Взаимодействие овд с национальными диаспорами в вопросах профилактики правонарушений кратко

Обновлено: 04.07.2024

Предметом регулирования Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере профилактики правонарушений в Российской Федерации.

Федеральный закон устанавливает правовую и организационные основы системы профилактики правонарушений, общие правила ее функционирования, основные принципы, направления, виды профилактики правонарушений и формы профилактического воздействия, полномочия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений.

Под профилактикой правонарушений понимается совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения.

Принципы профилактики правонарушений:

Профилактика правонарушений осуществляется на основе следующих принципов:

- приоритет прав и законных интересов человека и гражданина при осуществлении профилактики правонарушений;

- обеспечение системности и единства подходов при осуществлении профилактики правонарушений;

- открытость, непрерывность, последовательность, своевременность, объективность, достаточность и научная обоснованность принимаемых мер профилактики правонарушений;

- компетентность при осуществлении профилактики правонарушений;

- ответственность субъектов профилактики правонарушений и их должностных лиц за обеспечение прав и законных интересов человека и гражданина.

Субъекты профилактики правонарушений:

- федеральные органы исполнительной власти;

- органы прокуратуры Российской Федерации;

- следственные органы Следственного комитета Российской Федерации;

- органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

- органы местного самоуправления.

Основные направления профилактики правонарушений:

- защита личности, общества и государства от противоправных посягательств;

- развитие системы профилактического учета лиц, склонных к совершению правонарушений;

- охрана общественного порядка, в том числе при проведении спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий;

- обеспечение общественной безопасности, в том числе безопасности дорожного движения и транспортной безопасности;

- противодействие незаконной миграции;

- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

- противодействие терроризму и экстремистской деятельности, защита потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей;

- противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

- обеспечение защиты и охраны частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

- обеспечение экономической безопасности;

- противодействие коррупции, выявление и устранение причин и условий ее возникновения;

- обеспечение экологической безопасности, охрана окружающей среды;

- обеспечение пожарной безопасности;

- предупреждение, ликвидация и (или) минимизация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан.

Полномочия субъектов профилактики правонарушений:

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции:

- вырабатывают государственную политику в сфере профилактики правонарушений и обеспечивают ее реализацию;

- осуществляют нормативно-правовое регулирование в сфере профилактики правонарушений;

- создают ведомственные координационные органы в сфере профилактики правонарушений, осуществляют координацию деятельности по профилактике правонарушений в подведомственных органах и организациях;

- обеспечивают взаимодействие субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений;

- формируют и представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти официальную статистическую информацию о профилактике правонарушений;

- осуществляют профилактику правонарушений в формах профилактического воздействия в соответствии с компетенцией, установленной Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами;

- осуществляют иные полномочия в сфере профилактики правонарушений, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

- осуществляют нормативно-правовое регулирование в сфере профилактики правонарушений;

- разрабатывают и принимают меры по реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений в установленной сфере деятельности на территориях субъектов Российской Федерации;

- обеспечивают взаимодействие субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений, на уровне субъектов Российской Федерации;

- создают координационные органы в сфере профилактики правонарушений;

- утверждают и контролируют исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на профилактику правонарушений;

- осуществляют профилактику правонарушений в формах профилактического воздействия, предусмотренных Федеральным законом;

- осуществляют иные полномочия в сфере профилактики правонарушений.

- принимают муниципальные правовые акты в сфере профилактики правонарушений;

- создают координационные органы в сфере профилактики правонарушений;

- принимают меры по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

- обеспечивают взаимодействие лиц, участвующих в профилактике правонарушений, на территории муниципального образования;

- осуществляют профилактику правонарушений в формах профилактического воздействия, предусмотренных Федеральным законом;

- реализуют иные права в сфере профилактики правонарушений.

Виды профилактики правонарушений:

Общая профилактика правонарушений направлена на выявление и устранение причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих совершению правонарушений или облегчающих их совершение, а также на повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан.

Индивидуальная профилактика правонарушений направлена на оказание воспитательного воздействия на лиц, на устранение факторов, отрицательно влияющих на их поведение, а также на оказание помощи лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми. Индивидуальная профилактика правонарушений может осуществляться с применением специальных мер профилактики правонарушений.

Формы профилактического воздействия:

- правовое просвещение и правовое информирование;

- объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения;

- внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения;

- помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.

Вы здесь: Home Аналитика Взаимодействие с национальными диаспорами как фактор обеспечения стабильности и безопасности России

Взаимодействие с национальными диаспорами как фактор обеспечения стабильности и безопасности России

Рейтинг: / 2


На протяжении двух последних десятилетий одним из базовых заказов общества в адрес государственной власти оставалось снижение террористической угрозы, исходящей с Северного Кавказа. Избранный Кремлем внутриполитический курс в отношении региона в сочетании с интенсивной деятельностью силовых ведомств позволил существенно сократить социальную и материальную базу терроризма, закрепив тенденцию к снижению числа террористических проявлений в стране.

С уходом сил международной коалиции из Афганистана активизируется деятельность движения Талибан и аффилированных с ним структур. В их экспансиционных амбициях четко просматривается северный вектор. Ставку при этом талибы могут сделать на сторонников Исламского движения Узбекистана, исламизированное население Таджикистана и слабо защищенную туркмено-афганскую границу. На руку центральноазиатским и ближневосточным радикалам играет существенно снизившийся в текущем году уровень взаимодействия России и США в вопросах борьбы с терроризмом.

Растущая численность находящихся у нас в стране мигрантов из ближнего зарубежья, а также их роль в отечественной экономике позволяют рассматривать эту часть населения как отдельную социальную группу, способную оказывать влияние на российскую внутриполитическую ситуацию. Масштабные волнения в данной среде способны дестабилизировать социально-политическую обстановку в России.

Таким образом, национальные диаспоры представляют собой значительный ресурс, который может быть использован как для продвижения антироссийских идей, так и для их сдерживания.

Причем если оседающие в стране мигранты могут обеспечивать формирование необходимых социальных настроений в национальных диаспорах, то возвращающиеся на родину иностранцы способны выполнять роль проводников российского влияния в своих странах.

На сегодняшний день в России нет государственного органа, который бы координировал такую деятельность. Его создание при администрации президента, министерстве культуры или образования позволит обеспечить создание в национальных общинах России почвы, на которой не приживутся экстремистские и прозападные идеологии, а также оказать эффективное содействие в проведении публичной дипломатии страны. Вновь созданная структура должна будет координировать деятельность домов национальностей, национально-культурных центров и всевозможных общественных организаций.

Рамиль ЛАТЫПОВ, директор Центра анализа террористических угроз

1. Взаимодействие субъектов профилактики правонарушений осуществляется в следующих формах:

1) планирование и реализация совместных мероприятий;

2) обмен информацией, необходимой для реализации полномочий;

3) иные формы, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Забайкальского края, двусторонними и многосторонними соглашениями о сотрудничестве и взаимодействии.

2. Органы государственной власти Забайкальского края и органы местного самоуправления в установленном порядке могут создавать государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике правонарушений, в том числе Центры профилактики правонарушений.

3. Органы государственной власти Забайкальского края, организации, общественные объединения, индивидуальные предприниматели и граждане сообщают в органы внутренних дел и иные уполномоченные органы информацию о ставших им известными в процессе осуществления ими своей деятельности фактах совершения (подготовки к совершению) уголовно и административно наказуемых деяний, семейно-бытовых конфликтов, насилия в семье, вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и (или) иных противоправных действий, а также о лицах и семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

4. Органы местного самоуправления и их должностные лица сообщают в органы государственного контроля (надзора) и правоохранительные органы информацию о ставших им известными в связи с осуществлением своих полномочий фактах совершения (подготовки к совершению) на территории муниципального образования правонарушений и преступлений.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Взаимодействие — это деятельность, согласованная по целям, месту, времени применения сил и средств для достижения поставленных задач. Взаимодействие обычно осуществляется в следующих формах:

Чаще всего взаимодействие осуществляется в следующих формах:

- в форме непосредственного сотрудничества;

- в форме обмена информацией.

Взаимодействие органов внутренних дел с общественными объединениями и гражданами, участвующими в обеспечении общественного порядка и безопасности, предполагает следующие основные формы:

- совместно проводимый анализ состояния охраны общественного порядка и общественной безопасности;

- разработка совместных мероприятий по профилактике противоправных деяний;

- обучение и инструктаж участников общественных объединений методам и формам правоохранительной деятельности;

- совместное с участковыми уполномоченными полиции обеспечение общественного порядка на административных участках;

- профилактика противоправных деяний среди лиц, не достигших совершеннолетия, совместно с сотрудниками ПДН ОВД;

- совместное патрулирование с нарядами ППСП.

Самая распространенная и с положительной стороны зарекомендовавшая себя форма сотрудничества органов внутренних дел с общественными объединениями — это совместная деятельность с добровольными народными дружинами и казачьими войсковыми обществами.

Следует признать, что отечественное законодательство в рассматриваемой области сравнительно молодое. До 2014 года единый нормативно-правовой акт, регламентирующий вопросы, связанные с участием граждан в охране общественного порядка, отсутствовал. В некоторых регионах участие граждан в обеспечении правопорядка регулировалось подзаконными актами высших должностных лиц соответствующих субъектов РФ и местных органов исполнительной власти. В силу сказанного, для нас чрезвычайно важно обратиться к аналогичному зарубежному опыту. В первую очередь это касается наиболее развитых в экономическом и политическом плане государств мира.

Говоря о зарубежной практике взаимодействия правоохранительных органов и населения в сфере обеспечения общественного порядка и безопасности, следует, в первую очередь, отметить американский опыт. И это не случайно. Данное направление правоохраны в США весьма развито, что объясняется как традиционно сложившимся отношением самих американцев к участию в охране порядка, так и хорошим финансированием соответствующих программ со стороны правительства.

Начиная с восьмидесятых годов прошлого века в США стали активно развиваться такие формы участия граждан в работе полиции, общественная полиция.

Указанная форма характеризуется следующими направлениями полицейской деятельности:

- обслуживание населения в пределах района;

- работа по формированию у граждан чувства защищенности;

- рост позитивных установок в среде общественности и их поддержание на высоком уровне;

- совершенствование различных форм полицейской деятельности;




- сближение населения и полиции;

- установление тесных контактов с иными исполнительными органами и общественными объединениями.

Ощутимые успехи в вопросах участия граждан в охране общественного порядка и безопасности отмечаются в Японии, где профилактическая работа по предупреждению противоправных деяний (особенно совершаемых лицами, не достигшими совершеннолетия) практически полностью находится в руках общественных организаций. В частности, в целях профилактики подростковой преступности, создан институт наставников несовершеннолетних. Главное полицейское управление государства всячески способствует развитию движения наставников и укреплению их взаимодействия с полицией в масштабах всей страны. Наряду с наставниками лиц, не достигших совершеннолетия, существенную помощь полиции в профилактике подростковой преступности оказывают добровольные члены комиссий по руководству несовершеннолетними, которые работают в специальных подростковых центрах.

Помимо этого, граждане оказывают активную помощь подразделениям полиции, которые осуществляют превенцию преступлений. Добровольцы объединяются в ассоциации содействия предупреждению тех или иных видов преступлений. Некоторые граждане осуществляют деятельность в качестве инструкторов по предупреждению преступности среди населения и помощников полиции по охране женщин от противоправных посягательств.

Таким образом очевидно, что некоторые аспекты взаимодействия полиции и населения в зарубежных странах могут быть востребованы и в России, в том числе в целях создания благоприятного общественного мнения о деятельности российской полиции.

Взаимодействие — это деятельность, согласованная по целям, месту, времени применения сил и средств для достижения поставленных задач. Взаимодействие обычно осуществляется в следующих формах:

Чаще всего взаимодействие осуществляется в следующих формах:

- в форме непосредственного сотрудничества;

- в форме обмена информацией.

Взаимодействие органов внутренних дел с общественными объединениями и гражданами, участвующими в обеспечении общественного порядка и безопасности, предполагает следующие основные формы:

- совместно проводимый анализ состояния охраны общественного порядка и общественной безопасности;

- разработка совместных мероприятий по профилактике противоправных деяний;

- обучение и инструктаж участников общественных объединений методам и формам правоохранительной деятельности;

- совместное с участковыми уполномоченными полиции обеспечение общественного порядка на административных участках;

- профилактика противоправных деяний среди лиц, не достигших совершеннолетия, совместно с сотрудниками ПДН ОВД;

- совместное патрулирование с нарядами ППСП.

Самая распространенная и с положительной стороны зарекомендовавшая себя форма сотрудничества органов внутренних дел с общественными объединениями — это совместная деятельность с добровольными народными дружинами и казачьими войсковыми обществами.

Следует признать, что отечественное законодательство в рассматриваемой области сравнительно молодое. До 2014 года единый нормативно-правовой акт, регламентирующий вопросы, связанные с участием граждан в охране общественного порядка, отсутствовал. В некоторых регионах участие граждан в обеспечении правопорядка регулировалось подзаконными актами высших должностных лиц соответствующих субъектов РФ и местных органов исполнительной власти. В силу сказанного, для нас чрезвычайно важно обратиться к аналогичному зарубежному опыту. В первую очередь это касается наиболее развитых в экономическом и политическом плане государств мира.

Говоря о зарубежной практике взаимодействия правоохранительных органов и населения в сфере обеспечения общественного порядка и безопасности, следует, в первую очередь, отметить американский опыт. И это не случайно. Данное направление правоохраны в США весьма развито, что объясняется как традиционно сложившимся отношением самих американцев к участию в охране порядка, так и хорошим финансированием соответствующих программ со стороны правительства.

Начиная с восьмидесятых годов прошлого века в США стали активно развиваться такие формы участия граждан в работе полиции, общественная полиция.

Указанная форма характеризуется следующими направлениями полицейской деятельности:

- обслуживание населения в пределах района;

- работа по формированию у граждан чувства защищенности;

- рост позитивных установок в среде общественности и их поддержание на высоком уровне;

- совершенствование различных форм полицейской деятельности;

- сближение населения и полиции;

- установление тесных контактов с иными исполнительными органами и общественными объединениями.

Ощутимые успехи в вопросах участия граждан в охране общественного порядка и безопасности отмечаются в Японии, где профилактическая работа по предупреждению противоправных деяний (особенно совершаемых лицами, не достигшими совершеннолетия) практически полностью находится в руках общественных организаций. В частности, в целях профилактики подростковой преступности, создан институт наставников несовершеннолетних. Главное полицейское управление государства всячески способствует развитию движения наставников и укреплению их взаимодействия с полицией в масштабах всей страны. Наряду с наставниками лиц, не достигших совершеннолетия, существенную помощь полиции в профилактике подростковой преступности оказывают добровольные члены комиссий по руководству несовершеннолетними, которые работают в специальных подростковых центрах.

Помимо этого, граждане оказывают активную помощь подразделениям полиции, которые осуществляют превенцию преступлений. Добровольцы объединяются в ассоциации содействия предупреждению тех или иных видов преступлений. Некоторые граждане осуществляют деятельность в качестве инструкторов по предупреждению преступности среди населения и помощников полиции по охране женщин от противоправных посягательств.

Таким образом очевидно, что некоторые аспекты взаимодействия полиции и населения в зарубежных странах могут быть востребованы и в России, в том числе в целях создания благоприятного общественного мнения о деятельности российской полиции.

Читайте также: