Зачем ковалев каждый день прохаживался по невскому проспекту и наносил визиты своим знакомым кратко
Обновлено: 04.07.2024
Алиева Светлана Викторовна,
Учитель русского языка и литературы
ГОУ СОШ №883 г. Москва
-формировать умение глубокого анализа текста;
-вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока;
-развивать творческие способности, монологическую речь;
-вызвать интерес к творчеству Н. В. Гоголя;
-формировать нравственные ценности личности.
Тип урока – комбинированный урок с применением ИКТ
Форма урока: проблемно- поисковый семинар с опережающими заданиями
Используемые педагогические технологии:
-традиционная педагогическая технология;
- технология метода проекта;
-информационно – коммуникационная технология;
- элементы технологии исследовательской деятельности обучающихся и элементы дифференцированного подхода к обучению.
Формы организации работы детей : коллективная и индивидуальная, фронтальная, устная и письменная.
Формы организации работы учителя : лекция, аналитическая беседа, введение портрета и иллюстрации, организация конспектирования, демонстрация слайдов.
Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, экран или мультимедийная доска
Содержание урока
Объявление темы, целей и задач урока.
Гоголь готов встать над враждой, помирить несоединимое, навести мосты над бездной. Он уже заглянул в неё, он видит её чернеющий прорыв. Но, как радуга над миром, встаёт над миром Гоголя его светлый смех. Смех, орошённый слезами.
И. Золотусский
II . Анализ повестей.
Вступительное слово учителя
Гоголь получил строго религиозное воспитание, но уже в детстве проникся очарованием фольклора и истории. Обучаясь в Полтаве и Нежине, он мечтает о государственной службе, где он мог бы бороться за справедливость.
Однако в Петербурге его ждёт крушение иллюзий и ряд неудач. Чиновничья столица ценит только деньги, стремится получить их любой ценой(в том числе подхалимством, взяточничеством, лицемерием).
Средств для жизни не хватает, романтическая поэма "Ганц Кюхельгартен" встречена насмешками критики, в актерском поприще отказано, служба в Департаменте уделов принесла лишь разочарование. Только публикация в 1830 году повести "Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала" вводит его в пушкинский круг писателей.
Анализ эпизода.
1. Проанализируйте образы, с помощью которых Гоголь рисует картину Невского проспекта. Какова здесь роль изобразительно-выразительных средств и художественных деталей?
2. Объясните роль художественного времени и пространства в этом фрагменте.
3. Прокомментируйте авторские оценки в описании Невского проспекта.
4. Как в эпизоде намечаются главная проблема и конфликт всей повести?
5. Докажите, что в этом описании присутствуют черты романтизма и реализма. Приведите примеры.
6. Какова функция этого эпизода во всей повести?
? Расскажите о противоположных судьбах художника Пискарева и поручика Пирогова.
? Назовите главные черты гоголевских героев.
Пирогов : примитивные потребности, бездуховность, пошлость мыслей и поступков, отсутствие высоких идеалов – потеря себя как личности.)
Петербург. Как различны людские судьбы! Пискарев страдает, теряет рассудок и кончает жизнь самоубийством. Пирогов же аналогичные обстоятельства считает досадной ошибкой, это в дальнейшем не мешает его преуспеванию.
1. Кто такой Ковалев?
2. С какой целью Ковалев приехал в Петербург?
3. Каков портрет Ковалева?
4. Зачем Ковалев каждый день прохаживался по Невскому проспекту и наносил визиты своим знакомым?
5. Почему, будучи коллежским асессором, он называет себя майором?
6. Назовите детали, которые убеждают читателя в реальности происходящего: назовите время действия; назовите место действия; назовите героя повести
7. Зачем понадобилось Гоголю убеждать всех в реальности происходящего?
8. О чём предупреждает нас Н.В.Гоголь? Какую маску носим мы в обществе? Что скрываем под ней? Соответствует ли внутреннее содержание человека его поступкам?
Положение человека в обществе
Именно абсурдность и фантастичность сюжета вызвала такую обильную критику в адрес писателя. Но следует понимать, что эта повесть обладает двойным смыслом, и замысел Гоголя намного глубже и поучительнее, чем кажется на первый взгляд. Именно благодаря такому невероятному сюжету Гоголю удается привлечь внимание к важной на то время теме – положении человека в обществе, его статус и зависимость личности от него. Из повести становится ясно, что коллежский асессор Ковалев, который для большей важности называл себя майором, всю свою жизнь посвящает карьере и социальному статусу, у него нет никаких других надежд и приоритетов.
Ковалев теряет свой нос – то, что, казалось бы, нельзя потерять без видимых на то причин, - и теперь не может показаться в приличном месте, в светском обществе, на работе и в любом другом официальном учреждении. А с носом ему договориться не удается, нос делает вид, что не понимает, о чем говорит его хозяин и игнорирует его. Этим фантастическим сюжетом Гоголь желает подчеркнуть изъяны тогдашнего общества, недостатки мышления и сознания того слоя общества, к которому принадлежал коллежский асессор Ковалев.
1. Какие проблемы ставит Гоголь в повести "Портрет"?
2. Проследите ступени нравственного падения Чарткова. Какие изменения происходят в его отношении к труду художника и в его внешнем виде?
3. Как в образе Чарткова отразились черты эстетики романтизма и реализма?
4. Найдите в тексте повести фрагменты, в которых изображена борьба святости и дьявольского наваждения. Объясните их смысловую роль.
5. Какой новый поворот приобретает в повести традиционная для русской литературы тема власти денег?
? Каким образом Гоголь подводит читателя к пониманию, что на художника возлагается великая ответственность за свое творение?
В ходе беседы приходим к выводу, что писатель создает два типа художника: первый, талантливый художник Чартков, под влиянием власти денег и жажды быстрой славы проходит путь деградации, а другой - создатель дьявольского портрета - путь восхождения.)
Вторая часть повести – это проповедь нравственного очищения, которую можно представить в виде свода нравоучительных правил:
В этой странной повести Гоголя и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство. Современность и вечность сплетены здесь так неразрывно, что жизнь русской столицы 30-х годов Х1Х века восходит к библейским размышлениям о добре и зле, об их бесконечной борьбе в человеческой душе.
? Но потрясение, испытанное Чартковым от прекрасной картины не пробуждает его к новой жизни, потому что для этого надо было отказаться от погони за богатством и славой, убить в себе зло. Чартков избирает другой путь: он начинает изгонять из мира талантливое искусство, скупать и резать великолепные полотна, убивать добро. И этот путь ведет его к сумасшествию и смерти.
Коллежский асессор или майор Ковалев по обыкновению своему каждый день прогуливался по Невскому проспекту. В произведении упоминается, что Ковалев обычно прогуливался очень красиво и чисто одетым, видимо для того, чтобы завести знакомства с влиятельными дамами или с чиновниками высоких рангов. Воротник Ковалева всегда был чист и накрахмален, а на лице его красовались бакенбарды, такие, какие обычно носят губернские землемеры, архитекторы или доктора. Ковалев старался выглядеть привлекательно.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика майора Ковалева в повести "Нос", описание внешности и характера героя, портрет в цитатах.
Майор Ковалев в повести "Нос" Гоголя: характеристика, образ, описание, портрет
". сказавши, что еще молод, что нужно ему прослужить лет пяток, чтобы уже ровно было сорок два года." (Ковалев о себе)
О внешности Ковалева известно, что он чисто одевается, носит большие бакенбарды, у него имеется множество печаток (печатки для запечатывания писем носили как брелок на цепочках):
"Воротничек его манишки был всегда чрезвычайно чист и накрахмален. Бакенбарды у него были такого рода, какие и теперь еще можно видеть у губернских, поветовых землемеров, у архитекторов и полковых докторов, также у отправляющих разные полицейские обязанности и, вообще, у всех тех мужей, которые имеют полные румяные щеки и очень хорошо играют в бостон: эти бакенбарды идут по самой средине щеки и прямехонько доходят до носа. Маиор Ковалев носил множество печаток сердоликовых и с гербами, и таких, на которых было вырезано: середа, четверг, понедельник и проч."
"Ковалев выступил поближе, высунул батистовый воротничек манишки, поправил висевшие на золотой цепочке свои печатки. "
"Судя по пуговицам вашего виц‑мундира, вы должны служить в сенате или, по крайней мере, по юстиции." (мнение Носа об одежде Ковалева)
У него довольно красивый небольшой нос:
". каково было положение этого маиора, когда он увидел, вместо довольно недурного и умеренного носа, преглупое, ровное и гладкое место."
Господин Ковалев является дворянином и носит чин коллежского асессора. Он получил этот чин два года назад и очень им гордится. При этом он предпочитает называть себя "майором" для солидности (гражданский чин коллежского асессора соответствует военному чину майора в пехоте):
"Он два года только еще состоял в этом звании и потому ни на минуту не мог его позабыть; а чтобы более придать себе благородства и веса, он никогда не называл себя коллежским асессором, но всегда маиором."
"Поэтому‑то самому и мы будем вперед этого коллежского асессора называть маиором." (автор о Ковалеве)
"Вы можете просто написать: коллежский асессор, или, еще лучше, состоящий в маиорском чине." (Ковалев о себе)
Некоторое время назад майор Ковалев поселился в Петербурге с целью найти приличную должность в каком-нибудь учреждении. Например, его интересует место вице-губернатора или хотя бы экзекутора (начальника) в приличном департаменте. Очевидно, Ковалев является очень амбициозным человеком, если метит на такую позицию, как вице-губернатор Петербурга:
"Маиор Ковалев приехал в Петербург по надобности, а именно искать приличного своему званию места: если удастся, то вице‑губернаторского, а не то – экзекуторского в каком‑нибудь видном департаменте."
"После того отправился он в канцелярию того департамента, где хлопотал об вице‑губернаторском месте, а в случае неудачи об экзекуторском. Проходя чрез приемную, он взглянул в зеркало: есть нос."
Ранее он служил на Кавказе, тоже, вероятно, чиновником. Судя по всему, на Кавказе он работал в следственных органах:
"Коллежских асессоров, которые получают это звание с помощию ученых аттестатов, никак нельзя сравнивать с теми коллежскими асессорами, которые делались на Кавказе." (автор о работе Ковалева на Кавказе)
Господин Ковалев любит каждый день прогуливаться по Невскому проспекту (самому роскошному месту в городе), чтобы себя показать и на людей посмотреть:
"Маиор Ковалев был не прочь и жениться; но только в таком случае, когда за невестою случится двести тысяч капиталу."
Майор Ковалев гордится многими связями и знакомствами. При этом из этого множества он перечисляет всего двух дам – статскую советницу Чехтареву и штаб-офицершу Подточину. На этом список его "многих знакомых" заканчивается. Кроме того, эти дамы принадлежат не к самому высшему обществу Петербурга, учитывая чины их мужей, но Ковалев все же гордится этими связями:
"Конечно я… впрочем я маиор. Мне ходить без носа, согласитесь, это неприлично. Какой‑нибудь торговке, которая продает на Воскресенском мосту очищенные апельсины, можно сидеть без носа; но, имея в виду получить губернаторское место,… притом будучи во многих домах знаком с дамами: Чехтарева, статская советница, и другие…" (Ковалев о себе)
"У меня много знакомых: Чехтарева, статская советница, Палагея Григорьевна Подточина, штаб‑офицерша… Вдруг узнают, боже сохрани!" (Ковалев о себе)
"Я бываю по четвергам у статской советницы Чехтаревой; Подточина Палагея Григорьевна, штаб‑офицерша, и у ней дочка очень хорошенькая, тоже очень хорошие знакомые, и вы посудите сами, как же мне теперь… Мне теперь к ним нельзя явиться." (Ковалев о себе)
У майора Ковалева есть лакей, крепостной крестьянин Иван, судя по всему, довольно ленивый человек. Когда Ковалеву что-то не нравится, он бьет Ивана шляпой и обзывает его свиньей:
"То есть, не в бровь, а прямо в глаз! Нужно заметить, что Ковалев был чрезвычайно обидчивый человек. Он мог простить всё, что ни говорили о нем самом, но никак не извинял, если это относилось к чину или званию."
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
О, не верьте Невскому проспекту! . Все обман!
Петербург как город русской славы Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия, Да умирится же с тобой И побежденная стихия;
город социальных контрастов Стряхнул шинель, разделся, лег, Но долго он заснуть не мог В волненье разных размышлений. О чем же думал он? О том, Что был он беден, что трудом Он должен был себе доставить И независимость и честь…)
Два петербурга… Было два Петербурга. Один – город, созданный гениальными архитекторами, Петербург Дворцовой Набережной и Дворцовой площади, поражающий нас и ныне своей вечной красотой и стройностью – “полнощных стран краса и диво”. Но был и другой – “дома без всякой архитектуры”, кишащие “цеховым и ремесленным населением”, Мещанские, Садовые и Подъяческие улицы, набережные “Канавы”; харчевни, распивочные, трактиры, лавчонки, ночлежки. Творцом такого Петербурга был Николай Васильевич Гоголь.
Беседа с учащимися Петербург является городом детства Н.В.Гоголя? Когда впервые Гоголь познакомился с Петербургом? В каких районах Петербурга, проживал молодой Гоголь? Как вы думаете, испытал ли Гоголь восторг провинциала перед масштабностью столицы? Как вы можете прокомментировать слова Гоголя : “Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, я его воображал красивее, великолепнее. ”?
Гоголь недаром сделал местом действия повести "Нос" Петербург. По его мнению, только здесь могли "произойти" обозначенные события, только в Петербурге за чином не видят самого человека. Гоголь довел ситуацию до абсурда – нос оказался чиновником пятого класса, и окружающие, несмотря на очевидность его "нечеловеческой" природы, ведут себя с ним как с нормальным человеком, соответственно его статусу
Нос –самая выдающаяся часть лица. Нос – орган дыхания. Нос – орган обоняния. Нос придаёт индивидуальность каждому из нас. Нос есть у всех. Нос делает нас непохожими на окружающих.
Назовите детали, которые убеждают читателя в реальности происходящего Каково время действия? Где происходит действие? Зачем понадобилось Гоголю убеждать всех в реальности происходящего? О чём предупреждает нас Н.В.Гоголь? Какую маску носим мы в обществе? Что скрываем под ней? Соответствует ли внутреннее содержание человека его поступкам? Обратимся к сюжету повести:
Кто такой Ковалев? С какой целью Ковалев приехал в Петербург? Каков портрет Ковалева? Зачем Ковалев каждый день прохаживался по Невскому проспекту и наносил визиты своим знакомым? Почему, будучи коллежским асессором, он называет себя майором? Обратимся к сюжету повести:
1. Как реагируют окружающие на беду, приключившуюся с Ковалёвым? чиновник из редакции газеты частный пристав квартальный надзиратель доктор 2. К кому первому обратился Ковалёв по поводу пропажи носа? Почему не к доктору? 3. Зачем, как вам кажется, так много людей втянуто в эту историю? Исследуем текст. ..
Беседа с классом: Изменилось ли поведение Ковалёва после утраты носа и после его возвращения? Как вы понимаете фразеологизм “Остаться с носом”? Что делает автор, чтобы разрушить маску “приличия” изображаемого им общества? О чём предупреждает нас Гоголь? Для чего автор создаёт гротескную ситуацию? Зачем Гоголь в вполне реалистическое повествование ввёл фантастический сюжет?
Сорвать маску с пороков общества – вот задача Н.В. Гоголя. Ковалев – не тот, за кого себя выдает: не настоящий майор, не соответствует вице-губернаторскому месту, неискренен со своими знакомыми. Он становится честным, активным, готовым заплакать только тогда, когда с ним случается беда, когда он теряет нос. А когда нос вернулся, то вернулась его прежняя маска: прежние привычки, прежние знакомства. Понадобилось вмешательство нечистой силы, чтобы сорвать с него маску, открыть его истинное лицо.
Маска у всех героев: у брадобрея, у частного пристава, у доктора, у квартального полицмейстера – у всей России… Под внешним приличием кроется равнодушие, лживость, грубость, взяточничество, чинопоклонство, тщеславие, лесть, зависть. Сорвать маску с пороков общества – вот задача Н.В. Гоголя.
Читайте также: