Забаев православная этика и дух социализма кратко

Обновлено: 04.07.2024

СНГ – Terra Incognita: политические процессы в бывших республиках СССР

Terra incognita СНГ

Terra incognita СНГ

Российская полития

В статье предпринята попытка рассмотреть отечественные политические дискурсы на основе анализа произведений фантастического жанра. По мнению В.Ковалева, в условиях современной России, где в силу сокращения области публичной политики и политической конкуренции оппозиция постепенно лишается возможности играть по правилам, принятым в демократических политиях, и реальная политика все больше уходит в тень, фантастика становится практически идеальным объектом для выявления бытующих в обществе политических дискурсов, особенно оппозиционной направленности. В первой части статьи, публикуемой в этом номере, анализируются произведения, связанные с либеральными и коммунистическими дискурсами.

Общественное сознание

Политические теории

Кафедра

В статье предпринята попытка оценить преимущества и недостатки моделей правления, действующих в странах Евросоюза, в условиях Восточной Европы. Рассмотрев различные разновидности парламентских и президентских систем, В.Чернов обнаружил в них ряд структурных изъянов, препятствующих эффективному функционированию подобных систем в обществах переходного типа, где отсутствуют глубокие демократические традиции и общественный консенсус в отношении фундаментальных ценностей. Согласно его заключению, в наибольшей степени преодолевает эти изъяны парламентско-президентская система, способная создавать и поддерживать стабильную и в то же время гибкую, ответственную исполнительную власть. Именно переход к такого рода системе, по его мнению, представляет собой самый перспективный вариант конституционной трансформации систем высшей власти в европейских странах СНГ.

Лаборатория

В статье описывается новая методика количественного анализа степени развитости гражданского общества и приводятся результаты пилотных исследований, проведенных с ее использованием в Ростове Великом, Петергофе и Видном. В основу представляемой авторами методики положена методика Международного альянса за гражданское участие CIVICUS, адаптированная к условиям российских регионов.

Хроника

В 2004 – 2009 годах нами были проведены работы в рамках данного проекта, касающиеся проблемы мотивации хозяйственной деятельности в православии. Результаты проекта опубликованы в ряде статей на русском языке. Часть результатов опубликована на английском и сербском языках. Вместе с тем, к настоящему моменту не подготовлены / не изданы:

1. Статьи на английском языке, освещающие основные результаты проекта;

2. Монография по итогам проекта на русском языке;

3. Монография по итогам проекта на английском языке.

Предполагается подготовить соответствующие публикации на следующем этапе исследования.

Публикации

Забаев Иван . 2012 . Основные категории хозяйственной этики современного русского Православия: Социологический анализ. Монография. М : Изд-во ПСТГУ .

Прочитала статью про жизнь русского крестьянства в позапрошлые века. Оказывается, что праздничных дней у них было столько же сколько рабочих дней. И при этом работа в воскресенье и в праздник были большим грехом и осуждались Миром. С тех кто что-то делал в праздник общество брало штраф который пропивался. Стяжательство (то есть ударный труд для обогащения) осуждался как грех, как алчность. Русские поговорки и пословицы подтверждают, что крестьяне считали правильным работать столько, сколько надо для того, чтобы оплатить подать и накормить семью. А накопления и обогащение осуждалось, излишки традиционно пропивались в праздник. Дореволюционные общественные деятели с одной стороны считали, что этот образ жизни определяет нищету основной массы населения и те крестьяне, которые по столыпинской реформе получали землю в Сибири, те уже жили не по мирским правилам, которые осуждали трудяг. Но с другой стороны, такие трудовые традиции связывали трудовые излишки. Так сейчас и профсоюзы на Западе действуют, ту работу что может делать один человек, делают два человека и каждый немного зарабатывает.
Вот потому у нас в России так долго продержался социализм - весьма не реалистическая экономическая модель.
А для других народов он слишком невыносим видимо. У них протестанская этика и дух капитализма - стяжательства и накопления.
Я ощущаю как во мне борются разные стихии - всё время хочется зарабатывать много денег, но при этом ужасно лень.

Макс Вебер в своей книге прекрасно показал, как протестантские этические основы стали причиной возникновения западной капиталистической экономической системы. И действительно, трудолюбие, бережливость и расчётливость, помноженные на религиозную концепцию индивидуального спасения (как базового основания современного западного индивидуализма, сегодня приобретшего воистину неоязыческие антропоцентрические черты), были более чем благоприятны для формирования и возвышения буржуазии, которая в Российской империи в полной мере не реализовалась даже к началу XX века. Осмелюсь предположить, что и в современной России мы имеем дело лишь с подобием капиталистических отношений; в реальности же во многом сохраняется средневековая социально-экономическая система, конечно, модернизированная и секуляризированная, но лишённая своего базового основания – той самой протестантской этики.

Ну и наконец, хотелось бы сказать несколько слов о том, каким могло бы быть содержание этого нового солидаризма. В первую очередь, его основные положения упираются в то, каким должен быть идеал социального государства (а тот факт, что Россия должна быть таковым, уже почти 20 лет как зафиксирован в нашем, хотя и не идеальном, но все-таки действующем Основном законе). Прежде всего, на мой взгляд, здесь крайне необходимо избежать нескольких экстремумов:

– крайнего этатизма, когда государственно-бюрократический аппарат становится самоценностью и диктует свою волю обществу;

– крайнего национализма, который в российских условиях неизбежно является разрушительным по отношению к нашему государству-цивилизации.

Взамен же этих крайностей новый солидаризм мог бы предложить следующие принципы:

– субсидиарность, при которой децентрализация государственных функций отнюдь не влечёт за собой умаление роли государства в политике и экономике, но исключительно приближает власть к обществу (на уровне того же широкого местного самоуправления, поощряющего периферийную инициативу, но исключающего возможность излишней региональной автономизации);

– социальная справедливость, ключевым регулятором которой должно выступать само государство, но не столько путём административного распределения, сколько мерами поощрения мелкого и среднего бизнеса при жёстком контроле над крупными предпринимателями и чиновниками (в том числе в части возможности вывоза капитала за рубеж, сомнительного в плане законности приобретения предметов роскоши, недвижимости за границей и т. д.);

Разумеется, каждый из этих постулатов должен чётко базироваться на православной христианской этике. В противном же случае всё вышеперечисленное останется лишь одной из многих бумажно-утопических идей. Ну а для того, чтобы эти принципы оказались применимы к сфере реальной политики, практической жизни нашего общества, прежде всего необходимо на их основе сформировать подробную программу долгосрочного национально-государственного развития. Но это уже немного другая история.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ЭТИКА

ЭТИКА Постараемся теперь подвести итоги нашему краткому историческому обзору различных учений о нравственности. Мы видели, что, начиная со времен Древней Греции по настоящее время, в этике господствовали главным образом два направления. Одни моралисты признавали, что

1. Этика и эстетика

Этика бодисатвы

Этика бодисатвы Наконец, поговорим о седьмой черте людена. Это — особая этика метагома, его отношение к сообществам высокой интеграции и людям-сапиенсам.Сегодня есть две главные точки зрения. По одной, ярко и выпукло изложенной братьями Стругацкими в знаменитом романе

Этика буддизма

Этика буддизма В предыдущей главе уже говорилось о том, что оппозиционные брахманизму доктрины делали осознанный акцент на этику, на социально-нравственные стороны поведения людей. Конечно, сама по себе идея кармы как этической нормы существовала и прежде, даже была

Профессиональная этика

Глава XIII Военная этика и воинская этика

Глава XIII Военная этика и воинская этика Под военной этикой мы разумеем совокупность правил и обычаев — как кодифицированных, так и некодифицированных, — которыми противники должны руководиться на войне. Под воинской этикой — правила и обычаи, которые члены военной

Этика

Этика Ассирийские и вавилонские жрецы выработали целую систему правил, которым должны были следовать люди, чтобы обеспечить себе помощь и защиту богов. В их основу были положены старинные представления, восходящие еще ко временам родового строя, и более поздние нормы,

Православная этика и политика

Православная этика и политика В наше время политики часто говорят о христианстве, излишне часто о православии. Излишне, ибо очень многих из них интересует во всем этом тривиальный вопрос о приобретении электората. Их можно понять. Православные христиане в нашей

ЭТИКА — ЛОГИКА

ЭТИКА — ЛОГИКА Признак отслеживает (формирует, регулирует) рациональный (материальный) и эмоциональный (энергетический) план взаимодействия информационных метаболитов (ИМ).1.ЛОГИКА — ориентация на рациональный план отношений и свойств объектов; преимущество

86. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ СОЛИДАРИЗМА И ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМА

86. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ СОЛИДАРИЗМА И ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМА Политическая мысль Франции начала века фокусировалась на двух основных направлениях, связанных с истолкованием традиционных консервативных и либеральных учений и на истолкованиях привлекавшего все большее

3. Рыцарская этика в XIV–XV вв.

3. Рыцарская этика в XIV–XV вв. Наряду с христианской моралью рыцарская этика была важнейшей составной частью средневекового этического сознания. Точнее можно было бы сказать, что она формировала у многих представителей дворянского класса особый тип сознания. Это

§ 3. Политико-правовая доктрина солидаризма. Л. Дюги

§ 3. Политико-правовая доктрина солидаризма. Л. Дюги Идеи солидаризма получили значительное распространение в конце XIX — начале XX в. Их теоретической основой была социологическая доктрина, взгляд Огюста Конта на общество как на единое целое. В идеологическом отношении

Для русской левой интеллигенции революция всегда была и религией, и философией, революционная идея была целостной. Этого не понимали более умеренные направления.

Продолжение главы в Книге

[1] Бердяев Н. А. с. 242-243.

[2] Чаадаев П.Я. с. 25.

[5] Шубарт В. Европа…, с. 188.

[6] Шубарт В. Европа…, с. 199.

[7] Шубарт В. Европа…, с. 200.

[8] Шубарт В. Европа…, с. 216

[9] Шубарт В. Европа…, с. 197-198

[10] Н. А. Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма. Париж, 1955, с. 99; п.п.: Лондон, 1937, на англ. яз. (Кара-Мурза А., Поляков Л. с. 67).

[11] Бердяев Н. А…, с. 241.

[13] Мельников Ф.Е. «Марксизм и Атеизм" 1935, с. 216.

[14] Деятели СССР и рев. движения в России. М., 1989, с.191.

[16] Кейнс Дж. М. Бегляй взгляд на Россию. 1925 г. /Кейнс Дж. с. 924, 925.

[17] Н. Бердяев на допросе у Дзержинского накануне высылки за границу. 1922. См. так же: Бердяев Н. А. с. 478.

[18] Бердяев Н. А. с. 243-244.

[19] Бердяев Н. А. с. 243-244.

[20] Булгаков С.Н. Два града… (гл. 5. Социализм как секуляризованный хилиазм), с. 26.

[21] Бердяев Н. А. — Философия свободы. 1911

[22] Кара-Мурза С…, с. 264.

[23] Бердяев Н. А. Истоки…, с. 129.

[24] Кейнс Дж. М. Беглый взгляд на Россию. 1925 г. /Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. Избранное. – М.: Эксмо, 2007. – 960 с., с. 914.

[25] Вебер М…, с. 254, примечание 219.

[26] Baxter, Christian Directory, I, p. 108, 376 ( Вебер М…, с. 254, прим. 222)

Читайте также: