Взаимоотношения с монахами мцыри кратко

Обновлено: 04.07.2024

В своей поэме “Мцыри” М. Ю. Лермонтов создал удивительно сильный и свободолюбивый образ молодого монаха. Главный герой – символ огромной воли, силы, свободолюбия и непокорности. Наша статья расскажет о жизни Мцыри в монастыре, его душевных переживаниях и мечтах.

История жизни монаха Мцыри

С шести лет Мцыри жил в монастыре, попав туда по воле случая. Его, как пленника, привёз русский офицер, понимая, что больной мальчик не выдержит дороги и умрёт. Мцыри воспитали монахи, он принял свою участь и почти смирился. Однако тоска по дому, воспоминания из детства: мать, отец, родное село – не оставляли его ни на минуту. Слова исповеди главного героя характеризуют его отношение к жизни в монастыре:

“ Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог”…

Мцыри рассказывает старику-монаху, который когда-то вылечил его, спас от смерти, о том, как каждодневная тоска по родине мучила его:

“ Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской.”

Жизнь в заточении

По словам главного героя, три дня, проведённые на свободе, для него ценнее тех лет, которые он прожил в монастыре. Монашеская жизнь никак не уживалась с внутренним миром Мцыри, с его натурой. Он называет свою жизнь – заточеньем, сравнивает монастырь с тюрьмой. Свободолюбивая природа горца не может смиренно покоиться в теле монаха. Этот конфликт – основа всего произведения. Характер и мечты юноши несовместимы с жизнью в монастыре, по этой причине его существование там было непрерывным испытанием.

Материал статьи будет полезен при подготовке к написанию сочинения на тему “Жизнь Мцыри в монастыре”.

Один добрый монах из жалости ухаживает за больным Мцыри и спасет жизнь мальчику. После этого по приказу генерала Мцыри держат в монастыре, как в тюрьме:

Старый монах надеется, что Мцыри привыкнет к монастырю и отвыкнет от обычной жизни. Действительно, Мцыри отвыкает от людей, но по-прежнему мечтает о свободе:

". Пускай теперь прекрасный свет / Тебе постыл: ты слаб, ты сед, / И от желаний ты отвык. / Что за нужда? Ты жил, старик! / Тебе есть в мире что забыть, / Ты жил, – я также мог бы жить. "

Монах остается другом Мцыри до конца его дней. Когда Мцыри лежит при смерти, старик находится рядом и слушает его исповедь.

Это был цитатный образ и характеристика монарха в поэме "Мцыри" Лермонтова: описание в цитатах.

Смотрите: Все материалы по поэме "Мцыри"

Описание героя

Предыстория Мцыри

Монастырь Джвари, в котором предположительно жил Мцыри

Шестилетний мальчик, живший в одном из горных селений, был взят в плен русским генералом. По дороге в Тифлис ребенок тяжело заболел, и генерал оставил его в одном из монастырей под присмотром местных монахов. Мальчик выздоровел и остался в обители, где провел годы детства и отрочества.

Юный пленник долго привыкал к жизни в монастыре. Сначала он настороженно присматривался к монахам, но видя их доброе отношение, перестал дичиться, начал понимать незнакомый язык, сердце его постепенно оттаяло. Он выполнял обязанности послушника и никогда не покидал стен обители. Вместе со всеми трудился на благо монастыря, был окрещен и исправно служил в церкви, вознося молитвы богу.

Духовные страдания Мцыри


Иллюстрация Д. Константинова

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

Побег на свободу


Иллюстрация И. Глазунова

За стенами монастыря Мцыри ожидал огромный и прекрасный мир с неповторимой природой Кавказа. С детства лишенный возможности созерцать красоту родных мест, испытывать единение с грозой и бурными потоками, наслаждаться цветущими долинами и заснеженными вершинами, Мцыри впервые познал абсолютное счастье. Три дня свободы подарили юноше такие впечатления, о которых он даже не подозревал, находясь в мрачных застенках обители.

Одним из самых ярких моментов стала встреча с юной грузинкой. Девушка спускалась к берегу, чтобы набрать воды, и ее красота и волшебное звучание песни восхитили Мцыри. Нахлынувшее на него чувство не имело ничего общего с телесным волнением молодого мужчины. Оно было лишено того физического и приземленного, чем всегда сопровождается любовная страсть. То, что испытывал Мцыри, было возвышенным и прекрасным и относилось лишь к духовной сфере героя, способного непорочно воспринимать женскую красоту.

Скоро Мцыри убедился в том, что мир может быть не только прекрасным, но и полным опасных неожиданностей. Особенно это касается неподготовленных к испытаниям людей, к числу которых принадлежал герой. Всю жизнь Мцыри мечтал о свободе, но оказавшись на воле, он понял, что неприспособлен к такой жизни. Мучительный голод, неумение ориентироваться, страх перед темнотой – такими испытаниями обернулась для юноши вожделенная свобода. Она поставила его перед фактом


Иллюстрация В. Полякова

осознания своего бессилия, но и в отчаянии Мцыри не хочет принимать помощь от людей, которые остаются для него чужими. Даже свирепый барс не вызывает в нем такого отчуждения, которое он испытывает к людям. В диком звере Мцыри видит противника, достойного уважения, с которым предстоит сражаться на равных. В этой битве автор показывает не покорного послушника, проводившего все время за молитвой, а жестокого и грозного бойца, одерживающего победу над хищным и сильным зверем.

Несколько дней непрерывных блужданий и раны на теле после схватки с барсом окончательно лишают героя последних сил. Его отчаяние усугубляется осознанием того, что он заблудился, когда снова вышел к стенам ненавистного монастыря. Душевная безысходность сказывается на физическом здоровье героя, и он теряет сознание. В таком состоянии его находят монахи и вновь возвращают в обитель.

Исповедь


Иллюстрация Л. Пастернака

Исповедовавший Мцыри старец спросил у него, по какой причине он сбежал из монастыря? Монах помнил, как генерал передал ему в руки умирающего мальчика, сколько сил ему пришлось вложить, чтобы выходить ребенка и стать ему духовным наставником. Он не сомневался в том, что Мцыри дорожил таким участием и прекрасно чувствовал себя в стенах обители. Старик не догадывался, что во взрослеющем послушнике назревает протест против заточения в неволе, поднимается волна свободолюбия, желание жить полноценной жизнью независимого человека.

Роль героя в произведении

Автор противопоставляет спокойную, но не лишенную пороков жизнь цивилизованного общества, в котором люди чувствуют себя рабами условностей, дикой и необузданной природе, дающей человеку духовное освобождение. М.Ю. Лермонтов воспевает стремление к свободе и любовь к отечеству, как важнейшие ценности человеческой жизни.

В образе главного героя заключена трагедия личности, насильно изолированной от окружающего мира со всеми его проявлениями: безграничными возможностями, красотой, рисками и опасностями. Внешне человек может свыкнуться с жизнью в неволе, но его душа не станет мириться с неполноценностью своего существования. К сожалению, те умения, которые были необходимы Мцыри для жизни в настоящем мире, так и остались в зачаточном состоянии из-за долгого пребывания в монастыре. Герой на самом деле был подобен цветку, никогда не видевшему солнца. Это же солнце, о котором так мечтал Мцыри, убило его своими жаркими лучами.

Развитие героя по мере сюжета

Подобно всем романтическим героям, образ Мцыри лишен ярко выраженной эволюции. Тем не менее, развитие героя на протяжении сюжета состоит в изменении его духовных переживаний. Сначала Мцыри питает надежды, что предстоящий побег откроет ему путь к долгожданной свободе. Оказавшись на воле, герой испытывает восторг и упоение, которые вскоре сменяются осознанием иллюзорности мечты вновь оказаться на родине. Невозможность отыскать дорогу домой лишает героя последних сил. Он падает и приходит в себя все в том же монастыре, куда его принесли сердобольные монахи. Герой понимает, что умирает, но причиной его смерти становится не физическое измождение, а нежелание провести остаток жизни в неволе.

Отношение автора к герою

М.Ю. Лермонтов с любовью относится к своему герою. Так, он дарит Мцыри три дня, во время которых юноша наслаждается не только свободой, но и первым, еще неизведанным чувством любви к молодой девушке. В борьбе со свирепым барсом Лермонтов показывает бесстрашие героя, его силу и отвагу. Мечта о свободе приводит Мцыри к смерти, но умирает он несломленным и счастливым от того, что хоть какое-то время смог побыть свободным. Он никого не винит, понимая, что сам стал заложником обстоятельств, лишь небольшая грусть навсегда остается в его сердце. Мцыри проигрывает в своей борьбе за свободу, но для поэта это не самое главное. Он ценит в своем герое силу воли, бесстрашие, любовь к своим корням.

Прототипы

Существует версия, что в основе сюжета поэмы лежит реальный эпизод из жизни М.Ю. Лермонтова. По дороге в свою первую ссылку на Кавказ поэт встретил одного монаха, который рассказал ему свою историю. Его, тогда еще маленького ребенка, взял в плен генерал Ермолов. В дороге мальчик заболел, и Ермолову пришлось оставить его в одном из монастырей. По словам монаха, он долго не мог привыкнуть к суровой обстановке, царившей в обители, и несколько раз пытался сбежать. Очередной побег едва не закончился его гибелью. После этого он оставил мечты о свободе и навсегда остался в монастыре.

Другим вероятным прототипом мог стать известный художник П.З. Захаров. В детстве его похитил и привез в Тифлис все тот же генерал Ермолов. Цель, которую преследовал этот человек, до сих пор остается неизвестной.

Ряд литературных критиков, лично знавших М.Ю. Лермонтова, находят поразительное сходство поэта с его героем. И тот, и другой отличались страстностью натуры и постоянным стремлением к свободе. Лермонтов, как и его герой, с детства был оторван от родных и после смерти матери воспитывался у бабушки. Если тюрьмой для Мцыри стал реальный монастырь, то для Лермонтова такой тюрьмой стала реакционная обстановка, царившая в то время в России. Ее силы подавляли малейшее проявление инакомыслия и свободолюбия. Для поэта и его героя Кавказ становится олицетворением свободы и вольности.

Экранизация героя

мцыри

  • в первой главе автор знакомит зрителя с Грузией, которая отдана русскому царю. Читатель переносится на территорию древнего монастыря, расположенного в живописной местности, близ Арагвы и Куры. Живет в нем всего лишь один монах, который и рассказывает историю о Мцыри;
  • вторая глава раскрывает тайну, кто такой Мцыри. Мальчиком его оставил в монастыре русский генерал. Ребенок рос болезненным и нелюдимым, тосковал по родным. Перед принесением обета внезапно исчез, был найден спустя три дня при смерти. И вот монах приходит к нему для исповеди;
  • юноша пытается объяснить свое стремление к любви и жизни, желание встретиться с родными и вернуться на Кавказ. Вначале он описывает свое детство, родной аул и дом с отцом и матерью, сестрами, рекой с золотым песком. Говорит о том, что давно задумал побег.

мцыри

Мцыри в горах: YouTube / MyBook

Чем же стали дни побега для Мцыри? Кратко их можно описать так:

  • Три дня вне стен монастыря для Мцыри — это целая жизнь.

Так, в восьмой главе автор рассказывает о том, какие эмоции вызвала у главного героя гроза, которая для него словно родственная, мятежная душа.

В следующих главах он любуется природой, ручьем, небесным сводом. Юноша очень тонко ощущает природу, его душа откликается на все ее проявления, но ему трудно найти слова, чтобы описать свое состояние.

  • Судьба приготовила ему встречу с девушкой-грузинкой, которая очаровывает его песней, спускаясь по воду. Легкой походкой, откинув чадру, смеясь, она шла и не видела юношу. А он завороженно любовался ее лицом и темными глазами, впервые в жизни осознавая, что такое любовь.
  • Главное желание Мцыри — увидеть родной край, найти близких и соединиться с семьей. Поэтому он продолжает упорно идти вперед, сквозь непроходимый лес. Юноше кажется, что он сможет сориентироваться по горам, но чутье подводит его.
  • В лесу его ждет встреча с могучим барсом. В жестокой схватке витязь побеждает, однако полученные им раны слишком серьезны. Он понимает, что вряд ли выживет.

В таком состоянии выходит из леса Мцыри. О чем он думает? Юноша пытается понять, куда пришел, надеется на встречу с родными.

Но внезапно слышится звон колоколов — он вновь перед монастырем. Выходит, что все было зря. Обессиленный, юноша падает и видит сон о рыбках, которые играют на дне реки и уговаривают его принять холод и покой. Таким израненным и без сознания находят его монахи.

мцыри

История Мцыри: YouTube / MyBook

На этом исповедь заканчивается, а смерть становится все ближе и ближе. Юноша объясняет, что желание быть свободным всегда горело в нем и в конце концов его сожгло. Он переживает, что будет похоронен вдали от дома, а история его жизни канет в небытие. Даже мысли о возможном рае после смерти не приносят ему радости и облегчения.

Перед смертью главный герой жаждет в последний раз увидеть любимый Кавказ — голубое небо и цветущие акации. С мыслями о родине он успокаивается и прощается жизнью.

Разобраться в художественных особенностях произведения поможет аналитическая справка:

Основная мысль поэмы находится в плоскости личностных отношений, заключена в идеи свободы. Поэт задумывается о проблемах угнетения народов, когда власти используют насильственные методы, стараются подавлять и уничтожать волю аборигенов.

Тему свободы Лермонтов раскрывает сразу в двух измерениях:

  1. Он описывает проблемы Грузии, которая оказалась в подчинении у Российской империи.
  2. Останавливается на воле к свободе отдельного человека.

Воспитанный в неволе Мцыри, который оказался в плену из-за войны, чувствует себя одиноко среди монахов. Его влечет свободная и вольная жизнь, а монастырские стены тяготят. Выход один — побег. И вот пусть на три дня свободолюбивый юноша обретает желанную свободу. Оказывается, что он не может жить самостоятельно, вне монастырского плена.

Мцыри никогда не любили родные люди, ему неизвестны забота и поддержка. Встреча с молодой девушкой приоткрывает ему завесу иной жизни, однако найти в нее дорогу у него так и не получается.

мцыри

Свободолюбивый Мцыри: YouTube / MyBook

Таким образом, главная тема поэмы — призыв к свободе, борьба против угнетателей. Автор настаивает на том, что в любой ситуации надо искать правильный путь и возможность улучшить свою жизнь.

Композиция в поэме замкнутая: действие заканчивается там, откуда началось. В самом начале дается объяснение, почему мальчик оказался в монастыре, показаны его воспитание и жизнь. Завязка — побег, кульминация сюжета — жестокая схватка с барсом. Важно, что Мцыри не только смело борется, но и выходит из поединка победителем.

Многообразные художественные средства, метафоры, эпитеты, сравнения, которые использовал автор, накаляют страсти, наполняют поэму эмоциональностью и одухотворенностью. Злой рок пересиливает юношу, и он вновь оказывается в монастырских стенах.

По жанровым признакам произведение — поэма. Здесь раскрываются разные периоды жизни главного героя: раннее детство, отрочество, побег и гибель. Юноша так хотел свободы, что ради пожертвовал своей жизнь. Он романтический герой. Отметим, что сам Лермонтов — бунтарь и борец. Романтическое направление представлено во многих его произведениях и ярко выражено в этой поэме.

Художественное своеобразие и актуальность проблем делают поэму интересной и для современного читателя. Полный текст поможет глубже проникнуться ее значимостью и красотой.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Читайте также: