Высшие органы государственной власти франции кратко

Обновлено: 02.07.2024

      (4) (3) (13) (20) (7) (6) (1) (1) (1) (16) (22) (8) (12) (5) (7) (2) (1) (3) (18) (11) (8) (1) (32) (20) (4) (5) (5) (16) (5) (7) (7) (1 012) (2) (1) (1) (1) (1) (3) (5) (2) (9) (4) (30) (3) (5) (11) (1) (9) (3) (27) (11) (13) (78) (5) (1)

    44. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система

    Франция является смешанной (полупрезидентской) республикой, система органов власти которой основана на принципе разделения властей.
    Франция сегодня – это республика с сильной исполнительной властью, носителями которой выступают Президент и Правительство (Совет министров). Вместе они образуют центральную исполнительную власть.
    Президент избирается на пять лет всеобщими и прямыми выборами по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства в первом туре и относительного большинства – во втором туре.
    Президент является главой Республики, верховным главнокомандующим, гарантом национальной независимости и целостности территории. Главе Республики принадлежат широкие полномочия по управлению государством.
    Правительство является коллегиальным органом, в него входят государственная администрация, полиция, органы национальной безопасности, Вооруженные Силы. Правительство в полном составе именуется Советом министров, его председателем является Президент. Акты Правительства, являющиеся по природе подзаконными, подлежат подписанию Президентом. Однако согласно Конституции в ряде случаев правительство вправе просить парламент, о разрешении в течение ограниченного срока осуществлять путем издания ордонансов мероприятия, относимые к сфере регулирования закона. В формировании правительства решающая роль принадлежит президенту Республики. Он единолично назначает премьер-министра, а по представлению последнего других членов правительства. Правительство несет политическую ответственность перед нижней палатой, которая реализуется путем принятия резолюции порицания (вотум недоверия).

    Высшим представительным и законодательным органом Франции является двухпалатный Парламент. Нижняя палата – Национальное собрание, депутаты которого избираются сроком на пять лет на основе всеобщего и прямого голосования, рассматривается как орган общенационального представительства. Сенат, члены которого избираются сроком на девять лет путем косвенных выборов, представляет интересы территориальных коллективов.
    Судебная власть представлена судами общей юрисдикции и административными судами. Прокуратура, в задачу которой входит поддержание государственного обвинения, действует при судах. Возглавляет суды общей юрисдикции Кассационный суд. Административные суды разрешают административные споры и дают заключение об юридической стороне конфликтов. Высшим органом административной юстиции является Государственный совет.
    Во Франции существует множество контрольных и консультативных органов, оказывающих помощь Парламенту и Правительству. К их числу относятся Конституционный совет, Счетная палата (счетный суд), Высший совет магистраты, который ведает судебным управлением (назначением, смещением, перемещением судей).
    Активным избирательным правом пользуются граждане, обладающие политическими и гражданскими правами, достигшие ко дню выборов 18 лет.
    Пассивное избирательное право для выборов в Национальное собрание устанавливается с 23 лет, в Сенат – с 35 лет. Для Президента минимальный и максимальный возраст не установлен.
    Для кандидатов существует избирательный залог: 1 тыс. франков – для нижней палаты, 2 тыс. – для сенаторов, 10 тыс. – для кандидатов на должность Президента.
    Нижняя палата избирается на пять лет в два тура по смешанной мажоритарной системе; в первом туре для избрания необходимо получить абсолютное большинство, во втором – относительное большинство.
    Сенаторы избираются на девять лет путем косвенных выборов – специальной избирательной коллегией.

    Во Франции существует смешанное (или полупрезидентское) республиканское правление. Система органов власти во Франции построена на принципе разделения властей.

    Современная Франция представляет собой республику с сильной исполнительной властью, носителями которой выступают президент и правительство в лице Совета министров. Президент и правительство вместе составляют центральную исполнительную власть.

    Президентский срок полномочий – 5 лет. Выборы Президента проводятся в два этапа: на первом этапе выбираются претенденты прямым всеобщим голосованием по мажоритарной избирательной системе, на втором этапе – по принципу относительного большинства.

    Президент Франции – глава Республики и верховный главнокомандующий страны. Также Президент выступает в роли гаранта национальной независимости и территориальной целостности государства. Президент Франции обладает широкими полномочиями относительно управления государством.

    Правительство или Совет министров представляют собой коллегиальный орган. Правительство состоит из государственной администрации и полиции, а также органов национальной безопасности и вооруженных сил. Правительство полностью подчинено его председателю, которым является Президент Франции.

    Парламент Франции является высшим представительным и законодательным органом.

    Парламент состоит из двух палат, таких как:

    1) Сенат, его состав переизбирается каждые 9 лет косвенными выборами. Члены сената опираются в своей работе на интересы территориальных коллективов;

    2) Нижняя палата (или национальное собрание). Его представители переизбираются каждые 5 лет прямым всеобщим голосованием. Члены нижней палаты избираются в два этапа, так же как и Президент.

    Судебная власть Франции – это суды общей юрисдикции и административные суды. Все суды подчиняются общей юрисдикции Кассационного суда. Суды имеют свою специфику по направлениям: Административные суды, мировые суды, уголовные и др.

    Государственный совет Франции является высшим органом административной юстиции.

    Избирательным правом обладают граждане, достигшие ко дню выборов возраста 18 лет. С этого времени граждане становятся обладателями активного избирательного права.

    Пассивное избирательное право для выборов в Национальное собрание приобретается после 23 лет. Для права участия в выборах в Сенат гражданам необходимо достичь возраста 35 лет. Возрастных ограничений для баллотирования на пост Президента не установлено.

    Во Франции существует избирательный залог для кандидатов, выдвигающих свои кандидатуры: для нижней палаты -1 тыс. франков, для сенаторов – 2 тыс. франков, для кандидатов на должность Президента -10 тыс. франков.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Продолжение на ЛитРес

    Избирательное право и система

    Избирательное право и система Конституция США содержит лишь некоторые положения, регулирующие выборы. Федеральные законы об избирательном праве 1965, 1970, 1972, 1974 гг. существенно дополнили конституционные положения. По-прежнему большая часть норм избирательного права

    Избирательное право и избирательная система

    Избирательное право и избирательная система В Великобритании действует всеобщее равное прямое избирательное право при тайном голосовании.Активное избирательное право принадлежит всем гражданам Великобритании, достигшим 18 лет. Акт о народном представительстве 1983 г.

    Избирательное право и избирательная система. Референдум

    Избирательное право и избирательная система. Референдум Во Франции процесс формирования выборных органов достаточно подробно регламентирован. В настоящее время активным избирательным правом юридически обладают все французские граждане, достигшие к моменту выборов

    Избирательное право и избирательная система

    Избирательное право и избирательная система

    Избирательное право и избирательная система Основы избирательного права Индии закреплены в Конституции 1950 г., где весьма подробно регламентированы выборы президента и вице-президента. Вопросы о выборах в обе палаты парламента, а также в легислатуры штатов и местные

    Избирательное право и избирательная система

    Избирательное право и избирательная система Основные элементы избирательного права и избирательной системы Индонезии регулируются законами о всеобщих выборах 1969, 1975 и 1985 гг., а также рядом постановлений правительства и решений министерства внутренних дел. В стране

    Избирательное право и избирательная система

    Избирательное право и избирательная система Активное избирательное право в Бразилии предоставляется с 18 лет; традиционно оно должно осуществляться в обязательном порядке. В факультативном порядке могут голосовать лица старше 70 лет, молодежь от 16 до 18 лет и неграмотные.

    Избирательное право и избирательная система

    Избирательное право и избирательная система Конституция КНР устанавливает: «Все граждане КНР, достигшие 18 лет, независимо от национальной и расовой принадлежности, пола, рода занятий, социального происхождения, вероисповедания, образования, имущественного положения и

    Система государственных органов КНР

    Система государственных органов КНР По Конституции КНР высшим органом государственной власти является ВСНП. Число депутатов ВСНП не должно превышать 3000 человек. Срок полномочий ВСНП — пять лет. ВСНП работает в сессионном порядке, очередные сессии проводятся один раз в

    28. Система государственных органов Великобритании

    28. Система государственных органов Великобритании Система государственных органов Великобритании, в частности парламент, действует на основании конституционных соглашений и правовых обычаев. Такое положение существует со времени принятия самой

    31. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система

    31. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система Во Франции существует смешанное (или полупрезидентское) республиканское правление. Система органов власти во Франции построена на принципе разделения властей.Современная Франция

    38. Система государственных органов Японии

    38. Система государственных органов Японии Систему государственных органов Японии представляет глава государства – Император, Парламент, Кабинет министров и Верховный суд.Власть переходит по наследству только по мужской линии – от отца к старшему сыну, женщины

    48. Система государственных органов стран СНГ

    48. Система государственных органов стран СНГ Система государственных органов стран СНГ основана на конституционном принципе разделения государственной власти.Все страны СНГ условно подразделяются по форме государственного правления на две основные

    59. Система государственных органов Японии

    59. Система государственных органов Японии Главой государства является Император. Монарший трон переходит по наследству от отца к старшему сыну. Женщины полностью исключены из системы престолонаследия. Согласно конституционным нормам, Император является только

    76. Система государственных органов СНГ

    76. Система государственных органов СНГ Принцип разделение властей – основополагающий принцип осуществления государственной власти. Этот принцип заложен в организацию и деятельность высших органов государства.По форме правления государства – участники Содружества

    Французская центральная исполнительная власть имеет "двуглавую" структуру: она включает Президента Республики и Премьер-министра.
    Президент, обладающий собственными важнейшими полномочиями, осуществляемыми без контрассигнации членов правительства, должен нести ответственность за наиболее общие направления деятельности государства. На Премьер-министра, назначаемого Президентом, возложена обязанность представлять и осуществлять иные акты исполнительной власти. Он должен проводить в жизнь политику, исходя из общих ориентаций Президента.

    Однако, юридическая иерархия исполнительной власти фактически не существует на практике. С самого начала существования Пятой Республики установился обычай ответственности Правительства перед Президентом страны, т.е. был введен монизм исполнительной власти. Сосредоточение власти в руках главы государства и Правительства - одно из проявлений конституционно-автоританой тенденции во французском государственном механизме, которая всегда был ему присуща.

    Таким образом, особенностью управления французским государством при четком в соответствии принципу разделения власти является некоторый приоритет исполнительной власти перед законодательной.

    Полномочия президента

    Полномочия президента регламентированы в Разделе II Конституции.

    Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства. Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и международных договоров.

    Таким образом, Президенту принадлежат важные личные полномочия и ответственность за судьбу страны. Показателем широких полномочий Президента Франции является право на роспуск Национального Собрания. Президент не может распустить Национальное собрание лишь в трех случаях: во-первых, в период осуществления чрезвычайных полномочий; во-вторых, не может быть произведен роспуск Национального собрания в течение года, последующего после предыдущего роспуска; в-третьих, временным Президентом республики (т.е. когда функции Президента временно исполняет председатель Сената). Одним их самых серьезных полномочий Президента является право проводить национальный референдум.

    Роль Президента значительно возрастает, когда он решает ввести в стране чрезвычайное положение. Указанная норма, закрепленная в Конституции позволяет Президенту ввести настоящую единоличную диктатуру, во время осуществления которой он принимает все меры, которые, по его мнению, диктуются обстоятельствами. Из текста Конституции не ясно, достаточно ли серьезными являются меры контроля за деятельностью Президента, поскольку не контролируется сам момент введения чрезвычайного положения.

    В соответствии с Конституцией, Президент практически полностью формирует исполнительную власть. Он назначает министров, всех высших чиновников (лишь мелкие государственные служащие назначаются декретами министров). Президент – глава вооруженных сил, он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны.
    Хотя Конституция не содержит права Президента вводить в действие стратегические ядерные силы – это право было предусмотрено декретом от 14 января 1964 г. Президент заключает и ратифицирует международные договоры (за исключением тех, которые требуют обязательной ратификации парламентом). В части осуществления судебной власти Президент обладает правом помилования. Президент также наделен особыми полномочиями гаранта независимости судебной власти.

    Являясь центральным органом исполнительной власти, во взаимоотношениях с Правительством (также элементом центральной власти), Президент председательствует в Совете Министров, подписывает декреты и ордонансы, принятые в нем; принимает участие в рассмотрении законопроектов Правительства; назначает на гражданские и военные должности, аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах.

    Широта полномочий Президента во многом зависит и от личности Президента. Многие положения Конституций и создавались под определенную "сильную личность".

    Президент в своей повседневной деятельности пользуется услугами личного аппарата, состоящего порой не из одной сотни человек. В состав аппарата входят: кабинет, генеральный секретариат, военный штаб, несколько чиновников для особых поручений. Все сотрудники этих служб назначаются Президентом лично.

    На практике Президенты иногда очень широко толкуют положения Конституции, регламентирующие их полномочия.

    6.1.2. Полномочия и состав Правительства

    Центральным коллегиальным органом исполнительной власти во Франции является Правительство. В состав Правительства входят Премьер-министр и министры. Конституция различает два понятия: Совет министров - как собрание министров под представительством Президента Республики, и Кабинет министров – как собрание министров под председательством Премьер-министра. Совет министров осуществляет полномочия, принадлежащие по Конституции правительству. Все акты, исходящие от этого органа, подписываются Президентом. Премьер-министр может председательствовать в Совете министров в очень редких случаях и только на основании специальных полномочий, предоставленных Президентом по определенной повестке дня.

    Деятельность Правительства регламентирована в разделе III Конституции. Хотя выше было очень много сказано о неограниченных полномочиях Президента Франции, Правительству придается также высокий авторитет: "Правительство определяет и проводит политику нации. В его распоряжении находятся администрация и вооруженные силы".

    Полномочия премьер-министра как координатора работы министерств достаточно широки. Премьер- министр контролирует работу министров, дает указания о составлении важнейших актов (бюджет, экономические планы и т.д.). Он обладает значительными правами в отношении Парламента. Часть этих полномочий он осуществляет лично, часть в сотрудничестве с Президентом. По требованию Премьер-министра может быть собран Парламент на внеочередную сессию. Премьер-министр обладает правом законодательной инициативы, лично участвует в работе парламентских комиссий и в палатах парламента. В любое время Премьер-министр может выступить в любой из палат Парламента.

    У Премьер-министра, также как и у Президента, имеется достаточно многочисленный аппарат. Он состоит из собственного комитета Премьер-министра, генерального секретариата планирования, генерального секретариата национальной обороны, юридической и технической службы и др. Также в распоряжении Премьер-министра находится генеральный секретариат Правительства с его многочисленными службами.

    Правительство назначается следующим образом: Президент Республики подбирает кандидатуру на пост Премьер-министра и назначает его. Премьер-министр подбирает министров и представляет Президенту, который их назначает.

    Полномочия Правительства делятся на осуществляемые им коллегиально и осуществляемые лично Премьер-министром. Конституция запрещает совмещать функции члена Правительства с осуществлением любого парламентского мандата, с любой должностью профессионального представительства общенационального характера, с государственной службой или профессиональной деятельностью. Органический закон устанавливает порядок замещения лиц, обладающих вышеуказанными мандатами, функциями или должностями.

    6.2. Органы регионального и местного самоуправления

    Вся система местных органов Франции строится в соответствии с административно-территориальным делением. Они представлены коммунами, департаментами и регионами.

    Основу территориальной организации составляют коммуны. Коммуна насчитывает приблизительно 36 тыс. человек, управляется муниципальным советом и мэром, который является органом исполнительной власти. Совет управляет делами коммуны. Он принимает решения по вопросам, затрагивающим интересы ее граждан по всем социальным проблемам: распоряжается имуществом, создает необходимые службы (больницы, рынки, дороги, музеи, школы и т.д.).

    Основной единицей административно-территориального деления Франции являются департаменты. В стране они представлены в числе 96 внутренних и так называемых заморских департаментов. К ведению департаментского Совета относится принятие местного бюджета и контроль за его исполнением, организация департаментских служб, управление имуществом департамента. Исполнительным органом департамента является председатель генерального совета (ранее это называлось службой префекта). Председатель подготавливает и исполняет решения Совета, несет ответственность за управление департаментом, является распорядителем кредитов, а также главой административных и технических служб департамента.

    Самой крупной единицей в административном делении Франции является регион. В принципе, регион похож на департамент. У них примерно одни и те же органы власти и управления. Однако в отличие от департамента в каждом регионе учреждены экономические и социальные комитеты и региональный комитет по займам. В регионе действует своя счетная палата. Региональный совет избирает своего председателя, который является исполнительной властью в регионе.

    В Париже государство представлено двумя должностными лицами – Комиссаром Республики и Префектом полиции. Париж одновременно представляет и коммуну, и департамент, а его органом является Совет Парижа.

    Судебная власть

    7.1. Конституционный совет и Государственный совет.

    Центральными органами конституционного контроля во Франции являются: Конституционный совет и Государственный совет. Конституционность актов, исходящих от государственных органов, рассматривается различными органами: от парламента - Конституционным советом, от органов исполнительной власти - Государственным советом.

    7.1.1. Конституционный совет

    Конституционный совет – это исключительно интересный орган. В состав членов в Конституционный совет пожизненно входят бывшие президенты Республики. Таким образом, "отставные президенты" не только не создают проблем действующему руководству и президенту, не становятся оппозицией, но и сами, имея большой опыт управления страной, помогают в решении важных проблем. В частности, в их компетенцию входят решения важных вопросов, проверка правильности избрания президента, депутатов, сенаторов и т.д., о чем будет сказано ниже более подробно.

    Совет рассматривает жалобы, связанные с правильностью избрания членов Парламента, вопросы неизбираемости и несовместимости должностей, возникающие в отношении членов Парламента. Совет обсуждает регламенты палат Парламента до их применения для проверки их соответствия Конституции.

    Конституционный совет обладает широкой компетенцией относительно выборов Президента (участвует в подготовке выборов, в производстве операций по выборам и в объявлении их результатов). Совет дает консультации Правительству по организации выборов, кандидатуры на пост Президента представляются в Совет, и он составляет их список; Совет проверяет правильность выдвижения кандидатов, публикует составленный им список. На практике Конституционный совет рассматривает жалобы, участвует при введении в стране чрезвычайного положения (статья 16 Конституции) наблюдает за проведением референдума и объявляет его результаты, Основная же функция Конституционного совета - рассмотрение соответствия законодательных и иных нормативных актов Конституции страны, а также контроль за соответствием международных договоров Основному закону.

    Кроме того, на Конституционный совет возложены обязанности по разрешению споров о распределении компетенции между законодательной и исполнительной властью. Конституционный совет выносит решения, если во время обсуждения законопроекта в какой-либо палате Парламента выявится, что какая-либо поправка не входит в область законодательства или противоречат полномочиям, т.е. в порядке делегированного законодательства и по этому поводу возникли разногласия между правительством и председателем соответствующей палаты.

    7.1.2. Государственный совет

    Государственный совет выступает как высший орган административной юстиции и как консультативный орган Правительства. В первом случае Совет осуществляет контроль за деятельностью административных органов. Совет выполняет также обязанности кассационной инстанции в отношении апелляционных административных судов, и в отношении дел, поступающих из Счетной палаты, Суда бюджетной дисциплины и т.д.

    Он дает предварительные заключения по законопроектам Правительства. Совет консультирует Правительство и министров по юридическим вопросам. Высший орган магистратуры - высший административный орган по делам французских судей и прокуроров. Обеспечивает независимость судебной власти.

    По государственному устройству Франция представляет собой республику, в которой смешиваются черты президентской и парламентской форм. Главой правительства является президент, во Франции его выбирают на семь лет с помощью всеобщего голосования, состоящего из двух туров. Если первый тур не показывает абсолютное большинство голосов за одного из кандидатов, назначается второй тур.

    Франсуа Олланд (12.08.1954 г.р.) - Президент Французской Республики с 2012 года. Одержал победу над Н.Саркози во втором туре.

    Функции французского президента обширны: он может назначать премьер-министра и министров без разрешения Парламента, руководить вооруженными силами, назначать выборы, распускать Национальное собрание.

    Национальное собрание – одна из двух палат французского парламента. Известная также как Национальная ассамблея, это нижняя палата, располагающаяся в Бурбонском дворце в столице. Собрание включает в себя 577 депутатов, избирающихся с помощью выборов на пять лет. Их функции – принимать новые законы и контролировать действия правительства. Президент имеет право распустить нижнюю палату по результатам консультации с премьер-министром и представителями парламента.

    Законодательная власть Парламента значительно ограничена конституцией, которая предписывает определенный круг задач для этого органа. Остальные вопросы должно решать правительство.

    Исполнительная власть во Франции принадлежит президенту и Правительству, которое носит название Совет Министров. Нельзя быть одновременно членом Правительства и Парламента, то есть иметь в руках законодательную и исполнительную власть. Национальное собрание может объявить вотум недоверия правительству большинством голосов.

    Во Франции действует специальный орган контроля Конституции – Конституционный совет. Он был создан в 1958 году, когда была принята действующая сегодня Конституция Пятой республики. В его составе всего 9 человек, среди которых обязательно должны быть бывшие президенты Франции. Конституция во Франции имеет длительную историю, впервые ее приняли в 1791 году, в результате Великой французской революции. Современная конституция была создана по инициативе Шарля де Голля, она учредила пост Президента и Премьер-министра, превратив Францию в смешанное государство из парламентского. Премьер-министр Франции обязан следить за выполнением законов, назначать некоторые должности, нести ответственность за национальную оборону.

    При правительстве также работает консультативный орган – Экономический и социальный совет, который выносит заключения по законопроектам экономической и социальной направленности. Никаких решений он принимать не может, и его консультации не носят обязательный характер.

    флаг ЕС и флаг Франции

    Несмотря на долгий опыт страны в качестве империи, сегодня Франция – чисто унитарное государство с децентрализованной властью. Территория разделена на 96 департаментов, каждый из которых также поделен на коммуны. Также в стране есть 22 области. В этих административных единицах действуют свои органы самоуправления – так называемые генеральные или муниципальные советы. Особой единицей является Корсика, в которой есть свои законодательный и исполнительный органы. Самые влиятельные партии во Франции – Объединение в поддержку республики, Центр социальных демократов, Республиканская партия, Национальный фронт, Союз за французскую демократию и другие.

    Самые влиятельные партии во Франции – Объединение в поддержку республики, Центр социальных демократов, Республиканская партия, Национальный фронт, Союз за французскую демократию и другие.


    Аренда лучших шале
    для роскошного горнолыжного отдыха и встречи Нового Года в Альпах Франции
    Мы подобрали для вас самые эксклюзивные варианты шале и апартаментов в Куршевеле, Мерибеле, Межеве и Валь-д-Изере.

    Читайте также: