Ярослав мудрый порядок престолонаследия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Традиция связывает составление “Русской Прав­ды” с именем Ярослава Мудрого. Это сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права и на прежнее законодательство. Для того времени важнейшим признаком силы документа были узако­ненный прецедент и ссыпка на древность. Хотя “Русская Правда” при­писывается Ярославу Мудрому, многие ее статьи и разделы были при­няты позже, уже после его смерти. Ярославу принадлежат только пер­вые 17 статей “Русской Правды” (“Древнейшая Правда” или “Правда Ярослава”).

“Правда Ярослава” ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников. Это говорит о том, что нормы первобытного строя су­ществовали при Ярославе Мудром уже как пережитки. Законы Яросла­ва разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские.

В Киеве на Подоле, в ремесленной части города, состоялось вече. Киевляне обратились с просьбой к князьям выдать оружие, чтобы снова сразиться с половцами. Ярославичи отказались выдать оружие, боясь, что народ направит его против них. Тогда народ разгромил дворы бога­тых бояр. Великий князь Изяслав бежал в Польшу и только с помощью польских феодалов вернулся на киевский престол в 1069 г. Массовые народные выступления произошли в Новгороде, в Ростово-Суздальской земле.

Восстания конца 60-х – начала 70-х годов XI в. потребовали от князей и бояр энергичных действий. “Русская Правда” была дополнена рядом статей, получивших название “Правды Ярославичей” (в отличие от первой части кодекса – “Правды Яросла­ва”). Смысл дополнений – защитить имущество феодала и его вотчину. Из “Правды Ярославичей” мы узнаем об устройстве вотчины. Центром ее был княжеский или боярский двор. На нем располагались хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Во главе управления вотчиной стоял княжеский дворецкий – огнищанин (от слова “огнище” – дом). Кроме него существовал княжеский подъ­ездной, назначаемый для сбора налогов.

Богатство вотчины составляла земля, поэтому княжеская межа охра­нялась чрезвычайно высоким штрафом. На этой земле работали зависи­мые смерды и рабы (холопы, челядь). Руководили работами ратайные (полевые) старосты, которым подчинялись рабы, и сельские старосты, следившие за выполнением работ смердами. В вотчине имелись также ремесленники и ремесленницы.

“Правда Ярославичей” отменила кровную месть и усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения, отразив заботу госу­дарства о защите собственности, жизни и имущества феодалов. Самый большой штраф платился за убийство старших дружинников, огнищан, княжеских подъездных, жизнь которых оценивалась в 80 гривен. Жизнь свободного населения – людей (мужей) – оценивалась в 40 гривен; жизнь сельских и ратайных старост, а также ремесленников оценива­лась в 12 гривен; жизнь смердов, живших в вотчинах, и рабов – в 5 гри­вен.

ПЕРЕХОД К УДЕЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ
(ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XI – НАЧАЛО XII в.)

Умирая, Ярослав Мудрый разделил территорию державы между пятью своими сыновьями и пле­мянником от умершего старшего сына Владимира. Он завещал наслед­никам жить в мире и любви и слушаться во всем старшего брата Изяслава. Такой порядок передачи престола к старшему в роду, т.е. от бра­та к брату, а после смерти последнего из княживших братьев старшему племяннику, получил название “очередного” или “лествичного” (от сло­ва “лестница”). Киевский престол, таким образом, должен был занимать старший в роду Рюриковичей князь.

Сложность династических счетов, с одной стороны, рост могущества каждого отдельного княжества, с другой, личные амбиции, с третьей, неминуемо вели к княжеским усобицам. Богатство же отдельных кня­жеств основывалось прежде всего на богатстве местных землевладельцев – бояр, а также доходов, собираемых князем с подчиненных ему крестьянских общин.




Наиболее популярным на Руси в то время был Владимир Всеволодо­вич Мономах. По его инициативе в 1097 г. состоялся Любечский съезд князей. Было принято решение прекратить усобицы и провозглашен принцип “Каждо да держит отчину свою”. Однако усобицы продолжа­лись и после Любечского съезда.

Внешний фактор, а именно необходимость отпора появившимся к середине XI в. в южнорусских степях кочевникам – половцам, еще удерживал на некоторое время Киевскую Русь от распада на отдельные княжества. Борьба была нелегкой. Историки насчитывают около 50 по­ловецких вторжений с середины XI до начала XIII в.

Правда Ярославичей.

Народные восстания в 60-70-х rr. XI в.

Русская Правда”.

Традиция связывает составление “Русской Прав­ды” с именем Ярослава Мудрого. Это сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права и на прежнее законодательство. Для того времени важнейшим признаком силы документа были узако­ненный прецедент и ссыпка на древность. Хотя “Русская Правда” при­писывается Ярославу Мудрому, многие ее статьи и разделы были при­няты позже, уже после его смерти. Ярославу принадлежат только пер­вые 17 статей “Русской Правды” (“Древнейшая Правда” или “Правда Ярослава”).

“Правда Ярослава” ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников. Это говорит о том, что нормы первобытного строя су­ществовали при Ярославе Мудром уже как пережитки. Законы Яросла­ва разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские.

В Киеве на Подоле, в ремесленной части города, состоялось вече. Киевляне обратились с просьбой к князьям выдать оружие, чтобы снова сразиться с половцами. Ярославичи отказались выдать оружие, боясь, что народ направит его против них. Тогда народ разгромил дворы бога­тых бояр. Великий князь Изяслав бежал в Польшу и только с помощью польских феодалов вернулся на киевский престол в 1069 г. Массовые народные выступления произошли в Новгороде, в Ростово-Суздальской земле.

Восстания конца 60-х – начала 70-х годов XI в. потребовали от князей и бояр энергичных действий. “Русская Правда” была дополнена рядом статей, получивших название “Правды Ярославичей” (в отличие от первой части кодекса – “Правды Яросла­ва”). Смысл дополнений – защитить имущество феодала и его вотчину. Из “Правды Ярославичей” мы узнаем об устройстве вотчины. Центром ее был княжеский или боярский двор. На нем располагались хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Во главе управления вотчиной стоял княжеский дворецкий – огнищанин (от слова “огнище” – дом). Кроме него существовал княжеский подъ­ездной, назначаемый для сбора налогов.

Богатство вотчины составляла земля, поэтому княжеская межа охра­нялась чрезвычайно высоким штрафом. На этой земле работали зависи­мые смерды и рабы (холопы, челядь). Руководили работами ратайные (полевые) старосты, которым подчинялись рабы, и сельские старосты, следившие за выполнением работ смердами. В вотчине имелись также ремесленники и ремесленницы.

“Правда Ярославичей” отменила кровную месть и усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения, отразив заботу госу­дарства о защите собственности, жизни и имущества феодалов. Самый большой штраф платился за убийство старших дружинников, огнищан, княжеских подъездных, жизнь которых оценивалась в 80 гривен. Жизнь свободного населения – людей (мужей) – оценивалась в 40 гривен; жизнь сельских и ратайных старост, а также ремесленников оценива­лась в 12 гривен; жизнь смердов, живших в вотчинах, и рабов – в 5 гри­вен.

ПЕРЕХОД К УДЕЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ
(ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XI – НАЧАЛО XII в.)

Умирая, Ярослав Мудрый разделил территорию державы между пятью своими сыновьями и пле­мянником от умершего старшего сына Владимира. Он завещал наслед­никам жить в мире и любви и слушаться во всем старшего брата Изяслава. Такой порядок передачи престола к старшему в роду, т.е. от бра­та к брату, а после смерти последнего из княживших братьев старшему племяннику, получил название “очередного” или “лествичного” (от сло­ва “лестница”). Киевский престол, таким образом, должен был занимать старший в роду Рюриковичей князь.

Сложность династических счетов, с одной стороны, рост могущества каждого отдельного княжества, с другой, личные амбиции, с третьей, неминуемо вели к княжеским усобицам. Богатство же отдельных кня­жеств основывалось прежде всего на богатстве местных землевладельцев – бояр, а также доходов, собираемых князем с подчиненных ему крестьянских общин.

Наиболее популярным на Руси в то время был Владимир Всеволодо­вич Мономах. По его инициативе в 1097 г. состоялся Любечский съезд князей. Было принято решение прекратить усобицы и провозглашен принцип “Каждо да держит отчину свою”. Однако усобицы продолжа­лись и после Любечского съезда.

Внешний фактор, а именно необходимость отпора появившимся к середине XI в. в южнорусских степях кочевникам – половцам, еще удерживал на некоторое время Киевскую Русь от распада на отдельные княжества. Борьба была нелегкой. Историки насчитывают около 50 по­ловецких вторжений с середины XI до начала XIII в.

При Ярославе Мудром сложился единый порядок управления страной. Верховным правителем считался киевский князь . Он принимал законы и был верховным судьёй .

Власть передавалась согласно лествичной системе престолонаследия. Все князья считались соправителями страны . Существовала иерархия княжеских престолов во главе с Киевом. В Киеве правил самый старший князь , в остальных городах его братья по старшинству. После смерти киевского князя престол занимал следующий по старшинству брат , а другие братья меняли города правления также по старшинству, как будто поднимались по лестнице на одну ступень. После самого младшего брата престол наследовали сыновья старшего брата , а затем сыновья следующих братьев. Женщины престол не наследовали . Если князь не успевал вступит на киевский престол при жизни своего отца, то его называли князем-изгоем. Он и его потомки не могли претендовать на княжение . Как можно заметить, такая система престолонаследия приводила ко многим сложностям и конфликтам . Не все князья были готовы подчиняться таким правилам, некоторые стремились захватить престол силой, что приводило к постоянным междоусобицам .

Начиная со времён Киевской Руси, самым значительным видом наследия являлась власть. Имущество, земли и драгоценности отходили на второй план. В основу правил деления власти была положена лествичная система. Она предусматривала принцип наследование только представителями мужского пола. Женщины сюда не допускались. Заложенные принципы престолонаследия отличались сложностью и противоречивостью.

Принцип лествичной системы наследования

Раздел власти проводился между братьями. Сыновья на первом этапе в этом участия не принимали.

Лествичная система предполагала следующий принцип престолонаследия:

  1. Сначала старший брат наследовал власть.
  2. Дальше она передавалась следующему по старшинству брату до самого младшего.
  3. Затем вступали в наследование сыновья старшего брата в порядке старшинства.
  4. По тому же принципу наследование переходило к сыновьям остальных братьев.
  5. Дальше в наследство вступали внуки и правнуки. Процедура их наследования оставалась такой же.

Наглядно это показано в таблице.

Принцип лествичной системы наследования власти

Все остальные братья в порядке старшинства

Дети старшего брата

Дети остальных братьев

Внуки, правнуки и т. д.

Особенности наследования

На основании лествичного права князья располагались на своих территориях. Старший из правителей сидел в Киеве и определял всю политику государства. Следующие братья по праву располагались в других менее престижных городах.

В случае смерти одного из князей ближайший брат занимал эту должность и переезжал на его место жительства. Соответственно по цепочке перемещение происходило и остальных братьев или их сыновей. Тот же принцип действовал на уровне небольших удельных княжеств. Это было связано с большими неудобствами, но сохранялось единство государства.

Во время наследования наделов не всегда получалось выдержать принцип справедливости. В некоторых случаях отдельные князья считали себя обделёнными. Их недовольство выливалось в междоусобные войны.

Если князь не успевал при жизни занять престол, то его потомки лишались право на очередь в правлении. Они становились изгоями. В таком случае им выделялись уделы, и они становились их наместниками.

Зарождение системы

Перед своей смертью в 1054 году Ярослав Мудрый разделил подвластные ему территории между своими сыновьями. Каждый из них получил во владение определённый надел. Это уже были зачатки лествичного наследия, хотя тогда оно такого названия ещё не имело.

Однако избежать конфликта между городами не удалось. Как и в предыдущие годы вскоре началась междоусобица. Опасность заключалась в том, что появился общий враг – половцы. Противостоять им разрозненные княжества в одиночку не могли.

Для решения этой проблемы в Любече собрался съезд потомков Ярослава Мудрого. Событие произошло в 1097 году. На нём была чётко разработана система разделения власти и ведён термин лествичное престолонаследие.

Несмотря на то, что на съезде присутствовали князья, постоянно враждовавшие между собой, под напором общего врага им удалось договориться. Теперь права каждого наследника были оговорены и являлись обязательными для исполнения.

Преимущества и недостатки

Разработанная система действовала на территории Древней Руси продолжительное время. Она не была совершённой, но имела ряд существенных преимуществ. К ним относились:

  1. Передача власти была жёсткая и не допускала компромиссов.
  2. В пределах одного поколения наблюдалась чёткая преемственность.
  3. Находящийся при власти род, пользовался особым почётом, как у простого населения, так и у зажиточных слоёв общества.
  4. Гарантировалось сохранение рода даже при отсутствии сыновей у князя.
  5. Благодаря территориальному принципу правления отсутствовала угроза единоличной узурпации власти.

С точки зрения современности это были зачатки федерального устройства страны.

Наряду с положительными сторонами существовали и отрицательные моменты. Среди них выделялись следующие положения:

  1. Возможность нарушения лествичного права.
  2. Если один из братьев не успевал занять престол, то его сыновья уже лишались этой возможности. Такое положение они считали несправедливым.
  3. Не был положен конец междоусобным войнам, что часто приводило к гибели князей.
  4. Большие неудобства представляли собой постоянные переезды наследников в случае гибели одного из князей.

Со стороны населения часто высказывались недовольства системой. Некоторые хотели видеть у себя представителя другого рода. Из-за этого возникали бунты, которые подавлялись физической силой.

Отступление от системы

Несмотря на желание предать системе наследования чёткость она была довольно запутанной. Особенно сложности возникали при наличии большого количества претендентов на освободившееся место. В некоторых случаях допускались отклонения от закона.

Существуют примеры нарушений лествичного права:

Своего сына Всеволод большое гнездо лишил престола, только на основании завещания.

Владимир Мономах стал на престол только благодаря желанию граждан. По закону это право принадлежало Олегу Святославовичу.

В дальнейшем Владимир Мономах ещё раз нарушил лествичное право, поставив на престол своего сына. Это место должны были занимать его братья Давид Святославович или Святополк Изяславович.

Нарушил очерёдность восхождения на престол Всеволод Ольгович. Эта должность должна была принадлежать его двоюродным братьям.

Дочь Василия Всеволодовича была замужем за Фёдором Ростиславовичем. В дальнейшем последний стал князем только на этом основании, хотя женщины в престолонаследии участия не принимали.

Отказ о лествичного престолонаследия

С течением времени лествичное престолонаследие стало ослабевать. Окончательно оно утратило силу в 1425 году, когда на престол взошёл Василий II, обойдя брата отца Василия I Юрия Дмитриевича. На продолжении ряда столетий такое разделение права давало свои результаты. Однако постоянно нарушалось. Итогом являлись регулярные междоусобные войны.

В нынешнее время такой принцип наследования власти не принят ни в одном государстве. Саудовская Аравия оставалась последней страной, где оно действовало до 2017 года.

Эта система привела к разрушительным последствиям и междоусобным войнам, которые продолжались всю вторую половину XI века.

Но в 1054 году, когда власть перешла к сыновьям Ярослава, ничто не предвещало беды. Трое старших — Изяслав, Святослав и Всеволод — заняли, соответственно, Киевский, Черниговский и Переяславский престолы. Братья правили дружно и вместе наводили порядок в других княжествах.

Князь ночи

Пока потомки Ярослава Мудрого распоряжались его наследием, в дальнем — северо-западном — углу русских земель, в Полоцке, дожидался своего часа ещё один наследник, которого пока не принимали в расчёт.

Всеслав Полоцкий происходил из рода брата Ярослава — Изяслава Владимировича. За ним закрепилась дурная слава — его даже прозвали Чародей. Современники считали, что он не только умеет колдовать, но и был рождён в результате колдовства и по ночам оборачивается волком.

Всеслав демонстративно построил в Полоцке кафедральный собор, равный Киевскому и Новгородскому, и начал походы на Псков и Новгород.

Ярославовичи отправились в ответный поход и в марте 1067 года разбили войско Всеслава. А после пригласили полоцкого князя для мирной беседы. Но разговора не получилось. Князь был вероломно схвачен и брошен в киевскую темницу.

Первый переворот

В 1068 году половецкий хан Шарукан Старый повёл свои полки из южных степей на запад. Ярославичи вышли ему навстречу и потерпели сокрушительное поражение. В Киеве началась паника: половцы приближались к городу, жгли и грабили всё, что встречали на своём пути. Киевляне потребовали от Изяслава выдать горожанам оружие. Князь не решился вооружать народ, и в городе началось восстание. Изяслав бежал от разъярённых горожан. Объявился он далеко от Киева, в Польше, при дворе короля Болеслава Второго.

Но в киевской темнице тем временем ждал своей участи Всеслав Чародей. Горожане открыли ворота тюрьмы и торжественно усадили князя на престол.

Изяслав и престол

Чародею не пришлось противостоять половцам и доказывать своё военное мастерство, потому что пока в Киеве продолжались междоусобицы, степняков разбило черниговское ополчение Святослава.

Оставлять столицу в руках полоцкого князя Ярославовичи не собирались. Изяслав шёл на Киев с польской армией. Всеволод и Святослав тоже собирали дружины. Всеслав, трезво осознав свои перспективы, тайно бежал на родину в Полоцк.

В 1069 году Изяслав вернулся на киевский престол, но у него уже появились новые завистники. В 1073-м его выгнали из Киева собственные братья Святослав и Всеволод, которые ещё совсем недавно помогали ему вернуть княжество. Изяслав привычно отправился за помощью в Европу и несколько лет скитался между королевскими дворами.

Как бы то ни было, третьим за несколько лет киевским князем стал Святослав, а Всеволод занял его место в Чернигове.

Последний Ярославович

Сыновей Ярослава оставалось всё меньше. После смерти Святослава уже немолодые Изяслав и Всеволод отлично уживались.

В 1078 году свои претензии на отцовский черниговский престол предъявил сын Святослава — Олег. Он привёл с собой половцев, заложив печальную традицию вовлекать в междоусобные войны степняков. Старшие родственники разбили кочевое войско племянника, и Олегу пришлось бежать. Но в битве погиб и Изяслав.

В живых оставался единственный сын Ярослава Мудрого — Всеволод, который и стал киевским князем, а в Чернигове посадил своего сына — Владимира Мономаха.

Правление Всеволода оказалось относительно спокойным на фоне потрясений предыдущих лет. Он дожил до 1093 года, а затем киевский престол занял старший в роду. Им был сын Изяслава Святополк.

Война за отцовское наследство

Узнав о болезни и смерти Всеволода, половцы вновь вернулись на Русь. Попытка Святополка и Мономаха их остановить закончилась рядом страшных поражений, в результате которых киевский князь был вынужден жениться на дочери половецкого хана.

Но прошёл всего год, и половцы вернулись. И на этот раз их снова вёл повзрослевший Олег Святославович, который поставил цель вернуть отцовский Чернигов. На три года Русь погрузилась в страшную феодальную усобицу.

Князья Святославовичи (Олег и его братья) боролись за то, чтобы восстановить справедливость. Святополк и Мономах — за то, чтобы сохранить статус-кво. Лишь в 1097 году, поняв, что победить в ближайшее время никому не удастся, князья сели за стол переговоров.

Худой мир

Святославовичи получили долгожданный Чернигов, но мир на Руси так и не наступил.

На съезде присутствовал Василько Ростилавович, потомок ещё одного сына Ярослава Мудрого — Владимира. Сразу после окончания съезда киевский князь Ростислав приказал схватить Василько и ослепить — за старые обиды.

С этого преступления начался новый виток междоусобиц, который уже не был связан с порядком наследования. Русские князья так и не смогли начать мирную жизнь.

Учиться этому пришлось уже через 130 лет, когда пришли татаро-монголы, а раздробленная и изнурённая феодальными войнами Русь не смогла оказать им сопротивления.

Читайте также: