Возникновение образовательных отношений кратко

Обновлено: 02.07.2024

1. Основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации, а в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем - договор об образовании.

2. В случае приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счет средств физических и (или) юридических лиц изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора об образовании.

3. В случае приема на целевое обучение в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора о целевом обучении.

4. Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, возникают у лица, принятого на обучение, с даты, указанной в распорядительном акте о приеме лица на обучение или в договоре об образовании, заключенном с индивидуальным предпринимателем.

Статья 53. Возникновение образовательных отношений

1. Основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации, а в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем - договор об образовании.

2. В случае приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счет средств физических и (или) юридических лиц изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора об образовании.

3. В случае приема на целевое обучение в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора о целевом обучении.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 337-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, возникают у лица, принятого на обучение, с даты, указанной в распорядительном акте о приеме лица на обучение или в договоре об образовании, заключенном с индивидуальным предпринимателем.

Вступление в образовательные отношения – является добровольным. Обучающийся либо его родители выбирают образовательное учреждение, в котором ребенок должен получать образование. Профессиональное образование обучающийся выбирает самостоятельно.

Существуют определенные особенности вступления в образовательные отношения на уровне общего и профессионального образования:

2) Особенности возникновения образовательного правоотношения с образовательным профессиональным учреждением. В настоящее время на бюджетные места образовательного учреждения принимаются учащиеся с наиболее высоким баллом по результатам ЕГЭ. Результаты ЕГЭ действуют 4 года после года сдачи экзамена. На бюджетные места зачисляются студенты, имеющие наиболее высокие результаты. Кроме того, по творческим профессиям образовательные учреждения проводят дополнительные испытания по профессии. Кроме того МГУ и Санкт-Петербургскому государственному университету предоставлено право проводить дополнительные испытания. Подобные испытания разрешены и другим образовательным учреждениям решением Правительства. Новый закон отменяет поступление в ВУЗы по льготным основаниям. Без вступительных испытаний разрешается поступать победителям российских и международных олимпиад. Этим же правом обладают победители Олимпийских игр. Дети инвалиды и иные категории поступают в ВУЗ в пределах установленной квоты, предусмотренной образовательным учреждением. Квота должна быть не менее 10% бюджетных мест. Прием в образовательное учреждение осуществляется на основании приказа руководителя образовательного учреждения. Этим же актом и определяется дата, с которого возникают образовательные отношения. Обучающиеся, поступающие в образовательное учреждение, на условиях оплаты образовательных услуг, должны заключить договор, в котором должны быть отражены все существенные условия.

2. Порядок изменения образовательных отношений

Поскольку образовательные отношения являются длящимися, то в процессе своего развития они подлежат изменению. Изменения образовательных отношений чаще всего определяется 2-мя фактами:

1) Успешным прохождением текущей аттестации

2) Подачей заявления по временному прекращению образовательного отношения

Поскольку обучающийся обязан постоянно подтверждать наличие у него необходимых знаний, навыков и умений, то ему приходится довольно часто проходить промежуточные испытания в виде экзаменов либо зачетов. Успешное промежуточное испытание освобождает от обязанности изучать соответствующий предмет. Успешное промежуточное испытание в течение учебного года дает основание для перехода на другой последующий курс обучения – традиционный ход учебного процесса.

Однако возможны ситуации, когда обучающийся не прошел испытания по одному или нескольким предметам. Существует особый порядок разрешения данной ситуации в образовательных учреждениях общего.

Если обучающийся не ликвидировал имеющуюся задолженность, он с согласия родителей остается на второй год, либо переводится на следующий год условно с обязательством ликвидировать задолженность. Школьник достигший возраста 15 лет и не прошедший итоговых испытаний может оставить образовательное учреждение, не получив общего среднего образования. В образовательных учреждениях профессионального образования допускается наличие академической задолженности по 2м предметам. Если он имеет 3 задолженности – он подлежит исключению.

Обучающемуся разрешается ликвидировать академическую задолженность не более 2х раз. Причем последнее испытание сдается комиссии в составе 3х преподавателей. Отчисленный из образовательного учреждения по мотивам академической задолженности обучающийся может восстановиться в порядке, установленном уставом образовательного учреждения.

Образовательное правоотношение может быть временно приостановлено по просьбе обучающегося. Основанием этому может быть какая-либо причина, препятствующая обучению.

Образовательное учреждение по своей инициативе не может приостанавливать процесс обучения обучающегося. Временное приостановление обучения, равно как и перевод с курса на курс осуществляется приказом образовательного учреждения.

3. Порядок прекращения образовательного отношения

Наиболее распространенным фактом, служащим основанием для прекращения правоотношений, выступает успешное прохождение обучающимся итоговой аттестации.

В ВУЗах государственная аттестация проводится в двух формах:

1) Посредством сдачи устного экзамена по одной или нескольким дисциплинам

2) Написание выпускной работы, которая должна свидетельствовать, что выпускник обладает необходимыми навыками для будущей профессии

Формы аттестации для бакалавров устанавливаются образовательным учреждением.

Лица, успешно прошедшие государственные аттестационные испытания получают диплом государственного образца при условии, если образовательное учреждение имеет государственную аккредитацию. Возможны ситуации, когда образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации. В этом случае выпускникам дается документ об образовании данного образовательного учреждения. Для получения диплома государственного образца обладателю диплома частного образовательного учреждения необходимо экстернатом сдать экзамены в другом образовательном учреждении.

Дипломы бывают 2х видов:

Выпускники образовательных учреждений, не прошедшие итоговых испытаний получают справку о прохождении курса обучения. Кроме того они имеют право на повторную пересдачу дисциплины, по которой они получили неудовлетворительную оценку. Получение неуда не прекращает участие обучающегося в других государственных испытаниях.

Образовательное отношение может быть прекращено досрочно как по инициативе обучающегося так и органа управления образовательным учреждением. Обучающийся вправе прекратить обучение в образовательном учреждении профессионального образования, уведомив об этом орган управления устно или письменно. Руководитель образовательного учреждения может отчислить обучающегося досрочно по следующим основаниям:

1) При наличии академической задолженности по 3м и более предметам

2) За совершение дисциплинарного проступка, грубого нарушения устава образовательного учреждения

3) Несвоевременной оплаты стоимости обучения

Образовательное отношение может быть прекращено по обстоятельствам, независящим от воли участников образовательных правоотношений. Основаниями для такого прекращения является:

1) Ликвидация образовательного учреждения по инициативе учредителя

2) Аннулирование у образовательного учреждения лицензии. Подобная мера применяется к образовательному учреждению, если оно не соблюдает правила установленные лицензией, либо грубо нарушает действующие законы.

3) Состояние здоровья в соответствии с медицинским заключением.

В случае ликвидации образовательного учреждения учредитель обязан обеспечить перевод обучающихся в другие образовательные учреждения на тех же условиях, на которых обучающиеся обучались в ликвидированном образовательном учреждении. Аналогичным образом должно поступать образовательное учреждение, лишенное лицензии. Порядок восстановления обучающегося в образовательном учреждении определяется самим образовательным учреждением.

Наиболее сложно решается вопрос о возврате неиспользованной стоимости обучения, уплаченной отчисленным. Возможно 2 варианта:

1. Отчисленному из образовательного учреждения возвращается плата за обучение за семестр, в котором этот обучающийся не обучался.

2. Если обучающийся в то или иное время обучался в семестре, то, скорее всего он плату за обучения не получит.

Откосилка

Статья 53. Возникновение образовательных отношений

Комментарий к статье 53

1. Под возникновением образовательных отношений следует понимать момент, с которого лицо, желающее осваивать образовательную программу, получает статус обучающегося и связанные с этим статусом права и обязанности, а иные участники образовательных отношений наделяются по отношению к нему соответствующими обязанностями (корреспондирующими с академическими правами обучающегося) и правами (корреспондирующими с его обязанностями).
Часть первая комментируемой статьи устанавливает следующие основания возникновения образовательных отношений:
- распорядительный акт образовательной организации о приеме лица на обучение;
- договор об образовании, заключаемый с индивидуальным предпринимателем.
Под распорядительным актом понимается приказ образовательной организации о зачислении лица на обучение (в качестве воспитанника, учащегося, студента (курсанта), аспиранта, адъюнкта, ординатора, ассистента-стажера или слушателя) или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации (зачисление в качестве экстерна).
Договор об образовании заключается в любом случае, когда обучение осуществляется на коммерческой основе (за счет физического или юридического лица), и исполнителем по нему может быть не только индивидуальный предприниматель, но и любая образовательная организация (см. подробнее ст. 54). Исходя из толкования комментируемой нормы, в отличие от образовательных организаций, которые обязаны издавать приказы о зачислении обучающихся, независимо от наличия договорных отношений, индивидуальный предприниматель вправе не издавать такой приказ, ограничившись заключением договора, поскольку именно договор об образовании будет являться для него основанием возникновения образовательных отношений.
2. Как раз применительно к ситуации, когда образовательная организация издает и приказ о зачислении, и заключает с заказчиком договор об образовании (поскольку обучение осуществляется за счет средств физических и (или) юридических лиц), ч. 2 комментируемой статьи устанавливает, что заключение договора об образовании предшествует изданию распорядительного акта.
В отличие от приказа, который можно рассматривать как одностороннюю сделку, выражающую волю только образовательной организации, договор является двухсторонней сделкой и позволяет выявить желание не только исполнителя образовательных услуг, но и заказчика - согласен ли последний обучать обучающегося за свой счет. В противном случае, зачисляя обучающегося на коммерческой основе, образовательная организация не может быть уверена в том, что обязательства по оплате образовательных услуг заказчиком будут исполняться. Что касается воли самого обучающегося (если указанное лицо правомочно выражать свою волю, то есть достигло соответствующего возраста), оно может быть выражено как в заявлении о приеме на обучение, так и в документе, именуемом как "согласие на зачисление".
В комментируемой статье законодатель распространил норму о том, что изданию приказа о зачислении должно предшествовать заключение договора об образовании, помимо ситуации, когда образовательные услуги осуществляются за счет физических или юридических лиц, на случаи, когда образовательные отношения возникают при приеме на обучение по образовательным программам дошкольного образования. На наш взгляд, это вызвано тем, что согласно действующему законодательству законные представители воспитанников дошкольных образовательных учреждений обязаны вносить родительскую плату за присмотр и уход за детьми, которая не является оплатой дошкольных образовательных услуг (последние оказываются бесплатно).
Примерная форма договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования утверждена Приказом Минобрнауки от 13 января 2014 г. N 8.
3. Часть 3 комментируемой статьи распространяет свое действие на ситуации, когда обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования производится по договору с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, являющимися заказчиками целевого обучения. Норма устанавливает, что изданию приказа о зачислении в такой ситуации должно предшествовать заключение договора о целевом обучении.
Договор о целевом обучении заключается между лицом, поступающим на обучение, и заказчиком целевого обучения и предусматривает обязательства заказчика по предоставлению (или организации предоставления) обучающемуся различных мер социальной поддержки на период обучения и по его трудоустройству после завершения учебы; обязательства гражданина, заключившего договор, по получению образования по квалификации в соответствии с потребностями заказчика и дальнейшему осуществлению трудовой деятельности у указанного заказчиком работодателя в течение установленного договором срока; а также ответственность сторон за невыполнение взятых на себя обязательств. Помимо заказчика и гражданина, поступающего на обучение, сторонами договора о целевом обучении могут быть также образовательная организация и (или) работодатель (подробнее см. ст. 56 и ст. 71.1 комментируемого Закона).
Комментируемая норма имеет цель, аналогичную цели ч. 2 комментируемой статьи, - зафиксировать волеизъявление сторон договора о целевом обучении, их действительную волю, направленную на возникновение образовательных отношений на условиях, определенных заключаемым договором.
4. Часть 4 комментируемой статьи уточняет, что права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами образовательной организации, возникают у обучающегося с даты, указанной в приказе о зачислении или в договоре об образовании, заключаемом с индивидуальным предпринимателем.
Дело в том, что дата издания приказа (заключения договора об образовании) и дата начала образовательных отношений не всегда совпадают.
Например, приказ о зачислении студентов на 1 курс издается в период приемной кампании по результатам вступительных испытаний в августе месяце, тогда как зачисление производится с 1 сентября - первого дня учебного года. Таким образом, в приведенном примере приказ издается задолго до возникновения самих образовательных отношений.
Возможна и обратная ситуация. Например, лицо, зачисляемое на обучение в порядке перевода из другой образовательной организации или ранее отчисленное и восстанавливаемое на обучение, своевременно подало заявление и необходимые документы, однако из-за необходимости соблюдения отдельных формальностей при подготовке проекта приказа (получение согласований) сам приказ был издан позже, чем фактическая дата начала образовательных отношений. Во избежание лишних проблем (с пенсионным органом, если студент является получателем пенсии по потере кормильца; с военкоматом, если у него есть право на отсрочку от военной службы, и т.п.) рекомендуем образовательным организациям указывать в приказах дату зачисления таких лиц в число обучающихся, соответствующую дате подачи ими соответствующих заявлений.
Пример: истцы П.Т. и П.Л. обратились в суд с заявлением, в котором просили установить факт непрерывного обучения П.Т. по очной форме в вузе, признать действия пенсионного органа в виде удержаний сумм переплат из пенсий истцов незаконными. В обоснование иска указали, что П.Т. являлась получателем пенсии по случаю потери кормильца до 23 лет в связи с обучением в вузе по очной форме, а мать П.Л. - получателем пенсии как имеющая на иждивении ребенка. С сентября 2012 г. П.Т. обучалась по очной форме в СФУ, откуда была отчислена в связи с переводом в Красноярский ГАУ. В аграрный университет П.Т. зачислена в качестве студентки с 29 декабря 2014 г. В период с 30 сентября 2014 г. по 29 декабря 2014 г. она проходила обучение в этом же университете, поскольку распоряжением директора от 30 сентября 2014 г. была допущена к занятиям. Полагали, что с 1 сентября 2012 г. до момента окончания вуза П.Т. непрерывно обучалась в вузе по очной форме. Вместе с тем ответчик из-за непредставления документов посчитал начисление пенсии за период с 1 октября 2014 г. по 31 января 2015 г. неправомерным и взыскал переплату путем удержания из пенсии ответчиков.
Разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что в период с 1 октября 2014 г. по 28 декабря 2014 г. П.Т. не являлась студентом по очной форме обучения, поскольку согласно комментируемой статье основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию; права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, возникают у лица, принятого на обучение, с даты, указанной в распорядительном акте о приеме лица на обучение или в договоре об образовании, заключенном с индивидуальным предпринимателем. Исходя из анализа правовых норм, студентом признается лицо, принятое в образовательное учреждение распорядительным актом. Таким образом, П.Т. являлась студенткой аграрного университета с 29 декабря 2014 г. согласно изданному приказу о зачислении по результатам проведенной аттестации (см. Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 26 марта 2018 г. по делу N 33-1180/2018).
Если приказ о приеме обучающегося на обучение (договор об образовании) не содержит дату его зачисления, дата возникновения образовательных отношений совпадает с датой издания приказа (заключения договора).

Читайте также: