Возникновение мусульманской цивилизации кратко

Обновлено: 04.07.2024

С Востока на протяжении первого тысячелетия не прекращался натиск кочевых (номадических) цивилизаций. В VII в. на Аравийском полуострове у арабов появилось мусульманство. Семитские племена арабов не подчинялись Римской империи. В 622 г. уроженец Мекки Мухаммед, проповедовавший новую религию, бежал в Медину. Год хиджры, бегства, стал началом мусульманского летоисчисления, началом распространения ислама. Новое монотеистическое учение, во многом основанное на иудаизме, христианстве и других верованиях, в силу своей простоты получило быстрое распространение среди арабских племен и способствовало их сплочению в государство. Политогенез на основе мусульманства стал успешным во многом благодаря начавшейся военной экспансии под лозунгами газавата – религиозной войны с неверными.

Огромный централизованный религиозно‑политический военный союз возглавляли халифы. В VII – начале VIII в. в состав Арабского халифата вошли огромные территории: Пиренейский полуостров (Испания), Северная Африка, Ближний и Средний Восток, Средняя Азия, Северная Индия. Наступление арабов было остановлено на юге Франции в битве при Пуатье (732), у Константинополя византийцами (718), а также китайцами. Государство халифов простиралось от Атлантического океана до реки Инд.

Халифат представлял собой военную деспотию. Визирь отвечал за финансово‑хозяйственные дела, распоряжался от имени халифа, был чем‑то вроде премьер‑министра. Визирь опирался на огромную сеть шпионов, бывшую одновременно и государственной почтовой службой, впервые функционировавшей на постоянной основе. Опорой верховной власти была гвардия. Отдельными областями управляли шейхи и сеиды. Первичной ячейкой арабского общества была палатка, объединявшая семью как часть рода, племени.

Жесткая вертикальная система государственного управления сочеталась с унифицированной налогово‑податной и денежной системой. В пользу халифа платился вакф. В военных трофеях он составлял до 20 %. Все население платило поземельный налог – харадж – десятую часть доходов, а также натуральный налог на войско.

Арабские феодалы получали земельные участки за военную службу. Крестьяне пожалованных земель платили налоги государству и ренту феодалу. С вакуфных земель, принадлежавших мусульманским духовным учреждениям, ни налогов, ни воинской службы не требовалось. Огромную роль играла торговля. Причиной появления мусульман и их государственно‑политического объединения многие считают стремление контролировать важнейшие торговые пути в Евразии. Арабы не навязывали ислам в завоеванных землях. На немусульман просто накладывался дополнительный налог, что оказывалось сильным стимулом для принятия новой веры.

Уже в первой четверти IX в. первая мусульманская империя стала распадаться на отдельные государства. С конца X в. арабские территории попали под влияние усилившегося Ирана. В 1258 г. арабский халифат прекратил свое существование с захватом Багдада монголами.

Исламская цивилизация

Летопись ислама – свидетельство того, что исламская цивилизация – это один из ярчайших периодов в истории человечества, хотя и является одной из самых молодых цивилизаций Востока. Начало формирования ее приходится на седьмой век нашей эры. Зародилась она на Аравийском полуострове, который состоит из пустынь, и лишь вдоль побережья тянется полоса плодородных земель, подходящих для выращивания зерна, фиников и винограда, а также пряностей, для разведения верблюдов и овец. Жители древних городов Аравии активно торговали со средиземноморскими странами, африканскими и индийскими странами. Пустыни Аравийского полуострова населяли племена бедуинов-кочевников, они занимались скотоводством, обслуживали торговые караваны, сопровождали их по пустыне, снабжали верблюдами, а также водой и продовольствием. Между собой бедуины враждовали, часто совершались набеги соседних племен друг на друга.

Мир ислама не поддается делению на Запад и Восток, потому и не принято его называть ни западом, ни востоком – это уникальный новый мир, созданный в результате достижений и побед мусульман, у которых получилось создать совершенно новую культуру.

Не военной силой происходило распространение ислама, хотя немалых побед достигли мусульмане в сражениях.

Появление новой религии сильно изменило облик Аравии: Ислам стал судьбоносным и объединяющим фактором в судьбе арабов, и на его основе был зарожден исламский мир, который впоследствии разросся до гигантских размеров. До появления Ислама в арабском мире преобладающими были языческие верования, но иноземные религии также оказывали на арабов большое влияние. Иудейские и христианские общины мирно уживались вместе с арабами.

Фундамент и истоки

Идеи единобожия проповедовались некоторыми арабскими проповедниками еще до того, как появился ислам. Основы исламской цивилизации заложил Пророк Мухаммад ﷺ , который был лучшим её проповедником.

Священной Книгой Ислама является Коран, в котором содержатся Откровения, ниспосланные Мухаммеду ﷺ Аллахом.

Догматика, представленная в Коране, отличается простотой и ясностью. Существует пять столпов веры Ислама, которые должен соблюдать верующий мусульманин:

  1. верить в Единого Бога Аллаха, в его Посланника Мухаммеда ﷺ ,
  2. читать намаз пять раз в день в определенное время,
  3. соблюдать пост в месяц Рамадан (Ураза),
  4. раздавать обязательную милостыню с имущества и денег (Закят),
  5. хоть раз в жизни совершить паломничество к храму Кааба в Мекке (Хадж), если будет иметь возможность.

Исламская цивилизация основана на идеях, пронизанных верой в предопределение.

История зарождения

Арабский религиозный центр, город Мекка, был завоеван в 630 году войском мусульман под предводительством Пророка Мухаммада ﷺ . Мухаммад ﷺ умер через два года после этого сражения, но с того момента началось активное объединение арабов под знаменем Ислама, и с тех пор началась череда успешных военных походов, которые принесли мусульманам много побед.

Всего трех десятилетий хватило, чтобы к Халифату примкнули земли Византии, Египта, Палестины, Сирии, Ливии, Магриба и Персии. Позже завоевания продолжились, но уже не имели настолько интенсивный характер. Испания сдалась мусульманам в период с 711 по 718 годы, и представители мусульманского Халифата арабы, берберы и другие принявшие Ислам народы Магриба, предпринимали даже ряд попыток преодолеть Пиренеи, однако франкские войска отразили их атаки. На Востоке успехи арабской исламской цивилизации простирались до самого Кавказа, до Средней Азии и до реки Инд.

Преемники исламской цивилизации

Арабское государство называлось Халифатом, во главе его находились халифы, которые представляли собой духовных и светских правителей, вели умелую экономическую политику, которая во многом способствовала быстрой исламизации населения, проживающего на захваченных территориях. Арабская цивилизация, которая стала правоприемницей и продолжателем исламской цивилизации, славилась своей высокой культурой, ведь в состав Халифата входили самые крупные культурные центры, и не только ближневосточной цивилизации, но и мира.

Империя Халифата возникла быстро, быстро разрослась до огромных размеров, но империя была непрочной, а потому на государственном уровне была поставлена задача сплотить разнородные обширные регионы, отличающиеся и своими культурными особенностями. Распад Халифата не сказался отрицательно на развитии мусульманской цивилизации – ее наивысший взлет пришелся на десятый – одиннадцатый века. В это время были сформированы как исламская догматика, так и исламское право, в это время были написаны важнейшие труды по истории, философии, астрономии и медицине, а также по химии и физике.

Распад начался в девятом веке, когда единое государство разделилось на эмираты и султанаты, из которых позже образовалось несколько государственных образований, ставших достаточно мощными. Одним из таких образований стала Османская империя (государство Османов), которая со временем превратилась в могущественное государство, а начало ее формирования приходится на пятнадцатый век. Именно Османская империя стала позже преемницей Халифата и наследницей исламской цивилизации, наряду с арабскими, персидскими, африканскими, среднеазиатскими и юго-восточно азиатскими государствами, культурами и субкультурами.

Недаром, говоря об исламской цивилизации, имеют в виду именно культурный аспект мусульманского мира, который нашел отражение и оказал свое влияние на самые разные культуры и народы. Это вполне объяснимо, ведь, включая в свой состав самые различные государства и культурные центры, мусульмане славились своим терпимым отношением к чужой вере и чужой культуре.

Аббасидский халифат

Возможно вам будет интересно прочитать о мусульманских государствах Кордовы, Фатимидах и Омейядах, и их развитии

Развитие науки

Влияние, которое оказала духовная культура Халифата и мусульманской уммы на мировую культуру, невозможно переоценить – она пустила свои корни во многих странах и Востока, и Запада. Медицина Европы и мировая география развивались во многом благодаря влиянию исследований арабских ученых. Философы из мусульманского мира большой толчок развитию рационализма в европейской науке. Светская поэзия также многим обязана поэтам восточного мира.

Связаны ли Ислам и наука?

Учатся ли мусульмане? История медресе.

С тех пор, как в 610 году Пророку Мухаммаду ﷺ было ниспослано Откровение Аллаха, и по сей день цивилизация Ислама остается одной из самых значительных в мире, оказывая влияние на все остальные культуры и религии.

С Востока на протяжении первого тысячелетия не прекращался натиск кочевых (номадических) цивилизаций. В VII в. на Аравийском полуострове у арабов появилось мусульманство. Семитские племена арабов не подчинялись Римской империи. В 622 г. уроженец Мекки Мухаммед, проповедовавший новую религию, бежал в Медину. Год хиджры, бегства, стал началом мусульманского летоисчисления, началом распространения ислама. Новое монотеистическое учение, во многом основанное на иудаизме, христианстве и других верованиях, в силу своей простоты получило быстрое распространение среди арабских племен и способствовало их сплочению в государство. Политогенез на основе мусульманства стал успешным во многом благодаря начавшейся военной экспансии под лозунгами газавата — религиозной войны с неверными.

Огромный централизованный религиозно-политический военный союз возглавляли халифы. В VII — начале VIII в. в состав Арабского халифата вошли огромные территории: Пиренейский полуостров (Испания), Северная Африка, Ближний и Средний Восток, Средняя Азия, Северная Индия. Наступление арабов было остановлено на юге Франции в битве при Пуатье (732), у Константинополя византийцами (718), а также китайцами. Государство халифов простиралось от Атлантического океана до реки Инд.

Халифат представлял собой военную деспотию. Визирь отвечал за финансово-хозяйственные дела, распоряжался от имени халифа, был чем-то вроде премьер-министра. Визирь опирался на огромную сеть шпионов, бывшую одновременно и государственной почтовой службой, впервые функционировавшей на постоянной основе. Опорой верховной власти была гвардия. Отдельными областями управляли шейхи и сеиды. Первичной ячейкой арабского общества была палатка, объединявшая семью как часть рода, племени.

Жесткая вертикальная система государственного управления сочеталась с унифицированной налогово-податной и денежной системой. В пользу халифа платился вакф. В военных трофеях он составлял до 20 %. Все население платило поземельный налог — харадж — десятую часть доходов, а также натуральный налог на войско.

Арабские феодалы получали земельные участки за военную службу. Крестьяне пожалованных земель платили налоги государству и ренту феодалу. С вакуфных земель, принадлежавших мусульманским духовным учреждениям, ни налогов, ни воинской службы не требовалось. Огромную роль играла торговля. Причиной появления мусульман и их государственно-политического объединения многие считают стремление контролировать важнейшие торговые пути в Евразии. Арабы не навязывали ислам в завоеванных землях. На немусульман просто накладывался дополнительный налог, что оказывалось сильным стимулом для принятия новой веры.

Уже в первой четверти IX в. первая мусульманская империя стала распадаться на отдельные государства. С конца X в. арабские территории попали под влияние усилившегося Ирана. В 1258 г. арабский халифат прекратил свое существование с захватом Багдада монголами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Возникновение китайской цивилизации

Возникновение китайской цивилизации Древнекитайский очаг земледельческого неолита возник примерно в VI–V тысячелетиях до н.э. в бассейне Хуанхэ. Это хорошо известная специалистам культура Яншао. Расписная керамика и навыки выращивания зерновых культур, прежде всего

ОТ АРАБСКОГО ГОСУДАРСТВА К МУСУЛЬМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

ОТ АРАБСКОГО ГОСУДАРСТВА К МУСУЛЬМАНСКОЙ ИМПЕРИИ Переход власти от Омейядов к Аббасидам не просто знаменовал смену правящей династии, он сопровождался радикальными социально-политическими изменениями, в результате которых Халифат превратился из империи арабов в

Блеск мусульманской Персии

Блеск мусульманской Персии Вся история периода до монгольского нашествия XIII в. в изложении для детей проникнута враждебностью к арабским завоевателям. «Халифы понемногу утрачивали свою власть. Потомки дяди Пророка – Аббасиды – пользовались любовью. Иранцы были еще

§ 4. Рождение и расцвет мусульманской цивилизации

Поэты u поэзия мусульманской Андалузии

Поэты u поэзия мусульманской Андалузии Под конец моего пребывания в Альгамбре меня несколько раз навещал мавр из Тетуана, с которым я, к великому своему удовольствию, прогуливался по чертогам и дворикам, — он переводил и объяснял мне арабские надписи. Он очень старался, и

Возникновение цивилизации

Возникновение цивилизации Создатели древнеегипетской цивилизации по внешнему облику больше напоминали население Средиземноморья, чем Черной Африки. Высокие, худощавые, смуглые египтяне противопоставляли себя окружающим народам: азиатам северо-востока, ливийцам

3. Древнерусская литература и византийская традиция о мусульманской цивилизации

3. Древнерусская литература и византийская традиция о мусульманской цивилизации Дело было не только в том, что арабистические познания греков и византийцев никогда не стояли высоко: обыкновенно они ограничивались сведениями об исламе, чаще всего в искаженном виде, и

6.1. Общая характеристика арабо-мусульманской цивилизации

Смешение культур в мусульманской Испании

Смешение культур в мусульманской Испании Ни один христианский анклав на севере Испании не сохранился в строгой изоляции от влияния мусульман; напротив, в большей части мусульманской Испании постепенно формировалась однородная испано-арабская культура, со временем

Начало мусульманской архитектуры

Начало мусульманской архитектуры Первые шаги архитектуры ислама следует изучать в Иерусалиме и Дамаске. Большая площадь Харам-эль-Шериф в Иерусалиме (рис. 250) объединяет мечеть Скалы 691 г. (перестраивалась в 1022 г.), приблизительно современную ей мечеть Цепи и мечеть

Возникновение цивилизации ученые считают наивысшей точкой развития человеческого общества. Историки утверждают, что достичь подобного уровня можно, только пройдя долгий тысячелетний путь, состоящий из нескольких сложных этапов развития. Тем интереснее проследить историю исламской цивилизации, считающейся наряду с японской самой молодой культурой Востока. Многие специалисты называют скорость ее становления настоящим феноменом, объяснений которому не могут найти до сих пор. Стоит иметь в виду, что когда мы говорим об исламской цивилизации как о явлении, необходимо понимать, что под данным словосочетанием понимается некая общность людей, объединенная в первую очередь культурными традициями. Именно данный факт считается определяющим в быстром развитии и распространении этой культуры по Аравийскому полуострову и странам Европы. В сегодняшней статье мы затронем разные аспекты истории исламской цивилизации и ее особенности.

исламская цивилизация

Мусульманская цивилизация: краткая характеристика

Культура исламской цивилизации тесно связана с возникновением самой молодой религии на земле, ведь она стала базовым элементом и объединяющим фактором для разных народов, в последующем сформировавшим арабское государство, распространившее свое влияние далеко за пределы своей колыбели.

Интересно, что ислам возник и развивался под влиянием христианства и иудаизма. Эти два религиозных течения, кажущиеся столь отличными между собой, несли идеи единого Бога и отказа от языческих культов. Именно эти принципы ислам перенял и трансформировал в нечто абсолютно новое и довольно простое.

Примечательно, что религиозные догмы новой веры не приветствовали насильное насаждение ислама. Однако в арабском государстве создавались такие условия, находиться в которых было удобно и комфортно только правоверным. Поэтому завоеванные народы с легкостью отказывались от своей веры и принимали ислам. В этом факте историки видят причину быстрого увеличения количества последователей данного религиозного культа и разрастание самой исламской цивилизации. Можно сказать, что этот нюанс является ее характерной чертой и особенностью, сыгравшей важную роль в становлении арабского государства.

Аравийский полуостров до появления ислама

Национальным костяком будущей исламской цивилизации стали арабы, причем по большей части северные племена, имевшие высокий культурный уровень развития, знающие письменность и обладающими широкими знаниями в разных научных областях. В дальнейшем европейское общество охотно перенимало все достижения арабского мира, привнесенные на их землю исламскими завоевателями.

Аравийский полуостров к началу седьмого века был населен большим количеством разных племен. Они были разобщены и часто вели кратковременные войны между собой. В основном арабские племена занимались скотоводством, торговлей и обслуживанием караванов. Религиозные верования арабов на тот момент характеризовались обилием культов, в том числе были широко распространены и языческие верования. Причем многие народы поддавались влиянию извне и принимали иноземную религию как свою собственную.

Если рассмотреть веру арабских племен более пристально, то можно выделить наиболее влиятельные культы:

  • фетишизм;
  • тотемизм;
  • астральные культы.

Также часть общин исповедовали христианство или иудаизм. Параллельно существовали народы, придерживающиеся своих традиционных культов, связанных с поклонением духам предков.

Особое место в жизни бедуинов Аравийского полуострова занимал черный камень Каабы. Этому религиозному символу поклонялись практически все племена и в исламе он сыграл далеко не последнюю роль.

рождение исламской цивилизации

Черный камень Каабы: что это такое

Сегодня эта реликвия считается главным ориентиром для всех мусульман мира. Ведь совершать ежедневные молитвы они должны, повернувшись лицом к Мекке, где и находится черный камень.

А вот в седьмом веке сюда приезжали поклониться своим богам практически все арабские племена, расположившие свои святыни рядом с черным камнем, считающимся осколком метеорита. Эта реликвия считалась общеарабской, и за нее отвечал знатный род Курейшитов. Вблизи Каабы были установлены многочисленные идолы, вокруг которых и собирались паломники с разных частей Аравийского полуострова.

Интересно, что до сих пор неизвестно, что же представляет собой эта святыня. Мусульмане не допускают к ней ученых, так как считают это осквернением священного предмета. В период становления ислама Мухаммад, приказавший уничтожить всех идолов, не решился тронуть черный камень. Он объявил о том, что только Аллах мог прислать на землю этот камень как символ своего расположения к людям и знак, о котором необходимо помнить каждому человеку.

Примечательно, что мечети, возводящиеся сегодня в разных уголках земного шара, всегда ориентированы на Мекку. А для того чтобы верующие, путешествующие по миру, всегда знали во время молитвы, где находится Кааба, в продажу выпускаются специальные компасы и часы, которые ориентированы на данную святыню.

культура исламской цивилизации

Рождение ислама и исламской культуры

Основателем ислама, а также основоположником арабского государства является Мухаммад, происходивший из того самого рода Курейшитов, которые ведали святыней Мекки и помогали паломникам, приезжавшим поклониться ей.

Мальчик очень рано остался без родителей и попал на воспитание к своему дяде, который на тот момент считался главой рода. Мухаммад рос довольно необычным юношей. Он не обладал грамотностью и даже не мог написать свою имя, но тем не менее имел невероятный поэтический дар и умел своим красноречием убеждать целые толпы людей. Это помогало ему продолжать семейное дело и успешно торговать. Многие утверждали, что помимо всего Мухаммад был наделен пророческим даром, который не единожды спасал ему жизнь в процессе становления арабского государства.

В сорок лет к неграмотному мужчине явился ангел, подаривший ему пять первых стихов Корана. В это время Мухаммад находился в пещере и узрел аяты, написанные на камне огнем. Удивительно, но до этого не имеющий представление о грамоте мужчина сумел очень легко прочесть тексты и выучил их наизусть. Все изложенное выше произошло в шестьсот десятом году. Именно в этот момент и возникла новая религия, ставшая в дальнейшем основой монотеистического арабского государства.

религия исламской цивилизации

Религия исламской цивилизации

Как только Пророк получил откровение от ангела, он начал свои проповеди в кругу близких людей, тем самым закрепляя религиозные догмы нового верования. Изначально в своих словах Мухаммад часто ссылался на христианство и иудаизм. Он рассказывал, что Бог един, поэтому все пророки, которые когда-то приходили на землю, были истинными и несли людям свет. Однако основатель ислама уточнял, что ранее Господь не открывал всех откровений людям и лишь мусульмане могут постичь всю глубину истинной веры.

За три года своих проповедей Мухаммад сумел обратить в новую веру около сорока человек, но после одного публичного выступления был вынужден бежать в другой город, где и создал сильную и мощную общину, базирующуюся на основных идеях ислама.

Арабское государство: начальный этап

Несмотря на то что общину Пророка еще нельзя было назвать полноценным государством, многие историки считают, что именно в этот период произошло рождение исламской цивилизации.

За несколько лет Мухаммад сумел обратить в свою веру все племена Медины и создал правила, по которым жили абсолютно все члены общины. Пророк запретил им ссоры, ввел ежедневные служения Богу, научил людей помогать друг другу и постановил, что объявить войну можно только ради одной общей цели. Он ввел налоги в пользу бедных, вдов и сирот.

Через несколько лет после исхода в Медину Пророк вернулся в Мекку и был признан там. Он организовал несколько походов в близлежащие регионы, чтобы и другие племена приняли ислам. Через двадцать два года после основания ислама Мухаммад умер от лихорадки, заложив основы арабского государства, которое вскоре стало одним из сильнейших на Востоке.

история исламской цивилизации

Пять столпов ислама

Историки утверждают, что после смерти Пророка его преемники, получившие должность халифов, внесли некие изменения в основы ислама. Но именно это и позволило арабской цивилизации обрести небывалую мощь.

Дело в том, что Мухаммад прописал обязанности, которые должен выполнять каждый верующий:

  • вера в единого Бога;
  • пятикратный намаз;
  • милостыня в пользу неимущих;
  • соблюдение поста в священный месяц;
  • паломничество в Каабу.

Еще при жизни Пророка эти правила были известны, однако халифы добавили еще одно – мусульмане должны вести священную войну с каждым неверным и обращать его в свою религию любой ценой. Мухаммад считал, что люди могут прийти к исламу только путем мира и объяснений, но вот его преемники вдохновляли мусульман на постоянные завоевания, которые были выгодны всем сторонам. Погибшие, согласно религии, попадали в рай, а оставшиеся в живых получали значительную долю добычи. Именно подобная практика позволила исламской цивилизации быстро распространиться и выйти за пределы Аравийского полуострова.

черный камень каабы

Расцвет арабского государства

Практически за сто лет мусульмане смогли невероятно расширить свои границы. В результате военных походов молодая исламская цивилизация в средние века легко захватила Сирию, Египет, Персию и другие страны Африки. Ей удалось дойти до Кавказа и Индии, а в первой четверти восьмого века мусульмане овладели Испанией.

На всех территориях осуществлялась исламизация местного населения. Чаще всего это проводилось путем смешанных браков. К тому же принимать ислам было выгодно, ведь правоверные всегда платили в казну меньший налог. Благодаря подобным хитростям исламская цивилизация прочно укоренилась на всех захваченных территориях.

Но империя, возникшая в самые кратчайшие сроки, не смогла продержаться долго. И этому способствовали экономические и политические предпосылки.

Распад мусульманского Халифата

Несмотря на то что халифы смогли создать довольно устойчивую модель управления государством, опирающуюся на сильную централизованную власть, армию и религиозные догмы, они не сумели окончательно избавиться от влияния местных правителей, которые начали борьбу за власть.

В итоге в четырнадцатых-пятнадцатых веках на месте некогда могущественной империи возникло несколько других не менее сильных государств. К примеру, Османская империя считала себя главной преемницей Халифата.

Интересно, что даже развал великого арабского государства не смог уничтожить его культуру. Более того, исламские ценности и традиции с еще более усиленным посылом устремились в разные страны мира.

основатель ислама

Культурное наследие Халифата

Мало кто помнит, что именно благодаря мусульманам Европа получила представление о полноценном образовании и многих науках. Именно арабские ученые стали источником информации по медицине, географии и философии. Исламские поэты поражали воображение неискушенных дам своими витиеватыми сочинениями, быстро вошедшими в моду. А формирование главных исламских догматов сопровождалось открытиями в области физики, химии и астрономии.

Можно сказать, что исламская цивилизация внесла неоценимый вклад в развитие европейской науки и культуры, которые переняли все самое лучшее из арабского мира.

Исламская культура сегодня: угроза или благо?

Сегодня об исламской цивилизации не говорит только ленивый. У многих европейцев она ассоциируется с реальной угрозой их благополучию. Историки считают, что данное восприятие обусловлено самой сутью арабского мира, которая заключается в неистребимом желании насаждать свою веру и завоевывать новые территории.

Однако сегодня ислам – это всего лишь одна из основных религий на нашей планете, которая вовсе не претендует на роль первой и единственной.

Читайте также: