Якоб йорданс биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Якоб Йорданс (19 мая 1593, Антверпен — 18 октября 1678, Антверпен) — фламандский художник, один из выдающихся представителей фламандского барокко.

Содержание

Биография Якоба Йорданса

Якоб Йорданс родился в 1593 первым из одиннадцати детей в семье богатого торговца тканями Якоба Йорданса старшего и его жены Барбары. С 1607 г. учился у Адама ван Ноорта, как и Рубенс, с которым он сотрудничал. В 1616 вступил в Гильдию Св. Луки и в том же году женился на дочери учителя Анне Катарине ван Ноорт. В 1618 году купил дом в районе Антверпена, где прошло его детство. В этом доме, расширенном в 1639, он устроил мастерскую и провёл практически всю жизнь.

Творчество Йорданса

На его творчество большое влияние оказал Рубенс, который привлекал Йорданса к своим работам, а также такие художники как Стен и Снейдерс.

Автор статьи в Большой советской энциклопедии Н. Смольская отмечает:

Помимо картин Йорданс писал картоны для гобеленов. Также сохранилось несколько сотен его рисунков.

Известно, что Рубенс иногда привлекал художника для выполнения эскизов будущих больших картин. Так же как и Рубенс, Йорданс любил использовать тёплую цветовую палитру, натурализм, был мастером жанров кьяроскуро и тенебризма.

Йорданс не добился значительного признания как портретист, однако хорошо умел отображать характеры и был наблюдательным художником. Его крестьянские сцены и масштабные полотна в стиле морализма оказали влияние на творчество Яна Стена.

Хотя Йорданс во многом продолжал мотивы творчества Рубенса, его работы отличаются склонностью к большему реализму, наличием большего числа персонажей и присутствием элементов бурлеска даже на полотнах на религиозные или мифологические темы.

Биография Михаила Лермонтова

Якоб Йорданс был рожден в мае 1593 в Антверпене, в семье торговца тканями. С детства он мог часами рассматривать хитросплетенные узоры на шелке и бархате. Был старшим в многодетной семье, поэтому родители думали, что он продолжит семейное дело.

Отец же думал, что мальчику нужно найти другое ремесло. В поисках занятия для Якоба он обратился к приходскому священнику, и тот посоветовал составить протекцию при поступлении на обучение в художественную школу. Этой школой оказалась самая престижная на тот момент – мастерская Адама ванНоорта, который уже обучал Рубенса и Ван Дейка. Якоб поступил без проблем – его рисунки были талантливы.

Якоб отличался усердием и прилежностью, был работоспособен и быстро перенимал науку рисования. Он не отличался фантазией, но успешно делал свое дело. Помогал одноклассникам смешивать краски и белить холсты. Вскоре ванНоорт решил, что хорошего художника из Якоба не получится – будет вечным подмастерье, маляром или ассистентом. А Якоб в то время уже готовился жениться на дочери мастера.

Окончив школу, Йорданс стал довольно успешен и сразу начал получать заказы. Публике нравилась его грубоватая манера письма, простые сюжеты и максимум точности в изображении деталей. Трудолюбие работало на него, его приглашали Рубенс и ван Дейки в свои мастерские.

Это стало продолжением обучения Якоба. Знатоки укоряли художника в народной простоте и отсутствии масштабности, но тот писал как привык, без пафоса. Это было немодно, зато церковь постоянно подбрасывала работу для художника. Он писал для себя, церкви, картоны для гобеленов. Самая масштабная его работа – 8 картин для английской принцессы погибла в пожаре. Большинство творений также не дошло до нас.

В 1640 после смерти Рубенса он стал самым популярным художником Антверпена, по сути единственный представлял большой стиль и роскошный натюрморт. Даже несмотря на то, что в 1645 он перешел в протестантизм, католическая церковь продолжала делать у него заказы. В 1650-е Йораднс работает с Оранской династией, пишет сложные композиции. В 1652 пишет панно Триумф принца Фридриха Генриха Оранского. В 1650 его стиль изменяется – вместо ярких красок используются серо-голубые тона, с коричневыми вкраплениями. В 1661 пишет картину для амстердамской ратуши. С 1621 по 1667 обучает учеников, официально их было 15.

В октябре 1678 умирает от загадочной болезни английский пот, в этот же день умирает его дочь Елизавета. Их похоронили вместе рядом с женой художника Катариной. В 1877 на его могила установлен памятник с бюстом. Через год после смерти его сын Якоб пожертвовал 25 фунтов больнице в Антверпене, картину Омовение и помазание тела Христа детскому приюту.

Достижения Якоба Йорданса:

• Яркий представитель эпохи Возрождения и стиля фламандского барокко

Даты из биографии Якоба Йорданса:

Май 1593 – рождение
1640 – успех
1645 – переход в протестантизм
Октябрь 1678 – смерть

Интересные факты Якоба Йорданса:

• Его имя носит бельгийский почтовый блок
• Часто писал полотна по мотивам пословиц
• В отличие от картин Рубенса его картины не были таким мрачными

Биография и творчество Якоба Йорданса, картины

Йордансу посчастливилось родиться в ту самую эпоху, когда занятия живописью были признаны почетным делом, а сами художники становились весьма состоятельными и уважаемыми горожанами в Италии, Фландрии, Нидерландах. Сама эпоха, завершившая Возрождение, располагала к расцвету монументальной живописи. Пышное барокко требовало пышного художественного наполнения.

Художник родился в семье торговца тканями. Замысловатые узоры на шелке, бархате и шерстяном полотне интересовали юного Якоба куда больше, чем наставления отца и причитания матери. Будучи самым старшим в многодетной семье, Якобу была уготована судьба продолжателя отцовского дела, преемника, наследника. Отец мальчика понимал, что старшему отпрыску необходимо искать иное ремесло. Куда мог пойти за советом добрый фламандский католик? Конечно в церковь с своему приходскому священнику. Падре был мудр, расспросив Йорданса об увлечениях и склонностях сына, священник обещал составить сыну лавочника протекцию при поступлении на обучение в самую престижную художественную школу.

Хозяин школы - Адам ван Ноорт - свое дело знал, среди его воспитанников были Рубенс и Ван Дейк. Внимательно рассмотрев рисунки Якоба Йорданса младшего, мастер принял решение принять нового ученика.

Новый школяр отличался небывалым трудолюбием и быстро перенимал науку. Полет его фантазии никогда не был столь высоким, как у любимых учеников ван Ноорта, но свое дело он знал. Однокашники часто пользовались его трудолюбием и увлеченностью. Якоб часто делал для друзей эскизы, смешивал краски, белил холсты. Учитель внимательно наблюдал за тем, что происходит в его мастерской и скоро махнул рукой на Йорданса - быть ему вечным подмастерьем, ассистентом, маляром - так решил ван Ноорт.

От глаз опытного мастера ускользнул один момент - его "бесперспективный" ученик положил глаз на дочку мастера, дело шло к свадьбе.

К немалому удивлению ван Ноорта именно Йорданс стал получать заказы сразу после окончания школы. Его грубоватая, незамысловатая манера письма, простые сюжеты и точность в изображении деталей - пришлись по вкусу публике.

Легендарное трудолюбие и веселый нрав также работали на Йорданса, к себе в мастерскую его приглашают Рубенс и Ван Дейк. Это сотрудничество по своей сути стало продолжением обучения, творческой магистратурой.

Знатоки пеняли Йордансу на его "народную" простоту и отсутствие творческой масштабности. До самой смерти Рубенса и Ван Дейка его сравнивали с этими признанными мастерами и находили изъяны в его работах. А Йорданс творил как мог, как хотел, как считал нужным. Ему был чужд всякий пафос, но мода требовала другого. Часто напыщенность в работах мастера превышает разумные рамки, зато в изображении народных вечеринок, быта крестьян и горожан - равного Йордансу нет!

Церковь охотно заказывала художнику работы для новых церквей. Работы "сына лавочника" были понятней простому люду, который составлял основу всякого прихода. Йорданс выполнял и множество других заказов, а когда их не было писал для себя. Судьба работ художника сложилась непросто. Серию из 8 работ для английской принцессы постигла злая участь - они сгорели в пожаре. Многие картины были утеряны, уничтожены. Но то, что осталось - прочно занимает место в списке шедевров мирового искусства и украшает лучшие коллекции музеев мира.

Йорданс Портрет

Йорданс или Иорданс (Jordaens) Якоб (1593-1678), фламандский живописец, писавший картины религиозного, исторического, мифологического, аллегорического содержания, а также бытовые жанровые картины с фигурами в натуральную величину и портреты. Якоб Йорданс родился в Антверпене 19 мая 1593 года в семье торговца тканями. С 1607 года учился у художника Адама ван Ноорта, сотрудничал с художниками Питером Паулем Рубенсом и Антонисом ван Дейком. В 1616 году Йорданс был вписан в протоколы гильдии святого Луки, как живописец-декоратор.

Йорданс картинка Поклонение пастухов

Йорданс Подношение Церере

Йорданс Выбор Париса

Гильдия, или корпорация, святого Луки в Антверпене, о которой так часто упоминается в исторических хрониках голландской живописи, была основана около 1382 года. Вначале членами этой корпорации, кроме живописцев и скульпторов, были ювелирных дел мастера, ткачи, мастера мозаики и цветных стекол. Впоследствии в гильдии образовалось отделение литературы и риторики. Протоколы гильдии с 1453 по 1736 годы, почти полностью дошедшие до нашего времени, содержат драгоценный исторический материал по истории фламандской живописи.

Якоб Йорданс практически всю свою жизнь прожил в Антверпене, где организовал большую собственную мастерскую для выполнения многочисленных заказов. В творчестве художника с большой силой проявились такие характерные черты фламандской школы живописи, как яркое чувственное восприятие жизни, оптимизм, мощная лепка форм.

Йорданс Аталанта и Мелеагр

Йорданс Евангелисты

Йорданс Аллегория Плодородия

Живопись Йорданса чрезвычайно колоритна, тело фигур дышит здоровьем и свежестью, – в особенности женских; движения персонажей картин сильны и порывисты. Вообще в картинах фламандского живописца, как и в произведениях Рубенса, больше мощи и энергии, чем красоты форм и грации. Композиция картин фламандского художника свободная и насыщенная, исполнение тоже свободное и быстрое. Йорданс иногда в течение дня заканчивал портрет или писал целую фигуру в рост.

Вследствие этого число полотен Йорданса чрезвычайно велико, хотя и меньше чем у Рубенса. Насчитывается до 700 картин фламандского художника, их можно встретить практически во всех известных музеях и галереях. В ранних произведениях Йорданса с подчеркнутой материальностью предметов, контрастной светотенью , плебейской характерностью сгруппированных на переднем плане фигур (“Семейный портрет”, около 1615, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Поклонение пастухов”, 1618, Национальный музей, Стокгольм) сказывается влияние караваджизма.

Йорданс Пьющий король

Йорданс Сатир

Йорданс Возвращение

Йорданс Нимфы

Йорданс Искушение

Йорданс Отдых Дианы

В лучших картинах Йорданса, выполненных им в 1620-1630-е годы (“Воспитание Юпитера”, 1620, Картинная галерея, Кассель; “Сатир в гостях у крестьянина”, начало 1620-х годов, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; “Семья Йорданс в саду”, 1621, Музей Прадо, Мадрид; “Бобовый король”, 1638, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), определились особенности его художественного языка: пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, тяжеловесным и крепким фигурам, сочным деталям, тяготение к жанровой трактовке мифологических и религиозных тем, плотная энергичная живопись с преобладанием мягко нюансированных теплых тонов.

Примечание.
1. Клик по миниатюре картины ► переход на страницу скрипта оригинального изображения.
2. Клик по активному названию картины (желтый цвет) ► переход на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.

Дмитриев-Оренбургский

Маковский Константин

romantism

О политике конфиденциальности. На этом сайте отключены комментарии, форма авторизации и, главное, мы не собираем данные о cookie-файлах посетителей. Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне сайта, просьба сообщить. Если Вы являетесь правообладателем на публикацию какого-либо текста (или изображения) и против его размещения, пожалуйста, свяжитесь с нами для заключения договора на публикацию или удаления контента. Контакты

Читайте также: