Возрастные особенности двигательных навыков и координации движения кратко

Обновлено: 04.07.2024

В данной статье рассматривается вопрос о возрастных особенностях формирования двигательных навыков у детей 11-15 лет и их зависимость от методики обучения. При исследовании данного вопроса применялись такие методы, как педагогические наблюдения, обобщен опыт работы с юными спортсменами, проведена кинофоторегистрация гимнастических упражнений и педагогический эксперимент с использованием пневмографии и статистической обработки материалов исследования. В статье указаны, что двигательные навыки спортивной гимнастики у детей по мере становления сравнительно быстро закрепляются и обладают большой устойчивостью к перерывам в обучении и действию других сбивающих факторов. Устойчивость навыков у мальчиков несколько выше, чем у девочек. С возрастом мальчики быстрее овладевают звеньями относительно сложных двигательных навыков, но точность движений у них после 13 лет нередко понижается. У девочек двигательные способности заметно развиваются до 12 лет, после 12 лет нередко девочки с трудом овладевают не только деталями, но и технической основой двигательных навыков.

Ключевые слова

Текст научной работы

Автором изучались возрастные особенности формирования двигательных навыков у детей 11-15 лет и их зависимость от методики обучения.

Для решения поставленных задач автором были использованы педагогические наблюдения, обобщен опыт работы с юными спортсменами, проведена кинофоторегистрация гимнастических упражнений и педагогический эксперимент с использованием пневмографии и статистической обработки материалов исследования.

В выводах автор указывает, что основные закономерности формирования двигательных навыков у подростков 11-15 лет и взрослых не имеют существенных различий. Процесс становления двигательных навыков у подростков, как и у взрослых, протекает волнообразно, и ему свойственна определенная фазность. Условно можно выделить 3 фазы: начальную фазу, фазу развития (уточнения) и фазу стабилизации двигательного навыка.

Возрастные особенности процесса формирования двигательных навыков у подростков определяются главным образом в характере протекания отдельных фаз этого процесса.

В упражнениях, доступных для детей среднего школьного возраста, начальная фаза становления двигательного навыка по своей длительности обычно бывает короче последующих фаз. При рациональной методике обучения подростки, как правило, успешно овладевают основой (ведущими звеньями) двигательного навыка. Однако начальная стадия обучения протекает у них в среднем несколько медленнее, чем у взрослых.

Наиболее продолжительной и трудоемкой является стадия, связанная с уточнением деталей двигательного действия (фаза развития двигательного навыка). Тонкая дифференцировка движения, требующая определённой собранности и настройки, обычно бывает трудной задачей для детей. Из-за недостаточного двигательного опыта и физических возможностей фаза стабилизации двигательного навыка у детей часто наступает раньше, чем удаётся достигнуть отличного выполнения упражнения.

Двигательные навыки спортивной гимнастики у детей по мере становления сравнительно быстро закрепляются и обладают большой устойчивостью к перерывам в обучении и действию других сбивающих факторов. Устойчивость навыков у мальчиков несколько выше, чем у девочек. С возрастом мальчики быстрее овладевают звеньями относительно сложных двигательных навыков, но точность движений у них после 13 лет нередко понижается. У девочек двигательные способности заметно развиваются до 12 лет, после 12 лет нередко девочки с трудом овладевают не только деталями, но и технической основой двигательных навыков.

Ход становления двигательных навыков у детей в значительной степени зависит от методики обучения:

а) процесс формирования двигательного навыка у детей облегчается и ускоряется при применении специально подобранных подготовительных упражнений. При обучении подростков сложным элементам упражнений целесообразно, чтобы изучение подводящих упражнений предшествовало показу и объяснению основного упражнения;

б) в начальной стадии обучения надо сохранять постепенные условия обучения по мере освоения и закрепления основных звеньев двигательного навыка. Полезно условия обучения менять и систематически возвращаться к прежним условиям;

в) на ход становления навыка оказывает влияние количества повторений упражнения. Чрезмерное повторение утомляет детей, снижает интерес к занятиям и не дает желаемого эффекта. При недостаточном количестве повторений процесс формирования навыка затягивается. При обучении подростков относительно сложным гимнастическим элементам необходимо в начальной стадии обучения повторять упражнение 5-8 раз в течение одного занятия. В начале второй стадии обучения при активности занимающихся количество повторений можно увеличить до 10-12 раз;

г) на второй стадии обучения (при обработке деталей техники) у детей нередко снижается интерес к разучиванию упражнений (особенно у мальчиков). Поддержанию интереса в этот период способствует применение различных методических приемов, среди которых следует выделить следующие: изменение условий обучения, выполнение упражнений на оценку и особенно соревновательный метод.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ГБОУ Лицей № 1564

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Учитель физической культуры

Л.Л.Денежкина

Биологические основы координации движений и возрастная характеристика её развития.

Особенности развития координации движений у детей.

Совершенствование координации движений у детей.

Рекомендации к обучению специально направленным упражнениям.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ И ВОЗРАСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЁ РАЗВИТИЯ

Одной из важнейших задач физического воспитания детей является развитие их двигательных функций и умение управлять своими движениями. Ещё П.Ф. Лесгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал важность „умение изолировать отдельные движения, сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспособлять к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью".

Разрешение этой задачи во многом зависит о знания физиологии или, точнее, её раздела - физиологии движений. Ведущее значение в данной области науки имеют работы великого русского физиолога И.М. Сеченова, который первым обосновал и развил рефлекторное происхождение, т.е. являются ответом на тот или иной раздражитель. В своём учении И.М. Сеченов отметил ведущую роль головного мозга в двигательной деятельности, а также дал основные понятия механизма координированных двигательных актов.

Таким образом, овладение каким-либо новым движением ведёт к образованию новых двигательных условных рефлексов. Однако любое двигательное действие нельзя рассматривать как отдельные двигательные условные рефлексы. Цельное движение, пусть даже самое простое, представляет собой сложные сочетания ряда рефлексов, сливающихся в один сложный двигательный рефлекс.

Наличие обратной связи, т.е. сигнализации, поступающей в кору головного мозга во время движения, позволяет вести контроль за его выполнением и управлять им. Таким образом, выполнение произвольного двигательного акта обеспечивается сложным процессом, происходящим в центральной нервной системе человека.

Возбуждение, поступающее по чувствительному нерву к той или иной нервной клетке, может иррадиировать, т.е. распространяться на другие нервные клетки. Такое возбуждение выражается хаотическими и беспорядочными движениями. Для осуществления целенаправленного и точного движения необходимо, чтобы возбуждение поступало лишь на определённые нервные клетки, другие же должны быть в заторможенном состоянии. Взаимодействуя друг с другом, процессы торможения и возбуждения образуют в коре головного мозга сложнейшую мозаику из возбужденных и заторможенных пунктов, мозаику не статическую, а динамическую, непрерывно изменяющуюся.

Благодаря этому взаимодействию в движение включаются то одни, то другие мышечные группы. Так бывает при любом движении, и, чем они сложнее оказывается двигательная задача, тем более сложно происходит чередование процессов возбуждения и торможения.

Эти процессы взаимообусловлены. Так, например, при рефлексе, вызывающем сгибание в том или ином суставе, возбуждаются соответствующие нервные центры и сокращаются мышцы-сгибатели этого сустава. Одновременно резко уменьшается возбуждение в нервных центрах мышц-антагонистов, т.е. мышц-разгибателей. При разгибании возбуждаются нервные центры мышц-разгибателей, нервные же центры мышц-сгибателей затормаживаются. Такое отношение между нервными центрами, когда возбуждение одних сопровождается торможение других, получило название реципрокности. Явление реципрокности следует считать одним из важнейших факторов координации движений.

Нет сомнения, что для правильного построения педагогического процесса, направленного на овладение новыми двигательными навыками, важно определить, при каких взаимоотношениях между нервными центрами наиболее легко осваиваются движения и какие взаимоотношения усложняют процесс обучения.

При движениях ногами наиболее простой и естественной координацией является перекрестная. Руками выполняются легче и свободнее одновременные и одноправленные, так называемые симметричные, движения.

Взаимоотношения одновременных движений рук и ног также далеко не всегда имеют перекрёстный характер. Так, если предложить ребёнку подняться по гимнастической стенке, то можно увидеть, что обычная двигательная координация, присущая ему при ходьбе, нарушилась и появилась так называемая иноходь: правая рука делала движения одновременно с правой ногой.

Мы уже говорили, что при движении руками нарушение перекрёстной координации особенно заметно проявляется у детей младшего возраста. Объясняется это следующим: чем меньше возраст детей, тем легче они выполняют движения, близкие по своему характеру к безусловнорефлекторным; более же сложные двигательные акты, основанные на условных рефлексах, появляются вследствие двигательного опыта, накапливающегося с возрастом.

Развитие двигательных возможностей детей идет параллельное развитием двигательных центров головного мозга. Данные анатомических исследований показывают, что если в раннем детстве двигательная область головного мозга ещё не содержит всех нервных элементов, то уже к 6-7 годам достигается определённая степень двигательной зрелости. К 13-14 годам двигательный анализатор у детей оказывается уже полностью сформировавшимся, и двигательные способности достигают высокого уровня. Для этого возраста характерна полная двигательная зрелость. Это выражается в том, что движения, не связанные с большими мышечными напряжениями и не требующие выносливости при их выполнении, могут быть освоены быстро, легко и выполняются правильно и ловко. В некоторых видах спорта именно в этот период дети достигают виртуозности в движениях.

Однако нельзя считать, что двигательная зрелость приходит сама собой по достижении определённого возраста, что у всех подростков уровень двигательных возможностей одинаков. Двигательное развитие достигается посредством движений. Оно будет высоким, если ребёнок будет много двигаться, систематически повторять движения и усложнять их, овладевать новыми движениями.

Вместе с тем необходимо определить тот оптимальный возраст, в котором то или иное физическое упражнение будет давать наибольший положительный эффект, в двигательном развитии. Для правильного ответа на вопрос, в каком возрасте наиболее целесообразно развивать двигательные способности, совершенствовать координацию движений, следует обратиться к данным физиологии и морфологии. В первую очередь необходимо иметь в виду возрастные возможности детей, в частности, развитие их центральной и периферической нервной системы с точки зрения функционального и морфологического созревания.

Если вспомнить, что всякое произвольное движение имеет условнорефлекторную природу, то станет ясно, что для овладения новыми движениями огромное значение приобретают уже имеющиеся условные связи. Поэтому чем богаче и разнообразнее был двигательный режим ребёнка, тем легче и правильнее он будет выполнять новые движения.

Быстрое овладение двигательными действиями возможно тогда, когда уже имеющиеся условные связи оказываются подготовленными для новых двигательных реакций.

Способность детей у овладению новыми, неизвестными им ранее, двигательными навыками тесно связана с особенностями возрастного развития. Новые условные связи тем быстрее формируются, чем меньше возраст детей. С возрастом повышается устойчивость произвольного внимания. Однако у детей она все же значительна, и длительные напряжения, связанные с концентрацией внимания, им недоступны; процессы возбуждения и торможения легко иррадиируют в коре больших полушарий головного мозга, устойчивых доминантных процессов нет.

Возраст 7-10 лет характеризуется как период в котором дети могут сравнительно хорошо управлять своими движениями. Только под влиянием сильного раздражения нарушается точность и правильность их выполнения.

Полностью двигательные способности ребенка развиваются к 13-14 годам. Следовательно, возраст с 7 до 14 лет нужно рассматривать, как период активного развития двигательных функций. Эта характеристика находит подтверждение в работах морфологов, отмечающих как зрелость коры головного мозга, так и достаточно высокое развитие костно-мышечного аппарата к 13-14 годам.

Установлено, что наиболее быстро двигательные координационные возможности развиваются в период с 7 до 11 лет. Дети 7 лет хотя и медленнее, чем старшие, но всё же успешно овладевают двигательными действиями с перекрёстной, более сложной, координацией.

Совершенствование двигательных способностей, и в частности координации движений, должно совпадать с периодом усиленного развития двигательных функций и тем повышать и ускорять ход этого развития. Поэтому начинать активное целенаправленное совершенствование координации движений следует с 7-летнего возраста, т. е. с первого года обучения в школе.

Однако с 13-14 лет у девочек значительно снижается точность движений и процесс овладения новыми двигательными действиями замедляется. Это даёт основание считать, что в занятиях с детьми этого возраста целесообразно обращать внимание на совершенствование координационных способностей в первую очередь у девочек.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ

Как мы уже выяснили, координация движений - это двигательная способность, которая развивается посредством самих движений. И чем большим запасом двигательных навыков обладает ребенок, тем богаче будет его двигательный опыт и шире база для овладения новыми формами двигательной деятельности. Нам известно, что координационная способность человека достигает высокого уровня развития к 13-14-му году жизни. Это дает

Аналогичные результаты были получены в педагогическом эксперименте с детьми, разучивавшими упражнения со сложными сочетаниями движений руками и ногами. Всё это свидетельствует, что развитие координации движений тренируема.

Занятия физическими упражнениями, направленными на развитие координационных способностей, положительно сказались и на овладении новыми двигательными навыками: у учащихся экспериментальных групп успеваемость по физической культуре длительное время была выше, чем у детей контрольной группы. Этот факт можно объяснить тем, что образование новых навыков тесно связано с теми навыками и отдельными их элементами, которые уже были сформированы ранее по механизму временных связей. Причем координационные отношения, сложившиеся ранее, как бы переносятся и облегчают образование новых координационных отношений. Обучение новым упражнениям протекает значительно легче, если к этому времени в коре больших полушарий головного мозга ребёнка имеются установившиеся условные связи, которые стали звеньями двигательного стереотипа.

Результатом тренировки, вероятно, является и рост пластичности нервной системы, т. е. способности к переделке старых и выработке новых условных связей. Благодаря же пластическим свойствам коры больших полушарий в центральной нервной системе могут быстро образовываться динамические стереотипы на основе ранее выработанных условных связей.

Для развития координации движений могут быть использованы любые физические упражнения, но лишь постольку, поскольку они включают в себя элементы новизны и представляют для занимающихся определённую координационную трудность. По мере автоматизации навыка значение данного физического упражнения как средства развития координации движений уменьшается.

При формировании того или иного двигательного навыка всегда важно выяснить его прочность, устойчивость и сохранения. Это позволит правильно строить педагогический процесс. Дети, как правило, затрачивают много времени на овладение тем или иным сложным движением, но, овладев им, сохраняют двигательный навык надолго.

На основании этих данных можно прийти к заключению, что дети, занимавшиеся специальными упражнениями длительное время (около 3 лет) после окончания специальных занятий остаются координационно более развитыми. Это можно объяснить длительностью сохранения временных связей основание считать возможным тренировать и совершенствовать координацию движений.

Ученые-физиологи указывают на большое значение педагогического воздействия (тренировки) как фактора, формирующего взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Важнейшим показателем тренированности центральной нервной системы, считают они, является рост подвижности, уравновешенности, а также концентрации (как во времени, так и в пространстве) возбудительных и тормозных процессов. Всё это создаёт благоприятные условия для координированной работы центральной нервной системы, а также всего нервно-мышечного аппарата. В ходе тренировки постоянно формируются и уточняются различные формы содружественных и реципрокных отношений между нервными центрами мышечных групп, и чем выше тренированность человека, тем более совершенными становятся эти отношения.

Таким образом, используя активную двигательную деятельность как форму тренировки, мы можем ускорить и усовершенствовать процесс развития координации движений. Однако следует помнить, что это должен быть не хаотический набор движений, а правильно и строго организованный педагогический процесс, в котором физические упражнения выполнялись бы с определёнными нагрузкой и дозировкой соответственно возрасту занимающихся.

Как пример такого целенаправленного педагогического процесса можно привести эксперимент, в котором изучалась возможность развивать координацию движений руками у детей 7-8 лет. Из учащихся первых классов были созданы две экспериментальные и одна контрольная группы, и по разработанным контрольным тестам был определен уровень координационного развития детей.

После окончания эксперимента, т. е. через 40 уроков, дети были подвергнуты повторному контрольному испытанию, которое состояло из тех же тестов, что и первый раз. Оказалось, что цикл занятий специально направленными упражнениями весьма эффективен. Уровень развития координации движений у учащихся экспериментальных групп значительно вырос: дети этих групп легко и быстро овладели контрольными тестами, значительно опередив детей из контрольной группы, не разучивавших специальных упражнений; более того, они выполняли движения со сложной координацией зачастую лучше, чем дети 11 лет.

в коре больших полушарий, а, следовательно, и координационных способностей, развитых раньше.

Низкий уровень физического развития детей не является противопоказанием к занятием, направленными на развитие двигательной координации.

Одновременно хотелось бы предостеречь от возможной переоценки значения координации движений. Нередко, как в быту, так и в спорте, приходится выполнять сложные по координации движения в условиях максимального проявления того или иного двигательного качества. И в этих случаях без высокоразвитой быстроты, силы или выносливости выполнить такие движения правильно не удаётся. Например, координация движения у лыжника в конце длительного перехода ухудшается, и чем менее он тренирован, тем раньше это наступит. Не сможет выполнить подъём разгибом на перекладине ученик хорошо координированный, но физически слабый.

Эти примеры указывают на важность развития всех двигательных качеств одновременно с развитием координационных способностей.

Итак, мы установили, что координация движений тренируема и дети легко поддаются воздействию педагогического процесса, специально направленного на её развитие. Выяснено, что высокая степень развития координации движений оказывает положительное влияние на овладение детьми новыми двигательными формами ичто координационные сохраняются в течение сравнительно длительного срока. Установлено, что взаимосвязи между уровнем развития их координационных способностей не существует, и поэтому есть основание заняться упражнениями, направленными на развитие координации движений, со всеми учащимися без исключения.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ

Основным средством, совершенствующим координационные двигательные способности, с нашей точки зрения, являются специальнонаправленные упражнения, входящие в основную гимнастику.

Основная гимнастика характеризуется большим многообразием физических упражнений и методических приёмов, с помощью которых можно оказать разностороннее воздействие на организм занимающихся, учитывая их ^ индивидуальные особенности и двигательную подготовленность.

В физическом воспитании, как и в любой другой отрасли педагогической деятельности, обучение и воспитание следует осуществлять, руководствуясь дидактическими принципами. Чтобы обеспечить соответствие учебных заданий реальным возможностям занимающихся и организовать стройную систему обучения, необходимо уделить особое внимание принципам доступности и систематичности.

Учитывая, что двигательные действия с различными координационными соотношениями по-разному осваиваются детьми, необходимо выявить степень сложности тех или иных упражнений. Поскольку подавляющее большинство бытовых, трудовых, а также спортивных двигательных действий осуществляется при помощи рук.

Упражнения с движениями руками в плечевых суставах были систематизированы по степени сложности их освоения.

В первую групп (первая степень сложности) вошли упражнения, не требующие специального разучивания и легко осваиваемые детьми с первой попытки. Ко второй группе (вторая степень сложности) отнесены упражнения хотя и требующие специального обучения, но легко поддающиеся разучиванию. Третья группа (третья ступень сложности) состоит из упражнений, которые требуют специального разучивания и с трудом осваиваются детьми.

Однако такая систематизация лишь примерна, так как степень сложности освоения тех или иных упражнений в различных возрастных группах не совсем одинакова. В младшей возрастной группе, т. е. у детей 7-8 лет, явно выражены различия между степенями сложности. У детей 10-11 лет такого различия не наблюдается, разница между упражнениями второй и третьей степеней сложности сглаживается. Дети 13-14 лет осваивают упражнения легче, поэтому для них к упражнениям первой степени сложности прибавляются поочерёдные упражнения, выполняемые в одной и двух плоскостях. Сравнительно легко в этом возрасте осваиваются и поочерёдные упражнения, выполняемые в трёх плоскостях.

И всё же общая тенденция к распределению упражнений на три степени сложности их освоения присуща всем возрастным группам с 7 до 14 лет.

Приведённая в табл. 1 систематизация упражнений наиболее объективно отражает степень сложности их освоения детьми 7-8 лет, т. е. того возраста, с которого мы рекомендуем начинать занятия, направленные на совершенствование координации движений.

Упражнения, состоящие из движений руками, можно усложнить, согласовав их с движениями ногами (табл. 2). Наиболее легко дети выполняют упражнения с перекрёстными движениями ногами, т. е. такими движениями, какие мы совершаем при ходьбе. Несколько сложнее оказываются упражнения, в которых движение производится одной ногой (маховое движение „вперёд-назад" или „вправо-влево"). К следующей по сложности группе относятся упражнения, в которых движения руками согласуются с подскоками на двух ногах („ноги врозь - ноги вместе" или „одна нога впереди - другая назад").

Физическое развитие ребенка: советы для родителей

В дошкольном возрасте формируется основа для здоровья и полноценного физического развития малыша. Без достаточного уровня физической активности невозможно гармоничное развитие крохи. Физическое воспитание позволяет развить у ребенка такие качества, как сила, выносливость, гибкость, ловкость, скорость, а также способствует укреплению мышц, опорно-двигательного аппарата и организма в целом. О том, в чем особенности физического развития детей раннего и дошкольного возраста, какие двигательные навыки должны быть сформированы в этом возрасте, как заниматься физическим воспитанием с малышами, мы расскажем Вам в нашей статье.

Особенности физического развития детей раннего и дошкольного возраста

По наблюдениям специалистов, дети до 3 лет проводят более 2/3 времени бодрствования, занимаясь активными видами деятельности. Постепенно доля этого времени сокращается, однако нельзя отрицать, что физическая активность – одна из важнейших составляющих гармоничного развития ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.

Особенности физического развития детей раннего и дошкольного возраста

Как правило, к 1 году ребенок умеет сидеть, стоять (с поддержкой), активно ползать и начинает делать свои первые шаги. Годовалые малыши любит ходить вдоль опоры и за ручку, а кто-то даже пытается бегать. Также с помощью взрослого малыш может потихоньку подниматься и спускаться по лестнице, залезать и слезать с дивана. Благодаря способности удерживать вертикальное положение расширяются возможности крохи в исследовании мира. Это очень важный шаг в развитии ребенка. Чтобы ребенок научился ходить уверенно, не навязывайте ему свою помощь, страхуйте его на расстоянии вытянутой руки.

Так как дети этого возраста очень любят покорять всевозможные вершины, необходимо обеспечить ребенку безопасную среду дома.

Двухлетка ходит уже достаточно уверенно. Он может передвигаться и задом и боком, умеет быстро останавливаться и менять направление. Шаг постепенно становится размеренным, руки при ходьбе опущены вниз. Также, двигаясь, ребенок может наклоняться, поднимать руки, крутить головой, держать что-то в руках и т.д. В этом возрасте начинает формироваться навык бега. Малыш теряет равновесие из-за недостаточной сформированности вестибулярного аппарата и смещенного вверх тела центра тяжести. Поэтому не удивительно, что кроха 2 лет часто падает и зарабатывает синяки. Дети этого возраста учатся прыгать на двух ногах, подниматься по лестнице, ездить на беговеле и самокате, трехколесном велосипеде.

В 2 года малыши обожают все, что связано с движением. Дети этого возраста практически без остановки могут бегать, прыгать, лазить на детской площадке. Движение приносят детям большую пользу – они учатся управлять своим телом.

В 2 года малыши обожают все, что связано с движением

Дети среднего дошкольного возраста (3-5 лет) учатся быстро бегать, меняя направление, прыгать на одной и двух, перешагивать препятствия, ходить на цыпочках. Развитие координации движений позволяет малышам одновременно выполнять движения разными частями тела (например, качать головой и хлопать в ладоши).

В возрасте 3 лет у детей происходит большой скачок физического развития. Малыш уже может быстро бегать, прыгать, приседать, поворачивать корпус. Его движения становятся более точными и скоординированными, увеличивается скорость реакции. Ориентация в пространстве также значительно улучшается (часто у мальчиков она развита лучше, чем у девочек этого возраста).

У четырехлетнего ребенка достаточно хорошо развиты координация движения и равновесие, благодаря чему малышу становятся более доступны различные виды физической активности, такие как танцы, гимнастика, езда на двухколесном велосипеде.

Пятилетних детей можно эффективно обучать сложным двигательным навыкам, требующих хорошей физической подготовки, ловкости и скорости движения. В этом возрасте малыш сможет достичь успехов в таких видах спорта, как плавание, гимнастика, фигурное катание, танцы.

Шестилетний ребенок хорошо развит физически. Он умело владеет своим телом, а его движения достаточно скоординированы. В сфере крупной моторики ребенок 6 лет умеет:

  • Ходить по линии и перекладине;
  • Перепрыгивать препятствия;
  • Стоять и прыгать на одной ноге;
  • Попадать мячом в цель;
  • Взбираться по веревочной лестнице и многое другое.

Итак, двигательные навыки маленьких детей несовершенны. Чем старше ребенок, тем лучше развита координация движений, ловкость, точность, быстрота реакции. Знание возрастных особенностей физического развития детей позволяет развивать именно те свойства движений, которые сформированы недостаточно и требуют тренировки.

Методы физического воспитания дошкольника дома

Для того чтобы в семье малыш активно развивался физически, родителям желательно создать для малыша соответствующие условия и следовать ряду принципов.

  1. Соблюдение режима сна и бодрствования;
  2. Правильное питание;
  3. Прогулки на свежем воздухе;
  4. Одежда не должна стеснять движения ребенка;
  5. Закаливание (после консультации с педиатром);
  6. Утренняя зарядка;
  7. Физкультминутки и подвижные игры.

Методы физического воспитания дошкольника дома

Компактно организовать пространство для физической активности малыша дома помогут спортивный комплекс, сухой бассейн с шариками, массажные коврики и другие спортивные снаряды.

Подвижные игры и упражнения для дошкольников в домашних условиях:

Поддерживайте интерес ребенка к физическим упражнениям. Хвалите малыша за его успехи и старайтесь показывать ему положительный пример.

Увлечь малыша поможет веселая зарядка и физкультминутки. О том, какие упражнения полезны дошкольникам, смотрите на видео:

В какие спортивные секции отдать дошкольника?

Физическое воспитание ребенка должно быть организовано таким образом, чтобы ребенок сразу учился правильному выполнению движений, так как ошибки могут надолго закрепиться. Если родители не обладают достаточными знаниями в области физического развития малышей, лучше чтобы ребенка наблюдал специалист. В настоящее время существует большой выбор спортивных секций и кружков для детей дошкольного возраста.

  • Плавание и фигурное катание позволяют ребенку отлично узнать возможности своего тела, укрепляют мышечный корсет.
  • Фитнес и йога способствуют развитию основных групп мышц, а также формированию и укреплению двигательных умений и навыков, ориентации в пространстве.
  • Конный спорт оказывает благотворное влияние на опорно-двигательный аппарат, формирует правильную осанку и развивает координацию движений.
  • Гимнастика позволяет развить гибкость, координацию и ловкость.
  • Ритмика, танцы имеют большую популярность среди дошкольников. В результате этих занятий у малышей развивается чувство ритма, пластичность и координация движений, а также формируется правильная осанка.
  • Командные виды спорта: футбол, хоккей, волейбол, баскетбол. Занятия в этих секциях развивают все группы мышц, быстроту, выносливость, координацию движения.
  • Боевые искусства подходят детям, которые испытывают трудности контроля своих эмоций и поведения. Помимо физического развития занятия боевыми искусствами, в том числе восточными единоборствами, учат сохранять самообладание, концентрироваться на своих ощущениях и быть внимательным.

В какие спортивные секции отдать дошкольника?

Выбирая спортивную секцию для ребенка, ориентируйтесь на его интересы, особенности темперамента и физические возможности. Активным малышам хорошо подойдут командные виды спорта и танцы, спокойным детям – плавание, фигурное катание, гимнастика, конный спорт.

Выводы

Физическое воспитание – это одно из условий гармоничного развития ребенка дошкольного возраста. По мере взросления ребенок приобретает все более сложные двигательные навыки, улучшается координация движений, развивается ловкость, выносливость, скорость. Спортивные секции для детей дошкольного возраста способствую общему физическому развитию малышей. Но следует помнить, что детский организм не готов к сильным нагрузкам, поэтому занятия профессиональным спортом в этом возрасте могут нанести вред здоровью ребенка. Помимо посещения секций, очень важно вести здоровый образ жизни: соблюдать режим дня, правильно питаться, проводить время на свежем воздухе. Дома у ребенка должна быть возможность для физической активности.

Выводы

Заключение


Координационные способности – это совокупность психологических, морфологических, физиологических компонентов организма человека, единство которых в границах функциональной системы обеспечивает продуктивную двигательную деятельность, то есть умение целесообразно строить движение, управлять им и в случае необходимости быстро перестраивать его.

Они зависят от уровня двигательной подготовки и врожденных качеств спортсмена. Н.А. Бернштейн (1966) указывает, что координация – это преодоление избыточных степеней свободы органов движения, превращение их в управляемые системы. На основании информации от органов чувств, интегрирующейся в ЦНС, в движения вносятся непрерывные поправки, то есть происходит их сенсорная коррекция. Таким образом, автор представляет ее как кольцо афферентно-эфферентных импульсов, которые приводят к формированию определенных двигательных актов, исходя из изменяющихся условий. При этом внешняя структура движений не меняется, благодаря использованию различных мышечных волокон, обеспечивающих поддержание позы, равновесия и т.д.

Координационная сложность выполняемых двигательных актов зависит от способности нервной системы и ее высших отделов к согласованной и оперативной переработке информации.

Структуры, обеспечивающие двигательную активность человека, расположены в различных отделах центральной нервной системы – от спинного мозга до коры больших полушарий. Повышение спортивной результативности во многом обусловлено совершенствованием координационной деятельности между нервными центрами.

Координированность работы нервных центров, регулирующих определенные двигательные акты, обусловлена постоянным импульсным воздействием на них проприоцептивных анализаторов. При выработке устойчивых навыков движения формируется функциональная система управления движением и взаимосвязанные центры коры больших полушарий образуют единую структуру. С ростом квалификации спортсмена отдельные функциональные зоны объединяются в плеяду, которые, как правило, локализуются в левом полушарии и функционально изолируются от других корковых зон. На электроэнцефалограмме это выглядит как классический механизм формирования доминантных очагов. Такая синхронизация структур коры по электроактивности происходит по частоте, которая соответствует темпу выполняемого (или воображаемого) движения.

Таким образом, систематические занятия приводят к специфическим приспособительным реакциям на уровне центральной нервной системы, способствующим проявлению высокой координированности движений и совершенствованию функций нервно-мышечного аппарата.

Необходимый для адекватного ответа центральной нервной системы поток информации о длине мышц, степени их растяжения, расположения в пространстве звеньев тела и углах в суставах поступает от рецепторов сухожилий мышц, связок (проприорецепторов); об особенностях взаимодействия организма с внешней средой – от рецепторов кожи, вестибулярного аппарата и сенсорных систем.

Достижение высоких результатов в спорте возможно лишь при условии развития способностей точно оценивать и регулировать динамические, пространственные и временные параметры движения. Поэтому степень развития координационных способностей спортсмена зависит от его способности к переработке информации от различных сенсорных систем и обеспечения адекватного двигательного действия, то есть определяется уровнем его сенсомоторной координации.

Сенсомоторная координация (от лат. sensus – чувство, ощущение, motor – двигатель, со – вместе, ordinatio – расположение в порядке) – согласование во времени и пространстве двигательных действий. Еще И.П. Павлов, исследуя физиологические механизмы произвольных движений, обратил внимание на ассоциирование нейронов двигательного анализатора с многочисленными нейронами коры больших полушарий, при передаче импульсов от внешних и внутренних рецепторов.

Американские ученые также полагают, что сенсомоторная координация – это развитие, управление и коррекция движений с помощью сенсорных систем (органов чувств): зрительной, двигательной, вестибулярной, слуховой и др. При этом коррекция осуществляется корковыми структурами на двигательные единицы (Дж.Х. Уилмор, Д.Л. Костилл, 2001).

Физиологическим механизмом сенсомоторной координации является система обратной афферентации и она представляет собой сложный навык. На начальных этапах обучения выполняемые действия в составе сенсомоторной координации, могут состоять из отдельных реакций, затем они объединяются в пластичную систему. Уровень сложности проявлений сенсомоторной координации является отличительным признаком новичка от мастера.

С точки зрения физиологии, Дж.Х. Уилмор, Д.Л. Костилл (2001) описывают явление сенсомоторной координации следующей последовательностью событий:

– чувствительные рецепторы принимают сенсорные стимулы;

– импульс передается в центральную нервную систему (ЦНС). Участок, где заканчивается передача импульсов называется интеграционный центр;

– интеграционный центр ЦНС перерабатывает поступившую информацию и определяет наиболее подходящую ответную реакцию;

– принятое решение передается двигательным нейронам;

– импульс от двигательных нейронов пересылается мышцам и осуществляется ответная реакция.

Система управления движениями достаточно сложная, она включает в себя структуры спинного мозга (интеграционный центр простого двигательного рефлекса); продолговатого мозга (вызывают подсознательные двигательные реакции, например, постуральный контроль); среднего мозга (проводящие пути); промежуточного мозга (формирование новых навыков), интеграционные центры таламуса начинают различать ощущения и двигательные действия достигают сознания; лимбической системы (обеспечивает эмоциональность двигательных действий), мозжечка (сенсомоторная координация позы и двигательного акта). Основная же координация деятельности различных звеньев тела и мышечных групп в пространстве и времени осуществляется корой больших полушарий (теменная доля, зона постцентральной извилины). Таким образом, координация двигательной деятельности осуществляется всеми структурами центральной нервной системы.

С позиции психофизиологии, деятельность в спорте, заключается, прежде всего, в пространственно-временной организации психомоторных реакций двигательных актов, которые являются специфичными для каждого вида спортивной деятельности. Важнейшими элементами такой организации являются:

– сенсорный процесс обнаружения и восприятия внешнего стимула, целью действий на который является двигательная реакция;

– центральные процессы переработки воспринятого стимула с его различением и оценкой;

– моторный процесс, определяющий начало движения.

По сложности протекания центрального процесса различают реакции простые и сложные. Простая сенсомоторная реакция – это ответ на внезапно появляющийся, но при этом заранее известный сигнал простым одиночным движением, также заранее известным. Скорость реакции оценивается либо по времени реакции с момента подачи сигнала до ответного действия, либо по общему времени реагирования. Продолжительность латентного периода простой реакции зависит, в основном, от скорости передачи нервных импульсов по всей рефлекторной дуге от рецепторов до двигательных единиц. Скорость двигательной реакции определяется интенсивностью предъявляемого стимула, интервала времени между стимулами, способностью к предвидению (антиципацией), видом сигнала (звуковой зрительный, и т.д.), текущим функциональным состоянием спортсмена.

Сложная сенсомоторная реакция зависит от центральных процессов переработки воспринятого стимула и может быть:

– реакцией выбора, если необходимо выбрать двигательный ответ из ряда возможных;

– реакцией различения, если вид выполняемого движения зависит от типа сигнала, при этом на другие сигналы не надо делать никакого движения;

– реакцией переключения, если при изменении смысловой связи подаваемых стимулов необходимо выбирать возможные двигательные акты;

– реакция задержки, которая заключается в том, что двигательное действие должно быть не столько быстрым, сколько своевременным (когда ответная реакция должна быть отделена от стимула определенным интервалом времени.

Сенсомоторная координация является проявлением индивидуальных свойств личности и субъективными условиями успешного осуществления двигательной активности, обнаруживается в быстроте и прочности овладения приемами двигательных действий. То есть, является основным условием проявления координационных способностей.

В ходе анализа научно-исследовательской литературы не было выявлено единого мнения относительно сенситивных периодов развития координационных способностей. Это можно связать с многообразием проявления координационных способностей, каждые из которых имеют свои физиологические механизмы, а так же тем, что в онтогенезе можно выявить несколько сенситивных периодов развития каждого из видов координационных способностей. Так В.К. Бальсевич (1985) и Г.В. Доля (1973) утверждают, что координационные способности интенсивнее всего развиваются в дошкольном возрасте параллельно с освоением основных локомоций. Н.А. Фомин, Ю.А. Вавилов (1991) выделяют возраст от 8 до 12 лет, поскольку для этого возрастного периода характерна
пластичность ЦНС, интенсивное совершенствование проприоцептивного анализатора, выражающееся в частности, в улучшении пространственно-временных характеристиках движения. Л.В. Волков (1981) и В.А. Ярмалюк (1989) высказывают мнение, что наиболее интенсивное развитие координационных способностей наблюдается в 11–12 лет и последующие годы идет уже их стабилизация. D.-D. Blume (1978) в своих работах указывает, что сенситивными периодами в дифференциации мышечных усилий – 6–10 лет, ритмичность движений 9–11 лет, ориентировка в пространстве 11–15 лет, равновесие 10–12 лет.

Читайте также: