Возрастные кризисы по выготскому кратко

Обновлено: 02.07.2024

Возрастной кризис – это переходный этап между возрастами человека, характеризующийся сменой ведущей деятельности и социальной ситуации развития. Кризисные периоды – неотъемлемый этап взросления. Каждый человек проходит несколько таких этапов в своей жизни.

Суть возрастного кризиса

Каждый человек проходит через возрастные кризисы, но вот форма выражения, интенсивность и длительность варьируются в зависимости от социально-экономического положения человека, условий развития, индивидуально-личностных особенностей.

Несмотря на это, все же существуют две точки зрения на нормативность/ненормативность возрастных кризисов:

  • Одни психологи (Фрейд, Выготский, Эриксон) считают такие переходы неотъемлемой частью развития.
  • Другие исследователи (Рубинштейн, Запорожец) рассматривают их как вариант индивидуальных девиаций.

Основные кризисы

В психологии принято выделять такие возрастные кризисы:

    (с момента рождения до месяца); ; ; ; (11-12 лет); ; ; ; (45-55 лет); ; ; .

Кризис новорожденности, трех лет и подростковый относят к большим кризисам. На них приходится перестройка отношений ребенка и общества. Остальные кризисы относятся к малым. Они менее заметны внешне и характеризуются нарастанием самостоятельности и умений. Однако на момент любого кризиса дети отличаются негативизмом, непослушанием, упрямством.

На взрослую жизнь, как мы видим, приходится 4 кризиса:

Стоит отметить, что детские кризисы (первые шесть) изучены гораздо больше, нежели кризисы взрослости, среднего возраста и старости. Последние чаще рассматриваются в характере индивидуального течения, хотя они так же во многом обусловлены возрастными изменениями.

Фазы кризиса

Л. С. Выготский выделил 3 фазы кризиса: предкритическую, критическую, посткритическую.

  1. Предкритическая фаза характеризуется возникшим и осознающимся самим человеком противоречием между сложившимися внешними условиями и его отношением к этим условиям. Человек начинает видеть образ более притягательного для него будущего, но реальных путей воплощения этого сценария пока не видит.
  2. На критическом этапе возникает максимальное напряжение в противоречии, оно достигает пика. Сначала человек старается повторить самые общие представления об увиденном идеале. Например, подростки с легкостью перенимают привычку курить или ругаться матом, думая, что это делает их частью взрослого, столь желанного и нового, открывшегося в перспективе мира. Позже осознаются внешние и внутренние преграды, стоящие на пути к другим компонентам нового мира. Если от внешних избавиться более или менее просто, то осознание нехватки внутренних ресурсов толкает на освоение новой деятельности (в примере с подростками – выбор профессии, подработка). В завершение человек сравнивает, насколько ему удалось приблизиться к увиденному идеалу.
  3. На посткритической фазе противоречие разрешается, личность выстраивает новые гармоничные отношения с миром. Если результаты предшествующей рефлексии устраивают, то личность окончательно переводит воображаемое в реальное, иное в свое.

Особенности преодоления кризиса

Внутренний мир

Никто не может избавить человека от прохождения кризиса. Преодолеть все трудности и найти новый баланс должен сам человек. Но процессом кризиса можно управлять и направлять. В этом и заключается помощь извне – научить человека управлять собственным кризисом, видеть и использовать возможности, грамотно обходя опасности (невротизация, зависимости и другие девиации).

Кризис – это всегда выбор. Человек понимает, какая именно задача стоит перед ним, что именно он не может делать привычными средствами, но ему еще предстоит выбрать новые инструменты. Каждый кризис побуждает человека к поискам идентичности.

Особый интерес в рамках личностного развития представляет собой теория возрастных кризисов Э. Эриксона, хоть этапы и отличаются от названных ранее. Автор выделил следующие ступени возрастных переходов и выборов:

  • Первый год жизни. От того, насколько удовлетворены потребности ребенка, зависит доверие/недоверие ребенка в будущем ко всему миру.
  • Первый опыт самообслуживания. Если родители помогают ребенку, логичны и последовательны в контроле, то у ребенка развивается автономия. Если же родители проявляют нестабильный или чрезмерный контроль, то у ребенка развиваются страхи относительно контроля над своим телом и чувство стыда.
  • Самоутверждение ребенка (3-6 лет). Если самостоятельность ребенка поддерживают, то он растет инициативным. В противном случае – покорным и с выраженным чувством вины.
  • Школьный возраст. Ребенок либо развивает вкус к деятельности (труду), либо теряет интерес к собственному будущему, испытывает чувство неполноценности в отношении собственного статуса и имеющихся у него средств.
  • Подростковая идентичность. От успешности усвоения подростком ролей и выбора референтной группы зависит его дальнейшая профессиональная и личная жизнь.
  • Кризис взрослости сопровождается поиском близости с одним человеком. Если личность не может успешно решить задачу совмещения работы и семьи, то оказывается изолирована и замкнута на самой себе.
  • Кризис среднего возраста базируется на проблеме продолжения рода и его сохранении. Просыпается особый интерес к воспитанию всего нового поколения и своих детей. Человек продуктивен и активен во всех сферах жизни, в противном случае постепенно ухудшаются межличностные отношения.
  • Кризис старости, разрешение которого зависит от оценки пройденного пути. Если человек может свести все стороны своей жизни в одно целое, то он достойно проживает старость. Если же сложить цельную картину не удается, то человек испытывает страх перед смертью и невозможностью начать все сначала.

Это не единственная концепция и классификация возрастных кризисов. Их гораздо больше, но все авторы сходятся в одном:

  • кризис затрудняет движение и развитие;
  • при этом он создает возможности и побуждает к раскрытию внутреннего потенциала личности.

Каждый кризис заканчивается формированием конкретного новообразования. Неуспешное прохождение кризиса чревато застреванием на каком-либо этапе, развитием искаженного новообразования и (или) компенсаторного механизма.

В условиях кризиса разрушение старого уклада жизни и приобретение нового происходит только путем революции. Именно поэтому кризисы всегда переворачивают внутренний мир человека. Таким образом, в момент кризиса и после его прохождения происходят изменения в сознании и деятельности человека, взаимоотношениях с миром.

Помощь психолога

При преодолении кризиса нередко оказывается нужна помощь психолога. Психологическая помощь всегда носит индивидуальный характер. То есть анализируется конкретный случай, общих советов быть не может.

Как правило, назначается психокоррекция для детей и консультациях для подростков и взрослых. Кроме бесед в отношении детей применяется арт-терапия и сказкотерапия. Подросткам иногда оказывается групповая психотерапевтическая помощь. Взрослым показаны тренинги, пожилым людям – групповая психотерапия. В отдельных случаях в каждом возрасте возможно семейное консультирование.

Тяжелее кризис переносят, а значит и чаще нуждаются в поддержке, люди:

  • с внутренней дисгармонией и элементами инфантилизма в поведении;
  • с акцентуациями характера;
  • несамостоятельные в принятии решений;
  • отличающиеся внешним локусом контроля (обвинение в неудачах окружения);
  • с восприятием кризиса как тупиковой ситуации, прерывающей жизнь, а не как возможности для роста.

Важно воспринимать кризис как трудную, но преодолимую ситуацию, требующую большой ответственности и обеспечивающей личностное развитие при успешном ее прохождении. Цель прохождения кризиса – научиться принимать нового себя с позиции позитивного мышления.

Периоды развития по Выгодскому

Периодизация Выготского, известного ученого и психолога XX столетия, и на сегодняшний день не утрачивает своей актуальности. Периодизация Выготского находится в основе огромного ряда исследований. Она дает ключ к пониманию того, как изменяется человеческая личность по мере прохождения разных этапов в жизни.

Психолога особенно интересовало детство. И это совершенно не случайно, так как именно в данное время начинают закладываться основы личности, происходят большие изменения, которые оказывают влияние на всю последующую жизнь. Возрастная периодизация дает возможность понять, каких перемен в личности человека определенного возраста необходимо ожидать. Его исследования могут значительно помочь родителям, не понимающим, что с их детьми происходит.

Разделение возрастных периодов

Надо заметить, что психологический возраст конкретного ребенка и календарный возраст, который записан вначале в свидетельстве о рождении, а после в паспорте, не все время совпадают. Также необходимо отметить, что любой период имеет свои особенности развития личности, взаимоотношений с окружающими, психических функций. Помимо этого, у ребенка есть некоторые границы, которые все-таки могут смещаться. Таким образом, некоторые дети раньше вступают в определенный возрастной период, а некоторые – позже. Границы подросткового возраста, связанные с половым созреванием, особенно сильно расплывчаты.

Детство

Переодизация Выгодского - психическое равитие

Детство в себя включает все начальные возрастные периоды. Это огромная эпоха, которая, по сути, является подготовкой детей к началу взрослой жизни, к самостоятельному труду. Особенность находящихся в нем возрастных периодов определена уровнем социального, экономического и культурного развития общества, к которому ребенок принадлежит, где он воспитывается и обучается.

Выготский о развитии

Деятельность и переживание

Как ребенок взаимодействует со средой? Выготский выделил две единицы ситуации развития – это деятельность и переживание. Внешнюю активность и деятельность ребенка можно легко наблюдать. Однако существует и внутренний план, план переживаний. Отдельные дети одинаковую ситуацию в их семье по-разному воспринимают. Это относится даже к близнецам, то есть детей, которые находятся в одном возрасте. Таким образом, например, ссора между родителями незначительно отразится на развитии одного ребенка, при этом может вызвать и разные отклонения или невроз у другого. Помимо этого, переходя от одной возрастной группе к другой, один и тот же ребенок по-разному переживает определенную ситуацию в семье.

Выготский о периодах развития

Ученый определил такие два периода развития ребенка:

В определенных возрастах, на самом деле, развитие отличается литическим, точней медленным прохождением. В течение продолжительного срока, который, как правило, охватывает несколько лет, в это время не происходит фундаментальных, резких сдвигов и изменений. А те, которые могут отмечаться, не перестраивают полностью личность ребенка. Значительные изменения происходят только в результате продолжительного течения скрытого процесса.

Литический путь развития

Кризисы

Классификация психических уровней по Выгодскому - подробно и по делу

Этот период был определен эмпирическим способом и еще не приведен в систему. С внешней точки зрения эти периоды отличаются проявлением черт, устойчивым возрастам или противоположных стабильным. В течение довольно короткого времени в этих периодах сосредоточены резкие и капитальные изменения и переломы, сдвиги и смещения в личности. За короткое время ребенок полностью изменяется в основных чертах личности. В данный период развитие получает бурный, стремительный характер, в некоторых случаях катастрофический. Однако Выготский отмечает и позитивные сдвиги во время критического развития, а именно переход к новым поведенческим формам.

Возрастная периодизация

Выготскоий выделил следующую возрастную периодизацию:

Выготский утверждает, что юность начинается в возрасте 19–25 лет. По общему смыслу и основным закономерностям юность является начальным периодом среди зрелого возраста. Выготский указал подробно возрастную периодизацию лишь детства, но и в последующем личность человека меняется. Психологи и ученые, которые продолжили исследования, определили такие периоды.

Молодость

Как правило, ученые определяют молодость, как возраст 20–30 лет. Но необходимо заметить, что возрастные границы довольно условны. В этом периоде основной деятельностью считается интимно-личностное общение с противоположным полом. Необходимо также заметить, что молодость – это время оптимизма. В данный период человек полон сил и жизненной энергии, желания добиваться своих целей. Молодость для самореализации считается наилучшим временем.

Кризис творческой активности

Этот период начинается на границе молодости и среднего возраста (30–45 лет). Причиной кризиса является увеличение мастерства, сопровождающегося нарастание рутины. Стабилизируются семейная и профессиональная жизнь. Начинается понимание того, что человек может гораздо больше. Именно в данный период люди часто разводятся, меняют профессию.

Кризис периодизации среднего возраста

Немецкая школа имени Выготского - фото

Средний возраст является также довольно условным периодом. Нельзя однозначно отметить его границы, но, как правило, он устанавливается в диапазоне 30–45 лет. В это время отмечается повышенная работоспособность. Человек, приобретая жизненный опыт, становится хорошим специалистом и семьянином. Он начинает впервые задумываться серьезно о том, что после его смерти останется.

По окончании данного этапа жизни начинается кризис среднего возраста. Причиной этого кризиса является то, что человек находится на своем пике, и осознает, что для достижения прежних целей необходимо искать иные стратегии либо переоценить старые стремления. Во время данного кризиса появляются специфические проблемы (полная смена ценностей, социальное одиночество, дезадаптация), актуализируются экзистенциальные проблемы (потеря смысла, смерть, изоляция).

Зрелость

Время периодизации зрелости определяется возрастом 45–60 лет, однако ее границы тоже довольно подвижны. В этом периоде главной деятельностью является самореализация и творчество. Передается опыт, достигается профессиональное мастерство и положение в обществе. Человек начинает переосмысливать его цели молодости, избавляется от неоправданных иллюзий и надежд.

Кризис подведения итогов

После этапа зрелости начинается кризис подведения итогов. Причина этого кризиса является понижение социального статуса, утрата жизненного ритма, который сохранялся десятилетиями. В некоторых случаях это все приводит к значительному ухудшению физического и психического состояния.

Старость

Этот возраст определяется после 60 лет. В это время психологическое состояние человека отличается:

  • умиротворенностью;
  • созерцательностью;
  • склонностью к воспоминаниям;
  • просветлением мудрости;
  • витальной астенией.

Необходимо отметить, что вышеописанная возрастная характеристика периодизации возраста определяет только общие особенности развития, поскольку каждый человек уникален. У различных людей развитие и рост происходят по-разному. Потому нельзя точно установить границы определенного периода. Естественно, психологи это учитывают, когда говорят о таком определении, как возрастная периодизация.


Кризисы в психическом развитии характеризуются с чисто внешней стороны чертами, обратными по отношению к тем периодам, которые названы устойчивыми или стабильными возрастами. Актуальность обусловлена тем, что и педагоги и родители и сами дети в периоды острого протекания возрастных кризисов теряются и зачастую этот период затягивается, так как не могут решить проблему кризиса. Это приводит к повышению неврозов у детей, психосоматических заболеваний. Трудновоспитуемость в период острого протекания возрастных кризисов принимает уродливые формы. Именно поэтому проблема профилактики острого протекания возрастных кризисов очень актуальна.

Психологическими особенностями возрастных кризисов детства выступают: перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде; изменение потребностей и побуждений, движущие его поведением; резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка.

Методологической основой исследования являются общенаучные принципы познания, основные общепсихологические принципы: принципы развития, детерминизма, системного подхода к изучению психических явлений, антропологический и исторический подходы к изучению человека. Теоретическую основу исследования образует совокупность положений, содержащихся в культурно-исторической теории Л.С. Выготского, концепциях критических возрастов К.Н. Поливановой, концепциях Э.Эриксона и Ж.Пиаже, в трудах отечественных психологов: П.П.Блонского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Л.И. Божович и др.[10, 37]

В истории детской психологии многими авторами эмпирически отмечалась неравномерность детского развития, наличие особых, сложных моментов становления личности. При этом многие зарубежные исследователи рассматривали эти моменты как болезни развития, и негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью, а также как результат нарушения детско-родительских отношений. Развивая взгляд на возрастные кризисы как на формы отклонения психического развития от нормального пути, некоторые зарубежные психологи приходили к выводу о том, что кризисов в развитии может и не быть.[12, 15].

Л.С.Выготский опирается на представления П.П.Блонского, но подходит к анализу возрастной динамики и месту кризисов в общем ходе развития со стороны общей теоретической модели развития.[3, 244]

В отечественной психологии проблема кризисов долгое время рассматривалась в контексте проблем развития и периодизации детства.

Л.С. Выготский понимал развитие как внутренне детерминированный, целенаправленный процесс, который протекает не равномерно, а противоречиво, через возникновение и разрешение внутренних конфликтов. Поэтому он обращал внимание на переходные или критические периоды, когда за небольшие промежутки времени в ребенке происходят такие изменения, которые заметны окружающим. По мнению Л.С. Выготского, кризис, или критический период, — время качественных позитивных изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития. Содержание кризиса — это распад сложившейся социальной ситуации и возникновение новой. Основными характеристиками кризисных периодов, по Л.С. Выготскому, можно назвать:

наличие резких изменений в короткие отрезки времени;

неотчетливость границ кризиса, то есть затруднение определения; моментов его наступления и окончания;

конфликты с окружающими и трудновоспитуемость ребенка; выпадение его из системы педагогического воздействия;

Л. С. Выготский разработал концепцию, в которой рассматривал возрастное развитие как диалектический процесс. Эволюционные этапы постепенных изменений в этом процессе чередуются с эпохами революционного развития - возрастными кризисами. Психическое развитие осуществляется посредством смены стабильных и критических периодов. В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в критическом возрасте. Л.С. Выготский описал следующие возрастные кризисы:

1) кризис новорожденного– связан с недостаточностью эмоционального общения. Это переход от одной формы существования к другой. Происходит адаптация ребенка к новым условиям жизни.

2)кризис 1 года жизни – негативизм, упрямство, самоуправство. Желания не совпадают с возможностями, хочет, но не может или, например, ребенок уже ходит или активно ползает по дому, в это время резко увеличивается круг досягаемых для него предметов. Взрослые убирают острые вещи, закрывают электрические розетки, ставят повыше электроприборы, посуду и книги со словом "нельзя!". Не все желания ребенка выполнимы потому, что его действия могут причинить вред ему самому или окружающим. Разумеется, ребенок и раньше был знаком со словом "нельзя", но в кризисный период оно приобретает особую актуальность.

Малыш пытается определить, при каких условиях вы выходите из себя, ведь конфликты с взрослыми помогают ему выстроить систему координат, определяющую, что делать можно, а что нельзя.

Агрессивность. Кризис третьего года жизни — самый кусачий и драчливый период. Такое поведение — прямое следствие упрямства: если ты не делаешь так, как я хочу, получи лопатой по спине!

Жадность. Еще один способ формирования образа своего "Я". Деление игрушек на "мои" и "чужие" помогает ребенку почувствовать собственные границы практически "на ощупь".

В переходный период может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие. Интересная характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам — обесценивание. Что обесценивается в глазах ребенка? То, что было привычно, интересно, дорого раньше, 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.

4)кризис 7 лет – В период кризиса 7 лет проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний.[6,76]

Цепь неудач или успехов в учебе, каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса — чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Благодаря обобщению переживаний, в 7 лет появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

5)кризис 13 лет – (подростковый возраст). Тревога, неустойчивость в принятии решений, растерянность, раздражение, пессимистические взгляды.

Бунтуют против отношения к ним взрослых. Появляется чувство взрослости. В этом возрасте появляется чувство взрослости, родительский авторитет обесценивается. В семье возникают частые конфликты, нередко подросток реагирует протестом на любые попытки вмешаться в его жизнь. В это время ребенку уже хочется всего и сразу. Человек уже видит возможности, которые открыты перед ним, но фактически он еще не умеет управлять своим поведением, желаниями, он еще ребенок. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, подростки испытывают сильное желание быть самостоятельным, равными в правах со взрослыми.

6)кризис 17 лет – плавно переходит из подростка. Самоопределение в растущем самосознании, саморазвитии, общение со сверстниками и родственниками. Много планов, но не может их решить.

7)кризис 21-23 года – в психологии кризис молодого специалиста. Теряет чувство психологической защищенности. Повышенный уровень тревожности, восприятие стресса ослабевает. Совершает ошибки молодого специалиста. Не умеет применить знания, не умеет рассчитать свои силы, усталость, апатия к работе, трудность и проблема возникает когда у него некомпетентный первый шеф. Конфликт поколений, свойственен для всех стран. Молодежь считает себя прогрессивной, другие считают неопытной, самонадеянной, проблема: отсутствие четких критериев качества оценки деятельности молодого специалиста, может быть перекрыта информация о работе молодого специалиста. Этот кризис совпадает с семейными, личными проблемами. Начало семейной жизни. В 25 лет 60% мужчин не собираются жениться. Трудные 5 лет семейного существования совпадают с кризисом молодого специалиста. В этот период закладываются экономические, нравственные, психологические основы семейной жизни.50 % браков распадаются. Психологическая некомпетентность (муж. и жен. не знают др. др.), сексуальная, педагогическая (разные точки зрения на воспитание детей ) некомпетентность. Большой стресс появление ребенка.

8)кризис 30 лет – кризис несоответствия возможностей и удовлетворения потребностей. Кризис первоначального переосмысления и дальнейшее планирование жизни. Раньше проявляется у женщин (называют кухонным бунтом). Задумывается о возможности самореализации. Просыпается чувственность. Повышают квалификацию, меняют профессию. Выход из кризиса 33 года, приводит к стабильной жизни. К 30-35 годам наступает чувство полноты жизни. Более счастливы чем в подростковом возрасте.

10)кризис 50 лет– особый рубеж, кризис философского переосмысления жизни. Предстарческий возраст. Изменение в здоровье обусловленное возрастными особенностями (дальнозоркость, хронические болезни обостряются, утрачивают мышечную силу), снижение физической активности, подготовка к выходу на пенсию.

11)кризис выхода на пенсию – кризис и стресс очень тяжелый. Когда встает вопрос о прекращении его профессиональной деятельности, возникает тяжелое стрессовое состояние. Особенно если поневоле. Чем он будет заниматься на пенсии? Миф о старости: с возрастом умственные способности снижаются, миф о том, что старики это потребители, миф об одиночестве пожилых людей, страх перед смертью. Этот кризис выхода на пенсию можно решить: найти новый ведущий социальный план жизни, осознать факт ухудшения здоровья, без ужаса принять мысль о смерти. Заняться творчеством, путешествовать и т.д.

Изучив роль кризиса в развитии и исследовав структуру возрастных кризисов теоретически можно перейти к эмпирическому исследованию и выявить взаимосвязь острого протекания возрастного кризиса с факторами социальной среды (семьи, школы).

Осуществив краткий обзор существующих теорий о природе возрастных кризисов, основных положений концепции возрастных кризисов в отечественной психологии и западных теориях развития. Возрастной кризис - это особый период преобразования социальной ситуации развития: новообразование предшествующего периода разрушает старую социальную ситуацию развития и провоцирует образование новой.

На основе рассмотренного материала можно дать общее определение возрастного кризиса.

Возрастной кризис состоит в преобразовании социальной ситуации развития, при котором старая социальная ситуация развития разрушается, а на ее месте, вместо нее, строится новая. Возрастной кризис может сопровождаться особым синдромом - трудновоспитуемостью.

Трудновоспитуемость является одним из симптомов острого протекания возрастного кризиса.

Для выработки мер профилактики острого протекания возрастного кризиса мы рассмотрели структуру возрастного кризиса, причины возникновения фазы острого протекания возрастных кризисов. В качестве одной из основных причин острого протекания возрастного кризиса мы считаем, что характер протекания кризиса в значительной мере зависит от конкретных жизненных ситуаций, отношений в семье, системы воспитания, эмоционального состояния ребенка. Если родители, воспитатели, учителя и другие значимые для ребенка люди своевременно учитывают происходящие в нем изменения и в соответствии с ними выстраивают свое отношение, то протекание кризиса в значительной мере смягчается. Таким образом, мы можем предположить, что в качестве профилактики острого протекания возрастных кризисов (детства) является коррекция поведения взрослого и ребенка.

Иными словами, родителям надо научиться видеть в требованиях ребенка более широкий пласт содержаний его запросов, их неоднозначность, многоплановость.

Ребенок на каждом возрастном переходе пытается действовать иначе, чем принято, чем раньше. Его действия пронизаны идеей свободы от внешнего управления. Но подлинное свободное (произвольное) действие всегда совершается относительно многих контекстов, смыслов, значений.

В сущности, для взрослого критический период развития ребенка оказывается кризисом собственной системы воспитания.

Течение критического периода может быть успешным, если в результате происходит разрешение кризиса, т.е. взрослый выходит из него обогащенным новыми, более продуктивными способами взаимодействия с ребенком, понимающим причины возникших трудностей.

Таким образом, действия взрослого так же, как и действия ребенка, меняются в критический период. Именно коррекция поведения взрослого является, как правило, условием, обеспечивающим нормальное течение возрастного кризиса у ребенка.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Москва, 1995.

2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2006.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Том 4.

4. Выготский Л.С. статья "Проблемы возрастной периодизации детского развития".

5. Государев Н.А. Специальная психология. Москва, 2008

6. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. статья "Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет".

7. Ермолаева М. В. Психология развития. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЕК", 2006.

8. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций /Е.Н. Каменская. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

9. Крайг. Г., Бокум Д. Психология развития. Санкт-Петербург, 2004

10. Мухина В.С. Возрастная психология. Москва, 2000

11. Нуркова В.В. , Березанская Н.Б. Психология: Учебник. - М.: Высшее образование, 2006.

12. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2007.

13. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия. Сост. К.В. Сельченок.- Мн.: Харвест, 2003г.

14. Поливанова К.Н. Аннотация "Возрастные кризисы глазами психолога и педагога". Статья, эссе, 2003.

15. Поливанова К.Н. Становление возрастной психологии в психологическом институте.//Вопросы психологии. 2004-2 (март-апрель).

Возрастные кризисы — особые, относительно непродолжительные по времени периоды перехода в возрастном развитии, ведущие к новому качественно специфическому этапу, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития человека.

Согласно Л.С.Выготскому, самое существенное содержание развития в критические возрасты заключается в возникновении новообразований. Их главное отличие от новообразований стабильных возрастов состоит в том, что они не сохраняются в том виде, в котором возникают в критический период, и не входят в качестве необходимого слагаемого в общую структуру будущей личности.

Возрастные кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни. Возрастные кризисы закономерны и необходимы для развития. Возникающая в результате возрастных кризисов более реалистическая жизненная позиция помогает человеку обрести новую относительно стабильную форму взаимоотношений с окружающим миром.

Кризис одного года:

Содержание кризиса одного года младенца связано со следующими моментами.

  • развитие ходьбы. Ходьба — основное средство передвижения в пространстве, основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.
  • появление первого слова: ребенок узнает, что каждая вещь имеет свое название, увеличение словаря ребенка, направление развития речи идет от пассивного к активному.0
  • у ребенка возникают первые акты протеста, противопоставления себя другим, так называемые гипобулические реакции, которые особенно выявляются, когда ребенку в чем-то отказано (кричит, падает на пол, отталкивает взрослых и т.п.).

Кризис трех лет:

Л.С.Выготский. Характеристики кризиса трех лет:

  • Негативизм (ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого)
  • Упрямство (реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он требует, чтобы с его мнением считались)
  • Строптивость (направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания, против навязывания образа жизни)
  • Своеволие, своенравие (связано с тенденцией к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам)

Кризис семи лет:

Переход ребенка на следующий возрастной этап во многом связан с психологической готовностью ребенка к школе.

Кризис юности:

Период юности характеризуется наличием кризиса, суть которого в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления. Кризис возникает на рубеже школьной и новой взрослой жизни. Кризис проявляется в крушении жизненных планов, в разочаровании правильности выбора специальности, в расхождении представлений об условиях и содержании деятельности и реальном ее протекании. В кризисе юности молодые люди сталкиваются с кризисом смысла жизни.

Центральной проблемой становится нахождение молодым человеком индивидуального (отношение к своей культуре, к социальной реальности, к своему времени),авторство в становлении своих способностей, в определении своего собственного взгляда на жизнь. В юности происходит овладение профессией ,создание своей семьи, выбор своего стиля и своего места в жизни.

Кризис 30 лет:

Выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. Иногда происходит пересмотр собственной личности, приводящий к переоценке ценностей. Это означает, что жизненный замысел оказался неверным, что может привести к перемене профессии, уклада семейной жизни, к пересмотру своих отношений с окружающими людьми. Кризис 30лет нередко называют кризисом смысла жизни, в целом он знаменует переход от молодости к зрелости. Смысл — это то, что связывает цель и стоящий за ней мотив, это отношение цели к мотиву.

Проблема смысла возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву, когда ее достижение не приводит к достижению предмета потребности, т.е.когда цель была поставлена неверно.

Кризис 40лет:

Существует мнение, что средний возраст является временем тревоги депрессии, стресса и кризисов. Наблюдается осознание расхождения между мечтами, целями и действительностью. Человек оказывается перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни. Главные проблемы кризиса среднего возраста: убывание физических сил и привлекательности, сексуальность, ригидность. Исследователи видят причину кризиса взрослости в осознании человеком расхождения между своими мечтами, жизненными планами и ходом их осуществления.

Современные исследования показали, что в зрелые годы у многих людей наблюдается такое психологическое явление, как кризис идентичности. Под идентичностью понимается некая не тождественность человека самому себе, его неспособность определить, кто он такой, каковы его цели и жизненные перспективы, кем он является в глазах окружающих, какое место занимает в определенной социальной сфере, в обществе и т.д.

Кризис ухода на пенсию:

В поздней зрелости проявляется кризис ухода на пенсию. Сказывается нарушение режима и уклада жизни. Наблюдается невостребованность принести пользу людям, ухудшается общее здоровье, снижается уровень некоторых психических функций профессиональной памяти, творческого воображения, зачастую ухудшается и материальное положение. Кризис может осложниться утратой близких. Основная причина психологических переживаний в поздней старости состоит в противоречии психологических духовных и биологических возможностей человека.

Читайте также: