Ященко теория федерализма опыт синтетической теории права и государства кратко

Обновлено: 04.07.2024

Александр Семенович Ященко (1877-1934) — ученый-юрист, философ, педагог. Ященко выдвинул идею синтетической теории права, которая призвана объединить сложившиеся представления о праве, абсолютизировавшие на самом деле отдельные моменты связи личности и общества.

Таково правильное соотношение права, нравственности и религии. Добро основывается на анализе человеческой природы и на мистическом акте религиозной веры. Право же оправдывается оправданием добра, так как оно есть лишь осуществление добра, одна из степеней его реализации, как нравственность есть живое воплощение религии. Право не должно отрываться и обособляться от нравственности. То противопоставление морали праву, которое часто встречается в последнее время и на котором мы остановимся подробнее ниже, есть лишь внесение ненужного и вредного раздвоения в единую сферу, лишь насильственный разрыв единой и целостной системы, вносящий борьбу туда, где, по принципу, место не борьбе, а дружному сотрудничеству. Право есть лишь наиболее закрепленное и гарантированное осуществление нравственных требований. Жизнь и силу свою общественная нравственность получает в полном энергии и властною мощью обладающем праве. Право есть та часть нравственности, которая получает внешнюю и принудительную охрану. Но здесь мы подходим к вопросу о природе права. Ближайшей нашей задачей и должно быть обоснование такой синтетической теории права. Две принципиальные идеи, к которым мы пришли в предшествующей главе, — синтетическая, неразрывно двусторонняя природа общества и органическое равновесие личного и общественного элементов как основа всякой правильно понятой нормативной деятельности — находят ближайшее свое выражение в праве. Часто ошибочно предполагают, что в юридической литературе по вопросу об определении права царит полная невыясненность и что никто в ней не сходится друг с другом; такое мнение, по-видимому, подтверждается ссылками на всевозможные определения, которые давали и дают юристы праву. Однако при беспристрастном рассмотрении юридических теорий, из сопоставления друг другу не вырванных из контекста формул, а теорий в их целостности обнаруживается, что большинство теорий права не так уже непримиримы между собой, как это кажется с первого взгляда. Конечно, было бы напрасным трудом стараться согласовать все теории, но их можно свести к нескольким категориям, взаимное противоречие которых есть показатель не неопределенности теоретической юриспруденции, а коренного расхождения самих мировоззрений, из которых исходят авторы.

Нет ни одной области человеческого знания, в которой возможно было бы всеобщее согласие; ибо относительно самих основ жизни и знания люди расходятся во взглядах: ценность жизни, существование внешнего мира, законность опыта, разума, интуиции в познании могут быть признаны или отвергнуты, и сообразно этому построены различные мировоззрения. Право тесно связано с мо- ралью, эта последняя с религией, т. е. с глубочайшими основами человеческого знания, где неизбежен элемент веры и постулятивности. Понятно, что всегда возможна разница мировоззрений, непримиримых и несводимых друг к другу. Но при определении природы права надо не обострять разницы теорий и не увеличивать противоречий, противопоставляя то, что сходно по основной мысли, но различно лишь по внешней форме выражения, а сближать теории, различая только то, что действительно различно. В определении природы права авторы сплошь и рядом совершают логическую ошибку ignoratio elenchi, опровергая то, чего данный автор и не думал признавать. Обыкновенно при юридических конструкциях выделяют какой-нибудь один элемент явления и на нем строят всю сложную теорию. Односторонне подмечая в юридическом явлении один момент, часть принимают за целое. От этого происходит обычная в таких случаях неадекватность юридических определений, их отвлеченность и односторонность. Право, как его ни понимать, есть, в самом общем смысле слова, совокупность правил поведения людей в обществе. Каждый из упомянутых общих элементов его может быть рассматриваем с двух сторон, так сказать, изнутри себя, в себе самом, и вовне, в отношении к внешнему миру. Правила, в которых выражается право, могут быть поняты или как субъективные нормы должного, как идеальные требования разума, или как нормы объективно установленные, позитивно действующие, независимо от их признающего или их отрицающего субъективного разума. Поведение людей, регулируемое в праве, можно рассматривать или с формально-субъективной точки зрения общих границ действия, или с материально-объективной точки зрения содержания этих действий.

Люди, поведение которых регулируется в праве, могут быть поняты или как отдельные индивиды, простые слагаемые в общей сумме, или как члены общества, органически связанные с социальным целым. Общество, наконец, в котором регулируется правом жизнь людей, может быть понято или как внутренне-психическое явление, существующее реально только в человеческих переживаниях, или как внешне реальное бытие, имеющее свое выражение и вне субъективной психики людей. Исключительное выделение каждого из этих элементов права для построения на нем целой системы права приводит лишь к односторонним и не выдерживающим критики конструкциям. При правильном понимании природы права все упомянутые элементы должны войти в систему в определенной пропорции, чтобы могло получиться жизненное и органическое равновесие. Конечно, надо всегда выделять в юридических теориях неизбежные крайности и увлечения. Не все то, что называлось или называется правом, может быть введено в синтетическое определение права. Вообще говоря, каждая из указанных выше точек зрения правильна в своих положительных утверждениях и верно обозначает один из элементов, составляющих право; неверно лишь обособление и противопоставление этой точки зрения другим. Рассматривая каждую из таких односторонних систем, построенных на отвлеченном от других элементов начал, можно убедиться, что они, в общем говоря, верны в своих положительных утверждениях и ложны в своем отрицании и односторонности. (Из: Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства)

Лис Политолог

Лис Политолог

Лис Политолог запись закреплена

Описание: Вниманию читателей предлагается книга выдающегося российского юриста и философа А.С. Ященко (1877-1934), посвящённая исследованию вопросов федерализма. В ней рассматривается обширная проблематика конституционного (государственного) права, сравнительного правоведения, теории и философии права по многим направлениям.
В первом томе исследуются предпосылки теории права и природа права, рассматриваются проблемы власти и государства, а также конфедерации государств и федерального государства. В числе обсуждаемых вопросов: законы науки права и юридические нормы, материальное и формальное определение права, сущность власти с психологической и юридической точек зрения, теории государства как юридического лица и юридического отношения, критика различных федеративных теорий, политическое значение федерализма и децентрализации и др.
Во втором томе исследуются проблемы развития федерализма в Новое время. Описываются особенности развития латинского, англо-саксонского, германского и славянского федерализма, в частности подробно рассматривается русский федерализм, формирование которого автор относит к началу XIX века (движение декабристов). Кроме того, в книге обсуждаются вопросы международного конфедерализма и его обоснования.
Книга будет полезна историкам, в частности историкам правовой и политической мысли, а также правоведам, обществоведам, философам и всем заинтересованным читателям.

Год издания: 2012
Издательство: ЛИБРОКОМ
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста

На рубеже XIX–XX вв. социологическая философско-нравственная критика позитивистского догматического правоведении нашла разрешение на абстрактном, чисто теоретическом уровне в стремлении выработать синтетическую теорию права (А.С. Ященко, П.Г. Виноградов и др.).

Право как социальное явление и как часть социального опыта представляет важный элемент социального бытия, писал П.Г. Виноградов (1854–1925 гг.), что в этом своем качестве оно выполняет не менее важные социальные функции, чем устройство государства или способ разделения власти в государстве. Свой подход к изучению права он называл синтетическим, противопоставляя его и обособляя от аналитического метода Дж. Остина и его последователей. Опасности аналитического метода связаны с тем, что абстрактные понятия и термины часто воспринимаются юристами-аналитиками таким образом, как будто вопрос об этих терминах и их формальных классификациях составляет существо всей юриспруденции.

В настоящее время право воспринимается с позиций политического или нравственного прагматизма. В этой обстановке особая роль в деле обновления и интеграции выпадает на долю исторического правоведения.

53.Теологический тип правопонимания: основные представители и направления.

Ященко А.С. Теория федерализма: Опыт синтетической теории права и государства. Tом 1

Вниманию читателей предлагается книга выдающегося российского юриста и философа А.С. Ященко (1877-1934), посвящённая исследованию вопросов федерализма. В ней рассматривается обширная проблематика конституционного (государственного) права, сравнительного правоведения, теории и философии права по многим направлениям.
Настоящее издание представляет собой первый том книги, в котором исследуются предпосылки теории права и природа права, рассматриваются проблемы власти и государства, а также конфедерации государств и федерального государства. В числе обсуждаемых вопросов: законы науки права и юридические нормы, материальное и формальное определение права, сущность власти с психологической и юридической точек зрения, теории государства как юридического лица и юридического отношения, критика различных федеративных теорий, политическое значение федерализма и децентрализации и др. Второй том книги, в котором исследуется международный конфедерализм и развитие федерализма в Новое время, выходит одновременно с первым в нашем издательстве.
Книга будет полезна историкам, в частности историкам правовой и политической мысли, а также правоведам, обществоведам, философам и всем заинтересованным читателям.

Предпосылки теории права
Природа общества
Необходимость синтетического преодоления односторонностей индивидуализма и коллективизма
Органическая двусторонность общества и различные её выражения: законы разделения труда, социальной дифференциации и общественной солидарности
Двусторонний характер общества как своеобразная форма коллективного психологического синтеза

Основы нравственности
Кантовское обоснование автономной этики и критика его
Имманентно-эмпирические обоснования этики. Аристотелианская этика жизнедеятельности
Энергетизм Гюйо
Мораль общественной солидарности у Конта и у современных социологов
Обоснование этики самосохранения высшего неделимого Н. Дебольским как особый вид имманентной этики
Критика эмпирических обоснований морали
Обоснование этики, абсолютной по принципу, синтетической по содержанию

Природа права
Логический объём права
Законы науки права и юридические нормы
Ложный дуализм естественного и положительного права
Естественное право как общая идея положительного права

Материальное определение права
Право как минимум нравственности
Индивидуалистические теории права
Социально-утилитарные теории права
Материальное определение права

Формальное определение права
Государственная теория права
Психологическая теория права
Синтетическое определение права

Власть и государство
Учение о суверенной власти
Сущность власти с психологической и юридической точек зрения
Суверенитет как неограниченная, верховная и независимая политическая власть

Юридическая природа государства
Государство как суверенный союз. Критика отрицающих это теорий
Теории государства как юридического лица
Теории государства как юридического отношения
Государство как юридическое лицо и как юридическое отношение

Конфедерация государств и федеральное государство — 263
Критика федеративных теорий
Классическая теория делимости суверенитета
Сепаративные теории суверенитета штатов
Унитарные теории суверенитета федерального государства
Теории участия штатов в образовании федерального суверенитета

Дуалистическая федеративная теория
Полиархическая природа конфедерализма
Неорганизованные конфедеральные соединения
Конфедерации государств
Личные унии
Дуалистическая природа федерального государства
Правительственная организация федеральных государств
Реальная уния как особый вид федерального государства
Разница федерализма и децентрализации
Распределение компетенции в федеральном государстве

Политическое значение федерализма и децентрализации
Политическая роль конфедерализма и федерализма
Значение и границы децентрализации
Национальный принцип с точки зрения федерализма и децентрализации

Читайте также: