Занятия средневековых монахов кратко

Обновлено: 25.06.2024

Колокол отметил полночь. В звучащих молитвами сумерках люди спешат к хорам, бесшумно ступая по полу. Начинается долгий день монаха. Час за часом, он будет протекать в ритме утрени и заутренних служб, первого, третьего, шестого и девятого канонических часов, вечерни и повечерия.

Невозможно установить точно, как монах использовал время. Прежде всего, потому, что сведения о Средневековье в этом плане весьма приблизительны, а сама эпоха, по сравнению с нашей, была менее чувствительна к ходу времени и не придавала ему большого значения. Затем, потому что распорядок дня был различным в разных монашеских орденах и конгрегациях, как во времени, так и в пространстве. И, наконец, потому что в одном и том же монастыре время суток варьировалось в зависимости от времени года и церковного круга богослужения. Можно привести много разных примеров, но мы ограничимся тем, что, следуя книге отца Кузена, рассмотрим распорядок, типичный для клюнийского ордена в период равноденствия, то есть на первую половину апреля – начало пасхального времени, а также распорядок дня на вторую половину сентября.

Примерно половина первого ночи (в среднем) – Всенощная (с утреней).

Около 2.30 – Снова ложатся спать.

Около 4 ч. – Утреня и службы после заутрени.

Около 4.30 – Снова ложатся спать.

Около 5.45 до 6 часов – Окончательный подъем (с восходом солнца), туалет.

Около 6 ч. – Индивидуальная молитва (с 23 сентября по 1 ноября).

Около 6.30 – Первый канонический час.

Капитул (собрание монастыря):

– богослужебная часть: молитвы, вторая часть первого часа, чтение главы из устава или Евангелия на сегодняшний день с комментариями аббата, или, в отсутствие последнего, приора;

– дисциплинарная часть: обвинение монахов, нарушивших дисциплину один раз за неделю: они каются сами, и их обвиняют их братья – это обвинительный капитул.

Около 7.30 – Утренняя месса, на которой монастырская братия присутствует в полном составе.

С 8.15 до 9 ч. – Индивидуальные молитвы – это обычное время от праздника Всех Святых до Пасхи и от Пасхи до 13 сентября.

С 9 ч. до 10.30 – Третий час, за которым следует монастырская месса.

С 10.45 до 11.30 – Работа.

Около 11.30 – Шестой час.

Около 12.00 – Трапеза.

С 12.45 до 13.45 – Полуденный отдых.

С 14 ч. до 14.30 – Девятый час.

С 14.30 до 16.15 – Летом работа в саду, зимой, а также в плохую погоду – в помещениях монастыря, в частности, в скриптории.

С 16.30 до 17.15 – Вечерня.

С 17.30 до 17.50 – Легкий ужин, за исключением постных дней.

Около 18 ч. – Повечерие.

Около 18.45 – Отходят ко сну.

После повечерия зимой один монах должен был совершать обход помещений с горящим фонарем в руках, чтобы его узнавали. Ему предстояло последовательно проверить все постройки, приемную, хоры, кладовую, трапезную, лазарет и закрыть входные ворота во избежание поджога и проникновения воров, а также чтобы никуда не выходили братья…

Распорядок Анка Марция

Распорядок Анка Марция После смерти Тулла римский народ в 640 году до нашей эры избрал царем Анка Марция, внука Нумы. В набожности Анк мог сравниться с дедом, и причиной всех бед правления Тулла он считал упадок благочестия в Риме. Оттого сразу по воцарении повелел, чтобы

Родословный распорядок

Родословный распорядок Столь пестрые и сбродные этнографические и социальные элементы не могли скоро слиться в плотную и однообразную массу. Новое московское боярство образовало длинную иерархическую лестницу, на которой боярские фамилии размещались уже не по

Распорядок дня клюнийского монаха

Распорядок дня клюнийского монаха Устав Клюни хорошо известен. Это бенедиктинский устав, составленный в VI веке святым Бенедиктом Нурсийским и дополненный при Карле Великом святым Бенедиктом Анианским. Но о том, что касается монахов Клюни, мы знаем гораздо больше.

Распорядок дня Николая I

Распорядок дня Александра II

Распорядок дня Александра II Сын Николая I император Александр II во многом сохранил график рабочего дня своего отца, но работал без его фанатизма. Это был слабый царь и слабый работник, хотя, конечно, в уме и видении стратегической перспективы ему отказать нельзя. Однако

Распорядок

Распорядок Колокол отметил полночь. В звучащих молитвами сумерках люди спешат к хорам, бесшумно ступая по полу. Начинается долгий день монаха. Час за часом, он будет протекать в ритме утрени и заутренних служб, первого, третьего, шестого и девятого канонических часов,

Распорядок дня

Распорядок дня В замке Эдо жили по правилам, проверенным поколениями предков. Сёгуны Токугава обычно вставали в шесть часов утра. Это не очень рано, потому что несколькими веками раньше правила были строже. Крупный военачальник, кумир нескольких поколений самураев Ходзё

Распорядок дня

Распорядок дня На женской половине замка работа начиналась в 4 часа утра, с уборки коридоров и общих помещений. Служанки 20-го ранга (осуэ) неслышно подметали пол вениками из перьев диких птиц, чтобы не будить фрейлин. Один раз в десять дней проводилась генеральная уборка. В

Глава шестая. Распорядок дня

Глава шестая. Распорядок дня Жизнь римского населения была, конечно, очень пестрой. Бедняк, зачисленный в списки получавших хлеб от государства, преторианец или пожарник, ремесленник, клиент и сенатор жили очень по-разному. И однако рамки, в которые укладывалось это очень

РАСПОРЯДОК ДНЯ

РАСПОРЯДОК ДНЯ Побудка, как сообщает большинство очевидцев, давалась обычно в пять утра ударами молотка о кусок рельса, висевший перед надзирательской. Любой заключенный, которого через несколько минут после побудки заставали еще на койке, мог получить на месте

Глава 14 Распорядок дня

Глава 14 Распорядок дня Несмотря на лихие любовные приключения, любовь к роскоши, светским развлечениям и вкусным кушаньям, Людовик XIV всегда был очень набожен. Все обещания, данные в Реймсе, для него не пустой звук, и он будет стараться исполнять их неукоснительно. Король

Распорядок повседневной жизни

Распорядок повседневной жизни День у предков наших распределялся иначе, чем в наше время. Летом все, и знатные, и простые люди, вставали обыкновенно с восходом солнца, а осенью и зимою за несколько часов до рассвета.Счет часов у русских был в старину византийский: сутки

Режим: распорядок жизни

Режим: распорядок жизни Если перемещение зэков в пространстве контролировала зона, то их временем распоряжался режим[650] – совокупность правил и процедур, определявших жизнь лагеря. Колючая проволока ограничивала свободу передвижения заключенного, а его день

Неумеренность монахов в потреблении вина постоянно давала повод для шуток, правда, скорее дружеских, чем злых.

Известная французская поговорка гласит:
Пить как капуцин
Означает пить немного.
Пить как целестинец —
Это много пить.
Пить как якобинец,
значит, брать полпинты.
Пить как францисканец —
Погреб осушить.

Даже такой требовательный аскет, как Целестин V (1215–1261), основатель конгрегации монахов-бенедиктинцев, которая носит его имя, разрешает вино, конечно же, за исключением постов перед Пасхой, Рождеством и праздника св. Иоанна Предтечи. Что же касается св. Бенедикта, то он советовал монахам не роптать и не проявлять недовольства, если вино отсутствует или сокращена норма его потребления. Значит, уже в его время право на вино рассматривалось как неотъемлемое, а послушание старшим в монастыре и смирение перед волей Божией вовсе не были настолько безусловными, как полагают зачастую.

Вину придавалось настолько большое значение, что сусло освящают, вспоминая на молебне одно из чудес, совершенных Иисусом Христом, когда Он накормил множество народа пятью хлебами и двумя рыбами (Матф., 24,13–20), хотя при этом не было ни единого намека на вино! В день благословения вина монахи не имели права ни на один лишний стаканчик. Вне всякого сомнения, они страшились навлечь на себя беду, проявив чревоугодие.


ТРУДЫ И ДНИ

В каких областях трудились монахи? Можно открыть любую монографию, посвященную самому скромному из приоратов, и даже там обнаружить перечень работ, которые совершенно далекие от того, что мы привыкли считать жизнью монашества прошлых веков. Можно увидеть, как монахи занимались добычей угля (в Шотландии аббатство Калрес в 1217 году владело 170 судами для экспорта угля), торфа (премонстранты), мрамора (мрамор из Сен-Реми в Бельгии будет использован для могилы Наполеона), свинца (в Фоунтен), сланца (в Орвале), гипса (близ Эгбель), квасцов (в Льежской провинции), серебра, золота и железа (в Вальдзассене). В Бредской долине, в Дофине, в Шампани монахи устраивали подземные штольни с деревянной крепью — это была новейшая для того времени технология — и добывали железо. В Сентонже и Они во Франции, в Честере, Бартоне, Биркенхеде в Англии, а также во многих других местах разрабатывались соляные копи. В XIV веке в Штейермарке аббатства объединялись друг с другом для использования соляных копей Магдебурга, Марлоу и Люнебурга. В 1147 году Раин в Австрии экспортирует соль.

В заключение упомянем еще об одном любопытном роде деятельности монахов, который, несмотря на свою логичность, все же представляется неожиданным: в Кордуане долгое время охрана маяка была доверена еремитам. По крайней мере они не бастовали.

Во всяком случае, переписывание книг требовалось всегда, ведь книги были редкими и дорогими. Чтобы обеспечить нормальное функционирование монастыря, нужен хотя бы минимум книг. Конечно, книги можно и занять, но опять-таки для того, чтобы снять с них копию.

Все ли монахи умели писать? И все ли обладали разборчивым почерком и хорошим зрением, чтобы дни напролет просиживать за этим занятием? Маловероятно. Однако искусство письма, скорее всего, было гораздо больше распространено в среде монашества, нежели в миру. Похоже, писать умели даже монахини, ибо говорили:

Монашкой суждено ей стать,
Коль славно может петь, читать.


FASTIDIUM
[Скука, тягость (лат.)]

Труд переписчиков невероятно скучен. И ничто не могло сделать его более привлекательным, хотя монахам и объясняли, что они творят богоугодное дело, ведь переписывание рукописей — самая благородная работа, не только умственный, но, прежде всего, аскетический труд, за который они получат воздаяние от Бога; что каждая написанная ими буква искупает их грех. Переписчиков пытались даже запугивать. Одно предание напоминает монахам, что существует демон, прозванный Titivilitarius или проще Titivillus, то есть Придирчивый. Каждое утро он приносит в ад полный мешок букв, которые были пропущены монахами! Но, похоже, что должного впечатления на переписчиков этот сюжет не производил, о чем предостаточно свидетельствует обилие ошибок в рукописях, пропущенных по невниманию. Отметим, что братья Общей жизни в Нидерландах специально занимались считкой рукописей.

Послушайте жалобы, которые переписчики оставляли на страницах рукописей:

Когда известно, какими скудными были средства для освещения помещения — коптящая горелка из жира и тряпки, нетрудно представить себе степень жертвенности этих переписчиков. Другой пишет следующее:

Глаза. Что же делал монах, когда у него ухудшалось зрение?

Возникает вопрос, почему перечисление кончается именно на этом.

Монашество – особое явление религиозной культуры, которое оставило значительный след в истории. Несмотря на то, что уход от мира характерен и для ряда азиатских религий – буддизма, джайнизма – монастырь как центр религиозной жизни прочно ассоциируется у большинства людей с христианством. Какой же была жизнь в монастыре? – ведь чужаки редко допускались за ворота общины.

типичный монастырь

Типичный средневековый монастырь и его хозяйство

Как появились монастыри

Монашество было наиболее строгой формой религиозной практики. Постригаясь в монахи, человек давал обет придерживаться принципов праведной жизни. Чаще всего сюда входило безбрачие (целибат) и вообще целомудрие, нестяжание, повиновение и другие требования. Для того, чтобы успешно выполнять данные нелёгкие правила, существовало два пути оптимизации:

  • удалиться от мирской жизни физически — поселившись вдали от населённых пунктов;
  • объединиться с единомышленниками, так как в компании гораздо легче соблюдать все требования монашеской жизни.

Так в Западном и Восточном христианстве уже с V — VI века появляются первые монастыри, число которых росло с каждым десятилетием.

Жизнь внутри средневекового монастыря в Западной Европе

На территории современных Франции, Германии, Италии монашество объединялось в ордена, живущие по своим уставам. Первым таким орденом стал бенедиктинский, вторым по значимости – клюнийский. Начиная с X века и вплоть до Реформации число монастырей стабильно росло, как и их влиятельность. Чем же мог заниматься послушник в стенах этого религиозного учреждения?

как жили в монастыре

Ричард Уоллингфордский, аббат Сент-Олбанского собора, изобретатель астрономических часов

Молитва

Всё-таки чистая вера и безгрешная христианская жизнь были основной целью монаха. Поэтому молитва занимала в жизни послушника центральное место.

Молиться нужно было несколько раз в день: Утром, днём и вечером вместе с братьями и настоятелем в храме, а также периодически в течение дня, обязательно при пробуждении и отходе ко сну. Были разработаны целые системы молитв, читавшихся к определённым событиям, святым или времени года. Во времена больших христианских праздников службы велись круглосуточно, и послушники сменяли друг друга в чтении Священного Писания.

как жили в монастыре

Расписание религиозных праздников за январь 1170 года

Книги

В средние века монастыри – это центры грамотности и образованности. Монахи обязаны были читать не только Библию, но и огромный корпус сочинений, начиная от комментариев к библейским текстам и заканчивая наставлениями Святых Отцов.

При этом в монастырях не только читали, но и издавали книги. А поскольку печатный станок был изобретён только в период Позднего Средневековья, книгу писали от руки, то есть фактически создавали в единственном экземпляре. Поэтому для того, чтобы размножить издание, монахи часами трудились над пергаментом как переписчики.

Хозяйство

Поскольку монастырь был довольно большим объединением, он имел своё собственное хозяйство, где выращивались продукты питания для удовлетворения внутренних потребностей. Чёткая структура и дисциплина приводили к большой экономической успешности монастырей, излишки продукции они реализовывали в соседние города. Некоторые монастыри прославлялись своим вином, сделанным из собственного сырья, другие — мёдом. На сельскохозяйственных работах был занят значительный контингент послушников, особенно низшего ранга.

Благодаря успешному хозяйствованию и щедрым пожертвованиям средневековые монастыри скопили в своих подвалах немало богатств.

Как проходил день монаха в Средние века?

Сложнее всего понять вам, мирянам, наши монастырские часы. Вот написано тут в уставе о службе шестого часа. А шесть часов вечера или утра? Не угадаете ни за что. Служба шестого часа начинается за полчаса до полудня.

  • Часов богослужений, или канонических часов, в сутках всего четыре: первый (6−7 утра), третий (9 утра), шестой (около полудня) и девятый (три часа дня).

Ну ладно, вот мой распорядок дня по мирским часам, привычным вам.

Полпервого ночи. Старшие братья будят меня и гонят на всенощное бдение. По самым правильным правилам оно должно длиться всю ночь, но в такие крайности никто давно не впадает.

Кстати, нужно дать вам ещё одно пояснение. Вот у вас когда ночь начинается? Кто-то скажет — в 23 часа, кто — в час ночи, но средневековая ночь начиналась в 6 часов вечера. Это тоже нужно знать, чтобы правильно понимать распорядок дня монаха того времени.

Молимся до половины третьего и ложимся спать до 4 утра. Затем полчаса идёт утреня, и снова ложимся спать. Теперь уже просыпаемся с рассветом, в районе 5−6 часов утра.

Утреня — головная боль для аббата или настоятеля монастыря. Определить её час — крайне сложная задача. Видели в монастырях солнечные часы? Вот днем смотрим по ним, а ночью звезды помогают. Как-нибудь расскажу, как мы вычисляем это дело.

В половине седьмого начинается первый канонический час. Удивительно, но длится он обычно именно час, что у нас вообще редкость. До половины седьмого читаем устав монастыря или что-нибудь из Библии. Потом обсуждаются хозяйственные вопросы, а самое неприятное — надо признаваться в нарушениях устава монастыря, грехах. Если своих нарушений нет, надо обязательно настучать на кого-нибудь из братьев по монастырю.

В половине восьмого служим утреннюю мессу, а потом до 9 утра можно уединиться в келье для индивидуальных молитв. Главное, в это время не храпеть сильно, а то накажут.

Половина двенадцатого — начинается шестой монастырский час и, соответственно, служба шестого часа. В полдень идём обедать. После обеда можно целый час отдыхать. Только опять же желательно не храпеть.

Трапеза у нас зимой обычно один раз в день, летом два раза, и то если поста нет. Поэтому келарь (завхоз по-вашему) практически живёт в кладовой и спит там, чтобы у нас не было соблазна лишний раз стащить еду.

У вас два часа дня, а у нас служба девятого часа. Девятый час длится недолго, полчаса всего. Потом идём работать в сад, огородничать до 4 часов дня.

В полпятого служим вечерню, в половине шестого начинается ужин, но если идёт пост, то спать ложимся голодными. Отбой в монастыре совсем рано происходит по вашим современным меркам — около 7 вечера. Да только помните, что в полпервого ночи меня уже растолкают и погонят на всенощную. Так и живём.

Много ещё интересного мог бы рассказать, да времени нет. Скоро 9 утра, на службу третьего часа идти. Завтра придётся признаться, что вместо индивидуальной молитвы байки для вас сочинял. Наряд вне очереди дадут, ну да мне не привыкать.

Читайте также: