Юристы в новое время кратко

Обновлено: 07.07.2024

В истории методологии юридической науки начало эпохи Просвещения, совпадающее с антифеодальными и ранними буржуазными революциями XVII—XVIII вв. имеет характерные черты, отличающие ее от предыдущих и последующих эпох.

Историческое осмысление изучения методологии юридической науки, используя опыт накопленный, главным образом античной историей и эпохой Возрождения. Механистический или рационалистический подход, (на тот период времени, очень прогрессивный) к изучению правовых явлений. Используя для оценки государственных и правовых институтов разум и опыт, а не догматы теологии. Реалистический подход к истории методологии юридической науки, который приводит к попыткам проанализировать и обобщить причины, которые могут повлиять на предмет исследования. Внимательное изучение природы человека, как основы государственно правовых институтов. Исследование прав и свобод человека в контексте его исторического развития. Утверждение на первом плане общего блага, интересов, пользы, выгоды, как отдельных индивидуумов, так и общества в целом.

Параграф 1. ВЗГЛЯДЫ ГОЛЛАНДСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ (ГУГО ГРОЦИЙ, БАРУХ-БЕНЕДИКТ СПИНОЗА) НА МЕТОДОЛОГИЮ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ.

В основу методологии юридической науки Гуго Гроций положил рационалистический подход и новое юридическое мировоззрение в противовес средневековой схоластики. С его точки зрения, к юриспруденции надо подходить как к точной науки. Используя сведения, полученные при изучении всемирной истории, он считает, что выводы следует делать не на основе частных фактов, а на основе большого количества обобщений и длительного анализа фактов.

Барух (Бенедикт) Спиноза (1632—1677) продолжает развивать подход Гуго Гроция к исследованию общества, государства и права с позиций рационализма. Основными его трудами были: "Богословско-политический трактат"(1670), "Этика, доказанная геометрическим способом" (1677) , который при жизни не опубликован, "Политический трактат" (1677) , который так и остался незавершенным.

Библия с точки зрения Спинозы является обычным историческим источником, имеющим массу неточностей и противоречий. Соотношение духовной и светской власти он рассматривает с позиций пантеизма. Сферой судебной системы государства являются поступки людей, а не их мысли.

Источником образования государства он видит общественный договор, в основе которого лежат интересы людей, их свободы, права и необходимость помогать друг другу из-за разделения труда. В основе естественного права природы является мощь каждого индивидуума.

Целью государства является безопасность людей. В государстве происходит слияние мощи всех людей и каждый должен беспрекословно подчиняться государственной власти, ибо только в этом случае будет обеспечена их безопасность.

В истории методологии юридической науки начало эпохи Просвещения, совпадающее с антифеодальными и ранними буржуазными революциями XVII—XVIII вв. имеет характерные черты, отличающие ее от предыдущих и последующих эпох.

Историческое осмысление изучения методологии юридической науки, используя опыт накопленный, главным образом античной историей и эпохой Возрождения. Механистический или рационалистический подход, (на тот период времени, очень прогрессивный) к изучению правовых явлений. Используя для оценки государственных и правовых институтов разум и опыт, а не догматы теологии. Реалистический подход к истории методологии юридической науки, который приводит к попыткам проанализировать и обобщить причины, которые могут повлиять на предмет исследования. Внимательное изучение природы человека, как основы государственно правовых институтов. Исследование прав и свобод человека в контексте его исторического развития. Утверждение на первом плане общего блага, интересов, пользы, выгоды, как отдельных индивидуумов, так и общества в целом.

Параграф 1. ВЗГЛЯДЫ ГОЛЛАНДСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ (ГУГО ГРОЦИЙ, БАРУХ-БЕНЕДИКТ СПИНОЗА) НА МЕТОДОЛОГИЮ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ.

В основу методологии юридической науки Гуго Гроций положил рационалистический подход и новое юридическое мировоззрение в противовес средневековой схоластики. С его точки зрения, к юриспруденции надо подходить как к точной науки. Используя сведения, полученные при изучении всемирной истории, он считает, что выводы следует делать не на основе частных фактов, а на основе большого количества обобщений и длительного анализа фактов.

Барух (Бенедикт) Спиноза (1632—1677) продолжает развивать подход Гуго Гроция к исследованию общества, государства и права с позиций рационализма. Основными его трудами были: "Богословско-политический трактат"(1670), "Этика, доказанная геометрическим способом" (1677) , который при жизни не опубликован, "Политический трактат" (1677) , который так и остался незавершенным.

Библия с точки зрения Спинозы является обычным историческим источником, имеющим массу неточностей и противоречий. Соотношение духовной и светской власти он рассматривает с позиций пантеизма. Сферой судебной системы государства являются поступки людей, а не их мысли.

Источником образования государства он видит общественный договор, в основе которого лежат интересы людей, их свободы, права и необходимость помогать друг другу из-за разделения труда. В основе естественного права природы является мощь каждого индивидуума.

Целью государства является безопасность людей. В государстве происходит слияние мощи всех людей и каждый должен беспрекословно подчиняться государственной власти, ибо только в этом случае будет обеспечена их безопасность.

© 2009- Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации.

Материалы по предмету

  • Методический раздел
    • Об авторе
    • Учебно-методические рекомендации
    • Программа курса
    • Библиографический список
    • Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации
    • Тема 1. Предмет истории юридической науки
    • Тема 2. Формирование правовых идей в Древнем мире
    • Тема 3. Правовые идеи в Средние века
    • Тема 4. Развитие юриспруденции в период Нового времени
    • Тема 5. Юридическая наука в Новейшее время
    • Тема 6. Юридические знания в дореволюционной России
    • Тема 7. Развитие юридической науки в СССР
    • Тема 8. Современный этап развития российской юридической науки
    • Тема 9. Понятие методологии юридической науки
    • Тема 10. Основные философские категории в методологии юридической науки
    • Тема 11. Основные методы юридической науки
    • Тема 12. Догматический метод научного познания в юриспруденции
    • Тема 13. Сравнительно-правовой и структурно-системный методы в юридической науке
    • Тема 14. Исторический, социологический и психологический методы в юриспруденции
    • Тема 15. Юридическая герменевтика
    • Тема 16. Научное познание и научное исследование

    Период нового времени характеризуется, прежде всего, становлением передовых на тот момент буржуазных отношений в Западной Европе. Новые мощные социальные силы выступают против феодального общества, государства и права. Они пытаются получить власть и преобразовать их на новый, капиталистический лад. Новые общественные отношения быстро находят отклик в трудах ученых-философов и юристов. Их идеи дают идеологическое обоснование грядущим изменениям, в практическом же плане они способствуют обновлению наиболее отживших государственно-правовых институтов. Большое значение для обновления правовой действительности данного периода играет протестантизм и его учение. Продолжает оставаться важным для значительного числа европейских стран и влияние римского права.

    Возникновение и укрепление национальных государств, возникновение абсолютизма отразились на университетском преподавании и университетской науке. Многие высшие учебные заведения попали (или были основаны) под контроль власти монархов, они также контролировались католической, а потом и протестантской церковью, становясь проводниками их идеологии. Существовала насущная потребность реформирования университетского образования, освобождение его от пут церковной схоластики. Однако последнее относится к более позднему периоду. В XVI – XVIII вв. по причине всего вышесказанного расцвет науки в определенной мере протекал вне университетских стен. Но, тем не менее, их значение для подготовки столь необходимых теперь для государственной службы чиновников трудно переоценить.

    XVIII вв. законодательные меры государства способствовали столь необходимым реформам. Однако тут была и оборотная сторона: оказалось, что законы и указы эффективны только тогда, когда их нормы соответствуют фактическим социально-экономическим отношениям и действительным потребностям общества.

    Основы новой западноевропейской юридической науки заложил известный голландский ученый, философ и юрист Гуго Гроций (1583 –

    Великий английский философ и политический мыслитель Т. Гоббс (1588 – 1679) внес выдающийся вклад в развитие рационализма в науке и праве. Как философ Гоббс считал, что вещи по природе своей единичны, единичны, в таком случае, и получаемые о них представления. Слово дает нам возможность собирать сходные представления под общим именем и создавать, таким образом, абстрактные понятия. Уже через разложение общего понятия на составные признаки получается его определение, в котором дается и объяснение причины явления. Исходя из таких определений, мы делаем из них выводы рационалистическим путем, помимо опытных данных. Философ использует математический, дедуктивный метод и в анализе общественных отношений.

    Гоббс утверждает, что действия людей определяются их ощущениями, получаемыми от внешних тел. Они сводятся к двум вещам: удовольствию и неудовольствию. Поэтому люди стремятся к получению удовольствия и избегают неудовольствия. Человек по своей природе эгоистичен и стремится к достижению собственной выгоды, он не считается с интересами других. Отсюда неизбежны столкновения людей. Но войны противоречат инстинкту самосохранения, а потому людям необходим мир. Последний возможен лишь при условии самообуздания и ограничения естественного права индивида на все. Это возможно лишь путем соглашения всех и договорного установления независимой власти, государства, оберегающего такой договор. При этом индивид вправе отказаться от подчинения власти государства, если последнее не обеспечивает его безопасность.

    Другим известным английским философом был Джон Локк (1632 –

    1704). Он развивал теорию познания материалистического эмпиризма, считая единственным источником всех идей опыт. Идеи возникают или вследствие действия внешних вещей на органы чувств, или по причине внимания, направленного на состояние и деятельность души. Чтобы стать знанием, такие идеи должны быть переработаны деятельностью рассудка. Локк выступает сторонником идеи разделения властей. Он выступает за отделение законодательной власти от исполнительной. Но при этом делает важную оговорку, что государство и орган законодательной власти должны получить только такую сумму полномочий, которые делают для них возможным обеспечение основных прав и свобод подданных. Законодательная власть, таким образом, не является неограниченной. Она может издавать только общие нормы, т. е. законы. Но она не может принимать акты по частным случаям.

    Идеи Беккариа получили широкий общественный резонанс. Во многих европейских странах в этот период происходит постепенная отмена пыток и смягчение норм уголовного права.

    Одним из видных представителей науки нового времени был Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626). С его именем обычно связывают основание экспериментальной науки данного периода. Бэкон разграничил веру и научное знание. Выступал против схоластики и догматизма. Методом его научного познания была индукция. Наука может разрабатываться с успехом лишь путем постепенного восхождения от единичных явлений к низшим законам, от них – к средним и, наконец, – к самым общим.

    В отличие от эмпиризма Бэкона, другой известный философ Рене Декарт (1596 – 1650) был основоположником научного рационализма. Последний представлял собой теорию познания, согласно которой достоверные знания не могут быть получены из опыта и его обобщений. Они могут возникнуть только из деятельности самого ума, либо из понятий, присущих уму от рождения. Последними, по утверждению Декарта, являлись идеи бога, духовной и телесной субстанции. В процессе познания главное значение ученый придавал дедукции.

    В области государства и права Кант полагал, чтобы начала права не ограничивались пределами отдельных государств и народов, а получили бы распространение на все человечество в целях достижения вечного мира. Государство должно опираться на право, его устройство должно соответствовать правовым принципам. Кант является одним из создателей теории правового государства.

    Революционные изменения в европейской экономике, которые произошли в XIX в., самым существенным образом повлияли на общественное, государственное и правовое устройство стран Западной Европы и некоторых других. Рост числа чиновников, усиливающееся влияние государства в различных сферах хозяйственной жизни требовали реформирования права. Обширные работы по систематизации, кодификации на основе уже новых современных принципов потребовали увеличения числа профессиональных юристов. Их подготовка должна была быть направлена на решение практических задач, а теоретическая база юридической науки в этих целях кардинально обновлена. Идеи, столь актуальные в теоретико-правовой науке в XVII – XVIII в., во многом изживают себя. Они уже сыграли свою роль в борьбе с феодальным государством и правом, но это вовсе не означает, что впоследствии в обновленном варианте они не будут вновь востребованы.

    Например, во Франции в начале XIX в. были проведены обширные работы по обновлению и кодификации законодательства.

    В 1804 г. принимается Гражданский кодекс, состоявший из 2281 статей, а в 1807 г. – Торговое уложение. С 1 января 1807 г. вступил в силу Устав гражданского судопроизводства, а с 1 января 1811 г. – Устав уголовного судопроизводства и Уложение о наказаниях. Все эти кодексы заключали в себе наиболее передовые правовые институты своего времени. Они послужили образцами для кодификационных работ в других государствах.

    Развитие образования и, прежде всего, научные достижения и открытия, сделанные в конце XIX в. положили начало качественно новому этапу научного знания, который можно характеризовать в качестве очередной научной революции, которая ознаменовала собой появление неклассической науки. Эти открытия произошли в физике, химии, биологии, но они не могли не повлиять на философию, а за ней и на другие гуманитарные науки, в том числе и на правоведение.

    Немалые изменения в области различных отраслей научного знания произошли еще в самом конце XVIII в. – вт. пол. XIX в. Научный прогресс, изменения в экономике и социальной жизни, изменение роли государства – все это привело к появлению новых философских и юридических направлений в науке.

    Прежде всего, появляются новые теории развития общества. Одна из таких теорий оказала в последующем поистине революционное влияние, если не на научные взгляды вообще, то, во всяком случае, на отдельные государства, их устройство и право в частности. Речь идет о марксизме. Эта концепция была создана Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) в середине XIX в. Для них было характерно материалистическое понимание процессов, происходивших в науке. Согласно их воззрениям основой, базисом любого общества является определенная система социально-экономических отношений. По их мнению, в истории существует несколько типов социально-экономических отношений, а вслед за ними, несколько качественно отличающихся друг от друга их систем или общественно-экономических укладов, т. е. определенных способов производства.

    Развиваются в области правоведения и учения, имевшие менее радикальный характер, имевшие в своей основе противоположные взгляды социалистическим и марксистским теориям. Так, в Германии местный традиционализм приводит к появлению исторической школы права. Ее виднейшим представителем был Фридрих Карл фон Савиньи (1797 – 1861). Он считал, что право, его состояние обусловлены существующими историческими предпосылками. Необходимо учитывать имевшие место национальные правовые традиции и правовые источники. Они должны быть основой, органически соединенной с действующим правом. Савиньи выступал против кодификации германского права. Она, по его мнению, могла нарушить эту органическую правовую связь времен.

    Развитие буржуазного общества, государства и права в XIX в. вызвали появление нового направления правовой науки – юридического позитивизма. Последний, имея некоторое сходство с философским позитивизмом, имел и серьезные отличия. Юридический позитивизм был непосредственной реакцией на существующие условия и требования в государственно-правовой сфере. Победа в Западной Европе буржуазных отношений, быстрый технический прогресс сопровождался реформой многих правовых институтов, обширными кодификационными работами, появлением новых законов и кодексов, вводивших передовые принципы и нормы. У юристов появилось колоссальное поле работы, как по продолжению кодификации, так и по изучению новых нормативно-правовых актов и обобщению практики их применения. Другие вопросы, которым долгое время придавалось столь большое значение, на некоторое время отошли на второй план.

    Наиболее видными представителями юридического позитивизма был английский ученый Джон Остин (1790 – 1859), немецкий – К. Бергбом, французский – А. Эсмен и русский – Г. Ф. Шершеневич. Эти ученые отвергали значение естественного права. Буржуазное право уже сформировалось и, в общем-то, не было необходимости его каким-либо образом оправдывать. Поэтому позитивисты считали, что существует только позитивное право, т.е. изданное, санкционированное государством право. Предметом юридической науки, таким образом, становится только право в собственном смысле, вне зависимости от его достоинств и недостатков. Юридический позитивизм не задавался вопросами о сущности государства и права. Понятие права носило у них чисто формальный характер, а сама юридическая наука носила формально-догматический характер. Главнейшие признаки права – это то, что оно носит формально определенный характер и обеспечивается принудительной силой государства. Причем юридические нормы – это, прежде всего, продукт воли государства, а право фактически отождествляется с законом. Последний необходимо неукоснительно соблюдать. Для этого в идеале необходимо было бы создать совершенное законодательство. Будучи продуктом своей эпохи, юридический позитивизм способствовал развитию юридической догматики, повышению правовой культуры, отражал изменения, произошедшие в системе правовых источников. Однако со временем наука и практика показала узость позитивистского подхода к праву, и одним из течений, призванных расширить и углубить наши юридические представления, стало социологическое направление в праве.

    В общих рамках социологического направления правоведения развивалась и доктрина солидаризма французского ученого Леона Дюги (1859 – 1929). Он считал, что человек существует в обществе, а люди связаны между собой узами социальной солидарности. Человек является социальным существом, он продукт эволюции общества. Поэтому нельзя совершать действия, направленные против социальной солидарности. Социальная норма солидарности становится главнейшим принципом для объективного права. Остальные нормы права должны соответствовать этой социальной норме солидарности. Право вытекает из общественной солидарности, а потому становится обязательным и для государства. Нормы объективного права должны были в соответствии с данным учением фактически примирить различные слои общества. Так, собственность не должна быть абсолютным правом, а должна превратиться в социальную функцию. Сами юридические нормы возникают в результате взаимодействия людей. Поэтому государство, законодатель лишь констатирует ее, но не создает.

    Георг Еллинек (1851 – 1911) – известный немецкий ученый, также одним из первых модернизировал идеи юридического позитивизма, рассматривая государственно-правовые проблемы в качестве одновременно правового и социального явления.

    Юридическая наука Нового времени, ее направления, пожалуй, как нельзя лучше показывают, насколько воззрения теории и учения о государстве и праве находятся в зависимости от социальных и экономических условий, существующих на момент их становления. Однако следующий период покажет то, что с помощью государства и права, идеологии можно быстро построить новое общество и новый экономический уклад. Но такие противоестественные эксперименты окажутся недолговечными и вызовут многочисленные социальные потрясения, которых еще не знала мировая история.

    Аннерс, Э. История европейского права. М. : Наука, 1994. С. 213.

    Согласно академической историографии, юриспруденция появилась еще во времена античности. Уже в пантеоне богов древней Эллады присутствовала богиня правосудия Темис (Фемида), богиня правды и справедливости Дике, богиня благозакония Эвномия, богиня мщения Немезис (Немезида).

    Предшественниками юристов были софисты Древней Греции. Однако их нельзя назвать юристами в полном смысле слова: софисты, владевшие искусством красноречия, лишь помогали гражданам подготовиться к выступлению в суде при защите своих интересов. Право Древней Греции не знало института представительства, поэтому в суде каждый должен был отстаивать свои интересы лично. Исходя из этого, софисты давали "юридическую консультацию" - что и как следует говорить в суде, каким образом можно отстоять свою правоту, выстроив логическую цепочку из доказательств.

    Первых профессиональных юристов (специалистов, обеспечивающих функционирование правовой системы) дал Древний Рим и его Коллегия понтификов - высший жреческий институт царского и республиканского периода. В Коллегии понтификов сосредоточивалось знание и хранение сакрального права, вырабатывались правила его толкования и велись записи юридических прецедентов. Кроме того, там давались компетентные юридические советы, как по отправлению религиозных культов, так и по "земным" делам различного рода.

    В III в. до н.э. к праву были допущены люди простого происхождения (плебеи), а главный понтифик стал давать консультации всем желающим. Таким образом, юриспруденция ступила на новый виток развития и стала существовать как светское - отделенное от религии - знание.

    К юристам обращались за помощью при заключении сделок, при наличии каких-либо правовых сомнений, для составления исков и получения советов о том, как вести дело в суде. Тогда юристы в качестве представителей в судах практически не выступали.

    Следующий этап в развитии юриспруденции в Риме произошел вследствие того, что императоры стали возводить наиболее опытных юристов в особый ранг. Их мнение становится обязательным для судьи по конкретному рассматриваемому им делу. Мнение таких юристов стало оказывать огромное влияние на практику правоприменения при рассмотрении схожих дел.

    Именно в это время начинается оформление юриспруденции как науки. Было написано значительное количество комментариев на случаи из практики, кратких систематических учебников, монографических исследований. Первым в мире учебником правоведения принято считать "Институции" Гая.

    Юристы, занявшие в эпоху республики видное положение в общественной жизни, в период империи приобретают еще большее значение. Карьера государственного служащего потеряла свою прежнюю привлекательность, на почетное место выдвинулись точные науки, юриспруденция и философия.

    В плане популярности профессии юриста наследницей Рима в полной мере стала Англия. Поскольку в этой стране была чрезвычайно запутанной система землевладения, то при желании можно было оспаривать в суде права владения любого человека за исключением короля. Историки полагают, что так называемые "Войны Роз", длившиеся более 30 лет (1455-1492) и стоившие жизни не одному королю, были вызваны именно бесконечными земельными спорами в среде провинциального дворянства. В XV в. каждый уважающий себя состоятельный человек пользовался услугами собственного юриста, которому платил немалые деньги.

    В России юриспруденция как наука возникла в XVIII в. Быть юристом в то время означало быть практиком в полном смысле этого слова. Юристы петровского времени занимались не столько теоретической обработкой права, сколько его систематизацией, упорядочиванием разрозненных, противоречивых актов. Преподавание юридических наук в России начали приглашенные Петром I немецкие юристы, но уже в середине XVIII в. право преподавалось русскими профессиональными юристами.

    На новый уровень отечественную юриспруденцию вывели два события: издание Полного собрания законов и Свода законов Российской Империи и судебная реформа 1864 г. Этот период дал России целое поколение юристов, которые заложили основания дальнейшего развития науки. За основу для русской юриспруденции они приняли германскую юриспруденцию, в первую очередь лидировавшее в тот момент направление - историческую школу права.




    В первые годы существования СССР юрист считался носителем важнейших знаний и подлежал непременной мобилизации для государственного строительства.

    11 мая 1920 г. Советом народных комиссаров РСФСР было издано постановление "О регистрации лиц с высшим юридическим образованием", согласно которому указанные лица были обязаны в трехдневный срок зарегистрироваться в отделах учета и распределения рабочей силы. Промедление с регистрацией приравнивалось к дезертирству и каралось судом. Деятельность адвокатов перешла в форму трудовой повинности. Однако русская юриспруденция и в советское время продолжала свое последовательное развитие.

    В постперестроечной России роль и значение юридической профессии коренным образом изменились, повысился ее авторитет и популярность, возникли новые юридические специальности (мировые судьи, судебные приставы, частные нотариусы и пр.). Изменились структура, методы и формы высшего юридического образования; возникли новые корпоративные и общественные объединения юристов (нотариальные палаты, профессиональные объединения различных категорий юристов, ассоциации юридических вузов и т.д.).

    В настоящее время в России действуют несколько федеральных и десятки региональных общественных и некоммерческих корпоративных организаций юристов и их ассоциаций.

    Правовая реформа является одним из основных направлений государственного строительства.

    Согласно академической историографии, юриспруденция появилась еще во времена античности. Уже в пантеоне богов древней Эллады присутствовала богиня правосудия Темис (Фемида), богиня правды и справедливости Дике, богиня благозакония Эвномия, богиня мщения Немезис (Немезида).

    Предшественниками юристов были софисты Древней Греции. Однако их нельзя назвать юристами в полном смысле слова: софисты, владевшие искусством красноречия, лишь помогали гражданам подготовиться к выступлению в суде при защите своих интересов. Право Древней Греции не знало института представительства, поэтому в суде каждый должен был отстаивать свои интересы лично. Исходя из этого, софисты давали "юридическую консультацию" - что и как следует говорить в суде, каким образом можно отстоять свою правоту, выстроив логическую цепочку из доказательств.

    Первых профессиональных юристов (специалистов, обеспечивающих функционирование правовой системы) дал Древний Рим и его Коллегия понтификов - высший жреческий институт царского и республиканского периода. В Коллегии понтификов сосредоточивалось знание и хранение сакрального права, вырабатывались правила его толкования и велись записи юридических прецедентов. Кроме того, там давались компетентные юридические советы, как по отправлению религиозных культов, так и по "земным" делам различного рода.

    В III в. до н.э. к праву были допущены люди простого происхождения (плебеи), а главный понтифик стал давать консультации всем желающим. Таким образом, юриспруденция ступила на новый виток развития и стала существовать как светское - отделенное от религии - знание.

    К юристам обращались за помощью при заключении сделок, при наличии каких-либо правовых сомнений, для составления исков и получения советов о том, как вести дело в суде. Тогда юристы в качестве представителей в судах практически не выступали.

    Следующий этап в развитии юриспруденции в Риме произошел вследствие того, что императоры стали возводить наиболее опытных юристов в особый ранг. Их мнение становится обязательным для судьи по конкретному рассматриваемому им делу. Мнение таких юристов стало оказывать огромное влияние на практику правоприменения при рассмотрении схожих дел.

    Именно в это время начинается оформление юриспруденции как науки. Было написано значительное количество комментариев на случаи из практики, кратких систематических учебников, монографических исследований. Первым в мире учебником правоведения принято считать "Институции" Гая.

    Юристы, занявшие в эпоху республики видное положение в общественной жизни, в период империи приобретают еще большее значение. Карьера государственного служащего потеряла свою прежнюю привлекательность, на почетное место выдвинулись точные науки, юриспруденция и философия.

    В плане популярности профессии юриста наследницей Рима в полной мере стала Англия. Поскольку в этой стране была чрезвычайно запутанной система землевладения, то при желании можно было оспаривать в суде права владения любого человека за исключением короля. Историки полагают, что так называемые "Войны Роз", длившиеся более 30 лет (1455-1492) и стоившие жизни не одному королю, были вызваны именно бесконечными земельными спорами в среде провинциального дворянства. В XV в. каждый уважающий себя состоятельный человек пользовался услугами собственного юриста, которому платил немалые деньги.

    В России юриспруденция как наука возникла в XVIII в. Быть юристом в то время означало быть практиком в полном смысле этого слова. Юристы петровского времени занимались не столько теоретической обработкой права, сколько его систематизацией, упорядочиванием разрозненных, противоречивых актов. Преподавание юридических наук в России начали приглашенные Петром I немецкие юристы, но уже в середине XVIII в. право преподавалось русскими профессиональными юристами.

    На новый уровень отечественную юриспруденцию вывели два события: издание Полного собрания законов и Свода законов Российской Империи и судебная реформа 1864 г. Этот период дал России целое поколение юристов, которые заложили основания дальнейшего развития науки. За основу для русской юриспруденции они приняли германскую юриспруденцию, в первую очередь лидировавшее в тот момент направление - историческую школу права.

    В первые годы существования СССР юрист считался носителем важнейших знаний и подлежал непременной мобилизации для государственного строительства.

    11 мая 1920 г. Советом народных комиссаров РСФСР было издано постановление "О регистрации лиц с высшим юридическим образованием", согласно которому указанные лица были обязаны в трехдневный срок зарегистрироваться в отделах учета и распределения рабочей силы. Промедление с регистрацией приравнивалось к дезертирству и каралось судом. Деятельность адвокатов перешла в форму трудовой повинности. Однако русская юриспруденция и в советское время продолжала свое последовательное развитие.

    В постперестроечной России роль и значение юридической профессии коренным образом изменились, повысился ее авторитет и популярность, возникли новые юридические специальности (мировые судьи, судебные приставы, частные нотариусы и пр.). Изменились структура, методы и формы высшего юридического образования; возникли новые корпоративные и общественные объединения юристов (нотариальные палаты, профессиональные объединения различных категорий юристов, ассоциации юридических вузов и т.д.).

    В настоящее время в России действуют несколько федеральных и десятки региональных общественных и некоммерческих корпоративных организаций юристов и их ассоциаций.

    Правовая реформа является одним из основных направлений государственного строительства.

    Юриспруденция (от лат. juris-prudentia — правоведение, от лат. jus — право и лат. prudentia — предвидение, благоразумность, мудрость) – наука, изучающая правовую систему государства, а так же – практика юристов и программа их подготовки.

    Юриспруденция в Древнем мире

    Несмотря на то, что временем и местом зарождения юриспруденции по праву принято считать Древнюю Грецию, первые следы права можно найти ещё в культуре древних египтян, что говорит о том, как сильно человечество оценило значение права. Невозможно представить себе современный мир без мало-мальски чёткой и продуманной правовой системы.

    В V-VI в. до н.э. о законах, справедливости правах жителей полиса говорит и Гераклит.
    Далее у истоков юриспруденции стоят и такие известные деятели Древней Греции, как Демокрит, Горгий, Гиппий и т.д..

    Не стоит упускать из виду и трудов Сократа, продолженных его учеником Платоном – их совместная работа стала первым рационалистским трактатом о праве и законе в государстве.

    Преподавать юриспруденцию начали так же в Древнем Риме – в 253 году до н.э. понтифик Тиберий Корунканий первым начал разбирать правовые вопросы государства и высказывать своё мнение о ситуации в присутствии своих учеников. На этом этапе юридическая наука представляла собой трактовку проблем и юридическую информацию о государстве.

    Деятельность мыслителей Древнего Рима имеет поистине большое значение в истории формирования юриспруденции. Научные труды разных времён от первых работ и вплоть до кодификации Юстиниана (VI в. н.э.) сформировали прочную базу для дальнейшего развития правовой науки.

    Юриспруденция в Средние века и Новое время

    В эпоху Средневековья можно выделить несколько основных вех в развитии юриспруденции.
    Во-первых, немалое влияние на процессы, как уже упоминалось, имели труды мыслителей Древнего Рима. Во-вторых, правовых деятелей Средневековья можно разделить на толкователей (глоссаторы) и комментаторов (постглоссаторы). Сформировавшееся в XI-XIII веках течение глоссаторов стремилось переоценить и проанализировать источники римского права, а пришедшие им на смену в XIII-XV веках постглоссаторы большее внимание уделяли самому комментированию законодательных актов. В теоретическом плане оба направления внесли в юридическую науку огромный вклад.

    Новое время так же внесло в науку о праве новые течения. Самыми знаменательными работами того времени можно без сомнения считать труды И. Канта, Н. Маккиавелли, Ж. Ж. Руссо, Г. В. Ф. Гегеля и многих других.

    Юриспруденция в дореволюционной России

    Наряду с развитием теоретической юриспруденции, в Дореволюционной России стала развиваться и юридическая практика. Правовая система начала включать не только обвинительные, но и достойные внимания защитные функции. Судебная реформа привела не только к улучшению положения крестьян, но и к появлению акционерных обществ и прочих финансовых учреждений, чья деятельность требовала постоянного присутствия юристов.

    Первыми известными адвокатами нашей страны стали такие личности, как: В. Д. Спасович, П. А. Александров, А. И. Урусов, Ф. Н. Плевако и многие другие. Их вклад в практику юриспруденции дал крепкую базу для практики последующих поколений.

    Юриспруденция в СССР

    Несмотря на то, что в деятелями дореволюционной России была проделана огромная работа и заложены прочные основы для развития демократичной юридической системы, в СССР возможностей для этого не было.

    В 1917 году после революции вышли несколько основных законов, лишивших правовую систему каких-либо возможностей достойной защиты подсудимых. Такая ситуация оставалась практически весь советский период и закончился с распадом СССР.

    Юриспруденция в современной России

    На сегодняшний день в России восстановлена Демократическая правовая система, позволяющая сохранять в государстве чёткий и справедливый порядок. Основным правовым актом с 1993 года является Конституция РФ, опираясь на которую и действует вся правовая система современной России.

    Возникновение юридической науки. Юриспруденция Древней Греции и Древнего Рима

    Термин юриспруденция образован от буквального объединения двух латинских слов, перевод которых, дословно, обозначает правоведение и мудрость. Таким образом, под юриспруденцией издавна принято понимать:

    Юриспруденция – наука, изучающую правовую действительность государства.

    Говоря об истории любого явления или процесса, следует начинать с исторической отправной точки его развития. Так, традиционно, временем и местом зарождения юриспруденции принято называть Древнюю Грецию, однако первые зачатки и следы правовых норм обнаруживались еще в культуре Древних Египтян, что указывает на давность осознания ценность права для жизни общества и каждого его члена.

    Первые датированные упоминания о праве возникли в работах древнегреческого мыслителя Пифагора в VI веке до н.э.

    Следующей вехой в истории развития юриспруденции стало возникновение юриспруденции в качестве самостоятельной науки в Древнем Риме в конце IV – начале III века до н.э. Там же впервые было начато преподавание юриспруденции.

    Сама же юридическая наука представляла собой интерпретацию проблем и юридической информации о государственно-правовых явлениях и позволила создать основательную базу для развития правовой науки в дальнейшем.

    Деятельность мыслителей Древнего Рима имеет поистине большое значение в истории формирования юриспруденции. Научные труды разных времён от первых работ и вплоть до кодификации Юстиниана (VI в. н.э.) сформировали прочную базу для дальнейшего развития правовой науки.

    Развитие юриспруденции от средневековья до наших дней

    В средние века и новое время, развитие юридической науки продолжалось в направлении заданном римскими юристами. Так, правовых деятелей Средневековья на основании характера их деятельности можно разделять на толкователей права – так называемых глоссаторов и комментаторов – постглоссаторов.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Течение глоссаторов, сформировавшись в XI-XIII вв. стремилось к переоценке и анализу источников римского права, а сменившее их в XIII в. и просуществовавшее до XV в. течение постглоссаторов большее внимание уделяли комментированию современных законодательных актов, регулировавших общественные отношения того времени.

    В дореволюционной России, огромное влияние на развитие юриспруденции было оказано политикой Петра I.

    В период его властвования, в юриспруденции:

    • осуществлялся перевод зарубежных юридических трудов;
    • предоставлялась возможность получать качественное юридическое образование с привлечением иностранных преподавателей;
    • в конечном итоге – был дан старт формированию российской По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Право собственности Российской Федерации подробнее юридической науки.

    При этом наряду с развитием теории права, активно совершенствовалась юридическая практика. В правовую систему были включены прогрессивные защитные функции, а последующая судебная реформа не только улучшила положение крестьян, но и привела к появлению новых форм организации капитала – акционерных обществ и иных финансовых учреждений, функционирование которых обуславливало потребность в постоянном присутствии юристов.

    В Советский период были разрушены формировавшиеся десятилетиями основы демократической правовой системы. Существовавшие источники правового регулирования и проприменительные процессы были направлены, в первую очередь, на обслуживание интересов установления и поддержания власти Советов и функционирование административных форм хозяйствования.

    Современный этап развития юриспруденции в нашей стране и по всему миру характеризуется стремлением государств к установлению демократического правопорядка, выступающего действенным механизмом поддержания состояния стабильности и справедливости в обществе.

    Читайте также: