Языческая мифология в мировоззрении кубанских казаков кратко

Обновлено: 08.07.2024

В данной статье автором предпринята попытка выявления специфики религиозно-мифологических верований и представлений гребенских казаков в контексте сравнительного антропологического анализа, специфичности их мировосприятия, что обеспечивает целостную интерпретацию генезисных и бытийных структур как особого способа познания их этнической картины мира. Представляя особый тип соединения христианства с традиционными языческими представлениями об окружающем мире, старообрядчество гребенских казаков запечатлело ярко выраженные пласты восточнославянского язычества, которые оказались тесно переплетены и включены в христианскую обрядность. В процессе сравнительного анализа была выявлена древнеславянская архаичность и специфичность мифологических представлений, приобретенная в процессе поликультурного взаимодействия с северокавказскими народами. В верованиях гребенских казаков так же, как у донских казаков, помимо прямых наименований мифологических персонажей, обнаруживаются косвенные, генетически восходящие к язычеству и христианству черты. Характерными чертами гребенской мифологии являются анимизм, фитишизм, мифологизация образов, метаморфичность сознания, что особенное отражение нашло в содержании песенного фольклора.


1. Архипенко Н.А. Языческое и христианское в мифологических верованиях жителей станицы Раздорской. / Историко-культурные и природные исследования на территории РЭМЗ. Сборник статей, выпуск 1, Ростов-на-Дону, 2003.

5. Великая Н.Н. Особенности старообрядчества у гребенских казаков. // Православие, традиционная культура, просвещение (К 2000-летию христианства). – Краснодар, 2000. – С. 16–19.

9. Григорьев А.Ф. Этническая картина мира гребенских казаков (на примере ритуально-обрядовых традиций и песенного фольклора) (монография) Ставрополь: Возрождение, 2011. – 376 с.

10. Гриценко Н.П. Из истории старообрядчества на Тереке в ХVIII – ХIХ вв. // Вопросы истории Чечено-Ингушетии. Т.ХI. – Грозный, 1977. – С. 75–76.

11. Дынин В.И. Некоторые особенности мифологического образа русалки у восточных славян // ЭО – 1994. – № 6. – С. 111–117.

13. Керейтов Р.Х. Мифологические персонажи традиционных верований ногайцев // Советская этнография. – 1980. – № 2. – С. 122–124.

16. Рогожин Т. Нечто из верований, поверий и обычаев жителей ст. Червленной //СМОМПК. Вып. 16. Тифлис, 1893. – С.61–62.

18. Сефербеков Р.И. Из мифологии терских казаков // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа. Материалы Седьмой Международной Кубанско-Терской научно-практической конференции. Армавир, 2010. – С. 49–51.

В данной статье автором исследуются религиозно-мифологические верования гребенских казаков, специфичность их мировосприятия, что обеспечивает целостную интерпретацию генезисных и бытийных структур как особого способа познания их этнической картины мира. Как известно, именно через мифы происходило познание и осмысление человеком всего сущего и окружающего его мира. Консолидируясь с Г.В. Косовым, подчеркнем, что духовная доминанта и система верований любой этнической общности, связанной природной зависимостью, являясь духовным ядром, кодом и матрицей традиционной культуры, устойчивы во времени, и в отличие от быстро меняющегося социального бытия, специфичны для определенной цивилизации, или этноса [14]. Это и подтверждает, что именно религиозно-мифологические верования и представления, наиболее рельефно воплощаясь в ритуально-обрядовых традициях, образуют духовное ядро этноса.

В процессе сопоставления выводов Н.А. Архипенко и анализа материалов экспедиций по станицам терских и гребенских казаков станиц обнаружено много схожих элементов в мифологических верованиях донских, терских и гребенских казаков. Консолидируясь с Н.А. Архипенко, мы так же отмечаем неоднородный состав верований и наличие элементов языческой и христианской семиотических систем [1]. У гребенских казаков, как и донских, обнаруживаются следы христианских элементов в комплексе языческих верований на различных его уровнях. Так, например, водяной, домовой, ведьма, с одной стороны, и господь, сатана, чёрт – с другой, в сознании носителя уживаются в рамках одной системы представлений. Включение христианских персонажей в систему верований казаков обусловлено интерпретацией мифологических образов как относящихся или не относящихся к нечистой силе. Так, гребенцы молились Нифонту и Мирону об изгнании лукавых духов [16, 65].

В верованиях гребенских казаков так же, как у донских казаков, помимо прямых наименований мифологического персонажа, обнаруживаются косвенные, генетически восходящие к язычеству и христианству. Старожилы станицы Червленной называют огненного змея чёртом. При восприятии огненного змея как одной из ипостасей чёрта в его характеристиках так же звучат языческие и христианские мотивы. Христианские представления о младенцах как о безгрешных, непорочных существах являются общими сходными чертами, характерными для гребенских, терских и донских казаков. Христианскими по происхождению являются и некоторые способы избавления от огненного змея: сходить в церковь, прочитать молитву, облить тоскующую женщину святой водой [10].

Таким образом, изучение верований и мифологических представлений гребенских казаков, некоторый сопоставительный анализ с верованиями донских казаков показывает, что система религиозно-мифологических верований и представлений гребенских казаков сложна и неоднородна. В их системе нашли отражение языческие религиозно-мифологические верования древних славян, вполне обоснованно обнаружены общие черты с донскими казаками, а также определены некоторые мифологические заимствования соседних горских народов. Однако глубина общего и различного в мифологии гребенцов, их специфичность может быть выявлена в рамках отдельного исследования, что и определяет научные перспективы.

Рецензенты:

Повсœеместно на Кубани была распространена вера в домового, или, как его здесь называли, хозяина. Он считался покрови­телœем хаты и домашнего хозяйства. По этой причине при переселœении в новый дом его обязательно приглашали с собой, иначе могло случиться несчастье. Домового представляли в виде маленько­го старика, покрытого шерстью, одетого в подпоясанную рубаху красного цвета. Бытовала среди казаков и вера в ведьм и колду­нов. Представления об их силе основывались как на возможнос­ти навредить людям, так и на умении избавиться от вреда.

Народные суеверия мирно уживались с христианской тради­цией, представляли культуру казачества во всœей её сложности и многообразии.

Состояние православной веры у кубанских казаков проступа­ло во многих чертах их домашней и общественной жизни. Право­славное вероисповедание уживалось в народных представлениях с древними дохристианскими верованиями.

Народные знания у казаков - это и представления об окру­жающем мире, и навыки его использования. Опыт, накопленный наблюдениями за природой и обществом, закреплён в повсœеднев­ной жизни традициями.

Основанное на календарных наблюдениях знание погоды отразилось в ряде устных примет. В случае если зима несколько лет была слабой, то потом выдавалась суровой и продолжительной. В случае если на Сретенье Гос­подне, когда, по народным представле­ниям, зима встречается с летом, с крыш капает вода, то и зима будет тянуться дол­го. В случае если на Сретенье солнце было целый день, а потом стало пасмурно, лето выйдет прохладное. В случае если в данный день был мороз, то будет холодная весна, в случае если дождь - дождливые весна и лето. Казаки говори­ли: какое Благовещенье - такая и Пасха. Дождь на Благовещенье предвещал дождливое лето.

Прогнозы погоды на следующий день основывались на на­блюдениях за атмосферными явлениями дня прошедшего. В случае если утром не было росы, дрожал воздух, солнце садилось за тучу - быть дождю. Мало росы - будет пасмурно. Роса на траве -к солнечной погоде.

Наблюдали казаки и за поведением домашних птиц и жи­вотных. В случае если собака валялась на соломе или утки бегали по двору - жди ветра. Скот ревел - к буре. В случае если зимой свинья держит во рту солому - будет мороз. Ждали мороза, когда кошка скреблась когтями или лежала на печи. Ласточки летают низко -к дождю. В случае если петух кричит, когда идёт ливень, - дождь скоро прекратится.

Для определœения погоды иногда прибегали и к шутливым га­даниям. К примеру, в станице Бжедуховской устраивалось шут­ливое состязание. Два парня, одному из которых давали имя Зима, а другому - Лето, боролись. По победителю определяли, будет ли зима затяжной или же весна наступит рано.

Особенности кубанского климата нашли отражение в по­говорке: ʼʼДо Святого Духа не кидайсь кожуха, по Святом Дуси - у том ж кожусиʼʼ, что означало: ни в какое время года погоде доверять нельзя.

Представления о болезнях и на­родных способах лечения носили сверхъестественный характер, отражались в бытовавших суевериях. Причину болезни коровы видели в злых действиях ʼʼнехороших людейʼʼ. Чтобы узнать, кто ʼʼиспортилʼʼ корову, казачки выдавливали из коровьего вымени ос­тавшееся молоко, наливали его на сковородку и ставили на угли. Ножом, окроплённым святой водой, резали загустевшее моло­ко, и на месте порезов должна была выступить кровь. Тот, кто ʼʼиспортилʼʼ корову, при этом чувствовал острую боль, прибегал к хозяйке и просил прощения. При эпидемиях скота стадо про­гоняли через костры, окуривая дымом. Чтобы очистить овец от глистов, использовали черемшу; ʼʼдля изгнания червейʼʼ у лоша­дей - любистик и коноплю. Раны у скота лечили корой дуба. Раны, нанесённые жеребятам волками, промывали майской водой.

Для лечения и предотвращения болезней людей казаки ис­пользовали разнообразные средства растительного, животного и минœерального происхождения. Ежовый, енотовый и собачий жир применяли для лечения туберкулёза и воспаления лёгких. Ожоги лечили рыбьим и гусиным жиром, желтком куриного яйца, который пере-жаривали на сковородке и прикладывали к поражённому участку кожи. Настоем червей, выкопанных из перегноя расти­рали тело при ревматизме. С помощью пчелиного воска лечили сглаз, испуг, оп­ределяли, будет ли больной жить. Мёдом врачевали раны, ожоги, больные глаза, на­стой прополиса на спирту употребляли от простуды. От кашля пили отвар из мёда, ягод калины и свиного жира.

Из растений готовились мази и настойки. К нарывам, ранам и чирьям прикладывали печёный горячий лук, листья подорожни­ка со сметаной, чистотел. Мозоли лечили клеем, который образо­вывался на фруктовых деревьях. При воспалении лёгких жевали на ночь листья алоэ. В случае если мучил ревматизм, народная медицина в качестве эффективного средства предписывала крапиву. Необ­ходимо было хорошенько отстегать себя ветками этого растения. В качестве кровоостанавливающих средств использовали тыся­челистник, мать-и-мачеху, подорожник. При ожогах готовили примочку из подсолнечного масла. Расстройство желудка лечили отваром из коры дуба и конского щавеля. При лечении лихорад­ки применяли отвар из листьев сирени, кореньев дыни. Когда казаки отправлялись на службу, они брали с собой порошок из гриба-навозника, который хорошо помогал при лечении ран.

В процессе освоения края кубанцы научились использовать для врачевания местные минœеральные грязи и источники. При лечении кожных болезней - медный купорос, марганец, нефть, янтарь. Инфекционные болезни лечили фосфором, серой и керо­сином.

Среди казаков встречались знатоки хирургии. Не проводя ни­каких разрезов ткани тела, хирург-самоучка умело собирал ʼʼпод мясомʼʼ раздробленные кости, забинтовывал пораненную руку или ногу в лубок. В случае если начинался ʼʼантонов огоньʼʼ - гангрена, знахарь-казак простым ножом отрезал поражённую поверхность. Осколок кости из прострела удаляли волосяной заволокой.

С помощью русской печи лечили радикулит. В протопленную соломой и сбрызнутую холодной водой печь ложился головой на­ружу больной и парился. После этой процедуры его растирали водкой, козьим жиром или керосином. При ушибах, вывихах и головной боли использовали лёд и холодную воду. Чтобы кожа на лице была чистой и здоровой - умывались первым весенним дождём.

Кубанские говоры возникли на базе уже существовавших языков - в результате переселœения людей с территорий Украины и южнорусских областей. Происходило смешение языков, насе­ления, образовывались новые варианты местной речи.

Сложившиеся на Кубани особенности балакать (в бывших черноморских и закубанских станицах) и разговаривать (в ли­нейных и закубанских) настолько своеобразны, что скорее напо­минают уникальный язык, одинаково понятный всœем жителям края. Недаром на вопрос, на каком языке говорят кубанские казаки- на русском или украинском, они часто отвечают: ʼʼНа нашем, на казачьем. На кубанском!ʼʼ.

Говоры - средство общения в семейной жизни и производственной среде. Точное и меткое слово или выражение - такая же часть малой родины, как природа, ис­тория, уклад жизни. По этой причине относиться к ним нужно бережно Кубанский говор с южнорусской осно­вой сложился в восточной и юго-восточной частях края. Он распространён вверх по течению Кубани начиная от станицы Воронежской, а также между реками Кубанью и Лабой. Говор с украинской основой сформировался главным образом в бывших черноморских стани­цах, в западной и юго-западной частях нашего края.

Многие слова в кубанских гово­рах отличаются от литературного языка тем, что у них тот же корень, но другие суффиксы или приставки, к примеру: пэрэбой -сбой, надголодь - впроголодь, заседка - засада, годыть - угож­дать, впиймать - поймать, близняты - близнецы. В кубанских говорах средний род часто заменяется женским или мужским: в окошку глядить, полотенец висел. Своеобраз­ны окончания и суффиксы: итить, хода, болыть, яблоков, кортший. В станице Расшеватской говорили: он пиша письмо, он лье воду, он гне (гнёт), он прибудя (он прибудет). Интересны произношения имён в ли­нейных станицах, заселявшихся однодвор­цами из Воронежской, Курской, Орлов­ской губерний: Ванькя, Петькя, Митькя, Манькя, Лёнькя, Варькя.

К кубанским говорам нельзя относить­ся как к речевой ошибке или языковому недоразумению. Слова, удачно используе­мые, обогащают местную речь, делают её сочной, неповторимой.

Тема: Мифология, народные приметы и суеверия кубанских казаков. Особенности кубанского говора - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Тема: Мифология, народные приметы и суеверия кубанских казаков. Особенности кубанского говора" 2017, 2018.

Презентация на тему: " Лекция 10. Мифология, народные приметы и суеверия казаков. Православное вероисповедание уживалось в народных представлениях кубанских казаков с дохристианскими." — Транскрипт:

1 Лекция 10. Мифология, народные приметы и суеверия казаков. Православное вероисповедание уживалось в народных представлениях кубанских казаков с дохристианскими верованиями.

2 ОГОНЬ Живучим было представление об очистительной силе огня. В огонь нельзя было плевать. Использовали его при лече­нии людей и животных.

5 Птицы Запрещалось убивать ласточку: она могла покарать за обиду порчей коровы или пожаром. Сыч и кукушка считались вещими птицами.

6 Домовой Повсеместно на Кубани была распространена вера в домового, или, как его здесь называли, хозяина. Он считался покровителем хаты и домашнего хозяйства. При переселении в новый дом его обязательно приглашали с собой, иначе могло случиться несчастье. Домового представляли в виде маленького старика, покрытого шерстью.

8 Прогноз погоды Если зима несколько лет была слабой, то потом выдавалась суровой и продолжительной. Если на Сретенье Господне, когда, по народным представлениям, зима встречается с летом, с крыш капает вода, то и зима будет тянуться долго. Если на Сретенье солнце было целый день, а потом стало пасмурно, лето выйдет прохладное. Если в этот день был мороз, то будет холодная весна, если дождь - дождливые весна и лето. Казаки говорили: какое Благовещенье - такая и Пасха. Дождь на Благовещенье предвещал дождливое лето.

9 Роса Если утром не было росы, дрожал воздух, солнце садилось за тучу - быть дождю. Мало росы - будет пасмурно. Роса на траве - к солнечной погоде.

10 Определение погоды Если зимой свинья держит во рту солому - будет мороз. Если петух кричит, когда идёт ливень, - дождь скоро прекратится. Если курица запоёт петухом, - не быть добру, должно случиться несчастье, а чтобы его устранить, ловят курицу и отвертывают ей голову, приговаривают"не пой курица петухом!" или "на свою голову запела"

11 Шутливые гадания Для определения погоды иногда прибегали и к шутливым гаданиям. Например, в станице Бжедуховской устраивалось шутливое состязание. Два парня, одному из которых давали имя Зима, а другому - Лето, боролись. По победителю определяли, будет ли зима затяжной или же весна наступит рано

12 Народные способы лечения Для лечения и предотвращения болезней людей казаки ис­пользовали разнообразные средства растительного, животного и минерального происхождения.

13 Лечение людей Ежовый, енотовый и собачий жир применяли для лечения туберкулёза и воспаления лёгких. Ожоги лечили рыбьим и гусиным жиром, желтком куриного яйца, который пережаривали на сковородке и прикладывали к поражённому участку кожи. Настоем червей, выкопанных из перегноя растирали тело при ревматизме.

14 Лечение продуктами пчеловодства С помощью пчелиного воска лечили сглаз, испуг, определяли, будет ли больной жить. Мёдом врачевали раны, ожоги, больные глаза. Настой прополиса на спирту употребляли от простуды. От кашля пили отвар из мёда, ягод калины и свиного жира.

15 Лечение растениями Из растений готовились мази и настойки. К нарывам, ранам и чирьям прикладывали печёный горячий лук, листья подорожни ­ ка со сметаной, чистотел. При воспалении лёгких жевали на ночь листья алоэ. Если мучил ревматизм, народная медицина в качестве эффективного средства предписывала крапиву. При ожогах готовили примочку из подсолнечного масла. Расстройство желудка лечили отваром из коры дуба и конского щавеля. При лечении лихорад ­ ки применяли отвар из листьев сирени, кореньев дыни.

18 Самое широкое применение в народно-медицинской практике находили куриные яйца. В ст.Тамань умывались над красным пасхальным яйцом для здоровья. "Паскы посвитять прыйдуть и вмываться. В чашку нальют воды и яичко положуть. И вмываются в этой води… Хто последний вмывается, той яичко бирэ. Батко каже: "Будытэ здорови, краснощёки як яичко"… Скорлупу тико курям отдавали, не выбрасывалы [чтоб лучше неслись

19 Лечение рыбой От болезни глаз ребёнка поили рыбьим жиром и закапывали в глаза. Рыбий жир использовали при лечении простуды, воспаления лёгких, ожогов. Рыбьей желчью лечили катаракту, воспаление лёгких. Свежую рыбу прикладывали к больным суставам при полиартрите. Сырую рыбу неделю настаивали на водке и пили "от пьянства. При лихорадке носили в узелке на шее усы сома. Затем следовало их выбросить в речку (через голову) и плюнуть туда же

Вдали от Москвы всегда было много вольнолюбивых людей, объединявшихся в воинские группы, вливавшиеся затем в казачество. Не всегда они, принятые в казаки и даже становившиеся атаманами, переходили в православие.


Фото: ссылка

Вдали от Москвы всегда было много вольнолюбивых людей, объединявшихся в воинские группы, вливавшиеся затем в казачество. Не всегда они, принятые в казаки и даже становившиеся атаманами, переходили в православие. А в Астраханском казачестве были и буддисты, и католики, и лютеране. Казачья веротерпимость совершенно естественно вытекала из необходимости сплотиться, отбросив лишние поводы для конфликтов.

Всегда ли казаки были христианами? Определенно можно сказать только одно- до принятия Русью Ххрестиансва, казаки уже были и были они конечно православными, то слвившими Правь. Ныне их называют язычниками, но это скорее собирательный термин не отражающий истинного мировозрения и Веры.

Главные лозунги казаков- Слава РОДу казачьему ! Казачьему РОДу нет переводу ! Отражают изначальные верования казаков- родноверие и следующий лозунз звучал- Слава Богам и Предкам Нашим!

Когда меня пригласили побывать в одном из языческих казачих хуторов, я конечно не мог отказаться. Ведь этот хутор на ходится на Родине казачества- Рязанщине, Приочье. Именно нтут берет свое начало Дон и Дикое поле, тут живут мещеряки. Край ведуний и колдунов, называемых другим- чудь. Край в котором не только казаки но и другие народы- мордва, марийцы до сих хранят Веру Предков. Именно здесь Родина ведуньи Февроньи, которая стала почитаемой христианской Святой и вместе с супругом князем Петром- символом Любви и Семьи.

Эта Община казаков язычников, по словам Атамана батьки Петра (так его все называют) основанна в начале прошлого века. В мещерских лесах их предки покинув Касимов уже больше ста лет назад построили хутор.У них есть свои традиции свойственные только им. Например, только из Святого колодца в свом хуторе они могут пить воду; если они уходят куда-нибудь, они берут воду отсюда с собой. Даже чай и другие напитки они не могут пить - это по их вере греховные напитоки.

Вроде бы что такого? А если вдуматься более крепкой связи с Родным поселением не придумать, ни кто не хочет надолго покидать Родные места, те кто по разным причинам живут в других местах, тем не менее регулярно возвращаются чтоб пополнить запасы Родной воды, живой воды- казаки почти не болеют и отличаются завидным здоровьем и долголетием.

Всего 200 км от Москвы, 40 от Рязани.

Тишина. Какая тишина! Людей на хуторе вокруг много, но все равно тихо, очень тихо. Ветер с скользит в кронах вековых огромных сосен. По песчаным улицам ходят казаки в традиционной одежде. Разговаривают вполголоса, улыбаются. Никакой спешки, никаких резких движений. Они съехались сюда для проведения молитвенного обряда на Купалу.

Не слышишь собственных шагов по мягкому песку. когда то на месте Мещёры было море, сам говоришь, как и все, вполголоса. Все как будто в другом мире.

Где-то скрипит колодезное колесо, где-то поют молитвы. Хутор - обычный: старые и новые дома, только калитки и двери из сухого темного дерева со стертой старой резьбой.

А к хутору приник городок из палаток и навесов. Разные они - и серые, военные, и белые, и такие цветные, такие многоцветные, что глаз не оторвешь. На празник приехали казаки со всех регионо. особенно много из Урала и с Южных регионов.

Иду по песку сквозь тихую, медленно движущуюся толпу, поворачиваем за угол палаточного городка, и вот перед нами длинный раскрашенный разними цветами забор- плетень из орешника.

Мой спутник откидывает полог, как бы открывая калитку, и мы входим во двор. Полог падает, и мы уже окружены этим ярким, развеселым забором, а перед нами, посреди двора, стоит красота из красот, деревянный дворец. Здесь я должн буду провести несколько дней как гость любезного хозяина - атмана хутора.

Почти ночь, а с хуторской площади долетало пение - там продолжали молиться.

Сквозь лиственную резьбу над головой замерцали первые звезды. Минута, две, три - и они уже рассыпались по всему небу, в мгновение ока слились в океан .

Я понаблюдал несколько минут, на бесчисленные лучи звезд, и заснул сладчайшим сном в теплой прохладе лесной ночи.

Разбудило меня пение. Тихое, мелодичное, многоголосое, оно лилось одновременно со всех сторон. Это жители пели утренние молитвы. Батька Петр сказал, что лучшее время для молитвы - предрассветный час. Поэтому утроилось, удесятерилось к рассвету число поющих. Люди пели в этой темноте и тишине, прославляя милосердие Богов, в которых верили, и воспевая красоту родной природы.

. Вода, водица Красная девица

как течешь омываешь, пенья и коренья, часты пустовенья

Так умой у нас притчи и уроки, монкосы и оговоры,

Из лиц, из косиц, из ясных очей, из четных бровей.

Казаки пели о том, как прекрасно утро в доме, как сладка мещерская вода. Большой мудростью надо обладать, чтобы сделать предметом молитвы прославление полей и рек своей страны, восхваление ее жителей и урожаев, ее рассветов и закатов, дождей и ветров.

Опять мы с Аманом прошли через бесшумную белую толпу, неторопливо плывущую по песчаным улицам, и углубились в деревню. Здесь в дни праздников и торжеств бесперебойно работает так называемая столовая, то есть кухня казаков, - прекрасный обычай. День и ночь готовят пищу, и день и ночь кормят всех, кто приходит, чтобы поесть. Во дворе кухни много людей. Казачки раздавали тарелки и обносили всех своим хлебом и гороховой кашей с овощами.

В кухне было полутемно. По стенам метались красные отблески огня и тени поваров. Одни месили тесто, другие быстро - лепили пельмени! - другие жарили их переворачивали их на множестве сковородок, третьи мешали кашу, четвертые резали овощи, и все это делалось дружно, слаженно, в едином ритме.

Вся эта работа, ее четкость и быстрота наглядно показывали, как была устроена походная кухня казаков. Бессчетное количество раз во время быстрых военных передвижений приходилось в мгновение ока готовить пищу, кормить воинов и бесследно исчезать, не оставляя после себя даже пепла костров.

Давно миновали те времена, но до сих пор даже, можно видеть, как это нужно делать.

Затем пошли на своего рода площадь хутора, откуда доносилось пение и раздавалась музыка, здесь разводили священный огонь, готовились к обряду- воздаяния Треб. Толпа разместилась вокруг, а по его внутреннему краю, лицом к огню, сидели семьями казаки с женами и детьми. сикхизма, может начинаться жизнь молодой семьи.

Люди пели, пели не умолкая. Музыка и пение заполняли все, подчиняли себе, диктовали ритм движений, ощущений, мыслей. Мне это напомнило обряды малокан.

А в это время перед Атаманом собрались те, у кого возникли тяжбы. По закону казаков, тяжбы между членами общины должен разбирать глава их локальной группы, но, если тяжущиеся стороны не удовлетворены его приговором, они могут обратиться к самому Атаману. Решения Атамана никакому обжалованию не подлежат, он олицетворяет собой Божий суд.

Меня поразила быстрота, с какой он принимал эти решения. Ему устно докладывали дело, и через минуту секретарь оглашал через микрофон приговор. Странно было видеть это судебное разбирательство на празднике, но мне объяснили, что так полагается воспитывать молодеж, готовить их к тому, чтобы они жили, не нарушая законов.

Старики у огня напевали молитвы, лили в огонь топленое масло, готовили ритуальные требы - сладкую кашу из пшеничной муки.

Когда кончился суд, все, семьи, встали, и каждый казак повел за собою свою жену, детей.

Пока они четыре раза обходили священный огонь, я разглядывала эти семьи и думал о том, как все-таки странен для нас, языческий обряд.

Огонь обойден четыре раза, требы совершенны и Боги приняли их.

Все стали расходиться с площади, но праздник продолжится.

Для многих уже прошло уже два дня на хуторе казаков, прошли они в тишине и молитвах. Давно уже у родноверов разработана и принята эта практика проведения молитвенных собраний вдали от тех мест, где в сутолоке протекает ежедневная жизнь. Давно найдены пути, по которым можно вести душу в нужном направлении. И силу этого воздействия можно в полной мере ощутить только тогда, когда сам с головой окунешься в эту атмосферу.

И день, и два, и три, и ночи, и утра заполнены тишиной, пением молитв, мягкой вкрадчивой музыкой и проповедями. Психическая готовность к восприятию поучений духовных наставников, с которой сюда приезжают, удесятеряется в условиях этой отрешенности от забот и запросов навязчивой жизни.

Недаром в течение многих тысячелетий все великие вероучители, все основоположники новых религий проповедовали вне городов. Они странствовали, останавливаясь то в лесах, то в садах или пригородных рощах, сзывали к себе народ и в тишине своих убежищ подолгу и без спешки поучали, поучали, внушали.

Мне уже пора было уезжать, мы темло попрощались с казаками и их Атаманов. я открыл для себя целый мир которые есть рядом с нами но мало кто о нем догадывается.

Вообще, как разъяснил мне батька Петр, настоящие язычники, родноверы с огромным уважением относятся ко всем религиям, считая их Святых и Пророков воплощением своих Богов.

Но конечно, естьи те кто в язычестве по недорозумению.

Современные родноверческие организации религиоведы называют неоязыческими: они были созданы в основном в 90-е годы и не имеют исторической связи с верованиями дохристианской Руси. Но именно их воссоздание отличает родноверов от других направлений неоязычества.

Возможно, из-за этого почти каждый язычник в разговоре обязательно упомянет, что даже в их среде есть сектанты, которые "имитируют веру предков". А кто из них действительно следует существовавшим до Крещения Руси обычаям, на самом деле не знает никто.

Западные историки считают что восстание Стеньки Разина, не что иное как восстание казаков язычников против притеснения их веры.

Восстание бушевало совсем рядом с автономным Касимовским царством. Примечательны показания некоторых пленных разинцев: на допросах они говорили, что целью их отрядов является город Касимов.

Предводительницей одного из самых многочисленных и удачливых отрядов стала женщина – инокиня Алена из Арзамаса.

На самом деле Алена была родом из Выездной Слободы, что совсем рядом с нынешней городской чертой Арзамаса (сейчас называется Выездное). В те времена это была казачья слобода, основанная во время войн Ивана Грозного против марийцев. Судя по всему, изначально население слободы составляли мещёрские казаки – мишари.

Неизвестно, было ли имя Алена крестильным или уже иноческим именем нашей героини. Выданная, как водилось в крестьянских и казацких семьях, рано замуж, Алёна овдовела. В таком положении многие русские женщины предпочитали уходить в монастырь. Нам неизвестен её возраст к моменту восстания. Неизвестно также, много ли лет она провела в монастыре перед этим.

Единственная достоверная черта биографии – Алёна была знахаркой и лекаркой. Она знала лечебные свойства растений и другого природного сырья, умела их применять. По-видимому, про её мастерство в этом деле было известно в округе. Судя по всему, еще до начала восстания Алёна обладала некоторым авторитетом в округе, что и позволило ей довольно быстро возглавить повстанцев.

Есть свидетельства, что она была родом из-под Красной Слободы что на рязанщине.

Побег из монастыря да в сочетании с таким колдовским ремеслом это уже двойное преступление против религии, наказывавшееся по Соборному уложению 1649 года сожжением живьём. Становясь во главе мятежников, Алёна практически ничего не теряла.

Дальнейшие события – её руководство восстанием, оборона города Темникова от царских войск, пленение и казнь – хорошо описаны в литературе и популярных статьях.

Казаки у которых я был в гостях, попросили меня не называть конкретного места их хутора, мол кому надо те и так знают, а тем кто не знает и не надо.

В заключении Атаман, поделился своими мыслями- увы, пока православие фактически, негласно, является государственной религией, реальной свободы вероисповедания в России не видать и то что говорит схиигумен Сергий тому подтверждение. Самое смешное, что 90% людей, с пеной у рта доказывающих что они православные, и готовые шеи за веру сворачивать, ни разу не держали в руках Библию, и НИЧЕГО не знают о Боге, в которого верят. Даже "священники", выступающие по телевизору, не только зачастую всем своим поведением не соответствуют своей вере, но и публично оскорбляют и унижают другие религиозные течения, особенно "языческие" - и,заметьте, совершенно безнаказанно!

Читайте также: