Вызываем огонь на себя сюжет кратко

Обновлено: 02.07.2024

45 лет назад состоялся премьерный показ первого многосерийного советского художественного фильма "Вызываем огонь на себя". С этого момента на нашем ТВ стартовала эпоха сериалов.

История знаменитого фильма началась с радио. В 1963 году Сергей Колосов поставил аудиоспектакль по одноименной книге Овидия Горчакова о подвиге брянских подпольщиков времен Великой Отечественной.

Радиопостановка, революционно соединившая художественный текст с документальными интервью, прошла в эфире один раз. Первый секретарь Брянского обкома КПСС написал письмо в ЦК КПСС. Мотивация - в спектакле показаны "не те люди". Партия "героями подполья" давно уже назначила других, а заодно и раздала награды с прочими благами. Тогда Колосов принял решение перейти в штат киностудии "Мосфильм" и приступил к подготовке фильма.

На фоне сегодняшних сериалов в 200-500 серий эти четыре черно-белых фильма смотрятся, конечно, скромно. Но без преувеличения можно сказать, что Сергей Николаевич Колосов был пионером строительства телевизионной индустрии. Все было впервые - масштаб съемок, интернациональные - с участием немцев, поляков и чехов - актерская и съемочная команды, Сергей Колосов повторил найденный для радио прием и объединил документальные синхроны с игровым повествованием. В фильме снимались Изольда Извицкая (Паша), Елена Королёва (Лида Корнеева), Нина Крачковская (Женя). Александр Лазарев-старший играл командира партизанского отряда Федора, Олег Ефремов - связного дядю Васю. Труднее всего пришлось Ролану Быкову. Долго зритель поминал его полицая Тереха недобрым словом. Музыку к фильму писал сам Альфред Шнитке.

Военная драма с Людмилой Ивановной Касаткиной в главной роли выстраивалась так, что зритель с нетерпением ждал каждой серии. Потом были тысячи писем на студию и сотни букетов к служебному входу Театра Советской Армии, где служила Касаткина. Отметим еще один итог премьерного показа. Прототипу главной героини подпольщице Анне Морозовой было присвоено звание Героя Советского Союза - посмертно. Ее соратники - поляк Ян Маньковский, советские солдаты Иван Алдюхов и Константин Поваров также посмертно были награждены орденами Отечественной войны. Медалей были удостоены оставшиеся в живых подпольщики группы Морозовой. В 1968 году в поселке Сеща Дубровского района Брянской области открыли памятник Сещинскому интернациональному подполью. А в 1965-м на волне успеха фильма появилось специальное объединение "Телефильм", художественным руководителем которого стал Сергей Колосов.

Практически все выдающиеся советские сериалы, за исключением "Семнадцати мгновений весны", вышли из-под крыла этой организации.

Сергей Колосов: На сегодняшнем телевидении много штампов

Народный артист СССР внимательно следит за развитием отечественного телекино, у истоков которого он стоял. "Известия" попросили ветерана рассказать о своих впечатлениях.

К сожалению, сейчас телевидение в основном предпочитает недорогой поток. Производится он в маленьких и, судя по качеству, кажется, полуподпольных студиях. Снимают режиссеры, которые не имеют никакого отношения к профессии. Конечно, такое производство обходится дешевле, но уровень подобных фильмов сильно снижает художественную планку. То, чем всегда отличались произведения "Телефильма".

"Вызываем огонь на себя" был творческим экспериментом. Трудным, но интересным. А время показало, что и очень перспективным для развития телекино в целом. В созданном объединении для производства телефильмов мы интенсивно работали несколько десятилетий. Снимали и короткометражное кино, и первые цветные телефильмы. И все получалось потому, что удавалось привлечь первоклассных режиссеров, операторов и художников из большого кино.

Сегодня на телевидении много схематизма и штампов, даже наивности в сценарных перипетиях. В основе "Вызываем огонь на себя" была документальная история. Я много раз встречался с реальными участниками событий, изучал архивы, но никогда не забывал, что снимаю кино, и потому требуется еще художественное осмысление всех фактов. Сейчас же на телевидении демонстрируют фильмы, снятые якобы по реальным историям. Однако ни документального, ни художественного в них нет. Все поверхностно, наскоком, без проработки характеров. Выделить можно только фильмы режиссеров - выходцев из нашего объединения: Александра Прошкина ("Доктор Живаго"), Валерия Ускова и Владимира Краснопольского ("Две судьбы"). Они держат качественный уровень производства многосерийного фильма.

Вы вспомнили о "Вызываем огонь на себя", за что вашей газете большое спасибо. Но, боюсь, новому поколению телезрителей, наш фильм совсем неизвестен. Репертуарная политика телевидения такова, что слабые картины показывают по всем каналам и по нескольку раз. Для моих фильмов - "Операция "Трест" или того же "Огня. " - или, например, работ Василия Ордынского, Евгения Карелова, Евгения Ташкова сегодняшнее теленачальство не находит места в репертуарной сетке.

Валерий Усков: У нас сыграют Маковецкий и Домогаров

Мастера российского многосерийного кино Валерий Усков и Владимир Краснопольский - старожилы объединения "Телефильм". Начинали с короткометражной ленты "Стюардесса" с Аллой Демидовой в главной роли. А вскоре сняли "Тени исчезают в полдень" и "Вечный зов". Встретившись с обозревателем "Известий" Витой Рамм, Валерий Усков поделился воспоминаниями и рассказал о планах на будущее.

известия: Фильм "Вызываем огонь на себя" стал прекрасным началом для создания новой индустрии.

валерий Усков: После такого успеха кино- и теленачальство поверило в перспективное направление. А Сергей Николаевич Колосов стал энтузиастом многосерийного кино и собрал в "Телефильме" отличную команду. У нас работали высокопрофессиональные редакторы Элеонора Барабаш и Надежда Ушакова. Был потрясающий, влюбленный в кино директор - Семен Михайлович Марьяхин. Сегодня его с полным правом называли бы продюсером. Режиссеров радовало, что он, соблюдая сроки, сметы, на первое место ставил художественность фильма.

и: Мастера большого кино поверили, что телефильм не есть маленькое кино для маленького же экрана?

усков: В то время многие режиссеры к съемкам для телевидения относились как ко второму сорту. Но Сергею Николаевичу удалось выстроить такую сценарную политику, что, например, мы с Володей Краснопольским сами предложили новому объединению экранизации романов Анатолия Иванова. Столь масштабные исторические эпопеи не вмещались в киноформат, а в многосерийном художественном телефильме удавалось сохранить и течение времени, и персонажей. Сняв "Тени исчезают в полдень" и "Вечный зов", мы с Володей так и остались в телепространстве. И сейчас, приступая к экранизации повести Дины Рубиной "На солнечной стороне улицы", мы, как в старое доброе время, пишем в титрах: многосерийный телевизионный художественный фильм. По сравнению с прокатным кино денег дают меньше, тем не менее мы отправляемся в экспедицию в Ташкент. Актеры Иван Стебунов, Анна Снаткина, Сергей Маковецкий, Александр Домогаров, Юлия Маврина будут сниматься в местах, о которых писала автор.

Золотой фонд "Телефильма"

МНОГОСЕРИЙНЫЕ ФИЛЬМЫ

Светлана Дружинина - "Гардемарины, вперед!", 1987

Евгений Карелов - "Два капитана", 1976

Сергей Колосов - "Операция "Трест", 1968; "Радости земные", 1988; "Раскол", 1993

Алексей Коренев - "Большая перемена", 1973

Василий Ордынский - "Хождение по мукам", 1977

Александр Прошкин - "Михайло Ломоносов", 1986; "Николай Вавилов", 1990

Евгений Ташков - "Майор Вихрь", 1967; "Адъютант его превосходительства", 1970

Валерий Усков и Владимир Краснопольский - "Тени исчезают в полдень", 1972; "Вечный зов", 1976-1977

Михаил Швейцер - "Маленькие трагедии", 1979; "Мертвые души", 1984

ФИЛЬМЫ

Марк Захаров - "Обыкновенное чудо", 1978; "Тот самый Мюнхгаузен", 1975; "Формула любви", 1984

Леонид Квинихидзе - "31 июня", 1978; "Мэри Поппинс, до свидания!", 1983

Михаил Козаков - "Покровские ворота", 1982; "Визит дамы", 1989

Родион Нахапетов - "Не стреляйте в белых лебедей", 1980

Эльдар Рязанов - "Ирония судьбы, или С легким паром!", 1975; "О бедном гусаре замолвите слово", 1980

Военный детектив, рассказывает о подвиге советских и польских подпольщиков в годы войны на оккупированной территории.

Главная героиня сериала Аня Морозова в тылу врага создает разведгруппу и устанавливает связь с польскими подпольщиками, работающими на немецком аэродроме.
Они совершают серию диверсий по уничтожению авиационной техники противника, платя за это своими жизнями.
Первый советский многосерийный телефильм - сериал, снятый к 20-летию победы СССР во второй мировой войне.
Фильм снят по одноимённой повести Овидия Горчакова и Януша Пшимановского, основан на реальных фактах и документальных материалах.










































Рецензии и отзывы к сериалу

Художественные картины советского времени, лиричные и драматические, трогали сердца кинозрителей до глубины души. Увы, современные фильмы могут похвастаться разве что жесткостью и цинизмом. Только ушедшая эпоха могла создать ту непередаваемую атмосферу теплоты и искренности. Особое место в советском кинематографе отводится именно военной тематике.

Страшному времени в истории людей.

1943 год. Город Сеща на Брянщине. Аня Морозова возвращается домой. Ее ожидает трагическая новость — никого не осталось в живых. Все ее родные погибли во время бомбоудара.
Отчаиваться — непозволительная роскошь в военное время. Только вперед, иначе погибель. Среди мрака печали и горечи маленький лучик надежды спасет заплутавшего путника. И Аня продолжает бороться. Став лидером сопротивления подпольной группы. Куда вошли и ее подруги. В это время советское командование отчаянно ищет аэродром Сеща. Объект стратегического значения для неприятеля.

Блистательный актерский состав полностью передал атмосферу военного времени, эмоции и чувства человека, оказавшегося на рубеже жизни и смерти, раскрыв личности героев, поведав целую историю жизни разных персонажей, чьи судьбы тесно переплелись в борьбе за общее дело — за победу. Это важное напоминание счастливым людям современного мира, живущим в праздности и неге, что за свободу и светлые идеалы важно и нужно сражаться, даже ценой собственной жизни.

Фильм имел невероятный успех. Зрители следили за происходящим, затаив дыхание. Дело было не только в великолепной игре актрисы Людмилы Касаткиной, исполнившей роль Ани Морозовой, не только в блестящей работе режиссёра Сергея Колосова. В то время тема войны была близка и понятна всем, и даже самую малую фальшь зрители обнаруживали немедленно.

История Анны Морозовой была документальной — она действительно возглавляла подпольную группу в Сеще. Вот только сыгравшей её в фильме Людмиле Касаткиной на момент съёмок было около 40 лет. Подпольщице Морозовой в 1942 году исполнился 21 год.

Бухгалтер из Сещи

Анна Морозова родилась 23 мая 1921 года в деревне Поляны Мосальского уезда Калужской губернии в крестьянской семье. Затем вместе с родителями она перебралась в Брянск, а потом в небольшой городок Сеща.

Здесь она окончила 8 классов, затем курсы бухгалтеров и стала работать по специальности. В семье Морозовых было пятеро детей, Аня старшая, и ей необходимо было помогать родителям.

В 1930-х годах в Сеще был построен военный аэродром для тяжёлой авиации, после чего на него перебазировалась авиационная часть. В этой части перед войной и работала Анна Морозова.

Зона в радиусе 5 километров была переведена немцами на особое положение. Гитлеровцы намерены были обеспечить безопасность авиабазы от действий партизан.

Казалось, что Сеща превращена немцами в неприступную крепость. Но в этой крепости всё-таки удалось найти изъяны.

Бухгалтер Морозова при отступлении советских войск ушла вместе с ними. Но затем вернулась — растерянная, напуганная, как и другие беженцы, которым не удалось добраться до своих, опередив гитлеровское наступление. При проверке бывший бухгалтер воинской части о своей прежней работе рассказывала откровенно и не вызвала у немцев подозрений. 20-летняя девчонка, которая хочет поскорее вернуться к маме, — какая из неё шпионка?


Интербригада в тылу врага

Анне разрешили поселиться в Сеще, где она устроилась на работу к гитлеровцам прачкой. Вместе с ней работали её довоенные подруги: Паша Бакутина, Люся Сенчилина, Таня Васенкова, Лида Корнеева.

Ни гестаповцам, ни их пособникам из числа местных коллаборационистов в голову не могло прийти, что эта компания девчонок-хохотушек — подпольная группа, собирающая сведения о немецкой авиабазе и передающая их через партизан в Москву.

[pullquote] Неудобная Вера. Жизнь и подвиг партизанки Хоружей[/pullquote]

Анна Морозова поддерживала связь сначала с 1-й Клетнянской партизанской бригадой, а затем с разведгруппой 10-й армии Западного фронта. Кураторы знали её под псевдонимом Резеда.

Изначально Резеда была помощницей главы сещинского подполья Константина Поварова, действовавшего под прикрытием сотрудника полиции, а после его гибели она возглавила подпольщиков.

Это была очень опасная работа: любой промах мог привести к раскрытию всей группы и гибели её членов.

Поляки не только поставляли сведения — они смогли создать на аэродроме пост наведения для советских самолётов, которые наносили удары по немецкой авиабазе.

К осени 1942 года советские лётчики бомбили аэродром почти каждую лётную ночь. Всего было сброшено на базу около 2,5 тысяч авиабомб, уничтожены десятки самолётов противника, разрушены взлётные полосы и объекты материально-технического обеспечения.

К группе Анны Морозовой присоединились и чехи: Венделин Робличка, служивший ефрейтором в немецком штабе, и его соотечественник Герн Руберт, сигнальщик на аэродроме. Первый передавал полякам пароли, благодаря которым они могли проникать в любые части аэродрома, второй сообщал информацию о том, куда вылетают немецкие самолёты и сколько их не возвращается с задания.

Резеда становится Лебедем

Интернациональное подполье в Сеще действовало дерзко. Вслед за наведением советской авиации подпольщики перешли к прямым диверсиям. Получая магнитные мины из партизанской бригады, поляки на аэродроме ставили их в бомбовые отсеки улетавших на задание бомбардировщиков. Так было уничтожено 26 самолётов гитлеровцев.

Немецкое командование понимало — в Сеще действует подполье. Гестапо удалось выявить отдельных членов группы, которые после пыток были казнены, но полностью разгромить группу Морозовой не получилось.

Памятник советско-польско-чехословацкому подполью.

В свои 22 года Анна Морозова сделала для своей страны больше, чем многие за долгую жизнь. Каждодневный риск, жизнь на краю гибели — она имела полное право вернуться к мирной жизни, тем более что в Сеще было много работы по восстановлению разрушенного хозяйства.

Но Анна попросилась в школу радистов, чтобы продолжить борьбу с врагом.

Она сражалась до конца

Морозова присоединилась к специальной диверсионно-разведывательной группе разведуправления 2-го Белорусского фронта гвардии капитана Черных, заброшенной на территорию Польши в тыл восточно-прусской группировки войск противника в ноябре 1944 года. 30 декабря радистка Морозова передавала в Центр сведения, добытые группой Черных.

Группе разведчиков было приказано передислоцироваться из района города Пшасныш в окрестности Плоцка, чтобы укрыться там в плавнях реки Вкры. Группа Черных двигалась вместе с польскими партизанами поручика Чёрного — Игнация Седлиха. 31 декабря 1944 года после 14-часового перехода партизаны и разведчики остановились на отдых у хутора Новая Весь. Но здесь их снова настигли эсэсовцы. Завязался в бой, в ходе которого Анна Морозова получила тяжёлое ранение — пуля раздробила запястье левой руки. Добраться до речки Вкры ей помогли польские партизаны. Реку надо было форсировать вплавь, но раненая радистка сделать этого не могла.

Поляк из ближайшей деревни согласился спрятать Анну у себя, но она отказалась — если бы в ходе обыска её нашли, гитлеровцы расстреляли бы и её, и крестьянина со всей его семьёй.

Спрятать Лебедя решились двое пожилых польских смолокуров, работавших в местности, где партизаны уходили от карателей. Они разместили её за болотцем в лозняке.

Партизаны рассчитывали вернуться за радисткой. Но собаки карателей вывели преследователей прямо на укрытие раненой разведчицы. Одного из смолокуров, Мечеслава Новицкого, схваченного неподалёку, немцы расстреляли. Второму, Павлу Янковскому, удалось спрятаться. Он и стал свидетелем того, что произошло дальше.

Гитлеровцы предложили Морозовой сдаться, но она в ответ бросила гранату. Этот взрыв убил двух собак и ранил одного из карателей. Лебедь отстреливалась до последнего, уничтожив ещё двоих преследователей. Наконец выстрелы замолчали. Когда немцы приблизились к радистке, последней гранатой Анна Морозова взорвала их вместе с собой.

До наступления победного 1945 года оставалось всего несколько часов.

Могила Анны Морозовой.

Награждение двадцать лет спустя

В своей книге Овидий Горчаков написал о том, что после того, как изуродованное тело погибшей разведчицы было доставлено в ближайшее польское село, офицер СС, командовавший операцией, заставил своих солдат пройти маршем перед убитой девушкой, отдавая дань её храбрости и стойкости.

Анну Морозову похоронили в Радзаново, в 12 километрах восточнее польского города Плоцка.

[pullquote] Героическая история. Первым Героем СССР стал лётчик, а последним – водолаз[/pullquote]

В 1963 году режиссер Сергей Колосов по материалам повести поставил радиоспектакль, вызвавший широкой отклик слушателей. Письма приходили со всех концов Советского Союза, а авторы многих писем высказывали пожелание увидеть фильм. После такого ажиотажа не взяться за фильм Колосов уже не мог.

После показа этого фильма ветераны Великой Отечественной войны, общественные организации обратились к руководству СССР с предложением посмертно присвоить Анне Морозовой звание Героя Советского Союза.

Сам же фильм был снят к 20-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне и получил Приз телевидения ГДР (1966 год), Главный приз Первого Всесоюзного фестиваля телефильмов (1966 год), Премию Ленинского комсомола(1968 год).

Читайте также: