Временно разрешенные выбросы временно разрешенные сбросы кратко

Обновлено: 17.05.2024

При невозможности соблюдения НДВ, НДС, технологических нормативов предусмотрено установление временно разрешенных выбросов (ВРВ) и временно разрешенных сбросов (ВРС).

Для объектов I категории ВРВ и ВРС устанавливаются КЭР. Для объектов II, III категорий ВРВ и ВРС устанавливаются разрешением, выдаваемым в порядке, установленном Правительством РФ

(ст. 23.1 Закона No 7-ФЗ). Таким образом, это единственное упоминание о наличии разрешения в отношении объектов II, III категорий и касается оно только установления ВРВ, ВРС.

В настоящее время проект постановления Правительства РФ, предусматривающий установление порядка выдачи таких разрешений, не разработан.

При этом ВРВ и ВРС могут быть установлены только по веществам, в отношении которых имеются технологические нормативы, НДВ, НДС для объектов соответствующих категорий.

Как указывалось ранее, для объектов IIи III категорий предусмотрен лишь расчет НДВ, НДС. При этом напомним, что для объектов II категории данные нормативы должны рассчитываться по всем веществам, а для объектов III категории – только по веществам I, II классов опасности.

Установление ВРВ, ВРС допускается только при наличии:

  • Программы повышения экологической эффективности (далее – Программа) в отношении объектов I категории (такая Программа является неотъемлемой частью КЭР);
  • Плана мероприятий по охране окружающей среды (далее – План) в отношении объектов II, III категорий.

Срок реализации Программы и Плана не может превышать семь лет и не подлежит продлению (в отношении Программы также предусмотрен увеличенный срок –14 лет для специальных объектов) (пп. 5, 6 ст. 67.1 Закона No 7-ФЗ).

Правила разработки Программы и Плана устанавливаются Минприроды России.

Разработка проекта данных правил министерством запланирована на август 2018 года (План нормотворческой деятельности).

Проект Программы до ее утверждения природопользователями подлежит одобрению межведомственной комиссией, которая создается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти – Минпромторгом России.

Положение о межведомственной комиссии по рассмотрению Программы утверждено постановлением Правительства РФ от 21.09.2015 No 999 (вступает в силу с 1 января 2019 года).

В настоящее время порядок согласования или утверждения Плана каким-либо

органом государственной власти не предусмотрен.

При этом проектом предусматривается, что уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти устанавливаются не только правила разработки Программы и Плана (как это указано сейчас), но и правила согласования Плана и одобрения Программы.

ДЕЙСТВИЕ РАНЕЕ ВЫДАННОЙ РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПОСЛЕ 1 ЯНВАРЯ 2019 ГОДА

С учетом того что большинство подзаконных актов, регламентирующих вопросы нормирования и получения разрешительной документации после 1 января 2019 года, до настоящего времени не

приняты и в лучшем случае их разработка запланирована на август 2018 года (План нормотворческой деятельности), существуют реальные опасения природопользователей остаться без документации по выбросам, сбросам и отходам после 1 января 2019 года.

В ч. 1 ст. 11 Закона No 219-ФЗ предусмотрено, что разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы, НООЛР, полученные природопользователями, которые осуществляют деятельность на объектах НВОС, относящихся к областям применения НДТ, до 1 января 2019 года, действуют до дня получения КЭР.

Соответственно, независимо от установленного срока действия выданной до 1 января 2019 года указанной разрешительной документации, действие последней будет автоматически продлено до момента получения КЭР. Данное положение применимо для всех объектов I категории, а также для объектов II категории, которыми при наличии отраслевых ИТС по НДТ принято решение о получении КЭР.

В отсутствие иных оговорок разрешительная документация на выбросы, сбросы, размещение отходов, выданная до 1 января 2019 года для объектов II (за исключением случая получения КЭР)

и III категорий, может действовать до окончания установленного в ней срока.

При этом не содержится ограничений и запретов на переход на новую систему нормирования и представления документации для объектов II и III категорий после 1 января 2019 года при условиипринятия необходимых для этого нормативных правовых актов.

На основании ч. 2 ст. 11 Закона No 219-ФЗ со дня вступления в силу данного закона до дня получения КЭР при установлении ВРВ, ВРС для действующих объектов, оказывающих НВОС и относящихся к областям применения НДТ, достижение НДВ, НДС в результате реализации мероприятий, включенных в планы мероприятий по охране окружающей среды, не требуется.

Следует отметить, что нормы Закона No 219-ФЗ имеют разные сроки вступления в силу. Однако, учитывая, что большинство положений, касающихся внедрения НДТ и получения КЭР, вступают в силу с 1 января 2019 года, именно эту дату следует рассматривать в качестве срока вступления в силу в данном случае.

Таким образом, с 1 января 2019 года до дня получения КЭР достижение нормативов ПДВ и НДС в результате реализации мероприятий, включенных в планы снижения выбросов и сбросов, не требуется.

Обратите внимание, что НДВ, НДС не рассчитываются, а НООЛР не разрабатываются для объектов IV категории (п. 5 ст. 22 Закона No 7-ФЗ, п. 6 ст. 18 Закона No 89-ФЗ).

Особенности установления НДС, технологических нормативов, ВРС для организаций, осуществляющих водоотведение, и их абонентов устанавливаются законодательством РФ в сфере водоснабжения и водоотведения (п. 10 ст. 22, п. 5 ст. 23, п. 7 ст. 23.1 Закона No 7-ФЗ).

Приближается 1 сентября, а вместе с ним — важное событие для природопользователей. Один из правовых пробелов, связанных с установлением временно разрешенных выбросов и сбросов (далее — ВРВ и ВРС) в отношении объектов II и III категорий, будет устранен.

Напомним, что ВРВ и ВРС устанавливаются в отношении объектов I, II и III категорий в случае, если отсутствует возможность соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов (далее — НДВ и НДС).

Для объектов I категории возможность установления ВРВ и ВРС фактически с самого начала (точка отсчета — 01.01.2019) не являлась проблемой: ВРВ и ВРС устанавливаются комплексным экологическим разрешением (далее — КЭР).

Однако объекты II и III категорий долгое время находились в положении практически полного правового вакуума.

И хотя на законодательном уровне порядку установления ВРВ и ВРС посвящена ст. 23.1 и отчасти ст. 67.1 Федерального закона № 7-ФЗ[1], тем не менее специальные подзаконные акты, детально регламентирующие процедуру установления ВРВ и ВРС, отсутствовали.

При этом специалистам экологических служб не понаслышке известно, что на практике означает отсутствие установленной процедуры выдачи какого-либо природоохранного разрешительного документа: в подавляющем большинстве случаев это невозможность получить такое разрешение.

Из закона было известно, что ВРВ и ВРС для объектов II и III категорий устанавливаются разрешениями на временные выбросы и сбросы.

Условие установления ВРВ и ВРС — наличие утвержденного в установленном порядке плана мероприятий по охране окружающей среды[2].

В июле 2021 г. все еще отсутствуют действующие порядки выдачи разрешений на временные выбросы и сбросы:

• в части разрешения на выбросы — правила пока еще не вступили в силу;

• в части разрешения на сбросы — правила не установлены вовсе.

Порядок выдачи разрешений на временные выбросы

С 01.09.2021 вступают в силу Правила выдачи разрешений на временные выбросы (далее — Правила), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.05.2021 № 828, которые устанавливают порядок выдачи разрешений на временные выбросы в отношении:

• объектов II категории, не получающих КЭР;

• объектов III категории.

Напомним ключевые положения новых Правил.

[2] Правила разработки плана мероприятий по охране окружающей среды утверждены Приказом Минприроды России от 17.12.2018 № 667.

Узнать больше:

ВРВ и ВРС (лимиты на выбросы и сбросы): в каком порядке устанавливать для объектов II и III категорий?

Приближается 1 сентября, а вместе с ним — важное событие для природопользователей. Один из правовых пробелов, связанных с установлением временно разрешенных выбросов и сбросов (далее — ВРВ и ВРС) в отношении объектов II и III категорий, будет устранен.

Напомним, что ВРВ и ВРС устанавливаются в отношении объектов I, II и III категорий в случае, если отсутствует возможность соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов (далее — НДВ и НДС).

Для объектов I категории возможность установления ВРВ и ВРС фактически с самого начала (точка отсчета — 01.01.2019) не являлась проблемой: ВРВ и ВРС устанавливаются комплексным экологическим разрешением (далее — КЭР).

Однако объекты II и III категорий долгое время находились в положении практически полного правового вакуума.

И хотя на законодательном уровне порядку установления ВРВ и ВРС посвящена ст. 23.1 и отчасти ст. 67.1 Федерального закона № 7-ФЗ[1], тем не менее специальные подзаконные акты, детально регламентирующие процедуру установления ВРВ и ВРС, отсутствовали.

При этом специалистам экологических служб не понаслышке известно, что на практике означает отсутствие установленной процедуры выдачи какого-либо природоохранного разрешительного документа: в подавляющем большинстве случаев это невозможность получить такое разрешение.

Из закона было известно, что ВРВ и ВРС для объектов II и III категорий устанавливаются разрешениями на временные выбросы и сбросы.

Условие установления ВРВ и ВРС — наличие утвержденного в установленном порядке плана мероприятий по охране окружающей среды[2].

В июле 2021 г. все еще отсутствуют действующие порядки выдачи разрешений на временные выбросы и сбросы:

• в части разрешения на выбросы — правила пока еще не вступили в силу;

• в части разрешения на сбросы — правила не установлены вовсе.

Порядок выдачи разрешений на временные выбросы

С 01.09.2021 вступают в силу Правила выдачи разрешений на временные выбросы (далее — Правила), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.05.2021 № 828, которые устанавливают порядок выдачи разрешений на временные выбросы в отношении:

• объектов II категории, не получающих КЭР;

• объектов III категории.

Напомним ключевые положения новых Правил.

[2] Правила разработки плана мероприятий по охране окружающей среды утверждены Приказом Минприроды России от 17.12.2018 № 667.

Многим специалистам экологических служб приходилось в своей профессиональной деятельности разрабатывать и получать лимиты на выбросы и сбросы. Однако сегодня возможность получения подобных разрешительных документов доступна лишь некоторым хозяйствующим субъектам.

Что изменилось в законодательстве? Что мешает установлению лимитов на выбросы и сбросы?

Как известно, начало прошлого года ознаменовалось переходом на новую систему нормирования воздействия, оказываемого на окружающую среду.

Состав экологической документации, которую так или иначе должны оформлять (разрабатывать, заполнять) и представлять в уполномоченные органы природопользователи, во многом зависит от того, на объекте какой категории осуществляется деятельность.

На смену лимитам пришли ВРВ и ВРС, по сути то же самое, но с иным порядком установления.

ВРВ и ВРС устанавливаются в отношении объектов I, II и III категорий в случае, если отсутствует возможность соблюдения технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (для каждой категории особенности разработки и установления таких нормативов свои).

Это может удивить, но по возможности установления ВРВ и ВРС в самом привилегированном положении сегодня находятся владельцы объектов I категории. У них есть две различные возможности:

▸установление лимитов на выбросы, лимитов на сбросы в старом порядке до получения КЭР;
▸установление ВРВ, ВРС в рамках процедуры получения КЭР (при наличии утвержденной программы повышения экологической эффективности).

С объектами II и III категорий все значительно сложнее.

ВРВ и ВРС для объектов II и III категорий устанавливаются разрешениями на временные выбросы и разрешениями на временные сбросы.

Условие установления ВРВ и ВРС — наличие утвержденного в установленном порядке плана мероприятий по охране окружающей среды (правила разработки и утверждения плана определены приказом Минприроды России № 667).

ВРВ и ВРС для объектов II и III категорий устанавливаются на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды в соответствии с графиком достижения установленных НДВ и НДС.

При этом ВРВ и ВРС устанавливаются на основе фактических показателей объема или массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ.

На этом какая-то определенность заканчивается. Дальше начинаются сложности.

Разрешения на временные выбросы и разрешения на временные сбросы должны выдаваться в порядке, установленном Правительством РФ. Как известно, такой порядок не установлен. Состав и форма документации, представляемой для выдачи разрешений, неизвестны.

Можно предположить, что для получения разрешений необходимо представить в уполномоченный орган заявление, план мероприятий по охране окружающей среды и, возможно, планируемые ВРВ и ВРС (по аналогии с процедурой, предусмотренной для объектов I категории).

Но какой орган уполномочен на выдачу разрешений на временные выбросы и разрешений на временные сбросы? Росприроднадзор в лице своих терорганов (например, для объектов федерального надзора)?

Однако в перечне полномочий Росприроднадзора (согласно Положению) нет ни слова о ВРВ и ВРС.

Конечно, мы понимаем, что с большой долей вероятности эту функцию будут выполнять органы госэконадзора.

Тем не менее это лишь домыслы, которые основаны на опыте и общих представлениях о порядке выдачи экологической разрешительной документации. Нормативного подтверждения этому пока нет.

Правовая стерильность наблюдается и в вопросе о том, в каком порядке и как долго должна проходить процедура выдачи разрешений на временные выбросы и разрешений на временные сбросы, каковы основания для отказа в выдаче таких разрешений, на какой период они могут быть выданы, будут ли условия для их действия или продления (например, в виде ежегодного представления отчета о ходе выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды).

Означает ли это, что природопользователям не надо даже пытаться получить разрешения на временные выбросы и разрешения на временные сбросы?

Совершенно точно нет.

Обоснованным и нелишним, на наш взгляд, видится совершение всех возможных действий для получения таких разрешений.

Как минимум нам понятно главное условие для установления ВРВ, ВРС — наличие плана мероприятий по охране окружающей среды. Также известно, каким требованиям должен соответствовать план, какие положения должен содержать.

С госорганом, в который следует обращаться с заявлением, пожалуй, определиться несложно, не так много вариантов. Первые в очереди — органы госэконадзора (федерального и регионального уровня).

Однако все это, конечно, не гарантирует хозяйствующим субъектам получение разрешений в условиях правовой неопределенности.

Как долго Минприроды России будет готовить проекты постановлений Правительства РФ, когда они будут изданы непосредственно Правительством РФ — никто не знает. Соответственно, чем дольше такие документы отсутствуют, тем больше будет предприятий с истекшим сроком действия прежних лимитов на выбросы и сбросы и не имеющих разрешения на временные выбросы и разрешения на временные сбросы.
На наш взгляд, важно начать формировать практику обращений за разрешениями, не дожидаясь издания актов Правительства РФ.

Возможно, это будет сопровождаться отказами в выдаче разрешений, зато позволит наглядно проиллюстрировать и правоприменительным органам, и нормотворческому органу важность и срочность решения сложившейся проблемы.

Согласно этому документу при невозможности соблюдения нормативов Росприроднадзор может устанавливать лимиты на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов, с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов и при условии наличия согласованных с Росприроднадзором планов снижения таких сбросов.

Также Минприроды России в письме уточняет, что планы снижения сбросов загрязняющих веществ, разработанные до 1 января 2019 г., действуют до окончания срока их действия и признаются программами повышения экологической эффективности или планами мероприятий по охране окружающей среды.

Судя по позиции, изложенной в письме, в данной области отношений существенных проблем нет — все решается с помощью постановления № 469.

Однако нельзя не заметить очевидного:

▸ во-первых, постановление № 469 не регулирует порядок выдачи разрешений на сбросы в принципе. И конечно, не затрагивает вопросы установления ВРС;
▸ во-вторых, постановление № 469 определяет универсальный порядок утверждения НДС и лимитов на сбросы, который действовал до перехода на новую систему нормирования воздействия, оказываемого на окружающую среду, и не учитывает специфики нормирования сбросов объектов II и III категорий. Применение указанного порядка к существующей системе правоотношений повлечет за собой ряд проблем правоприменения. Например, может реализоваться на практике заблуждение о том, что для объектов II и III категорий сначала утверждаются НДС, а лишь потом устанавливаются ВРС;
▸ в-третьих, постановление № 469 требует согласованного плана снижения сбросов, тогда как определенный законом общий порядок установления ВРС требует наличия плана мероприятий по охране окружающей среды, который с учетом действующего законодательства не подлежит какому-либо согласованию.

И хотя позиция госоргана в письме не обосновывается, нельзя исключать того, что для отдельных водопользователей предлагаемый министерством взгляд на проблему может стать простым решением (в случае, если такие водопользователи имеют согласованные до 1 января 2019 г. планы снижения сбросов и если терорганы Росприроднадзора проникнутся таким подходом).

Тем не менее это лишь часть водопользователей. Как поступать в сложившейся ситуации остальным хозяйствующим субъектам, заинтересованным в установлении ВРС, Минприроды России, к сожалению, не сообщает.

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 17 апреля 2020 года N 12-47/9513

О порядке выдачи временно разрешенных сбросов

Минприроды России рассмотрело обращение (вх. N 018904/47 от 10.03.2020) по вопросу о порядке выдачи разрешений на временно разрешенные сбросы и сообщает.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 219-ФЗ) разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения (далее - КЭР) или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

Согласно пункту 6 статьи 23.1 Закона N 7-ФЗ временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы устанавливаются разрешением на временные выбросы, разрешением на временные сбросы, выдаваемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в соответствии со статьей 31.1 Закона N 7-ФЗ.

В настоящее время порядок выдачи указанных разрешений находится в стадии разработки.

При этом пунктом 4 статьи 23.1 Закона N 7-ФЗ регламентирован следующий порядок их установления: временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы устанавливаются на основе фактических показателей объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ. В период осуществления мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы устанавливаются в соответствии с планируемыми показателями уменьшения объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, предусмотренными планом мероприятий по охране окружающей среды (для объектов II и III категорий).

Следует отметить, что Планы снижения сбросов загрязняющих веществ, разработанные до 01.01.2019, действуют до окончания срока их действия и признаются программами повышения экологической эффективности или планами мероприятий по охране окружающей среды.

С учетом изложенного, до момента утверждения порядка выдачи временно разрешенных сбросов, выбросов при разработке временно разрешенных сбросов, выбросов разрешения на временно разрешенные сбросы, выбросы выдаются в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469, согласно которому при невозможности соблюдения указанных нормативов Федеральная служба по надзору в сфере природопользования может устанавливать лимиты на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов и при условии наличия согласованных с данной службой планов снижения таких сбросов.

Директор Департамента государственной
политики и регулирования в сфере
охраны окружающей среды и
экологической безопасности
И.В.Ивачёв

Читайте также: