Введение в биоэтику кратко

Обновлено: 04.07.2024

Биомедицинская этика — это общее понятие, включающее многообразие многовекового врачебного нравственного опыта от этики врача Гиппократа до ее современной формы — биоэтики.

Биомедицинская этика — это профессиональная этика всех, кто работает в медицине и здравоохранении. Биомедицинская этика изучает отношения между людьми в системе здравоохранения, а также систему норм, ценностей и обязательств, которую принимает и исполняет врач, оказывая помощь больному человеку.

В силу этого предмет биомедицинской этики — это вопросы: как реали­зовывать ценности милосердия, заботы, справедливости, сочувствия, спа­сения жизни, добра и любви в практике врача; как в сложных ситуациях клинической или исследовательской работы поступать врачу морально; каким надо быть, чтобы быть врачом?

Таким образом, биомедицинская этика — это прикладная этика, кото­рая на основе моральных принципов решает задачи установления таких отношений с пациентом, которые обеспечивали бы веру в лечение, дове­рие к врачу пациента и общества.

Биомедицинская этика и медицинское право

Биомедицинская этика и медицинское право — две основные формы современного регулирования медицинской деятельности. Они, безусловно, связаны между собой. Что их отличает и что объединяет? Почему врачу недостаточно руководствоваться только одним способом регулирования медицинской деятельности: только медицинским правом либо только биомедицинской этикой ?

Число нормативно-правовых документов, регулирующих медицинскую деятельность, растет. Вместе с этим встает и вопрос о соотношении биоме­дицинской этики и медицинского нрава, который непосредственно связан с принципиальными различиями, существующими между моралью и пра­вом.

Мораль и право

Вопрос о различии морали и права как форм регулирования медицин­ской деятельности следует отличать от современной проблемы содержа­тельного соответствия норм права и принципов морали.

Практика регулирования человеческих отношений свидетельствует, что мораль и право, в частности, нормы и принципы биомедицинской этики (БМЭ) и медицинского права (МП) находятся между собой в слож­ных отношениях, систематизация которых необходима для четкой согла­сованности между собой требований закона, ведомственных приказов и инструкций, с одной стороны, и требованиями профессиональной этики и морали — с другой.

Однако помимо единства можно увидеть и отличия правовых норм от моральных ценностей (рис. 1.3).

Формы взаимоотношений этики и права

Рис. 1.3. Формы взаимоотношений этики и права

Общество — это сложный организм, который нуждается в систематиче­ском совершенствовании правового регулирования разнообразных интере­сов и отношений его членов.

Совершенствования и приведения в соответствие с существующими традиционными для общества моральными нормами требуют в настоящее время следующие положения российского законодательства:

  • принцип презумпции согласия в трансплантологии (в США, напри­мер, законодательно действует противоположный принцип: презумпция несогласия, означающий, что без юридически оформленного согласия человека после его смерти врач не имеет права производить забор органов и (или) тканей, что исключает любую форму проявления насилия);
  • неограниченное допущение искусственного прерывания беременности;
  • непризнание права на жизнь не родившегося человека;
  • допущение клонирования (терапевтического);
  • допущение использования методов ЭКО (экстракорпорального оплодотворения) для несупружеских пар и одиноких людей;
  • допущение суррогатного материнства за материальное вознаграждение;
  • отсутствие запрета на использование эмбрионов человека для извле­чения стволовых клеток.

История свидетельствует, что задолго до возникновения правового регулирования отношений медика с пациентом они регулировались лич­ными нравами врача и обычаями. Обычаи были непосредственно связаны с неписаными моральными мотивами оказания медицинской помощи. Мораль как социальный регулятор медицинской деятельности представ­ляет собой правила поведения, которые устанавливаются в обществе при­менительно к медицине в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости. Нормы морали обеспечиваются и охраняются внутренними убеждениями людей и силой общественного мнения. Весьма долгое время нормы морали были основным, а нередко и единственным регулятором взаимоотношений врачей и их пациентов, а также определяющим мотивом профессиональной деятельности меди­ков. И сегодня существует мнение о ведущей роли моральных ценностей в оценке профессиональных поступков медиков.

Противопоставление морали и права или преуменьшение роли одного из них представляется необоснованным, так как норма морали — это идеальное основание, образец, эталон поведения, в то время как норма права — правило поведения, служащее достижению такого образца. Напри­мер, уголовная норма о неоказании помощи больному (ст. 124 УК РФ) слу­жит высокому идеалу милосердного медицинского работника. Ценности морали, их внешнее достижение обеспечиваются правовыми средствами: запретами, дозволениями, требованиями и др. (рис. 1.4).

Поступки врача в координатах морали и права

Рис. 1.4. Поступки врача в координатах морали и права

Необходимо отметить, что соотношение норм права и морали в струк­туре социальной регуляции медицинской деятельности должно существо­вать в непротиворечивом взаимодействии. Это определяет, что этическая экспертиза — это обязательное основание разработки новых законопроек­тов, принятия и действия законов, регулирующих медицинскую деятель­ность.

БМЭ и МП — две основные формы регулирования отношений в системе здравоохранения. Гармоничное соотношение БМЭ и МП — одно из усло­вий обеспечения нравственного здоровья общества.

• Жизнь коротка, путь искусства долог,
удобный случай скоропреходящ, опыт
обманчив, суждение трудно. Поэтому не
только сам врач должен употреблять в
дело все, что необходимо, но и больной, и
окружающие,
и
все внешние
обстоятельства должны способствовать
врачу в его деятельности.
Гиппократ

3. История развития

4. Основная задача биоэтики

5. Отличие биоэтики от традиционной этики


Возникает правомерное сомнение в том, а нужна ли медицинская биоэтика
вообще? В известном смысле биоэтика может пониматься как
продолжение и современная форма традиционной медицинской (или
врачебной) этики, восходящей к Гиппократу; основное ее отличие от
последней, однако, состоит в том, что традиционная медицинская этика
носила корпоративный характер (так, в знаменитой клятве Гиппократа на
первом месте стоят обязательства врача по отношению к своему учителю и
своей профессии и лишь затем говорится об обязательствах по отношению к
пациентам) и исходила из того, что во взаимодействии врача и пациента
морально ответственным агентом по сути дела является только врач.
Для биоэтики же, напротив, характерна установка на то, что в принятии
морально значимых и жизненно важных решений участвуют как врач, так и
пациент, а значит, и бремя ответственности распределяется между
обоими партнерами. Более того, во многих случаях в выработке таких
решений участвует и третья сторона.

6. Особенности биоэтики


Новой дисциплиной не отменяются традиционные ценности, среди которых
милосердие и благотворительность, нравственная ответственность врачей и принцип
“не навреди”. Только в сегодняшней культурной и социальной ситуации все эти
моменты получают новое звучание и значение.
Стоит отметить, что биологи или врачи в качестве экспертов имеют знания о способе
клонирования человека. Однако допустить подобные действия они не могут. Это
находится за границей их профессиональной компетенции. Именно поэтому одной из
особенностей биоэтики является ее развитие с участием специалистов различных
дисциплин. В этом перечне находятся биологи и психологи, врачи и философы,
политики и юристы и т.д. И не удивительно, ведь проблемы, которые возникают в связи
с развитием медицины и биологии, настолько многообразны и сложны, что их решение
возможно только при совместных усилиях людей, обладающих определенными
знаниями и опытом.
Биоэтика имеет еще одну важную особенность: она не просто изучаются моральные
проблемы, возникающие при развитии общества. С ее участием создаются различные
институты, характерные для плюралистических обществ. Примером тому могут
служить этические комитеты, работающие при больницах, научно-исследовательских
центрах

7. Основные принципы дисциплины

• Принципы биоэтики в совокупности с правилами образуют
своеобразные этические координаты, которые характеризуют
отношение к больному, как к личности.
Основные принципы биоэтики:
• уважение человеческого достоинства
• непричинение зла и сотворение добра
• автономия личности
• соблюдение справедливости
Четыре правила науки
• конфиденциальность
• правдивость
• информированное добровольное согласие
• неприкосновенность в отношении частной жизни.

8. Основные проблемы биоэтики


эвтаназия
самоубийство
трансплантология
определение факта смерти
проведение экспериментов на человеке и животных
отношения между врачом и пациентом;
организация хосписов
отношение к людям, являющимся психически неполноценными
деторождение (суррогатное материнство, генная инженерия и
т.д.)
стерилизация и контрацепция, а также искусственное
прерывание беременности
моральные проблемы ВИЧ-инфицированных
межпрофессиональные отношения в медицине
проблемы социальной справедливости в медицине

9. Аборт

10. Искусственное оплодотворение

• Одна из важнейших проблем, связанных с разработкой новых
репродуктивных технологий, - искусственное оплодотворение,
которое предоставляет возможность преодолеть бесплодие.
Использование этой технологии затрагивает такие человеческие
ценности, как природа самого брака, взаимоотношения
супругов, судьба личности будущего ребенка.
• С точки зрения морали здесь важно не перейти ту грань, когда
вмешательство в репродуктивную сферу помогает женщине
обрести долгожданную беременность, а не превращается в вид
манипуляции, эксперимента.
• Искусственное оплодотворение в нашей стране имеет
законодательное разрешение и не должно вызывать морального
осуждения в обществе. Действительно, каждая женщина имеет
право быть матерью, и долг врача - помочь ей в этом.

11. Метод суррогатного материнства

• Спорный и уязвимый с точки зрения биоэтики метод
суррогатного материнства, когда оплодотворенная
яйцеклетка (от биологических отца и матери) вносится в
матку другой женщины (суррогатной матери), которая
вынашивает и рожает ребенка, а потом передает его
биологическим родителям.
• Таким образом, с одной стороны становится очевидной
манипуляция телесной природой ребенка получающего
генетическое наследие от двух определенных лиц и
вместе с тем кровь, питание от суррогатной матери.
• С другой стороны, это единственный способ для
отдельных семенных пар обрести желанного ребенка.

12. Клонирование человека


Ожесточенные споры велись и ведутся вокруг проблемы клонирования
человека на основе современных технологий генной инженерии.
В обсуждении морального аспекта клонирования участвуют биологи,
врачи, политики, философы, священнослужители. Высказываются две
противоположные точки зрения.
Первая - клонирование морально этично, и появление человеческих
генетических копий безопасно для самого человека и общества. Эта
технология открывает путь к освобождению от болезней и бессмертию.
Вторая - клонирование аморально и не безопасно, так как наука еще не
в состоянии определить последствия, к которым оно приведет, нет
экспериментальных доказательств, что каждый клонированный эмбрион
будет развиваться нормально и у клонированного ребенка не возникнут
уродства или умственные задержки, кроме того, могут появиться самые
непредсказуемые злоупотребления.

13. Трансплантация органов и тканей человека

14. Эвтаназия

15. Социальная справедливость


Еще один принцип биоэтики - социальная справедливость, который
предусматривает
равное
предоставление
необходимых
видов
медицинской помощи любому пациенту независимо от его физического,
психического и материального состояния.
Врач при оказании медицинской помощи пациентам должен
руководствоваться исключительно профессиональными и этическими
нормами, а не отдавать предпочтение больным с особым
социальным статусом и высоким материальным положением.
Социально-психологической основой профессионального воспитания
врачей служат формирование и развитие у них соответствующей этикодеонтологической культуры. Это означает, что сопереживание и
милосердие
должны
стать
внутренним
содержанием,
нравственным стержнем медицинского работника.
Этические нормы врача должны находить свое проявление в
профессиональной деятельности, прежде всего в общении с
пациентами, их близкими, во взаимоотношениях с коллегами.

16. Вывод

• Как правило, морально-этические проблемы обычно не
имеют таких решений, которые смогли бы удовлетворить
все заинтересованные стороны.
• Любое из выбранных врачом или исследователем решений в
подобных случаях не бывает безупречным, оно с
неизбежностью будет нарушать те или иные этические нормы.
Но, во всяком случае, решение должно быть принято, как
должна быть принята на себя и сопряженная с ним
ответственность. Эту ответственность, сколь бы тяжела
она ни была, невозможно переложить на других.
• Моральные проблемы, безусловно, возникают в любой области
профессиональной деятельности, в которой приходиться иметь
дело с другими людьми. Но, пожалуй, будет трудно найти
другую такую область, в которой они были бы столь
драматичными и столь сложными, как в медицине

Читайте также: