Возрастные особенности творчества кратко

Обновлено: 05.07.2024

… настоящее искусство – вовсе не то, что ублажает тебя и обслуживает… оно может изменить твою душу, твое отношение ко всему в мире… до него надо дорасти, учиться с детства понимать его.
А. А. Мелик-Пашаев, 3. Н. Новлянская

2.1. Характеристика восприятия и внимания в детском возрасте

Восприятие – это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств [106]. Едва появившись на свет, ребенок становится зрителем, слушателем и одновременно созидателем. Однако его возможности воспринимать мир далеки от того, как это могут делать взрослые. Взрослый, выхватывая тот или иной кусок реальности, неосознанно сопоставляет свои ощущения с известной ему ранее информацией, а потому получает настолько точный образ, насколько обширен был предыдущий опыт.
Ребенок на определенном этапе развития не воспринимает вещи в их внутренних отношениях, а лишь такими, какими они видятся в непосредственном контакте с ними. Именно поэтому малыш искренне полагает, что луна движется за ним и играет в прятки. Вспомните: когда вы идете по дороге ясным лунным вечером, луна очевидно движется за вами. Однако всякий взрослый человек научился не верить своим глазам. Он точно помнит усвоенную в школе картину мира, согласно которой Луна – огромный холодный шар в бесконечном космосе, вращающийся вокруг еще большего шара – Земли, на которой и стоит человек, видящий, что луна перемещается вслед за ним. Это дополнительное знание позволяет ему сделать вывод, что если Луна и движется, то явно не за ним, а исключительно по своим лунным законам. Она безразлична не только к нему, но и к человеку вообще, так же как и к любому другому объекту во вселенной.
Малыш еще не был в школе и не приобщился к книжной мудрости. Непосредственное восприятие он принимает за реальность и полностью уверен, что луна следит именно за ним. Тени гор на Луне создают иллюзию лица, которое ребенок легко интерпретирует как улыбающееся лично ему. У него даже есть точное (с его точки зрения) доказательство собственной правоты. Можно закрыть глаза – и луна исчезнет, можно их открыть – и она – на тебе, смотрит и благодушно улыбается. Взрослые могут долго говорить о бесконечности вселенной, о темном, твердом космическом теле, несущемся с огромной скоростью вокруг Земли в холодном космосе. Ребенок точно знает, что луна – очень теплая, потому что желтая и ласковая – она не ругается, но всегда готова молча играть с ним, когда взрослые о чем-то долго и нудно говорят.
Эту особенность детского восприятия Ж. Пиаже назвал детским реализмом [136]. Этот реализм объясняется тем, что ребенок не рассматривает объекты независимо от себя. Это частное проявление детского эгоцентризма, согласно которому ребенок не имеет своей точки зрения. Он еще не знает, не успел понять, что его взгляд на мир отличается от того, как видят те же объекты другие люди. Ж. Пиаже приводит свой пример такого явления. Ребенок находится перед макетом горы, с той стороны, на которой ютится крохотный домик. По другую сторону от ребенка располагается кукла. У ребенка спрашивают о том, что видит кукла, когда глядит на гору. Он описывает от имени куклы то, что видит сам – домик у подножия горы, хотя кукла, стоящая по другую сторону, не может его видеть.

Творческая деятельность возникает не сразу, а постепенно разворачивается, развивается из более элементарных и простых форм и на каждой возрастной ступени имеет свое собственное выражение. Согласно Т. Рибо [147], все формы творчества требуют включения эмоций как побудителей этого процесса и знаний, необходимых для его воплощения. Он приводит в пример путешественников, много видевших, но не умевших рассказать об этом людям, и эмоциональных людей, порывы чувственности которых не дают возможности другим представить, что вызвало восторги рассказчика. Для рождения нового необходимо сочетание эмоциональности и трезвости разума. Отсюда понятно, что творческие возможности у людей не одинаковы в разные возрастные периоды. В детстве рисуют, танцуют, поют и декламируют стихи почти все, уже в начальной школе это делает существенно меньшее число детей, тогда как к подростковому возрасту в искусстве остаются единицы.

По мнению ряда авторов, творчество – это не исключительный процесс, касающийся только отдельных творческих личностей, он пронизывает жизнь каждого человека, особенно в детстве [41]. Д. А. Леонтьев [97] выделяет творчество как универсальную натуральную функцию, присущую всем нормально развивающимся детям, и творчество как высшую психическую функцию, в которую детское творчество может трансформироваться в процессе взросления. Суть натурального творчества заключается в игре возможностями, в создании субъективно нового вне какой-либо его оценки; суть взрослого творчества заключается в диалоге с культурой и внесении в нее объективно нового. Переход от первого ко второму происходит через преодоление неизбежных конфронтации с инертной социокультурной средой, исход которого зависит от особенностей личности, прежде всего таких, как мужество и личностная интеграция.

В норме воображение активируется у трехлетних детей, остается активным в детстве, отрочестве и юности, а во взрослом состоянии сохраняется у небольшого числа особенно одаренных людей. С возрастом большинство людей навсегда входит в прозу практической жизни и хоронит мечты своей юности. Однако воображение у них не исчезает полностью, но появляется теперь уже только случайно, в каких-то отдельных аспектах жизни [147].

Взросление требует более ригидных форм поведения, связанных с многократно проигранными надежными действиями. Известен факт, когда обезьяны, за которыми наблюдали исследователи, переняли их метод мыть батат в реке. Но это сделали лишь молодые особи, поскольку старшие уже не смогли освоить новые непривычные действия [53]. Нарастающая ригидность свойственна и человеку. Однако человек отличается от животного способностью к творчеству и после детства. Возможно, это следствие неотении – задержки на детской стадии развития.

Подобную же картину обнаружили Г. Смит (G. Smith) и И. Карлсон (I. Carlsson) [276], отметившие, что значительное созревание мозговых структур происходит в 5–6 лет, когда и отмечается максимальный уровень дивергентного мышления. Затем начало учебы в школе в 7–8 лет ведет к некоторому снижению этого показателя. Потом он растет в начальной школе, достигая максимума в 10–11 лет, резко падает в 12 (4-й класс) практически до уровня 7–8 лет и затем постепенно нарастает. Все эти авторы сравнивали разных детей разных классов. Именно поэтому крайне интересно исследование А. Ф. Клакстон (А. Е Claxton) с соавторами [217], изучавших одних и тех же детей, которые сначала были обследованы в 4-м, потом в 6-м и 9-м классах. К сожалению, только 25 из первоначальных участников прошли весь эксперимент. Были оценены дивергентное мышление и дивергентное чувство по Вильямсу. Не было найдено существенных изменений с возрастом между 4-м и 6-м классами в дивергентном мышлении, но были существенные различия между всеми ступенями относительно дивергентного чувства. Авторы объясняют это становлением чувства идентичности у подростков, которое ведет к существенному осознанию собственных переживаний.

Г. Гарднер (Н. Gardner) [226], оценивавший артистические способности детей, обнаружил более простую U-образную зависимость между способностью и возрастом. Она высока в дошкольном возрасте, затем падает, когда ребенок идет в школу, и перед началом пубертатного периода вновь нарастает. Такой же результат получили исследователи, анализировавшие способности детей рисовать [222, 249].

У ряда авторов обнаружилось только монотонное увеличение креативности от шести до 20 лет, когда эта способность расцветает [277].

Исследование умения решать реальные жизненные проблемы и фигуральные задачи показало, что школьники 6-го класса лучше решают фигуральные задачи, тогда как студенты колледжа – задачи, связанные с жизнью. Это говорит о том, что многое в результатах определяется типами задач и наличием опыта для их решения.

Р. Милгрем (R. Milgram) [243] пыталась понять, можно ли предсказать творческие способности взрослых, ориентируясь на увлечения подростков, и смогла ответить на этот вопрос положительно. В лонгитюдном исследовании она показала, что, если семья поддерживает интересы ребенка в детстве или юности (не обязательно внутри школы), он продолжает это увлечение и в дальнейшем.

В части исследований оценка творческих способностей детей 4-6-го классов не привела к обнаружению связи между возрастом, креативностью, оригинальностью, исполнительскими умениями и эстетическими склонностями [259]. Была найдена связь между способностью детей оценивать креативное поведение и креативностью.

У подростков становление творческих способностей не идет линейно, а имеет в своем развитии два пика: наиболее яркий всплеск их проявления отмечается к возрасту 10 лет, а второй приходится на юношеский возраст. Выделяется несколько уровней творчества [27]. Нижняя возрастная граница эвристического уровня приходится на старший дошкольный возраст. Находясь на этом уровне, ребенок, найдя решение, тем не менее продолжает дальнейшее решение задачи, что приводит к выявлению других способов ее решения. Следующий, креативный, уровень характеризуется тем, что самостоятельно найденная эмпирическая закономерность не используется ребенком просто как прием решения, а выступает в качестве новой проблемы. Первое появление этого уровня отмечается в 10 лет. Дети одного возраста могут находиться на разных уровнях творчества, что связано с особенностями становления личности каждого из них [27].

Для креативности, как и для многих других психологических свойств, существует сенситивный период – ограниченный отрезок времени, в течение которого это качество проявляется особенно интенсивно, если ему способствует среда. Можно сказать, что, как и для других качеств, сенситивным периодом для развития творчества являются первые пять лет жизни ребенка.

Затем ребенок, как все животные, в конце концов в большинстве случаев превращается в разумного, консервативного и расчетливого взрослого конформиста [53].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

9.1. Особенности общения в разные возрастные периоды развития

9.1. Особенности общения в разные возрастные периоды развития Особенности общения детей раннего возрастаВ младенческом возрасте ярко выражена потребность в общении с родителями, особенно с матерью. Поэтому дефицит такого общения в течение 5–6 месяцев приводит к

9.2. Возрастные особенности коммуникативных свойств личности

9.2. Возрастные особенности коммуникативных свойств личности Возрастные особенности экстраверсии — интроверсии. Н. В. Бирюковой с соавторами (1976) показана возрастная динамика параметра экстраверсия — интроверсия (рис. 9.1). Число интровертов среди детей снижается от

Возрастные особенности психического развития при аутизме

Возрастные особенности психического развития при аутизме Как обсуждалось выше, детский аутизм является особым типом нарушения психического развития, возникающего в результате биологической дефицитарности ребенка. С самого рождения такой ребенок развивается в особых

Возрастные особенности

Возрастные особенности личности

1.4. Возрастные особенности отношения к любви

1.4. Возрастные особенности отношения к любви Люди молодого и среднего возраста воспринимают любовь и ведут себя в отношении любви по-разному (М. Г. Зибзибадзе, 2011). Молодые считают любовь более важной стороной жизни, чем люди среднего возраста, и склонны полностью

9.10. Возрастные особенности представленности в сознании структуры мотива

10.4. Возрастные особенности мотивации общения

10.4. Возрастные особенности мотивации общения В младенческом возрасте ярко выражена потребность общения с родителями, особенно с матерью. Поэтому дефицит такого общения в течение 5–6 месяцев приводит к необратимым негативным сдвигам в психике ребенка, нарушает

8.4. Половые и возрастные особенности выраженности трудоголизма

8.4. Половые и возрастные особенности выраженности трудоголизма В обществе трудоголизм в значительно большей степени распространен среди мужчин, хотя в связи с тем, что количество женщин, посвятивших себя бизнесу, неуклонно растет, среди них также растет и количество

9.2. Возрастные особенности произвольного управления

9.2. Возрастные особенности произвольного управления Раннее детство. Развитие произвольного поведения маленького ребенка связано с осуществлением им познавательных действий и с подражанием взрослым. Манипуляции с вещами приводят к установлению ребенком важного для

Глава 3 Возрастные особенности детской лжи

Глава 3 Возрастные особенности детской лжи В каком возрасте ребенок может начать лгать?Лори — жизнерадостная девчушка трех с половиной лет, обладающая явными художественными наклонностями. Однажды она решила с помощью набора новых фломастеров выразить

Возрастные особенности

Возрастные особенности Процесс развития каждого человека сугубо индивидуален. Но сквозь индивидуальные хитросплетения характера и поведения проглядывают общие закономерности, присущие в той или иной мере каждому из нас. Одной из таких закономерностей являются

Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста в настоящее время приобретает особое значение. Кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства выдвигают новые задачи по воспитанию всесторонне развитой личности, способной усваивать научные знания, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и активно влиять на ход общественных, экономических и культурных процессов. В современных условиях необходимо не только вооружить человека определенной суммой знаний, но и воспитывать самостоятельную, творчески развитую личность.

Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим. Это же понятие используется и тогда, когда исследуются причины быстрого усвоения знаний или приобретения умений и навыков одними людьми и долгого обучения других.

Что же такое способности?

Существует несколько подходов к определению способностей. В отечественной психологии способности чаще всего характеризуются как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности или ее освоения, не сводимые к умениям, знаниям или навыкам.

Наибольший вклад в развитие этого подхода внес Б. М. Теплов. Теплов подчеркивал, что способность по своему существу - понятие динамическое и существует только в развитии, которое должно осуществляется в процессе той или иной деятельности.

Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков, развитие которых — это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с рождения человека и, если он продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца жизни.

Развитие способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Способности ребенка формируются посредством овладения в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства.

В действенном контакте ребенка с окружающим его миром, в процессе постепенного освоения достижений предшествующего исторического развития человечества задатки — и общие у всех людей, и вместе с тем у каждого человека различные — превращаются в многообразные и все более совершенные способности.

Каждый человек в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности.

Очень показателен, например, период овладения детьми речью, когда каждого нормального ребенка отличают особая чуткость к языку, активность в отношении языковых форм, элементы языкового творчества.

Вместе с тем отмечается и другое: особая расположенность к языку, выполнив свою жизненную функцию, сделав возможным быстрое овладение формами языка и мышления, затем идет на убыль. Известно, что если в силу каких-либо исключительных обстоятельств знакомство с языком именно в эти ранние годы задерживается, то развитие речи затем крайне затрудняется.

Так обстоит дело не только с речевыми способностями. К возрастным периодам детства приурочиваются проявления и весьма общих умственных качеств: особая любознательность, свежесть, острота восприятия, яркость воображения, проявляющаяся, в частности, в творческих играх, черты ясности, конкретности мышления и т. д. Очень значимые для развития умственных способностей черты детской психики приходят и уходят, обусловленные определенным возрастным этапом.

Гармоническое развитие ребенка теснейшим образом связано с его способностями — особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют пригодность человека к тому или иному виду деятельности.

Многие из них уже заметно проявляются к шести годам. К числу таковых относятся познавательные способности, включающие в себя сенсорные (восприятие предметов и их внешних свойств) и интеллектуальные способности.

Познавательные способности ребенка проявляются, например, в точности, чувствительности его восприятия к различиям предметов, умении вычленить наиболее характерные их свойства, отличия друг от друга, умении разбираться в сложных ситуациях, задавании вопросов, уверенном использовании в речи логико-грамматических конструкций (причина — следствие, противопоставление и т. д., наблюдательности, смекалке. Важным условием развития этих способностей является тяга к умственным усилиям, отсутствие равнодушия или нежелания умственного напряжения.

К концу дошкольного детства развиваются и специальные способности, например музыкальные. Они включают в себя ладовое чувство (способность эмоционально откликнуться на музыку) и тонкое, дифференцированное восприятие (слуховой компонент музыкальности).

Высокоразвитое музыкально-ритмическое чувство, выражающееся в способности двигательно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить, также является, как отмечал Б. М. Теплов, показателем музыкальной способности.

Немало старших дошкольников проявляют способности к изобразительной деятельности. Они проявляются в ярком воображении, зрительной памяти мира и фантазии, согласованных движениях рук. Но нужно иметь в виду, что при развитии изобразительных способностей нужно формировать не только верный глаз и умелые руки, но и эмоциональную отзывчивость ребенка.

Активное развитие литературных способностей относится к более позднему периоду школьной жизни. Однако и в шесть лет, а у некоторых и раньше, они уже проявляются в словесном творчестве детей. В шестилетнем возрасте дети начинают сочинять сказки, стихи, рассказы. Эти плоды словесного творчества, как по форме, так и по содержанию в большей части примитивны, подражательны, но они имеют огромное значение для развития психики ребенка в целом.

В первые годы жизни особенно важно развитие способности к подлинному восприятию и пониманию поэзии, умения наслаждаться художественной литературой.

К шести годам зарождается и такой вид способностей, как способность к художественно-театральной деятельности, Для ее развития организуются кукольный театр, настольный театр игрушки, театр на плоскости, инсценировка сказок, басен, стихов.

Уже в дошкольном возрасте можно наблюдать проявление организаторских способностей. Зачатки организаторских способностей легче всего заметить, наблюдая за играми, в которых они и формируются. Дети с организаторскими способностями выступают инициаторами игр, распределяют роли, оценивают игру других, меняют сюжет игры.

Способности к конструктивной деятельности проявляются, например, в умении легко устанавливать пространственные отношения между элементами предмета, в быстром выделении опорных деталей, узлов конструкции, в умении внести изменения в решение конструкторско-технической задачи. Наиболее активно проявляются эти способности в сооружении построек, необходимых для игры, при конструировании по контуру, схемам, по условиям, по замыслам, в экспериментировании с конструктором.

Поначалу развитию специальных способностей помогают различного рода детские игры, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность.

Именно игры дают первоначальный толчок к развитию способностей. В процессе игр происходит развитие многих двигательных, конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных и других творческих способностей. Причем важной особенностью игр является то, что в них, как правило, развивается не одна, а сразу целый комплекс способностей.

Современные исследования показывают, что игра детей-дошкольников, особенно если она осуществляется при умелом руководстве взрослых, способствует развитию у них творческого воображения, позволяющего им придумывать, а затем и реализовывать замыслы и планы коллективных и индивидуальных действий. Творческое начало и потребность в созидании возникают у дошкольников благодаря их игровой деятельности.

Наиболее способствует развитию способностей творческая деятельность, которая заставляет ребенка думать. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружением в самом себе новых возможностей.

Роль творчества во всестороннем развитии личности столь велика, что дает основание рассматривать ее как универсальную способность, которая обеспечивает успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности. В какой степени оно будет сформировано у детей, во многом зависит от воспитателя, учителя, родителей, их внимания к развитию творческих способностей, умения их стимулировать.

При этом важно вызвать интерес детей к окружающему миру, стремление понять его, увлечь ребенка самим процессом творчества.

Развитие способностей в значительной мере зависит от условий, позволяющих реализоваться задаткам. Одним из таких условий являются особенности семейного воспитания. Если родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, то вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока, чем когда дети предоставлены сами себе.

У некоторых детей способности проявляются рано. Каково должно быть отношение к таким детям? Следует развивать дальше способности ребенка. Правильно поступают учителя, воспитатели, когда способному к рисованию ребенку дают более сложные, чем остальным детям в классе (группе, задания, предъявляют к их результатам более высокие требования, развивают стремление помогать другим. Следует поддерживать сложившиеся интересы ребенка, но и не допускать однобокости в его развитии, использовать эти интересы как рычаг, подтягивающий другие стороны его личности. Ведущий интерес должен быть мотором всестороннего развития личности.

Неправильное отношение взрослых к способностям ребенка может привести к появлению у него целого ряда негативных качеств (зазнайство, высокомерие, тщеславие, эгоизм и др., что опасно как для самого ребенка, так и для окружающих.

В практической психологии и дошкольной педагогике определены условия успешного развития креативности у детей.

Важным условием развития креативных способностей у детей является использование в обучении опережающего метода через создание предметно-развивающей среды. Необходимо как можно раньше окружать ребенка такой средой и системой отношений, которые способствуют активизации его творческой деятельности. Например, родители могут начать раннюю подготовку ребенка к обучению чтению, используя развивающие стимулы, которые обыгрываются в повседневном общении с ребенком: кубики с буквами, азбука.

Еще одним условием эффективного развития творческих способностей у детей дошкольного возраста является условие максимального напряжения сил. Существует утверждение, что интенсивность развития той или иной способности зависит от частоты ее максимального использования, достижения личностью все более высоких результатов.

Сущность следующего условия успешного развития творческих способностей у детей заключается в реализации идей теории свободного воспитания. Предоставление ребенку полной свободы в выборе деятельности, определении последовательности ее выполнения, продолжительности занятий способствует наиболее полной реализации желаний и интересов ребенка. Естественное проявление интереса и эмоциональный подъем защитят от переутомления, а ситуации, требующие напряжения умственных способностей, создадут оптимальные условия для развития творческого воображения. Однако, предоставление ребенку полной свободы для реализации творческого потенциала предполагает обязательную целесообразную доброжелательную помощь взрослого. Взрослый должен направлять самостоятельную деятельность ребенка. При этом важно помощь не превратить в подсказку. Взрослый должен постоянно побуждать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться к необычным идеям, несвойственным для реальной жизни.

Многие психологи и педагоги считают, что способности к творчеству изначально заложены в природе ребенка, и взрослому достаточно лишь не мешать, не препятствовать его свободному самовыражению. Однако, практика психолого-педагогической работы доказывает необходимость вмешательства в процесс интеллектуально-творческого развития ребенка-дошкольника, так как не каждый ребенок способен самостоятельно проявить творческую активность. Эффективность и действенность воспитания творческих способностей у детей зависит от целенаправленности данного процесса.

В работе по изучению интересов, способностей детей должны объединить свои усилия все: и учитель, и воспитатель, и родители. Каждый из них имеет возможность наблюдать ребенка в разных ситуациях, разных видах деятельности. Результатами своих наблюдений следует обязательно обмениваться, обсуждать их совместно. Тогда и границы видения каждого из взрослых, причастных к воспитанию, расширятся, и личность ребенка представится в более полном виде.

Музыкальное воспитание творчества детей.

Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются :

• слуховое ощущение, музыкальный слух;

• качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера;

• простейшие навыки, действия в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве.

Отметим общие тенденции возрастного развития.

Первый год жизни: психологи отмечают, что у детей рано появляется слуховая чувствительность. По данным А. А. Люблинской у малыша на 10 - 12-й день жизни возникают реакции на звуки. На втором месяце ребенок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию скрипки. В 4 - 5 месяцев отмечается склонность к некоторой дифференциации музыкальных звуков: ребенок начинает реагировать на источник, откуда раздаются звуки, прислушиваться к интонациям певческого голоса. С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается. К концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением, лепетом.

Проявление эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяют осуществлять музыкальное питание с самого раннего возраста.

Второй год жизни: при восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированы: ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металлофон или барабан). Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает простейшими движениями: хлопает, притопывает, кружится под звуки музыки.

Третий и четвертый год жизни: у детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечается также индивидуальные различия, в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями, которые позволяют в известной степени самостоятельно плясать и играть.

Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержи взрослого. Налаживается вокально – слуховая координация.

Освоение основных видов движения - ходьбы, бега, прыжков - дает возможность детям шире использовать их в играх и танцах. Одни стремятся, не подражая друг другу, по-своему исполнить роль (например, в сюжетной игре, другие проявляют интерес только к одному виду деятельности в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей каждого.

Шестой и седьмой год жизни: период подготовки ребят к школе. На основе полученных знаний и впечатлений дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой.

У детей 6 лет еще более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется большая напевность, звонкость. Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и в какой-то мере творчески. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются ярче.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Развитие ребенка с каждым годом настолько продвигается вперед, что стоит выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Творчество — это процесс созидания нового, под которым подразумеваются как преобразования в человеческом сознании и поведении, так и продукты деятельности человека, создаваемые им для других. Это понятие весьма широкое, поскольку не только созданную картину или теорию, но и любой факт личностного роста человека можно отнести к творчеству.

Понятие и этапы творчества

Существует более широкое определение, где центральным звеном проблематики творчества являются не познавательные процессы и не личностные диспозиции, а экзистенциальные проблемы человеческого бытия, открытость людей новым возможностям.

Т. Рибо выделял 3 фазы создания чего-либо нового:

  • Процесс накопления фактов или опыта;
  • Вызревание проекта или будущего образа;
  • Рождение нового.

Возрастные особенности творчества

Творческую деятельность у ребенка можно наблюдать не сразу. Она проявляется постепенно, ее развитие происходит из более элементарных и простых форм. На каждом возрастном этапе она принимает свое собственное выражение.

В соответствии с исследованиями Рибо любая форма творчества требует включения эмоций и знаний, которые нужны для воплощения замыслов. Автор приводил в качестве примера путешественников, которые много видели, но не смогли рассказать об этом людям, или эмоциональных людей, чувственные порывы которых не давали возможность другим представить, что вызвало восторги рассказчика.

Готовые работы на аналогичную тему

Некоторые авторы считают творчество не исключительным процессом, который касается лишь отдельных творческих личностей, а процессом, пронизывающим жизнь каждого человека, особенно в детском возрасте.

Д. А. Леонтьевым творчество было выделено в качестве универсальной натуральной функции, которая присуща всем нормально развивающимся детям. Также он рассматривал творчество в качестве высшей психической функции, в которую оно может быть трансформировано в ходе взросления. Сущность натурального творчества состоит в игре возможностями, в формировании субъективно нового вне определенной оценки.

Суть взрослого творчества состоит в диалоге с культурой и внесении в нее объективно нового. Переход от первого творчества ко второму осуществляется с помощью преодоления неизбежной конфронтации инертной социокультурной среды. Исход конфронтации будет полностью зависеть от особенностей личности, в первую очередь, мужества и личностной интеграции.

Развитие творчества у детей разного возраста

В норме активация воображения происходит у детей в возрасте 3 лет. Оно остается активным в детстве, отрочестве и юности, а во взрослом состоянии может сохраниться у небольшого количества особенно одаренных людей. С возрастом многие люди навсегда входят в прозу практической жизни, закапывая мечты своей юности, но воображение у них не пропадает, а проявляется в некоторых аспектах жизни.

Если провести сравнение подростков и 6-7-летних детей, то оказывается, что в 15 лет в 2-3 раза меньше тех, кто увлекается рисованием. Если с оговоркой допустить, что сценическая игра (актерское творчество) является продолжением детской игры, а развитие артистических способностей в определенной мере должно подготавливаться в игровой деятельности, то можно предположить в зрелом возрасте значительное количество людей с развитыми актерскими способностями. Тем не менее, с возрастом существенно уменьшается круг людей, которые могут от природы производить сценические действия.

Что касается литературного творчества, то здесь происходит обратное. Наблюдается малое число детей, которые сочиняют стихи в 4-5 лет, а то, что дети делают с речью в возрасте от 2 до 5–7 лет, не считается проявлением литературных способностей. Далее происходит резкий сдвиг, когда каждый третий подросток начинает писать стихи, очерки, вести дневник, обнаруживает склонность к продуктивной работе в одном из жанров литературного творчества.

С возрастом можно наблюдать утрату потребности в литературном творчестве, так же, как и в изобразительном, но нельзя говорить об утрате способностей.

Для взросления необходимы более ригидные формы поведения, связанные с многократно проигранными надежными действиями. Нарастающая ригидность характерна для человека, но он отличается от животных способностью к творчеству и после детства. Возможно, это является следствием неотении, представляющей собой задержку на детской стадии развития.

Для подростков не характерно становление творческих способностей линейного характера, оно обладает в своем развитии двумя пиками:

  • наиболее яркий всплеск их проявления, который отмечен к 10-летнему возрасту;
  • юношеский возраст.

Принято выделять несколько уровней творчества. Нижняя возрастная граница эвристического уровня относится к старшему дошкольному возрасту, находясь в котором ребенок находит решение, но, тем не менее, продолжает решить задачу. Это приводит к выявлению других способов ее решения.

Для креативного уровня характерно то, что ребенок не использует самостоятельно определенную эмпирическую закономерность в качестве приема решения. Она выступает как новая проблема. Первое появление данного уровня отмечено в 10 лет.

Дети в одном возрасте могут находиться на разных уровнях творчества. Это связано с особенностями становления личности каждого из них.

Творческое развитие – путь к светлому будущему?

Возрастные особенности развития творчества

Никогда не рано заниматься с ребенком. Еще находясь в животике у мамы, малыш может подергиваться в такт музыке. Перинатальные психологи рекомендуют с момента шевеления малыша начинать с ним общаться, слушать музыку. Это говорит о том, что мозговые структуры маленького человечка уже развиваются, воспринимая информацию изнутри.

Начиная с месячного-полторамесячного возраста, маленький человек начинает пытаться разговаривать, гулить и эмоционально общаться со взрослыми. Это говорит о том, что у него началось развитие не только левого, но и правого полушария, ведь эмоциональность человека тесно связана с развитием этой части головного мозга. Уже с этого возраста можно начинать постепенно заниматься с малышом в творческом направлении.

Детки растут быстро, в каждый период взросления им нужна помощь в развитии своего творчества.

От 0 до 9-11 месяцев

Малышу достаточно эмоционально общаться, показывать картинки и называть, что там нарисовано

В этот период активно развивается творчество ребенка дошкольного возраста. Он всеми способами познает мир:

  • пробует на вкус,
  • ощупывает,
  • поет,
  • слушает и так далее.

В этом возрасте дети особенно восприимчивы ко всем новым знаниям, и умениям. Уже с 1 годика можно учить с детьми стишки, петь песенки, лепить, танцевать.

Это период, когда творчество детей старшего дошкольного возраста переходит в фазу навыка.

Этому способствуют и особенности развития психических процессов. Ребенок уже уверенно держит кисть для рисования или попадает на нотки.

Развитие творчества у детей школьного возраста постепенно переходит на профессиональный уровень.

Многие школьники уже настолько совершенствуются в своих творческих направлениях, что могут сделать что-то не хуже обычного взрослого. Например, станцевать пластично и синхронно, нарисовать красивых снегирей (многие взрослые этого не могут), спеть сложную песню без фальши и с артистизмом.

Развитие творчества у дошкольников может привести к великому их будущему. Важно понять, в каком направлении работать с ними, чтобы помочь им развить свои способности. О чем нужно знать родителям в развитии творческих способностей малышей?

Растим художника

Творчество детей младшего дошкольного возраста ограничено их физиологическими данными. У них еще не скоординированные движения пальцев, они не могут рисовать правильные фигуры, выходят за линии на раскрасках. Но уже с годовалого возраста дети узнают, что палочка в руках может рисовать, к тому же она рисует разными красками.

Развивая ребенка, не забывайте о его возрасте – он не может сразу выдать картину. Научите его рисовать палочки, кружочки, покажите предметы круглые, квадратные. Формирование внутреннего вкуса и стремления к прекрасному начинается с воображения. Следите за новыми впечатлениями малыша. Например, идя по дороге, посмотрите какую фигурку напоминает солнце – оно круглое! Дома потом можно его нарисовать, поэкспериментировать с красками.

грудничок рисует

Развитие творчества детей раннего возраста происходит в комплексе:

  • развивается воображение (когда родитель проговаривает впечатления ребенка вместе с ним);
  • улучшается мелкая моторика (малыш работает над координацией пальчиков, подключаются речевые мозговые центры, активно участвует зрительная система);
  • формирование вкуса (маленький человек учится воспринимать разнообразие мира и выискивать что-то свое, формировать свой вкус).

Дети среднего дошкольного возраста уже могут лепить, создавать коллажи, рисовать карандашами, мелками, красками. Это все формирует художественные навыки. В процессе роста ребенка занятия можно усложнять.

Нравятся деткам создавать поделки из цветной бумаги, раскрашивать красками, но не с помощью кисточек, а своими же пальчиками. Все эти методы действенны для развития художественного творчества.

Как развить музыкальные способности?

Развитие музыкального творчества детей среднего дошкольного возраста некоторых родителей приводит в растерянность. Причина в том, что многие взрослые далеки от музицирования. А в этом возрасте малыши активно воспринимают ритм, темп, низкие и высокие звуки, стараются петь и танцевать. Как вести себя родителям, если они видят у ребенка способности к музыке?

Не думайте, что развить слух – это непосильная ноша для вас, если вы не учились музыке. По статистике более чем у 80% людей есть музыкальный слух, просто он не у всех развит. Мы сталкиваемся с разными музыкальными композициями везде – слушаем записи, смотрим передачи и фильмы, в сопровождении музыкой, дети посещают музыкальные занятия в садах и школах. Как помочь ребенку в развитии музыкальных способностей?

девочка за фортепиано

Актерское мастерство

Чем отличается развитие? Тем, что школьник уже научился выражать свои мысли, общаться, выполнять более сложные задачи, по сравнению с дошкольным периодом. Именно эти навыки необходимы для формирования актерского мастерства, сценических навыков.

  • Начинать нужно уже с младенчества. Когда ребенок понимает эмоцию взрослого, он развивается. Когда он слышит голоса, интонации, темп речи человека, он учится эмоциональности высказываний и формированию своей речи.
  • Для детей младшего дошкольного возраста требуется постоянное речевое сопровождение их действий. Так они понимают, что от них хотят и что они желают.
  • Старших дошкольников можно привлекать во взрослые разговоры, поощрять высказывания их мыслей, соображений. Уже можно начинать работу по составлению выразительных предложений. Маленькие человечки уже впитывают сценические умения, участвуя в сценках на утренниках, рассказывая стишки.
  • Школьники становятся на более профессиональный путь развития. Они стараются правильно формулировать свои ответы. Здесь уже на помощь придут центры и школы актерского мастерства, где ученики получают навыки развития сценической речи, поведения на публике, работы с текстом.

И помните: все, что вы вкладываете в детей, вернется с избытком. Если ваше чадо видело безразличие, упреки и лень, вы получите такого же взрослого на выходе. А все труды по развитию и формированию творческих навыков обязательно пригодятся ребенку в будущем. Для успешного будущего важно всестороннее развитие личности.

Людмила Редькина, психолог, специально для Mirmam.pro

Полезное видео


Читайте также: