Выготский л с воображение и творчество подростка кратко

Обновлено: 13.05.2024


Несколько выдержек из книги:

Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Было бы чудом, если бы воображение могло создавать из ничего или если бы оно имело другие источники для своих созданий, кроме прежнего опыта. (8 – 9)

Здесь мы находим первый и самый важный закон, которому подчиняется деятельность воображения. Этот закон можно формулировать так: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большей бедностью его опыта.
Если проследить историю великих изобретений, великих открытий, то почти всегда можно установить, что они явились в результате огромного, накопленного прежде опыта. Именно с этого накопления опыта и начинается всякое воображение. Чем богаче опыт, тем при прочих равных условиях богаче должно быть и во­ображение. (10)

Уже из этой первой формы связи фантазии и реальности легко видеть, в какой степени неправильно противопоставление их друг другу. Комбинирующая деятельность нашего мозга оказывается не чем-то абсолютно новым по сравнению с его сохраняющей деятельностью, а только дальнейшим усложнением этой первой. Фантазия не противоположна памяти, но опирается на нее и располагает ее данные все в новые и новые сочетания. Комбинирующая деятельность мозга основывается в конечном счете на том же – сохранении в мозгу следов от прежних возбуждений, и вся новизна этой функции сводится только к тому, что, располагая следами этих возбуждений, мозг комбинирует их в такие сочетания, которые не встречались в его действительном опыте. (11)

…это явление открывает нам последнюю и самую важную черту воображения, без которой картина, нарисованная нами, была бы неполна в самом существенном. Эта черта – стремление воображения к воплощению, это и есть подлинная основа и движущее начало творчества. Всякое построение воображения, исходя из реальности, стремится описать полный круг и воплотиться в реальность.
Возникая в ответ на наше стремление и побуждение, построение воображения имеет тенденцию воплотиться в жизнь. Воображение стремится в силу заложенных в нем импульсов стать творческим, т. е. действенным, активным, преображающим то, на что направлена его деятельность. В этом смысле Рибо со всей справедливостью сравнивает мечтательность и безволие. Для этого автора эта неудачная форма творческого воображения совершенна аналогична бессилию воли. Для него воображение в интеллектуальной сфере соответствует воле в сфере движений. Люди всегда чего-нибудь хотят – будет ли это нечто пустое или важное; изобретают также всегда для известной цели – будет ли то Наполеон, придумывающий план битвы, или повар, составляющий новое блюдо. (34 – 35)


существует передо мною, или то, что было мною усвоено и выработано раньше.

Во всех этих случаях общим является то, что деятельность моя не создает

ничего нового, что основой ее является более или менее точное повторение

Легко понять, какое огромное значение для всей ж изни человека имеет

такое сохранение его прежнего опыта, насколько оно облегчает его

приспособление к окружающему миру, создавая и вырабатывая постоянные

Органической основой такой воспроизводящей деятельности или памяти

является пластичность нашего нервного вещества. Пластичностью называется

свойство какого-нибудь вещества, заключающееся в способности его

изменяться и сохранять следы этого изменения. Так, воск в этом смысле

пластичнее, скаж ем, воды или железа, потому что он легче поддается

изменению, чем железо, и лучше сохраняет след от изменения, чем вода.

Только оба эти свойства, взятые вместе, образуют пластичность нашего

нервного вещества. Наш мозг и наши нервы, обладающие огромной

пластичностью, легко изменяют свое тончайшее строение под влиянием тех

или иных возд ействий и сохраняют след от этих изменений, если эти

возбуждения были достаточно сильны или достаточно часто повторялись. В

мозгу происходит нечто подобное тому, что происходит с листом бумаги, когда

мы перегибаем его в середине; на месте перегиба остается след - результат

произведенною изменения и предрасположение к повторению этого изменения

в будущем. Стоит теперь дунуть на эту бумагу, как она перегнется в том самом


То же сам ое происходит со следом, оставляемым колесом на м ягкой

земле: образуется колея, которая закрепляет произве денные колесом изменения

и облегчает движение колеса в будущем. В нашем мозгу сильные или часто

повторяющиеся возбуждения производят подобное проторение новых путей.

Таким образом, мозг наш оказывается органом, сохраняю щим наш

прежний опыт и облегчающим воспроизведение этого опыта. Однако если бы

деятельность мозга ограничилась только сохранением прежнего опыта, человек

был бы существом, которое могло бы приспособляться преимущественно к

привычным, устойчивым условиям окружающей среды. Всякие новые и

неожиданные изменения в среде, которые не встречались в прежнем опыте

человека, в таком случае не могли бы вызвать у человека должной

приспособительной реакции. Наряду с этой функцией сохранения прежнего

опыта мозг обладает еще другой функцией, не менее важной.

Кроме воспроизводящей деятельности, легко в поведении человека

заметить и друг ой род этой деятельности, именно дея тельность

комбинирующую или творческую. Когд а я в воображении рисую себе картину

будущего, скажем, жизнь человека пр и социа листическом строе или картину

отдаленного прошлого жизни и борьбы доисторического человека, в обоих этих

случаях я не воспроизвожу те впечатления, которые мне однажды привелось

испытать. Я не просто возобновляю след от прежних раздражений, доходивших

до моего мозга, я никогда на деле не видел ни этого прошлого, ни этого

будущего, однако я могу иметь о нем свое представление, свой образ, свою

картину. Всяка я такая деятельность человека, результатом которой является н e

воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание

новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду

творческого или комбинирующего поведения. Мозг есть н e только орган,

сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган

комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов

этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы

деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то

человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы

приспособляться к будущему только постольку, поскольку оно воспроизводит

это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом ,

обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей

способности нашего м озга, психология называет воображением или фантазией.

Обычно под воображением или фантазией, им еется в виду не совсем то, что

подразумевается под этими словами в науке. В житейском обиходе

воображением ил и фантазией называют все то, что нереально, что не

соответствует действительности и что, таким образом, не может иметь

никакого практического серьезного значения. На деле же воображение как

основа всякой творческой деятельности одинаково проявля ется во всех

решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное,

научное и техническое творчество. В этом см ысле все решительно, что

окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от


мира природы, - все это является продуктом человеческого воображения и

«Всякое изобретение, - говорит Рибо, - крупное или мелкое, прежде чем

окрепнуть, осуществившись фактически, было объедине но только

воображением- постройкой, возведенной в уме посредстве новых сочетаний

Громадное большинство изобретений сделано неизвестно кем,

сохранились лишь немногие имена великих изобретателей. Воображение всегда

остается, впрочем, само собой, как бы оно ни проявлялось: у отдельной

личности, или же коллективно. Для того чтобы плуг, бывший сперва простым

куском дерева с обожженным наконечником, превратился из такого

бесхитростного ручного орудия в то, чем он стал теперь после долгог о ряда

видоизменений, описанных в специальных сочинениях, кто знает, скольким

воображениям пришлось над ним поработать? Подобным же образом тусклое

пламя сучка смолистого дерева, являвшееся грубым первобытным факелом,

приводит нас сквозь длинный ряд изобретений к газовому и электрическому

освещению. Все предметы обыденной жизни, не исключая самых простых и

заурядных, являются, так сказать, кристаллизованным воображением.

Уже из этог о легко вид еть, что наше обыд енное представление о

творчестве также не вполне соответствует научному пониманию этого слова. В

обычном представлении творчество есть удел немно гих избранных людей,

гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения,

сделали большие научные открытия или изобрели какие-нибудь

усовершенствования в области техники. Мы охотно признаем и легко узнаем

творчество в деятельности Толстого, Эдисона и Дарвина, но нам обычно

представляется, что в жизни рядового человека этого творчества нет вовсе.

Однако, как уже сказано, такой взгляд является не правильным. По

сравнению одного из русских ученых, как электричество действует и

проявляется не только там, где величественная гроза и ослепительные молнии,

но и в лампочке карм анного фонаря, так точно и творчество на деле существует

не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде

там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое,

какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев.

Если же принять во внимание наличие коллективного творчества, которое

объединяет все эти часто незначительные сами по себе крупицы

индивидуального творчества, станет понятно, какая огромная часть из всего

созданного человечеством принадлежит именно безымянной кол лективной

Громадное большинство изобретений сделано неизвестно кем, как

совершенно правильно говорит по этому поводу Рибо. Научное понимание

этого вопроса заставляет нас, таким образом, смотреть на творчество скорее как

на правило, чем как на исклю чение. Конечно, высшие выражения творчества до

сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в

каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие


существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть

йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека.

Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие

процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в сам ом раннем детстве.

Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики - это вопрос

о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой

работы для общего развития и созревания ребенка. Уже в самом раннем

возрасте м ы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше

выражаются в играх детей. Ребенок, который, сидя верхом нa палке,

воображает, что едет на лошади, девочка, которая играет с куклой и воображает

себя ее матерью, ребенок, который в игре превращается в разбойника, в

красноармейца, в моряка, - все эти играющие дети представляют примеры

самого подлинного, самого настоящего творчества. Конечно, в своих играх они

воспроизводят очень многое из того, что они видели. Всем известно, какая

огромная роль в играх детей принадлежит подражанию. Игры ребенка очень

часто служат только отголоском того, что он видел и слышал от взрослых, и

тем не менее эти элементы прежнего опыта ребенка никогда не

воспроизводятся в игре совершенно так же, как они представлялись в

действительности. Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но

творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и

построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям

самого ребенка. Так же точно стремление детей к сочинительству является

«Мальчик трех с половиной лет, - рассказывает Рибо, -увидев хромого,

Затем начинается роман: он сидел на высокой лошади, он упал на

большой камень, он больно ушиб себе ногу; надо бы найти какой-нибудь

В этом случае комбиниру ющая деятельность воображения выступает

чрезвычайн конечно, знакомы ребенку из прежнего опыта, иначе он и не мог бы

создать ее; однако комбинация этих элементов представляет уже нечто новое,

творческое, принадлежащее самому ребенку, а не просто воспроизводящее то,

что ребенок имел случай наблюдать или видеть. Вот это умение из элем ентов

создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания и составляет

С полной справедливостью многие авторы указывают на то, что корни

такого творческого комбинирования могут быть замечены еще в играх

животных. Игра ж ивотного также очень часто пред ставляет собой продукт

двигательного воображения. Однако эти начатки творческого воображения у

животных не могли получить в условиях их ж изни сколько-нибудь прочного и

Читайте также: