Второй круг духовных странствий базарова это путь к его трагическому одиночеству кратко

Обновлено: 02.07.2024

…Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу.

Из письма И. С. Тургенева А.А.Фету

Никто, кажется, не подозревает, что я пытался в Базарове представить трагическое лицо, а все толкуют: зачем он так дурен? или - зачем он так хорош?

1. Базаров – нигилист.

а) Евгений Базаров в начале романа.

2. Испытание любовью.

а) Базаров и Анна Одинцова

б) Базаров и родители.

3. Духовный и мировоззренческий кризис героя.

б) Второй круг духовных странствий героя как путь к его трагическому одиночеству.

4. Болезнь и смерть Базарова.

- Прочитайте эпиграфы к уроку. В чем их смысл? (напишите своё мнение)

- Как же относиться к герою: любить или ненавидеть? Презирать или сострадать? Прежде всего, конечно, необходимо понять эту сложную и, безусловно, неординарную личность. В этом нам и помогут ваши сочинения.

Ниже будут материалы, которые помогут вам глубже понять образ Базарова.

И. С. Тургенев о Базарове

Из письма Тургенева А. Фету

Из письма к Случевскому от 14 апреля 1862 г.

Из письма А. И. Герцену от 28 апреля 1862 г.

В романе Ивана Сергеевича Тургенева "Отцы и дети" одной из ключевых тем является тема нигилизма, идеологии отрицания, которую каждый из героев трактует по-своему.

Главный герой произведения, Евгений Базаров, относит себя к настоящим нигилистам. Это действительно можно назвать правдой в начале романа. Однако, по мере развития сюжета ситуация меняется. После того, как Одинцова отказывает Базарову, герой меняет многие из своих жизненных принципов: героя уже не так сильно интересуют естественные науки, он осознает свою незначительность в этом мире, даже соглашается на дуэль, пускай и признавая, что ситуация вышла нелепой (хотя ранее Базаров отрицал дуэли, как и аристократизм).

Именно после того, как Базаров почувствовал на себе муки любви, которую сам называл болезнью, Тургенев проводит герои снова по имению Кирсановых, Базаровых, Одинцовой.

То есть Базаров как бы совершает второй круг жизненного пути. Но теперь герой совершенно изменился. Наблюдая за поведением героя тех местах, где он был раньше, мы можем сравнить Базарова — нигилиста с его "новой версией", более наглядно увидеть изменения персонажа. После того, как Базаров снова проделать свой путь, герою суждено умереть. Именно поэтому в каждом из имений Евгений будто ставит точку в отношениях с его жителями: прощается с Аркадием, участвует в дуэли с Павлом Петровичем, прощается с Фенечкой, Одинцовой, родителями.

В конце концов Базаров заболевает и умирает, ведь этому герою не суждено обрести счастье. В трагической концовке романа, сцене смерти, мы видим, что Базаров говорит языком поэта: "Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет". Это ещё раз доказывает, что в Базарове всё же есть стремление к прекрасному, чувства. Перед смертью, которую нельзя отрицать, как и любовь, все люди становятся равны, ведь ничто не вечно. Пройдя свой жизненный путь по второму кругу, Базаров уходит навсегда.

Таким образом, Тургенев заставляет героя снова побывать во всех местах, чтобы показать изменения, произошедшие в нём, и позволить Базарову проститься со всеми героями перед уходом, завершить конфликты произведения.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Образовательные: показать мужество, благородство Базарова на примере смерти героя; помочь учащимся осознать нравственную силу Базарова, нравственную высоту.

Развивающие: формировать у учащихся навыки анализа текста.

Воспитательные: воспитывать у учащихся умение переносить испытания достойно и ценить жизнь.

I. Реализация домашнего задания.

- А это мой синквейн. Что-то у нас повторяется? ( слайд 2 )

II. Слово учителя.

- Выдерживает ли Базаров испытание любовью? ( как нигилист – нет, как человек – да. Любовь сделала его лучше, сильнее и глубже сердцем ) ( слайд 4 )

IV . Анализ 27 главы.

- Итак, перед лицом смерти Базаров остался один (подлинных единомышленников у нигилиста Базарова нет, т.к. позитивной программы у него нет, а значит, нет и будущего).

- И все-таки настолько ли одинок Базаров? ( Нет, рядом родители). ( слайд 5)

- Прочитайте разговор отца с сыном о близкой смерти.

- Прочтите слова Чехова ( слайд 6 )"Боже мой! Что за роскошь "Отцы и дети”! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? Это черт знает, как сделано!”

- Согласны вы с Чеховым? ( Да. Не трусит, не пытается обмануть себя, что вообще свойственно людям. Видны сила и мужество героя).

- Остается ли Базаров верен своим принципам? ( и да, и нет. Возможна дискуссия)

- Смерть Базарова героична, но привлекает не только героизм Базарова, но и человечность его поведения. Особенно трогательна поэтическая любовь к Одинцовой.

- Давайте перечитаем сцену прощания. ( слайд 7 )

- Какое художественное средство использует Тургенев в сцене смерти Базарова? (умирающая лампада ; Лампада - свеча – символ жизни; метафора). ( слайд 7 )

- Обратите внимание на имя героя. Евгений – благородный (от греч.)

- Что значит благородный? (1 уч-ся по словарю Ожегова работает: Благородный – 1. Высоконравственный, самоотверженно честный и открытый. 2. Исключительный по своему качеству).

- Случайно ли Тургенев дал такое имя своему герою?

V . Итог урока.

Чтение отрывка из романа "Есть небольшое сельское кладбище…” ( слайд 8 )

- Примирил ли нас Базаров? ( Смерть дала ему право быть таким, каким он, может быть, был всегда: сомневающимся, слабым, возвышенным, умеющим любить ).

- Тургенев писал: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостливой сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, - я виновен и не достиг своей цели”.

- А вы можете сказать, стал ли вам близок, дорог Базаров?

Домашнее задание:

ВложениеРазмер
plany_sochineniy.docx 18.24 КБ

Предварительный просмотр:

I. Вступление. Что такое смерть? Какой она бывает? Может ли человек лгать перед смертью? Смерть Базарова – важный момент в понимании сущности героя.

II. Основная часть.

1 . Умирающий Базаров – человек, переживший глубокий духовный и мировоззренческий кризис.

1.Взгляды и убеждения Базарова в начале романа.

2.Испытание любовью как начало духовного и мировоззренческого кризиса героя.

3.Второй круг духовных странствий Базарова – это путь к его трагическому одиночеству.

4.Второй приезд к родителям. Изменения, произошедшие с Евгением.

5.Было ли случайным заражение Базарова? Каковы причины этой досадной оплошности?

6.Как ведёт себя Евгений перед смертью? (изменилось ли его отношение к родителям? кого он хочет видеть и почему?)

2. Сцена смерти Базарова – одно из самых сильных и трогательных мест романа.

2.Разговор Анны Сергеевны и умирающего Базарова:

а) признание Базарова в любви к Одинцовой;

в) проникнутые любовью слова о родителях;

г) размышления о своей нужности России («Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?);

Возвращаясь к высказыванию Д.И. Писарева…

II. Основная часть.

1) Какие вечные темы раскрываются в романе?

1. Дружба (Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров) - Что привлекало Аркадия в Базарове?- Как относится к дружбе Базаров?

2. Отцы и дети ( Аркадий и Николай Петрович, Евгений Базаров и Василий Иванович Базаров)

- Как Николай Петрович пытается понять сына?- Как относятся родители Базарова к сыну?- Как относится Базаров к родителям?

3. Сложность человеческих взаимоотношений. ( Базаров и Павел Петрович Кирсанов)

- Что является предметом спора Павла Петровича и Базарова? а) аристократизм; б) искусство; в) наука; г) общественный строй; д) русский народ; е) пути переустройства мира; ж) природа.

1) Любовь братьев Кирсановых к Фенечке

2) Любовная история Павла Петровича к княгине Р.

3) Отношения Аркадия и Кати.

4) Наиболее яркая история любви случится в романе у Евгения Базарова.

5. Смысл жизни (Ради чего человек должен жить?)

2) Что оказывается временным?

1) Нигилизм как противоречащее самой жизни, природе учение;

2) ненужные идейные споры;

3) Почему роман не заканчивается смертью Базарова? В чём смысл эпилога?

Возвращение к тезисам вступления и ответить на вопрос, поставленный в теме сочинения.

Таким образом, можно сделать вывод:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок-подготовка к сочинению по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Умение убедительно, ярко, красиво говорить и писать необходимо каждому человеку, шахтёру и врачу, рабочему и колхознику. Сочинение- это возможность красиво и эмоционально высказать то, что не вс.

План урока литературы в 10 классе "Подготовка к сочинению по роману И.А. Гончарова "Обломов".

В плане перечислены темы творческих работ, рассчитанные на разные возможности и способности учащихся. дан подробный план к сочинению "Обломов и Штольц" (сравнительная характеристика героев).


План сочинения по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Ленский и Онегин.


План сочинения "Любовь в романе Гончарова "Обломов"



Развёрнутый план сочинения-рассуждения по драме А.Н. Островского "Гроза" ("Почему погибла Катерина?")

Данный материал поможет десятиклассникам написать сочинение-рассуждение по драме А.Н. Островского "Гроза".


Темы сочинений по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Мы часто завершаем изучение творчества писателя сочинением. Бывает трудно придумать нестандартные формулировки, тем более, что в Интернете мы легко можем найти не только привычные темы, но и готовые с.

Читайте также: