Высокий ренессанс в средней италии кратко

Обновлено: 18.05.2024

Искусство Высокого Возрождения развивалось в первые три десятилетия XVI века. Этот период называют "Золотым веком" итальянского искусства. Хронологически он был кратким , и только в Венеции он продлился дольше, вплоть до середины столетия.

Социально-экономические условия

Высочайший подъём культуры происходил в сложнейший исторический период жизни Италии, в условиях резкого экономического и политического ослабления итальянских государств, вызванного открытием Америки и новых торговых путей в Индию и, как следствие, потерей роли важнейших тоговых центров. Среди других причин - разобщённость и постоянная междоусобная вражда итальянских государств, которые делали их лёгкой добычей крепнущих централизованных северо-западных государств.

Вторжение в 1494 году французских войск, опустошительные войны первых десятилетий XVI века, разгром Рима ослабили Италию. Происходит перемещение внутри страны капиталов из торговли и промышленности в земледелие, постепенное превращение буржуазии в сословие земельных собственников, заинтересованных в сохранении феодальных порядков. Всё это способствовало распространению феодальной реакции. Однако именно в этот период, когда над страной нависла угроза её полного порабощения иноземцами, росло национальное самосознание.

В этих сложных условиях первых десятилетий XVI века сформировались принципы культуры и искусство нового стиля.

Особенности искусства Высокого Возрождения

Искусство Высокого Возрождения. Леонардо да Винчи. Автопортрет.

Искусство Высокого Возрождения. Леонардо да Винчи. Автопортрет.

Отличительной особенностью культуры Высокого Возрождения было необычайное расширение общественного кругозора ее создателей, масштабность их представлений о мире и космосе. Меняется взгляд на человека и его отношение к миру. Сам тип художника, его мировоззрение, положение в обществе решительно отличаются от того, которое занимали мастера 15 века, еще во многом связанные с сословием ремесленников. Художники Высокого Возрождения — не только люди огромной культуры, но творческие личности, свободные от рамок цехового устоя, заставляющие считаться со своими замыслами представителей правящих классов.

В центре этого искусства, обобщённого по художественному языку, - образ идеально прекрасного человека, совершенного физически и духовно, образ человека-героя, сумевшего подняться над уровнем повседневности. Во имя этого обобщённого образа, во имя стремления к гармоническому синтезу прекрасных сторон жизни искусство Высокого Возрождения отрешается от частностей, незначительных подробностей. В основе такого искусства лежит всепоглощающая вера в безграничные возможности человека по самоусовершенствованию, самоутверждению, вера в разумное устройство мира, в торжество прогресса. На первый план выдвинулись проблемы гражданнского долга, высоких моральных качеств, подвига.

Создателями этого глубоко гуманистического искусства были люди не только огромной культуры, широкого кругозора, но и творческие личности, свободные от рамок средневекового цехового устоя. Эпоха породила творческие индивидуальности, в которых наблюдается синтез науки и искусства. Титанами называли впоследствии великих творцов Высокого ВОзрождения.В своём творчестве они достигли таких высот, каких ни до, ни после них не удалось достичь ни одной эпохе. Каждый из них - целый мир, законченный, совершенный, впитавший с себя все знания, все достижения предыдущих веков и вознёсших их на вершину искусства.

Еще до своего обнаружения и четкого выявления некоторые черты стиля Высокого Возрождения как бы подспудно содержатся в искусстве Раннего Ренессанса. Подчас отдельные тенденции, предвосхищая искусство Высокого Возрождения, пробиваются наружу, сказываясь то в стремлении того или иного живописца и скульптора XV в. к повышенной степени художественного обобщения, к освобождению от власти подробностей, то в утверждении собирательного образа вместо эмпирического следования натуре, наконец, в приверженности к образам монументального характера. В этом смысле такие мастера, как Мазаччо, Кастаньо, Пьеро делла Франческа, Мантенья, — это как бы последовательные вехи искусства Раннего Возрождения на пути к новому стилю.

И все же само искусство Высокого Возрождения возникает не в процессе плавной эволюции, а в результате резкого качественного скачка, отделяющего его от предшествующего этапа. Переходные формы между искусством этих двух периодов выражены в творчестве лишь очень немногих мастеров. За единичными исключениями, художники Раннего Возродения как бы уже родились таковыми, точно так же как те из живописцев XV в., которые продолжали работать в первые десятилетия XVI в. (в их числе Боттичелли, Мантенья, Лука Синьорелли, Пьеро ди Козимо, Перуджино), по-прежнему оставались в своем искусстве художниками Раннего Ренессанса.

Леонардо да Винчи

Искусство Высокого Возрождения. Леонардо да Винчи. Мадонна в гроте.

Искусство Высокого Возрождения. Леонардо да Винчи. Мадонна в гроте.

По существу, в качестве основателя искусства Высокого Ренессанса выступил один мастер, Леонардо да Винчи, и глубоко симптоматично, что он, как никто другой, оказался во всеоружии высших достижений материальной и духовной культуры своего времени во всех ее областях. Вклад Леонардо в искусство Высокого Возрождения можно сопоставить с ролью Джотто и Мазаччо, зачинателей предшествующих этапов ренессансного искусства, с тем отличием, что соответственно условиям новой эпохи и большему размаху дарования Леонардо значение его искусства стало несравненно более широким.

Леонардо был живописцем, ваятелем, зодчим, певцом и музыкантом, стихотворцем-импровизатором, теоретиком искусства, театральным постановщиком и баснописцем, философом и математиком, инженером, механиком-изобретателем, физиком и астрономом, анатомом и оптиком, геологом, зоологом, ботаником, и всё это не исчерпывает его занятий.

Искусство для Леонардо было средством познания мира, познания человека. Он считал природу наставницей и в своём творчестве исходил их конкретной действительности, отталкивался от неё. Он постоянно экспериментировал с красками, стремясь раскрыть таящиеся в них возможности в передаче света и тени, живописных нюансов, почти незаметных переходов тона в тон. Огромное значение для всего его творчества и всей последующей живописи имело сделанное им открытие неустойчивости, изенчивости, текучести видимого мира и способа передачи её в картине.

Этот переворот, где до него царила незыблемая и самодовлеющая линия, он назвал "пропаданием очертаний". Переходя от теоретичесих размышлений к практике, Леонардо начинает применять своё знаменитое "сфумато" - "дымчатую светотень", оптическое впечатление в духе импрессионизма. В его полотнах это нежный полусвет с мягкой гаммой тонов молочно-серебристых, голубоватых, иногда с зеленоватыми переливами, в которых линия становится как бы воздушной.

Искусство и наука для Леонардо существовали нераздельно. Масштаб пропорций человеческой фигуры он связал с квадратом, длина которого определена длиной человеческого тела и включает в себя систему делений, позволяющую установить размеры с помощью циркуля в отношении от 1/2 до 1/96 фигуры. Он выразил это в виде "квадратуры круга" и "витрувианского человека". Он ввёл термин "золотое сечение" для гармонического деления отрезка, известного ещё в античности и узнанного в средневековой Европе из арабского перевода "Начал" Евклида.

Наиболее известные картины Леонардо, повлиявшие на развитие всего европейского искусства: "Мадонна в гроте" - первый монументальный алтарный образ Высокого Возрождения; "Тайная вечеря", портрет Моны Лизы - "Джоконда".

Рафаэль Санти

Искусство Высокого Возрождения. Рафаэль Санти. Сикстинская Мадонна.

Искусство Высокого Возрождения. Рафаэль Санти. Сикстинская Мадонна.

Следующим титаном Высокого Возрождения был Рафаэль Санти, младший современник Леонардо да Винчи. В его творчестве с наибольшей ясностью воплотились гуманистические идеалы Высокого Возрождения о прекрасном и совершенном человеке, живущем в гармонии с миром, характерные для эпохи идеалы жизнеутверждающей красоты.

Рафаэль оставил заметный след и в итальянской архитектуре. Среди его построек — маленькая церковь Сан'Элиджо дельи Орефичи (заложена ок. 1509) с ее строгим интерьером, капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (заложена ок. 1512) интерьер которой являет пример редкого даже для эпохи Возрождения единства архитектурного решения и декора, разработанного Рафаэлем, — росписей, мозаики, скульптуры, и недостроенная вилла Мадама.

Рафаэль оказал огромное влияние на последующее развитие итальянской и европейской живописи, став наряду с мастерами античности высшим образцом художественного совершенства.

Микеланджело Буонаротти

Искусство Высокого Возрождения.Микеланджело. Сотворение Адама. Деталь росписи сикстинской капеллы.

Искусство Высокого Возрождения.Микеланджело.
Сотворение Адама. Деталь росписи сикстинской капеллы.

Творчество третьего титана Высокого Возрождния - Микеланджело Буонаротти (1475-1564) - явилось его кульминацией и в то же время отражением глубоких противоречий культуры эпохи. Первая половина его творчества приходится на период расцвета искусства Ренессанса, а вторая - на годы феодально-католической реакции.

Позднее творчество Микеланджело отмеченео тревогой, сознанием бренности бытия, углублением в скорбные думы, порой отчаянием. Глубокий пессимизм, охвативший его перед лицом гибели в Италии политических и гражданских свобод, кризиса ренессансного гуманизма, отразился в образном строе скульптур усыпальницы Медичи - в тяжком раздумье и бесцельном движении лишенных портретных черт статуй герцогов Лоренцо и Джулиано, в драматическом символизме четырех фигур, изображающих “Вечер”, “Ночь”, “Утро” и “День” и олицетворяющих необратимость течения времени. Поздние живописные произведения мастера поражают трагической силой образов (фреска “Страшный Суд” на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане, 1536-1541), пронизаны горькими размышлениями о тщете человеческой жизни, о мучительной безнадежности поисков истины (отчасти предвосхищающие живопись барокко росписи капеллы Паолина в Ватикане, 1542-1550).

Статья подготовлена с использованием материалов из следующих источников:

Итак,Возрождение делят на 5 этапов:

  1. Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
  2. Раннее Возрождение (1410/1425 года XV века — конец XV века)
  3. Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
  4. Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века)
  5. Северное Возрождение — XVI век

Проторенессанс тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения.Центральной фигурой живописи стал Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.

Проторенессанс

Джотто .Оплакивание. Ок. 1305—1308

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 1

Джотто.Бегство в Египет.1304-1306

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 2

Джотто. Воскрешение лазаря.1304-1306.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 3

Раннее Возрождение

Мазаччо ."Чудо со статиром", около 1427-1428 года.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 4

Фра Филиппо Липпи. Мадонна дель Росси (прибл.1465)

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 5

Фра Анжелико . Ангелы подают пищу монахам.Работал во Флоренции с 1417 — Рим, 1455

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 6

Учелло. Портрет молодого человека. 1450 г.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 7

Сандро Ботичелли. Рождение Венеры.1482-1486.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 8

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 9

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 10

Микеланджело Буаноротти.Сотворение Адама.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 11

Леонардо да Винчи. Джоконда (Мона Лиза)1514 - 1515

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 12

Леонардо да Винчи. Автопортрет.После 1515

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 13

Леонардо да Винчи.Фрагмент полотна "Благовещение", 1497

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 14

Леонардо да Винчи.Портрет Джиневры де Бенчи. 1474.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 15

Леонардо да Винчи.Дама с горностаем. 1483-1490

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 16

Фрагмент полотна Леонардо да Винчи "Дама с горностаем".

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 17

Леонардо да Винчи.Рисунки.Голова женщины.1500?

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 18

Леонардо да Винчи.Мадонна Литта.1490-1491

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 19

Эскиз драпировки для сидящей фигуры

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 20

Рисунок Леонардо да Винчи

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 21

Из рисунков Леонардо да Винчи

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 22

Механизмы Леонардо да Винчи

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 23

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 24

Рафаэль Санти . Сикстинская мадонна. 1512-1515.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 25

Рафаэль Санти.Дама с покрывалом.1516г

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 26

Рафаэль Санти.Портрет кардинала. 1510-1512

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 27

Рафаэль Санти. Автопортрет.Фрагмент.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 28

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 29

Рафаэль Санти. Мадонна в кресле.1514год

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 30

Тициан.Динарий кесаря.1516год

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 31

Тициан.Юноша с перчаткой.1520год.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 32

Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы. Некоторые исследователи причисляют к Позднему Возрождению и 1630-е, но эта позиция вызывает споры среди искусствоведов и историков. Искусство и культура этого времени настолько разнообразны по своим проявлениям, что сводить их к одному знаменателю можно только с большой долей условности.

Паоло Веронезе . Муза лирой.1560-1561

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 33

Паоло Веронезе.Марс и Венера с купидоном и лошадью.1570-е гг.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 34

Паоло Веронезе.Сатурн(время) и История.1560-1561

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 35

Бронзино. Элеонора Толедская с сыном.Ок.1545

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 36

Бронзино.Портрет Биа Медичи, дочери Козимо I, 1542

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 37

Бронзино.Элеонора Толедская. ок. 1545.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 38

Северное Возрождение

Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко.

Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть "Северное Возрождение".

Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.

Выдающиеся представители — Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший,Питер Брейгель Старший. Предренессансным духом проникнуты и некоторые произведения мастеров поздней готики, таких, как Ян ван Эйк и Ганс Мемлинг.

Эпоха Возрождения или Ренессанс имеет мировое значение для истории культуры Европы, так как в этот период происходит настоящее возрождение всех видов деятельности. Италия переживает Ренессанс в XV-XVI веках.

Итальянский Ренессанс (XV-XVI вв.)

Отличительная черта эпохи Возрождения - это светский характер культуры, ее гуманизм и антропоцентризм. В этот период каждый лорд и принц стремится показать свою важность и свое богатство, украшая и облагораживая дворец или город, в котором он живет. Наибольший расцвет искусства и культуры приходится на Флоренцию, которая под предводительством семьи Медичи, и особенно Лоренцо Великолепного, стала богата памятниками, церквями и дворцами. Но и во многих других городах Италии также начали создаваться произведения искусства неоценимой важности, которые сделали Италию одной из самых богатых стран мира в культурном смысле.

Великих художников пятнадцатого века много - это Брунеллески, Донателло, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Мантенья, Боттичелли и другие - но гениев шестнадцатого века всего трое - Леонардо, Микеланджело и Рафаэль. Также достоин величайшего внимания Тициан. Эти великие художники пытаются преодолеть жесткий рационализм и перспективно-геометрические нормы для новой цели - непосредственного исследования природы. Рассмотрим самых значимых художников, архитекторов и гениев итальянского Ренессанса и их великие шедевры.

Филиппо Брунеллески (Флоренция, 1377 - 1446 гг.) – итальянский архитектор и скульптор эпохи Возрождения. Он обучался во Флоренции, но в Риме изучал структуры древней архитектуры, в особенности строение свода. Его шедевр это купол Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, грандиозный купол (90 м в высоту и 42 м в диаметре) в каменной кладке. Чтобы уменьшить его вес, художнику пришла гениальная идея: он построил его в восьмиугольной форме, оставив пустое пространство между внешней и внутренней оболочкой купола, которое заканчивается заостренным концом (согласно готическому стилю), и вводит барабан. Знаменитый купол красного цвета стал символом Флоренции, и как бы парит над всем городом.

Донателло (Флоренция, 1386-1466 гг.) – считается важнейшим скульптором XV века, а также является основоположником индивидуализированного скульптурного портрета. Донателло интерпретирует классический дух как исследование человеческого тела в его реальности, то есть так, как оно есть без всякого приукрашивания. Для этого он всегда использовал обычных людей с улицы в качестве моделей. Его шедевром считается Давид, бронзовая статуя, в которой вы можете увидеть сплав воссоздания античности и беспокойства эпохи Возрождения в непрерывной игре света и тени.

Мазаччо (Сан-Джованни-Вальдарно, 1401 - Рим, 1428 гг.) – знаменитый итальянский живописец, крупнейший мастер флорентийской школы, реформатор живописи эпохи Ренессанса. Мазаччо интерпретирует новое ощущение пространства в соответствии с законами перспективы и изучает свет, который, играя с тенями, дает телам облегчение и подчеркивает эмоциональную напряженность его фигур. Среди его самых важных работ - фрески в капелле Бранкаччи во Флоренции.

Пьеро делла Франческо (Борго-Сансеполькро, 1416/17-1492 гг.) – итальянский художник и теоретик, устанавливающий правила перспективы с геометрической точностью. Атмосфера его картин редко бывает драматичной, а фигуры кажутся бесстрастными, но это подчеркивает торжественность сцен. Среди его лучших работ - Алтарь Монтефельтро, также называемый Мадонна дель Уово (итал. uovo - яйцо), потому что яйцо, свисающее с апсиды, является символом жизни. Эта работа считается наиболее представительной картиной итальянской живописи пятнадцатого века.

Большинство персонажей эпохи Возрождения были экспертами во многих дисциплинах, но настоящий универсальный гений – Леонардо да Винчи (Винчи, Флоренция, 1452 г. - Амбуаз, 1519 г.), одновременно художник, ученый, инженер, литератор. Да Винчи утверждает, что для того, чтобы раскрыть тайну вещей, нужно внимательно наблюдать за ними, поэтому он оставил много набросков и рисунков, которые раскрывают его способность наблюдать даже самые маленькие природные явления - он изучает и воспроизводит полет птиц, растений, человеческое тело и конструирует летательные аппараты, новое оружие и всевозможные изобретения.

В Ватикане он расписал фресками Сикстинскую капеллу - титаническое произведение, стоившее ему десяти лет усилий и вызвавшее серьезные проблемы со зрением: гигантские фигуры на фреске ясно выражают беспокойство его измученной души. Наконец, среди его работ как архитектора следует упомянуть грандиозный купол Сан-Пьетро.

Рафаэль Санти (Урбино, 1483 г. - Рим, 1520 г.) – итальянский живописец, график и архитектор умбрийской, а затем римской, школы. Один из ярчайших представителей искусства эпохи Высокого Возрождения. За свою недолгую жизнь он стал одним из самых прославленных и богатых художников Италии. Рафаэль был сыном художника, от которого он получил свое первое художественное образование, прославился в очень молодом возрасте. В своих картинах он выражает классический идеал безмятежной и гармоничной красоты. Он работает во Флоренции, где пишет множество милых Мадонн, и в Риме, где расписывает залы Ватикана, знаменитые Станцы Рафаэля, с гармонично расположенными сценами на симметричном фоне.

Эпоха Возрождения в Италии - это период великих перемен и достижений. Самыми известными достижениями итальянского Возрождения являются произведения изобразительного искусства и архитектуры, но этот период также значим расцветом в литературе, музыке, философии и в различных науках. Наивысшие произведения и шедевры художников Возрождения связаны не только с Флоренцией, но и с Римом, поскольку именно в Вечном городе они могли ощутить непосредственное воздействие наследия античной культуры. Итальянская живопись эпохи Возрождения оказала доминирующее влияние на европейскую живопись на многие столетия.


Архитектура эпохи Возрождения (Ренессанса) — это тот период европейской архитектуры, и итальянской архитектуры в частности, который начал развиваться с XV столетия во Флоренции.
Среди политических и культурных факторов, повлиявших на это новое направление в искусстве и архитектуре, было установление олигархического режима, синьории, и развитие гуманизма с его характерным интересом к античности, который проявился в подробном изучении форм древнеримской философии и архитектуры. Период этот длился почти два столетия и его принято разделять на Раннее и Позднее (Высокое) Возрождение, выделяя их различные стилистические особенности.

Исторический контекст эпохи Возрождения в Италии


Возрождение было исключительно итальянским явлением, поэтому необходимо понимать специфику исторического контекста развития политической, экономической и культурной жизни полуострова.

В начале XV века Италия была разделена на пять крупных государств — Королевство Неаполя, Папское государство, Республика Тоскана, Венецианская Республика и герцогство Милана. Эти государства, в свою очередь, были окружены многочисленными герцогствами и малыми республиками, такими как герцогство Урбино, герцогство Мантуи, Республика Сиена и др.
В пятнадцатом веке Флоренция укрепила свою экономическую мощь с помощью динамичной и инновационной производственной организации промышленной, торговой и банковской отраслей. Подъем буржуазии привел к смене вкусов и тенденций, которые воплотились в строительстве внушительных величественных вилл, дворцов и церквей, сменивших средневековую башенную архитектуру. Именно поэтому Флоренция стала символом ухода от готики и обращения к новому языку искусства, созданному такими гениями как Филиппо Брунеллески в архитектуре, Масаччо в живописи и Донателло в скульптуре, при постоянном меценатстве таких семей как Медичи, Гонзаго, Эстенсе.

В литературе становление Ренессанса способствовало обращению к классическим текстам такими литераторами как Франческо Петрарка и его последователями флорентийского происхождения. Гуманисты, в отличии от средневековых монахов, которые сосредоточивали свое внимание исключительно на теологических аспектах, обращались к интерпретации и критическому анализу античных трудов.

В XV столетии развитие стиля Ренессанса в архитектуре смещается в Рим. В этот раз, в отличии от своего флорентийского периода, Ренессанс приобрел совершенно другой контекст, найдя плодотворную почву в проектах реорганизации папского центра.

Особенности архитектуры Возрождения (Ренессанса)


Несмотря на то, что термин Возрождение (Ренессанс) начал широко использоваться лишь в XIX веке, упоминать о возрождении начал еще Джоржио Вазари (1511-1574), основоположник современного искусствознания, в своих «Жизнеописаниях«, описывая новый культурный взгляд, возникший в 1400-х годах, который перейдет в следующее столетие в более усовершенствованном своем варианте.

В целом можно сказать, что основой Ренессанса, эпохи возрождения в архитектуре и искусстве, стала переоценка человека как личности, наделенной творческой и интеллектуальной силой. Такое новое отношение было в основе течения Гуманизма, которое привело к пересмотру самой роли человека во вселенной. В результате изменилось отношение и к художнику, получившему в этот период роль индивидуального творца. В средние века архитектор, по сути, считался руководителем строительных работ. Предшествующий строительству проект не рассматривался как что-то отдельное или, по крайней мере, не отличался от этапа реализации.

Архитектура раннего Возрождения

Филиппо Брунеллески


Главным событием, ознаменовавшем переломный момент в архитектуре, принято считать строительство купола Санта-Марии-дель-Фьоре во Флоренции. Проект собора, выполненный Арнольфо ди Камбио, предусматривал строительство величественной церкви. Даже Джотто, своей знаменитой колокольней, внес вклад в создание образа символа Флоренции. Строительство купола, однако, оказалось серьезной проблемой — несмотря на то, что основная часть строительства собора уже была завершена в начале XV века, купола на нем все еще не было. Проблему решил Филиппо Брунеллески (1377-1446), спроектировав в 1420-м году купол по инновационному самоподдерживающемуся принципу строительства. Решение было найдено им благодаря изучению древнеримской архитектуры и натурного моделирования. Он изобрел механизмы, позволяющие поднимать на большую высоту целые секции купола, практически без использования лесов. В итоге получился двухслойный восьмигранный купол, весом 37 тонн, диаметром 42 метра и выстотой 91м от пола, покрытый темно-красной черепицей, связанный крепкими белыми ребрами. Купол Брунеллески в последствии станет образцом для строительства многих известных зданий архитектуры Возрождения в Италии и в Европе.


Леон Баттиста Альберти


Архитектура позднего Возрождения

В XVI веке продолжается и совершенствуется стиль Возрождение, начатый в XV веке. В архитектуре периода Возрождения стремление восстановить классические ценности, определившееся в прошлом веке, было теперь обогащено собственным к нему подходом великих творцов того времени.

От Браманте до Микеланжело


В Риме папа Юлий II, избранный в 1513 году, открыл сезон великих созданий архитектуры Возрождения в Италии. Одним из событий, наиболее характерных для этого периода, несомненно, был конкурс на строительство Собора Святого Петра в Риме. Главная церковь Ватикана имела огромное символическое значение, и участвовать в ее строительстве было амбициозной целью многих великих архитекторов того времени. В конкурсе участвовали такие известные имена, как Рафаэль и Микеланджело, Сангалло, Перуцци и Браманте.

В начале XVI века базилика Святого Петра в Ватикане, времен Константина, имела размеры, не соответствующие ее значимости, все более укреплявшегося в течении столетий. По указу Папы Юлия II прежняя базилика была снесена и на ее месте архитектору Донато Браманте (1444-1514) было доверено возвести масштабный собор внушительных размеров. По плану Браманте новый собор был выполнен в форме греческого креста, увенчанного большим куполом на пересечении четырех частей. Но работа Браманте осталась незавершенной. Вместо его плана были выдвинуты новые решения архитекторов, оставивших свой след в строительстве знаменитого собора.
Проект Рафаэля предлагал возвращение к продольному плану церкви. Позднее, Антониу да Сангалло Младший подготовил проект, который предусматривал создание гибрида между зданием с центральным планом и зданием с продольным планом, добавив к первоначальному проекту Браманте вход в передний корпус, суженный с обеих сторон двумя башнями. Наконец, Микеланджело, художник, скульптор и архитектор, занялся в 1546 году завершением строительства здания Святого Петра, вернувшись к проекту Браманте, но упростив и одновременно усилив его план. Он остановился на форме с двумя перекрывающимися и вращающимися квадратами, а так же спроектировал величественный купол. Создавая купол, один из самых известных символов архитектуры итальянского Возрождения, Микеланжело ориентировался на грандиозный проект купола Брунеллески для Санта-Мария дель Фьоре.

Андреа Палладио


Читайте также: