Введение государственной винной монополии кратко

Обновлено: 05.07.2024



Окончательно установленная Екатериной II откупная система постепенно расширяла круг своего действия. Однако вследствие Отечественной войны 1812 г. большинство откупщиков разорились. По этой причине в 1817 г. по инициативе министра финансов Гурьева вместо откупной системы вновь было введено казенное управление питейными сборами – третья государственная монополия. В 1820 г. сбор от казенной винной монополии составил 77 млн. рублей, т. е. превысил на 24 млн. руб. последний откупной сбор. Наряду с увеличения наполняемости бюджета новая система принесла большую пользу народной нравственности и воскресила совершенно исчезнувшие производство пиво и медоварение.

К моменту введения винной монополии в 1894 году, в России насчитывалось 148 296 кабаков, или 1 кабак на 791 человека. Для сравнения: всех учебных заведений было около 50 000, что составляло одно на 2260 человек, т. е. потребность в кабаках была втрое выше запроса на учебные заведения.

В качестве эксперимента государственного контроля в области винокурия 8 июня 1893 года была введена казенная продажа спиртных напитков в Пермской, Уфимской, Оренбургской и Самарской губерниях. С 1 января 1895 г. винная монополия была распространена еще на 31 губернию. Поочередное распространение монополии на другие губернии продолжалось до 1902 г. К тому времени она охватила всю европейскую часть страны и часть губерний Западной Сибири (всего 63 губернии и 8 областей). Здесь проживало подавляющее большинство населения страны. На Восточную Сибирь и на Дальний Восток винная монополия распространилась с июля 1904 г. Монополией не были охвачены лишь Закавказье, Туркестанский край, Приморская, Приамурская, Камчатская, Закаспийская и Семиреченская области.

Шестого июня 1894 г. было утверждено положение о казенной продаже, в соответствии с которым из частной торговли изымались спиртные напитки, водка и водочные изделия; торговля же пивом, портером и брагой оставалась на прежнем основании. Реформа по установлению государственной монополии на алкоголь, как уже указывалось, преследовала несколько конкретно поставленных целей. Целями вводимой реформы предусматривалось:

1. Упорядочение винной торговли в стране;
2. Повышение качества крепких напитков и в первую очередь водки (в 1894 году правительством России был запатентован продукт, который и стал считаться на мировом рынке русской водкой: хлебный спирт, перестроенный и разведённый по весу водой до 40-градусной крепости),
3. Увеличение винных поступлений в казну;
4. Повышение культуры потребления спиртных напитков.

В реализации государственной монополии выделяются два периода: 1) 1894 – 1904 годы; 2) 1905 — 1914 годы. Первый период характеризовался резким сокращением мест продажи крепких напитков при переходе от свободного оборота алкоголя к монополии на сбыт. Например, в 1897—1898 годах в губерниях, где вводилась реформа, число мест торговли сократилось на 40-64 %. Второй, скажем так, послереволюционный и предвоенный этап сохранил достигнутые темпы первого этапа и с 1912 года активизировались

мероприятия правительства, и прежде всего общества, по снижению потребления крепких напитков.

Борьба с этим тяжким народным недугом проводилась в рамках разработанной системе комплексных мероприятий. В частности, при финансовой поддержке правительства была реанимирована деятельность Обществ трезвости. Члены обществ добровольно отказывались от потребления алкоголя, а также осуществляли мероприятия, препятствующие распространению, производству и потреблению алкоголя. Такие организации в подавляющем большинстве создавались священнослужителями, хотя могли организовываться и представителями интеллигенции. В программе работы обществ преобладали: чтения, спектакли, чаепития, лекции. Для членов обществ функционировали кассы взаимопомощи, оплачивалась покупка необходимых лекарств.

Одновременно с введением винной монополии государство озаботилось воспитанием в народе культуры пития посредством организации за казённый счёт с 1894 года Попечительства о народной трезвости из числа местных чиновников, интеллигенции и всех желающих. Такие организации имели две четкие цели: разъяснить населению вред от злоупотребления алкоголем; дать ему возможность проводить досуг вне кабаков. Осуществлялись эти цели путем организации народных читален и чайных, распространения соответствующей литературы, созданием лечебных учреждений для больных алкоголизмом. Денежные средства на существование попечительств выделяла казна, однако организации могли иметь и иные источники дохода, такие как: пожертвования, доход от продажи литературы, сборы с устраиваемых народных чтений и чаепитий. Так же Попечительства о народной трезвости следили за соблюдением винной монополии, и в этом вопросе имели те же полномочия, что и акцизные управления. За раскрытие нарушений монополии попечительства получали вознаграждения, которые также шли на обеспечение функционирования организаций.

К существенному недостатку винной монополии того периода следует отнести тот факт, что пьянство вышло из питейных заведений на улицу и пришло в семью.

В любом случае – активное развитие российского промышленного и сельскохозяйственного производства, транспортное и городское строительство, в союзе с сопутствующими мерами образовательного и культурного характера значительно снизили тягу населения пьянству и оздоровили общую, антиалкогольную атмосферу народа в стране. Введённая императором Николаем II монополия позволили России стать самой непьющей страной в Европе после Норвегии.

Читайте также: