противодействия законным требованиям администрации учреждения.

Группа стандартов микросоциальных условий отбывания наказа­ния состоит из шести подгрупп, определяющих требования к орга­низации: 1) жилых помещений для осужденных; 2) личной гигиены;

3) одежды и спальных принадлежностей; 4) питания; 5) упражнений и спорта; 6) медицинского обслуживания.

Стандарты жилых помещений для осужденных предусматривают:

— если имеется возможность, помещать каждого осужденного на ночь в отдельную камеру или комнату;

— если такой возможности нет, то перед помещением в общие камеры подвергать осужденных тщательному отбору, чтобы они могли жить совместно, а также осуществлять за совместно размещен­ными осужденными ночью постоянный надзор;

— в помещениях, где живут и работают осужденные, окна должны быть сконструированы так, чтобы обеспечивался доступ свежего воз­духа и можно было читать и работать при дневном (либо искусст­венном) освещении без опасности для зрения;

— санитарные установки должны быть достаточны, чтобы удов­летворить естественные потребности в условиях чистоты и пристой­ности;

— количество банных установок и душей должно быть достаточ­но, чтобы каждый осужденный мог ими пользоваться так часто, как этого требуют условия общей гигиены с учетом географического района и времени года;

— все помещения, которыми пользуются осужденные, должны со­держаться в строгой чистоте.

Требования стандартов относительно личной гигиены состоят в следующем:

— от заключенных следует требовать, чтобы они содержали себя в чистоте, представляя им для этого воду и туалетные принадлеж­ности, необходимые для поддержания чистоты и здоровья;

— чтобы осужденные могли сохранять внешний вид, совмести­мый с человеческим достоинством, им следует давать возможность заботиться о своей прическе и бороде, позволяя мужчинам регулярно бриться.

Стандарты одежды и спальных принадлежностей требуют:

— если осужденный не имеет права носить гражданскую одежду, ему следует выдавать обмундирование, соответствующее климату и позволяющее- поддерживать здоровье в удовлетворительном состоя­нии, не носящее оскорбительного или унизительного характера;

— одежда должна содержаться в чистоте и исправности, со стир­кой и выдачей свежего белья в соответствии с требованиями гигиены;

— если осужденным разрешено носить гражданскую одежду, то она должна 'быть чистой и пригодной к ношению;

— каждому осужденному предоставляется отдельная койка и спальные принадлежности, которые должны поддерживаться в ис­правности и своевременно меняться.

Стандарты питания предписывают:

— в обычные часы обеспечивать каждого осужденного пищей, до­статочно питательной для поддержания его здоровья;

— пища должна быть хорошего качества, хорошо приготовлена и подана;

— каждый осужденный должен располагать питьевой водой, когда он испытывает потребность в ней.

Стандарты по организации физических упражнений и спорта предполагают следующее:

— осужденные, не занятые работой на свежем воздухе, имеют право на ежедневные физические упражнения на дворе, если позво­ляет погода;

— несовершеннолетним и иным осужденным подходящего воз­раста, находящимся в соответствующем физическом состоянии, сле­дует обеспечивать физическую тренировку и возможность игр во время упражнений, для чего следует располагать необходимыми пло­щадками, установками и оборудованием.

Стандарты по организации медицинского обслуживания требуют:

— все заведения должны иметь не менее одного медицинского работника, имеющего познания в области психиатрии;

— медицинское обслуживание осужденных организуется в тес­ной связи с органами здравоохранения, охватывает психиатрические службы, лечение психически ненормальных осужденных;

— больных осужденных, нуждающихся в услугах специалиста, следует переводить в особые заведения или больницы;

— тюремные больницы должны располагать необходимым обо­рудованием, установками, лекарствами и достаточно квалифициро­ванным персоналом;

— женские учреждения должны располагать помещениями для ухода за беременными женщинами и роженицами;

— если осужденным матерям разрешается оставлять младенцев при себе, необходимо предусматривать создание ясель с квалифици­рованным персоналом;

— каждого осужденного следует подвергать медицинскому ос­мотру, чтобы установить, не болен ли он физически или умственно, а также изолировать осужденных, страдающих инфекционной или за­разной болезнью; необходимо выявлять физические или умственные недостатки осужденных, препятствующие их исправлению, опреде­лять их физическую трудоспособность;

— о физическом и психическом здоровье осужденных заботится врач, который должен ежедневно принимать или посещать всех боль­ных либо жалующихся на болезнь;

— если врач считает, что физическое или умственное равновесие осужденного нарушено в связи с заключением, он докладывает об этом начальнику учреждения;

— врач осуществляет инспекцию соблюдения микросоциальных условий содержания осужденных и докладывает о недостатках на­чальнику учреждения, который обязан принять необходимые меры.

Важное значение для совершенствования национальных пенитен­циарных систем имеют стандарты организации режима в местах ли­шения свободы. Их основное содержание состоит в следующем:

— режим необходимо организовывать так, чтобы, по возможнос­ти, не разрушить социально полезные связи осужденных с внешним миром. В этих целях осужденным через регулярные промежутки вре­мени и под должным надзором следует разрешать общаться с семьями или пользующимися незапятнанной репутацией друзьями;

— осужденным иностранным гражданам обеспечивается возмож­ность поддерживать связь с дипломатическими и консульскими пред­ставителями их страны;

— режим в местах лишения свободы должен стремиться свести до минимума разницу между жизнью в тюрьме и на свободе. В об­ращении с осужденными следует подчеркивать не исключение их из общества, а то, что они продолжают оставаться его членами. В целях возвращения осужденных к жизни в обществе при каждом учреж­дении необходимо иметь социального работника, привлекать к со­трудничеству общественность, поддерживать связь с семьями осуж­денных;

— следует принимать меры к тому, чтобы осужденные могли со­хранить максимум совместимых с законом и условиями приговора прав в области их гражданских интересов, социального обеспечения и социальных льгот.

Особое внимание рекомендуется уделять укреплению связи осуж­денных с семьями.

Ряд предписаний касается средств обеспечения режима. Среди них рекомендации:

— твердо поддерживать дисциплину и порядок, вводя при этом лишь те ограничения, которые необходимы для обеспечения надёж­ности надзора и соблюдения правил поведения в учреждении;

— законом или распоряжением должны в обязательном- порядке определяться: а) поведение, составляющее дисциплинарный про­ступок; б) вид и продолжительность дисциплинарного взыскания;

в) .орган, имеющий право наложить его;

— осужденный не может быть наказан, не будучи информирован о проступке, который ставится ему в вину, и не получив возможности высказаться в свое оправдание;

— запрещается использовать в качестве дисциплинарных взыс­каний телесные наказания, заключение в темной камере, жестокие бесчеловечные или унижающие человеческое достоинство меры.

Важную роль выполняет группа стандартов по организации труда и профессиональной подготовки лиц, лишенных свободы. Их основ­ное содержание заключается в следующем:

— труд осужденных не должен приносить им страданий;

— осужденные обязаны трудиться в соответствии с их физичес­кими и психическими способностями, удостоверенными врачом;

— работа осужденных должна быть, по возможности, такой, чтобы давать им квалификацию, позволяющую честно трудиться после освобождения;

— осужденные должны иметь возможность выбора работы, если это совместимо с требованиями управления и дисциплины в учреж­дении;

— организация и методы работы осужденных должны быть мак­симально близки к условиям труда на свободе, чтобы они привыкли к одинаковым требованиям;

— интересы осужденных и их профессиональную подготовку не следует подчинять соображениям прибыли от тюремного производ­ства;

— для осужденных должны применяться такие же правила безо­пасности и охраны здоровья при использовании их труда, которые действуют на свободе;

— рабочее время осужденных следует распределять так, чтобы они имели не менее одного дня отдыха в неделю и располагали вре­менем, достаточным для учебы и других видов деятельности, необ­ходимых для их исправления;

— за свой труд осужденные должны получать справедливое воз­награждение, позволяющее расходовать часть заработка на приоб­ретение дозволенных предметов личного обихода, часть — посы­лать семье и часть — оставлять на хранение у администрации учреж­дения, передающей эти сбережения осужденному в момент освобож­дения.

Еще одна группа стандартов регламентирует организацию воспи­тательного воздействия на лиц, лишенных свободы. Основные реко­мендации:

— каждое учреждение должно иметь библиотеку, доступную для всех категорий осужденных;

— в учреждениях, где находится достаточное количество осуж­денных одного вероисповедания, следует назначать квалифицирован­ного служителя культа или разрешать ему регулярно отправлять там религиозные обряды и вести с осужденными беседы на религиозные темы;

— каждый осужденный в пределах осуществимого должен иметь возможность удовлетворять свои религиозные потребности;

— для достижения целей лишения свободы учреждение должно использовать все исправительные, воспитательные, моральные и дру­гие виды помощи, которыми оно располагает;

— обращение с осужденными должно укреплять у них чувство собственного достоинства и сознание своей ответственности;

— после поступления осужденного в учреждение необходимо на основе изучения его личности разрабатывать программу работы с ним, учитывая его индивидуальные потребности, способности и склонности;

— осужденным, способным извлечь из этого пользу, следует обес­печивать возможность дальнейшего образования, в том числе рели­гиозного;

— осужденным необходимо предоставлять возможности для от­дыха и культурной деятельности.

Описанные группы стандартов создают в совокупности пример­ную модель организации исполнения наказания в виде лишения сво­боды, реализация которой позволяет эффективно усовершенствовать национальные пенитенциарные системы.

В связи со вступлением России в Совет Европы важное значение приобретает постепенная реализация европейских стандартов орга­низации и правового регулирования исполнения уголовного наказа­ния.

К документам, содержащим европейские стандарты рассматрива­емого профиля, относятся:

— Европейская Конвенция о надзоре за условно осужденны­ми или условно освобожденными правонарушителями от 30 ноября 1964г.;

— Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод че­ловека 1950 г.;

— Европейская Конвенция по предупреждению пыток, бесчело­вечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г.;

— Европейские пенитенциарные правила, объявленные рекомен­дацией № R (87) 3 Комитета министров Совета Европы от 12 февраля 1987 г.;

— Резолюция Комитета министров Совета Европы от 9 марта 1976 г. “О некоторых мерах наказания, альтернативных лишению сво­боды”;

— Резолюция Комитета министров Совета Европы относитель­но избирательных, гражданских и социальных прав заключенных от 1 февраля 1962 г.;

— Резолюция Комитета министров Совета Европы о труде за­ключенных от 18 сентября 1975 г.;

— Резолюция Комитета министров Совета Европы об образова­нии в тюрьмах от 13 октября 1989 г.;

— Рекомендация Комитета министров Совета Европы относи­тельно системы заключения и обращения с опасными преступниками от 24 сентября 1982 г.;— Рекомендация Комитета министров Совета Европы относи­тельно предоставления краткосрочных отпусков заключенным от 24 сентября 1982 г.[9]

Европейские стандарты развивают и детализируют универсаль­ные стандарты ООН, рассмотренные выше, учитывая особенности стран, входящих в Совет Европы. В настоящее время продолжается работа экспертов Совета Европы, государственных и негосударствен­ных структур по внедрению рассматриваемых стандартов в уголовно-исполнительную систему России. Вместе с тем, учитывая реаль­ные финансовые возможности Российской Федерации, процесс этот займет достаточно продолжительное время.

1. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. - М.: Вердикт-1м, 1997

2. Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М„ 1998. С. 197-268.

3. Уголовно-исполнительное право. Учебник. Под ред. А.И. Зубкова - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998.

4. Уголовно-исполнительное право России.: Учебник / Под ред. проф. В.И. Селиверстова - М.:Юристъ, 2000

5. Уголовно-исполнительное право. Учебник. / Под ред. проф. И.В. Шмарова М.: Издательство БЕК, 1998.

[1]Уголовно-исполнительное право России.: Учебник / Под ред. проф. В.И. Селиверстова - М.:Юристъ, 2000 с. 17

[2]Уголовно-исполнительное право. Учебник. Под ред. А.И. Зубкова - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998 С. 543

[3] Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. - М.: Вердикт-1м, 1997 с. 22

[4] См.: Стручков Н.А., Шупилов В.П. Исполнение наказания в капиталистических странах. Учебное пособие. М., 1977. Вып. 1. С. 27-32

[6] См.: Зимин В.П., Зубов И.Н. Международное сотрудничество в области

[7] См.: Права человека: Сборник международных договоров. ООН, Нью-Йорк, 1989.

[8] См.: Пономарев П.Г. Международно-правовые стандарты обращения с заклю­ченными и национальные варианты их реализации: Учебное пособие. Рязань, 1994.

[9] Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М„ 1998. С. 197-268.

Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 37902
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Система действующих международных актов об обращении с осужденными — часть системы международных актов по контролю над преступностью, которая содержит стандарты поведения в данной области.

Стандарты, содержащиеся в международных актах об обращении с осужденными, необходимо классифицировать, как минимум, по трем основаниям: 1) масштабам действия; 2) специализации; 3) обязательности для государств - применителей.

По масштабам действия все стандарты в изучаемой сфере можно разделить на две группы: универсальные и региональные.

Универсальные - это стандарты, вырабатываемые ООН, а региональные - Советом Европы или иными региональными объединениями государств. В настоящей лекции будут затронуты только универсальные стандарты, освещению региональных норм препятствует их многочисленность.

По специализации международные акты, содержащие универсальные стандарты обращения с осужденными, распадаются на два класса:

1. акты общего характера, не предназначенные специально для регламентации обращения с осужденными, но содержащие отдельные интересующие нас стандарты;

2. акты специализированного характера, имеющие своей целью изложение стандартов обращения с осужденными. Практическое значение этой классификации заключается в том, что при поиске стандартов обращения с осужденными она ориентирует не только на специализированные международные акты, но и на акты общего характера.

По обязательности государств - применителей рассматриваемые стандарты можно отнести к двум основным разрядам: 1) обязательные нормы - принципы и общие положения; 2) конкретный стандарт — рекомендации, не носящие обязательного характера. Необходимость данной классификации связана с тем, чтобы можно было отделить обязательные нормы от рекомендательных. Если стандарты-принципы и общие положения обязательны для каждой стороны, ратифицировавшей соответствующие международные акты, то стандарты-рекомендации внедряются тем либо иным государствам в той степени, в которой имеются необходимые экономические, политические и другие предпосылки для их реализации.

Исходя из приведенных классификаций, в систему действующих международных актов об обращении с осужденными можно включить следующие универсальные международные акты, принятые ООН.

I. Акты общего характера:

- Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);

- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.);

- Международный пакт о гражданских и политических правах
(1966 г.);

- Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1963 г.);

- Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 г.);

- Декларация прав ребенка (1959 г.);

- Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г.);

- Декларация о правах инвалидов (1975 г.).

II. Специализированные акты:

- Минимальные стандартные правила обращения с заключенными
(1955 г.);

- Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975 г.);

- Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (1984 г.);

- Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.);

- Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989 г.).

Анализ приведенных международных актов показывает, что действие их целесообразно освещать относительно двух основных сфер обращения с осужденными: а) при использовании мер, не связанных с лишением свободы; б) при применении лишения свободы. Дело в том, что в рассматриваемых направлениях действует значительное количество специфических принципов, общих положений и конкретных норм, совокупность которых требует раздельного рассмотрения стандартов в каждой сфере.

Система действующих международных актов об обращении с осужденными — часть системы международных актов по контролю над преступностью, которая содержит стандарты поведения в данной области.

Стандарты, содержащиеся в международных актах об обращении с осужденными, необходимо классифицировать, как минимум, по трем основаниям: 1) масштабам действия; 2) специализации; 3) обязательности для государств - применителей.




По масштабам действия все стандарты в изучаемой сфере можно разделить на две группы: универсальные и региональные.

Универсальные - это стандарты, вырабатываемые ООН, а региональные - Советом Европы или иными региональными объединениями государств. В настоящей лекции будут затронуты только универсальные стандарты, освещению региональных норм препятствует их многочисленность.

По специализации международные акты, содержащие универсальные стандарты обращения с осужденными, распадаются на два класса:

1. акты общего характера, не предназначенные специально для регламентации обращения с осужденными, но содержащие отдельные интересующие нас стандарты;

2. акты специализированного характера, имеющие своей целью изложение стандартов обращения с осужденными. Практическое значение этой классификации заключается в том, что при поиске стандартов обращения с осужденными она ориентирует не только на специализированные международные акты, но и на акты общего характера.

По обязательности государств - применителей рассматриваемые стандарты можно отнести к двум основным разрядам: 1) обязательные нормы - принципы и общие положения; 2) конкретный стандарт — рекомендации, не носящие обязательного характера. Необходимость данной классификации связана с тем, чтобы можно было отделить обязательные нормы от рекомендательных. Если стандарты-принципы и общие положения обязательны для каждой стороны, ратифицировавшей соответствующие международные акты, то стандарты-рекомендации внедряются тем либо иным государствам в той степени, в которой имеются необходимые экономические, политические и другие предпосылки для их реализации.

Исходя из приведенных классификаций, в систему действующих международных актов об обращении с осужденными можно включить следующие универсальные международные акты, принятые ООН.

I. Акты общего характера:

- Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);

- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.);

- Международный пакт о гражданских и политических правах
(1966 г.);

- Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1963 г.);

- Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 г.);

- Декларация прав ребенка (1959 г.);

- Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г.);

- Декларация о правах инвалидов (1975 г.).

II. Специализированные акты:

- Минимальные стандартные правила обращения с заключенными
(1955 г.);

- Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975 г.);

- Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (1984 г.);

- Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.);

- Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989 г.).

Анализ приведенных международных актов показывает, что действие их целесообразно освещать относительно двух основных сфер обращения с осужденными: а) при использовании мер, не связанных с лишением свободы; б) при применении лишения свободы. Дело в том, что в рассматриваемых направлениях действует значительное количество специфических принципов, общих положений и конкретных норм, совокупность которых требует раздельного рассмотрения стандартов в каждой сфере.


События ХХ века, которые сотрясли весь мир, затронули, естественно, все сферы общественной жизни. Эти события оказали влияние на человеческое мироощущение, мировосприятие, миропонимание. И, разумеется, далеко не в последнюю очередь это затронуло правовую сферу. После пережитого ужаса двух мировых войн, человечество, постепенно, более ответственно подходит к вопросам гуманизма, в особенности, гуманизма по отношению к лицам, находящимся в пенитенциарных учреждениях. На фоне этого происходит формирование новых и улучшение уже действующих стандартов содержания заключенных. За последние 70 лет мировым сообществом были разработаны и приняты множество нормативно-правовых актов, закрепляющих гуманное отношение к человеку, его жизни, здоровью, чести, достоинству. Данные акты также устанавливали определенные стандарты обращения и содержания с заключенными. В данной работе автор анализирует установленные международно-правовые и национальные стандарты содержания лиц в пенитенциарных учреждениях, приводит их классификацию. После этого исследуется тип российской уголовно-исполнительной системы и ее соответствие установленным международным стандартам.

Ключевые слова: пенитенциарная система, стандарты содержания заключенных, международно-правовая основа прав заключенных, российская уголовно-исполнительная система.

The World Wars of the 20-th century, which shocked the whole world, affected, of course, all spheres of public life. These events have had an impact on the human perception and understanding of the world. The legal sphere actually was not exclusion. After experiencing the horror of two world wars, humanity is gradually taking a more responsible approach to issues of humanism, in particular, humanism in relation to persons in penitentiary institutions. During these shifts, international community shapes new standards of detention and improves the existing ones. Over the past 70 years, the world community has developed and adopted many legal acts that enshrine a humane attitude to a person, their life, health, honor, and dignity. These acts also set certain standards for the treatment and maintenance of prisoners. In this paper, the author analyzes the established international legal and national standards for the detention of persons in penitentiary institutions, provides their classification. Moreover, this article includes the type of Russian penal enforcement system and its compliance with established international standards.

Keywords: penitentiary system, standards of detention of prisoners, international legal basis of prisoners rights, Russian penal system.

Пенитенциарные учреждения возникли еще многие столетия назад, в древнейшие времена. Однако содержание данных учреждений обходилось слишком дорого. Вследствие данного факта заключенные содержались там, в основном, лишь до исполнения приговора, т. е. казни, отправки на рудники, на галеры и т. п. В будущем же подобные тюремные учреждения стали играть доминирующий характер. Это произошло благодаря развитию гуманизма (так как содержание преступника в изоляции под стражей было явно гуманнее, чем применение смертной казни или членовредительских наказаний) и увеличения достатка общества (благодаря этому появилась возможность содержать преступников в изоляции от общества и вести охрану их режима). Считаем важным отметить, что даже в позднее Средневековье тюрьмы не имели каких-либо определенных целей, кроме цели изолировать преступника от общества.

– лечебные исправительные учреждения,

Обязанностью данных учреждений является:

1) Обеспечение исполнения уголовно-исполнительного законодательства;

2) Поддержание необходимых условий для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях;

3) Создание подходящих условий для привлечения осужденных к труду, а также для получения ими общего образования, профессионального обучения и переквалификации;

5) Гарантирование деятельности по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы;

6) Оказание содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

7) Обеспечение режима содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей.

В настоящее время мы имеем достаточно широкий спектр международных стандартов по отношению к осужденным, которые были созданы благодаря постоянному и многостороннему международному сотрудничеству в области прав человека [2, с. 126].

Все имеющиеся международные стандарты в отношении лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях, обычно классифицируют по трем критериям:

– обязанность для государств.

В свою очередь, стандарты по масштабам действия можно разделить на универсальные и региональные.

На данный момент единственной глобальной универсальной межправительственной организацией является ООН. Ее работа охватывает не только проблемы военной безопасности и экономики, но и борьбу за права человека. Под эгидой ООН было организовано множество комитетов, целями которых являются: распространение знаний о правах человека, выработка мер для наиболее эффективного исполнения прав, контроль за соблюдением положений принятых конвенций и принятие мер, когда положения не соблюдаются. Таким образом, к универсальным стандартам мы отнесем стандарты, вырабатываемые ООН (например, Конвенция ООН против пыток). К региональным стандартам относятся правила, вырабатываемы на основе региональных объединений государств. Наиболее актуальным для данной темы примером является Совет Европы (Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Европейская конвенция по правам человека)).

По специализации универсальные стандарты обращения с осужденными классифицируются на акты общего характера и акты специализированного характера. К первым мы смело можем отнести, например, Международный пакт о гражданских и политических правах. К актам специализированного характера мы относим Минимальные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (они же Пекинские правила), либо, например, Европейские пенитенциарные правила.

Классификацию по обязанности для государств можно отнести к двум разрядам:

– принципы и общие положения.

Обязательные нормы должны исполняться без возможности выбора. В случае обязательности принятых и ратифицированных каждой страной принципов и общих положений, данные рекомендации внедряются государством в соответствии с имеющимися возможностями и особенностями страны. Похожей классификации придерживается профессор В. И. Селиверстов [5, с. 376–385].

Говоря о международно-правовых стандартах, гарантирующих права лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях, важно отметить следующие международно-правовые принципы, которые рекомендуется учитывать при формировании национальных уголовно-исполнительных систем:

– Принцип защиты права на жизнь, здоровье и личную неприкосновенность;

– Принцип недопустимости дискриминации;

– Запрет пыток и опытов над заключенными;

– Свобода религиозного убеждения и запрет религиозного принуждения;

Первый принцип, на наш взгляд, является общим, самым содержательным, включающим все остальные принципы.

Принцип запрета пыток и опытов над заключенными охраняет физическую неприкосновенность осужденных.

Международные стандарты правового инструментария обеспечения пенитенциарных прав и безопасности являются объектом и инструментарием международного контроля внутригосударственного обеспечения, а также инструментарием непосредственного обеспечения международными институтами (Европейским судом по правам человека, Комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и др.) пенитенциарных прав человека и безопасности.

В систему действующих актов об обращении с заключенными мы можем отнести следующие:

– Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);

– Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1963 г.);

– Декларация прав ребенка (1959 г.);

– Международный акт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.);

– Международный акт о гражданских и политических правах (1966 г.);

– Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.);

– Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1982 г.);

– Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (1984 г.);

– Правила ООН, касающиеся обращения с женщинами-заключенными и мер наказания для женщин-правонарушителей, не связанных с лишением свободы (Бангкокские правила);

– Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989 г.).

Данный перечень не является исчерпывающим. Мы лишь привели некоторые акты в интересующей нас сфере.

Данная система имеет ряд минусов. Например, при колонийской системе в одном учреждении могут находиться осужденные различных категорий. Это накладывает негативный отпечаток на процесс исправления, ресоциализации. У заключенных может происходить обмен опытом, вследствие чего в колонии преступники могут стать более опасными, нежели они были в момент прибытия в колонию. Могут, к примеру, формироваться преступные группировки для совершения новых преступлений. Также по причине переполненности колоний осложняется возможность проведения воспитательной работы с каждым заключенным индивидуально.

Справедливо будет отметить, что колонийская система имеет и положительные черты, такие как возможности проведения мер по ресоциализации заключенного, в том числе организовать трудовую деятельность и комплекс воспитательных мероприятий. Однако в условиях современной рыночной экономики труд заключенных вряд ли может быть востребован в тех же масштабах, что в условиях экономики плановой.

Практическая реализация международных стандартов в российской пенитенциарной (уголовно-исполнительной) системе не может успешно осуществляться, не учитывая и не изменяя бытовые и материальные условия исполнения наказания. Необходимо также улучшение положения населения в социально-экономической сфере. Нельзя также забывать, что существующие условия содержания заключенных в российских колониях не должны противоречить международным стандартам, например, упоминаемой выше Конвенции против пыток.

Основные термины (генерируются автоматически): пенитенциарная система, система, Российская Федерация, стандарт, учреждение, заключенная, лицо, религиозное убеждение, российская уголовно-исполнительная система, Всеобщая декларация.

Ключевые слова

пенитенциарная система, стандарты содержания заключенных, международно-правовая основа прав заключенных, российская уголовно-исполнительная система

пенитенциарная система, стандарты содержания заключенных, международно-правовая основа прав заключенных, российская уголовно-исполнительная система

Похожие статьи

Концепция уголовно-исполнительной системы: правовой аспект

На сегодняшний день уголовно-исполнительная система Российской Федерации — это динамично развивающаяся структура. Реформирование УИС, которое проводится на данном этапе, обязано обеспечить достижение конкретных результатов. Такие как: улучшения условий.

Уголовно-исполнительная система как фактор национальной.

Концепция национальной безопасности России — основа политики государства. Она представляет собой систему взглядов на ее национальные интересы, потребности, средства и способы их реализации и защиты от всех видов угроз, которые исходят от врагов.

К вопросу о развитии уголовно-исполнительного.

Уголовно-исполнительное законодательство представляет собой систему федеральных

Такие международные стандарты обращения с осужденными содержатся в Минимальных

Продолжается реформирование и уголовно-исполнительной системы РФ (далее — УИС РФ).

уголовно-исполнительная система, осужденные.

уголовно-исполнительная система, осужденные, пенитенциарная преступность, исправительные учреждения, голодовка, сухая голодовка, акция протеста, дезорганизация деятельности учреждений обеспечивающих изоляцию от общества, безопасность личности.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 14 октября

РФ, уголовно-исполнительное законодательство, уголовно-исполнительная система, Россия, осужденный.

Соблюдение прав человека в Федеральной службе исполнения.

Соблюдению прав человека и гражданина в современном обществе уделяется большое внимание. На пути гуманизации уголовного законодательства и на пути совершенствования условий отбывания наказаний в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.

Правовое положение учреждений и органов ФСИН России.

Пенитенциарные учреждения России входят в единую централизованную уголовно-исполнительную систему (далее – УИС). Руководство учреждениями, исполняющими наказания, осуществляют территориальные органы.

уголовно-исполнительная система, осужденные.

В утвержденной правительством Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации указывается, что «несмотря на существенные изменения, произошедшие в стране в последние годы, уголовно-исполнительная система во многом.

уголовно-исполнительная система, осужденные.

В учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации по состоянию на 1 января 2016 года содержалось 646085 человек, что на

уголовно-исполнительная система, осужденные, пенитенциарная преступность, исправительные учреждения, голодовка, сухая.

Положительный опыт функционирования пенитенциарных.

Ключевые слова: зарубежный опыт пенитенциарных систем, международные отношения, осужденные, тюрьмы Норвегии

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, уголовно-исправительные учреждения, реформирование, заключённый, права человека.

§ 1. Международные стандарты социальной работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях

В своей совокупности они определяют общегуманистические ценности, базовые цели, принципы их реализации и обращения с лицами, отбывающими различные виды уголовных наказаний, их исправления и ресоциализации, а также международные стандарты проведения с ними воспитательной и социальной работы.

В содержании каждой из общепрофессиональных функций отчетливо выражены компоненты, относящиеся к социальной работе.

Теснейшим образом связаны воспитательная и образовательная функции. Объективно являясь позитивными видами деятельности, они способствовали образованию, воспитанию, развитию, социализации, исправлению личности. Эти базовые положения, исходные принципы относятся к исправительным учреждениям, где в соответствии с международными стандартами:

- обучение осужденных должно быть элементом государственной образовательной системы, чтобы после выхода на свободу они могли легко продолжить свое образование (п. 81а Е);

- организация обучения, кроме кадрового обеспечения, предполагает планирование образовательного процесса, составление специальных программ, отдельных разделов в рамках индивидуальных программ исправления, мотивацию деятельности, учет при определении условий отбывания наказания и степени исправленности (п. 79, 80 Е).

Приведенные выше характеристики образовательной функции УИС свидетельствуют о том, что она предлагает социальное обучение, личностное формирование и развитие, приобщение к культуре в противовес распространенной в местах лишения свободы криминальной субкультуре, овладение научными достижениями, профессией, усвоение нравственных ценностей, этических и правовых норм в целях ресоциализации осужденного и социальной реадаптации в обществе после освобождения. При этом образование заключенных должно быть дифференцированным и не ущемлять права лиц, имеющих особые проблемы (иностранцев, молодежи, верующих, неграмотных), что также соответствует принципам социальной работы.

Укрепление социальных связей имеет для них взаимовыгодный характер (п. 79 М; 65 Е). Особая роль семьи для исправления и ресоциализации осужденных и как важного субъекта взаимодействия с социальным работником подчеркивается в целом ряде правил.

Читайте также: