Ясак это в истории кратко

Обновлено: 08.07.2024

Стандартная ставка ясака, которая налагалась в течение всего XVII века, — соболь с плательщика. Или другими шкурками. За соболя давали 50 хороших или 100 худых шкурок белок, три шкурки куницы, две шкурки росомахи. Иногда ясак брали бобрами.

Современные исследователи считают, что ясак, налагаемый на русских подданных, не был тяжелым. Мол, добыть шкурку соболя за сезон можно было всегда. Однако дело обстояло не совсем так.

Во-первых, соболя можно брать только зимой, когда он оставляет след, когда его можно выследить по снегу и увидеть среди голых веток. Летом это совершенно невозможно. Потом, соболь — крайне осторожное животное, просто так к себе охотника не подпустит, и охота на него требовала отличной выучки, осторожности и хладнокровия.

Во-вторых, на соболя не охотились острыми стрелами. Для этого были специальные стрелы, наконечники которых были сделаны в виде шарика. Такая стрела не ранила соболя, не портила шкурку, но оглушала его. Чтобы взять соболя, надо было подойти к нему (учитывая острый слух и осторожность), точно прицелиться и выпустить стрелу, которая должна попасть точно в голову. Права на ошибку у охотника нет.

Русские ловили соболя другими методами. Они на определенном участке леса расставляли многочисленные ловушки и капканы с приманкой, в которые попадался самый разный пушной зверь, от белки до соболя. Это был эффективной, но в то же время варварский способ ловли, который истреблял популяцию соболей. Подсчитано, что русские, захватив звероловные угодья, выбивали и вылавливали соболя примерно за 20 лет [39].

В-третьих, летом и осенью соболь носит серую шерсть, в начале зимы линяет, и шерсть становится черной и блестящей. Если взять соболя слишком рано, по первому снегу, то шкурка не будет иметь ценности, и ясатчик ее завернет и потребует заменить. А брать соболя в середине или конце зимы намного сложней, потому что леса уже завалены снегами.

Какой размер ясака собирался с подвластных земель, показывают писцовые книги, в которых учитывалось количество плательщиков ясака. В середине XVII века в Томском уезде ясак платили 530 самоедов и 2485 тюрок. Всего 3015 человек. В Кузнецком уезде, подчиненном русским с начала 20-х годов XVII века, ясак платили 5435 тюрок. Всего получается 8450 плательщиков ясака [15, с. 37]. Это 8,5 тысяч собольих шкурок ежегодно или их эквивалентов.

Сколько же это в пересчете на деньги? В XVII веке соболь стоил рубль. Рубль того времени был равен 17 николаевским серебряным рублям XIX века. Хорошие шкурки, с пышным мехом, и не подпорченные охотником, шли чуть подороже, за три рубля. Итого, примерно 150 тысяч рублей николаевскими серебряными рублями.

Это были закупочные цены, то есть такие цены, которые устанавливались в Сибири. Но продажная цена того же соболя в Московии или в Европе составляла уже 200–300 рублей. Только ясак с одного Томского уезда при продаже в Европе давал почти 3 млн. рублей деньгами XVII века, или 50,5 млн. рублей николаевским серебром.

Или вот еще цены того времени. Мука стоила 15 копеек за пуд, железный топор — 30 копеек, пешня — 20 копеек. Дощаник стоил 5 рублей [40, с. 84–85]. То есть на вывозе только одной соболиной шкурки из Сибири и продаже ее в Московии можно было стать обеспеченным человеком. На одну шкурку соболя человек мог завести себе пашенное хозяйство. На сто шкурок соболя мог стать богатым посадским жителем и начать торговлю. А тысяча шкурок делала человека богачом.

Московия так быстро восстановилась после тотального разорения Иваном Грозным и Смутой только благодаря сибирскому ясаку. В конце XVI века весь бюджет Государства Российского, державшего гигантскую армию, строившего гигантские засечные черты и воевавшего со всеми соседями, составлял всего 900 тысяч рублей в год, а к середине XVII века он вырос более чем на 400 тысяч рублей. Что и говорить, перспективное и прогрессивное было дело — присоединение Сибири! Если Иван Грозный обдирал (а заодно сажал на кол и жарил) своих собственных крестьян, то Алексей Михайлович Тишайший обдирал сибирских татар. Прогресс, однако!

Ясак свозился в крупные сибирские города, в тот же Томск и Тобольск. Воеводы отвечали за полноту сбора ясака и отправки его в Москву. Через них шли огромные суммы. В 1652 году в Томск было свезено 14 тысяч шкурок соболя, 1226 шкур бобров. В следующем году — 10 тысяч соболей. Всего с сибирских земель собиралось ясака на сотни тысяч рублей. В 1660 году доходы Государства Российского составляли 1 млн. 311 тысяч рублей, из которых 660 тысяч рублей поступило из Сибири [40, с. 80].

Присоединение Сибири и выкачивание ясака в таких размерах было способно озолотить практически любую страну. Европейцы тогда делали свои состояния на более прозаичных вещах, вроде специй, шерсти, сукна, рома или тюльпанов (знаменитая тюльпанная лихорадка в Амстердаме в 1627 году, когда луковица тюльпана стоила целое состояние). Но только не Московию! В Московии эти колоссальные средства тратились на укрепления, на засеки и крепости, на пушки и порох; проедались полчищами стрельцов и рейтаров. Московские государи кормили греческую патриархию, поддерживали православное движение в Речи Посполитой, в общем, занимались большой политикой. Средств тратилось столько, что даже при всей прогрессивности присоединения Сибири приходилось попутно обдирать и свой собственный народ, изыскивая способы облегчения его карманов то соляным налогом, то медными деньгами.

Положение воевод, и их контроль над выплатой ясака, давали им хорошую возможность для казнокрадства. Через них проходили тысячи шкурок ежегодно, и почти всегда была возможность взять что-то из этого богатства в свой карман. Чем больше ясака поступает в казну, тем больше возможности отложить из него для своего личного достояния. Скорее всего, именно этот мотив личной выгоды толкал сибирских воевод на дальнейшее расширение русских владений в Сибири даже тогда, когда это дело было сопряжено с большим риском.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Ясак духа заразы


1. Ист. Натуральная подать, которой облагались нерусские народы Поволжья (в 15—18 вв.) и Сибири (в 17 — начале 20 вв.) в России. — Кому теперь будут манси платить ясак? — спросил Тосман. — Никому! Все, что добыто на охоте, ваше. Арамилев, В лесах Урала.

2. Устар. Условный знак, сигнал. Вслед набату выстрелили пять раз подряд из пушки — казацкий ясак на сдачу города. Чапыгин, Разин Степан.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ЯСА'К, а́, м. [тюрк. jasaq) (истор.). Натуральный налог (пушниной, скотом и т. п.), к-рым облагались в Московской Руси и царской России народности Поволжья, Сибири и Дальнего Востока.

яса́к

1. мужское имя ◆ Моего друга зовут Ясак.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова шуровать (глагол), шуровал:

Ясачные крестьяне – это категория крестьян, плативших государственный налог – ясак, который взимался с народов Поволжья (в XV-XVIII вв.), Сибири (c XVII в.) и Севера.

Сбор ясака и получение доходов было главной целью подчинения широких неосвоенных территорий. Обычно ясак состоял из пушнины (соболь, лисица, бобер, куница), реже – из скота. Эта пушнина была очень важна для государственного бюджета, так как представляла собой целую статью торговли как внутри страны, так и за ее рубежом. Сначала сбор ясака находился в ведении Сибирского приказа, а в 1763 г. был переведен в функции Кабинета Его Императорского Величества.

Ясак назначался для каждого племени или рода по отдельности.

В 1763 г. правительство приняло решение о необходимости упорядочения ясачной повинности. В Сибирь был направлен секунд-майор Щербачев, который должен был составить генеральную перепись. Кроме того, он сформировал на местах специальные комиссии, которые выработали основания для обложения ясаком.

Согласно этим положениям:

Готовые работы на аналогичную тему

В XIX в. в связи с изменениями быта и численности инородческих племен, было принято решение опять изменить систему обложения ясаком. Составление новых окладных ясачных книг было передано в ведение ясачных комиссий, отдельных для Западной и Восточной Сибири. За основание было принято деление представителей инородческих племен на бродячих, кочевых и оседлых. Бродячие и кочевые сохранили за собой прежний способ обложения, кроме того, что был отменен 44-копеечный сбор. Оседлые инородцы должны были платить налоги в соответствии с теми сословиями, в которые они вступали.

Ясачные люди

В 1625 г. в Казанской земле количество ясачных крестьян превышало 40 тыс. дворов, а в 1710 г. их насчитывалось около 91 тыс. Ясачными людьми считались мужчины от 18 до 50 лет, кроме больных и увечных. Трудоспособное население записывалось в ясачные книги, а периодически количество ясачных людей проверялось переписями. Присяга – шерть – была способом принуждения людей к выплате ясака, а в случае невыплаты подати, сборщики дани могли брать заложников из местной знати (аманатов), которых содержали в тяжелых условиях.

Злоупотребления сборщиков ясака и его тяжесть вызывали рост недоимок, обнищание, что приводило к волнениям.

В Среднем Поволжье ясачные люди во второй половине XVI – начале XVIII вв. имели в пользовании землю, которая находилась во владении общин и являлась собственностью государства. Таким образом, эти ясачные крестьяне считались крепостными государства, были прикреплены к ясачной земле и не имели права ее покидать. Юридически они были на положении помещичьих крепостных крестьян.

Основными занятиями ясачных крестьян было земледелие; в степных и лесостепных областях активно занимались промыслами – бортничеством, рыболовством, охотой.

Ясачные крестьяне платили ренту-налог государству – денежный и хлебный ясак, ямские и полоняничные деньги, оброк за бортничество, рыболовство, охоту и прочие подати. На них распространялась и воинская повинность: каждый третий призывался на войну, а с 1705 года они были подчинены и рекрутской повинности. Кроме того, они привлекались на различные государственные работы – ямская служба, извоз, прокладка дорог.

В 1724 г. ясачные люди Среднего Поволжья были переведены в категорию государственных крестьян, и вместо ясака для них была установлена подушная подать, которая была больше по размеру. Как категория ясачные крестьяне Поволжья существовали до 1720-х, на Урале и Сибири – до 1822 г., когда они также были переведены в состав государственных крестьян.

Ясак

ЯСАК — натуральная подать, которой облагались народы Поволжья и Сибири.

В Русском государстве впервые введен после взятия Казани в 1552 г., когда московское правительство стало взимать в свою пользу ясак, ранее выплачивавшийся поволжскими народами казанским ханам. Ясак вносился в казну "мягкой рухлядью" — соболями, куницами, лисицами, бобрами и другой пушниной, а также скотом. Плательщики ясака именовались ясачными людьми. Выплата ясака считалась выражением подданства того или иного племени или рода русскому государю. В XVIII-XIX вв. натуральный ясак стал заменяться денежным сбором; формально сохранялся до Февральской революции 1917 г.

Читайте также: