Высшее интеллектуальное достижение ребенка кратко

Обновлено: 06.07.2024

Они проявляются в способности малыша адекватно реагировать на окружающую среду. Например, после двух месяцев он проявляет “комплекс оживления”, когда видит маму. Далее, взрослея, ребенок понимает, что у бабушки конфеты выпросить проще, чем у папы; а когда у мамы плохое настроение, то лучше не попадаться ей на глаза. Это значит, что ребенок становится “умнее”. Выраженная склонность ребенка к чтению или игре на музыкальных инструментах, или решению сложных задач — это тоже врожденные способности. По мере взросления ребенка его умственное развитие замедляется и, по мнению многих научных школ, прекращается в районе 20-25 лет на моменте окончательного формирования мозга.

Но! Зато с возрастом усиливается значение интеллектуального развития детей. Основой интеллектуального развития ребенка является семейное, дошкольное, школьное образование.

Типы умственного развития ребенка

С момента рождения все дети отличаются друг от друга. Развитие каждого ребенка идет по индивидуальной схеме и во многом зависит от генетического фактора. Начальные задатки ребенка будут в немалой степени определяться способностями и увлечениями родителей. Очень рано у ребенка начнет проявляться определенный тип умственного развития.

Лингвистический тип

Дети этого типа легко и безболезненно научаются читать и писать. Отличные рассказчики, обладают богатым словарным запасом. Легко запоминают большие объемы информации. Могут бесконечно рассматривать, читать и перечитывать любимые книги. В будущем для них привлекательны такие профессии, как журналист, педагог, политик, писатель.

Логико-математический тип

Будущие математики, физики, изобретатели с раннего возраста любят наблюдать, перекладывать, сортировать. Им нравится считать в голове, легко даются шашки, шахматы. Во многом они воспринимают окружающий мир через цифры и формулы. Цифровой мир — это их мир. ”Не от мира сего”- это часто про них.

Пространственный тип

Дети такого типа мыслят объемно, пространственно. Любят делать перестановки в комнате, видят вещи в их взаимосвязи, обладают вкусом. Они с малого детства любят рисовать, конструировать, изобретать. В будущем плодами их воображения становятся различные изобретения, красивые здания, дизайнерские решения. Наиболее часто встречается у художников, архитекторов, дизайнеров, конструкторов.

Музыкальный тип

Большую часть окружающего мира дети с таким типом развития воспринимают через музыкальное сопровождение. Они быстро запоминают мелодии, имеют музыкальный слух, хорошо двигаются под музыку, тоньше чувствуют голосовые интонации. Любят думать, двигаться и даже засыпать под музыку. Это будущие артисты, музыканты, художники.

Двигательный тип

Им наделены дети, которым легче обучаться в движении. Не усидчивы, очень активны. Они хорошо развиты физически, отлично проявляют себя на уроках труда. При этом хорошо выражают свои чувства, артистичны. Не заметить их просто невозможно. В них хорошо просматривается актерская или спортивная жилка.

Межличностный тип

Ребенок быстро находит общий язык и легко общается с другими людьми, даже незнакомыми. Про таких говорят: “Язык до Киева доведет”. Часто встречается у политиков, актеров, ораторов, торговцев, . В различных сочетаниях у каждого ребенка встречаются все типы умственного развития. Задача родителей заключается в своевременном определении ведущих способностей ребенка, которые необходимо системно развивать и поддерживать.

Врожденные умственные способности — это важная составляющая успешного обучения, но не главная. Не всегда из одаренного ребенка вырастает глубокая творческая личность. И наоборот, средние способности при большом усердии в обучении, посещении дополнительных занятий, кружков могут стать основой для развития высокоинтеллектуальной личности.

Стадии интеллектуального развития

Интеллектуальное развитие базируется на развитии основных психических процессов — памяти, мышления, восприятия, воображения. В процессе развития интеллекта выделяются несколько стадий.

1. Сенсомоторная стадия (от рождения до 2-х лет)

Понятно, что родителям необходимо подбирать яркие, привлекательные игрушки с разными свойствами и размерами.

2. Дооперационная стадия (с 2 до 7 лет)

Ребенку важно научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отвергая и не избегая ситуаций, которые его вызывают.

3. Стадия конкретных операций ( с 7 до 11 лет)

В 6-7 лет ребенок идет в школу, получение знаний приобретает системный характер. Но обучение в этом возрасте методически построено на ярких, понятных примерах, особенно в 1-2 классе начальной школы. Ребенок осваивает чтение, письмо, счет. С помощью практических опытов постигает все больше и больше абстрактных понятий. Например, убеждается в неизменности количественных, размерных, весовых показателей предметов при их перемещениях, перекладываниях. Если три конфеты, зеленый мячик или тяжелый брусок переложить из маленькой коробки в большую, то, к сожалению, конфет от этого больше не станет, да и мячик не изменит свой цвет, и брусок точно не станет легче. Ничего не изменится: свойства предметов останутся прежними. Так на практике постигается принцип сохранения.

Родителям очень важно поддерживать новые познавательные и творческие начинания своего юного испытателя, даже если они неудачны. Надо относиться к ним с уважением и теплотой: ребенок старается не только для себя, но и для тех, кого любит.

4. Стадия формальных операций (с 11 до 15 лет )

В этом возрасте формируются начальные научные представления об окружающем мире без взаимосвязи с конкретной реальностью. Это значит, что ребенку уже не обязательно, да часто и просто невозможно, увидеть, потрогать, измерить объект изучения, чтобы понять его. Ведь на уроках он уже знакомится с химическими элементами, строением молекулы, законами физики. Кроме того, он становится способен к саморазвитию, самообучению. Он может сам сформулировать интересующий его вопрос, найти подходящий источник знаний, изучить ответ и применить полученные знания.

В этом возрасте у ребенка должна быть возможность побыть одному, самому позаниматься своими делами. Избыток опеки может затормозить саморазвитие и творчество.

Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста

Существует много методов диагностики умственных возможностей и интеллектуального развития ребенка. Для примера и понимания приведем несколько тестов, которые проходит дошкольник у психолога перед поступлением в в 1-ый класс.

Исследования развития памяти

  • Слуховая память
  • Зрительная память
  • Логическая память

Исследование развития мышления

Развитие мышления взаимосвязано с развитием памяти, внимания, двигательной активностью. У дошкольников этот процесс дополняется ростом его самопознания. Ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на мнение близких людей.

Тест для изучения самооценки у дошкольников (по Т.Д. Марциновской)

Предлагается рисунок лестницы из 7 ступенек. Посредине ее нужно расположить фигурку человека. Ребенку объясняют задание: видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше ставят хороших хороших детей; чем выше, тем лучше дети, на самой вершинке — самые хорошие. На какую ступеньку ты сам себя поставишь?” Оценка. Считается нормой, если дети предшкольного возраста ставят себя на ступеньку “очень хорошие” и даже “самые хорошие дети“. Положение любой из низших ступенек (тем более на самой низшей) говорит об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.

Исследования развития восприятия

При достаточно развитом восприятии дошкольник знает основные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат ) ,оценивает положение предметов в пространстве (выше — ниже, вправо — влево), мысленно находит часть целого и достраивает из фрагментов целые образы. Тест. Выделить части из целого по какому-либо признаку.Например, кошка: голова, лапы,туловище, хвост. Проще, если перед ребенком находится реальный предмет анализа. Сложнее разложение мысленного образа объекта. Определение более 60% частей предмета считается достаточным.

Исследования креативности

Творческие способности у детей могут проявляться по-разному. Предлагаемый тест (по А.Р. Лурия) оценивает степень владения обобщающими понятиями и оригинальность предлагаемых решений. Ребенку предлагается запомнить слова с помощью рисунков: к каждому слову или словосочетанию он сам рисует лаконичный эскиз, который потом помогает ему это слово воспроизвести (рисунок как средство для запоминания слова). Дается 10 слов (словосочетаний). Например, солнце, снег, веселый мальчик, грустная лошадка, вкусная сосиска и т.д. После прослушивания ряда слов и создания соответствующих рисунков ребенок по своим эскизам воспроизводит заданные слова Норма — 60% воспроизведенных слов. Самое главное, что хотелось бы донести по родителей — это то, что врожденные умственные способности не гарантируют ребенку отличных знаний и успешной карьеры в будущем. Очень важно не допустить появления у одаренного ребенка звездной болезни, которая не даст ему успешно и системно развиваться. Ребенка со средними и слабыми способностями нужно поддерживать, вселять уверенность в своих силах. Для этого следует много и доброжелательно общаться с ребенком, давать знания, развивать все стороны детской личности.

Человек с хорошим интеллектом, — это гарантия высокого качества жизни, достижении целей и задач, какими бы сложными они не были. Внушительный багаж знаний в самых различных сферах позволяет гораздо раньше добиться определенного успеха в профессиональной деятельности. Умственные способности следует развивать, начиная с самого раннего возраста, и тогда, человек к началу активной трудовой деятельности будет иметь высокий уровень интеллекта, что позволит решать задачи любой степени сложности.

Интеллект у дошкольников

Развитие интеллекта, — это путь к гармоничному воспитанию, развитию личности с богатым внутренним миром и отменным уровнем физической подготовки.

Умственное развитие дошкольников наряду с физическим совершенством, обеспечивают воспитание гармоничной личности. А не к этому ли стремятся все родители?

Развитие интеллекта означает высокий уровень адаптации ребенка к самым сложным ситуациям, опираясь на собственные силы, а также на степень его подготовленности к реальной жизни.

Интеллект, — это такое качество психики человека, которое охватывает практически все сферы деятельности: умственную, эмоциональную, физическую.

Интеллектуальное развитие дошкольников, — это первый этап важной и ответственной работы! Для чего нужно такое развитие? Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста обеспечивает способность ребенка в дальнейшем успешно обучаться, быстро и легко схватывал полученную информацию, запоминать тот или иной материал.

Хорошо развитое логическое мышление позволит в дальнейшем всесторонне развиваться и достичь такого уровня, который неподвластен другим людям.

Развитие интеллекта дошкольников

Развитие и совершенствование умственных способностей позволяют достичь высокого уровня подготовки и готовности к дальнейшему получению знаний, навыков и умений. У ребенка развивается логическое мышление, растут интеллектуальные способности.

Для того чтобы определить умственное развитие дошкольников, существует специальный диагностический материал. Это специальные тесты, которые позволяют определить уровень интеллекта (IQ – коэффициент умственного развития).

Логическое восприятие окружающего мира боле успешно происходит у ребенка в процессе различных подвижных игр. Полученную в таких играх информацию ребенок усваивает и перерабатывает под себя, получая новый материал для совершенствования.

Умственное воспитание должно стать приоритетным направлением, а способствовать этому будет логическое и игровое построение процесса обучения. Сейчас материал для организации занятий с детьми найти достаточно просто, главное – желание.

Отличный способ проводить логическое, и физическое совершенствование навыков и умений, развивать умственные способности – это использовать следующий материал: — логические игры, — считалки, обобщения, первые пробы составления словосочетаний, накопление словарного запаса, — Настольные или компьютерные игры, направленные то, чтобы повысить уровень интеллекта и развитие логики.

Интеллектуальные способности у ребенка развиваются гораздо лучше и закрепляются прочнее, если происходит это в игровой обстановке, легко и ненавязчиво. Сухой, строгий материал, подаваемый в требовательной форме, не всегда хорошо влияет на логическое мышление, способность воспринимать окружающий мир, используя для этого развитые личные умственные способности ребенка.

Логическое восприятие окружающей действительности развивается одновременно с ростом ребенка.

Факторы, влияющие на интеллектуальные способности ребенка.

Умственные способности дошкольника зависят от ряда факторов, на которые необходимо опираться, подбирая материал для составления программы развития. Возрастные изменения Приблизительно с 6-илетнего возраста, преобладающим становится когнитивное развитие дошкольников.

Представление об окружающем мире ребенок получает теперь на основе эгоцентрического и магического мышления. Логическое же восприятие переходит на второй план. Следовательно, должен измениться и материал, по которому с детьми необходимо продолжать обучение и развитие.

Отличный способ продолжать обучение и развитие – различные настольные игры, такие, что заставляют думать, напрягать память, запоминать, сопоставлять и немного анализировать. Вы можете начинать с обыкновенных крестиков-ноликов, и не сомневаться, что полученный в этих играх интеллектуальный материал поспособствует развитию интеллекта. Кто знает, может ваш малыш станет выдающимся мастером такой сложной и увлекательной логической игры, как шахматы.

Не забывайте о важности достижения полноценного физического уровня подготовленности дошкольника.

Вывод - Умственное воспитание, наряду с интеллектуальным развитием, совершенствованием логики и т. п., позволят воспитать гармоничную личность.

Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. Младшие дошкольники играют в основном в одиночку. Они еще не умеют договариваться между.

Развитие логического мышления в дошкольном возрасте Большинство людей хотят добиться в своей жизни определенных успехов и высот, а также, чтобы и их дети были успешны. Важно понимать, что.

Развитие математических представлений в дошкольном возрасте Развитие математических представлений в дошкольном возрасте. Цель: создать оптимальные условия для математического развития дошкольников;.

Развитие речи в старшем дошкольном возрасте Речь представляет собой сложную систему, которая включает в себя внутреннюю речь и внешнюю речь. В свою очередь внешняя речь подразделяется.

Сенсорное развитие детей в раннем дошкольном возрасте

Сенсорное развитие детей в раннем дошкольном возрасте Цель: заинтересовать родителей в развитии мелкой моторики и сенсорному воспитанию детей. Задачи: 1. Повысить уровень знаний у родителей.

Интеллект — одна из важнейших особенностей человеческой психики. И, хотите верьте, хотите нет, его развитие напрямую связано с формированием головного мозга. Поэтому то, как мыслит ребёнок, качественно отличается от того, как это делает взрослый, ведь в разном возрасте активнее прочих работают разные отделы мозга.

У детей это мозговой ствол (отвечает за сердцебиение, кровяное давление, температуру тела, восприятие вкуса, мимику) и средний мозг (регулирует сон, аппетит и насыщение). А у взрослых — лимбическая система (контролирует эмоциональные реакции, речь, процесс обучения, обоняние) и кора больших полушарий головного мозга (управляет мышлением, осознанным поведением, мотивацией).

Новорождённые (до 2 лет)

Жан Пиаже назвал этот этап периодом сенсомоторных операций. Это значит, что ребёнок учится более или менее осознанно воспринимать внешний мир и физически взаимодействовать с ним. Дети экспериментируют с окружающими предметами и обнаруживают связь между своими действиями и определёнными последствиями.

В первый месяц жизни младенца его интеллектуальные способности сильно ограниченны: полноценно работают только врождённые рефлексы. К четырём месяцам он осваивает простые навыки вроде сосания пальца. Правда, делает это всё ещё интуитивно. Зато уже в год ребёнок может вполне осознанно привлечь внимание мамы с помощью звуков, зная, что она его покормит или возьмёт на ручки.

На этом этапе мозг младенца в четыре раза меньше мозга взрослого человека. Тем не менее каждую секунду в нём формируются миллионы синапсов. Мозг развивается настолько стремительно, что уже в три года его объём составляет 90% от взрослого.

Из чего состоит мозг?

  • Нейроны — клетки-кирпичики, из них формируются различные отделы мозга, то самое серое вещество. Они передают друг другу электрические и химические сигналы, с помощью которых обмениваются информацией. Их очень много — порядка ста миллиардов.
  • Синапсы — специальные связи, которые образуются между двумя нейронами. У каждой клетки больше тысячи синапсов, так что их количество превышает сто триллионов.
  • Миелин — белое вещество, из которого состоит проводящая электрические импульсы оболочка нейронов. Клетки начинают активно обрастать им в 10–11 лет и благодаря ему передают сигналы в несколько раз быстрее.

Дети (от 2 до 11 лет)

На период подготовки и организации конкретных операций (именно так его назвал Пиаже) приходится активное развитие памяти и логических способностей, закладываются основы социального и эмоционального интеллекта. А мозг работает в два раза активнее, чем у взрослых, — он потребляет до 50% всего кислорода, поступающего в организм.

В три года ребёнок обычно становится строптивым, начинает активно проявлять собственную волю и желания

Может быть непросто, но в это время важно дать ему свободу самостоятельно принимать решения — выбирать, чем заняться, в чём пойти на прогулку. Так он будет чувствовать, что родители его уважают, а это очень важно для развития эмоционального интеллекта.

В этом же возрасте становится понятно, как ребёнку проще и интереснее учиться, общаться, усваивать новую информацию. С помощью простого теста родители могут выяснить ведущий способ познания ребёнка — аудиал, визуал или кинестетик. Благодаря этой информации можно будет индивидуально подбирать задания и способы обучения, которые подойдут конкретным детям.

До семи-восьми лет детям свойственно эгоцентричное поведение и мышление. И да, эгоцентризм — совсем не то же самое, что эгоизм. В этом возрасте дети просто не могут представить, что их точка зрения не единственно верная, а лишь одна из многих. Самый наглядный пример — эксперимент самого Пиаже.

Ребёнок сидит за столом, на котором стоят три пирамидки разной высоты. Напротив него сидит кукла. Ребёнку предлагают выбрать из нескольких предложенных картинок ту, которая показывает расположение пирамид с точки зрения куклы. Он выбирает ту, которая соответствует тому, что он видит сам, потому что не может представить себе взгляд со стороны.

Игры становятся интереснее: теперь дети могут оперировать не только конкретными физическими предметами, но и символами. Что это значит на практике? Коробка может стать столом для кукольного чаепития, шалашом, черепашьим панцирем — в общем, чем угодно хотя бы отдалённо похожим на картонный параллелепипед.

А поговорить?

В раннем возрасте детям больше всего свойственна эгоцентрическая речь. Она не направлена на собеседника, но очень важна для развития интеллекта. Особенно много её у детей 3–5 лет. Она бывает разной:

К восьми годам ребёнка становится сложно удивить примитивными фокусами, которые могли на ура работать раньше. Всё потому, что он осваивает понятия обратимости и сохранения вещества. Выясняется, что вода запросто превращается и в лёд, и в пар и дело тут не в том, что папа волшебник.

В этом же возрасте логическое мышление позволяет ребёнку увлечься животными, динозаврами, насекомыми, растениями — он начинает классифицировать объекты, выстраивать между ними иерархические отношения. Отсюда и глубокая обеспокоенность вопросом, победит ли волк тигра, а динозавр — дракона.

Подростки (от 11 лет)

В 11 лет синаптические связи начинают вызревать — то есть те, которыми человек мало пользуется, распадаются. Остаются только наиболее эффективные. Проще говоря, если ребёнок знает тысячу и один способ неправильно держать ручку, то в этом возрасте он постепенно забудет их, останется лишь самый удобный (или правильный).

Мышление ребёнка становится всё более абстрактным, он начинает выдвигать гипотезы, проводить мысленные эксперименты, осознанно рассуждать и делать логические заключения. Именно поэтому уравнения (с загадочными буквами вместо вполне понятных цифр) начинают проходить в 3–4-х классах, когда большинству детей как раз исполняется 11.

как развить интеллект у ребенка

Дошкольный возраст как копилка знаний, умений, навыков, способностей для будущей жизни человека. И чем раньше мы начнём наполнять эту копилку, тем больше сможем вложить в наших детей.

Предлагаем рассмотреть подробнее, зачем развивать интеллект ребёнка и как сделать это легко и непринужденно.

Содержание статьи:

Что такое интеллект

что такое интеллект у детей

Интеллект позволяет воспринимать новую информацию, запоминать, анализировать, решать проблемы, адаптироваться к изменяющимся условиям. Если кратко, интеллект – это способность решать различные задачи, благодаря умственным способностям человека.

Рассмотрим ряд факторов, которые способствуют развитию интеллекта у детей.

1. Фактор возраста

Занимайтесь развитием iq малыша с учётом его возрастных особенностей.

  • Ребёнок с рождения до 2 лет приспосабливается к миру с помощью органов чувств, учится коммуницировать с окружающими доступными ему способами: криком, плачем, звуками.
  • Развитие интеллекта у детей дошкольного возраста (2-7 лет) происходит наиболее активно из-за природного любопытства ко всему новому. Дошкольник уже имеет свои представления об окружающем мире, но ещё не способен анализировать точки зрения, отличные от его.
  • Школьник 7-11 лет способен мыслить логически в знакомых ситуациях. В этом возрасте пока не развито абстрактное мышление, нет способности к обобщению.
  • В 12 лет сформированы базовые навыки: конкретное и абстрактное мышление, построение гипотез, обобщение.

Таким образом, период от 2 до 12 лет наиболее благоприятный для интенсивного развития ума ребёнка.

2.Фактор непрерывности

Тренировать мозг, как и тело, необходимо регулярно. Открывайте для ребёнка новые грани мира каждый день, и интеллектуальные способности будут расти вместе с ним. Важное правило: лучше понемногу, но постоянно, чем много и редко.

3. Фактор новизны

Благотворный способ повышения интеллекта – занятия незнакомой деятельностью. Это формирует новые нейронные связи, заставляет мозг работать интенсивнее.

До 7 лет процесс формирования интеллекта идёт очень активно, поэтому родитель должен дать возможность ребёнку получить различный опыт взаимодействия с миром. Полученные нейронные пути являются основой умственных способностей. В связи с этим важно не только повторять полученные знания, но и осваивать новые.

4. Фактор качества

Высокий уровень образование детей – хорошая профилактика заболеваний головного мозга. В медицине это обосновывается тем, что при развитии ткани мозга происходит замещение отмирающих клеток на новые.

5. Фактор здорового образа жизни

Немаловажным условием интеллектуального развития дошкольников является тот образ жизни, при котором ребёнок имеет возможность развиваться. Это здоровое сбалансированное питание, физическая активность, экология, минимизация стрессов.

Приучение ребёнка к активной жизни – ещё один способ улучшить интеллект. Физически развитые дети быстрее овладевают крупной и мелкой моторикой, а та, в свою очередь, активно воздействует на структуры мозга.

6. Фактор социализации

Коллектив детей и взрослых в детском саду способствует интенсивной социализации ребёнка.

Помимо общения со сверстниками и воспитателями, ребёнок получает знания из различных областей: речевой, художественно-эстетической, познавательной, физической и социально-коммуникативной. Такая насыщенная среда благотворно влияет на повышение интеллекта у ребёнка.

7. Фактор мотивации

8. Фактор чтения

Привить ребёнку любовь к чтению – весомый вклад в его интеллект. При чтении задействуются психические процессы: воображение, восприятие, внимание, мышление, память, развивается речь. Совместное чтение к тому же положительно сказывается на эмоциональном развитии ребёнка, а также сближает участников процесса.

9. Фактор развивающих игр

Игры, развивающие интеллект, для детей являются необходимым условием, так как игра – наиболее подходящая деятельность для дошкольника.

Выбирая игрушки или игры, стоит опираться на их функцию, отдавая предпочтение развивающим: конструкторам, паззлам, различным головоломкам.

Необязательно приобретать дорогостоящие игрушки, иногда самые обычные вещи способны стимулировать мышление и фантазию ребёнка. Они ещё называются предметами-заместителями. Например, кубиком можно заменить утюг, палочкой – градусник.

Когда ребёнок учится использовать предметы-заместители в игре, он проговаривает свои действия, чтобы было понятно, что именно он замещает. Такой формат игры развивает речь, обобщает имеющийся опыт ребенка, стимулирует воображение.

Интеллектуальные игры и упражнения

10. Фактор общения

Общение с ребёнком имеет важнейшее значение для многих сфер его жизни: социальной, эмоциональной, интеллектуальной.

Ребёнок, находясь в утробе матери, уже различает её речь, поэтому с самого раннего возраста важно общаться с малышом.

11. Фактор эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект – способность понимать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и управлять ими.

Эмоциональный интеллект неразрывно связан с умственным интеллектом. При принятии решений люди часто руководствуются именно эмоциональным интеллектом, поддаваясь эмоциям и чувствам. Поэтому важно с раннего возраста учить ребёнка понимать свои эмоции, учиться их не подавлять, находить общий язык с другими людьми. Подробнее про развитие эмоционального интеллекта можно узнать здесь.

Вывод

Наша миссия – бережное развитие ребёнка в атмосфере свободы, доверия и принятия индивидуальности. Если ваши взгляды на развитие ребёнка совпадают с нашими, добро пожаловать!

Читайте также: