Залог за арестованное судно кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. Залог за арестованное судно состоит во внесении физическим или юридическим лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, административная ответственность за которое установлена частью 2 статьи 8.17, статьями 8.18 - 8.20 настоящего Кодекса, судовладельцем, страховщиком или компетентным органом государства флага судна денежных средств в суд, избравший данную меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении

Источник: "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ (редакция от 01.12.2012)

1. Залог за арестованное судно состоит во внесении физическим или юридическим лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, административная ответственность за которое установлена частью 2 статьи 8.17, статьями 8.18 - 8.20, частью 2 статьи 11.7.1 настоящего Кодекса, судовладельцем, страховщиком или компетентным органом государства флага судна денежных средств в суд, избравший данную меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

3. Залог за арестованное судно применяется в обязательном порядке в отношении иностранных судов, явившихся орудием совершения административного правонарушения на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации, административная ответственность за которое установлена частью 2 статьи 8.17, статьями 8.18 - 8.20, частью 2 статьи 11.7.1 настоящего Кодекса, в случае ходатайства любого из лиц, указанных в части 1 настоящей статьи.

5. Решение о применении залога за арестованное судно и размере указанного залога принимается судом в срок не более десяти дней со дня получения ходатайства, указанного в части 4 настоящей статьи, от любого из лиц, указанных в части 1 настоящей статьи. При поступлении такого ходатайства от участников производства по делу об административном правонарушении или в случае необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела, за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи, срок принятия решения о применении залога за арестованное судно может быть продлен, но не более чем на пятнадцать дней.

6. Размер залога за арестованное судно определяется судом с учетом размера административного штрафа, установленного санкцией применяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса, и (или) с учетом определяемых на основании заключения эксперта стоимости судна и других орудий совершения административного правонарушения и (или) размера ущерба, причиненного в результате совершения административного правонарушения. При определении размера залога за арестованное судно учитываются обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 настоящего Кодекса.

7. Размер залога за арестованное судно не может быть менее размера ущерба, причиненного в результате совершения административного правонарушения, и максимального размера административного штрафа, установленного санкцией применяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса.

8. Решение судьи о применении залога за арестованное судно выносится в форме определения, которое может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными главой 30 настоящего Кодекса.

9. Копии определения о применении залога за арестованное судно вручаются должностному лицу, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, залогодателю или его законному представителю, физическому или юридическому лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, законному представителю указанного юридического лица либо защитнику. Залогодателю или его законному представителю разъясняется порядок возвращения залога за арестованное судно и его обращения в доход государства.

10. Деньги, являющиеся предметом залога за арестованное судно, вносятся на депозитный счет суда, избравшего данную меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении. О принятии указанного залога судом составляется протокол, копия которого вручается залогодателю.

11. О применении залога за арестованное судно федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, незамедлительно уведомляет дипломатическое представительство или консульское учреждение государства флага иностранного судна в Российской Федерации.

12. В случае совершения административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.17, статьями 8.18 - 8.20, частью 2 статьи 11.7.1 настоящего Кодекса, с использованием судна, в отношении которого применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде залога за арестованное судно, по судебному решению указанный залог обращается в доход государства.

Комментарии к статье:

Комментируемая ст. 27.18 КоАП РФ посвящена такой мере обеспечения производства по делу об административном правонарушении как залог за арестованное судно.

В части первой комментируемой статьи КоАП РФ определяется содержание залога за арестованное судно как меры обеспечения производства по делу об административному правонарушении. Залог за арестованное судно состоит во внесении денежных средств в суд, избравший данную меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

В качестве целей залога за арестованное судно в научной литературе называются (Соколов А.Ю. Залог за арестованное судно как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Вестник Евразийской академии административных наук. 2012. N 1. С. 118):

- обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении;

- недопущение повторного совершения одного из указанных в ч. 1 ст. 27.18 КоАП РФ правонарушений;

- обеспечение исполнения постановления по делу об административном правонарушении о назначении в качестве административного наказания административного штрафа или конфискации орудия совершения административного правонарушения.

При этом данная мера обеспечения производства по делу об административному правонарушении оценивается как весьма удачный шаг законодателя, поскольку залог: 1) позволяет сочетать оптимальную степень принуждения с одновременным соблюдением конституционных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу; 2) не лишает данное лицо возможности владения, пользования, распоряжения судном; 3) связывает свободу его действий угрозой имущественных потерь; 4) одновременно обеспечивает нормальный ход производства по делу об административном правонарушении; 5) исключает расходы, связанные с хранением судна и обеспечением жизнедеятельности его экипажа (Соколов А.Ю. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: Монография. М.: Норма, 2015. 320 с.).

Залог за арестованное судно может быть внесен:

- лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, административная ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 8.17, ст. ст. 8.18 - 8.20, ч. 2 ст. 11.7.1 КоАП РФ;

- судовладельцем арестованного судна;

- страховщиком арестованного судна;

- компетентным органом государства флага арестованного судна.

Физическое или юридическое лицо, на которое возлагается обязанность по внесению залога за арестованное судно, должно быть привлечено к административной ответственности на совершение следующих административных правонарушений:

"нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море" (ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ);

"нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации" (ст. 8.18 КоАП РФ);

"нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации" (ст. 8.19 КоАП РФ);

"незаконная передача минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации" (ст. 8.20 КоАП РФ);

"те же действия (что перечислены в ч. 1 ст. 11.7.1 КоАП РФ), если они сопряжены с незаконным воспрепятствованием движению судов морского транспорта и (или) производственной деятельности и (или) блокированием транспортных коммуникаций в зонах безопасности, установленных вокруг искусственных островов, установок и сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации" (ч. 2 ст. 11.7.1 КоАП РФ).

Согласно ст. 8 Кодекса торгового мореплавания РФ, судовладельцем является лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

Страховщиком по договору морского страхования страховщиком признается лицо, которое обязуется за обусловленную плату (страховую премию) при наступлении предусмотренных договором морского страхования опасностей или случайностей, которым подвергается объект страхования (страхового случая), возместить страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен такой договор (выгодоприобретателю), понесенные убытки (ст. 246 Кодекса торгового мореплавания РФ).

В части второй комментируемой статьи закреплены условия применения залога за арестованное судно:

- может применяться в отношении российских и иностранных судов;

- данные судна должны являться орудием совершения административных правонарушений, административная ответственность за которые установлена ч. 2 ст. 8.17, ст. ст. 8.18 - 8.20, ч. 2 ст. 11.7.1 КоАП РФ.

Залог как обеспечительная мера может применяться как в обязательном порядке, так и на усмотрение лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении. В части 3 комментируемой статьи в качестве обязательного условия применения залога называется ходатайство любого из лиц, наделенных правом внесения залога, при совершении административных правонарушений, ответственность за совершение которых установлена ч. 2 ст. 8.17, ст. ст. 8.18 - 8.20, ч. 2 ст. 11.7.1 КоАП РФ на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка (ст. 1 Федерального закона от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации").

Исключительная экономическая зона Российской Федерации в законодательстве определяется как морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным Федеральным законом "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", международными договорами Российской Федерации и нормами международного права (ст. 1 Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации").

В части 4 комментируемой статьи определен порядок применения меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в виде залога за арестованное судно. Ходатайство о применении залога за арестованное судно в письменной форме направляется в суд или должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

Из данного правила допускается исключение, в соответствии с которым в случае необходимости дополнительного выяснения обстоятельств административного правонарушения ходатайство направляется в суд в течение трех суток.

В части 5 комментируемой статьи определен субъект принятия решения о применении залога за арестованное судно и срок принятия такого решения. Ходатайство лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, судовладельца арестованного судна, страховщика арестованного судна или компетентного органа государства флага арестованного судна рассматривается судом в срок не более десяти дней со дня его получения. В то же время из данного правила есть исключение. Так, при поступлении ходатайства от участников производства по делу об административном правонарушении или в случае необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела, за исключением случаев, когда судно является орудием совершения административного правонарушения на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации, срок принятия решения о применении залога за арестованное судно может быть продлен, но не более чем на пятнадцать дней.

К числу участников производства по делу об административном правонарушении следует отнести лиц, перечисленных в гл. 25 КоАП РФ: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 25.1 КоАП РФ); потерпевшего (ст. 25.2 КоАП РФ); законных представителей физического лица (ст. 25.3 КоАП РФ); законных представителей юридического лица (ст. 25.4 КоАП РФ); защитника и представителя (ст. 25.5 КоАП РФ); прокурора (ст. 25.11 КоАП РФ).

В части 6 комментируемой статьи определен порядок установления размера залога за арестованное судно. Усмотрение суда в установлении размера залога ограничивается:

- размером административного штрафа, установленного санкцией применяемой статьи Особенной части КоАП РФ;

- и (или) определяемой на основании заключения эксперта стоимости судна и других орудий совершения административного правонарушения;

- и (или) размера ущерба, причиненного в результате совершения административного правонарушения.

Указанные альтернативные обстоятельства применяются в совокупности либо самостоятельно.

При определении размера залога за арестованное судно физического лица в обязательном порядке учитываются следующие обстоятельства:

- характер совершенного им административного правонарушения;

- его имущественное положение;

- обстоятельства, смягчающие административную ответственность;

- обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).

При определении размера залога за арестованное судно юридического лица учитываются следующие обстоятельства:

- характер совершенного им административного правонарушения;

- имущественное и финансовое положение юридического лица;

- обстоятельства, смягчающие административную ответственность;

- и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).

При установлении размера залога за арестованное судно требуется учет всех перечисленных обстоятельств. Так, в судебной практике отмечается, что определение размера залога, исходя из рыночной стоимости морского судна, в случае многократного превышения максимального размера административного штрафа и суммы ущерба не отвечает требованиям разумности, справедливости, является несоразмерным (решение Камчатского краевого суда от 25 июля 2012 года по делу N 7-99/2012).

В части 7 комментируемой статьи установлен минимальный порог определения размера залога за арестованное судно, при котором размер залога не может быть менее:

- размера ущерба, причиненного в результате совершения административного правонарушения;

- максимального размера административного штрафа, установленного санкцией применяемой статьи Особенной части КоАП РФ.

Часть 8 комментируемой статьи определяет форму решение судьи о применении залога за арестованное судно и порядок его обжалования. Решение судьи о применении залога за арестованное судно выносится в форме определения, которое должно отвечать требованиям ст. 29.12 КоАП РФ.

Определение судьи о применении залога за арестованное судно может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными главой 30 КоАП РФ, что является единственным случаем обжалования решений процессуального характера, принимаемых судьями (Якимов А.Ю. Виды решений, принимаемых судьями судов общей юрисдикции при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2015. N 3. С. 29 - 37).

В соответствии со ст. 30.1 КоАП РФ правом обжалования определения о залоге за арестованное судно наделяется физическое или юридическое лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, судовладелец, страховщик или компетентный орган государства флага судна.

Жалоба на определение судьи о залоге за арестованное судно подается судье, который вынес указанное определение.

В части 9 комментируемой статьи установлен круг лиц, которым вручается копия определения суда о применении залога за арестованное судно:

- должностному лицу, в производстве которого находится дело об административном правонарушении,

- залогодателю или его законному представителю;

- физическому или юридическому лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

- законному представителю указанного юридического лица либо защитнику.

Одновременно залогодателю или его законному представителю разъясняется порядок возвращения залога за арестованное судно и его обращения в доход государства.

Внесение залога за арестованное судно осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". При этом, если залогодателем является российское лицо, залог вносится в валюте Российской Федерации (ст. 9), если залогодателем является иностранное лицо, залог вносится в российской или иностранной валюте (ст. 6).

В соответствии с частью 10 комментируемой статьи деньги, являющиеся предметом залога за арестованное судно, вносятся на депозитный счет суда, избравшего данную меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении. О принятии указанного залога судом составляется протокол, копия которого вручается залогодателю.

В части 11 комментируемой статьи установлено требование незамедлительного уведомления дипломатического представительства или консульского учреждения государства флага иностранного судна в Российской Федерации о применении залога за арестованное судно.

Такое уведомление осуществляет Министерство иностранных дел - федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, выполняющий свои функции в соответствие с Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 865 "Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации".

Дипломатическое представительство и консульское учреждение - органы внешних сношений, функции которых определены Венской конвенцией о дипломатических сношениях, заключенной в г. Вене 18.04.1961, и Венской конвенцией о консульских сношениях, заключенной в г. Вене 24.04.1963.

В части 12 комментируемой статьи установлены обстоятельства, при наличии которых за арестованное судно обращается в доход государства.

Залог обращается в доход государства на основании судебного решения в случае совершения с использованием судна административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.17, ст. ст. 8.18 - 8.20, ч. 2 ст. 11.7.1 КоАП РФ.

Таким образом, угрозой обращения залога по судебному решению в доход государства обеспечивается недопущение повторного совершения однородного административного правонарушения с использованием судов, в отношении которых применена рассматриваемая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении (Соколов А.Ю. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: Монография. М.: Норма, 2015).

1. Залог за арестованное судно состоит во внесении физическим или юридическим лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, административная ответственность за которое установлена частью 2 статьи 8.17, статьями 8.18 - 8.20 настоящего Кодекса, судовладельцем, страховщиком или компетентным органом государства флага судна денежных средств в суд, избравший данную меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

3. Залог за арестованное судно применяется в обязательном порядке в отношении иностранных судов, явившихся орудием совершения административного правонарушения на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации, административная ответственность за которое установлена частью 2 статьи 8.17, статьями 8.18 - 8.20 настоящего Кодекса, в случае ходатайства любого из лиц, указанных в части 1 настоящей статьи.

7.Размер залога за арестованное судно не может быть менее размера ущерба, причиненного в результате совершения административного правонарушения, и максимального размера административного штрафа, установленного санкцией применяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса.

Государства - участники настоящей Конвенции,

признавая желательным содействовать гармоничному и упорядоченному развитию мировой морской торговли,

будучи убеждены в необходимости принятия правового документа, предусматривающего международную унификацию в отношении ареста судов с учетом последних изменений в соответствующих областях,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Для целей настоящей Конвенции:

1. "Морское требование" означает требование, возникающее в связи с одним или несколькими следующими обстоятельствами:

a) причинение убытков или ущерба при эксплуатации судна;

b) смерть или причинение телесных повреждений на суше либо на воде в прямой связи с эксплуатацией судна;

c) спасательные операции или любое соглашение о спасании, в том числе специальная компенсация, в случае, если она устанавливается, при осуществлении спасательных операций в отношении судна, которое само по себе или его груз создавали угрозу причинения ущерба окружающей среде;

d) ущерб, причиненный судном окружающей среде, побережью или связанным с ними интересам, либо угроза причинения такого ущерба; меры, принимаемые для предотвращения, уменьшения или устранения такого ущерба; компенсация за такой ущерб; расходы на разумные меры по восстановлению окружающей среды, которые были фактически приняты или должны быть приняты; убытки, которые были понесены или, вероятно, будут понесены третьими лицами в связи с таким ущербом; и ущерб, расходы или убытки, аналогичные по своему характеру тем, которые указаны в настоящем подпункте d);

e) издержки или расходы в отношении подъема, удаления, восстановления, уничтожения или обезвреживания судна, которое затонуло, превратилось в обломки, село на мель или покинуто, в том числе все, что находится или находилось на борту такого судна, и издержки или расходы в отношении сохранения покинутого судна и содержания его экипажа;

f) любой договор использования судна или договор аренды судна на условиях чартера либо иным образом;

g) любой договор перевозки грузов или договор перевозки пассажиров на судне на условиях чартера либо иным образом;

h) утрата или повреждение перевозимых на судне грузов (в том числе багажа) или ущерб, причиненный в связи с такими грузами;

k) лоцманская проводка;

l) снабжение судна грузами, материалами, продовольствием, топливом, оборудованием (в том числе контейнерами) или оказание услуг судну в целях эксплуатации судна, управления им, его сохранения либо содержания;

m) строительство, модернизация, ремонт, переоборудование или оснащение судна;

n) портовые и канальные сборы, сборы в доках, гаванях и на других судоходных путях;

о) заработная плата и другие суммы, причитающиеся капитану, командному составу судна и другим членам экипажа судна в связи с их работой на судне, в том числе расходы на репатриацию и взносы по социальному страхованию, выплачиваемые от их имени;

р) дисбурсментские расходы, понесенные от имени судна или его собственников;

q) страховая премия (в том числе взносы по взаимному страхованию), уплачиваемая в отношении судна собственником судна или фрахтователем судна по димайз-чартеру либо от их имени;

r) любое комиссионное, брокерское или агентское вознаграждение, уплачиваемое в отношении судна собственником судна или фрахтователем судна по димайз-чартеру либо от их имени;

s) любой спор о праве собственности на судно или владения им;

t) любой спор между двумя или несколькими собственниками судна об использовании судна либо о распределении доходов;

u) ипотека судна ("mortgage", " hypotheque") или обременение судна того же характера;

v) любой спор, возникающий из договора продажи судна.

2. "Арест" означает любое задержание или ограничение в передвижении судна по постановлению суда для обеспечения морского требования, за исключением задержания судна, осуществляемого для приведения в исполнение решения суда или другого исполнительного документа.

3. "Лицо" означает любое физическое лицо либо любое юридическое лицо публичного или частного права, в том числе государство или любую его составную часть.

4. "Лицо, имеющее требование," означает любое лицо, заявляющее морское требование.

5. "Суд" означает любой компетентный судебный орган государства.

Статья 2

Правомочия на арест

1. Судно может быть арестовано или освобождено от ареста только по постановлению суда государства-участника, в котором налагается арест.

2. Судно может быть арестовано только по морскому требованию, но не по какому другому требованию.

3. Судно может быть арестовано для получения обеспечения независимо от того, что в соответствии с юрисдикционной оговоркой или арбитражной оговоркой, предусмотренной соответствующим договором или иным образом, морское требование, по которому налагается арест, должно рассматриваться в суде государства, иного, чем государство, в котором налагается арест, или в арбитраже либо в соответствии с законом другого государства.

4. При условии соблюдения положений настоящей Конвенции процедура ареста судна или его освобождение от ареста регулируются законом государства, в котором арест наложен или запрошен.

Статья 3

Осуществление права на арест

1. Арест любого судна, в отношении которого заявляется морское требование, допускается в случае, если:

a) лицо, которому судно принадлежало в момент возникновения морского требования, является ответственным по такому требованию и собственником судна при наложении ареста; или

b) фрахтователь судна по димайз-чартеру в момент возникновения морского требования является ответственным по такому требованию и фрахтователем по димайз-чартеру либо собственником судна при наложении ареста; или

c) это требование основано на ипотеке судна или обременении судна того же характера; или

d) требование касается права собственности на судно или владения им; или

e) требование к собственнику, фрахтователю по димайз-чартеру, управляющему или оператору судна обеспечивается морским залогом на судно, который предоставляется или возникает в соответствии с законом государства, в котором арест запрошен.

2. Допускается арест также любого другого судна или любых других судов, которые при наложении ареста принадлежат лицу, которое является ответственным по морскому требованию и которое в момент возникновения требования являлось:

a) собственником судна, в отношении которого возникло морское требование; или

b) фрахтователем по димайз-чартеру, тайм-чартеру или рейсовому чартеру такого судна.

Настоящее положение не применяется к требованиям о праве собственности на судно или владении им.

3. Независимо от положений пунктов 1 и 2 настоящей статьи арест судна, которое не принадлежит лицу, являющемуся ответственным по требованию, допускается лишь в случае, если в соответствии с законом государства, в котором запрашивается арест, судебное решение, вынесенное по такому требованию, может быть исполнено в отношении такого судна посредством продажи его по решению суда или принудительной продажи.

Статья 4

Освобождение от ареста

1. Арестованное судно освобождается от ареста при предоставлении достаточного обеспечения в удовлетворительной форме, за исключением случаев, если судно было арестовано по любому из морских требований, перечисленных в подпунктах s) и t) пункта 1 статьи 1. В таких случаях суд может разрешить лицу, во владении которого находится судно, продолжить использование судна при условии предоставления таким лицом достаточного обеспечения или иным образом решить вопрос об использовании судна в период ареста.

2. При отсутствии соглашения сторон о размере и форме обеспечения суд определяет его форму и размер, не превышающий стоимости арестованного судна.

3. Любая просьба об освобождении судна от ареста в связи с предоставлением обеспечения не означает признание ответственности, отказ от любых средств защиты или от права на ограничение ответственности.

4. В случае, если судно было арестовано в государстве, не являющемся государством-участником, и не освобождается от ареста, несмотря на предоставление обеспечения в отношении такого судна по тому же требованию в государстве-участнике, такое обеспечение подлежит освобождению в соответствии с постановлением суда государства-участника при обращении к нему.

5. В случае, если в государстве, не являющемся государством-участником, судно освобождается при предоставлении удовлетворительного обеспечения в отношении такого судна, любое обеспечение, предоставленное в государстве-участнике по тому же требованию, подлежит освобождению в соответствии с постановлением суда в той мере, в какой общий размер обеспечения, предоставленного в двух государствах, превышает:

a) размер требования, по которому судно было арестовано, или

b) стоимость судна,

в зависимости от того, что из них меньше. Однако постановление о таком освобождении выносится лишь в случае, если обеспечение, предоставленное в государстве, не являющемся государством-участником, фактически доступно для лица, имеющего требование, и может свободно переводиться.

6. В случае, если обеспечение было предоставлено в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, лицо, предоставившее такое обеспечение, может в любое время обратиться в суд с просьбой об уменьшении, изменении или аннулировании такого обеспечения.

Статья 5

Право на повторный арест и многократные аресты

1. В случае, если в каком-либо государстве судно уже было арестовано и освобождено от ареста или обеспечение в отношении такого судна уже было предоставлено для обеспечения морского требования, такое судно в последующем не может быть арестовано вновь или арестовано по тому же морскому требованию, если только:

a) характер или размер обеспечения в отношении такого судна, уже предоставленного по тому же требованию, является недостаточным при условии, что общий размер обеспечения не может превышать стоимость судна; или

b) лицо, которое предоставило обеспечение, не может или, вероятно, не сможет выполнить свои обязательства полностью или частично; или

c) арестованное судно или предоставленное обеспечение освобождено:

i) по просьбе или с согласия лица, имеющего требование, и при наличии разумных оснований для такой просьбы или согласия; или

ii) в связи с невозможностью лица, имеющего требование, воспрепятствовать освобождению судна посредством принятия разумных мер.

2. Любое другое судно, которое могло бы быть арестовано по тому же морскому требованию, не подлежит аресту, если только:

a) характер или размер обеспечения, уже предоставленного по тому же требованию, является недостаточным; или

b) применяются положения подпунктов b) или с) пункта 1 настоящей статьи.

3. "Освобождение" для целей настоящей статьи не применяется к любому незаконному освобождению судна от ареста или незаконному уходу судна от ареста.

Статья 6

Защита собственников и фрахтователей по димайз-чартеру арестованных судов

1. Суд может в качестве условия ареста судна или продления ранее наложенного ареста обязать лицо, которое требует ареста судна или добилось наложения ареста, предоставить обеспечение такого характера, в таком размере и на таких условиях, которые могут быть определены таким судом, за любые убытки, которые могут быть причинены ответчику в результате ареста и за которые такое лицо может быть признано ответственным, в том числе, но не ограничиваясь этим, за такие убытки или ущерб, которые могут быть причинены в результате:

a) незаконного или неоправданного ареста; или

b) чрезмерного затребованного и предоставленного обеспечения.

2. Суды государства, в котором наложен арест, обладают юрисдикцией определять размер ответственности, если она возникает, лица, заявившего требование, за убытки или ущерб, причиненный в результате ареста судна, в том числе, но не ограничиваясь этим, за такие убытки или ущерб, которые могут быть причинены в результате:

a) незаконного или неоправданного ареста; или

b) чрезмерного затребованного и предоставленного обеспечения.

3 . Ответственность, если она возникает, лица, заявившего требование, в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи устанавливается на основании закона государства, в котором наложен арест.

4. В случае, если суд в другом государстве или арбитраж должен рассматривать дело по существу в соответствии с положениями статьи 7, разбирательство в отношении ответственности лица, заявившего требование, в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, может быть приостановлено до вынесения решения по существу.

5. В случае, если в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи было предоставлено обеспечение, лицо, предоставившее его, может в любое время обратиться в суд с просьбой об уменьшении, изменении или аннулировании такого обеспечения.

Читайте также: