Зачем нужна повесть о капитане копейкине в поэме мертвые души кратко

Обновлено: 08.07.2024

Читая поэму Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”, мы можем увидеть несколько отступлений, так называемых “новелл” — лирических отступлений, вставок, повествующих не о прямом сюжете, а о каких-то поучительных или идейных историях. Одна из таких новелл — “Повесть о капитане Копейкине”, расположенная в десятой главе произведения. Зачем Гоголь добавил ее в поэму? Что он хотел до нас донести? Попробуем разобраться.

В этом отступлении повествуется о некоем офицере, участвовавшем в военной кампании тысяча восемьсот двенадцатого года — капитане Копейкине. На войне он потерял руку и ногу, превратившись в беспомощного инвалида. Это было настоящей катастрофой: теперь он не мог работать. А, поскольку он жил в деревне, это было единственным средством существования. Однако на войне Копейкин очень храбро сражался и получил множество наград, поэтому он решился на последнюю оставшуюся авантюру — поехать в Петербург и “просить Государя о монаршей милости”.

Гоголь хорошо передает нам ошеломление капитана, когда он попал в Петербург. Повсюду золото, франты, балы, свечи, блеск… Жизнь прекрасна, человек может жить такой жизнью, это не сказка, а реальность! Именно такие мысли были у офицера в первые часы. Эта невиданная роскошь буквально “окрылила” Копейкина, дав ему веру в будущее.

Гоголь в “Повести…” использует яркие контрасты. Невероятная бедность, простота Копейкина и слепящая роскошь богатой петербургской жизни; честность, отзывчивость, справедливость капитана и полнейшее равнодушие служащих и чиновников к человеку, человеческой жизни. Таким образом автор показывает нам, насколько сильно отошли государственные служители от любых норм морали и даже обязанностей.

Именно этими вымышленными чиновниками Николай Васильевич символизирует чиновников настоящих, служащих то время в Российской империи. Он показывает пороки, реально существующие в государственном аппарате. Больше того, он предупреждает власть: в повести рассказывается, что добрый и честный Копейкин после такого приема стал разбойником, а, значит, это может случиться и со всем народом, если ничего не изменится.

Так почему автор ввел в поэму повесть, не относящуюся к сюжету? Чтобы ответить на этот вопрос, следует вспомнить, кто такие те самые “мертвые души”, о которых говорится в названии. Это вовсе не числящиеся живыми на бумагах крестьяне, это живые, но морально умершие люди, встречающиеся Чичикову на протяжении всей поэмы. Вот и чиновники, показанные в повести, точно так же являются “мертвыми душами” — у них не осталось ни сострадания, ни совести, ни уважения, ни даже чего-либо святого.

Таким образом, “Повесть о капитане Копейкине” играет в поэме ничуть не меньшую роль, чем все другие части. Она позволяет показать еще один вид порочности, еще один пример того, как человек может быть “мертвой душой”…

Сюжет и композиция поэмы. Повесть о капитане Копейкине

Образ помещичьей Руси сменяет образ губернского города. Автор вводит нас в мир чиновников, занимающихся делами государственного управления. В главах, посвященных городу, расширяется картина дворянской России и углубляется впечатление от ее мертвенности. Изображая мир чиновников, Гоголь сначала показывает их смешные стороны, а затем заставляет читателя задуматься над царящими в этом мире законами. Все чиновники, проходящие перед мысленным взором читателя, оказываются людьми без малейшего понятия о чести и долге, они связаны взаимным покровительством и круговой порукой. Их жизнь, как и жизнь помещиков, лишена смысла.

  • История создания произведения
  • Жанровое своеобразие поэмы
  • Образ повествователя
  • Лирические отступления
  • Сюжет и композиция поэмы. Повесть о капитане Копейкине

Сочинения

Повесть не связана композиционно с сюжетом. Однако именно в ней раскрываются темы, на которые Н.В. Гоголь хотел обратить внимание читателей. Писателя возмущало несправедливое отношение государства к простым людям. Человек преданно защищал Родину, он получил тяжелые травмы и на всю жизнь остался инвалидом. Но государство не оказало ему никакой помощи.

У честного искреннего человека не осталось надежд на счастливую жизнь. Его участь — скитаться в поисках еды и жилья. Копейкин, отстаивая интересы своей Родины, не предполагал, что когда-то станет ненужным своему государству. Война оставила героя без руки и ноги. Однако персонаж наивно полагал, что государство не оставит его один на один с его бедой. Но он ошибся. Герой вновь и вновь обращается за помощью, но везде получает отказ.

Копейкин решает пойти на крайние меры. Он не собирает сдаваться, опускать рук. Разочаровавшись в своем государстве, герой создает группу людей, целью которой является ограбление богатых чиновников. У персонажа просто не было другого выхода. Его страна, за которую он так самоотверженно сражался, отвернулась от него. Копейкин не мог нищенствовать, тихо и безропотно терпя удары судьбы. Он собрал всю волю в кулак и осуществил задуманное.

Писателя до глубины души поражает безнравственность, царящая в обществе. Жизни других для людей ничего не значат. Они просто не воспринимают это как наивысшую ценность. Уверенность в завтрашнем дне зависит не от чистых помыслом, целеустремленности, а от материальных средств. Высокопоставленные особы верят в то, что все можно купить за деньги. Копейкин же открыть борется с чиновниками, которые на первое место ставят удовлетворение личных желаний, не обращая внимания на просьбы простого народа.

Отчаявшийся и разочаровавшийся во всем святом, Копейкин решает, наконец, взять судьбу в свои руки. Почтмейстер, который и рассказывал всю эту историю о Копейкине, намекает в финале, что Копейкин стал разбойником. Теперь он сам думает о своей жизни, не надеясь ни на кого.

Интересно, что имена Копейкина и Чичикова в поэме сближаются. Почтмейстер считал, что Чичиков – это, наверное, и есть сам капитан. Мне кажется, что такие параллели неслучайны. По мнению Гоголя, Чичиков – это разбойник, это зло, угрожающее России. Но как люди превращаются в Чичиковых? Как они становятся бездушными стяжателями, не замечающими ничего, кроме собственных целей? Может быть, писатель показывает, что люди становятся Чичиковыми не от хорошей жизни? Как Копейкин остался один на один со своими насущными проблемами, так и Чичиков был брошен на произвол судьбы своими родителями, которые не дали ему духовных ориентиров, а настроили лишь на материальное. Получается, что Гоголь пытается понять своего героя, суть его натуры, причины, которую эту натуру сформировали.

В контексте всего произведения, в понимании его замысла,
в композиции и развитии сюжета большое значение
имеют лирические отступления и вставные новеллы.
Очень важную роль играет "Повесть о капитане Копейкине".
Не связанная по своему содержанию с основным сюжетом,
она продолжает и углубляет основную тему поэмы -
тему омертвения души, царства мертвых душ.
"Повесть о капитане Копейкине" дала Гоголю возможность
перенести читателя в Петербург, создать образ города,
ввести в повествование тему 1812 года и рассказать
историю о судьбе героя войны, капитана Копейкина,
показывая при этом чиновничий произвол и произвол властей,
несправедливость существующего строя.

Эту повесть рассказывает чиновникам почтмейстер
в тот момент, когда они решают кто же такой Чичиков?
Рассказывает с явным желанием внушить им, что Чичиков
и есть Копейкин.
Это и есть видимая нить, соединяющая "Повесть. "
с действием поэмы.

Это пример сколь далеко и глубоко может продвинуться разнообразные расследования пытливыми и мнительными гражданами
Мы часто смеемся над гоголевским героями, но еще чаще не замечаем как бываем похожи на них как две капли воды
И чем менее у людей присутствует чувство юмора и способность посмотреть на себя со стороны, тем нелепее и глупее они выглядят в жизни и тем более способны сочинять всякую чушь с серьезным видом


Пример сочинения 2

Ни для кого не секрет, что Гоголю пришла в голову идея пушкинской поэмы "Мертвые души". И надо отметить, что Гоголь проделал отличную работу по реализации этой идеи. В своем творчестве автор сумел собрать много ошибок жизни в России того времени и мастерски их высмеять. "Мёртвые души" стали классикой русской литературы. Стихотворение не потеряло своей актуальности в наше время.

Композиция "Мертвых душ" невероятно богата и переполнена всевозможными лирическими отступлениями, замечаниями автора и литературными интерполяциями. Но сказка "Капитан Копейкин" стоит сама по себе. Эту историю почтмейстер рассказал чиновникам города "НН".

Следует сразу отметить, что это не связано с основным содержанием стихотворения. Это самостоятельная работа с собственными персонажами и сюжетом. Но не случайно Гоголь включил "Историю капитана Копейкина" в основное содержание поэмы. Автор хотел показать нам всю бессердечность и бесчеловечность бюрократического аппарата.

Не вдаваясь в подробности, сюжет "Сказки. " сводится к тому, как обычный солдат, потерявший в войне руку и ногу, пытается занять лучшую позицию, но его оттесняют и, предположительно, ведут банду грабителей.

Основное внимание в "Истории капитана Копейкина" Гоголя уделяется "вечным" странствиям капитана Копейкина по чиновничьему престолу. И потому, что он не находит понимания у чиновников, он заканчивается восстанием против них.

Следует также отметить, что в "Истории капитана Копейкина" Гоголь не использует портреты. Мы не находим описания главного героя, у него даже нет имени и отчества, а только воинского звания. Чиновник также обезличен. Сначала его называют "государственным деятелем", затем "начальником", а затем "дворянином" или "сановником". Все это делается для того, чтобы максимально обобщить и показать нам отношение бюрократического аппарата к обычному человеку.

Кроме того, контраст между простым человеком и "дворянином" подчеркивается описанием его дома, на которое ". ". один боится просто подойти. " и маленькой комнаты, арендованной капитаном Копейкиным.

В "Сказке капитана Копейкина" мы не находим лирических отступлений. Гоголь заложил свое отношение к событиям, происшедшим в повествовании почтмейстера. Из его уст эта история звучала как анекдот, насмешка, неудача. Создалось впечатление, что если бы почтмейстер был на месте этого дворянина, он поступил бы так же. К сожалению, общественность вокруг него придерживалась того же мнения. Гоголь еще раз подчеркнул бессердечность бюрократического аппарата.

На мой взгляд, "История капитана Копейкина" - это своего рода послание небрежным чиновникам. Это учит нас, что терпение людей не бесконечно, и однажды оно может закипеть в гневе людей. Не зря Гоголь позже называет капитана атаманом, словно вспоминая народные восстания под руководством Степана Разина и Емельяна Пугачева.


Пример сочинения 3

Поэма “Мертвые души” Гоголя насыщена внесюжетными элементами. В этом произведении множество лирических отступлений и, кроме того, есть вставные новеллы. Они сосредоточены в конце “Мертвых душ” и помогают раскрыть идейный и художественный замысел автора.

“Повесть о капитане Копейкине” расположена в десятой главе произведения. Она рассказывает о судьбе простого человека, равнодушием властей доведенного до отчаянного положения, на грани жизни и смерти. Это “произведение в произведении” разрабатывает тему “маленького человека”, воплотившуюся также повести “Шинель”.

Герой новеллы, капитан Копейкин, участвовал в военной кампании 1812 года. Он мужественно и смело сражался за Родину, получил много наград. Но на войне Копейкин потерял ногу и руку и превратился в инвалида.

У себя в деревне он не мог существовать, так как не мог работать. А как еще можно прожить в деревне? Используя свой последний шанс, Копейкин решает ехать в Петербург и просить государя о “монаршей милости”.

Гоголь показывает, как простого человека поглощает и подавляет большой город. Он вытягивает все жизненные силы, всю энергию, а затем выбрасывает за ненадобностью. Поначалу Копейкин был околдован Петербургом – всюду роскошь, яркие огни и цвета: “некоторое поле жизни, сказочная Шехерезада”. Повсюду “пахнет” богатством, тысячами и миллионами.

На этом фоне еще более отчетливо видно бедственное положение “маленького человека” Копейкина. У героя в запасе – несколько десятков рублей. На них нужно прожить, пока “выхлопатывается” пенсия.

Копейкин немедленно приступает к своему делу. Он пытается пробиться на прием к генерал-аншефу, который уполномочен решать вопросы о пенсии. Но не тут-то было. Копейкин не может даже попасть на прием к этому высокому чиновнику.

Гоголь пишет: “Один швейцар уже смотрит генералиссимусом…” Что же говорить про остальных служащих и чиновников! Автор показывает, что “высшие лица” абсолютно равнодушны к судьбам простых людей. Это некие идолы, божки, которые живут своей, “неземной”, жизнью: “… государственный человек!

В лице, так сказать… ну, сообразно с званием, понимаете.. с высоким чином… такое и выраженье, понимаете”.
Что этому вельможе за дело до существования простых смертных! Интересно, что такое равнодушие в “значительных лицах” поддерживают все остальные, те, кто зависит от этих “божков”. Писатель показывает, что все просители склонялись ниц перед генерал-аншефом, трепетали, как будто увидели не то что императора, а самого Господа Бога.
Вельможа дал Копейкину надежду. Окрыленный, герой поверил в то, что жизнь прекрасна и что справедливость существует. Но не тут-то было!

Реальных дел не последовало. Чиновник забыл про героя сразу же, как только отвел от него глаза. Последней его фразой было: “Я для вас ничего не могу сделать; старайтесь покамест помочь себе сами, ищите сами средств”.
Отчаявшийся и разочаровавшийся во всем святом, Копейкин решает, наконец, взять судьбу в свои руки. Почтмейстер, который и рассказывал всю эту историю о Копейкине, намекает в финале, что Копейкин стал разбойником. Теперь он сам думает о своей жизни, не надеясь ни на кого.
“Повесть о капитане Копейкине” несет большую идейно-художественную нагрузку в “Мертвых душах”. Неслучайно эта вставная новелла расположена в десятой главе произведения. Известно, что в последних главах поэмы (с седьмой по десятую) дается характеристика чиновничьей России.

Чиновники показаны Гоголем как те же “мертвые души”, что и помещики. Это некие роботы, ходячие мертвецы, у которых не осталось за душой ничего святого. Но омертвение чиновничества происходит, по Гоголю, не потому, что все это плохие люди. Мертва сама система, которая обезличивает всех, попадающих в нее.

Именно этим и страшна чиновничья Русь. Высшим выражением последствий социального зла и является, как мне кажется, судьба капитана Копейкина.
В этой новелле выражено предупреждение Гоголя российской власти. Писатель показывает, что если не будет кардинальных реформ сверху, то они начнутся снизу. То, что Копейкин уходит в леса и становится разбойником – символ того, что народ может “взять свою судьбу в свои руки” и поднять восстания, а, может быть, и революцию.
Интересно, что имена Копейкина и Чичикова в поэме сближаются. Почтмейстер считал, что Чичиков – это, наверное, и есть сам капитан. Мне кажется, что такие параллели неслучайны. По мнению Гоголя, Чичиков – это разбойник, это зло, угрожающее России.

Но как люди превращаются в Чичиковых? Как они становятся бездушными стяжателями, не замечающими ничего, кроме собственных целей? Может быть, писатель показывает, что люди становятся Чичиковыми не от хорошей жизни? Как Копейкин остался один на один со своими насущными проблемами, так и Чичиков был брошен на произвол судьбы своими родителями, которые не дали ему духовных ориентиров, а настроили лишь на материальное.

Получается, что Гоголь пытается понять своего героя, суть его натуры, причины, которую эту натуру сформировали.
“Повесть о капитане Копейкине” – одно из важнейших звеньев поэмы “Мертвые души”. Она заключает в себе разрешение многих вопросов, дает характеристику многим образам, раскрывает суть многих явлений и авторских мыслей.

Смысл

Смысл книги

Повесть не связана композиционно с сюжетом. Однако именно в ней раскрываются темы, на которые Н.В. Гоголь хотел обратить внимание читателей. Писателя возмущало несправедливое отношение государства к простым людям. Человек преданно защищал Родину, он получил тяжелые травмы и на всю жизнь остался инвалидом. Но государство не оказало ему никакой помощи.

У честного искреннего человека не осталось надежд на счастливую жизнь. Его участь — скитаться в поисках еды и жилья. Копейкин, отстаивая интересы своей Родины, не предполагал, что когда-то станет ненужным своему государству. Война оставила героя без руки и ноги. Однако персонаж наивно полагал, что государство не оставит его один на один с его бедой. Но он ошибся. Герой вновь и вновь обращается за помощью, но везде получает отказ.

Копейкин решает пойти на крайние меры. Он не собирает сдаваться, опускать рук. Разочаровавшись в своем государстве, герой создает группу людей, целью которой является ограбление богатых чиновников. У персонажа просто не было другого выхода. Его страна, за которую он так самоотверженно сражался, отвернулась от него. Копейкин не мог нищенствовать, тихо и безропотно терпя удары судьбы. Он собрал всю волю в кулак и осуществил задуманное.

Писателя до глубины души поражает безнравственность, царящая в обществе. Жизни других для людей ничего не значат. Они просто не воспринимают это как наивысшую ценность. Уверенность в завтрашнем дне зависит не от чистых помыслом, целеустремленности, а от материальных средств. Высокопоставленные особы верят в то, что все можно купить за деньги. Копейкин же открыть борется с чиновниками, которые на первое место ставят удовлетворение личных желаний, не обращая внимания на просьбы простого народа.

Читайте также: