Выборы 1990 в союзных республиках кратко

Обновлено: 04.07.2024

Еще до выборов республиканских депутатов, оппозиционные Москве силы одержали важную победу в Прибалтике. В ходе отчетно-выборной кампании в республиканских партийных организациях на руководящие должности при соблюдении буквы партийного устава были избраны сторонники выхода из КПСС и придания партиям социал-демократической направленности. Эти позиции поддержала и часть бывшего республиканского партийного руководства (например, в Литве первый секретарь ЦК республиканской компартии Альгирдас Бразаускас). Москве удалось создать альтернативные лояльные партийные структуры, однако они пользовались значительно меньшим влиянием.

На выборах 1990 года блок националистов и демократов одержал победу в республиках Прибалтики. Большинство депутатов были избраны при поддержке народных фронтов. За них проголосовали и многие избиратели из числа русскоязычного населения. Своих представителей сумели провести и сторонники сохранения Союза, но они были в явном меньшинстве. В Латвии и Эстонии председателями Верховных Советов были избраны руководители советов прежнего созыва Анатолий Горбунов (выходец из Латгалии, наиболее русифицированной части Латвии, он вскоре сменил свою фамилию на Горбуновс) и Арнольд Рюйтель, которые уже пользовались доверием у народных фронтов и сотрудничали с ним. В Литве же председателем Верховного Совета и, в новых условиях, фактическим руководителем республики стал один из лидеров и идеологов национального движения профессор Вильнюсской консерватории Витаутас Ландсбергис.

Уже летом 1990 года победившие на выборах силы провозгласили своей главной задачей полное восстановление независимости всех трех союзных республик. Эта политика стала последовательно реализовываться на практике путем прекращения финансирования из республиканских бюджетов силовых структур Союза, денонсации деклараций и договоров 1940 года и т.п. Давление на новые органы власти, предпринятое союзным центром, в т.ч. частичная экономическая блокада Литвы в апреле-июне 1990 г., не дали желаемых результатов.

РСФСР-1990: судьбоносные выборы

Если смотреть чисто календарно, то выборы в Верховные Советы республик шли в следующей последовательности: первыми 18 и 24 февраля выбирали своих депутатов Узбекистан и Литва, 25 февраля – Киргизия, Молдавия и Таджикистан. 4 марта – славянская тройка (РСФСР, Белоруссия, Украина), 6 марта – Казахстан, 18 марта – Латвия и Эстония. Особняком стояла закавказская тройка: Армения перенесла выборы на 20 мая, Азербайджан – на 30 сентября, а Грузия – и вовсе на 28 октября. Все эти республики были очень разными по своему внутреннему устройству и по отношению к происходящим в СССР процессам. Если Узбекистан, Киргизия, Таджикистан не хотели никаких перемен, то Казахстан к ним осторожно присматривался. Прибалтика шла в авангарде суверинизаторского движения. А закавказское трио пыталось совмещать борьбу за выход из СССР с конфликтами между собой.

В этой ситуации выборы в РСФСР приобретали ключевое значение. Если союзное руководство сохраняло контроль над этой республикой, то в перспективе оно могло рассчитывать и на стабилизацию окраин. Если же власть в РСФСР захватывала оппозиция, то горбачевское руководство не могло не начать испытывать проблем с другими республиками. Такова была цена вопроса с выборами в РСФСР.

ПРАВИЛА ИГРЫ

Если же говорить о парламентских выборах в РСФСР 1990 года, то у этого сюжета было два аспекта – институционально-правовой и политический.

Начнем с институционально-правового аспекта. В РСФСР – в единственной из союзных республик! – была скопирована схема, примененная в 1989 году в общесоюзном масштабе. Как известно, весной 1989 года был избран Съезд народных депутатов СССР, который был восстановлен и объявлен высшим органом власти СССР. Дело в том, что по Конституции СССР 1924 года была сформирована система власти, когда высшим органом объявлялся Съезд Советов (данный институт впервые появился в Конституции 1918 года. – Прим. ред.), который собирался один раз в год. Если требовалось, то собирался чрезвычайный съезд. Между съездами действовал Центральный исполнительный комитет (ЦИК), который состоял их двух палат: Союзного совета и Совета национальностей. В 1936 году – с принятием новой Конституции – Съезд Советов был упразднен. Вместо него был создан постоянно действующий Верховный Совет.

Политическая реформа 1988 года привела к восстановлению Съезд Советов, который формировал из своих рядов Верховный Совет. Фактически произошло (пусть и с некоторыми оговорками!) возвращение к нормам Конституции 1924 года. Реформу 1988 года считают образцом демократизации советского общества. Однако в реальности все было не совсем так. Если не почти не так. Дело в том, что Съезд народных депутатов СССР формировался как по принципу всеобщего тайного голосования, так и по принципу корпоративных квот. Например, КПСС имела право на сто депутатских мест на этом съезде. Такие же квоты имели профсоюзы, АН СССР и ряд других корпораций. Подобного рода корпоративный принцип формирования высшего представительного органа вряд ли можно считать до конца демократичным.

Однако такое положение вещей вполне устраивало некоторых больших сторонников демократии в СССР. Более того, такой адепт перемен, как академик Андрей Сахаров, например, не хотел избираться по избирательному округу, а непременно хотел стать депутатом по квоте АН СССР. То есть ставил свой корпоративный статус ученого выше общегражданских прав!

А вот Съезд народных депутатов СССР формировался уже полностью на основе прямых тайных выборов без всяких там корпоративных квот. Более того, в определенной степени такие квоты применительно к РСФСР были невозможны, так как в этой республике не было своей компартии и т.д. Однако тут были другие моменты, которые влияли на выборы. И тут следует сказать о политических аспектах тогдашней ситуации.

В РСФСР сформировалось довольно мощное неформальное политическое движение, рвавшееся к власти. Это было так называемое демократическое, а по сути антикоммунистическое и антисоветское движение. В принципе ничего удивительного в этом не было. Такое же антикоммунистическое и антисоветское неформальное движение существовало почти во всех республиках СССР. Особенно – в закавказских и прибалтийских.

Однако имело место существенное отличие неформалов в РСФСР и других союзных республиках. Если в союзных республиках неформалы – это не только антикоммунисты и антисоветчики, но и по большей части националисты (в крайнем случае, либерально-националистическая смесь), то в РСФСР это были чистые либералы. Они противостояли не только коммунистам, но и русским националистам, которые вполне могли стать их союзниками на антикоммунистической основе. Сложилась парадоксальная ситуация, когда русские антикоммунистические националистические группы вступали в ситуационный союз с коммунистами. Парадоксальным образом, но своего рода негласным покровителем русофилов-антикоммунистов был лидер коммунистических ортодоксов в Политбюро ЦК КПСС Егор Лигачёв.

Либеральные неформалы в РСФСР могли победить только в крупных городах типа Москвы и Ленинграда, где существовала специфическая интеллигенция, которая и являлась электоратом таких неформальных сил. Однако, чтобы победить в масштабе всей РСФСР, либеральным неформалам нужен был некий локомотив, который бы потянул их за собой.

Фото_04_05.jpg

ФОТО: АЛЕКСАНДР ЧУМИЧЕВ/ТАСС

Более того, по некоторым свидетельствам, негласный лидер Межрегиональной депутатской группы (МДГ) академик Андрей Сахаров не просто недолюбливал, а прямо-таки не терпел Ельцина. Более того, негласное соперничество Ельцина и Сахарова за лидерство в МДГ активно мешало консолидации либералов в Верховном Совете СССР. Не исключено, что то же соперничество помешало бы консолидироваться либералам вокруг Ельцина на выборах в российский парламент. Однако неожиданная смерть Сахарова в декабре 1989 года сняла последние препятствия к объединению Ельцина с либералами.

Детали этого путешествия ярко описаны в своих мемуарах тогдашних соратников Ельцина. Например, его первого пресс-секретаря Павла Вощанова. С большим трудом обществу смогли внушить, что на многочисленных видеозаписях публичных выступлений Борис Николаевич не пьяный, а это была замедленная видеосъемка. А соответствующие публикации в западной прессе – это происки КГБ.

Либералы нуждались в вожде для похода на выборы в Верховный Совет РСФСР, а Ельцин нуждался в них как в своей группе поддержки как на выборах, так и внутри парламента.

При этом совершенно очевидно, что Борис Ельцин к тому моменту имел план избираться председателем Верховного Совета РСФСР. Совершенно очевидно, что с момента избрания Ельцина спикером российского парламента внутри СССР появляется второй центр власти, альтернативный не просто Горбачёву, а уже всей союзной власти. А значит, в перспективе и центр притяжения для тех союзных республик, которые стремятся к суверенизации от СССР.

Таким образом, союз Ельцина с лидерами либеральных неформалов на выборах в Верховный Совет РСФСР стал роковым для судьбы СССР.

УРОКИ МАРТА 1990 ГОДА

Ельцин пошел на союз с лидерами либералов-неформалов в ситуации острого политического кризиса. К 1987 году он вступил в конфликт с членами высшего политического руководства СССР (Лигачёвым, Соломенцевым да и самим Горбачёвым). Его амбиции и властолюбие столкнулись с тем, что Горбачёв и К., демонстрируя знаки расположения, отводили ему довольно скромное место в своих планах. Конкретно его роль заключалась в том, что он был своего рода орудием Горбачёва и Лигачёва при разгроме московской партийной организации. МГК КПСС долгие годы возглавлял соперник Горбачёва – Виктор Гришин.

А теперь перенесемся в сегодняшний день. Идущий сегодня транзит власти привел к обострению клановой и корпоративной борьбы в высших эшелонах российской власти. Такая борьба не бывает без аппаратных жертв. В этой ситуации становится актуальным вопрос: а кто сказал, что среди участников кадровых битв сегодня не найдется новый Ельцин?

Так что история выборов 1990 года вовсе не предмет академического интереса, а вполне живой и политически актуальный сюжет.

Выборы народных депутатов СССР в 1989 г. и РСФСР в 1990 г.


Основная реформа советской избирательной системы началась в период перестройки. Во второй половине 80-х годов XX века часть высшего партийно-государственного аппарата, осознав необходимость перемен, вступила на путь реформ. Однако инерция мышления, старые представления и догмы оказывали большое влияние на деятельность партийного аппарата, в том числе и на работу Программной комиссии по разработке проекта Программы КПСС (новая редакция). Накануне открытия XXVII съезда КПСС, 18 февраля 1986 года состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором рассматривался проект Программы.



Первым практическим шагом на пути к избирательной реформе стал проведенный в 1987 году эксперимент в ходе выборов в местные Советы народных депутатов. Мировая политическая теория и практика к этому времени накопила большой опыт как применения различных избирательных систем, так и введения выборов на конкурсной основе. Известный специалист в области избирательных систем профессор Р. Таагепер из Калифорнийского университета говорил, что введение свободных выборов с несколькими кандидатами должно быть медленным и постепенным, не менее чем в течение пяти лет. Введение выборов с несколькими кандидатами без подготовки вело к разочаровывающим результатам, так как ни избиратели, ни кандидаты, ни официальные лица просто не знали того, как действовать в новой ситуации. Итог такого положения – неразбериха, анархия, разочарование народа в свободных выборах и даже военные перевороты (3).

Во время выборов 29 марта 1987 года:
– были сформированы многомандатные округа;
– на собраниях по выдвижению кандидатов в депутаты рассматривалась, как правило, не одна, а несколько кандидатур по избирательному округу;
– в избирательных бюллетенях стали указываться место работы, должность или занятие кандидата в депутаты;
– в составе избирательных комиссий появились представители сельских, уличных, домовых комитетов, советов женщин, ветеранов войны и труда,
– списки избирателей стали составляться при участии участковых комиссий;
– кабины для тайного голосования стали устанавливаться таким образом, чтобы голосующие обязательно проходили через них;
– в каждом округе выдвигался один дополнительный кандидат на 3–5 мандатов.

На более чем 94 тыс. мест народных депутатов СССР было выдвинуто свыше 120 тыс. кандидатов (на четверть больше, чем имелось мест). По итогам выборов 599 кандидатов не получили требуемого большинства и не были избраны. Кандидаты, набравшие наибольшее количество голосов, при превышении необходимого минимума 50% +1 голос, становились депутатами. Другие кандидаты, получившие больше половины голосов, становились резервными депутатами и могли участвовать в работе Совета с правом совещательного голоса. При выбытии одного из депутатов по округу резервный депутат становился основным без проведения дополнительных выборов (6).

Не только в экспериментальных, но и во многих других избирательных округах на предвыборных собраниях выдвигалось и обсуждалось более одной кандидатуры в депутаты. В местных Советах имелось 2 миллиона 322 тысячи депутатских мест. А на предвыборных собраниях было выдвинуто и обсуждалось около 4 миллионов кандидатур. Но в бюллетень для голосования по-прежнему, за редким исключением, включалось по одному кандидату.



Некоторые авторы считают, что с внесением изменений в практику избирательных кампаний и началась эрозия советской политической системы, которая закончилась событиями в августе 1991 года и распадом СССР в декабре 1991 года.

Выборы народных депутатов СССР весной 1989 года резко подняли градус политической жизни советского общества. После выборов в Учредительное собрание (12 ноября 1917 года) в нашей стране вновь можно было говорить о более-менее свободных выборах.

СССР был огромной страной. Электоральная ситуация была разной и зависела от многих факторов. В Закавказье и Средней Азии альтернативность в выборах была меньшей, чем в Москве, Ленинграде, Прибалтике, центральных районах. Но активность в день голосования оказалась разной.

26 марта 1989 года прошли основные выборы. Было избрано 1958 народных депутатов СССР из 2250. Предстояло избрать ещё 292 депутата, в том числе от общественных организаций 18, от территориальных избирательных округов 160 и 114 от национально-территориальных округов.

Главным итогом выборов высшее руководство страны и официальные средства массовой информации считали то, что народ в общем и целом поддержал курс на перестройку и обновление общества. В голосовании приняло участие 172 840 130 человек, или 89,9% всех избирателей. Председатель Центральной избирательной комиссии В.П. Орлов отмечал, что советские граждане выполнили свой патриотический долг, пришли на избирательные участки и сделали свой выбор. В то же время было обращено внимание на ошибки, излишнюю заорганизованность, на попытки оказать давление на свободное волеизъявление людей. Председатель ЦИК обратил внимание на слабое знание Закона о выборах избирателями, на проявления некомпетентности со стороны избирательных комиссий, даже на окружном уровне. Конфликты и жалобы получили отражение в 14,5 тысячах писем и телеграмм, полученных ЦИК.

Довыборы и повторные голосования в ряде избирательных округов прошли в апреле и мае 1989 г. Состав Первого съезда народных депутатов СССР по основным группам существенно отличался от состава Верховного Совета СССР.

Нижний эшелон управления (начальники цехов, отделов предприятий, заведующие лабораториями, кафедрами и т.д.)

В составе Съезда появились священнослужители, сельские арендаторы, руководители арендных коллективов и кооперативов.

Российский Закон о выборах народных депутатов не ограничивал число соискателей депутатских мандатов, участвующих в избирательной кампании. И в отличие от союзного законодательства он предусматривал порядок, когда весь состав Съезда народных депутатов РСФСР избирался непосредственно населением – в округах, в то время как треть союзного Съезда состояла из представителей общественных организаций.

Таким образом, был сделан очередной шаг в направлении закрепления в отечественной политико-правовой сфере института конкурентных выборов, что стимулировало процесс постепенного становления и развития в России многопартийной системы.

На кандидатов распространялся принцип неприкосновенности. Без согласия Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов РСФСР они не могли быть привлечены к уголовной ответственности, арестованы или подвергнуты мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.

Выборы народных депутатов РСФСР, основанные на новых электоральных принципах и процедурах, состоялись 4 марта 1990 года, и по их результатам был сформирован Съезд народных депутатов РСФСР, а затем и Верховный Совет РСФСР, состоящий из двух палат – Совета Республики и Совета Национальностей.

Выводы:
1. Сравнительно небольшие изменения в избирательной системе СССР создали условия для реальной политической конкуренции, положили начало действительной демократизации политической системы страны.

2. Правящая Коммунистическая партия оказалась не в состоянии в полной мере контролировать политические изменения в стране, противостоять распространению антикоммунистических и антисоветских взглядов.

3. Медленное и непоследовательное реформирование избирательной системы стало важным фактором нарастания политической напряженности в стране, консолидации и активизации политических сил, выступавших под флагом последовательной и решительной демократизации.

_____________
(1) Козин В.И., докторант Московской государственной юридической академии. Преобразование избирательного законодательства СССР как этап государственно-правовой модернизации (1987–1989 гг.) // Конституционное и муниципальное право. 2005. №3. Автор при подготовке данной работы использовал данные Российского государственного архива новейшей истории. Ф.2. Оп.3. Д. 744.

(2) Горбачев М.С. Политический доклад ЦК КПСС XXVII съезду. – М.: Политиздат, 1986. – С.72.

(3) Таагепер Р. Некоторые проблемы проведения выборов по многомандатным округам // Политические институты и обновление общества. – М., 1989.

(4) Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1987. № 10. Ст. 307.

(5) Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1987. №10. Ст.310.

(6) Состав депутатов, исполнительных комитетов, постоянных комиссий и резервных депутатов местных Советов народных депутатов 1987 года. – М., 1987. – С.271.

(7) Материалы XIX Всероссийской конференции КПСС. М., 1988. С. 120.

(8) Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. N 49. Ст. 727, 729

(9) Известия. 1989. 25 октября.

(10) Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. N 49. Ст. 731, 732.

(11) Орлов В.П. Демократия набирает силу // Советская Россия. 1989. 14 марта.

(12) Весна 89: География и анатомия парламентских выборов / Под ред. В.А. Колосова, Н.В. Петрова, Л.В. Смирнягина. М.: Прогресс, 1990. С. 61.

(13) Козин В.И., докторант Московской государственной юридической академии. Преобразование избирательного законодательства СССР как этап государственно-правовой модернизации (1987–1989 гг.) // Конституционное и муниципальное право. 2005. №3. – С.68.


4 марта 1990 года состоялись выборы первого и последнего Съезда народных депутатов РСФСР, которому суждено было сыграть огромную роль в истории страны, хотя он и просуществовал всего три с половиной года. Именно на этом съезде Борис Ельцин наконец получил осязаемую власть и именно этот съезд расстреливали танки три года спустя.

До 1989 года высшим органом государственной власти в РСФСР был Верховный Совет. Однако в 1989 году в Конституцию были внесены поправки, учреждающие новые орган власти — Съезд народных депутатов. Верховный Совет тоже сохранялся, но был переформатирован. Теперь он стал двухпалатным и состоял из Совета Республики и Совета национальностей.

Совет Республики комплектовался из числа избранных в Съезд народных депутатов по избирательным округам, а совет национальностей — из числа депутатов, избранных по национальным республикам и автономиям.

Состав Съезда отличался невероятной пестротой: там были и коммунисты, и демократы, и коммунисты за демократию, и фракция ветеранов КГБ. Депутаты объединялись по множеству признаков: врачи, сторонники возвращения гражданства Солженицыну, работники транспорта и т. д.

Главой Верховного Совета был избран главный противник Михаила Горбачева — народный депутат Борис Ельцин. Позднее он покинул парламент, учредив (при непосредственной помощи парламента) должность президента.

Именно съезд народных депутатов принял декларацию о государственном суверенитете РСФСР. Произошло это на первом же съезде 12 июня 1990 года. С

Принял он немало других важных законов. Именно съезд узаконил существование частной собственности в РСФСР, учредил Конституционный суд, принял триколор в качестве государственного флага. Он же фактически добился отставки критикуемого депутатами Егора Гайдара, отказавшись поддержать его кандидатуру на пост премьера, внесенную Ельциным.

Однако главным событием в истории съезда, безусловно, стали события октября 1993 года. Они стали возможны из-за тотальной правовой неразберихи, возникшей в последние годы существования СССР. Фактически по закону верховным органом государственной власти в стране был Верховный Совет, а не президент.

Тем не менее и наспех сооруженная под Ельцина должность президента тоже предусматривала высшую власть. В итоге по мере накопления противоречий между двумя подвидами высшей власти установилась открытая вражда, в условиях которой каждая из властей тянула одеяло на себя. К 1993 году все возможности для компромисса были исчерпаны, председатель Верховного Совета Хасбулатов и президент Ельцин даже демонстративно отказывались общаться друг с другом.

В итоге конфликт перерос в вооруженный, а победу одержал тот, кто контролировал телевизор — то есть президент. У Верховного Совета не было выхода на ТВ, все их сторонники были выдавлены из эфира телепрограмм, поддержку они имели только от отдельных газет.


Первый и последний Съезд народных депутатов РСФСР даже не отработал положенный срок до конца, но именно на его работу пришлись важнейшие события в истории современной России.
Поражение парламента в борьбе с президентом за власть привело к принятию новой конституции, в которой президент получил широчайшие полномочия, тогда как полномочия парламента, наоборот, были урезаны. Такая ситуация сохраняется в стране до сих пор.

Читайте также: