Всемирные экономические отношения 10 класс география кратко

Обновлено: 30.06.2024

Одной из от ­ли ­чи ­тель ­ных осо ­бен ­но ­стей функ ­ци ­о ­ни ­ро ­ва ­ния ми ­ро ­во ­го хо ­зяй ­ства вто ­рой по ­ло ­ви ­ны XX и на ­ча ­ла XXI века яв ­ля ­ет ­ся ин ­тен ­сив ­ное раз ­ви ­тие меж ­ду ­на ­род ­ных эко ­но ­ми ­че ­ских от ­но ­ше ­ний. Про ­ис ­хо ­дит рас ­ши ­ре ­ние и углуб ­ле ­ние эко ­но ­ми ­че ­ских от ­но ­ше ­ний между стра ­на ­ми, груп ­па ­ми стран, эко ­но ­ми ­че ­ски ­ми груп ­пи ­ров ­ка ­ми, от ­дель ­ны ­ми фир ­ма ­ми и ор ­га ­ни ­за ­ци ­я ­ми. Эти про ­цес ­сы про ­яв ­ля ­ют ­ся в углуб ­ле ­нии меж ­ду ­на ­род ­но ­го раз ­де ­ле ­ния труда, ин ­тер ­на ­ци ­о ­на ­ли ­за ­ции хо ­зяй ­ствен ­ной жизни, уве ­ли ­че ­нии от ­кры ­то ­сти на ­ци ­о ­наль ­ных эко ­но ­мик, их вза ­и ­мо ­до ­пол ­не ­нии , пе ­ре ­пле ­те ­нии и сбли ­же ­нии, раз ­ви ­тии и укреп ­ле ­нии ре ­ги ­о ­наль ­ных меж ­ду ­на ­род ­ных струк ­тур.

Ос ­нов ­ные формы меж ­ду ­на ­род ­ных эко ­но ­ми ­че ­ских от ­но ­ше ­ний:

1. Тор ­гов ­ля то ­ва ­ра ­ми и услу ­га ­ми.

2. Дви ­же ­ние ка ­пи ­та ­ла.

3. Ва ­лют ­ные и фи ­нан ­со ­во-кре ­дит ­ные от ­но ­ше ­ния.

4. Дви ­же ­ние ра ­бо ­чей силы.

5. Спе ­ци ­а ­ли ­за ­ция и ко ­опе ­ри ­ро ­ва ­ние про ­из ­водств.

6. На ­уч ­но-тех ­ни ­че ­ское со ­труд ­ни ­че ­ство.

7. Де ­я ­тель ­ность меж ­ду ­на ­род ­ных эко ­но ­ми ­че ­ских ор ­га ­ни ­за ­ций.

Стра ­ны с от ­кры ­той эко ­но ­ми ­кой – стра ­ны, в наи ­боль ­шей сте ­пе ­ни за ­ви ­ся ­щие от меж ­ду ­на ­род ­ных эко ­но ­ми ­че ­ских от ­но ­ше ­ний.Кри ­те ­рий от ­кры ­той эко ­но ­ми ­ки: бла ­го ­при ­ят ­ный ин ­ве ­сти ­ци ­он ­ный кли ­мат стра ­ны, сти ­му ­ли ­ру ­ю ­щий при ­ток ка ­пи ­та ­ло ­вло ­же ­ний, тех ­но ­ло ­гий, ин ­фор ­ма ­ции в рам ­ках, обу ­слов ­лен ­ных эко ­но ­ми ­че ­ской це ­ле ­со ­об ­раз ­но ­стью и меж ­ду ­на ­род ­ной кон ­ку ­рен ­то ­спо ­соб ­но ­стью (на от ­рас ­ле ­вом и мик ­ро ­эко ­но ­ми ­че ­ском уровне).

Стра ­ны и тер ­ри ­то ­рии с наи ­бо ­лее от ­кры ­той эко ­но ­ми ­кой: Гон ­конг, Син ­га ­пур, Новая Зе ­лан ­дия, Швей ­ца ­рия, а с на ­и ­ме ­нее от ­кры ­той – Се ­вер ­ная Корея (КНДР), Куба.

Сво ­бод ­ная эко ­но ­ми ­че ­ская зона (СЭЗ) – тер ­ри ­то ­рия в рам ­ках дан ­но ­го го ­су ­дар ­ства, в пре ­де ­лах ко ­то ­рой для хо ­зяй ­ствен ­ной и пред ­при ­ни ­ма ­тель ­ской де ­я ­тель ­но ­сти уста ­нов ­ле ­ны ка ­кие-ли ­бо льгот ­ные усло ­вия та ­мо ­жен ­но ­го, ва ­лют ­но ­го, на ­ло ­го ­во ­го, ви ­зо ­во ­го ха ­рак ­те ­ра (сво ­бод ­ные бан ­ков ­ские зоны, офф ­шо ­ры , зоны эко ­но ­ми ­че ­ско ­го бла ­го ­при ­ят ­ство ­ва ­ния, зоны сво ­бод ­ной тор ­гов ­ли, тех ­но ­ло ­ги ­че ­ские парки и др.).

Гон­конг (Сян­ган) – офф­шор­ная зона

Рис. 1. Гон ­конг (Сян ­ган) – офф ­шор ­ная зона

2. Основные формы всемирных экономических отношений (ВЭО). Мировая торговля

Ос ­нов ­ные формы все ­мир ­ных эко ­но ­ми ­че ­ских от ­но ­ше ­ний:

1. Ми ­ро ­вая тор ­гов ­ля.

2. Меж ­ду ­на ­род ­ные фи ­нан ­со ­во-кре ­дит ­ные от ­но ­ше ­ния.

3. Меж ­ду ­на ­род ­ное про ­из ­вод ­ствен ­ное со ­труд ­ни ­че ­ство.

4. На ­уч ­но-тех ­ни ­че ­ское со ­труд ­ни ­че ­ство.

5. Меж ­ду ­на ­род ­ный ту ­ризм.

Меж ­ду ­на ­род ­ная (ми ­ро ­вая) тор ­гов ­ля – самая ста ­рая часть ми ­ро ­во ­го хо ­зяй ­ства, ко ­то ­рая в эпоху НТР при ­об ­ре ­ла, можно ска ­зать, вто ­рое ды ­ха ­ние: по тем ­пам роста она в 2 – 2,5 раза пре ­вы ­ша ­ет про ­из ­вод ­ство. Под вли ­я ­ни ­ем НТР боль ­шие из ­ме ­не ­ния про ­ис ­хо ­дят и в то ­вар ­ной струк ­ту ­ре ми ­ро ­вой тор ­гов ­ли. В первую оче ­редь, она за ­клю ­ча ­ет ­ся в умень ­ше ­нии доли топ ­ли ­ва, сырья и про ­до ­воль ­ствия и уве ­ли ­че ­нии доли го ­то ­вых из ­де ­лий. Осо ­бен ­но ак ­тив ­но раз ­ви ­ва ­ет ­ся тор ­гов ­ля услу ­га ­ми (об ­слу ­жи ­ва ­ние транс ­пор ­та, ре ­монт, ре ­кла ­ма и пр.)

Глав ­ные то ­ва ­ро ­по ­то ­ки про ­ис ­хо ­дят между сле ­ду ­ю ­щи ­ми стра ­на ­ми: США – Ка ­на ­да, США – Япо ­ния, США – Китай, Гер ­ма ­ния – Фран ­ция, Китай – Гер ­ма ­ния, Гер ­ма ­ния – Ве ­ли ­ко ­бри ­та ­ния, Мек ­си ­ка – США.

Для ре ­гу ­ли ­ро ­ва ­ния про ­цес ­сов ми ­ро ­вой тор ­гов ­ли со ­зда ­на Все ­мир ­ная тор ­го ­вая ор ­га ­ни ­за ­ция (ВТО), в со ­став ко ­то ­рой недав ­но вошла и Рос ­сия.

3. Международное производственное сотрудничество

Меж ­ду ­на ­род ­ное про ­из ­вод ­ствен ­ное со ­труд ­ни ­че ­ство, в свою оче ­редь, может осу ­ществ ­лять ­ся по-раз ­но ­му. И в виде спе ­ци ­а ­ли ­за ­ции про ­из ­вод ­ства – пре ­иму ­ще ­ствен ­но в ма ­ши ­но ­стро ­е ­нии – с по ­сте ­пен ­ным пе ­ре ­хо ­дом от пред ­мет ­ной к по ­уз ­ло ­вой и по ­де ­таль ­ной спе ­ци ­а ­ли ­за ­ции. Наи ­бо ­лее яркий при ­мер та ­ко ­го рода яв ­ля ­ет собой ав ­то ­мо ­биль ­ная про ­мыш ­лен ­ность. И в виде сов ­мест ­но ­го, ком ­би ­ни ­ро ­ван ­но ­го про ­из ­вод ­ства от ­дель ­ной про ­дук ­ции рядом стран. На ­при ­мер, ФРГ, Фран ­ция, Ве ­ли ­ко ­бри ­та ­ния и Ис ­па ­ния на ­ме ­ча ­ют сов ­мест ­ный вы ­пуск но ­во ­го са ­мо ­ле ­та-аэро ­бу ­са. И в виде со ­зда ­ния сов ­мест ­ных пред ­при ­я ­тий (СП) в раз ­ных от ­рас ­лях про ­из ­вод ­ствен ­ной и непро ­из ­вод ­ствен ­ной сфер. И в виде со ­труд ­ни ­че ­ства в ка ­пи ­таль ­ном стро ­и ­тель ­стве: в со ­ору ­же ­нии круп ­ных хо ­зяй ­ствен ­ных объ ­ек ­тов, таких как элек ­тро ­стан ­ции, ме ­тал ­лур ­ги ­че ­ские ком ­би ­на ­ты, транс ­порт ­ные ма ­ги ­стра ­ли.

4. Международные кредитно-финансовые отношения

Меж ­ду ­на ­род ­ные фи ­нан ­со ­во-кре ­дит ­ные от ­но ­ше ­ния. Эта форма ВЭО на ­хо ­дит вы ­ра ­же ­ние в экс ­пор ­те ка ­пи ­та ­ла, предо ­став ­ле ­нии зай ­мов и кре ­ди ­тов. По мас ­шта ­бам фи ­нан ­со ­во-кре ­дит ­ных от ­но ­ше ­ний ли ­ди ­ру ­ют США, Япо ­ния, Китай, стра ­ны За ­пад ­ной Ев ­ро ­пы. Круп ­ней ­шие фи ­нан ­со ­вые цен ­тры: Лон ­дон, Нью-Йорк, Токио, Цюрих, Гон ­конг, Москва.

5. Международное научно-техническое сотрудничество

На ­уч ­но-тех ­ни ­че ­ское со ­труд ­ни ­че ­ство , ко ­то ­рое вы ­ра ­жа ­ет ­ся в меж ­ду ­на ­род ­ном об ­мене на ­уч ­но-тех ­ни ­че ­ской ин ­фор ­ма ­ци ­ей, а также в осу ­ществ ­ле ­нии сов ­мест ­ных на ­уч ­ных раз ­ра ­бо ­ток и про ­ек ­тов, на ­при ­мер, в об ­ла ­сти кос ­ми ­че ­ских ис ­сле ­до ­ва ­ний.

Меж­ду­на­род­ная кос­ми­че­ская стан­ция (МКС)

Рис. 2. Меж ­ду ­на ­род ­ная кос ­ми ­че ­ская стан ­ция (МКС)

6. Международный туризм

Меж ­ду ­на ­род ­ный ту ­ризм. В по ­след ­ние де ­ся ­ти ­ле ­тия в мире про ­ис ­хо ­дит на ­сто ­я ­щий ту ­рист ­ский бум. Быст ­рое раз ­ви ­тие меж ­ду ­на ­род ­но ­го ту ­риз ­ма от ­ра ­жа ­ет рост про ­из ­во ­ди ­тель ­ных сил, со ­вер ­шен ­ство ­ва ­ние транс ­порт ­ных средств и в то же время яв ­ля ­ет ­ся одним из след ­ствий ур ­ба ­ни ­за ­ции, по ­вы ­ше ­ния бла ­го ­со ­сто ­я ­ния и куль ­тур ­но ­го уров ­ня людей. В со ­от ­вет ­ствии с ви ­да ­ми пе ­ре ­дви ­же ­ния раз ­ли ­ча ­ют ав ­то ­мо ­биль ­ный, воз ­душ ­ный, реч ­ной и мор ­ской ту ­ризм. Од ­но ­вре ­мен ­но рас ­тет и ин ­ду ­стрия ту ­риз ­ма – сеть ту ­рист ­ских фирм, го ­сти ­ниц, кру ­из ­ных судов, пред ­при ­я ­тий по про ­из ­вод ­ству су ­ве ­ни ­ров.

По ­яв ­ля ­ют ­ся меж ­ду ­на ­род ­ные ту ­ро ­пе ­ра ­то ­ры, на ­при ­мер, Coral Travel , TEZ TOUR, TUI и др.

По до ­хо ­дам от ту ­ри ­стов пер ­вое место за ­ни ­ма ­ют США, глав ­ный ту ­ри ­сти ­че ­ский ре ­ги ­он – Ев ­ро ­па, рас ­тет зна ­че ­ние Азии.

Стра ­ны-ли ­де ­ры по по ­се ­ща ­е ­мо ­сти ту ­ри ­ста ­ми: Фран ­ция, Китай, США, Ита ­лия, Ис ­па ­ния,

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Ипатьева Ирина Вадимовна,

учитель географии

Ростов-на-Дону, МБОУ СОШ № 61

( 2 урока, групповая работа)

Формирование общего представления о международных экономических отношениях

Учебно-образовательные

раскрыть основные особенности внешней торговли, выявить особую роль современной международной финансовой деятельности, научно-технического и производственного сотрудничества; международного туризма во всемирных экономических отношениях.

Учебно-воспитательные

формирование умений планировать учебную работу, работать в группе и выстраивать сотрудничество, слушать и вступать в диалог.

Учебно-развивающие

развитие умения работать с тематическими картами, представлять результаты своей работы в форме презентации, логического опорного конспекта, развитие монологической речи.

Тип урока: изучения нового материала

Оборудование: Политическая карта мира, проектор, экран, атласы и учебники для 10 класса.

Использованная методическая литература:

Ануфриева О.И. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Ч.1. Общая характеристика мира: поурочные планы на основе учебника В.П. Максаковского. – Волгоград: Учитель, 2005. – 144с.

Этапы урока

Задачи этапа

Содержание этапа

Методы, приемы, формы обучения

Средства обучения

Ι. Организационный.

Формирование учебных групп

Формирование 5 учебных групп путем случайного выбора (это обусловлено тем, что класс достаточно сильный и группы получились равноценные). Выбор координатора внутри групп.

Этап целепола

1. Определение темы урока, постановка целей.

2. Мотивация учащихся на учебную деятельность через осознание целей урока.

- Вспомните из курса биологии, что собой представляет кровеносная система? ( Схема расположения наиболее крупных кровеносных сосудов в теле человека )

А теперь определите основную задачу работы наших групп на ближайшие два урока.

Выделить наиболее крупные сосуды, т.е. формы экономических отношений и выявить их особенности и роль во всемирных экономических отношениях

Эвристическая беседа и введение в проблему

Изучение нового матери

1.Выбор темы и подготовка к работе в группах

2. Планирование работы в группах

3.Работа в группах (исследование)

4.Отчет о первичных результатах работы групп (текущий контроль)

Возможен выбор темы по желанию обучающихся, но с аргументацией, почему именно эта тема была выбрана.

Результаты работы групп должны быть представлены в виде логического опорного конспекта, с последующим изложением материала членами группы другим учащимся и презентации (см. Приложение) по заданной теме.

а) Определение источников необходимой информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Анализ имеющихся источников информации и отбор необходимого материала

Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе первичного исследования источников информации

Выбор оптимального варианта представления результатов работы.

Представление ЛОК (начальный вариант)

Отчет о собранной информации на данном этапе

Задачи группы для дальней шей работы над темой.

V. Подведение итогов урока.

Одной из форм ВЭО является международный туризм и завершить нашу работу сегодня мне бы хотелось небольшим экскурсом по известным туристическим объектам (можно предложить любой видеоролик на усмотрение учителя).

VΙ. Домашнее задание.

Тема 5, параграф 4, инд. задания по группам

Этапы урока

Задачи этапа

Содержание этапа

Методы, приемы, формы обучения

Средства обучения

Ι. Организационный.

Этап актуализации знаний учащихся

Анализ и координация работы в первичных группах

Атлас, учебник, ЛОК

Этап целепола

1. Определение темы урока, постановка целей.

2. Мотивация учащихся на учебную деятельность через осознание целей урока.

- Возможно ли, на данный момент утверждать, что мы решили основную задачу изучения темы ВЭО?

- Сформулируйте задачу этого урока.

Обмен собранной информацией с другими группами и систематизация материала по всей теме

Изучение нового матери

1.Формирование новых групп

2.Обмен информацией в новых группах

3.Систематизация полученной информации

Можно использовать различные способы переформирования, я использую цветные карточки. Координатор группы остается на месте, местами меняются остальные участники (с собой ЛОК и подготовленный раздаточный материал).

Координаторы в ходе обмена информацией оценивают подготовку других групп.

Возврат в первичные группы (весь раздаточный материал и ЛОК остается на столах). Обмен полученной информацией

Атлас, учебник, ЛОК

ного матери

Закрепление умений и навыков.

Текущий тестовый контроль

VΙ. Подведение итогов урока.

Научное и производственное сотрудничество

VΙΙΙ. Домашнее задание.

Тема 5, параграф 4, инд. задания (подготовка буклета)

Приложение 1

Критерии оценивания презентации

Текст презентации

Критерии оценивания

Представление информации

Представленная информация не дает полного представления о форме ВЭО

Представлена в сжатом виде информация о форме ВЭО

Представлена конкретная интересная информация о форме ВЭО

Изложение материала

Материал не воспринимается полно и цельно, требуются дополнительные пояснения.

Материал изложен в доступной форме, имеются незначительные замечания

Материал изложен в доступной для понимания форме

Расположение слайдов

В расположении слайдов нет последовательности

Слайды расположены в логической последовательности

Наличие фотоматериалов, карт

Фотоматериалы, карты отсутствуют или их очень мало

Имеющиеся фотоматериалы и карты неконкретны, плохого качества

Фотоматериалов и карт достаточно, все уместны и интересны

Наличие заключительного слайда с выводами

Нет заключительного слайда с обобщающими выводами

Заключительный слайд содержит обобщающие выводы

Наличие библиографии ресурсов

В библиографии указано небольшое количество использованных ресурсов

В библиографии достаточно ресурсов, но оформлена она неверно

Есть библиография с перечислением всех использованных ресурсов, верно оформленная

Орфографические ошибки

Есть небольшое количество орфографических ошибок

Орфографические ошибки отсутствуют

Чтение текста

Есть затруднения при чтении текста

Текст читается легко

Фон затрудняет чтение текста

Фон соответствует тексту и не затрудняет его чтение

Изображения

Изображения не всегда соответствуют содержанию текста

Изображения привлекательны, интересны, соответствуют содержанию текста

Качество презентации

Все ссылки работают

Приложение 2

Как составить библиографию ресурсов

Основные особенности библиографического описания, на которые следует обратить внимание, следующие:

При описании авторов издания после фамилии автора ставится запятая.

В библиографическом описании обязательно указывается тип издания: [Текст], [Электронное издание], [Карты] и др.

Элементы описания делятся на обязательные и дополнительные. К числу обязательных элементов издания относятся: автор, название, тип издания, место издания, издательство, количество страниц (или другая информация об объеме издания, соответствующая его типу).

Примеры библиографических описаний

Описание книг (учебников и т.д.) составляется под фамилией автора или под заглавием. Если авторов не более трех, то оно проводится под фамилией автора или авторов. Если у книги четыре и более авторов, то под названием. Если авторов не более трех, то указывают всех.

Фамилия автора, инициалы. Название издания /Информация о переводе и редакторе, если они есть. Место издания.: Издательство (издающая организация), год выхода издания в свет. (Допускается указывать только место издания, если нет точного указания издательства.) Количество страниц.

Арутюнова, Н.Д. Предложение и его смысл. [Текст]/Н.Д. Арутюнова. М.: Наука, 1976. – 383с.

Статьи из газет и журналов

Михайлов С.А. Езда по-европейски [Текст] //Независимая газ. 2002. 17 июня. С.2

Ресурсы сети Интернет

При оформлении ссылки на материалы из Интернета нужно по возможности максимально следовать таким же требованиям, как и при оформлении библиографии печатных работ, обязательно указывая полный адрес материала в Интернете, включая название сайта т дату обращения и снятия материала.

Данный конспект предназначен для проведения индивидуальной работы обучающихся по тексту параграфа "Мы знакомимся со Всемирными экономическими отношениями" учебника под редакцией Максаковского. Даны задания для навыков смысловогои чтения, умение делать выводы

ВложениеРазмер
veo_geografiya_10_klass.docx 29.3 КБ

Предварительный просмотр:




По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Внешнеэкономические отношения физкультурно-спортивных организаций. Экономические отношения образовательного учреждения с другими образовательными учреждениями

Ни одна отрасль народного хозяйства не может успешно развиваться, не опираясь на сознательное использование экономических законов. Экономические законы, существующие в общественном производстве, дейст.


География всемирных экономических отношений

Презентация к уроку географии в 10 классе по теме: "География всемирных экономических отношений".


Статья содержит информацию о методике создания и применении ОЛК на уроках.

Опорно-логический конспект по географии "Мировой океан-часть гидросферы" в рамках ФГОС ООО (5 класс)

Данная разработка подходит для самостояетльного изучения темы, можно применить ее для работы по группам, можно индивидуально (вклеить в тетради обучающихся для повторения) по учебнику - А.А. Летягин.

Опорно-логический конспект по географии в 10 классе "Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты"

Данный опорно-логический конспект подразумевает индивидуальную работу(можно работать по группам) с параграфом по учебнику географии автора Максаковского, помогает развить смысловое чтение текста, выде.

Конспект урока географии в 10 классе "Всемирные экономические отношения"
Конспект урока по обществознанию для 11 класса по теме "Человек в системе экономических отношений"

Конспект урока по обществознанию для 11 класса по теме "Человк в системе экономичексих отношений".

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему ВСЕМИРНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 10 класс. Презентация на заданную тему содержит 16 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

194936 194933 194932 194951 194929 194910 194912 194911 194923 194947 194949 194913 194930 194922 194934 194945 194940 194944 194946 194948 194943 194909 194906 194935 194907 194941 194918 194919 194950 194942

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Мы в социальных сетях

Читайте также: