Зачем нужны этнографические музеи кратко

Обновлено: 04.07.2024

Этнографические музеи, как центры хранения предметов материальной и духовной культуры народа, являются важными элементами самоидентификации. В КПСЭ их создание занимает особое место.

Пока есть сведения о существовании таких музеев в Дербенте (Россия), Нью-Йорке (США), Хадере (Израиль). Важно описать фонды всех музеев, их проблемы и перспективы, посвятить этому отдельные статьи, систематизировать информацию о них. В каждом крупном населенном пункте горские евреи могли бы иметь свой музей. К этому можно привлечь не только людей старшего поколения, но и молодежь. При недостатке предметов материальной культуры нужно расширять экспозиции музеев за счет обмена экспонатами и создания фотостендов, посвященных войне и Холокосту, передовым людям, генеалогии родов, экскурсиям по местам рождения предков, этнографическим статьям, научным исследованиям и книгам наших ученых и др.

Создатели этнографических музеев, музейные работники – это особая категория людей, влюбленных в свой народ, его культуру и традиции. Они, их труд заслуживают всяческой поддержки и помощи.

Передовые музеи становятся инициаторами возрождения национальных (народных) промыслов, культурных традиций и обычаев, проводят фестивали и другие мероприятия, превращаясь, таким образом, в культурные центры. Музеи могут стать местом проведения выездных уроков истории для учеников национальных школ, приобщать молодежь к национальной истории.

Частично статус музеев повысится за счет их превращения в отделы и филиалы уже существующих государственных краеведческих музеев. Надо иметь в виду, что этнографические музеи являются пунктами притяжения для фольклорно-этнографического туризма. То есть, инвестируя в их создание, город (село) инвестируют в повышение своей привлекательности.

Музей - научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, осуществляющее хранение, комплектование, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Во многих случаях причины возникновения музеев похожи на те, по которым, за несколько веков до этого, возникли национальные государства. Музеи в первую очередь были призваны проводить государственную идеологию, а также быть собирателями, накопителями и распространителями информации, сформированной этой идеологией. Они должны были обслуживать государственную политику и проводить ее на местах. В ответ на это государство направляло в учреждения культуры часть своих финансовых и других материальных ресурсов. В частности, музеям вменялось в обязанность собирать и хранить все связанное с культурой, общественной и естественной историей данной страны или территории.

Одной из задач этнографических музеев должно стать преодоление этноцентризма. В этом часто обвиняют многие музеи (не только этнографические), базирующие на европейские концепции. Именно музеи, по Уставу, являются хранителями материальных памятников деятельности человека, но ведь достижения человечества не ограничиваются одними только материальными памятниками культуры.

В странах азаиатско-тихоокеанского региона, в частности, высказывается несколько иное мнение о миссии музеев. Она не исчерпывается только хранением и изучением коллекций. Местное население видит в музеях, прежде всего, культурные центры, механизмы для передачи традиций (в том числе письменных), а также нейтральную территорию, на которой могли бы встречаться и вести диалог представители разных общин. В Музее Филда (Чикаго) эти функции выполняет общинный дом, вывезенный из Новой Зеландии в конце 19 века, реставрированный и восстановленный на экспозиции несколько лет назад совместно музейными работниками и морийской общиной (по её требованию).

Окружающая музеи среда - и природа, и люди - сегодня значительно изменилась. Во многом по-новому предстоит решать вопрос, кто будет определять характер экспонирования тех или иных предметов. Делать это силами только одного хранителя или группы музейных специалистов уже невозможно. Аборигены Австралии, американские индейцы и др. запрещают выставлять предметы своих религиозных культов в музейных витринах. Ряд музеев уже планирует новые экспозиции и публикует этнографические коллекции совместно с представителями общин. Хранители могут выступать тут скорее как координаторы, зная контекст, в котором выступают предметы.

Музеи являются одним из самых мощных инструментов для преодоления отчуждения между людьми. Наиболее активные мировые движения в наше время можно объединить в гражданские (национализм, патриотизм, натурализация, ассимиляция и пр.) движения за сохранение самобытности и за социальную справедливость. Очень часто понятие этнической принадлежности сводят только к языку и культуре, причём под культурой в этом случае подразумевают только народное искусство (высокое искусство и прочее культурное наследие таким образом исключается). Вопрос самобытности, однако, это, скорее, вопрос духа, чувства, ощущения принадлежности к группе; он связан уже не только с географией.

Каждая нация передаёт свою культуру путём воспитания и обучения, как дар, который сохраняется и развивается, поскольку делает жизнь каждой отдельной личности и жизнь других народов богаче. Культуры развиваются благодаря взаимодействию с другими. Особую актуальность приобрели проблемы культурной самобытности в рамках Европейского союза. Унификация и стандартизация промышленной культуры, осуществляемая в рамках этой экономической зоны, затрагивают и общую сферу культуры. Неоднократно подчёркивалось, что единая Европа состоит из множества культур, но единство не предполагает одинаковость. Эта тема становится крайне политизированной.

Одна из основных миссий музеев - обучать, но они должны и доставлять удовольствие, сочетая обучение с развлечением. Музеи выступают противовесом средствам массовой информации, которые всё больше специализируются на показе катастроф, насилия, войны, голода, таким образом, создавая искажённое впечатление о современном мире. Музеи же демонстрируют творческий потенциал человечества, его способность создавать и сохранять, так как их коллекции свидетельствуют о многообразии культуры, о свободе мысли, веры, сосуществовании разных стандартов и ценностей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ВИННИЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ

СИМФЕРОПОЛЬСКОЙ РАЙОННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Доклад по теме:

«Роль этнографических музеев

Подготовила:

учитель крымскотатарского языка

Винницкой ОШ І-ІІІ ступеней

Винницкое - 2013 г.

«Народ, который не знает свого

Сегодня на наше общество оказывают влияние совершенно нов ые события и веяния. Среди современных печальных тенденций – потеря людьми своей национальной идентичности. Поэтому одна из главных задач современного общества - сохранение достоинства каждой личности, гражданского духа и чести.

Эту задачу, в первую очередь, надо решать посредством школы.

Изучение народной культуры и истории – одно из главных средств в воспитании личности и повышении качества образования.

Знания о богатстве народной культуры формируют сплоченность нации и целостное мировоззрение личности.

Именно поэтому народную культуру надо сохранить любыми возможными способами, один из которых создание этнографических музеев на базе школ.

Современная система образования ставит две основные задачи:

- во-первых, знания выпускников должны соответствовать требованиям госстандарта;

- во-вторых, школа призвана воспитать цельную, всесторонне развитую личность. А правильное мировосприятие, другими словами, осознание своего места в мире, в социуме невозможно без знаний о народных традициях и культуре своего народа.

Не растерять, сохранить то богатство, каким испокон веков владел народ, приобщить детей к народному творчеству – это одна из приоритетных задач современного обучения и воспитания.

Наша школа многонациональная, поэтому актуальным вопросом является использование этнического богатства народов Крыма как вектор повышения качества образования и воспитания.

С осознанием богатства культуры всех народов в детях растет уважение и интерес как к своей нации и культуре, так и толерантное отношение к другим культурам.

Передо мной, как учителя крымскоготатарского языка и литературы, стоит одна из главных проблем - привитие любви и интереса к родному языку, возрождение богатства народных традиций.

Это и стало стимулом для создания в нашей школе в 2003 году этнографического центра. В этом приняли участие администрация и педагоги Винницкой общеобразовательной школы, учащиеся и их родители, проживающие в селах Винницкое, Раздолье, Тепловка, Александровка, Кольчугино Симферопольского района, а также других районов Крыма. Например, нам присылали экспонаты из с. Крестьяновка Первомайского района, с. Скалистое Бахчисарайского района, с. Далекое Черноморского района и города Симферополя.

Постоянный поиск и пополнение фондов нашего центра привели к единому мнению – официально зарегистрироваться и открыть этнографический музей. И в 2010 году нашему этнографическому центру присвоен статус музея.

В план работы музея входит:

- проведение литературных вечеров;

- проведение национальных праздников;

- встреча с ветеранами и гостями нашей школы.

Здесь бывают и представители старшего поколения – наши бабушки и дедушки, учителя-предметники из разных школ Симферопольского района, журналисты крымскотатарского телеканала АТР, актеры крымскотатарского театра. С целью изучения культуры и быта крымскотатарского народа были у нас в гостях студенты и преподаватели Киевского христианского университета, гости из Австралии, Узбекистана.

Наш этнографический музей – окно в прошлое, связующая нить между поколениями, своеобразный оберег народных традиций.

Большую роль школьного музея в воспитании учащихся подтверждают слова, оставленные в книге отзывов, гостями и посетителями музея. Вот некоторые из них.

Таким образом, с осознанием богатства культуры народов в детях растет уважение и интерес как к своей нации и культуре, так и толерантное отношение к другим культурам.


Paradigmata poznání. - № 1. - 2022

Научный мультидисциплинарный журнал

русский, английский, чешский

01-28.02.2022

Идёт приём материалов

Информатика Искусствоведение История Культурология Медицина Педагогика Политология Право Психология Религиоведение Социология Техника Филология Философия Экология Экономика


Литературный журнал "Четверговая соль"


Роль этнографических музеев в демонстрации национально-этнической культуры

Орифжонова Г. Р.

Докторант (Phd),

Национальный институт художеств и дизайна

имени Камолиддина Бехзада,

г. Ташкент, Узбекистан

Этнография является дисциплиной, изучающая все народности мира, различные типы этнических единиц, их происхождение (этногенезис), образ жизни, обычаи, их различия или общность, а также сходство между собой, их особенности независимо от уровня материального и духовного развития.

Основные области этнографии:

  • этногенез и этнические процессы с древнейших времен до наших дней;
  • изменения в материальной культуре народа (пище, одежде, жилище);
  • традиционное хозяйство народа (земледелие, скотоводство, ремесло, торговля);
  • проблема семьи – основной этнической ячейки общества: формы и типы семьи, семейный быт, семейные отношения, функции семьи, брак, семейная обрядность, воспитание детей;
  • общественный быт, соседская община, формы и функции ее на различных этапах истории;
  • народная духовная культура: народные знания, народное творчество, праздники (календарные, общественные, государственные, религиозные) обряды, ритуалы, народные игры, верования, религия, религиозная обрядность, народная этика и этикет, традиционные морально-нравственные нормы, народная медицина [1, с. 12].

Этнографическое музееведение – это наука по расшифровке образных кодов чужих культур, данных в материальных предметах, а также искусство демонстрации этих кодов в музейной экспозиции через правильно подобранные комплексы вещей. Проблема связи научного знания о вещах с самими вещами в музейном контексте по-прежнему остается насущной [4, с. 275].

Музеи по хранению этнографического материала в фондовом хранилище и показу их в экспозиции делятся на три группы:

  1. Музеи, целью которых является – демонстрация многообразия этносов, составляющих основу экспозиции этнографического материала;
  2. Музеи, в экспозициях которых есть этнографический материал и которые затрагиваются только лишь в рамках какой-либо темы;
  3. Музеи, в которых есть этнографические предметы, но по своей специализации и концепции, не имеющие никакого отношения к традиционному образу жизни и этнической культуре [3, с. 31].

Этнографические музеи отражают образ жизни, жилье, оборудование для повседневной жизни, одежду, занятия и культурную жизнь определенного этнического происхождения или разных народов. Это, в свою очередь, сохраняет и отображает материальную и нематериальную культуру этноса. Именно этнографические музеи пытаются передать зрителям индивидуальные особенности соответствующие только одной этнической группы. Поэтому музеи этой специальности ставят перед собой целью показать национально-этническую культуру. Для достижения этой цели используют множество методов и моделей в музеологии. Этнографические музеи не только представляют этническую своеобразность, культуру, но и также определяет научное исследование как его направление.

С начала XIX в. французские и скандинавские организаторы науки начинают регулярно обмениваться наработанным опытом и делиться мнениями относительно перспектив будущего развития этнографических музеев в целом. Французы взяли за образец работы датских ученых, при этом скандинавы, в отличие от французов, в первую очередь ориентировались на развитие науки, а пропаганда патриотических чувств была для них менее важной. Именно датскую модель начал активно внедрять у себя на родине Ами (Hamy), который уловил тенденцию времени и прекрасно понимал, что нужно в первую очередь изучать различные культуры, а не просто их демонстрировать [2, с. 71].

That is why ethnographic museums are an institution that studies ethnos-based material and non-material culture. Ethnographic museums carry out scientific research to embody the complete and accurate life of the ethnos. At first, during the expedition, ethnos lifestyle materials are collected, studied and displayed at the exposition. Ethnographic museums are the unique institution specializing in the demonstration and study of national-ethnic and universal culture.

Читайте также: