Введение во храм пресвятой богородицы история праздника кратко для детей

Обновлено: 29.06.2024

Задачи: рассмотреть икону праздника, поделиться впечатлениями об иконе; создать представления у детей о понятиях добродетели, формируя у них понятия о любви, доброте, честности; способствовать развитию у детей мотивации к совершению добрых и гуманных поступков; воспитывать желание быть духовно красивым человеком, воспитывать у детей интерес и уважительное отношение к традициям русской православной культуры.

Материал к ООД

Ход ООД:

Воспитатель: Вот и снова мы с вами встретились, а встреча эта будет необычная, потому что к нам сегодня пришли гости. Давайте мы их поприветствуем, улыбнёмся им, ведь мы рады их видеть.

Воспитатель: Давайте посмотрим на другую икону и вспомним о другом чудесном событии, произошедшем очень-очень давно, 2000 лет назад. В честь какого события написана эта икона? Почему слабому войску христиан удалось победить врагов? Пречистая Дева всегда простирает свой покров над нами, защищает от бед, болезней, зла, войны, даёт нам силы для труда и отдыха. Скажите, а что же нам надо делать, какими мы должны стать, чтобы она оберегала нас? Для того чтобы нам помогла Богородица мы не должны делать зла, не должны совершать грехов и плохих поступков и тогда Богородица конечно нам поможет.

Принимая рождение Дочери как чудесный Божий дар, святые праведные Иоаким и Анна дали Богу обещание: посвятить свою Дочь на служение Ему. Иоаким и Анна очень любили Дочь и растили Ее с нежностью. Когда же Ей исполнилось три года, они поспешили исполнить свое обещание, данное Богу: привести Ее в Иерусалим и отдать на воспитание в Божий храм. Родителям Пречистой Девы было и грустно: ведь приходилось расставаться с единственным чадом; и радостно: они отдавали свою Дочь на служение Богу.

В назначенный день они пригласили к себе в дом родственников, созвали юных девиц, одели Пресвятую Марию в лучшие одежды и торжественно повели Ее в Иерусалимский храм. До Иерусалима от города Назарета, где родилась и провела первые годы Своей жизни Пречистая Дева, было три дня пути. Процессия двигалась вдоль зеленеющих полей, девушки несли в руках зажженные свечи и пели псалмы.

Когда процессия приблизилась к храму, навстречу вышли с песнопениями священники, служившие при храме. Ко всеобщему изумлению, трехлетняя девочка Сама стала подниматься по пятнадцати высоким и крутым каменным ступеням, ведущим ко входу в храм. Как бы сопровождаемая Ангелом-Хранителем, Она не останавливалась до тех пор, пока не оказалась на верхней ступеньке. Там юную Марию встретил первосвященник Захария.

Воспитатель: Вот мы и вспомнили с вами те далёкие, но важные для всех людей события. Сейчас я всех приглашаю пройти в уголок православия (дети проходят в уголок православия).

Вы внимательно и с интересом смотрели на икону, стараясь прочитать её. Что вы можете сказать?

Саму Пречистую Деву, изображенную в виде маленькой девочки, стоящей на первой ступени лестницы, ведущей в храм. Мария протягивает руки к встречающему Ее первосвященнику. Этот жест (поднятые руки говорит о том, что Мария стремится быстрее попасть в стены храма, что она всем сердцем любит Бога). Видим мы на иконе и святых, праведных родителей Богородицы, уже отпустивших от себя Дочь и стоящих чуть поодаль. Рядом с Иоакимом и Анной стоят склонившие головы девы, провожавшие Богородицу Марию в храм. Как на иконе определить святых людей? (над головой светящийся круг – нимб, он говорит о вечном свете в душах святых, а на иконе в церковной живописи это принято изображать золотом вокруг головы святых). Мы с вами говорили, что Мария всю свою пищу отдавала бедным, приходящим в храм, а чем же питалась она? Питалась она таинственной духовной пищей, которую приносил ей Ангел Божий, тем самым она духовно росла, настраивая себя на исполнение воли Божией. Это изображено в верхнем правом углу иконы.

Внимательно посмотрите на лицо Девы Марии, что можно сказать, глядя на её лик. (ответы детей). Её образ светится добром, светится любовью ко всем людям. Изображение Богородицы излучает Божий свет, который прибывает внутри неё.

Икона делает нас духовными участниками этого праздника и зовёт нас всех в храм с самого детства. Предлагаю послушать стихотворения, которые подготовили ___ дома с родителями.

Чтение стихов детьми

Дорога к храму нелегка,

Она трудна, она длинна,

Через овраги и луга,

Но всё же в храм ведёт она.

В храме тихо и светло,

Лучик света бьёт в стекло,

Здесь звучат псалмы, каноны,

А со стен глядят иконы.

Я пойду сегодня в храм,

Я поставлю свечку сам.

Помолюсь, и в тишине

Добродетель придёт ко мне.

Воспитатель: Рассматривая икону, любуясь её красотой, скажите, что вы чувствовали глядя на икону, какие чувства у вас в душе возродились? (Ответы)

А я чувствую, что от этой иконы исходит тепло, исходит добро, я испытываю восторг и духовную радость, что скоро родится наш Спаситель.

Давайте, ребята, мы с вами откроем альбомы и постараемся на альбомном листе нарисовать лестницу из многих ступеней, похожую на ту, по которой поднималась к храму Богородица Мария.

Воспитатель рисует лестницу на доске дети в альбомах.

Мария поднималась по лестнице, и каждая ступень обозначает какую-то добродетель, давайте попробуем назвать эти добродетели, а поможет нам ангел, который питал Деву Марию духовной пищей. (Ширма, появляется ангел)

Воспитатель: Эта лестница к Богу ведет

И вопросы сам Ангел нам задает.

Ангел:

Эту ступеньку пройдет лишь тот,

У кого в сердце она живет. (любовь)

Ребята, помогите, вы любите кого-нибудь, скажите? (Ответы).

- А как это любить? (Ответы)

Ангел: А эта ступень – непроста

Ее легко пройдет только тот

У кого в делах она живет.

У кого она в достатке,

С тем дружить легко и гладко,

Для души приобрету я у Бога ___

Ребята, помогите, добрый человек какой, расскажите.

Ангел: Добрым человек бывает тот

У кого жалость и милость в сердце живет.

Добрый всех-всех пожалеет

И накормит и обогреет.

Воспитатель: Вот две ступеньки уже позади,

Ангел, скажи, что нас ждет впереди?

Ангел: Третья ступень –

Ее сможет пройти лишь тот,

У кого, правда, в почете,

Кто справедливо живет (честность).

Ангел: Ребята, что такое честность? (Ответы) (Подсказка при необходимости) Честный человек, это какой? (Ответы). Правильно, тот, кто всегда говорит правду, не обманывает. А вы, ребята честные? (Ответы).

Воспитатель: Ну вот подошла наша встреча к концу и с ангелом надо прощаться, как жаль, но пора расставаться. Мы с вами поднялись лишь на 3 ступени. Дома вместе с мамами и папами подумайте и назовите каждую ступеньку именем какой-то из добродетелей, которые нужно стараться приобрести нам с вами, чтобы подняться по ступеням в храм.

Дома украсьте каждую ступеньку своей лестницы красивым узором или нарисуйте обозначение добродетели, а можно вместе с родителями написать названия ступенек-добродетелей.

Зима, декабрь, 4 число.

И праздник на земле духовный

Введение Богородицы во храм

О чём же говорит он нам сегодня

От каждого из нас зависит

Сумеет ли войти он в храм

А каждый кто войдёт в тот храм

Простую истину откроет там.

Великое всегда всё просто

Бог ждёт, когда проснёмся мы

Глаза любви, когда откроем

Простим плохое и оставим позади.

В конце нашей встречи я вам хочу пожелать, чтобы Богородица всегда ограждала вас от всех бед, от всякого зла, ну а всё это зависит только от вас. Если вы будете добрыми, щедрыми, ласковыми, то и Богородица будет вашей заступницей.

Вы сегодня порадовали меня своими ответами, своей активностью.

На Руси была такая традиция: русские женщины, занимаясь поздней осеннюю и ранней зимней порой рукоделием, старались смастерить подарок для своих родных, особенно для девочек, так как чествовали в праздник Введения во храм Богородицы особенно девочек. Мы в детском саду стараемся сохранить эту добрую традицию и мамы наших детей смастерили к празднику такие подарки детям.

Так вот и наши мастера постарались, ни девочки, ни мальчики без дела не остались.

Мы приготовили сюрприз для вас

Творили его с большой любовью

И преподнесём его вам сейчас

Ее много неумело

Творили не спеша,

Пусть куколка смешная

Не важно, не беда

Зато она с любовью сделана, друзья!

Покров Пресвятой Богородицы. Праздник для детей подготовительной к школе группы Под музыку дети с листочками забегают в зал, устраивают листопад 1 1. Нельзя нам на свете прожить без чудес, Они нас повсюду встречают.

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — один из главных христианских праздников. В этот день мы вспоминаем, как трехлетняя Богородица была приведена своими родителями в Иерусалимский храм.

Тропарь праздника:

Днесь благоволения Божия предображение / и человеков спасения проповедание / в храме Божии ясно Дева является / и Христа всем предвозвещает. / Той и мы велегласно возопиим: / радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Перевод: Сегодня в Божий храм пришла Дева Мария, и люди узнали, что скоро явится милость Божия, скоро Бог спасет людей. Мы будем так хвалить Богородицу, радуйся, Ты даешь нам милость Божию.

Икона праздника:

Коротко о празднике: Введение во храм Пресвятой Богородицы

Изображение можно посмотреть в большем размере, кликнув по нему

История:

Когда Деве Марии исполнилось три года, ее родители Иоаким и Анна, как и обещали, привели дочь в храм, чтобы посвятить своего ребенка служению Богу.

Традиция эта была достаточно распространенной в израильском обществе. Супруги, у которых, так же как и у родителей Богородицы, ребенок рождался уже в преклонном возрасте, посвящали свое дитя Богу, отдавая в храм. Таким образом они выражали свою благодарность Творцу, а дети получали должное воспитание и образование, а когда подрастали — помогали восстанавливать храм, пострадавший при осаде Иерусалима римлянами. По преданию, сама Богородица участвовала в вышивке завесы для Святая святых — той самой, которая в момент смерти ее Сына на Кресте раздралась надвое (Мф 27:51).

Маленькая Мария без посторонней помощи поднялась по 12 ступеням, которые символизировали 12 колен (то есть родов) Израилевых. Ее встретил первосвященник Захария, будущий отец пророка Иоанна Предтечи.

Почему же Церковь так выделяет это событие? Потому что в храм, который для иудейского народа был местом особого присутствия Божия, вошел новый, уже одушевлённый храм Божий — Богородица, — из которого в мир придет Сам Христос.

Четыре факта о празднике:

Коротко о празднике: Введение во храм Пресвятой Богородицы

Богородица воспитывалась в храме до 14 лет, постоянно читая Священное Писание, пребывая в молитве и занимаясь рукоделием.

Коротко о празднике: Введение во храм Пресвятой Богородицы

Франсиско де Сурбаран. Отрочество Богоматери

Коротко о празднике: Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы стали отмечать позже всех остальных двунадесятых праздников. Предположительно его появление связано с византийским императором Юстинианом, который в 543 году на развалинах Иерусалимског о храма построил о громный собор в честь Богородицы. Окончательно же статус двунадесятого праздник получил только в XIV веке.

Коротко о празднике: Введение во храм Пресвятой Богородицы

Коротко о празднике: Введение во храм Пресвятой Богородицы

Коротко о празднике: Введение во храм Пресвятой Богородицы

Ярославский Толгский монастырь в честь Введения во храм Пре­святой Богородицы — один из старейших в России. Основан он был в 1314 году и до закрытия советскими властями был мужским, а после открытия в 1987 году стал женским.

Коротко о празднике: Введение во храм Пресвятой Богородицы

В монастыре хранится один из самых почитаемых богородичных образов в России — Толгская икона Божией Матери .

Коротко о празднике: Введение во храм Пресвятой Богородицы

Дата празднования - 21 августа


Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября по старому и 4 декабря по новому стилю) – первый праздник на пути Рождественского поста. Праздник особенный. Праздник, который может соединить жизнь нашего дома с жизнью нашей Церкви. Праздник, который может стать для нас живым учителем: он и учит, и воспитывает всех празднующих. Впрочем, это особенность любого явления в жизни Церкви.

Как именно встречать этот праздник, наверное, не так уж и важно. Главное все-таки, чтобы эта встреча вообще состоялась. Каждая семья ищет и находит свой собственный путь к храму, к празднику, вообще к соединению жизни дома с Церковью. И если мы только захотим этого, мы сможем всей семьей включаться в круг православного года.

Рассказ о празднике

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Хиландар, XIV век

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Хиландар, XIV век

Тропарь, кондак, величание


В тропаре и кондаке празднику как бы сконцентрировано праздничное богослужение, отношение Церкви к событию праздника. Хорошо было бы детям, как и всем нам, знать тропари наизусть. Но мне с детства претит идея вызубривания каких бы то ни было молитв. Мне кажется, молитвой нужно молиться, а не мучить детей. Поэтому мне ближе какие-то более естественные формы узнавания богослужебных текстов.

Чтобы тропарь выучить, его надо попросту много раз спеть – имея перед глазами текст, написанный и украшенный детьми

Логика такова: чтобы тропарь узнать и выучить, его надо попросту много раз спеть. Чтобы начать петь – надо иметь его перед глазами во время молитвы. Чтобы его иметь перед глазами, надо его написать большими четкими буквами и повесить на уровне глаз рядом с иконами. Вот и вся методика.

Чтобы все это претворить в жизнь, за несколько дней до праздника я предлагаю детям написать тропарь Введению во храм, а также кондак и величание. Для этого я готовлю листы плотной бумаги (например для черчения, формата А4). Для пяти-шестилетнего ребенка подготовка такая: разлиновываю лист, оставляю поля; простым карандашом пишу тропарь празднику по-церковнославянски. Пишем буквы четко, но нажимаем несильно. Для того чтобы подготовить этот текст, необязательно хорошо знать грамматику церковнославянского языка: просто открываем текст службы празднику Введения – тропарь церковнославянской графикой на второй странице. Кондак – внутри канона празднику.

Тропарь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, глас 4

Днесь благоволения Божия предображение/ и человеков спасения проповедание:/ в храме Божии ясно Дева является/ и Христа всем предвозвещает./ Той и мы велегласно возопиим:/ радуйся,// смотрения Зиждителева исполнение.

Богородица входит в храм: Она начинает Свое служение Богу, Она готовится стать Матерью Бога. Это событие говорит о том, что уже совсем скоро Господь придет на землю и спасет людей.

Кондак праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, глас 4

Пречистый храм Спасов,/ многоценный чертог и Дева,/ священное сокровище славы Божия,/ днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи,/ Яже в Дусе Божественном,/ Юже воспевают Ангели Божии:// Сия есть селение Небесное.

Величание


Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.

Чтобы услышать, как именно поются тропарь и кондак, можно нажать на кнопку прослушивания под соответствующими текстами здесь. Заодно постепенно запоминаем, как поется четвертый тропарный глас.

Тропарь прочитали, разобрали, послушали – теперь предлагаю ребенку обвести слова тропаря тонким маркером, фломастером, гелевой ручкой или пером для каллиграфии – на вкус и возможности каждого ребенка. Буквицу – первую букву – предлагаю раскрасить и украсить. Дети часто сами придумывают, как оформить текст. Так мы с детьми вместе готовимся к предстоящему событию.

Украшение текстов тропаря, кондака, величания – особый вопрос. С помощью этого украшения мы можем многому научиться. Можно украсить текст орнаментом, древнерусским или византийским. Срисовать эти орнаменты можно из молитвослова. Я использую также специальные церковнославянские прописи, где есть пошаговое исполнение самых простых орнаментов. Рисование орнаментов помогает детям сосредоточиться, успокаивает.

Но есть еще более важная тема. При оформлении буквицы, на полях, вокруг всего текста я предлагаю детям нарисовать простые иллюстрации: некоторые образы из иконографии и гимнографии праздника.

Ступени. Можно нарисовать ступеньки, те самые, по которым маленькая Мария поднималась ко входу в храм. По преданию, этих ступенек было 15, и можно изобразить их все, а можно срисовать ступеньки с иконы – на иконах обычно всего две-три ступенечки.

Иногда тексты получаются красивыми, иногда – не очень. Безусловно, величание, которое подготовил пятилетний ребенок, будет написано старательно, но криво и украшено тоже соответственно. Но это ведь не работа на оценку детских достижений и не на оценку маминого педагогического творчества. Пусть кривовато, пусть с исправлениями – зато ребенок делал сам. Нам важен не только результат, но и процесс этого обучения. Собственно, как раз процесс и есть обучение.

В любом случае хотя бы один написанный и красиво оформленный тропарь мы размещаем рядом с иконами. Так, чтобы мы могли видеть этот текст, вставая всей семьей на молитву. Например, в одной квартире у нас рядом с иконами стоял холодильник, и мы прикрепляли текст молитвы магнитами к холодильнику. Потом мы переехали, холодильник оказался слишком далеко от икон – и мы стали приклеивать текст малярным скотчем к шкафу под иконами. Сейчас мы взяли рамки для фотографий, вставили в них тексты тропаря, кондака и величания и повесили рядом с иконами.

Кондак и величание мы поем по дороге в храм, поем, заканчивая вечерние молитвы, – тоже до самого отдания. Так наша жизнь приближается к празднику.

Накануне праздника


Именно с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы мы начинаем потихонечку украшать наш дом к Рождеству Христову. Сейчас, в начале поста, вырезаем снежинки в неограниченных количествах. Делаем бумажных ангелов. Всем этим можно начать заниматься заранее, чтобы перед праздником сократить уборку. Ведь если дети начали резать бумагу – обрезки обязательно разнесутся по всему дому… В канун праздника прикрепляем снежинки и бумажных ангелов к окнам, подвешиваем к потолку. Так на первый праздник Рождественского поста мы начинаем подготовку к Рождеству.

Канун праздника – это еще и большая готовка: я стараюсь приготовить всю еду заранее, чтобы назавтра, когда мы вернемся из храма, можно было сразу садиться за стол.

3 декабря утром, если это будний день, работа и учеба по полной программе. Но к вечеру мы стараемся освободиться и попасть на службу. Пропускаем же мы тренировки, когда болеем. Вот и сейчас можно пропустить: двунадесятые праздники всего двенадцать раз в году, как это не трудно подсчитать, причем часть из них попадает на каникулы и выходные.

Мы приезжаем в храм ближе к помазанию. Попасть на всю службу – это что-то из далекой, недоступной девической жизни… Обычно папа идет в храм, часто со старшими детьми, а я с младшими остаюсь на улице (или в детской комнате, если таковая при храме имеется).

Ближе к Евангелию мы присоединяемся к папе. И получается, что дети оказываются в храме в те полчаса, когда поется и тропарь, и кондак, и величание Введения во храм. Это тексты, которые дети уже узнают, – ведь они совсем недавно писали и даже пели эти слова. Подобные песнопения перестают быть для детей некоей фоновой церковной музыкой: теперь всё понятно, теперь это символ праздника. Дети часто подпевают хору, особенно величание – его очень легко запомнить.

После вечерних молитв мы открываем с детьми тот евангельский текст, который будет прочитываться завтра во время праздничной Литургии. Это похвала Пресвятой Богородице, тексты, которые читаются во время всех Богородичных праздников. Если мы завтра попадем на службу к началу, то дети услышат это евангельское чтение по-церковнославянски, из уст диакона – и поймут, что именно читается в храме. Если опоздаем, что вполне возможно, то мы, получится, все-таки услышали те слова, которые нам предлагает Церковь в этот праздничный день.

Дети в постелях – мы выключаем свет, зажигаем свечу. И при детях читаем вслух канон празднику Введения Пресвятой Богородицы. Мы, обремененные не только тяжелым игом грехов, но и благим игом родительства, далеко не всегда можем спокойно и сосредоточенно помолиться в храме. А тут появляется возможность прочитать удивительные слова, которые Церковь преподносит именно сегодняшнему событию, помолиться трехлетней Богородице и Ее родителям в относительной тишине. Сначала канон празднику, потом – правило к Причастию. И дети постепенно засыпают под чтение этих молитв. Может быть, сегодня они заснут быстро – и мы с мужем останемся на молитве вдвоем…

День праздника


А утром мы все идем в храм, обычно причащаемся. Если это будний день, то хотя бы на раннее богослужение. Одеваемся нарядно, снова по возможности в голубое. По дороге в храм, в машине, поем тропарь, кондак, величание – чтобы напомнить детям о празднике.

После Литургии возвращаемся домой, садимся за праздничный стол. Разложили еду по тарелкам – и пока дети еще голодные и поэтому едят молча, мы стараемся что-то почитать. Что-то, что поможет нам вернуться мысленно к сегодняшнему событию. Можно взять проповеди на день Введения во храм – отца Иоанна (Крестьянкина), владыки Антония Сурожского, слова святого Григория Паламы, святителя Филарета Московского к этому празднику… Не проповеди целиком, ни в коем случае. Целиком можно почитать вдвоем с мужем. А сейчас просто зачитаем вслух пару фрагментов из теста проповеди, просто что-то интересное. Если это будет буквально одна-две фразы, одна мысль – это никак не перегрузит детей, никак не наскучит и не вызовет отторжения. Зато настроит нашу семейную трапезу на определенный лад – на праздник Введения Пресвятой Богородицы.

Вспоминая всенощную праздника, на вечерней молитве мы споем детям или вместе с детьми Рождественские ирмосы. Если каждый день, укладывая детей, петь эти слова – в конце концов мы все выучим их наизусть, причем снова без всякого напряжения.

Церковь вспоминает рождественские молитвословия – значит, Рождество потихонечку приходит в наш дом, и мы уже готовимся его встречать. Так что на ночь – сюрприз. С сегодняшнего дня мы начинаем петь колядки – русские, украинские, а также английские, французские, сербские. Минорными рождественскими песнями я укладываю детей спать, мажорные поем как получается. С этого дня мы достаем диски с колядками… Таким образом к Рождеству эти песни дети выучат наизусть – и тоже без напряжения и вызубривания. С этого дня (в реальности скорее с завтрашнего) мы вообще готовим наши рождественские праздники, учим стихи, украшаем дом. Впрочем, об этом я уже писала.

Урок жизни


Содержание обучения – это не то, чему мы учим, а то, как и чем живет наш дом и живет ли он действительно Церковью

Но пойдут ли наши дети по этому, Богом данному пути? Мы можем этого хотеть, мы можем и будем об этом молиться. Будем направлять ребенка. Будем наставлять, советовать, учить. Любить. Но не нам решать, куда и как он пойдет в жизни. Решение за самим ребенком. Святые праведные Иоаким и Анна повели свою Дочку к храму – но в храм Она пришла сама, это был Ее выбор, Ее добрая воля, Ее решение. И наше дело вот так же спокойно, внимательно и заботливо, как святые богоотцы, вести своих деток к Господу… Поручая Богу – истинному Отцу, Учителю и Воспитателю – каждого своего ребенка. Посвящая Ему и своих детей, и самих себя, и весь дом свой. И всю жизнь свою.


Незаметно пролетели три года после рождения Девы Марии. Они были самыми радостными в жизни Иоакима и Анны. Первые слова, первые робкие шаги малютки Марии - все наполняло сердца стариков-родителей тихой радостью. А когда Ее личико вновь и вновь озарялось милой и светлой улыбкой, они чувствовали себя самыми счастливыми людьми на свете.

Но как бы хорошо им ни было втроем, Иоаким и Анна не забывали про свое обещание, данное Господу: они должны отдать Дочь Тому, Кто даровал им Ее. И когда Марии исполнилось три годика, Иоаким и Анна решили, что настало время исполнить обещанное. Как было принято в то далекое время, посвященных Богу детей отдавали в Иерусалимский храм, где они жили, учились и воспитывались.

Маленькую Марию не страшила предстоящая разлука с отцом и матерью - ведь Она знала о Боге с самого раннего детства. Родители часто рассказывали Ей, что Она родилась благодаря Господу, что еще до рождения посвящена Ему. И, едва научившись говорить, Мария уже произносила Его имя в Своих детских молтвах.

По обычаю, на предстоящее торжество посвящения в дом Иоакима были приглашены родственники, друзья, соседи, знакомые и сверстницы Марии. Приготовив все необходимое для дороги и торжества, все они отправились в неблизкий путь.

Наконец на третий день пути впереди показался величественный Иерусалим. После отдыха, переодевшись в праздничные одежды, путники вступили в священный город. Как и было положено, впереди шли поющие девочки с горящими светильниками в руках, за ними - Иоаким и Анна с Марией и все остальные. Торжественная процессия направилась к храму.

Здесь их уже ждали священники. В храм вели пятнадцать высоких ступенек. Взволнованные Иоаким и Анна подвели малютку Марию к первой ступени. И вдруг неожиданно для всех, никем не поддерживаемая, Она легко преодолела их все и оказалась перед самым главным священником - первосвященником Захарией.

Дальше произошло и вовсе невероятное: Захария взял Марию за руку и повел вглубь храма, в помещение, называемое Святое Святых, - место особого Божиего присутствия. А ведь сюда не имели права входить даже священники! Только первосвященник входил во Святое Святых всего один раз в году для принесения жертвы.

Удивлению назаретских спутников Марии не было предела. Ведь они не знали, что Дух Святой открыл Захарии будущее предназначение маленькой Девочки. После торжественного обряда посвящения Иоаким и Анна возвратились в Назарет, а их Дочка осталась жить при храме.

Живя при храме, Дева Мария вместе с другими девочками после утренней молитвы изучала Закон Божий, обучалась чтению и письму, занималась рукоделием (пряла, ткала и шила) и ухаживала за больными. Она была самой благочестивой, доброй и кроткой. Так незаметно прошло девять лет.

Марии исполнилось двенадцать, когда Ее жизнь омрачилась печальным известием: умер Ее отец, восьмидесятилетний Иоаким. Овдовевшая Анна вскоре перебралась в Иерусалим, поближе к Дочери, но через два года умерла и она. Осталась Мария круглой сиротой. Грустно детям жить без родителей, но Мария, хотя и горевала, чувствовала Божию любовь и утешение. И решила тогда Она всю Свою жизнь посвятить только одному Богу.

По Закону же девочки, которые воспитывались при храме, могли оставаться здесь только до четырнадцати лет, а потом выходили замуж. Поэтому, когда наступил четырнадцатый день рождения Марии и священники объявили Ей, что Она должна оставить храм и избрать Себе мужа, Мария сказала им о Своем решении. Ее слова сильно озадачили священнослужителей: они не знали что делать - ведь Закон нарушать было нельзя! Но вскоре выход из этого затруднительного положения был найден: Марию решили отдать на попечение достойному человеку - чтобы Она жила в его доме и он под видом Ее мужа заботился бы о сироте.

В храм были приглашены двенадцать неженатых и вдовых мужчин из рода царя Давида. Чтобы узнать Божию волю, кому из них предназначено стать мнимым мужем Марии, первосвященник взял у них посохи и со словами: "Господи! Яви мужа, достойного обручиться с Девой!" - положил их на алтарь Господень.

Наутро все увидели, что один посох расцвел. Это был посох вдовца Иосифа, доброго и праведного старца из Назарета - Божия воля была очевидна!

После обручения Иосиф и Мария покинули храм. Возвратившись в Назарет, Дева Мария поселилась в бедном доме плотника. Здесь Ее тихая и благочестивая жизнь почти ничем не отличалась от привычной жизни в храме - Она так же занималась рукоделием и много и охотно помогала Иосифу по хозяйству. Но больше всего Дева Мария любила читать священные книги и молиться.



Использованы материалы книги "Сегодня праздник". О.Глаголева, Е.Щеглова. Издание Валаамского Спасопреображенского монастыря, 2006

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ

Перейдя по ссылкам, вы прочитаете материалы по этой теме и посмотрите картинки.

Иоакимо — Анновский храм Можайска

Введение во храм Пресвятой Богородицы (детям о праздниках)

Мария недолго жила в доме родителей. Лишь только исполнилось Ей три года, Иоаким и Анна решили исполнить своё обещание — посвятить дитя Богу, отдать Её на воспитание в храм.

При входе в храм было пятнадцать больших ступеней, священники, восходя на служение, пели на каждой ступени псалмы (молитвенные песнопения). И вот родители поставили девочку у первой ступени. Она же Сама взошла по высокой лестнице в храм. Все изумились, увидев трёхлетнюю девочку, взошедшую так быстро, без помощи других, как будто бы Она была уже взрослой. Особенно удивлялся первосвященник Захария и, как пророк, исполненный Духом святым, ввёл Марию во Святая Святых, в самую священную часть храма, куда никто, кроме него самого (и то раз в год), не мог входить. И это тоже было чудом. Там, во Святая Святых, Захария назначил Марии место для молитвы.


Иоаким и Анна возвратились домой, а юная Мария осталась в Иерусалиме. Богоизбранная Отроковица пред всеми Своими сверстницами (ровесницами) отличалась благочестием, кротостью и смирением. Она любила молиться Богу и читать священные книги: была трудолюбива, особенно любила шить одежды, которые надевают священники во время богослужения, — ризы. Такая Святая была Дева Мария, так любил Ее Бог, что и пищу приносил Ей Ангел Божий.

Торжественное посвящение Девы Марии Богу – Введение во храм Пресвятой Богородицы – празднуется 4 декабря.

Тропарь, глас 4:

Днесь благоволения Божия предображение,/ и человеков спасения проповедание,/ в храме Божии ясно Дева является,/ и Христа всем предвозвещает./ Той и мы велегласно возопиим:/ радуйся\ смотрения Зиждителева исполнение.

Сегодня предвестие благоволения Божиего и проповедь о спасении людей: в Божием храме торжественно является Дева и всем предвозвещает Христа. И мы Ей громко воскликнем: радуйся, Исполнение промышления о нас Создателя.

Колыбель моя качалась
У Сиона и над ней
Пальма Божия склонялась
Тёмной купою ветвей.

Белых лилий Идумеи
Снежный венчик цвёл кругом,
Белый голубь Иудеи
Реял ласковым крылом.

Отчего ж порой грущу Я?
Что готовит Мне судьба?
Всё смиренно, всё приму Я,
Как Господняя раба.

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ИКОНОПИСИ


В русской иконописи самое раннее изображение (ХI в.) сохранилось в стенописи в Софийском соборе в Киеве.


Иконография праздника восходит к византийскому искусству. Центральной на иконе является маленькая фигурка Пресвятой Девы, Которая изображена одетой в мафорий (покрывало, женская верхняя одежда). Ее сопровождают родители Иоаким и Анна и девы. Перед Ней склоняется в низком поклоне первосвященник Захария. В правом углу иконы обычно помещена характерная сцена: Мария, находясь во Святая Святых храма, принимает пищу от ангелов.

Читайте также: