Возникновение афинской рабовладельческой демократии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Структурообразующим элементом античной цивилизации являлся полис, определяемый как город-государство. Античное государство Афины сформировалось в средиземноморском регионе, в условиях отсутствия крупного орошаемого земледелия. Афины на рубеже II-I вв. до нашей эры проходили период разложения первобытнообщинного строя. Афины включали четыре племени-филы, соединенные непрочным союзом.

Синайкизм – объединение фил в единое общество.

В каждой филе выделяли следующие органы управления:

  1. Була – совет старейшин, включающий глав родов.
  2. Агора – народное собрание, в котором могли принимать участие только воины-мужчины.
  3. Базилевс – военный вождь, избранный на пожизненный срок.

Впоследствии возник обычай избирать базилевса из одного и того же знатного рода. Развитие общества в Афинском государстве во многом определялось тем, какой центр власти будет преобладать. Отсутствие необходимости в сильной централизации привело к образованию демократических республик и формированию аристократии. Наблюдалось создание новых надобщинных органов правления. Была сформирована коллегия правителей (архонтов), первоначально избираемых на пожизненный срок, позже - на 10 лет, потом на год. При этом сохранялись отдельные жреческие и судебные функции.

Реформы Тесея

Становление государственности в Афинах неразрывно связано с реформами Тесея (Тезея) в VIII в. до н.э.

Реформы Тесея включали:

  • синойкизм, то есть объединение населявших Аттику племен в единый афинский народ;
  • создание управляющего всеми племенами совета;
  • разделение всего населения на три группы: родовая знать (эвпатриды), крестьяне-земледельцы (геоморы), торговцы и ремесленники (демиурги).

Постепенно эвпатриды стали ограничивать власть базилевса, функции которого перешли к новым должностным лицам, выборным из эвпатридов. С VII в. до н.э. избирали девять архонтов сроком на один год. Народное собрание больше не созывалось. Его заменил Ареопаг, избирающий и контролирующий архонтов, и осуществляющий высшую судебную власть.

Готовые работы на аналогичную тему

Благодаря реформам Тесея было создано центральное управление, рассматривающее дела, ранее выступающие прерогативой племен; предпринята попытка разорвать родственные связи путем разделения населения на знатных и родовитых (эвпатриды) и непривилегированных (демиурги и геоморы); появилось общее афинское право, занявшее главенствующую роль над правовыми традициями и обычаями племен.

В тоже время появляются зачатки территориального деления населения. В VII в. до н.э. страну разделили на навкрарии – отдельные округа. Свободных афинян разделили по признаку проживания на одной территории.

Реформы Солона в Афинах

В 594-593 гг. до н. э. айсимнетом и архонтом был избран Солон, проведший ряд популярных реформ, а именно он :

  • отменил Законы Драконта, носящие жестокий и тиранический характер (искл. составили законы, касающиеся убийства);
  • приказал снять все долговые камни, устанавливаемые ранее на земле должника и ликвидировал долговое рабство;
  • проданных в рабство за долги за границу крестьян велел разыскать и выкупить на государственные средства;
  • преобразовал государственный строй, привлёк к управлению государством наравне с эвпатридами, богатых людей простого происхождения;
  • провел разделение граждан в зависимости от имущественного положения (пентакосиомедимны, всадники, зевгиты, феты), что оказывало влияние на службу в войсках и возможность занимать государственные должности – граждане, составляющие первые три разряда, могли претендовать на высшиие должности, бедные граждане моги только участвовать в народном собрании и в суде.

Всех афинян Солон разделил на имущественные классы в соответствии с доходами: имеющие годовой доход больше 500 мер урожая, масла и вина – пентакосиомедин (пятисотники); всадники – трехсотники; двухсотники; меньше 200 мер – феты. Политические и военные права распределялись пропорционально количеству имущества.

Народное собрание стало высшей законодательной властью в Афинах. Совет четырехсот был создан для предварительного обсуждения законов. Народ мог или отвергать, или утверждать предложенные проекты законов, от его решения зависело избрание высших должностных лиц. Наблюдение за выполнением законов и их охрана поручались ареопагу. Любой гражданин мог преследовать обидчика по суду через посредника или сам.

Солон провёл реформу афинского календаря, унификацию мер и весов. Реформы Солона По данной теме мы уже выполнили реферат Реформы Солона подробнее заложили основы афинской рабовладельческой демократии.

Реформы Клисфена в Афинах

Клисфен убрал деление территории Афин на филы, служившие опорой родовой знати и её группировок. В основу нового деления была положена деревня (дем). Демы были объединены в 30 триттий, а последние, в свою очередь, в десять новых фил, представляющие собой отдельно нарезанные территории.

По занимаемым территориям и по населенности демы сильно отличались друг от друга. При их образовании учитывалось исконное деление Аттики на поселения. Дем осуществлял управление в местных делах, в государственных вопросах его участие происходило через филы.

Дем в совокупности с демархом и местным властями, с культом, землями и собраниями, воспитывал граждан для осуществления деятельности на широкой общегосударственной арене.

Несколько демов входили в состав триттия. Всего насчитывалось 30 триттий – в Афинах и пригороде, Паралии, Месогее. Все тритии были разделены между филами таким образом, чтобы в каждой филе было по одной городской триттии, Паралии и Месогеи. Таким методом удалось разорвать старые родо территориальные связи. Деление территорий по Клисфену можно проследить вплоть до сер. IV в. н. э.

Реформы Солона, их значение. С его именем связаны социальные и политические реформы. Его главная цель – примирение различных враждующих свободных. Группировок и выведение страны из кризиса. Поэтому его реформы носили компромиссный и половинчатый характер. Долговая реформа. Задолжности всех бедняков были аннулированы. Граждане Афин, попавшие в рабство за границу за долги, освобождались и выкупались. Долговое рабство в Афинах отменялось. Цензовая реформа – всех граждан разделили на разряды по их имущественному признаку. Судебная реформа – сделаны уступки и бедноте и эвпатридам. Создание судебного органа – гелеэи, в котором мог быть избран любой афинский гражданин вне зависимости от его имущественного положения. В интересах эвпатриодов был утвержден новый орган управления – Совет четырехсот. В котором избирались граждане первых 3 разрядов, по 100 человек от каждого племени. Реформы Солона нанесли удар родовой организации общества и привилегиям родоплеменной аристократии.




Реформы Солона, их значение. С его именем связаны социальные и политические реформы. Его главная цель – примирение различных враждующих свободных. Группировок и выведение страны из кризиса. Поэтому его реформы носили компромиссный и половинчатый характер. Долговая реформа. Задолжности всех бедняков были аннулированы. Граждане Афин, попавшие в рабство за границу за долги, освобождались и выкупались. Долговое рабство в Афинах отменялось. Цензовая реформа – всех граждан разделили на разряды по их имущественному признаку. Судебная реформа – сделаны уступки и бедноте и эвпатридам. Создание судебного органа – гелеэи, в котором мог быть избран любой афинский гражданин вне зависимости от его имущественного положения. В интересах эвпатриодов был утвержден новый орган управления – Совет четырехсот. В котором избирались граждане первых 3 разрядов, по 100 человек от каждого племени. Реформы Солона нанесли удар родовой организации общества и привилегиям родоплеменной аристократии.

1. В VIII в. до н. э. произошло объединение племен Аттики (одна из областей Греции) в Афинское государство. По преданиям, инициатором этого объединения, великим реформатором был Тесей. Им был создан Совет, получивший управленческие функции, ранее принадлежащие вождям объединившихся племен.

2. Кроме того, социальное разделение существовало и между афинскими жителями. Благородные носили имена – эвпатриды, а простые земледельцы и ремесленники – геоморы и демиурги соответственно. Постепенно демократия становилась относительной: воля народа выражалась лишь на народном собрании, которое теряло свою значимость с течением времени. К власти же допускались лишь представители благородного сословия – бывшая родоплеменная верхушка.

Уже к VII в. до н. э. во главе государства находились девять человек, избранных эвпатридами, – архонты. Полномочия архонтов длились один год, они включали военные, судебные, жреческие функции и другие, касающиеся управления государством. К концу VIII в. до н. э. был создан новый орган эвпатридов – ареопаг, им контролировалась деятельность и архонтов, и народного собрания, а также производились судебные разбирательства наиболее значимых для государства дел.

3. Помимо формирования политической власти в Афинском государстве происходило территориальное деление людей. Теперь это были округа – навкарии. От каждого округа требовалось построить, снарядить военный корабль и предоставить команду для него.

В 594 г. до н. э. архонтом-полемархом избирается Солон. Он происходил из знатного, но обедневшего рода. Солон получил чрезвычайные полномочия по изменению существующего порядка.

В дополнение к сисахфии Солон издал закон, ограничивающий землевладение (был установлен максимальный размер земельных участков). В то же время провозглашалась свобода завещаний.

5. Развитие военного флота, межгосударственной торговли, а также укрепление мелких землевладельцев с введением системы кредитования окончательно уничтожили родоплеменные пережитки, что закрепилось в 509 г. до н. э. реформами Клисфена. Было введено новое административное деление. Аттика была поделена на три территориальных округа: город Афины с пригородами, внутренняя центральная полоса и береговая полоса. Каждый округ состоял из десяти равных частей – триттий (всего насчитывалось 30 триттий). Три триттии, по одной из каждого округа, объединялись в филу, и таким образом было создано 10 территориальных фил. Самыми мелкими единицами были демы, на которые распадались триттии.

6. Совет четырехсот реорганизуется, создается Совет пятисот. Коллегия архонтов потеряла былое значение, особенно с появлением коллегии стратегов, решавшей вопросы военных дел и внешних сношений. Реформа Клисфена сокрушила господство родовой аристократии, но отвечала интересам демоса.

7. В середине V в. до н. э. проведенные реформы Перикла и Эфиальта способствовали торжеству демократии в Афинах. Теперь за несение государственной службы предлагалось вознаграждение, и у бедных граждан появилась возможность влиять на политику. Была введена новая чиновничья должность – стратеги, основные функции которых касались армии, флота, их финансирования. Народное собрание, собиравшееся 40 раз в год, контролировало деятельность чиновников и стало основным институтом демократической республики афинского государства. Для принятия решений было достаточно 20 % голосов полноправных афинян (только мужчины старше 20 лет). Четко вырисовывалось неравенство афинян и метеков-иностранцев, занимающихся торговлей, ремеслом. Рабство закрепилось основательно, и теперь рабы рассматривались лишь как орудия труда, составляя основную производительную силу.

8. К началу IV в. до н. э. противодействие между различными слоями населения усиливалось. Между представителями греческого союза шла ожесточенная борьба за лидерство, что разоряло афинскую казну, приводило в упадок все хозяйство страны. В связи с этим практически беспрепятственно Афины стали одной из провинций в империи, объединенной Александром Македонским.

1. Полисный этап истории Древней Греции

После разложения первобытнообщинных отношений в истории Древней Греции наступил так называемый полисный этап - время формирования и расцвета полисов, городов-государств. На смену первобытнообщинным пришли рабовладельческие отношения классического типа. Полисный этап принято подразделять на три периода:

· гомеровский период - XI - IX вв. до н. э.;

· архаический период - VIII - VI вв. до н. э.;

· классический период - V - IV вв. до н. э.

Ведущую роль в истории Древней Греции сыграли два полиса - Афины и Спарта.

2. Гомеровский период (XI - IX вв. до н. э.) характеризуется господством родоплеменных отношений. Земля представляет собой племенную собственность, общинники имеют лишь право пользования ею. Однако уже есть и безземельные, и владельцы больших участков земли. Государственного устройства еще Пе существует, владычествует первобытная военная демократия. Во главе общества стоит родоплеменной вождь - базилевс. Должность базилевса совмещала в себе функции верховного военачальника, верховного судьи и верховного жреца; первоначально она была выборной, затем стала наследственной. Постоянно действует совет наиболее видных представителей родовой знати - совет старейшин (булэ). Значительную роль играют народные собрания.

К концу данного периода родоплеменные отношения разлагаются, на смену родовому строю приходит рабовладельческий.

3. Архаический период (VIII - VI вв. до н. э.) ознаменован созданием Афинского государства.

Древнегреческое предание считает, что Афинский полис возник в результате проведения царем Тесеем синойкизма - объединения обособленных родовых общин вокруг афинского акрополя. Свободное население афинской общины, по тому же преданию, было разделено Тесеем на следующие социальные группы:

· эвпатриды - родовая аристократия, владельцы крупных земельных участков;

· геоморы - земледельцы, мелкие земельные собственники, постепенно попадавшие в долговую зависимость к эвпатридам;

· демиурги - ремесленники. Вместе с геоморами они составляли демос.

Наряду с рабами и свободными людьми существовал такие промежуточный слой - метэки, лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав.

Сохранялось старое деление демоса на филы, фратрии и роды. Управлялись Афины девятью ежегодно избиравшимися из среды аристократов архонтами и ареопагом - советом старейшин. По мере роста имущественного неравенства углублялись социально-экономические противоречия и обострялась борьба между родовой аристократией и демосом, добивавшимся уравнения в правах, передела земли, аннулирования долгов и отмены долговой кабалы.

4. Афинское государство в V - IV вв. до н. э

К классическому периоду (V - IV вв. до н. э.) относится расцвет древнегреческого рабовладельческого общества, полисного строя. В V в. до н. э. Греция отстаивала свою самостоятельность в греко-персидских войнах (500 - 449 гг. до н. э.). Большой вклад в победу над персами принесло объединение греческих полисов в Делосский союз. Была учреждена единая казна, созданы единые сухопутные силы и флот. Управление делами Союза возлагалось на совет из представителей всех городов - членов Союза. Скоро в этом Союзе обозначилось главенство Афин, поэтому он стал называться Первым Афинским морским союзом и фактически превратился в афинскую морскую державу - архе. В это время Афины вступили в период наибольшего подъема. На базе развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой внутриполитической борьбы в Афинском государстве утвердился наиболее прогрессивный для того времени государственный строй античной рабовладельческой демократии. Законодательная власть принадлежала Народному собранию, исполнительная - Совету пятисот и магистратам, судопроизводство осуществлялось в суде присяжных (гелиэе), выбираемых из граждан по жребию. За исполнение государственных обязанностей по избранию устанавливалось вознаграждение из государственной казны. Возросшие расходы покрывались за счет налога - фороса, который должны были регулярно выплачивать входившие в архе союзные города. Таким образом, благополучие афинских граждан базировалось не только на эксплуатации рабов, но и на эксплуатации населения союзных городов.

В 449 г. до н. э. был заключен победный для греков Каллиев мир, прекративший греко-персидские войны. Первый Афинский морской союз выполнил стоявшую перед ним военную задачу.

Второй Афинский морской союз был создан в 378 г. до н. э. с целью противостояния Пелопоннесскому союзу, возглавляемому Спартой. Пелопоннесский союз представлял собой группировку греческих полисов, в которых преобладали олигархические порядки, господствовала аристократия.

Потерпев поражение в губительной для всей Греции Пелопоннесской войне, Афины уже навсегда утратили свою ведущую роль в истории страны.

Основные этапы развития Афинской демократии: Соломон, Клисфен, Эфиальт, Перикл.

Разрешение противоречий между эвпатридами (представителями родовой землевладельческой знати) и демосом в Древних Афинах было начато реформами Солона. Целью ре­форм было примирение интересов враждующих групп свободных людей.

Солон провел сисахфиюреформу долгового права. Задолженность бедняков эвпатридам была объявлена недействительной, тем самым отменялось долговое рабство для афинян.

Вторая реформа Солона установила имущественный ценз среди свободных граждан при распределении политических прав и обязанностей. Все граждане были разделены по имущественному положению на четыре класса. Все граждане получали право избирать и быть избранными в созданный Солоном судебный орган - гелиэю (суд присяжных)

Чтобы компенсировать эвпатридам потерю их политических привилегий, Солон создает новый орган управления - Совет четырехсот.

Через тридцать лет после реформы временного успеха добилась аристократия, несколько изменив в своих интересах реформы Солона.

Победа демоса была закреплена в 509 г. до н.э. реформами Клисфена.

Клисфен упразднил политическое значение старого деления населения на четыре класса, введя территориальную организа­цию населения. Афины были разделены на 10 территориальных фил (округов). Каждая фила состояла из трех расположенных в разных местах территорий (триттий), делившихся на демы. Вместо Совета четырехсот Клисфен создает Совет пятисот (по 50 человек от каждой филы. Несколько позже на основе того же принципа был создан еще один орган управления - коллегия 10 стратегов, которые со временем стали высшими должност­ными лицами государства.

Чтобы не допустить опасных посягательств на демократический строй Афин, в народном собрании стал ежегодно рассматриваться вопрос об угрозе существующему строю. Процедура решения этого вопроса получила название остракизма (неугодный высылался за пределы государства).

Господство Афин в морском союзе (Афины становятся центром Афинского морского союза после победоносного завершения греко-персидских войн) послужило основой для их будущего возвышения в греческом мире. Быстро развивались и процессы демократизации государственного строя Афин, закрепленные в середине V в. до н.э. реформами Эфиальта и Перикла.

Эфиальт лишил ареопаг политических функций контроля за деятельностью народного собрания. Эти полномочия перешли к Совету пятисот и гелиэе. Ареопагу оставили лишь некоторые судебные и религиозные функции.

Расцвет афинской демократии связан с именем Перикла, последователя и сторонника демократа Эфиальта, лидером афинского демоса, первого стратега в течение почти 15 лет.

При Перикле Афины значительно укрепили свою гегемонию в первом Афинском морском союзе, что давало Аттике большие союзнические деньги. Перикл сумел перенести казну Афинского морского союза с острова Делос в Афины и широко использовал эти деньги на государственные нужды Афин (например, построил Парфенон).

Перикл ввел оплату государственных должностей, чем открыл дорогу во власть неимущим гражданам. В IV в. до н.э. в период упадка афинской государственности оплачивалось даже посещение народного собрания.

Афинская демократия – хорошо разработанная политическая система. Замещение гос должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, отсутствии иерархии. Но эта демократия имела ограниченный характер:Полноправие только свободного населения.Распространялась на тех, у кого родители были афинянами. Крестьяне не могли заседать на народном собрании, так как им тяжело было туда добираться, они занимались земледелием в горных районах.

1) Сисахвия – афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги выкупались. Отмена долгового рабства. Укрепление социальной базы гос власти

2) Установил максимальный срок земельного владения. Свободная купля-продажа земли, дробление

3) Цензовая реформа – уничтожение наследственных привелегий знати. 4 категории граждан в зависимости от имущества

4) Принцип разделения властей: высший орган – народное собрание(эклессия),Совет 400(буллэ), судебный орган (Гелиэя)

Эти реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии. Важный этап формирования политической организации в Афинах.

- НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ (эклессия) – главный орган. Все мужчины (20 лет)—граждане могли в нем участвовать. Оно принимало законы ,решало вопросы войны и мира, избирало долж лиц, осуществляло контроль за воспитанием юношей.Выступить в нар собрании мог любой участник. Эклессия созывалась часто.

- СОВЕТ ПЯТИСОТ (буллэ) – рабочий орган народного собрания. Избирался путем жеребьевки (30 лет). В него могли войти представители всех разрядов населения. Совет приготавливал и обсуждал все дела, которые выносились в народное собрание. Следил за исполнением постановлений, контролировал деятельность всех должностных лиц, организовывал строительство флота.

- АРЕОПАГ (совет старейшин)-на пожизненный срок представители афинской аристократии. Выступал как судебная инстанция и наблюдал за состоянием нравов

- коллегия стратегов и архонтов (исп власть)

СТРАТЕГИ занимали особое положение – военачальники, дипломаты, финансисты. Это наиболее выдающиеся люди. Им можно было быть много лет подряд

АРХОНТЫ – по религиозным и семейным делам. 9 архонтов и секретарь. Проходили проверки. Под их руководством действовал судебный орган ГЕЛИЭЯ

- ГЕЛИЭЯ выполняла функции судебные и законодательные. Охраняла законодательство, разбирала наиболее важные дела. Помимо него были и другие судебные органы (ареопаг, четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока)

30. Реформы Клисфена, Эфиальта и Перикла в Древних Афинах. Их влияние на эволюцию государственного строя в Афинах.


  1. распределил всех граждан между десятью филами (новыми общинами) вместо старых четырех.

  2. учредил Совет пятисот (по 50 граждан от каждой новой филы).

  3. разделил страну по демам на тридцать частей: десять взял из демов пригородных, десять — из демов внутренней полосы и десять — из демов прибрежной полосы. Назвав эти части триттиями, он в каждую филу назначил по жребию три триттии, причем в состав каждой филы входили части из всех этих трех областей. Так произошло основательное "смешение народа" и возникло выражение "не считаться филами" (т.е. племенным происхождением).

  4. ввел закон об остракизме, который предусматривал возможность изгнания (после процедуры голосования остраконами - черепками для голосования) лица, пользующегося сильным влиянием и являющегося в силу этого претендентом на тиранство.

  1. лишение ареопага политической власти;

  2. вето на постановления народного собрания получила гелиэя;

  3. право контроля за магистратами - Совету 500 и экклесии;

  4. по окончании срока службы должностного лица любой гражданин мог подать на него жалобу;

  5. законы стали выставляться для всеобщего обозрения.

  1. разделение властей (законодательная - экклесии, исполнительная - Совету 500 и магистратам, судебная - гелиэе);

  2. жеребьёвка на выборах всех должностей;

  3. введение оплаты должностей;

  4. гражданская реформа (полноправным гражданином Афин являлся тот, чьи родители - афиняне).

В целом же можно сказать, что реформы Эфиальта и Перикла завершили процесс формирования системы афинской рабовладельческой демократии, обеспечили механизм ее успешного функционирования. Широкие круги граждан полиса получили возможность принимать участие в государственной деятельности - как через избираемые должности, так и через участие в работе Народного собрания. Право быть избранным распространялось на всех граждан без ограничения. Введение платы за выполнение общественных функций создавало реальную возможность для политической деятельности малообеспеченных граждан. Был признан и стал реальностью для любого афинского гражданина принцип свободы слова.
Значение реформ Клисфена очень велико. Солон нанес первый удар по господству в Афинах родовой аристократии, заложив общие основы полисного устройства, а также демократической формы правления. Тирания Писистрата стала своеобразной нивелирующей силой, направленной против аристократии с ее родовыми связями и привилегиями.

Наконец, Клисфен окончательно уничтожил ее остатки и придал государственному устройству Афин подлинно демократический характер. В результате реформ, проведенных Солоном и Клисфеном, в Афинах были уничтожены остатки родового строя, и афинский полис превратился в демократическую рабовладельческую республику. В Афинах демократия была наиболее передовой и развитой из всех демократических греческих городов-государств.

31. Общественный строй Древних Афин.

Афины оставались рабовладельческим государством. Основную массу людей труда составляли рабы. Что касается свободного населения, то имущественное расслоение в нем было значительным. В Афинах проживала огромная масса свободной бедноты.

Это ремесленники, земледельцы, люмпен- пролетариат. Имущие тоже не были однородны. В их среде наблюдается деление на землевладельческую аристократию и торгово- промышленные круги (судовладельцы, хозяева мастерских, рудников, купцы и т.п.).
Свободное население состояло из: 1) полноправных граждан; 2) метэков, т.е. иностранцев; 3) вольноотпущенников. Всей совокупностью гражданских и политических прав, привилегиями пользовались только полноправные граждане, рожденные от афинянина и афинянки. При внешнем равенстве свободных граждан их положение в обществе определяло имущественное состояние. Занятие физическим трудом для гражданина считалось позором, исключение составлял труд земледельца, скульптора, архитектора и т.д.
Позорящие профессии были уделом метэков, вольноотпущенников и рабов.
Метэки - это чужеземцы, проживающие в Афинах продолжительное время. Как правило, это граждане других греческих городов. Правом гражданства они не пользовались. Они не участвовали в народном собрании, суде, не занимали государственные должности. Их браки с афинянами не считались законными. Метэки выполняли все повинности, облагались налогами, и привлекались к военной службе. Многие метэки обладали значительным состоянием.
По своему правовому положению к метэкам приравнивались вольноотпущенники.
Рабы составляли собственность господ, они были вещами, а не лицами. В Афинах число рабов доходило до 400 000 при 21 000 граждан и 10 000 метэков. Были рабы частных лиц и государственные. Из рабов составлялась полицейская стража, они охраняли порядок в народном собрании, в судах и общественных местах. Однако основным местом работы для них были каменоломни, рудники, земледелие, ремесленные мастерские. Источниками рабства были: плен, покупка рабов на невольничьих рынках, рождение от рабов. Господин мог наказать раба только плетью. Смертную казнь ему мог определить только суд.

32. Суд и процесс в Древних Афинах. Гелиэя.

Особенность Афин - появление специальных судебных органов: а) после реформы Эфиальта ареопаг стал судом по делам об умышленных убийствах, поджогах, религиозных и, иногда, государственных преступлениях; б) суд эфетов - по делам о неумышленных убийствах и об убийствах метеков; в) суд диэтетов - по малозначительным гражданские и уголовные дела. Диэтеты избирались поровну от каждой филы из числа граждан старше 60 лет и формировали 10 палат, каждая из которых была самостоятельной низшей судебной инстанцией. Частные диэтеты - это третейские судьи.

Процесс - состязательный: главным признавался принцип эквивалентности. Субъектами процесса могли быть все полноправные граждане. За женщин, рабов и метеков представительствовали мужья, хозяева и т. д.

Судопроизводство - двух видов: дике и грапе. Процесс дике начинался по заявлению потерпевшего или его законного представителя и мог быть прекращен даже без судебного постановления. Процесс грапе возбуждался по заявлению любого полноправного гражданина, независимо от того, затронуты были или нет его личные интересы. Он должен был быть обязательно доведен до конца под угрозой крупного штрафа.

Перед началом суда могло быть назначено следствие. В установленный день проходило заседание суда, суть которого - соревнование жалобы истца и возражений ответчика, причем речи участников процесса строго ограничивались во времени. Основные доказательства: документы, показания свидетелей, скрепленные их клятвами, внешние признаки преступлений. Судебный процесс проходил открыто, причем судьи находились под непрерывным психологическим воздействием "групп поддержки" - родителей, друзей, ораторов, которых участники разбирательства приводили с собой. Итогом судебного заседания являлось тайное голосование судей по вопросу о виновности или невиновности ответчика, а также о характере наказания. Особенностью афинского суда было то, что предложения о мере наказания могли вносить как истец, так и ответчик. Важные судебные дела рассматривал суд присяжных – гелиэя. В ней насчитывалось 6 тыс. членов. Судьей мог быть каждый гражданин по достижении 30 лет. Гелиэя путем избрания назначала одну десятую часть своих членов для рассмотрения очередного дела. Суд был открытым и гласным. Гелиэя как наиболее демократический орган был использован для борьбы с аристократией.

Многие противники афинского строя, в том числе члены ареопага, были осуждены за злоупотребление властью, растраты, взяточничество. Судебные процессы являлись средством политической борьбы. Их публичный характер имел своим следствием дискредитацию прежней знати.

33. Аристократическое рабовладельческое государство в Древней Спарте: особенности государственного и общественного строя.

Во главе государства стояли 2 царя - базилевсы,которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Вызывает интерес нестандартный дуализм (двойственность) царской власти. Одна из из наиболее распространенных версий, объясняющих этот своеобразный институт государственного аппарата Спарты, связана с тем, что у истоков спартанского государства стояли два племени, заключившие между собой военно-политический союз. Два царя - базилевса были следствием древней традиции двух вождей этих племён. Другая версия связана с тем, что во время войн один из царей выполнял функции полководца, а второй - функции главы государства. Власть базилевсов не являлась классической монархической властью. Они избирались на народном собрании пожизненно, но могли быть и отстранены от своей должности.

Контролирующиморганом государственной власти был эфорат.Эфоров было 5, их ежегодно избирали на народном собрании из числа всех граждан. Они осуществляли строгий надзор за нравами и дисциплиной, контролировали деятельность всех должностных лиц, в том числе и базилевсов. Один раз в 5 лет эфоры в лунную ночь следили за звездным небом. Если звёзды скрывались за облаками или происходили другие аномальные явления, эфоры расценивали это, как указание богов на злоупотребление базилевсами своими полномочиями. На этом основании они отстранялись от должности царя. Обжаловать решение эфоров базилевсы могли только в том случае, если их оправдывал Дельфийский оракул.

Геруссия- совет старейшин, состоял из 28 геронтов, представителей родовой аристократии и 2 царей. Этот орган, являясь высшим органом исполнительной власти, в действительности сосредотачивал в своих руках огромные властные полномочия, и, прежде всего, в области законодательной власти. Члены Геруссии избирались народным собранием пожизненно. Геруссия предварительно обсуждала дела, выносимые на народное собрание, и готовила законопроекты. Один из геронтов председательствовал на народном собрании и руководил процессом голосования. Если собрание не желало принимать необходимое решение или, наоборот, принимало решение в противовес мнению Герусии, геронт был вправе отменить решение народного собрания. Одновременно Геруссия являлась и судебной инстанцией. Геронтами избирались преимущественно представители рабовладельческой аристократии, достигшие 60-летнего возраста. Таким образом, при формальном наличии принципа разделения властей в Спарте сложился режим, по своему содержанию имеющий аристократический характер.

Таким образом, государственная система в Спарте имела ярко выраженный аристократический характер.Решающую роль играли органы власти, формирующиеся из представителей рабовладельческой аристократии и выражавшие ее интересы.

Для общественного строя Спарты характерно длительное сохранение пережитков первобытного строя и военная организация общества.

Политическими правами пользовались лишь спартиаты. Все они были обеспечены земельными наделами, которые передавались им вместе с обрабатывавшими землю илотами. Первоначально наделы были одинаковы, но со временем социальное неравенство стало проявляться, хотя все спартанские граждане именовались "равными" Из их числа исключались спартриаты, которые не могли делать взносы для организации общественных трапез; они переходили в разряд "гипомейенов" - опустившихся.

Периэки - были лично свободными, политическими правами не пользовались, но в других отношениях были правоспособны. Могли приобретать собственность и совершать сделки. Несли воинскую повинность. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами.

Илоты - представители побежденных племен, превращенные в государственных рабов. Своей земли они не имели, работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако, илоты имели свое хозяйство и свои орудия производства. От урожая, полученного с земли, около 50% илоты платили господину в виде оброка. Илоты несли также военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами жестокого террора. Илоты могли быть отпущены на волю государством.

34. Реформы Ликурга в Древней Спарте.

На пути создания государственности Спарта выработала свою систему, отличную от типовой для остальной Эллады тирании. Аристократия не была низвергнута, а народному правлению был придан особый строй, примирявший все интересы внутри спартанского общества, а кроме того, само это общество было поставлено под строгий государственный контроль.

Законы равенства Ликург распространил и на брачно-семейную сферу. Женщины были в значительной степени уравнены с мужчинами, допущены к занятиям спортом, военным делом. Это должно было способствовать простоте нравов, что, в свою очередь, содействовало бы росту браков и рождаемости. Поощрялись внебрачные связи, причем запрещено было проявлять собственнические чувства, ревность и т. п., в отношении женщин. Государство брало на себя заботу о воспитании всех без исключения детей.

Читайте также: