Выделите отличие духовно рыцарских орденов от других известных вам монашеских объединений кратко

Обновлено: 05.07.2024

Помимо завоевания земель открывалась возможность основательно разграбить богатейшие города Востока. В армиях крестоносцев после взятия города-крепости Иерусалима в 1099 году с благословения Папы Римского на базе различных братств создавались особые духовно-рыцарские организации: их называли духовно-рыцарскими орденами. Первоначальная задача рыцарских орденов - защита христианских паломников и охрана христианских владений на Востоке от нападений последователей ислама. Идеолог крестовых походов Бернар Клервоский, живший в XII веке, в специально посвященном рыцарским орденам сочинении пытался оправдать их существование, примирив служение Богу и военную деятельность.

Помимо духовно-рыцарских орденов, существовали монашеские ордена, то есть сообщества монахов, члены которых соблюдали общий устав монастыря и приносили торжественные обеты. В отличие от воинствующих рыцарских орденов, монашествующие ордена посвящали время, свободное от молитв, благотворительности и помощи нуждающимся.

Орден тамплиеров


Орден госпитальеров

Тевтонский орден

Орден иезуитов

Орден францисканцев

Возникновение так называемых нищенствующих орденов, к которым относится и орден францисканцев, произошло на рубеже XII–XIII веков. Причиной их появления стала необходимость в священниках, не втянутых в светские дела, презирающих светские блага и способных демонстрировать чистоту веры пастве личным примером. Кроме того, церковь нуждалась в догматиках, способных вести непримиримую борьбу с различными ересями. В 1209 году Джованни, сын богатого купца из Ассизи Петра Бернардоне, ставший странствующим проповедником, объединил вокруг себя последователей и создал устав нового ордена, основанный на послушании, целомудрии и полном нищенстве. Замысел Джованни, за склонность к употреблению французского языка прозванного Франциском, одобрил Папа Римский Иннокентий III. Полное отречение от земных благ и строгость в вере способствовали стремительному росту авторитета францисканцев. С XIII по XVI века представители ордена были духовниками большинства европейских монархов, что помогало им влиять на политику целых государств.

В 1256 году папство предоставило францисканцам право преподавать в университетах. Они создали свою систему богословского образования. Наряду со своими оппонентами в догматических вопросах доминиканцами, францисканцы были наделены функциями инквизиции, которые осуществляли в центральной Италии, Далмации и Богемии, а также в ряде провинций Франции. В настоящее время орден со своими ответвлениями насчитывает около 30 тысяч монахов и несколько сотен тысяч мирян-терциариев: в Италии, Испании, Франции, ФРГ, США, Турции, Бразилии, Парагвае и других странах. Францисканцы контролируют ряд университетов, колледжей, имеют свои издательства.

Орден доминиканцев


Вопрос:

Выделите отличие духовно-рыцарских орденов от других известных вам монашеских объединений католической церкви.

Подробный ответ:

Духовно-рыцарские ордена в отличие от монашествующих орденов являлись воинскими организациями. Рыцари религиозных орденов носили оружие, воевали, простые монахи не имели права воевать и могли брать оружие разве только для своей защиты. И те, и другие должны были служить Богу, не имели права жениться, иметь свое имущество, им было запрещено накопительство и светские развлечения. Рыцарские ордены, как и монашествующие ордена освобождались от десятины и принимали пожертвования.

Чем рыцарские ордены отличаются от монашеских

В средневековой Европе стали возникать в большом количестве монашеские ордена. В них верующие хотели жить духовной жизнью. Для этого мужчины и женщины принимали религиозные обеты. Они стремились к чистоте опыта, которого им не хватало в мирской жизни. Они во всём старались подражать Иисусу Христу, отдавая свою энергию другим и формируя общественное сознание и самоотречение. Они оставляли за пределами монастырей свои личные интересы.

Ранние христианские монахи выбирали мученичество. Эти люди считали такой образ жизни высшим средством выражения своей преданности Богу. Постепенно стали появляться сообщества монахов, живших по своему уставу. В средневековых монастырях уже были установлены рудиментарные правила и руководящие принципы. Так появилось августинское монашество, основанное на правилах Августина. Позднее Карл Великий выдвинул правила Бенедикта, которые в свою очередь основывались на правилах Бенедикта Нурсийского. Они определяли монашескую жизнь. Для монахов был очень важен физический труд и ежедневная молитва. Они поклонялись Богу, общаясь таким образом с Ним.

При вступлении в монастырь будущие монахи отдавали все свои земли и имущество религиозной общине, ордену. Они отказывались от титулов и наследства. Большинство монахов средневековья были выходцами из знатных семей. Также некоторые аристократы отдавали в монашеский орден своих детей. Один средневековый монах писал, что его привезли в монастырь в Нормандии всего в слезах, когда ему было только 7 лет. Отец собственноручно передал мальчика монахам.

Причины таких поступков до сих пор до конца не выяснены. Некоторые историки предполагают, что отдавали 10 ребёнка в семье в виде десятины как пожертвование.

С расширением и процветанием монашества стали появляться всё новые монашеские ордена. Они стали заниматься различными насущными проблемами общества, которые считали наиболее важными. У каждого из них появилась своя направленность. Так возникли монашеские ордена Бенедиктинцев, Цистерцианцев, Картезианцев, Премонстрантов, Тринитариев. Бенедиктинцы получили широкое распространение. Их ещё называли Чёрными монахами из-за цвета их одеяний. Они много работали и молились. Из реформированной разновидностью стали монахи-клюниаки. Они основали свой орден во Франции.

Этот монашеский орден посвящал свою жизнь заботе о бедняках и изгнанниках, оставшихся без крова. Цистерцианцы вели свою жизнь в строгой экономии. Однако они полностью отвергали ценности клюниаков, продолжая покровительствовать знати. Эти монахи прославились своей цистерцианской архитектурой. Картезианцы вели свою жизнь в тишине и медитациях. Они были затворниками, проводившими большую часть своего времени в кельях. Изредка монахи этого ордена выходили на прогулку, во время которой общались друг с другом. Премонстранты проповедовали евангелическую деятельность и обучение. Они очень много работали с местным населением, обучая людей духовной мысли.

Среди них не было женщин. Тринитарии сначала занимались выкупом христиан из мусульманского плена, которые попали туда во время Крестовых походов или были проданы пиратами. Эти монахи предоставляли приют паломникам, заботились о больных и немощных.

Одновременно с монашескими в средневековой Европе существовали и рыцарские военные ордена. В них сочеталось благочестие и боевые навыки и военное дело. Скорее всего, созданием таких военизированных орденов Церковь пыталась оправдать христианские войны, которые она вела во времена Крестовых походов. Убийство нехристиан тогда не считалось грехом. Крестовые походы стали разновидностью паломничества.

Чем рыцарские ордены отличаются от монашеских

Самыми известными представителями таких орденов являются рыцари-госпитальеры, тамплиеры и тевтонские рыцари. Сначала госпитальеры занимались уходом за больными и ранеными рыцарями после Первого Крестового похода в Иерусалим.

Это способствовало лёгкому паломничеству в другие государства. Этот орден систематически пытались уничтожить или расформировать. В конечном итоге по приказу французского короля Филиппа Прекрасного руководителей ордена казнили как еретиков.

В XII веке начиная с Испании стали появляться и другие рыцарские ордена, например, Калатрава и Алькантара. Они подхватили идею тамплиеров. Калатравы состояли из местных монахов и рыцарей, объединившись в собственный орден. Однако позднее они присоединились к цистерцианцам, став защитниками городов в районе Кастилии. Были рыцарские ордены Сантьяго и тевтонцы. Они больше занимались войной и охраной паломников. Тевтонский орден был сформирован в 1198 году в Германии.

После Крестовых походов в Святую Землю, рыцари этого ордена продолжили и дальше участие в военных миссиях против язычников на границах Пруссии. В то же самое время рыцари Ордена Сантьяго правили, как лорды. Они защищали отвоёванные в походах испанские земли. Тевтонцы часто выступали в роли наёмников. Их нанимала на службу христианская знать.

Они обрастали могуществом, захватывая большие территории в Восточной Европе. В итоге между тевтонцами и правящим классом возник конфликт. Но даже несмотря на это, орден просуществовал и был даже процветающим вплоть до XIX века.

Некоторые монашеские ордены, появившиеся во времена Средневековья, продолжают существовать и в наши дни. Они сохранили большое количество древних рукописей библейских текстов. Кроме этого в монастырях хранятся произведения древних авторов, таких как Платон, Аристотель, Гомер и других, не менее известных писателей. Если бы не монастыри и монашеские ордены, то, возможно, до наших дней много из всего этого могло и не дойти. Современные концепции больницы тоже берут своё начало с монашеских госпиталей.

Нищенствующие ордена не имели своих владений и не получали с них доходов. Основной источник существования подобных орденов - это пожертвования как от простого народа, так и от феодалов и королей. Сферой деятельности подобных орденов являлось миссионерство и иная религиозная работа.

Духовно-рыцарские ордена вели аскетичный образ жизни, помогали людям и воевали с сарацинами (и не только). Помимо этого, подобные ордена имели земельные владения, получали с них доход, набирали рекрутов в свои ряды, а также не брезговали коммерцией.

Читайте также: