Зарождение средневековой цивилизации кратко

Обновлено: 04.07.2024

Раннее Средневековье — V в. — начало XI в.

Классическое Средневековье — XI—XV в.

Позднее Средневековье — XV в. — середина XVII в.

Средневековье обладает особенными типологическими чертами, отличающими его от других исторических эпох.

Средневековое общество — это, по преимуществу, аграрное общество, базирующееся на ручном труде и феодальных общественно-экономических отношениях. Основной экономической клеточкой этого общества является хозяйство непосредственного производителя — крестьянина в условиях частной собственности феодалов на главное средство производства того времени — землю.

Важными характерилогическими особенностями данного общества являются также стремление к внутреннему единству и внешнему обособлению, корпоративная замкнутость сословий и других социальных групп, слабое развитие индивидуализма.

Вместе с тем, следует отметить, что несмотря на консервативный характер общих ценностно-мировоззренческих установок, средневековое общество — это внутренне динамичное общество. В нем проходили довольно сложные этногенетические и культуро-созидательные процессы. В период Средневековья происходят зарождение и формирование современных народов: французов, немцев, англичан, испанцев, итальянцев, чехов, поляков, болгар, русских, сербов и т. д. Средневековье создало новый городской образ жизни, высокие образцы духовной и художественной культуры, в том числе институты научного познания и образования, среди которых следует особо выделить институт университета. Все это, вместе взятое, дало мощный толчок для развития мировой цивилизации.

Мы дали обобщенную характеристику Средневековья. В реальной истории цивилизационные процессы в различных регионах имели свои существенные отличия. Основными цивилизационными регионами эпохи Средневековья были Азия и Европа.




Культурной базой европейской цивилизации является античность. Византия никогда не порывала с античностью. Ее культура, хозяйственная деятельность и политические институты в значительной мере опирались на античную традицию и были органическими формами ее развития. Наибольшее своеобразие византийского уклада жизни связано с той модернизацией, которую приобрело в Византии христианство.

Христианство и во времена античности не представляло собой единой организации. На территории Римской империи существовал ряд христианских церквей, имевших вероучительные, обрядовые и организационные отличия. Между руководством этих церквей велась ожесточенная борьба за гегемонию в христианском мире. Наиболее активно эту борьбу вели глава Западной Римской церкви — папа Римский и глава Византийской церкви — Константинопольский патриарх. Папа Римский объявлял себя наместником Иисуса Христа, преемником апостола Петра, верховным понтификом Вселенской (католической) церкви, патриарх Константинопольский же принял титул Вселенского партриарха православной, т. е. истинно христианской церкви, поскольку он признавал решения только первых семи Вселенских соборов христианских церквей. Формальным актом раскола христианства на католическую и православную церковь была взаимная анафема (церковное проклятие), которому предали друг друга папа Римский и Константинопольский патриарх 16 июня 1054 г.

Византийская империя как самостоятельное государство исчезло в XV в. Но она заложила основы восточноевропейской цивилизации, носителями которой являются русские, болгары, греки, сербы, украинцы, белорусы и многие другие народы Европы.

Так, проникновение за Рейн и Дунай началось задолго до начала массовых миграций. Отдельные германские племенные союзы с III в. н. э. селились на территории Римской империи и в качестве союзников-федератов включались в состав римской армии. Их племенная аристократия получала хорошее античное образование, добивалась значительного влияния в политической жизни римского общества и в военном руководстве. Таким образом к началу великого переселения народов в Западной Европе уже шел достаточно интенсивный процесс романизации варварских народов. Массовые вторжения варварских племен на начальном этапе Средневековой эпохи в какой-то мере затормозило этот процесс. Захватнические войны, разрушение прежней государственности Западной Римской империи сопровождались упадком и разрушением центров культурной жизни — городов, уничтожением памятников культуры, снижением общего культурного уровня данного региона.

Однако уже в период раннего Средневековья Западная Европа начала преодолевать эти последствия захватнических войн и возрождаться. В V—VII вв. на захваченной варварскими племенами территории начинают формироваться новые государственные образования, а VII—Х вв. они достигают расцвета. Среди этих государств особенно выделяются сначала королевство, а затем империя франков, достигшая высшей точки своего развития во время правления Карла Великого (768—814), королевство германцев — преобразованное при короле Оттоне I в 962 г. в Священную Римскую империю.

Новые государственные образования для регулирования общественных отношений проводили большую правотворческую деятельность (капитулярии Карла Великого и т. д.), в которой в значительной мере опирались на римское право. При дворе императора образовываются особые ученые общества, в работе которых участвуют мыслители из разных стран, собираются и переписываются древние латинские и греческие рукописи, а при епископствах создаются школы для подготовки грамотного духовенства и кадров чиновников (судей, секретарей, писцов и т. д.).

С созданием сильных государственных образований начинают возрождаться торговля и ремесло, которые способствуют быстрому подъему городов и связанной с ней городской культуры. В классическое Средневековье в городах начинают оформляться научно-учебные центры — возникают первые университеты.

Среди всех достижений античной цивилизации особое место принадлежит христианству. Несмотря на внутренние противоречия христианских церквей, духовной основой всей европейской цивилизации является христианство. В условиях распада Римской империи, ее политических и хозяйственных институтов, упадка культуры христианство и его организации — католическая и православная церковь — в течение многих веков были единственными общими для всех стран и народов Европы духовными и социальными институтами. Христианство формировало единое мировоззрение, нравственные нормы, ценности и образцы поведения, а католическая и православная церкви были не только духовные, но и весьма влиятельные политические организации. Поэтому процесс становления европейской цивилизации в значительной мере представлял собой процесс христианизации — приобщения языческих народов к христианской культуре, верованиям и обычаям, вступления в христианские организации — католическую и православные церкви.

Еще во времена Римской империи церковь вела широкую миссионерскую деятельность на периферии империи среди варваров. В конце IV в., а особенно в V в., многие из соседних варварских племен уже приняли христианство. Позднее, вновь образованные средневековые государства вели захватническую политику. Захват тех или иных народов, как правило, сопровождался их насильственной христианизацией.

О влиянии церкви на государственные дела в Западной Европе говорит тот факт, что средневековые короли стремились узаконить свое руководящее положение, получив знаки королевской власти из рук папы или его представителей в ходе обряда коронации. В глазах западноевропейских народов Римский папа оставался единственным авторитетом поколебленного, но не исчезнувшего авторитета Великого Рима. В 800 г. король франков Карл Великий был коронован в Риме как император римлян. В 962 г. саксонский король Оттон I был коронован Римским папой как император Священной Римской империи.

Католическая церковь обладала колоссальными материальными ресурсами. Ей принадлежало значительное количество земли, большие финансовые средства. В течение длительного периода она вела борьбу со светскими государями за политическую власть. В 751 г. в Западной Европе на территории Италии было создано теократическое государство (Равенский экзархат), в котором папа Римский одновременно был духовным и светским руководителем. Юрисдикция духовной власти папы не ограничивалась равенским экзархатом. Она распространялась на всю Западную Европу.

На протяжении Средневековья католическая церковь не раз выступала с идеями, которые инициировали широкие общественные движения. Наиболее яркой из таких идей является идея освобождения Гроба Господня и христианских святынь от неверных, которая легла в основу так называемых крестовых походов.

Католическая церковь занимала исключительное положение в сфере образования и науки. В Средневековье центрами образованности являлись монастыри. Монастыри имели богатые библиотеки, скриптории (мастерские по переписке книг), содержали начальные школы. Под полным контролем церкви находились и средневековые очаги научной исследовательской деятельности и высшего образования — университеты.

Итак, на основе экономических, политических и культурных процессов в средневековом мире сформировались основные цивилизационные регионы: арабо-мусульманский, западноевропейский и восточноевропейский. Все события средневековой истории, хозяйственная деятельность, торговля, войны, обмен культурными достижениями и идеями.

Раннее Средневековье — V в. — начало XI в.

Классическое Средневековье — XI—XV в.

Позднее Средневековье — XV в. — середина XVII в.

Средневековье обладает особенными типологическими чертами, отличающими его от других исторических эпох.

Средневековое общество — это, по преимуществу, аграрное общество, базирующееся на ручном труде и феодальных общественно-экономических отношениях. Основной экономической клеточкой этого общества является хозяйство непосредственного производителя — крестьянина в условиях частной собственности феодалов на главное средство производства того времени — землю.

Важными характерилогическими особенностями данного общества являются также стремление к внутреннему единству и внешнему обособлению, корпоративная замкнутость сословий и других социальных групп, слабое развитие индивидуализма.

Вместе с тем, следует отметить, что несмотря на консервативный характер общих ценностно-мировоззренческих установок, средневековое общество — это внутренне динамичное общество. В нем проходили довольно сложные этногенетические и культуро-созидательные процессы. В период Средневековья происходят зарождение и формирование современных народов: французов, немцев, англичан, испанцев, итальянцев, чехов, поляков, болгар, русских, сербов и т. д. Средневековье создало новый городской образ жизни, высокие образцы духовной и художественной культуры, в том числе институты научного познания и образования, среди которых следует особо выделить институт университета. Все это, вместе взятое, дало мощный толчок для развития мировой цивилизации.

Мы дали обобщенную характеристику Средневековья. В реальной истории цивилизационные процессы в различных регионах имели свои существенные отличия. Основными цивилизационными регионами эпохи Средневековья были Азия и Европа.

Культурной базой европейской цивилизации является античность. Византия никогда не порывала с античностью. Ее культура, хозяйственная деятельность и политические институты в значительной мере опирались на античную традицию и были органическими формами ее развития. Наибольшее своеобразие византийского уклада жизни связано с той модернизацией, которую приобрело в Византии христианство.

Христианство и во времена античности не представляло собой единой организации. На территории Римской империи существовал ряд христианских церквей, имевших вероучительные, обрядовые и организационные отличия. Между руководством этих церквей велась ожесточенная борьба за гегемонию в христианском мире. Наиболее активно эту борьбу вели глава Западной Римской церкви — папа Римский и глава Византийской церкви — Константинопольский патриарх. Папа Римский объявлял себя наместником Иисуса Христа, преемником апостола Петра, верховным понтификом Вселенской (католической) церкви, патриарх Константинопольский же принял титул Вселенского партриарха православной, т. е. истинно христианской церкви, поскольку он признавал решения только первых семи Вселенских соборов христианских церквей. Формальным актом раскола христианства на католическую и православную церковь была взаимная анафема (церковное проклятие), которому предали друг друга папа Римский и Константинопольский патриарх 16 июня 1054 г.

Византийская империя как самостоятельное государство исчезло в XV в. Но она заложила основы восточноевропейской цивилизации, носителями которой являются русские, болгары, греки, сербы, украинцы, белорусы и многие другие народы Европы.

Так, проникновение за Рейн и Дунай началось задолго до начала массовых миграций. Отдельные германские племенные союзы с III в. н. э. селились на территории Римской империи и в качестве союзников-федератов включались в состав римской армии. Их племенная аристократия получала хорошее античное образование, добивалась значительного влияния в политической жизни римского общества и в военном руководстве. Таким образом к началу великого переселения народов в Западной Европе уже шел достаточно интенсивный процесс романизации варварских народов. Массовые вторжения варварских племен на начальном этапе Средневековой эпохи в какой-то мере затормозило этот процесс. Захватнические войны, разрушение прежней государственности Западной Римской империи сопровождались упадком и разрушением центров культурной жизни — городов, уничтожением памятников культуры, снижением общего культурного уровня данного региона.

Однако уже в период раннего Средневековья Западная Европа начала преодолевать эти последствия захватнических войн и возрождаться. В V—VII вв. на захваченной варварскими племенами территории начинают формироваться новые государственные образования, а VII—Х вв. они достигают расцвета. Среди этих государств особенно выделяются сначала королевство, а затем империя франков, достигшая высшей точки своего развития во время правления Карла Великого (768—814), королевство германцев — преобразованное при короле Оттоне I в 962 г. в Священную Римскую империю.

Новые государственные образования для регулирования общественных отношений проводили большую правотворческую деятельность (капитулярии Карла Великого и т. д.), в которой в значительной мере опирались на римское право. При дворе императора образовываются особые ученые общества, в работе которых участвуют мыслители из разных стран, собираются и переписываются древние латинские и греческие рукописи, а при епископствах создаются школы для подготовки грамотного духовенства и кадров чиновников (судей, секретарей, писцов и т. д.).

С созданием сильных государственных образований начинают возрождаться торговля и ремесло, которые способствуют быстрому подъему городов и связанной с ней городской культуры. В классическое Средневековье в городах начинают оформляться научно-учебные центры — возникают первые университеты.

Среди всех достижений античной цивилизации особое место принадлежит христианству. Несмотря на внутренние противоречия христианских церквей, духовной основой всей европейской цивилизации является христианство. В условиях распада Римской империи, ее политических и хозяйственных институтов, упадка культуры христианство и его организации — католическая и православная церковь — в течение многих веков были единственными общими для всех стран и народов Европы духовными и социальными институтами. Христианство формировало единое мировоззрение, нравственные нормы, ценности и образцы поведения, а католическая и православная церкви были не только духовные, но и весьма влиятельные политические организации. Поэтому процесс становления европейской цивилизации в значительной мере представлял собой процесс христианизации — приобщения языческих народов к христианской культуре, верованиям и обычаям, вступления в христианские организации — католическую и православные церкви.

Еще во времена Римской империи церковь вела широкую миссионерскую деятельность на периферии империи среди варваров. В конце IV в., а особенно в V в., многие из соседних варварских племен уже приняли христианство. Позднее, вновь образованные средневековые государства вели захватническую политику. Захват тех или иных народов, как правило, сопровождался их насильственной христианизацией.

О влиянии церкви на государственные дела в Западной Европе говорит тот факт, что средневековые короли стремились узаконить свое руководящее положение, получив знаки королевской власти из рук папы или его представителей в ходе обряда коронации. В глазах западноевропейских народов Римский папа оставался единственным авторитетом поколебленного, но не исчезнувшего авторитета Великого Рима. В 800 г. король франков Карл Великий был коронован в Риме как император римлян. В 962 г. саксонский король Оттон I был коронован Римским папой как император Священной Римской империи.

Католическая церковь обладала колоссальными материальными ресурсами. Ей принадлежало значительное количество земли, большие финансовые средства. В течение длительного периода она вела борьбу со светскими государями за политическую власть. В 751 г. в Западной Европе на территории Италии было создано теократическое государство (Равенский экзархат), в котором папа Римский одновременно был духовным и светским руководителем. Юрисдикция духовной власти папы не ограничивалась равенским экзархатом. Она распространялась на всю Западную Европу.

На протяжении Средневековья католическая церковь не раз выступала с идеями, которые инициировали широкие общественные движения. Наиболее яркой из таких идей является идея освобождения Гроба Господня и христианских святынь от неверных, которая легла в основу так называемых крестовых походов.

Католическая церковь занимала исключительное положение в сфере образования и науки. В Средневековье центрами образованности являлись монастыри. Монастыри имели богатые библиотеки, скриптории (мастерские по переписке книг), содержали начальные школы. Под полным контролем церкви находились и средневековые очаги научной исследовательской деятельности и высшего образования — университеты.

Итак, на основе экономических, политических и культурных процессов в средневековом мире сформировались основные цивилизационные регионы: арабо-мусульманский, западноевропейский и восточноевропейский. Все события средневековой истории, хозяйственная деятельность, торговля, войны, обмен культурными достижениями и идеями.

Средние века — важная веха в истории человечества. От падения Рима до эпохи Возрождения мир получил массу удивительных явлений.

Человек, находившийся внутри Средневековья, средневековым себя не называл и не осознавал. Он скорее являлся элементом единого христианского мира, который уже к 11−12 векам обрёл вполне осязаемые контуры. В этом мире всё исчерпывалось христианской доктриной и учением церкви. [Сборник: Пять чувств Средневековья]

Если мы обратимся к Библии, то увидим, что там есть сведения о прошлом, настоящем и будущем. Грехопадение, допотопная и постпотопная история, четыре монархии, последняя из которых, Римская империя, просуществует до конца века. Далее — светопреставление. Поэтому средневековый человек, который постиг библейское учение, не воспринимал проблему прошлого и будущего: всё было предрешено. Эта проблема появится лишь тогда, когда люди в отдельных регионах Западной Европы начнут задумываться о том, где они живут.

В эпоху Просвещения Средние века также не жаловали, но уже видели отдельные корни нового мироощущения в сюжетах из истории европейского Средневековья. Сочинения Вольтера подчёркивали ужасы и социальную несправедливость тёмного для Европы времени. Французская революция и Наполеоновские войны старательно рыли могилы Средневековью, предавая забвению и документы эпохи, и отдельные изобретения времени.

Раннее Средневековье

Западная Римская империя уже в 4-м столетии терпела ряд серьёзных внутренних и внешних потрясений. Рим был совершенно не тот, что раньше: кризисы, интриги, мигранты-варвары, в которых империя хоть и нуждалась, но совершенно не была готова к такому потоку новой силы. Рубеж 4−5 столетий станет настоящей проверкой на прочность, казалось бы, незыблемого государства. 9 августа 378 года военная машина Рима терпит сокрушительное поражение от готов на полях Адрианополя. 410 год развеет миф величия Вечного города: его займут ватаги вестготов Аллариха. Через 45 лет вандалы под предводительством своего вождя Гейзериха вновь чудовищно разграбили Рим. [Сборник: Падение Рима]

До и после судьбоносной даты падения Западной Римской империи в 476 году (эту дату средневековые европейцы не помнили и не знали) на её территории возникает ряд варварских королевств, которые заняли отдельные провинции и восприняли политическую культуру величайшей цивилизации Античности. Вестготы осели сперва в районе Тулузы в 418 году, а после перебрались на Пиренейский полуостров; вандалы заняли Северную Африку в 430 году, Аттила продолжил натиск на Рим; англы, саксы и юты вторглись на Британские острова, а франки к 486 году окончательно закрепились в Галлии. [Сборник: Варвары]

Остготы захватили в конце 5-го века Италию, но уже в 6-м столетии они стали жертвой завоеваний лангобардов. Великое переселение народов сильно изменило карту Европы. Новые варварские королевства перенимали традиции управления и сам образ власти Рима, наивно полагая, что являются наследниками его величия (Хлодвиг принял титул военного магистра, а короля остготов Теодориха считали принцепсом). Варвары христианизировались: в Европе появились первые монастырские обители, короли внимательно следили за деятельностью церкви и пытались заново отстроить ранее работавшие механизмы общественной жизни.

Юстиниан Великий.

Однако на Востоке по-прежнему оставалась часть империи — Византия. Она выстояла под ударами гуннов и персов, а также смогла стать самой передовой державой Средневековья. В 6-м веке при императоре Юстиниане Великом Восточная Римская империя начала реконкисту — возвращение своих провинций, захваченных варварами. Византийская армия высадилась в Северной Африке, Испании и Италии: земли были отвоёваны, однако цена такой стремительной внешней политики была слишком высокой. Внутренние кризисы, иконоборчество и враг у границ истощали империю, но долгое время этот причудливый оплот греко-римской цивилизации был примером для всей Европы. [Сборник: Византия]

В 7-м веке результатом брожения на Аравийском полуострове стало появление на Ближнем Востоке и в Африке арабских завоевателей, вдохновлённых проповедями пророка Мухаммеда. Под предводительством четырёх праведных халифов началось крупномасштабное завоевание территорий: сасанидский Иран был покорен, Византия еле сдерживала натиск, а королевство вестготов с центром в Толедо в 711 году пало под ударами арабов. [Сборник: Арабские завоевания]

Европа впервые столкнулась с новой верой — исламом. Остановили это стремительное движение смуты внутри халифата и проворные франки, которые в 732 году при Пуатье во главе с майордомом Карлом Мартеллом сдержали напор арабов. Так или иначе, арабская культура и ислам в значительной мере повлияли на средневековую Европу, обогатив её культуру.

Во Франкском королевстве, которое издавна считалось защитником апостольского престола, потомки майордома Карла Мартелла в 753 году сменили на престоле династию Меровингов. Сын Пипина Короткого Карл Великий воплотил в жизнь главную идею Средневековья — возрождение величия Римской империи (Renovatio imperii Romanorum). В 774 году он завоевал королевство Лангобардов, начал кровопролитную войну с язычниками-саксами, в 782 году подчинил Баварию, воевал против арабов и славян, разгромил Аварский каганат в 797 году. Активное расширение границ христианского мира, объединение Европы под одной короной, возрождение культуры создали все предпосылки для создания империи. В рождество 800 года Карл Великий стал императором: у Византии появился достойный противник на Западе.

Карл Великий.

Раннесредневековые правители так или иначе обращали внимание на задел, оставленный в истории Карлом Великим. В 962 году представитель саксонской знати Восточно-франкского королевства, сын первого короля Германии Генриха Птицелова Оттон получил императорскую корону от римского понтифика.

7.jpg

Во многом этот удачливый полководец и харизматичный лидер повторил успехи своего венценосного предшественника: разобрался с внутренними смутами в королевстве, обуздал мадьяр на реке Лех в 955 году, продолжил христианизацию отдалённых уголков Европы. На карте образовалась Священная Римская империя, которая просуществует до 1806 года. [Сборник: Священная Римская империя]

Высокое Средневековье

К середине 11-го столетия произошёл ряд серьёзных сдвигов и изменений — нормандское завоевание Англии в 1066 году стало концом эпохи викингов, великая схизма 1054 года разделила христианство на две конфессии, авторитет церкви заметно вырос, и папская власть вступила в борьбу с властью светской (изначально с императором Священной Римской империи). В христианском мире стало тесно: вассалы бились с сеньорами за землю, начали расти города, но при этом болезни и неурожаи доставляли массу проблем простому населению.

Для накопившейся энергии был найден выход: сперва Клюнийская реформа церкви, которая подталкивала к подвижничеству, а после уже и вторжение турок-сельджуков и мольбы о помощи византийского императора Алексея I Комнина. На церковном соборе во французском Клермоне 1095 года папа Урбан II произнёс поистине судьбоносную речь: христиане должны освободить Святую землю от неверных. Так начались крестовые походы — экспансия на Восток, которая оказала огромное влияние на уклад жизни в Европе. [Сборник: Крестовые походы]

9.jpg

Однако нельзя не обратить внимание на драматичные явления эпохи: непрекращающиеся войны, появление церковного суда — инквизиции, эпидемия чумы и нашествие с Востока монгольских завоевателей. [Сборник: Инквизиция]

Осень Средневековья

Пожалуй, одним из самых значимых серьёзных конфликтов средневековой Европы была Столетняя война. Кровавое столкновение Англии и Франции, продолжавшееся с 1337 по 1453 год, вызвали династические споры: короны Плантагенетов и Капетингов были неразрывно связаны. Английский монарх имел вассалов во Франции, и между подданными двух королей происходили постоянные конфликты. Также Эдуард III был одним из реальных претендентов на французский трон, но, согласно Саллической правде, наследовать престол могли лишь родственники по мужской линии, коими являлись представители династии Валуа. На полях Столетней войны сложили свои головы ярчайшие представители европейского рыцарства. Это столкновение стало полигоном для испытания новых тактик боя и видов вооружений.

Битва при Азенкуре.

На фоне военных действий проходили серьёзные социальные и демографические катаклизмы: набирала обороты эпидемия чумы, жакерия во Франции 1358 года и восстание Уота Талера 1381 года в Англии. Совершенно разные и драматичные периоды столкновения Франции и Англии подарили миру легендарных личностей. Это Бертран Дюгеклен, Жанна д’Арк, Чёрный принц, Генрих V и многие другие. Несмотря на военные успехи англичан и захват Парижа, армия французского монарха сумела постепенно отвоевать захваченные территории. Конфликт подошёл к концу, когда за англичанами во Франции оставался единственный порт Кале. Два государства вступили в фазу централизации. Англия погрузилась в войну Алой и Белой розы, а французский король Людовик XI вступил в схватку с одним из могущественных соперников объединения — бургундским герцогом Карлом Смелым. [Сборник: Столетняя война]

Помимо бурления внутри Западной и Восточной Европы, с Востока к европейским границам во второй половине 14-го века подбирались турки-османы, которых использовала в своих внешнеполитических играх слабеющая Византия. В 1389 году на Косовом поле османы одержали победу над войском балканских князей и тем самым узаконили своё право на владение этим регионом. Венгрия и Священная Римская империя фактически сразу отреагировали на появление у своих границ мусульманских завоевателей: на рубеже 14−15 веков европейским крестоносцам так и не удалось сдержать османов на Балканах.

Султаны грезили о захвате Константинополя и византийских владений, но османам постоянно что-то мешало: то в 1402 году под Анкарой турецкие войска разбил Тамерлан, то преградой становился очередной крестовый поход из Европы и попытка объединения Византии с католическим Западом. Но 29 мая 1453 года Византийской империи не стало: султан Мехмед II штурмом взял Константинополь. [Сборник: Падение Константинополя]

Западноевропейская средневековая цивилизация

Средневековая западноевропейская цивилизация сформировалась после эпохи варварства

Возникла западноевропейская средневековая цивилизация на руинах Римской Империи, и её становлению предшествовали Тёмные века. Она прошла через разные периоды, от варварства до централизации власти и последующего распада из-за феодальной раздробленности. Средневековье, как считается, закончилось примерно в 1300 году. В начале XIV века в Италии началась эпоха Возрождения, которая позднее распространилась и на другие страны Европы. Само Средневековье обычно разделяют на Раннее (500-1100 годы), Высокое (1100-1300 годы) и Позднее (1300-1400 годы). При этом Позднее Средневековье и эпоха Возрождения – это синонимы.

Становление западноевропейской средневековой цивилизации

Этому периоду европейской истории предшествовали Тёмные века. Раннее Средневековье продлилось около 6 веков, и на него оказало огромное влияние Великое переселение народов, когда из-за вторжения гуннов с востока многие народы с периферии бывшей Римской империи начали переселяться на новые земли. Именно в этот период возникла империя Карла Великого, огромное государство, занимавшее площадь в 1,2 млн км². Это было самое крупное государственное образование в средневековой Европе, но просуществовало оно недолго, и в середине IX века распалось на три королевства. После этого началась эпоха западноевропейского феодализма, которая во многом определила облик европейских государств на много столетий вперёд.

Западноевропейский феодализм

Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации

У этого периода нет чётких временных рамок, но считается, что он охватывает примерно XII-XIII века. К этому времени оформились крупнейшие европейские города, которые стали важными экономическими и культурными центрами. Процветали ремёсла, численность населения росла, а слабые прежде торговые связи между раздробленными феодальными государствами начали укрепляться. Немалую роль сыграло и независимое развитие монетарных систем в разных средневековых западноевропейских государствах, которые создали собственные денежные системы и начали чеканить свои монеты из драгоценных металлов. На Руси, например, собственных монет в это время ещё не было (так как серебряных месторождений к тому моменту ещё не открыли), поэтому в ходу были европейские монеты, которые оценивались не по номиналу, а по весу драгоценных металлов, из которых они были изготовлены.

Реконкиста

На протяжении почти всего Средневековья в Западной Европе продолжалась Реконкиста – отвоёвывание у мавров Пиренейского полуострова

Также стоит отметить появление зачатков капитализма. Именно в эпоху расцвета средневековой цивилизации в Европе возникли первые цеха, специализирующиеся на разных областях промышленности. Мастера цехов прибегали к найму рабочих, что стало одной из предпосылок отмирания крепостного права и его замены наёмным рабочим трудом.

Период расцвета закончился в начале XIV века. Сперва разразился Великий голод 1315 – 1317 годов, затем началась эпидемия чумы, которая унесла, по разным оценкам, от 30% до 60% от общей численности населения Европы. Низкая эффективность средневековой медицины поспособствовала частичному возрождению языческих культов и всплеску религиозного фанатизма. Эпидемия чумы оставила в европейской истории неизгладимый след.

Рыцарский турнир

Было переселение народов, был Рим, а потом, ну, пожалуй, со времен Карла Великого, начинается средневековая Европа, из этой империи выделяются будущие западно европейские государства. А вот тут-то что было? Полная дикость? В сущности, это — длительный период от IV века до VIII, четыре столетия не пустяк. Это целая эпоха, в которой причудливым образом, даже художественно-живописным, соединялись и сращивались два мира, обогащая друг друга.

Несколько поколений наших соотечественников, которым волей судьбы выпало провести свои молодые годы еще в Советском Союзе, изучали процесс движения истории, как шагание по лестнице, а иногда и перепрыгивание через ступеньки. Вот так бодро от эпохи к эпохе человечество продвигается все время вперед, а впереди у него — ясно, что! — счастливое светлое будущее — коммунизм. Радостно было жить с этой лесенкой, морально радостно: светлая цель подтверждалась таким взглядом на историю — от эпохи к эпохе и все время вперед и вверх. И в этом смысле средневековье рассматривалось однозначно — новая, более прогрессивная эпоха, или общественно-экономическая формация после рабовладения.

Но сегодня очевидно, что такой взгляд на историю ошибочный. Если бы движение человечества было все время от одного общества, менее прогрессивного, к более прогрессивному, мы сегодня, после семи тысяч лет цивилизованного развития, наверное, жили бы не так. Но прогресс в истории — понятие сложное, и вряд ли он осуществляется таким прямолинейным способом, я лично очень сомневаюсь в наличии такого вертикального прогресса в истории.

И западно-европейское средневековье это встреча двух очень разных миров, разных цивилизаций — античной и варварской, и, в сущности, брак недобровольный, скорее насильственный, но и от таких браков рождаются дети! А от этого соединения двух, казалось бы, малосоединимых миров родилось дитя — средневековая цивилизация Запада. Ибо именно в Западной Европе переход к средневековью осуществлялся в феноменальных условиях: рухнула яркая античная цивилизация (не только римская, а именно античная, потому что Рим ассимилировал, объединил, поглотил великую греческую культуру, впитав ее лучшие достижения). Она казалась вечной, незыблемой, современники нисколько не сомневались, что она будет всегда. Вечный Рим — это убеждение, а не просто слова.

И вот тот мир рухнул. И самым страшным образом, ибо на его руинах, блистательных и прекрасных, расселились натуральные варвары — дикие германцы, подталкиваемые другими народами, дикари, скачущие на неоседланных лошадях, едящие руками, не знающие грамоты и не нуждающиеся в ней. Вот почему, кстати, они с такой детской жестокостью жгли, ломали, крушили Рим, им это было не нужно и не понятно. Раз они не умеют читать, зачем рукописи? Раз они привыкли жить в жалких хижинах, зачем дворцы? Они и не нужны. Человек, земля и домик на этой земле — вот нормальная жизнь.

Разграбление Рима варварами

Но и кроме этого. Они ненавидели Рим. Это был знак великого угнетателя, ибо римляне не только верили, что они хозяева мира, они и вели себя, как хозяева мира. На протяжении многих столетий свое окружение они называли варварским и демонстрировали и утверждали свое превосходство, свою железную волю, покоряя область за областью, народ за народом.

Да, в III веке Рим прекратил свои завоевания. Но эпоха не заканчивается так, чтобы люди уснули при римской античной культуре, а проснулись — всё чудесным образом переменилось: стоят замки, скачут рыцари, крестьяне пашут земли и несут феодалу оброк. Уход одного мира и встреча его с другим — это целая эпоха. В категориях современной науки это называется глобальным историческим синтезом, ибо в общем-то вся история осуществляется через синтез культур; мирный он или враждебный — это не так уж и важно. Но бывают эпохи, когда это явление абсолютно доминирующее. К таким относится и эпоха падения Западной Римской империи, и расселение на ее территории варваров.

Давайте припомним, что происходило. Римляне отгородились от всего мира огромными валами, сопоставимыми с Великой Китайской стеной, и развивались как культура, замкнутая и враждебная окружающему миру. Но слабея постепенно экономически и в военном отношении (ибо предел управляемости был достигнут и предел целесообразности использования рабского или близкого к тому труда достигнут был тоже), они теряли свою замкнутость, и на них прямо влияла варварская культура.

Началась варваризация, сначала внешняя — в костюме. Все чаще римляне, особенно легионы в далеких холодных краях, надевали варварские штаны. Вообще это невозможный костюм для римского пространства. Почему? Да потому, что, родившись в стране с теплым климатом, эта цивилизация сложила свой тип одежды со времен греков. А придя затем в другие страны, они стремились ее сохранять, потому что костюм этот резко противопоставлял их окружающему миру, подчеркивая, что они не такие.

Затем шла варваризация духовная, внутренняя. Дело в том, что многосотлетнее положение закрытой и доминирующей цивилизации сформировало особый нравственный кодекс. Античный мир разделил всех не только на римлян, греков и варваров, но и на людей и нелюдей. В римской классической теории раб — вообще не человек. Но само разделение на людей и нелюдей наносит глубочайший нравственный урон всему обществу, его морали. Всегда рождаются люди, которые не принимают даже удобное и традиционное. В самом римском обществе появляются люди (а может, они были и всегда, но мы знаем о них, начиная с рубежа веков), которые начинают явно и глубоко сомневаться в возможности делить людей таким образом. Они появились и в зените греческой культуры, и в зените римской. Например, Сенека, император Марк Аврелий, то есть даже на самом верху этой пирамиды.

Восстание Спартака

Вот он — кризис, дикое противоречие между незыблемой уверенностью в вечности Рима и в том, что происходит в жизни! Кризис в умах, трагическое ощущение рушащегося вечного мира — это всегда вызывает нравственный упадок, нам ли сегодня в этом сомневаться? И это, безусловно, способствует варваризации.

И вот гордые римляне принимают на службу варваров и доверяют им очень важные посты. С горя это, только с горя. Никогда бы они не приняли их к себе на службу добровольно! А вот с III века — массовое поступление варваров на службу к римлянам. Дальше — больше. Вытолкнутые жестокими и очень мощными завоевателями — гуннами из Северного Причерноморья, — готы были прямо-таки притиснуты к римской границе, и в 376 году… они получают разрешение римского императора Валента переселиться на территорию Рима.

Читайте также: