Зачем ковалев каждый день прохаживался по невскому проспекту и наносил визиты своим знакомым кратко

Обновлено: 04.07.2024

Алиева Светлана Викторовна,

Учитель русского языка и литературы

ГОУ СОШ №883 г. Москва

-формировать умение глубокого анализа текста;

-вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока;

-развивать творческие способности, монологическую речь;

-вызвать интерес к творчеству Н. В. Гоголя;

-формировать нравственные ценности личности.

Тип урока – комбинированный урок с применением ИКТ

Форма урока: проблемно- поисковый семинар с опережающими заданиями

Используемые педагогические технологии:

-традиционная педагогическая технология;

- технология метода проекта;

-информационно – коммуникационная технология;

- элементы технологии исследовательской деятельности обучающихся и элементы диффе­ренцированного подхода к обучению.

Формы организации работы детей : коллективная и индивидуальная, фронтальная, устная и письменная.

Формы организации работы учителя : лекция, аналитическая беседа, введение портрета и иллюстрации, организация конспектирования, демонстрация слайдов.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, экран или мультимедийная доска

Содержание урока

Объявление темы, целей и задач урока.

Гоголь готов встать над враждой, помирить несоединимое, навести мосты над бездной. Он уже заглянул в неё, он видит её чернеющий прорыв. Но, как радуга над миром, встаёт над миром Гоголя его светлый смех. Смех, орошённый слезами.
И. Золотусский

II . Анализ повестей.

Вступительное слово учителя

Гоголь получил строго религиозное воспитание, но уже в детстве проникся очарованием фольклора и истории. Обучаясь в Полтаве и Нежине, он мечтает о государственной службе, где он мог бы бороться за справедливость.

Однако в Петербурге его ждёт крушение иллюзий и ряд неудач. Чиновничья столица ценит только деньги, стремится получить их любой ценой(в том числе подхалимством, взяточничеством, лицемерием).

Средств для жизни не хватает, романтическая поэма "Ганц Кюхельгартен" встречена насмешками критики, в актерском поприще отказано, служба в Департаменте уделов принесла лишь разочарование. Только публикация в 1830 году повести "Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала" вводит его в пушкинский круг писателей.

Анализ эпизода.

1. Проанализируйте образы, с помощью которых Гоголь рисует картину Невского проспекта. Какова здесь роль изобразительно-выразительных средств и художественных деталей?

2. Объясните роль художественного времени и пространства в этом фрагменте.

3. Прокомментируйте авторские оценки в описании Невского проспекта.

4. Как в эпизоде намечаются главная проблема и конфликт всей повести?

5. Докажите, что в этом описании присутствуют черты романтизма и реализма. Приведите примеры.

6. Какова функция этого эпизода во всей повести?

? Расскажите о противоположных судьбах художника Пискарева и поручика Пирогова.

? Назовите главные черты гоголевских героев.

Пирогов : примитивные потребности, бездуховность, пошлость мыслей и поступков, отсутствие высоких идеалов – потеря себя как личности.)

Петербург. Как различны людские судьбы! Пискарев страдает, теряет рассудок и кончает жизнь самоубийством. Пирогов же аналогичные обстоятельства считает досадной ошибкой, это в дальнейшем не мешает его преуспеванию.

1. Кто такой Ковалев?

2. С какой целью Ковалев приехал в Петербург?

3. Каков портрет Ковалева?

4. Зачем Ковалев каждый день прохаживался по Невскому проспекту и наносил визиты своим знакомым?

5. Почему, будучи коллежским асессором, он называет себя майором?

6. Назовите детали, которые убеждают читателя в реальности происходящего: назовите время действия; назовите место действия; назовите героя повести

7. Зачем понадобилось Гоголю убеждать всех в реальности происходящего?

8. О чём предупреждает нас Н.В.Гоголь? Какую маску носим мы в обществе? Что скрываем под ней? Соответствует ли внутреннее содержание человека его поступкам?

Положение человека в обществе

Именно абсурдность и фантастичность сюжета вызвала такую обильную критику в адрес писателя. Но следует понимать, что эта повесть обладает двойным смыслом, и замысел Гоголя намного глубже и поучительнее, чем кажется на первый взгляд. Именно благодаря такому невероятному сюжету Гоголю удается привлечь внимание к важной на то время теме – положении человека в обществе, его статус и зависимость личности от него. Из повести становится ясно, что коллежский асессор Ковалев, который для большей важности называл себя майором, всю свою жизнь посвящает карьере и социальному статусу, у него нет никаких других надежд и приоритетов.

Ковалев теряет свой нос – то, что, казалось бы, нельзя потерять без видимых на то причин, - и теперь не может показаться в приличном месте, в светском обществе, на работе и в любом другом официальном учреждении. А с носом ему договориться не удается, нос делает вид, что не понимает, о чем говорит его хозяин и игнорирует его. Этим фантастическим сюжетом Гоголь желает подчеркнуть изъяны тогдашнего общества, недостатки мышления и сознания того слоя общества, к которому принадлежал коллежский асессор Ковалев.

1. Какие проблемы ставит Гоголь в повести "Портрет"?

2. Проследите ступени нравственного падения Чарткова. Какие изменения происходят в его отношении к труду художника и в его внешнем виде?

3. Как в образе Чарткова отразились черты эстетики романтизма и реализма?

4. Найдите в тексте повести фрагменты, в которых изображена борьба святости и дьявольского наваждения. Объясните их смысловую роль.

5. Какой новый поворот приобретает в повести традиционная для русской литературы тема власти денег?

? Каким образом Гоголь подводит читателя к пониманию, что на художника возлагается великая ответственность за свое творение?

В ходе беседы приходим к выводу, что писатель создает два типа художника: первый, талантливый художник Чартков, под влиянием власти денег и жажды быстрой славы проходит путь деградации, а другой - создатель дьявольского портрета - путь восхождения.)

Вторая часть повести – это проповедь нравственного очищения, которую можно представить в виде свода нравоучительных правил:

В этой странной повести Гоголя и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство. Современность и вечность сплетены здесь так неразрывно, что жизнь русской столицы 30-х годов Х1Х века восходит к библейским размышлениям о добре и зле, об их бесконечной борьбе в человеческой душе.

? Но потрясение, испытанное Чартковым от прекрасной картины не пробуждает его к новой жизни, потому что для этого надо было отказаться от погони за богатством и славой, убить в себе зло. Чартков избирает другой путь: он начинает изгонять из мира талантливое искусство, скупать и резать великолепные полотна, убивать добро. И этот путь ведет его к сумасшествию и смерти.


Коллежский асессор или майор Ковалев по обыкновению своему каждый день прогуливался по Невскому проспекту. В произведении упоминается, что Ковалев обычно прогуливался очень красиво и чисто одетым, видимо для того, чтобы завести знакомства с влиятельными дамами или с чиновниками высоких рангов. Воротник Ковалева всегда был чист и накрахмален, а на лице его красовались бакенбарды, такие, какие обычно носят губернские землемеры, архитекторы или доктора. Ковалев старался выглядеть привлекательно.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика майора Ковалева в повести "Нос", описание внешности и характера героя, портрет в цитатах.

Майор Ковалев в повести "Нос" Гоголя: характеристика, образ, описание, портрет

". сказавши, что еще молод, что нужно ему прослужить лет пяток, чтобы уже ровно было сорок два года." (Ковалев о себе)

О внешности Ковалева известно, что он чисто одевается, носит большие бакенбарды, у него имеется множество печаток (печатки для запечатывания писем носили как брелок на цепочках):

"Воротничек его манишки был всегда чрезвычайно чист и накрахмален. Бакенбарды у него были такого рода, какие и теперь еще можно видеть у губернских, поветовых землемеров, у архитекторов и полковых докторов, также у отправляющих разные полицейские обязанности и, вообще, у всех тех мужей, которые имеют полные румяные щеки и очень хорошо играют в бостон: эти бакенбарды идут по самой средине щеки и прямехонько доходят до носа. Маиор Ковалев носил множество печаток сердоликовых и с гербами, и таких, на которых было вырезано: середа, четверг, понедельник и проч."

"Ковалев выступил поближе, высунул батистовый воротничек манишки, поправил висевшие на золотой цепочке свои печатки. "

"Судя по пуговицам вашего виц‑мундира, вы должны служить в сенате или, по крайней мере, по юстиции." (мнение Носа об одежде Ковалева)

У него довольно красивый небольшой нос:

". каково было положение этого маиора, когда он увидел, вместо довольно недурного и умеренного носа, преглупое, ровное и гладкое место."

Господин Ковалев является дворянином и носит чин коллежского асессора. Он получил этот чин два года назад и очень им гордится. При этом он предпочитает называть себя "майором" для солидности (гражданский чин коллежского асессора соответствует военному чину майора в пехоте):

"Он два года только еще состоял в этом звании и потому ни на минуту не мог его позабыть; а чтобы более придать себе благородства и веса, он никогда не называл себя коллежским асессором, но всегда маиором."

"Поэтому‑то самому и мы будем вперед этого коллежского асессора называть маиором." (автор о Ковалеве)

"Вы можете просто написать: коллежский асессор, или, еще лучше, состоящий в маиорском чине." (Ковалев о себе)

Некоторое время назад майор Ковалев поселился в Петербурге с целью найти приличную должность в каком-нибудь учреждении. Например, его интересует место вице-губернатора или хотя бы экзекутора (начальника) в приличном департаменте. Очевидно, Ковалев является очень амбициозным человеком, если метит на такую позицию, как вице-губернатор Петербурга:

"Маиор Ковалев приехал в Петербург по надобности, а именно искать приличного своему званию места: если удастся, то вице‑губернаторского, а не то – экзекуторского в каком‑нибудь видном департаменте."

"После того отправился он в канцелярию того департамента, где хлопотал об вице‑губернаторском месте, а в случае неудачи об экзекуторском. Проходя чрез приемную, он взглянул в зеркало: есть нос."

Ранее он служил на Кавказе, тоже, вероятно, чиновником. Судя по всему, на Кавказе он работал в следственных органах:

"Коллежских асессоров, которые получают это звание с помощию ученых аттестатов, никак нельзя сравнивать с теми коллежскими асессорами, которые делались на Кавказе." (автор о работе Ковалева на Кавказе)

Господин Ковалев любит каждый день прогуливаться по Невскому проспекту (самому роскошному месту в городе), чтобы себя показать и на людей посмотреть:

"Маиор Ковалев был не прочь и жениться; но только в таком случае, когда за невестою случится двести тысяч капиталу."

Майор Ковалев гордится многими связями и знакомствами. При этом из этого множества он перечисляет всего двух дам – статскую советницу Чехтареву и штаб-офицершу Подточину. На этом список его "многих знакомых" заканчивается. Кроме того, эти дамы принадлежат не к самому высшему обществу Петербурга, учитывая чины их мужей, но Ковалев все же гордится этими связями:

"Конечно я… впрочем я маиор. Мне ходить без носа, согласитесь, это неприлично. Какой‑нибудь торговке, которая продает на Воскресенском мосту очищенные апельсины, можно сидеть без носа; но, имея в виду получить губернаторское место,… притом будучи во многих домах знаком с дамами: Чехтарева, статская советница, и другие…" (Ковалев о себе)

"У меня много знакомых: Чехтарева, статская советница, Палагея Григорьевна Подточина, штаб‑офицерша… Вдруг узнают, боже сохрани!" (Ковалев о себе)

"Я бываю по четвергам у статской советницы Чехтаревой; Подточина Палагея Григорьевна, штаб‑офицерша, и у ней дочка очень хорошенькая, тоже очень хорошие знакомые, и вы посудите сами, как же мне теперь… Мне теперь к ним нельзя явиться." (Ковалев о себе)

У майора Ковалева есть лакей, крепостной крестьянин Иван, судя по всему, довольно ленивый человек. Когда Ковалеву что-то не нравится, он бьет Ивана шляпой и обзывает его свиньей:

"То есть, не в бровь, а прямо в глаз! Нужно заметить, что Ковалев был чрезвычайно обидчивый человек. Он мог простить всё, что ни говорили о нем самом, но никак не извинял, если это относилось к чину или званию."

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

 О, не верьте Невскому проспекту! . Все обман!

О, не верьте Невскому проспекту! . Все обман!

Проблемные вопросы: 1. Каким изобразил Петербург А.С. Пушкин ? В каком произв.

Петербург как город русской славы Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо.

Петербург как город русской славы Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия, Да умирится же с тобой И побежденная стихия;

город социальных контрастов Стряхнул шинель, разделся, лег, Но долго.

город социальных контрастов Стряхнул шинель, разделся, лег, Но долго он заснуть не мог В волненье разных размышлений. О чем же думал он? О том, Что был он беден, что трудом Он должен был себе доставить И независимость и честь…)

Два петербурга… Было два Петербурга. Один – город, созданный гениальными архи.

Два петербурга… Было два Петербурга. Один – город, созданный гениальными архитекторами, Петербург Дворцовой Набережной и Дворцовой площади, поражающий нас и ныне своей вечной красотой и стройностью – “полнощных стран краса и диво”. Но был и другой – “дома без всякой архитектуры”, кишащие “цеховым и ремесленным населением”, Мещанские, Садовые и Подъяческие улицы, набережные “Канавы”; харчевни, распивочные, трактиры, лавчонки, ночлежки. Творцом такого Петербурга был Николай Васильевич Гоголь.

Беседа с учащимися Петербург является городом детства Н.В.Гоголя? Когда впер.

Беседа с учащимися Петербург является городом детства Н.В.Гоголя? Когда впервые Гоголь познакомился с Петербургом? В каких районах Петербурга, проживал молодой Гоголь? Как вы думаете, испытал ли Гоголь восторг провинциала перед масштабностью столицы? Как вы можете прокомментировать слова Гоголя : “Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, я его воображал красивее, великолепнее. ”?

Гоголь недаром сделал местом действия повести "Нос" Петербург. По его мнению.

Гоголь недаром сделал местом действия повести "Нос" Петербург. По его мнению, только здесь могли "произойти" обозначенные события, только в Петербурге за чином не видят самого человека. Гоголь довел ситуацию до абсурда – нос оказался чиновником пятого класса, и окружающие, несмотря на очевидность его "нечеловеческой" природы, ведут себя с ним как с нормальным человеком, соответственно его статусу

Нос –самая выдающаяся часть лица. Нос – орган дыхания. Нос – орган обоняния.

Нос –самая выдающаяся часть лица. Нос – орган дыхания. Нос – орган обоняния. Нос придаёт индивидуальность каждому из нас. Нос есть у всех. Нос делает нас непохожими на окружающих.

Назовите детали, которые убеждают читателя в реальности происходящего Каково.

Назовите детали, которые убеждают читателя в реальности происходящего Каково время действия? Где происходит действие? Зачем понадобилось Гоголю убеждать всех в реальности происходящего? О чём предупреждает нас Н.В.Гоголь? Какую маску носим мы в обществе? Что скрываем под ней? Соответствует ли внутреннее содержание человека его поступкам? Обратимся к сюжету повести:

Брадобрей Иван Яковлевич Соблюдение внешних приличий, хотя под обманчивым лос.

Кто такой Ковалев? С какой целью Ковалев приехал в Петербург? Каков портрет К.

Кто такой Ковалев? С какой целью Ковалев приехал в Петербург? Каков портрет Ковалева? Зачем Ковалев каждый день прохаживался по Невскому проспекту и наносил визиты своим знакомым? Почему, будучи коллежским асессором, он называет себя майором? Обратимся к сюжету повести:

1. Как реагируют окружающие на беду, приключившуюся с Ковалёвым? чиновник из.

1. Как реагируют окружающие на беду, приключившуюся с Ковалёвым? чиновник из редакции газеты частный пристав квартальный надзиратель доктор 2. К кому первому обратился Ковалёв по поводу пропажи носа? Почему не к доктору? 3. Зачем, как вам кажется, так много людей втянуто в эту историю? Исследуем текст. ..

Беседа с классом: Изменилось ли поведение Ковалёва после утраты носа и после.

Беседа с классом: Изменилось ли поведение Ковалёва после утраты носа и после его возвращения? Как вы понимаете фразеологизм “Остаться с носом”? Что делает автор, чтобы разрушить маску “приличия” изображаемого им общества? О чём предупреждает нас Гоголь? Для чего автор создаёт гротескную ситуацию? Зачем Гоголь в вполне реалистическое повествование ввёл фантастический сюжет?

Сорвать маску с пороков общества – вот задача Н.В. Гоголя. Ковалев – не тот.

Сорвать маску с пороков общества – вот задача Н.В. Гоголя. Ковалев – не тот, за кого себя выдает: не настоящий майор, не соответствует вице-губернаторскому месту, неискренен со своими знакомыми. Он становится честным, активным, готовым заплакать только тогда, когда с ним случается беда, когда он теряет нос. А когда нос вернулся, то вернулась его прежняя маска: прежние привычки, прежние знакомства. Понадобилось вмешательство нечистой силы, чтобы сорвать с него маску, открыть его истинное лицо.

Маска у всех героев: у брадобрея, у частного пристава, у доктора, у кварталь.

Маска у всех героев: у брадобрея, у частного пристава, у доктора, у квартального полицмейстера – у всей России… Под внешним приличием кроется равнодушие, лживость, грубость, взяточничество, чинопоклонство, тщеславие, лесть, зависть. Сорвать маску с пороков общества – вот задача Н.В. Гоголя.

Читайте также: