Взаимосвязь экологии и гигиены с другими предметами изучающими живую и неживую природу кратко

Обновлено: 06.07.2024

Гигиена – это наука, которая изучает влияние факторов природной и антропогенной среды на состояние здоровья человека и общества. Целью науки является уменьшение их отрицательного влияния на организм, при помощи профилактических мероприятий.

Гигиена, хотя во многом и напоминает медицину, имеет ряд важных отличительных особенностей. Тогда как в центре изучения медицины находится больной человек, гигиена ставит в центр изучения здорового человека. В медицине помощь оказывается индивидуально, гигиена же разрабатывает мероприятия по профилактике в различных коллективах (на работе, в школе, на производстве).

В течение жизни, каждый человек подвергается воздействию множества факторов окружающей среды. Они могут быть как положительными и необходимыми человеку, так и негативными, отрицательно влияющими на здоровье и состояние человека. Все их можно распределить по четырем группам:

  • Химические факторы. Это химические соединения, которые входят в состав воздуха, воды и почвы. Они попадают в организм через растения, а их недостаток или избыток может спровоцировать заболевание.
  • Физические факторы. Сюда относится температура, влажность, скорость движения воздуха, атмосферное давление, солнечная радиация, шум, вибрация и так далее.
  • Биологические факторы. Это живые организмы, такие как бактерии, грибы или простейшие, которые являются причиной многих заболеваний.
  • Психогенные факторы. В эту категорию входя слово, речь, письмо. Эти явления вызывают у человека эмоции, а это в свою очередь, сильно воздействует на организм.

Все вышеперечисленные факторы тесно связаны с характером рабочей деятельности человека и с особенностями окружающей его природной и техногенной среды.

Задачи гигиены

В задачи гигиены входит обоснование гигиенических нормативов факторов окружающей среды. Гигиенический норматив – это минимальная или предельная величина количественного показателя, характеризующего биологический фактор окружающей среды, который допустим для нормальной жизнедеятельности организма.

Готовые работы на аналогичную тему

Сюда относятся установление предельно допустимых концентраций вредных примесей (ПДК) в воде, в атмосфере, в почве и так далее.

В науку гигиену входит также ряд самостоятельных направлений:

  • Коммунальная гигиена;
  • Гигиена питания, труда, детей, подростков и др.
  • Герогигиена (наука, изучающая действие факторов окружающей среды на процесс старения организма).
  • Личная гигиена и так далее.

Методы науки

В зависимости от того, какие задачи стоят перед исследователями, используются самые разнообразные методы данной науки, среди которых можно выделить следующие:

  • Метод санитарного обследования применяется для изучения окружающей среды. Он состоит в обследовании и описании объектов среды, например, промышленное предприятие, столовая, водный источник.
  • Метод лабораторных исследований применяется при оценке характеристики факторов окружающей среды для получения объективных данных.
  • Метод мониторинга применяют для непрерывного слежения за определенными параметрами среды и для их автоматической регистрации.
  • Клинический метод применяется во время медицинских осмотров, с его помощью можно выяснить, как организм реагирует на изменение факторов окружающей среды. Например, ухудшение зрение в условиях плохой освещённости или заболевания легких, развивающихся в запыленных помещениях.
  • Метод лабораторного эксперимента. В этом случае, в условиях лаборатории воспроизводят различные условия окружающей среды и следят за тем, как организм реагирует на изменения – отрицательно или положительно. Все данные тщательно обрабатываются, а в качестве подопытных выступают животные или добровольцы.
  • Метод статистики. Охватывает показатели здоровья всего населения и позволяет выяснить положительное или отрицательное влияние среды на организм.

Не стоит путать понятия гигиены и санитарии, две эти науки отличны друг от друга. Гигиена – это наука о влиянии жизни и труда на здоровье человека. Гигиена предусматривает разработку правил и нормативов, направленных на предотвращение различных заболеваний. Санитария – это практическое претворение в жизнь гигиенических нормативов и правил.

Санитарное просвещение в настоящее время является очень важной сферой в общественном образовании. Распространение знаний о причинах большинства болезней и мерах их предупреждения, помогают не только повысить экологическую и гигиеническую образованность граждан страны, но и предупредить большинство эпидемий и эпизоотий.

В данном случае значительна роль медицинских работников. Именно представители сферы медицины являются основным источником достоверных знаний о болезнях и средствах защиты от них. Образовательные тематические беседы с населением и информационные санбюллетени являются элементами работы по предотвращению массовых заболеваний среди населения.

Гигиена и экология

В последнее время, гигиена тесно связана с экологией человека, науки имеют как много общего, так и множество различий. Однако гигиеническая наука не представляется возможной без знаний, которые дает экология.

Стоит заметить, что экология и гигиена имеют все же фундаментальные различия. Дело в том, что гигиена, посредством санитарии направлена на ослабление влияния негативных факторов на человека и его среду обитания. В то время как наука экология, посредством ответвления - науки об охране природы, стремится защитить природную среду от негативных влияний, в том числе от антропогенного воздействия.

Обе науки должны действовать сообща, это продиктовано тем, что нельзя решать экологические проблемы только при помощи правовых инструментов природоохранного порядка и при этом не брать во внимание санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. И напротив, невозможно обеспечивать благополучие населения в условиях опасной экологической обстановки.


Задача экологии состоит в разработке мер по охране окружающей среды от загрязнения. В гигиене загрязнением условно принято считать те примеси к объектам окружающей среды ( атмосфере, гидросфере, биосфере и др.), которые обусловлены деятельность человека. Количественная сторона загрязнения определяет ущерб, который может наносить человеческому обществу загрязнение прямо или опосредовано через повреждение экологических систем. И важнейшим компонентом охраны окружающей среды от загрязнения является установление критериев загрязнения. Экология пребывает в стадии разработки таких критериев. Медицинская наука владеет гигиеническими принципами и методологией регламентации загрязнения воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, которые в настоящее время используются и в экологии.

Экология человека – это часть экологии – т. е. всей жизни на Земле. Если наука экология изучает способы жизни и выживания всех живых существ на Земле, то экология человека - изучает как выжить человеку, особенно в эпоху перенаселения и увеличивающегося загрязнения Земли. Проблемой экологии человека является поиск методов нравственного и духовного воспитания человека, чтоб он осознал свое место в природе и не портил ее. Медицинская экология является составной частью экологии человека, изучающая экологические болезни человека.

Если для человека экология – это место проживания с ежесекундное общением с окружающими факторами –микроклиматом, воздухом, водой, пищей и др., с которыми организм ведет постоянное соприкосновение и борьбу за выживание, то гигиена – это инструмент, который изучает влияние условий жизни человека в экологической обстановке, как они влияют на его здоровье, работоспособность продолжительность жизни, и на основании этого изучения разрабатывает рекомендации по снижению риска вредного влияние окружающей среды на здоровье.

Экологический раздел – изучение факторов окружающей среды и их свойств; в разделе гигиены – изучение воздействия этих факторов на здоровье человека и раздел санитарии – ознакомление с рекомендациями по способам и методам ограничения этих вредных воздействия и развития полезных навыков.

Общее этих наук - изучение влияния факторов среды на организмы, охрана окружающей среды (среды обитания) от деградации вследствие загрязнения. Изменения в экосистемах рано или поздно сказываются на условиях жизни или здоровье человека.

Отличия:

а) разные объекты исследования – человек (гигиена) или живые организмы (экология)

б) разные методы исследования этих наук в связи с разными объектами исследования

в) отличия в принципах нормирования вредных факторов (в гигиене – сохранение здоровья каждого человека, в экологии – сохранение основных показателей экосистем с возможной гибелью части организмов).

Основные понятия экологии:

Среда обитания -часть природы, окружающая живой организм и воздействующая на него различными факторами – такие факторы называются

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ:

а) абиотические(действие на организм факторов неживой природы)

б) биотические(взаимоотношения живых организмов, трофические цепи и др.)

в) антропогенные(связаны с деятельностью человека и могут быть абиотическими или биотическими)

При действии на живой организм в зависимости от интенсивности экологические факторы могут выступать как:

-раздражители -вызывают приспособительные реакции,

-сигналы -свидетельствуют об изменении других факторов среды,

- модификаторы -вызывают морфологические изменения,

- ограничители -приостанавливают или угнетают жизнедеятельность организма

Закон экологического оптимума.

Зона экологического оптимума - диапазон значений экологического фактора, оптимальный для жизнедеятельности данного вида живых существ. Выше и ниже значений экологического фактора в зоне оптимума находятся зоны (точки) пессимума (угнетения жизнедятельности).

Диапазон оптимума по каждому экологическому фактору для данного вида организмов называется экологическая валентность вида.

Экологический спектр вида -набор экологических валентностей по разным экологическим факторам. По широте экологического спектра все виды делятся на ЭВРИБИОНТНЫЕ (например, эвритермные) - широкий спектр и СТЕНОБИОНТНЫЕ - узкий экологический спектр.

Правило ограничивающих (лимитирующих) экологических факторов. Чем больше значение отдельного экологического фактора отдаляется от зоны оптимума для данного вида, тем больше он угнетает жизнедеятельность и называется лимитирующим.

Экологическая ниша -совокупность экологических факторов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность данного вида организмов.

Экосистема -совокупность совместно обитающих видов живых организмов и условий их существования.

Биогеоценоз -совокупность на определенной территории однородных экологических факторов и видов живых организмов, состоит из 2 частей: ЭКОТОП - совокупность абиотических факторов и БИОЦЕНОЗ - комплекс живых организмов.

Основные показатели экосистем:

а) качественные -видовое разнообразие экосистемы, количество видов живых организмов

б) количественные -количество особей отдельного вида.

Каждая экосистема находится в состоянии подвижно-стабильного равновесия - ГОМЕОСТАЗ экосистемы. Постепенное изменение показателей экосистемы под влиянием каких-либо воздействий - СУКЦЕССИЯ экосистемы.

Трофическая цепь -цепь последовательной передачи в биогеоценозе вещества или энергии от низкоорганизованных к высокоорганизованным уровням. Выделяют самопитающиеся организмы - ПРОДУЦЕНТЫ и питающиеся другими организмами - ГЕТЕРОТРОФЫ (КОНСУМЕНТЫ). Разложение органических остатков проводят редуценты.

Значение изучения трофических цепей для гигиены.

В этих цепях за счет биоконцентрации могутнакапливаться токсиканты до опасных для человека уровнях. Кроме того, выпадение каких-то звеньев трофических цепей под антропогенным влиянием приводит к исчезновению промысловых видов животных или рыб, что может ухудшить качество питания населения.

Понятие о биосфере и ее состав.




Биосфера – сфера жизни на Земле, в нее входят:

- приземный слой атмосферы – тропосфера (высота – до 25 км)

- почва – литосфера (глубина – до 10 км)

- гидросфера (глубина океанов – до 12 км).

Общее этих наук - изучение влияния факторов среды на организмы, охрана окружающей среды (среды обитания) от деградации вследствие загрязнения. Изменения в экосистемах рано или поздно сказываются на условиях жизни или здоровье человека.

Отличия:

а) разные объекты исследования – человек (гигиена) или живые организмы (экология)

б) разные методы исследования этих наук в связи с разными объектами исследования

в) отличия в принципах нормирования вредных факторов (в гигиене – сохранение здоровья каждого человека, в экологии – сохранение основных показателей экосистем с возможной гибелью части организмов).

Основные понятия экологии:

Среда обитания -часть природы, окружающая живой организм и воздействующая на него различными факторами – такие факторы называются

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ:

а) абиотические(действие на организм факторов неживой природы)

б) биотические(взаимоотношения живых организмов, трофические цепи и др.)

в) антропогенные(связаны с деятельностью человека и могут быть абиотическими или биотическими)

При действии на живой организм в зависимости от интенсивности экологические факторы могут выступать как:

-раздражители -вызывают приспособительные реакции,

-сигналы -свидетельствуют об изменении других факторов среды,

- модификаторы -вызывают морфологические изменения,

- ограничители -приостанавливают или угнетают жизнедеятельность организма

Закон экологического оптимума.

Зона экологического оптимума - диапазон значений экологического фактора, оптимальный для жизнедеятельности данного вида живых существ. Выше и ниже значений экологического фактора в зоне оптимума находятся зоны (точки) пессимума (угнетения жизнедятельности).

Диапазон оптимума по каждому экологическому фактору для данного вида организмов называется экологическая валентность вида.

Экологический спектр вида -набор экологических валентностей по разным экологическим факторам. По широте экологического спектра все виды делятся на ЭВРИБИОНТНЫЕ (например, эвритермные) - широкий спектр и СТЕНОБИОНТНЫЕ - узкий экологический спектр.

Правило ограничивающих (лимитирующих) экологических факторов. Чем больше значение отдельного экологического фактора отдаляется от зоны оптимума для данного вида, тем больше он угнетает жизнедеятельность и называется лимитирующим.

Экологическая ниша -совокупность экологических факторов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность данного вида организмов.

Экосистема -совокупность совместно обитающих видов живых организмов и условий их существования.

Биогеоценоз -совокупность на определенной территории однородных экологических факторов и видов живых организмов, состоит из 2 частей: ЭКОТОП - совокупность абиотических факторов и БИОЦЕНОЗ - комплекс живых организмов.

Основные показатели экосистем:

а) качественные -видовое разнообразие экосистемы, количество видов живых организмов

б) количественные -количество особей отдельного вида.

Каждая экосистема находится в состоянии подвижно-стабильного равновесия - ГОМЕОСТАЗ экосистемы. Постепенное изменение показателей экосистемы под влиянием каких-либо воздействий - СУКЦЕССИЯ экосистемы.

Трофическая цепь -цепь последовательной передачи в биогеоценозе вещества или энергии от низкоорганизованных к высокоорганизованным уровням. Выделяют самопитающиеся организмы - ПРОДУЦЕНТЫ и питающиеся другими организмами - ГЕТЕРОТРОФЫ (КОНСУМЕНТЫ). Разложение органических остатков проводят редуценты.

Значение изучения трофических цепей для гигиены.

В этих цепях за счет биоконцентрации могутнакапливаться токсиканты до опасных для человека уровнях. Кроме того, выпадение каких-то звеньев трофических цепей под антропогенным влиянием приводит к исчезновению промысловых видов животных или рыб, что может ухудшить качество питания населения.

Понятие о биосфере и ее состав.

После Геккеля ученые пытались конкретизировать экологию, приблизить к какой-то конкретной
форме движения материи.
На современном этапе интеграции научного знания произошел выход экологии на передний план.
Экология в настоящее время преподается в школах, техникумах и ВУЗах.

Содержание

Понятие экологии. Среда обитания. Экологические факторы.
Законы экологии
Популяция. Биоценоз.
Экосистема
История возникновения и развития гигиены.

Прикрепленные файлы: 1 файл

гигиена и экология.docx

Гигиена и экология. Их взаимосвязь.

  1. Понятие экологии. Среда обитания. Экологические факторы.
  2. Законы экологии
  3. Популяция. Биоценоз.
  4. Экосистема
  5. История возникновения и развития гигиены.

1) Экология - наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их

неорганической природой, о связях в надорганизменных системах, о структуре и

функционирование этих систем.

Еще Геккель считал науку экологию - наукой об отношениях организмов с окружающей средой.

После Геккеля ученые пытались конкретизировать экологию, приблизить к какой-то конкретной

форме движения материи.

На современном этапе интеграции научного знания произошел выход экологии на передний план.

Экология в настоящее время преподается в школах, техникумах и ВУЗах.

Экологию подразделяют на общую, частные (экология человека, экология животных, экология

Популяций, экологию сообществ).

Среда обитания - та часть природы, которая окружает живой организм и с которой он

Составные части и свойства среды многообразны и изменчивы. Любые живые существа в сложном

и меняющемся мире постоянно приспосабливаются и регулируют свою жизнедеятельность в

соответствии с его изменениями, адаптируются.

Отдельные свойства и элементы среды, воздействующие на организмы, называются

Экологические факторы: - абиотические

Абиотические факторы (свойства неживой природы влияют на живые организмы): температура,

свет, радиация, давление, влажность воздуха, солевой состав воды, ветер, течение, рельеф

Биотические факторы (формы воздействия живых существ друг на друга): опыление, конкуренция,

Антропогенные факторы: влияние человека на окружающую среду.

2. Первый закон оптимума: каждый фактор имеет лишь определенные пределы положительного влияния на организм. Как недостаточное так и избыточное действие факторов отрицательно сказывается на жизнедеятельности особей. Благоприятная сила воздействия называется зоной оптимума экологических факторов или просто оптимумом для организма данного вида. Чем сильнее отклонение от оптимума, тем больше выражено угнетающее действие данного фактора на организм (зона пессимума). Максимальная и минимальная переносимость значения фактора - это критические точки, за пределами которых существование невозможно, наступает смерть, пределы выносливости между критическими точками называется экологической валентностью живых существ по отношению к конкретному фактору среды.

Второй закон: неоднозначность действия фактора на организм. Один и тот же фактор благоприятен для одних функций организма, неблагоприятным для других функций.

Третий закон оптимума: разнообразие ответных реакций организма на действие экологических факторов. Ответные реакции организма зависят от возраста, физиологического состояния организма, генетических особенностей (например, с возрастом высокая температура переносится хуже)

3) Популяция – элементарная группировка особей одного вида, занимающая определённую территорию и обладающая всеми необходимыми условиями для поддержания своей численности необозримо длительное время в постоянно меняющихся условиях окружающей среды.

Биоценоз – совокупность живых организмов на определённой территории.

4) Любая совокупность организмов и неорганических компонентов, в которой может осуществляться любой круговорот веществ – экосистема.

Для поддержания круговорота веществ в системе необходимо наличие запаса в усвояемой форме и трёх функционально различных экологических групп организмов: продуцентов, консументов, редуцентов.

Продуценты - автотрофные организмы, способные строить свои тела за счёт неорганических соединений.

Консументы – гетеротрофные организмы, потребляющие органическое вещество продуцентов или других консументов и трансформирующие его в новые формы.

Редуценты – живут за счёт мёртвого органического вещества, переводя его вновь в неорганические соединения.

Масштабы экосистемы в природе различны. В качестве отдельных экосистем можно рассмотреть подушку лишайников на стволе дерева, луг, лес, степь.

5) Гигиена как наука оформилась более 150 лет назад, когда немецкий учёный Петтеркофер обосновал количественные методы определения внешних факторов, которые повседневно оказывают на человека определённое влияние – физиологическое или патологическое.

Внешняя среда представлена 3 комплексами факторов.

  • атмосферный воздух
    -вода
  • продукты питания
  • почва
  • солнечная радиация
  • микроорганизмы
  • социальными
  • труд
  • химические вещества
  • физические факторы
  • биологические агенты
  • микроорганизмы (яйца гельминтов)

Гигиена - наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и

производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность,

продолжительность жизни и разрабатывающая практические мероприятия, направленные на

оздоровление условий жизни и труда человека.

приносящий здоровье, связанный с именем мифической богини здоровья - Гигиен - дочери бога

медицины Акскления, которая изображалась в виде красивой девушки, державшей в руках чашу

с водой, обвитой змеей.

обозначением практической реализации гигиенических законов и мероприятий в жизни.

Гигиена - наука о здоровом коллективе людей, вырабатывающем нормативы здорового образа

Обе науки: и гигиена, и экология изучают влияние факторов среды на человека. Среди факторов,

влияющих на здоровье населения выделяют:

  • образ жизни 50%
  • наследственность 205
  • окружающая среда 20%
    -качество медицинской помощи 10%

Истоки гигиены зародились еще в глубокой древности.

Фамилии ученых, которые внесли вклад в развитие гигиены:

А. П. Доброславин (1842-1889 гт) Ф. Ф. Эрисман (1842-1915 гг) Г. В. Хлопин (1836-1929 гг)

Советский ученый: Ф.К. Краткое академики: О.П. Молчанова

6) гигиена представляет собой широко дифференцированную науку. Существует гигиена труда, питания, коммуникабельная.

Широко используются разнообразные методы гигиенических исследований, которые можно объединить в две основные группы:

1)методы, с помощью которых изучают гигиеническое состояние факторов внешней среды

2) методы, позволяющие оценить реакцию организма на воздействие того или иного внешнего фактора.

Для гигиенических исследований используются физические, химические, бактериологические, клинические, статистические и др. методы.

Физические методы позволяют оценить микроклиматические условия помещений, измерить параметры шума и вибрации, уровни теплового излучения и др.

Химические методы используются для анализа воздушной среды с целью ограничения содержания вредных веществ, оценки качества воды, биологические ценности продуктов питания.

Бактериологические методы применяются при оценке бактериальной обсеменённости воздуха, воды, почвы.

Социологические и санитарно – статистические методы дают возможность проанализировать (качественно оценить ряд явлений и в частности динамику естественного движения населения).

Важной государственной проблемой является в гигиеническом отношении разработка рационального питания с учётом возраста, пола, характера трудовой деятельности, климатических условий и др.

Читайте также: