Возникновение театра театр в древней греции и древнем риме кратко

Обновлено: 17.05.2024

Античный театр – это театральное искусство Древней Греции и Древнего Рима, одно из самых ярких проявлений античной культуры.

Под сильным влиянием Греции театральное искусство развивалось и в некоторых странах Ближнего Востока в эпоху эллинизма.

История античного театра – это история культуры древних греков и римлян, достигшей своего расцвета в V веке до нашей эры. Возникновение античного театра связано с сельскими праздниками, которые проводились в честь Диониса, бога винограда и виноделия. Дионис являлся покровителем муз. В честь Диониса греки пели дифирамбы, устраивали шумное веселье, мазали лицо гущей вина и надевали шкуры козлов. Сопровождавшая изображавшего Диониса актера свита распевала песни – одни были торжественные, а другие печальные, из которых сформировались три жанра – трагедия, комедия, сатировская драма.

Сюжеты для своего театра греки заимствовали из мифов, которые по своему содержанию очень разнообразны. Они рассказывают о греческих богах и героях, о происхождении мира, о возникновении обрядов и обычаев. Мифы греков богаты мотивами жизни и наблюдениями.

В основе трагедий лежала мифология, драматурги отражали в них общественно-политическую жизнь, говорили о своих религиозных воззрениях.

На первом этапе своего развития драмы были очень простыми, песни хора делили их на части:

В драмах совмещали декламацию, пение, пляску, музыку, что делало их похожими на современные мюзиклы.

Эпоха возникновения греческого театра носит название классической.

Комедии, трагедии и сатировские драмы ставились в Афинах ежегодно с конца VI века до нашей эры и являлись частью государственных праздников.

Готовые работы на аналогичную тему

Отцом греческой драмы считается поэт Феспид, первая постановка драмы которого состоялась весной 534 г до нашей эры – это был праздник Великих Дионисий. Принято считать, что этот год и является годом рождения мирового театра.

Творчество Феспида имеет историческое значение, которое состоит в том, что он выделил из состава хора в качестве актера одно действующее лицо. Этот человек исполнял несколько ролей, меняя только маски. Гораций считал, что он сам был исполнителем ролей в своих пьесах.

Рисунок 1. Греческий театр. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

До нашего времени дошли драмы первого из трагиков – Эсхила. Он вводит в своих произведениях второго актера, а третьего актера вводит Софокл, который достиг гармонии в трагедии между хороводным и актерским началом.

Античный театр - прекрасное творение людей, в котором отражалась жизнь и судьба народов того времени. Античность в области искусства оставила потомкам огромное наследие, которым воспользовались театры эпох Возрождения и Просвещения.

Античный театр в истории европейского театра

Античность оставила огромное наследие в области искусства и литературы. Эпос, лирика, драма, возникли на греческой земле. Греческий театр был предметом изучения и подражания в последующие столетия. Несмотря на церковные гонения, жанры римского театра продолжали жить даже в средние века.

Авторы литературных комедии и трагедий, творившие в эпоху Возрождения, в качестве образцов брали пьесы античных авторов.

К богатому театральному наследию античности неоднократно обращалась драматургия Западной Европы, например, французская классическая трагедия, постоянно использовала сюжеты античных авторов.

В ряде стран Европы в эпоху Просвещения античный театр и литература находят свое яркое отражение. Поклонниками античности в Германии были Лессинг и Шиллер, которые, создавая свои произведения, заимствовали сюжеты античной древности.

Итальянец Альфьери в своих трагедиях подражает античным образцам, а Гольдони в одной из своих комедий увековечивает талант римского драматурга Теренция, называя её его именем.

Даже в первой половине XIX века продолжается увлечение античными классиками, например, в произведениях Байрона много отголосков античной литературы.

Античное общество ушло в историю, а его театральное наследие продолжает жить.Античный театр был школой для граждан Афин, он поднимал вопросы, которые волновали афинское общество. Такие слова как театр, сцена, комедия, трагедия, драма, пролог, оркестр, монолог, имеют греческое происхождение, а актер, акт, сатира, опера – латинское.

Современная жизнь античного театра

Первые греческие театры, появившиеся 2500 лет назад, располагались на склонах холмов под открытым небом. Каменные скамьи огибали площадку, где происходило действо. Самыми известными являются амфитеатры в Афинах, Дельфах, Эпидавре. Самым древним является театр бога Диониса, расположенный у подножья Акрополя, вмещавший 17 тыс. зрителей. Свои трагедии и комедии в этом театре ставили величайшие древнегреческие драматурги – Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан.

Рисунок 2. Главный герой Эсхила. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В древнегреческом театре были свои законы, свои правила и традиции и в этом плане он был уникальным. Все роли, как мужские, так и женские исполняли только мужчины, игравшие в масках. Маски надо быстро менять, если чувства играющего менялись, потому что каждая маска выражала только какое-то одно чувство.

Рост актера увеличивался за счет обуви, называвшейся котурнами и представлявшей собой сандалии на толстой подошве.

Посещать театральное зрелище могли даже бедняки, несмотря на то, что спектакли были платными, беднякам выдавались для этого специальные деньги. Вместо билетов зрители получали свинцовые или бронзовые круглые жетоны. На жетонах отмечался сектор, а место выбирал сам зритель. Зрители могли приносить с собой еду и питье, для удобства сидения - подушки.

Мифологические сюжеты, лежавшие в основе греческой трагедии, были хорошо известны каждому зрителю, поэтому интерес вызывала трактовка мифа, а не его содержание.

Античные театры и сегодня используются по своему назначению, лучшие театральные режиссеры мира ставят свои спектакли в старейших греческих амфитеатрах.

Крупнейший античный театр в Эпидавре, начиная с 50-х годов прошлого века, ежегодно проводит театральные фестивали, привлекающие исполнителей и зрителей со всего мира. Театр хорошо сохранился, имеет уникальную акустику и великолепную планировку, вмещает до 12 тыс. зрителей. Театральные представления, спектакли античной трагедии и комедии, концерты, художественные выставки, детские шоу – такова программа фестивалей.

Древнегреческий театр.




Во время Великих Дионисий состязания длились три дня подряд и включали исполнение трех трагедий и одной комедии, причем состязались не только актеры, но и драматурги. Право определять победителя предоставлялось зрителям. Номинации были следующие: лучшая постановка, лучший актер и лучший хорег (организатор представления). Считается, что первым драматургом был Феспид(6 век до н.э.), а первая театральная постановка состоялась 27 мая 534 г. до н.э. в Афинах — сегодня это Всемирный день театра.Славу греческой драматургии составили три великих автора: Эсхил, Софокл и Еврипид (5-4 века до нашей эры.). Каждый из этих авторов является новатором театра. Изначально главным действующим лицом театра был хор, состоящий из 12 человек, но Софокл увеличил его состав до 15 человек. Эсхил во главе хора поставил корифея, а Еврипид добавил третьего актера. Постепенно функция хора была сведена до минимума в силу роста нагрузки актеров. Иногда роли исполняли сами драматурги, а позже стали появляться профессиональные актеры. Актерами были исключительно мужчины, а женщины не допускались к участию в представлениях. Тексты были только поэтические, проза не использовалась в театре. Трагедия почиталась больше, чем комедия.

Греческая трагедия

Все начиналось с чествования Диониса и почетных граждан полиса. Звучала флейта, и под ее звуки выходили на сцену хор и корифей (запевала). Начало трагедии – пролог(исполняли актеры). С монологом в прологе мог выступать один актер, целую сцену разыгрывали два и более двух актеров. ПарОд – этопесня хора при входе на орхестру (круглую сцену). Стасим– песни, которые хор поет не при входе и выходе, а бездвижно, стоя на орхестре. Между песенными выступлениями хора заключены разговорные, диалогические части — эписодии, написанные стихами. Корифей мог вступать в диалог или исполнять сольную песню. Заключительной частью представления был эксод (исход), когда хор уходил из орхестры. Конечная песня хора — эпод. Сольная песня актера называется монОдия.Пение хора сопровождалось музыкой флейты.

Греческая комедия.

Итак, греческий театр развивался динамично. Искусство театра стало носителем политических культурных идей общества.

Древнеримский театр.

В Древнем Риме театральные представления впервые состоялись в 240 году до н.э., когда Ливий Андроник сочинил трагедию и комедию по греческим образцам для общегородских игр. В Римской империи статус театра не был столь значимым, как в Греции, — главным аспектом стала зрелищность, но влияние греческого театра в том, что римляне использовали формы, созданные греками. Возникновение театра также основывалось на религиозных играх. Одним из таких праздников стал Сатурналий в честь бога Сатурна. На празднике сбора урожая исполнялись фесцинины — сатирические песни. В их основе лежали мимические танцы, после добавились диалоги и жестикуляция. Характер действ был шуточный и язвительный: высмеивались пороки знати и конкретные персоны, но позже было запрещено высмеивать конкретных знатных людей. Трагедия с трудом приживалась на римской земле. Первое время переводили произведения известных драматургов Греции. Римская мифология не представляла такого интереса, как в Греции, поскольку мифы рассматривались как мелодраматические сюжеты, а для воинственной культуры римлян это было скучно. В связи с этим начала меняться композиция трагедии, хор был заменен сольными песнями.

Долгая и интересная судьба была у римской комедии. Первой появилась ателлана (в городе Ателла). Это было комическое представление, в котором использовались маски, причем маски-характеры были главными действующими лицами. В представлении постоянно действовали четыре маски-персонажа — Макк, Буккон, Папп и Доссен, каждый из которых имел свой образ и характер. Так, Макк — добрый и влюбчивый дурак и обжора, изображался лысым, с ослиными ушами и крючковатым носом. Буккон считался болтуном — пухлые губы должны были дать понять, что они распухли от чрезмерной болтовни. Однако он — не глупец и не простофиля. Папп — скупой, богатый старик, который очень любил молодых женщин и вечно попадал впросак. Персонаж Доссен — хитрый горбун-шарлатан, но при этом он добивался уважения к себе путем умных речей. Текст сочинялся в ходе представления, импровизация.

После Плавта появился комедиограф Теренций, который получил образование, будучи рабом сенатора, впоследствии его признавали многие знатные представители римского общества. Произведения Теренция отличаются от комедий Плавта. Действие в его пьесах обычно не выходило за рамки бытовых тем и вращалось вокруг семейных конфликтов, сюжеты лишены динамики в развитии интриги и громких разоблачений, зато наполнены психологическими характеристиками героев, их размышлениями. Теренций позже будет назван предшественником новой европейской драмы. Влияние его взглядов отразится в произведениях Мольера, Корнеля. После смерти Теренция развитие театра в римском обществе приостанавливается. Уже не ставятся пьесы. При этом продолжали существовать короткие представления с занимательными и развлекательными сюжетами, которые разыгрывались в любом месте города. В период империи возникает новый жанр римской комедии — мим, представлял собой длинную пьесу с запутанным, но интересным сюжетом, с большим количеством действующих лиц. Темы моральных и семейных ценностей, но особенной популярностью пользовались истории о разбойниках. Известен случай, который повествует о том, что на одном из таких представлений император распял настоящего разбойника, заменив актера. Актерскую работу в Риме почетной не назовешь: актеры в случае плохой игры подвергались осмеиванию и побоям. Актерские труппы, хотя и много позаимствовали у греков, были непрофессиональными, они объединялись под руководством одного хозяина — антрепренера, который и организовывал театральное представление. При постановке исполнители тщательно прорабатывали движения, обращения к зрителю, подбирали маски. Женские роли, как и в греческом театре, играли только мужчины. Редкий актер удостаивался уважения среди коллег и зрителей, однако до нас дошли имена прославленного трагического актера Эзопа и комического актера Росция. Большим спросом пользовалось зрелище — пантомима, где все действие воспроизводилось движением, заменяющим слова, и пирриха(военный танец, имитирующий сцены боя), —демонстрировались в амфитеатрах и цирках. Театр не имел специальных помещений, представления проходили на улицах. Только в 55 г. до н.э. было построено первое театральное здание, самым знаменитым из амфитеатров стал римский Колизей. Античный театр оказал решающее воздействие на развитие европейского. Театр стал движущей силой, способствующей развитию литературы, архитектуры, музыки.

Театральное искусство возникло в Древней Греции и Риме. Разнообразные зрелища существовали с глубокой древности по причине ряда обстоятельств: 1. Потребность в отдыхе 2).Познание себя и мира 3).Манипуляция общественным сознанием. Драматическое действо – это художественное отражение реальной действительности. Основа театрального действия – это взаимодействие характеров, попытка привлечь зрителя к участию в замысле. Еще в первобытный период были предпосылки формирования театрального действа. Это обряды, сопровождающиеся заклинаниями, пением, танцами, игрой на инструментах. В ритуалы включали и различные инсценировки, напрямую связанные с жизнью племен. Важная роль отводилась атрибутам шамана, которые тоже создавали звуковые эффекты, усиливая воздействие на зрителей. Праздники с элементами театрализации устраивались в честь богов, которые отождествлялись с силами природы. Это первые представления театрального характера.

Древнегреческий театр.

Во время Великих Дионисий состязания длились три дня подряд и включали исполнение трех трагедий и одной комедии, причем состязались не только актеры, но и драматурги. Право определять победителя предоставлялось зрителям. Номинации были следующие: лучшая постановка, лучший актер и лучший хорег (организатор представления). Считается, что первым драматургом был Феспид(6 век до н.э.), а первая театральная постановка состоялась 27 мая 534 г. до н.э. в Афинах — сегодня это Всемирный день театра.Славу греческой драматургии составили три великих автора: Эсхил, Софокл и Еврипид (5-4 века до нашей эры.). Каждый из этих авторов является новатором театра. Изначально главным действующим лицом театра был хор, состоящий из 12 человек, но Софокл увеличил его состав до 15 человек. Эсхил во главе хора поставил корифея, а Еврипид добавил третьего актера. Постепенно функция хора была сведена до минимума в силу роста нагрузки актеров. Иногда роли исполняли сами драматурги, а позже стали появляться профессиональные актеры. Актерами были исключительно мужчины, а женщины не допускались к участию в представлениях. Тексты были только поэтические, проза не использовалась в театре. Трагедия почиталась больше, чем комедия.

Греческая трагедия

Все начиналось с чествования Диониса и почетных граждан полиса. Звучала флейта, и под ее звуки выходили на сцену хор и корифей (запевала). Начало трагедии – пролог(исполняли актеры). С монологом в прологе мог выступать один актер, целую сцену разыгрывали два и более двух актеров. ПарОд – этопесня хора при входе на орхестру (круглую сцену). Стасим– песни, которые хор поет не при входе и выходе, а бездвижно, стоя на орхестре. Между песенными выступлениями хора заключены разговорные, диалогические части — эписодии, написанные стихами. Корифей мог вступать в диалог или исполнять сольную песню. Заключительной частью представления был эксод (исход), когда хор уходил из орхестры. Конечная песня хора — эпод. Сольная песня актера называется монОдия.Пение хора сопровождалось музыкой флейты.

Греческая комедия.

Итак, греческий театр развивался динамично. Искусство театра стало носителем политических культурных идей общества.

Древнеримский театр.

В Древнем Риме театральные представления впервые состоялись в 240 году до н.э., когда Ливий Андроник сочинил трагедию и комедию по греческим образцам для общегородских игр. В Римской империи статус театра не был столь значимым, как в Греции, — главным аспектом стала зрелищность, но влияние греческого театра в том, что римляне использовали формы, созданные греками. Возникновение театра также основывалось на религиозных играх. Одним из таких праздников стал Сатурналий в честь бога Сатурна. На празднике сбора урожая исполнялись фесцинины — сатирические песни. В их основе лежали мимические танцы, после добавились диалоги и жестикуляция. Характер действ был шуточный и язвительный: высмеивались пороки знати и конкретные персоны, но позже было запрещено высмеивать конкретных знатных людей. Трагедия с трудом приживалась на римской земле. Первое время переводили произведения известных драматургов Греции. Римская мифология не представляла такого интереса, как в Греции, поскольку мифы рассматривались как мелодраматические сюжеты, а для воинственной культуры римлян это было скучно. В связи с этим начала меняться композиция трагедии, хор был заменен сольными песнями.

Долгая и интересная судьба была у римской комедии. Первой появилась ателлана (в городе Ателла). Это было комическое представление, в котором использовались маски, причем маски-характеры были главными действующими лицами. В представлении постоянно действовали четыре маски-персонажа — Макк, Буккон, Папп и Доссен, каждый из которых имел свой образ и характер. Так, Макк — добрый и влюбчивый дурак и обжора, изображался лысым, с ослиными ушами и крючковатым носом. Буккон считался болтуном — пухлые губы должны были дать понять, что они распухли от чрезмерной болтовни. Однако он — не глупец и не простофиля. Папп — скупой, богатый старик, который очень любил молодых женщин и вечно попадал впросак. Персонаж Доссен — хитрый горбун-шарлатан, но при этом он добивался уважения к себе путем умных речей. Текст сочинялся в ходе представления, импровизация.

После Плавта появился комедиограф Теренций, который получил образование, будучи рабом сенатора, впоследствии его признавали многие знатные представители римского общества. Произведения Теренция отличаются от комедий Плавта. Действие в его пьесах обычно не выходило за рамки бытовых тем и вращалось вокруг семейных конфликтов, сюжеты лишены динамики в развитии интриги и громких разоблачений, зато наполнены психологическими характеристиками героев, их размышлениями. Теренций позже будет назван предшественником новой европейской драмы. Влияние его взглядов отразится в произведениях Мольера, Корнеля. После смерти Теренция развитие театра в римском обществе приостанавливается. Уже не ставятся пьесы. При этом продолжали существовать короткие представления с занимательными и развлекательными сюжетами, которые разыгрывались в любом месте города. В период империи возникает новый жанр римской комедии — мим, представлял собой длинную пьесу с запутанным, но интересным сюжетом, с большим количеством действующих лиц. Темы моральных и семейных ценностей, но особенной популярностью пользовались истории о разбойниках. Известен случай, который повествует о том, что на одном из таких представлений император распял настоящего разбойника, заменив актера. Актерскую работу в Риме почетной не назовешь: актеры в случае плохой игры подвергались осмеиванию и побоям. Актерские труппы, хотя и много позаимствовали у греков, были непрофессиональными, они объединялись под руководством одного хозяина — антрепренера, который и организовывал театральное представление. При постановке исполнители тщательно прорабатывали движения, обращения к зрителю, подбирали маски. Женские роли, как и в греческом театре, играли только мужчины. Редкий актер удостаивался уважения среди коллег и зрителей, однако до нас дошли имена прославленного трагического актера Эзопа и комического актера Росция. Большим спросом пользовалось зрелище — пантомима, где все действие воспроизводилось движением, заменяющим слова, и пирриха(военный танец, имитирующий сцены боя), —демонстрировались в амфитеатрах и цирках. Театр не имел специальных помещений, представления проходили на улицах. Только в 55 г. до н.э. было построено первое театральное здание, самым знаменитым из амфитеатров стал римский Колизей. Античный театр оказал решающее воздействие на развитие европейского. Театр стал движущей силой, способствующей развитию литературы, архитектуры, музыки.

В 534 г. до н. э. в Афинах впервые была поставлена трагедия. В этой трагедии выступал всего один актер - он или рассказывал, или он отвечал на вопросы хора. Хор, который занимал главную роль в трагедии, своими песнями, ритмичными движениями, плясками задавал вопросы или откликался на рассказ актера.

В каждом городе Древней Греции обязательно был свой театр, который обычно располагался под открытым небом. Афинский театр Диониса считался сравнительно небольшим - на 17 тысяч зрителей, а одиy из самых крупных театров был в Мегалополе - 44 тысячи зрителей. К середине V в. до н. э. в эпоху расцвета Афин сложилась целая церемония театральных представлений.

Древнегреческий театр состоял из трех частей. Площадка, на которой происходила игра актера и хора, называется орхестра - в переводе с греческого означает"плясать". Орхестра строилась в виде круга и находилась у подножия холма или горы. Так было удобней строить театрон - место для зрителей, которое переводится как "смотреть". Театрон строился полукругом по склону холма или горы, как бы охватывая орхестру. Третьей частью была скена, которая предназначалась для переодевания актеров, и находилась она позади орхестры. Позднее ее стали оформлять колоннами как фасады дворцов и храмов.


Эсхил

Родившийся в 525 г. до н. э. известный греческий трагик Эсхил (проживший до 456 г. до н. э.) ввел второго актера, что привело к появлению диалога и оживлению трагедии, что придало больше действий в игре актеров. От Эсхила до нас дошло около 90 трагедий, таких как:

  • "Семеро против Фив" - 467 год до н. э.;
  • "Персы" - 472 год до н. э.;
  • "Просительницы" - 470-х или 463 год до н.э.;
  • "Орестея" - 458 до н. э.;
  • "Агамемнон";
  • "Хоэфоры" ("Жертва у гроба", "Плакальщицы") ;
  • "Эвмениды" - 458 год до н. э.;
  • "Прометей" - около 415, 450-х или 440-х годов до н. э.

    Софокл
  • "Аякс" другие названия "Эант", "Биченосцы" - между 455 - 445 г. до н. э.
  • "Трахинянки" - около 450-435 г. до н. э.
  • "Филоктет" - 409 г. до н. э.
  • " Эдип в Колоне" - 406 г. до н. э.
  • "Электра" - ок. 415 г. до н. э.
  • "Антигона" - ок. 442-441 г. до н. э.
  • "Следопыты в Афинах" - постановка прошла в 406 г. до н. э.
  • " Царь Эдип" или "Эдип - тиран" - ок. 429-426 г. до н. э.

Красивые движения актера оттенялись или подчеркивались танцами хора - то спокойным и величественным, то скорбным, то радостным. Музыкальное сопровождение на флейте или лире способствовало усилению трагического эффекта. Все действия происходящие на сцене направлялись на чувства зрителей, чтобы вызвать у них сострадание, радость или страх, помочь понять смысл жизни, что такое добро и истина, мудрость и доблесть. А для того, чтобы зрителей не вгонять в тоску, в тот же день после трех трагедий ставилась сатировская драма, которая давала необходимую разрядку после трагедии.

В начале V в до н. э. появилась комедия, которая стала частью программы праздника Диониса. В определенный день праздничных представлений соревновались трое поэтов, каждый с одной комедийной пьесой. Древнеаттическая комедия сохранила в себе черты народных обрядов, игр, которые были связаны с праздниками плодородия. У актеров комедии, также как и у трагиков, были маски, но они отличались растянутым ртом до у шей и приплюснутым носом. Условный карикатурный образ комического актера с его огромным брюхом и манерой держаться вызывали смех у зрителей. Народные обряды и игры принесли в комедию много беготни, криков с потасовками и драками, пляски с песнями и шутками, что очень разнообразило театральные выступления.


Аристофан

Хор в комедии носил костюмы и маски птиц, зверей и разных вымышленных фантастических зверей. Например, комедии Аристофана назывались по составу хора - "Облака", "Лягушки", "Птицы", "Осы". В лучших его комедиях ставились острые общественные и политические проблемы.

С IV в до н. э. постепенно из комедии начинают исчезать политические и общественные проблемы, грубые шаржи. Герои становятся более человечнее и проще, в сюжетах находят интересы, особенности характера и отношения человека. Такими были комедии Менандра.

В IV - III в. до н. э. в новоаттической комедии уже формируются устойчивые типы и маски героев: задира и болтун повар, ловкий раб-обманщик, льстивый подхалим, хвастливый и трусливый воин, милая девушка, злая богатая жена, влюбленный юноша, старик.

Хор почти исчезает и появляется только в небольших вставных сценках между действиями, а в центре внимания оказываются актеры.

В III - I в. до н. э. популярными становятся короткие постановки с бытовым содержанием, вокальные или драматические, буффонные или танцевальные - мимы. Мимы исполняли без масок, часто импровизируя, не имея сценария. Их исполняли не только мужчины, но и женщины. В то же время вместе с мимами получили распространение и пантомимы. Мимы с пантомимами исполнялись в домах перед гостями, на площадях.

Римляне продолжили традиции греческого театра, внеся некоторые особенности своих народных игр и обрядов.

Среди римлян популярными были короткие комедии с четырьмя постоянными персонажами, которые назывались ателлана: неудачливый медлительный дурачок Макк; жадный и богатый старикан Папп; обжора, болтун и сплетник Боккун; горбатый шарлатан и философ Доссен.

Но самую большую популярность получили комедии паллиаты, названные так из-за плаща который носили герои комедии - паллиум. Это зрелище появилось из переделки новоаттической комедии, с добавлением элементов римских обрядов и игр.

В римском театре актеры принадлежали к бесправным низам общества и даже рабы могли играть на сцене, так как актеры не были связаны с религиозным культом, и поэтому не были в почете. Ведущий актер руководил труппой, состоящей из 3 - 5 человек.

Распространенными стилями игры на сцене были два вида. Первый - возвышенный, и облагороженный, связанный с театральной традицией Греции. Известным актером Рима в этом стиле был Эзоп. Второй стиль - комедийный, с чертами гротеска и буффонады. Известным актером в этом стиле был Росций.


Реконструкция архитектурного ансамбля театра Помпея

В Риме очень долго не было постоянного здания театра и только в середине I в. до н. э. известный политический деятель и полководец Помпей построил постоянное здание театра с общей вместимостью 17 580 человек. В конце того же века император Август закончил строительство своего театра с вместительностью 20 500 человек.

Особенно роскошными стали представления в эпоху Римской империи, но и в эту же эпоху театр был вытеснен гладиаторскими играми, и лишь небольшие бродячие труппы выступали на площадях, импровизируя веселые сценки.

Древнегреческий театр берет свое начало от народных гуляний в честь бога Диониса.

Изначально Дионис почитался греками как бог производительной силы природы, но несколько позже, когда народ Древней Греции стал возделывать виноградники, он стал богом виноделия, а потом богом поэзии и театра.


Эти народные празднества происходили несколько раз в году. На них пели хвалебные песни Дионису, которые назывались дифирамбами.

Из торжественной части праздника родилась трагедия, а из веселой и шутливой – комедия.

Считается, что древнегреческое искусство берет свое начало в мифологии.
По мере развития греческой трагедии ее основой стали повествования не только о жизни Диониса, но и таких героев древности, как Эдип, Агамемнон, Геракл, Фесей и пр.

Таким образом, во все времена греческая трагедия пополнялась сюжетами из мифологии, потому что в ней имелась глубокая художественная выразительность. Греческая мифология образовалась тогда, когда возникло стремление народа объяснить окружающий мир.

В Греции не было замкнутой и могущественной касты жрецов, которая запрещала бы изображать богов в виде людей, она не мешала свободному созданию мифов.
Вот почему все мифы, хотя они и относятся к религиозным сказаниям, изобилуют жизненными мотивами.

Согласно древним историческим документам, греческая трагедия уже во второй половине VI века до н. э. была довольно развитой, потому что использовала богатое наследие эпоса и лирики.

Это название показывало, что главная роль в трагедии все еще отводилась хору.
Феспид – это первый афинский трагический поэт.
Его первая пьеса была поставлена весной 534 года до н. э. на великих дионисиях. С тех пор эту дату считают годом рождения мирового театра.

Греческие трагедии раннего периода представляли собой чаще всего лирические кантаты, состоявшие из песен хора и актера. Многие из ранних произведений не дошли до наших дней.

Сюжеты комедий, так же как и трагедий, содержали в себе не только религиозные, но и житейские мотивы, которые со временем стали доминирующими, а потом просто единственными. Но все равно комедии по-прежнему посвящались Дионису.

В праздничных шествиях, помимо песен, стали появляться маленькие комические сценки, в которых актеры разыгрывали чисто бытовые сюжеты (например, кража ворами пищи и вина, визит врача иностранца к больному и пр.).

В это же время к содержанию комедий стали примешиваться элементы социальной и политической сатиры.

Актеры поднимали вопросы политического строя, деятельности отдельных учреждений Афинской республики, ее внешней политики, ведения войн и т. д.

История театра начинается с античных времен, а точнее, с легендарных времен гомеровской Греции.

Тогда народные обрядовые игры в честь бога Диониса стали предшественниками изначальных форм театра. Несколько позже, в V веке до н. э., в демократических Афинах, считавшихся тогда наиболее прогрессивным государством рабовладельческого мира, наступил расцвет древнегреческого театра.

Римский театр появился значительно позднее, в III—II веках до н. э. В театральном искусстве Древнего Рима довольно отчетливо выразились классовые черты тогдашнего рабовладельческого общества.

При существующих в то время исторических условиях трагический жанр утратил свою народность и героические тона, а комедия приобрела сатирическую направленность. В последнем веке римской истории театра уже просто не существовало, имелись лишь примитивные формы простонародных мимов да пышные, с огромной помпой, зрелища, призванные отвлекать народ от насущных вопросов бытия.

Античный театр – театральное искусство Древней Греции, Древнего Рима, а также ряда стран Ближнего Востока, культура которых развивалась под сильным греческим влиянием в эпоху эллинизма – период, начавшийся в IV веке до н. э. и завершившийся в 30 годы до н. э. завоеванием этих стран Римом.

История античного театра охватывает почти целое тысячелетие.

В эту пору возникло европейское театральное искусство в том его качестве, в каком оно живёт сейчас: появилась драматургия, сформировались основные принципы актёрского искусства, сценическая техника и основы оформления театра и спектакля, возникли стационарные театральные сооружения. Первые театральные представления зародились ещё в глубокой древности, когда наши далёкие предки – охотники и земледельцы собирались на игрища, на празднества, когда устраивали обрядовые действа.

Так на родине театра – в Древней Греции во время шумных праздничных процессий в честь Диониса, бога виноделия, веселья, разыгрывались сценки из его жизни. В них рассказывалось о том, как Дионис принёс в Грецию виноградную лозу, о борьбе Диониса с врагами, о его гибели, воскрешении и победе над противниками.

Отсюда возникло слово карнавал.

Диониса окружала толпа спутников – ряженых в козлиные шкуры и маски.

Первым важным правилом стало разделение на зрителей и актёров.

Люди поняли, что театральное действо может играть важную общественную роль, собирать людей, соединять их в едином чувстве. Оно может сообщать сразу многим людям что-то очень важное, общезначимое.

Прошло много времени, прежде, чем театр начал жить сам по себе, отделяясь от обряда, от религиозного культа.

Театральные представления стали организовывать специально, появились театральные здания.

Древние театры сооружались под открытым небом и достигали огромных размеров.

Амфитеатр (от греч. amphi - вокруг, theatron - театр)
римское монументальное сооружение для публичных зрелищ, преимущественно эллипсовидного типа.

Сохранились в Риме (Колизей), Помпеях, Вероне, Капуе, Арли (Франция) и др. местах. А. является прототипом современных стадионов.

Читайте также: