Выразительная речь это кратко и понятно

Обновлено: 07.07.2024

1. Одна из полярных стилевых черт, присущая разным функциональным стилям, в которых она проявляется по-разному. В научной речи выразительность – вторичное качество, направленное на то, чтобы убедить читателя или слушателя в правоте выдвигаемой теории.

В художественной речи выразительность связана с эстетической функцией, при этом она направлена на создание художественного образа, в публицистической - на анализ фактов. Здесь В. может создаваться за счет экспрессивных конструкций: односоставных предложений, предложений с обратным порядком слов. В. разговорной речи – одно из средств создания выразительности употребления неполных предложений.

2. Одно из коммуникативных качеств речи. Такие особенности речевой структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя. Выразительность проявляется на всех языковых уровнях. Выразительной может быть интонация, лексика. Особой выразительностью обладает синтаксис. При неумелом использовании языковых ресурсов В.р. снижается.

Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во "Пилигрим" . Т.В. Жеребило . 2010 .

Смотреть что такое "выразительность речи" в других словарях:

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ — ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ. Совокупность таких качеств речи, как точность, логичность, ясность, экспрессивность, которые обеспечивают ее полноценное восприятие адресатом. Характеризует уровень коммуникативной компетенции в иностранном языке. Требования … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Выразительность речи — – понятие, объясняемое в специальной литературе по разному, например: синоним экспрессивности речи (Ахманова О.С., 1966, с. 94; Матвеева Т.В., 1986, с. 88); такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

выразительность речи — ед. В теории культуры речи: один из критериев культуры речи такие особенности структуры и содержания речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателей. В. р. бывает информационная (слушателя заинтересовывает сама сообщаемая информация) … Учебный словарь стилистических терминов

информационная выразительность речи — См. статью выразительность речи … Учебный словарь стилистических терминов

эмоциональная выразительность речи — См. статью выразительность речи … Учебный словарь стилистических терминов

РЕЧИ ФУНКЦИИ — (англ. speech functions) роль речи в общественной и индивидуально психической жизни человека. Различают 2 главные Р. ф., теснейшим образом связанные между собой. 1 я осуществление процесса общения между людьми (коммуникативная функция). 2 й… … Большая психологическая энциклопедия

выразительность — выразительность. Неотъемлемое качество речи культурного человека. Достигается за счет умелого использования фигур речи, образных выражений, употребления свежих слов, создания ярких словосочетаний и др … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ УСТНОЙ РЕЧИ — это интонационно и экспрессивно эмоциональное богатство речи (тропы), обеспечивающее глубину усвоения и длительность запоминания сказанного. Работа сводится к выработке привычки: пользоваться выразительными средствами на уровне слова, фразы,… … Политическая психология. Словарь-справочник

Выразительность — коммуникативное качество речи. По мнению Б. Н. Головина, «если речь построена так, что самим подбором и размещением средств языка <. > воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес… … Педагогическое речеведение

информационная модель выразительности речи — включает следующие компоненты: I. значение: одно из коммуникативных качеств речи; такие особенности речевой структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателей или читателя; II. формы выразительности речи: 1) неязыковые типы:… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Выразительность речи —это такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; речь, обладающая этими особенностями, называется выразительной.

Показателями данного критерия являются:

– Хорошее знание выразительных возможностей языка;

– Использование разнообразных интонаций;

– Умение расставлять паузы;

– Умение вызвать реакцию у слушателя.

Когда мы придаем слову эмоциональную окраску, то благодаря этому мы выражаем свое отношение не только к предмету мысли, но и к нашему собеседнику.

– понятие, объясняемое в специальной литературе по-разному,например: синоним экспрессивности речи (Ахманова О.С., 1966, с. 94; Матвеева Т.В., 1986, с. 88); "такиеособенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя" (Головин Б.Н., 1988, с. 182); "свойство речи обращать на себя внимание и запоминаться" (Хазагеров Г.Г.,Корнилова Е.Е., 2001, с. 126); "способность текста привлекать внимание своей речевой организацией" (Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С., 1999, с. 215); "способность… речи "хорошо", "ярко" выразить что-нибудь, темсамым привлечь внимание собеседника и удерживать его на всем протяжении этой речи" (Пекарская И.В.,2001, с. 12); "коммуникативное качество речи", которое "характеризует эффективность коммуникативно-целесообразного проявления индивидуальности автора речи с помощью различных речевых средств" (Савова М.Р., 1998, с. 29); "приемы использования языка для достижения конечной цели – убедить,доказать" (Солганик Г.Я., 1973, с. 38) и т.д.

В принятой нами системе терминов элокуции выразительность речи (высказывания, части текста илитекста в целом) определяется как совокупность таких качеств (прежде всего – точности (см.), логичности(см.), ясности (см.), экспрессивности (см.)), которые обеспечивают ее полноценное (максимальноприближенное к пониманию передаваемой информации) восприятие адресатом.

Качества речи, обусловливающие ее В., обладают неодинаковой степенью релевантности (значимости) иотчасти разными средствами выражения в функциональных разновидностях языка. Так, в оф.-дел. речиточность, не допускающая инотолкования, "проявляется прежде всего в употреблении специальнойтерминологии, в однозначности и безо́бразности нетерминологической лексики" (Кожина М.Н., 1993, с. 179).А точность в речи художественной означает соответствие языковых средств эстетической задаче созданияобраза, т.е. их мотивированность худож. контекстом (Шмелев Д.Н., 1964, с. 24–37).

Выразительность речи —это такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; речь, обладающая этими особенностями, называется выразительной.



Показателями данного критерия являются:

– Хорошее знание выразительных возможностей языка;

– Использование разнообразных интонаций;

– Умение расставлять паузы;

– Умение вызвать реакцию у слушателя.

Когда мы придаем слову эмоциональную окраску, то благодаря этому мы выражаем свое отношение не только к предмету мысли, но и к нашему собеседнику.

– понятие, объясняемое в специальной литературе по-разному,например: синоним экспрессивности речи (Ахманова О.С., 1966, с. 94; Матвеева Т.В., 1986, с. 88); "такиеособенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя" (Головин Б.Н., 1988, с. 182); "свойство речи обращать на себя внимание и запоминаться" (Хазагеров Г.Г.,Корнилова Е.Е., 2001, с. 126); "способность текста привлекать внимание своей речевой организацией" (Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С., 1999, с. 215); "способность… речи "хорошо", "ярко" выразить что-нибудь, темсамым привлечь внимание собеседника и удерживать его на всем протяжении этой речи" (Пекарская И.В.,2001, с. 12); "коммуникативное качество речи", которое "характеризует эффективность коммуникативно-целесообразного проявления индивидуальности автора речи с помощью различных речевых средств" (Савова М.Р., 1998, с. 29); "приемы использования языка для достижения конечной цели – убедить,доказать" (Солганик Г.Я., 1973, с. 38) и т.д.

В принятой нами системе терминов элокуции выразительность речи (высказывания, части текста илитекста в целом) определяется как совокупность таких качеств (прежде всего – точности (см.), логичности(см.), ясности (см.), экспрессивности (см.)), которые обеспечивают ее полноценное (максимальноприближенное к пониманию передаваемой информации) восприятие адресатом.

Качества речи, обусловливающие ее В., обладают неодинаковой степенью релевантности (значимости) иотчасти разными средствами выражения в функциональных разновидностях языка. Так, в оф.-дел. речиточность, не допускающая инотолкования, "проявляется прежде всего в употреблении специальнойтерминологии, в однозначности и безо́бразности нетерминологической лексики" (Кожина М.Н., 1993, с. 179).А точность в речи художественной означает соответствие языковых средств эстетической задаче созданияобраза, т.е. их мотивированность худож. контекстом (Шмелев Д.Н., 1964, с. 24–37).

Выразительность речи -- это такое свойство речи, благодаря которому, используя выразительные средства, можно разбудить не только логическую, но также эмоциональную, эстетическую область нашего сознания.

Выразительная речь действует на наши чувства сильнее, чем речь "механическая", однотонная.

Это самое трудное для описания качество речи. Почему?

Во-первых, потому что каждый из нас оценивает выразительность текста с позиции своего риторического идеала.

Во-вторых, потому что выразительность -- наиболее "ситуативное" качество речи: в отличие от других качеств выразительность зависит от каждого параметра ситуации общения.

В-третьих, выразительность находится в "сложных" отношениях с другими коммуникативными качествами речи: она может усиливаться благодаря достоинствам речи, а может достигаться благодаря ее недостаткам (если это соответствует намерениям автора речи).

В-четвертых, набор и соотношение средств выразительности в разных речевых стилях и жанрах существенно различаются.

Степень выразительности, средства для достижения нужного эффекта зависят не только от индивидуальности автора и особенностей адресата речи, но и от ситуации общения, которая диктует выбор стиля и жанра высказывания.

Выразительность речи отдельного человека зависит от нескольких условий:

Самостоятельность мышления, деятельность создания автора речи.

Если думаешь только по шпаргалке, а чувствуешь по шаблону и стандарту, не удивляйся тому, что шпаргалочное мышление и шаблонное чувство не позволяют пробиться робким росткам выразительности.
Неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит или пишет, к тому, что он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет.

Нередко лектор, журналист, или учитель, или административный руководитель -- все они, попавшие в паутину равнодушия, говорят "без души", по шаблону, по образцу, не желая и не умея этот образец улучшить, изменить.

Однако жизнь хочет отказа от равнодушия, хочет пытливости мысли и остроты чувства и требует поисков выразительности.
Хорошее знание языка, его выразительных возможностей.
Хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей.
Систематическая и осознанная тренировка речевых навыков.

Знание должно перейти в навык. Следует внимательно читать образцовые тексты -- художественные, научные, публицистические и иные. Полезно вслушиваться в речь людей, которые умеют выразительно говорить. Нужно учиться контролировать свою речь, замечать, что в ней выразительно, что шаблонно и серо. Навык самоконтроля необходим любому человеку, если он хочет постепенно улучшать свою речь вообще, а в частности -- её выразительность.
Сознательное намерение автора речи говорить и писать выразительно, психологическая целевая установка на выразительность.

Необходимо психологически настраивать себя на выразительность: "я изучу выразительные средства нашего языка (пословицы, поговорки, метафоры, эпитеты, сравнения, гиперболы и литоты и другие), овладею ими, приобрету навыки их использования в речи, научусь оценивать свою речь -- выразительна ли она? --научусь устранять из речи все, что мешает выразительности".

Учиться речевому мастерству следует у русских писателей, так как в их речи можно найти и правильность, и точность, и логичность, выразительность мыслей:

"Становилось жарко; белые мохнатые тучки быстро бежали от снеговых гор, обещая грозу; голова Машука дымилась, как загашенный факел; кругом его вились и ползали, как змеи, серые клочки облаков, задержанные в своем стремлении и будто зацепившиеся за колючий его кустарник. Воздух был напоен электричеством. Я углубился в виноградную аллею, ведущую в грот; мне было грустно" (М. Ю. Лермонтов).


Содержимое разработки

Не только поэты, но и такие прозаики, как Н. В. Гоголь, И. С. Тургеневи драматург А. Н. Островский, создавали свои произведения в расчете на звучание. Звучащее слово гораздо лучше воспринимается, чем напечатанное.

Выразительность речи — важнейшее коммуникативное качество, обеспечивающее на риторическом уровне достижение влиятельности высказывания, его действенности.

Выразительность речи зависит так же от правильного дыхания, звучного голоса, четкой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности. Постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи. Большую роль в речи играет интонация. Она усиливает смысл сказанного. Вместе с тем с ее помощью можно придавать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает основное значение слова.

Выразительность можно рассматривать как качественную характеристику речи и как показатель высокой степени самостоятельного, осознанного использования языка.

Основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации. (В. П. Аникин, В, В. Виноградов, А. Ф. Головенченко, Е.Н.Головин, С.И.Ожегов, С.Л. Рубинштейн и др.). С одной стороны, она помогает слушателю понять внутренний, глубинный смысл высказывания, его целеустановку и эмоциональную природу, поскольку "самим подбором и размещением средств языка, знаковой структурой воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес слушателя". [2, с.76]

C другой стороны, использование адекватных выразительных средств позволяет говорящему объективно передать содержание высказывания и отношение к предмету речи и собеседнику. С.Л. Рубинштейн писал: "Стержнем или канвой смыслового содержания речи безусловно является то, что она обозначает, но живая человеческая речь не сводится к одной лишь абстрактной совокупности значений. Она обычно выражает и эмоциональные отношения человека к тому, о чём он говорит, и к кому он обращается. Можно даже, пожалуй, сказать, что чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам". [24, с.54]

Особенности выразительной речи тесно связаны с проявлением индивидуальности человека в его речевой деятельности, они характеризуют говорящего человека с разных точек зрения и помогают понять уровень его социальной и речевой культуры.

Анализ работ по культуре речи, риторике, теории литературы и позволяет выявить различные точки зрения на содержание понятия "выразительность речи", в отдельных случаях в него включается только комплекс интонационных средств (Е.Д. Дмитриева, Б.С. Найденов). [15, с.65] Большинство исследователей указывают на многокомпонентность данного понятия. При этом некоторыми авторами стилистические, синтаксические, морфологические, фонетические средства художественной выразительности называются рядоположенно (В. В. Виноградов, Л. А. Булаховский, Г. Л. Абрамович, И.Ф. Волков, А.И.Ефимов и т. д.). Другие ученые делят эти средства на две большие группы: интонационные и стилистические (семантические и синтаксические) (Б. Н. Головин, С.Л.Рубинштейн, В. Е. Сыркина и др.).

Довольно часто исследователи вводят в содержание понятия речевой выразительности невербальные средства - мимику, жесты, позу (К. Изард, С.Л.Рубинштейн, П. Сопер и др.), объясняя это тем, что "речь воспринимается двумя каналами: зрительным и слуховым" причем зрительное восприятие гораздо сильнее слухового. [25, с.14]

Таким образом, совокупный анализ лингвистической и психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что понятие выразительность речи имеет интегративный характер. Это дает возможность рассматривать выразительность речи как сложную систему, состоящую из нескольких компонентов, основными из которых являются вербальные и невербальные средства.

Функциональное назначение интонации реализуется с помощью, голоса, который выполняет важнейшие коммуникативные функции: привлекает внимание слушателей, настраивает на восприятие содержания речи; выражает смысл высказывания и эмоциональное отношение говорящего к предмету речи.

Главными характеристиками голоса являются тембр и мелодика. Тембр - это природное свойство голоса, его характерная звуковая окраска, изменяющаяся в зависимости от состояния человека, мелодика - природная способность голоса к модуляциям, то есть звуко-высотным изменениям тона для передачи подтекста и различных модальных оттенков (певучести, мягкости и так далее). Мелодика речи определяется высотой и силой звучания голоса. Высота звучания голоса делится на три регистра: низкий, средний и высокий. Произвольное повышение-понижение голоса зависит от содержания речи. Сила звучания проявляется в громкости (громко, спокойно, тихо).

Важным средством интонирования является темпоритм речи. Под темпом понимается как быстрота речи в целом, так и ускорение - замедление с учетом пауз между речевыми элементами. Темп речи как индивидуальная характеристика обусловлен также ситуацией общения. В таком случае его рассматривают как скорость артикуляции и измеряют числом звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Однако при решении вопросов измерения темпа нет единого мнения среди исследователей о единицах измерения (звук, слог, слово), об учете идеального или реального фонемного состава и др., поэтому различные способы подсчетов приводят к весьма различающимся результатам. [4, с.87]

Темп речи не является постоянной характеристикой. У одного и того же человека он может быть как постоянным, так и меняющимся - в зависимости от условий и ситуаций общения. Скорость речи зависит от темперамента говорящего, его подготовленности к развернутому высказыванию, от содержания речи. В чтении стихов особенно важно решить вопрос о темпе. Всякая речь протекает во времени. Темп зависит от быстроты произнесения и от длительности пауз. Он не произволен, а определяется содержанием. Поэтому находить темп следует не механически, а представляя себе изображаемые события или образы. Нормой в темпе русской разговорной речи принято считать 120 слов в минуту.

Темп речи помогает передать и логическую структуру речи. Вводные предложения, придаточные предложения, деепричастные обороты часто произносятся в более быстром темпе, чем главная часть предложения (но не всегда).

Человеческой речи свойствен известный ритм, образуемый повторностью сильных и слабых звучаний, а также пауз. Так как ритм соединен с темпом, то это явление обычно и называют темно-ритмом. Темпо-ритм свойствен и прозе, но в прозе он очень неопределенный, меняющийся без строгой закономерности, а потому менееявный. По этой-то причине лучше знакомиться с темпо-ритмом на стихотворных произведениях. Стихами пишутся произведения различных родов и жанров. Поэтому сама манера чтения или интонационно-мелодический тип исполнения стихов не может быть одним и тем же. Различают три типа исполнения: декламативно-риторическнй, напевный и говорной.

Декламативность характеризует исполнение ораторской поэзии, где главное - стремление говорящего убедить своих слушателей. К этому направлены и логические аргументы, и образы, и эмоциональные фигуры. Этот тип часто называют дидактическим - поучительным. Но дидактичность не должна иметь холодный, сухой характер. Иначе она убьет поэзию. Наоборот, исполнение должно быть окрашено пафосом. Чувство может быть различно: восхищение, восторг, негодование, гнев и т. д., но без страстного чувства исполнять этого рода произведения нельзя. Очень часто декламативного исполнения требуют произведения публицистической лирики, т. е. лирики, посвященной общественным вопросам.

Второй интонационно-мелодический тип исполнения лирики - напевный. Напевность достигается усиленной мерностью речи, протяжностью ударных гласных и несколько удлиненными паузами. Однако напевность не должна превращаться в пение. Ни в коем случае не следует подражать тем поэтам, которые исполняют свои произведения так, что теряется смысл, тускнеют образы.

Темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик. [23, с.89]

Паузы помогают более точно оформить течение мысли, облегчают восприятие речи. Логические паузы и ударения помогают выделить отдельные слова в зависимости от смысла высказывания. Психологические паузы передают эмоционально личностный смысл речи.

Итак, интонация включает в себя целый комплекс средств выразительности, благодаря которым выполняет многообразные функции: различает коммуникативные типы высказывания; дифференцирует части высказывания соответственно их смысловой важности; выражает конкретные эмоции; вскрывает подтекст высказывания; характеризует говорящего и ситуацию общения. [25, с.33]

Образность речи придают изобразительно-выразительные средства лексики. Большинство ученых определяют образность как способность языковых единиц вызывать наглядно-чувственные представления (А.В. Потебня, А.И. Петровский, Л.И. Тимофеев, Д. Н. Шмелев и др.).

Главным источником образности являются тропы, которые расширяют границы употребления слов, так как используют множество вторичных оттенков; углубляют представление о явлении; усиливают эмоционально-выразительную окраску речи, включая в нее оценочные характеристики, по утверждению целого ряда авторов (Н.А. Дмитриева, Г.В. Пархоменко и др.), образные средства лексической выразительности способствуют появлению в сознании слушателя живых и конкретных образов, которым часто сопутствуют чувственные ассоциации. Все виды тропов основаны на употреблении слов в переносном значении для достижения нового, неожиданного оттенка смысла.

Все тропы: сравнение, эпитет, метафора, гипербола, метонимии - делают речь более образной, точной и яркой.

Синтаксическая структура речи (свободный порядок слов в предложении; многосоюзие; бессоюзие; анафора; риторический вопрос и др.) усиливает вербальную выразительности. Под синтаксической структурой речи можно понимать не только особое построение предложений, но и текст в его стилевых разновидностях. [26, с.65]

Данные признаки свидетельствуют о том, что освоение человеком выразительности речи обеспечивает адекватность передачи информации и эффективность речевой коммуникации с окружающими людьми, способствуя тем самым, установлению результативности взаимодействия.

Таким образом, выразительность речи является важной качественной характеристикой, позволяющей говорящему точно адекватно ситуации общения передать смысл, содержание высказывания. Слушающему при этом необходимо верно расценить используемые говорящим компоненты выразительной речи.

Читайте также: