Восток и латинская америка в первой половине 20 века кратко

Обновлено: 08.07.2024

Латинская Америка вступила в XX век с большим грузом колониального наследия. К ним относятся:

  • преобладание аграрных отношений, основанных на крупных земельных владениях (латифундиях);
  • сохранение индейской общины;
  • преобладающее влияние на сознание населения католической церкви;
  • узкая специализация, направленная на удовлетворение потребностей великих держав в сырье и сельхозпродукции;
  • этнокультурный дуализм;
  • большая зависимость экономики от конъектуры мирового рынка;
  • острая борьба между диктаторскими и демократическими силами.

В начале столетия в странах начинается развитие капиталистических отношений. Экономика латиноамериканских государств пошла по пути экстенсивного развития аграрного производства и добывающих отраслей, работающих на экспорт. В результате произошло формирование трёх основных типов экспортной экономики стран Латинской Америки:

  1. добыча минерального сырья (нефть, селитра, серебро, медь, олово, стратегические металлы) – Мексика, Боливия, Венесуэла, Чили, Перу
  2. аграрное производство (мясо и зерно) в умеренной климатической зоне – Аргентина и Уругвай;
  3. аграрное производство (сахар, кофе, тропические фрукты) в тропической зоне – Бразилия, Колумбия, Эквадор, государства Центральной Америки и острова Карибского моря.

Сырьевая специализация привела к отставанию латиноамериканских стран на 30-50 лет по уровню технического развития от стран Европы и США.

Политическое и социальное развитие Латинской Америки

Специфика экономического развития определяла политическое своеобразие стран региона. Среди населения получила распространение вера во всемогущество каудильо.

Каудильо – это вождь, предводитель, политический лидер, обладающий неограниченной властью на местах.

Народ верил, что все проблемы экономического и социального характера могут быть разрешены таким вождём. Именно поэтому начало XX века в Латинской Америке ознаменовано мятежами, гражданскими войнами и государственными переворотами.

Готовые работы на аналогичную тему

В начале века происходит формирование латиноамериканской нации. Она явилась результатом смешивания трёх разнообразных народов: коренного индейского населения, европейских переселенцев и пришельцев с африканского континента. В социальном составе можно выделить три своеобразные группы населения: креолы, метисы, самбо и мулаты.

Креолы – это потомки европейских переселенцев, рождённые в колонии. Метисы – это потомки от смешанных браков представителей разных рас, например, потомки европейцев и индейцев. Самбо – это потомки от смешанных браков негров и индейцев. Мулаты – это потомки от смешанных браков европейцев и негров.

Креолы преобладали в Аргентине, Уругвае и Коста-Рике. Индейцы и метисы составляли основное население в Парагвае, Гватемале, Боливии, Перу и Эквадоре. Метисы оставались основным слоем в Мексике, Венесуэле, Чили и Колумбии. В Бразилии, Кубе, Гаити и Доминиканской республике мулаты составляли от трети до половины населения государств.

Международное положение стран Латинской Америки

По положению в мировом сообществе страны Латинской Америки подразделяются на три группы:

  1. страны-лидеры – Мексика, Бразилия, и Аргентина;
  2. страны со средним статусом – Чили, Колумбия, Перу, Уругвай и Перу;
  3. отстающие страны – Парагвай, Боливия, Никарагуа, Гватемала, Гондурас и Панама.

Формально все страны считались самостоятельными, но реально были подчинены другим государствам. Внешнеполитическую активность проявляли лишь Бразилия, Аргентина и Мексика. Остальные государства оказались в зоне действия США. Доктрина панамериканизма позволяла США вытеснять европейские державы из Латинской Америки.

1. Латинская Америка в первой половине XX века

Общая характеристика стран
Латинской Америки
Начало
XX века – 20
суверенных государств
Динамика
численности
населения: 60 – 448
миллионов
Языковое
разнообразие
(испанский,
португальский,
французский)
От
60 до 70% населения
– городские жители

Особенности общественного развития
стран Латинской Америки
Патриархально-патерналистские
отношения: клановые связи
более значимые, чем классовые
Особая
роль католической
церкви
Значительная
доля иностранного
капитала определяла отсталый
аграрный тип хозяйства
Партии
Особая
слабо развиты
роль армии

Для Латинской Америки первой
половины ХХ века характерно:
•вождизм и Каудильизм
•Господство в хозяйстве
латифундий
•Военное присутствие США

Запомни.
Латифундии (лат. Latifundia) — в
Латинской Америке название обширного
поместья, обрабатываемого трудом
рабов, а в последствии после отмены
рабства, дешевых работников.
Улица Сармьенте в
Буэнос-Айресе

Каудильизм (от испанского каудильо вождь, политический лидер, глава
государства, предводитель военных
отрядов) - это социальный феномен
Латинской Америки 19-20 вв.

Пути развития континента
Главная проблема деятельности - модернизация
устранение
традиционных
структур как
препятствий к
модернизации
выход на путь
модернизации:
решение основных
проблем жизни
народов
Происходит борьба капитализма и пережитков
феодализма (идет борьба социальных групп)

•В
сер.20 в. Лат. Америка значительно отставала
экономическом развитии. Они были аграрным, земля
находилась в собственности помещиков.
• Страны вывозили ресурсы: Куба-сахар,Чили-медь,
Бразилия-кофе.
• Господствующее положение занимали иностранные
компании.
• Власть принадлежала олигархам, ставленникам США.
• Олигархи контролировали государственные органы.
• В ряде стран при поддержке США установились
военные хунты
• Избавиться от политической и экономической
зависимости можно было или путем реформ, или
посредством революции.

12. Мексиканская революция 1910-1917гг.

•В
XX век Мексика вступила аграрной страной с огромным
влиянием иностранного капитала
• Свыше 70% населения (из 20 миллионов жителей страны)
проживало в деревне и занималось сельским хозяйством.
• Латифундисты владели более 90% всех земель, многие
крестьяне при этом оставались безземельными.
• Жестокая эксплуатация крестьян приводила к народным
выступлениям.

13. Итоги революции Мексиканская революция создала базу для развития революционного движения в странах Латинской Америки. Она

привела к становлению национального
суверенитета страны и уничтожила феодальные пережитки. В
результате прихода к власти демократических сил в стране
укрепился буржуазный строй.
Порфирио Диас
Франсиско Мадеро

Куба: путь революции
диктатура
свергнута
Херардо Мочадои-Моралес
Контрреволюционный
переворот
Антонио Гитерас
Демократические
реформы
Ошибка: не получил
поддержку армии
Фульхе́нсио
Батиста

Революция на Кубе 1933-1934 годов.
Генерал Р.Батиста,
президент и диктатор
Кубы с 1935 по 1959
годы.
КУБА

Смена режимов диктатуры в ХХ
веке на примере Аргентины.
1890-1912 ггограниченная
демократия.
1932 г.восстановление
демократии.
1943-1955,1962,19661973,1976-1983военные перевороты
и режимы.
1930-1932 гг- военный
переворот. Диктатура
Урибуру.
1983 гдемократизация.

В начале ХХ века в 20 латиноамериканских республиках проживало 5% населения Земли - около 95 млн. чел. Самыми крупными из них были Бразилия, Мексика и Аргентина.

Для Латинской Америки первой половины ХХ века характерно: вождизм и Каудильизм Господство в хозяйстве латифундий Военное присутствие США

Каудильизм (от испанского каудильо - вождь, политический лидер, глава государства, предводитель военных отрядов) - это социальный феномен Латинской Америки 19-20 вв . Латифундии (лат. Latifundia ) — в Латинской Америке название обширного поместья, обрабатываемого трудом рабов, а в последствии после отмены рабства, дешевых работников

В сер.20 в. Лат. Америка значительно отставала экономическом развитии. Они были аграрным, земля находилась в собственности помещиков. Страны вывозили ресурсы: Куба- сахар,Чили -медь, Бразилия-кофе. Господствующее положение занимали иностранные компании. Власть принадлежала олигархам, ставленникам США. Олигархи контролировали государственные органы. В ряде стран при поддержке США установились военные хунты Избавиться от политической и экономической зависимости можно было или путем реформ, или посредством революции.

Мексиканская революция 1910-1917гг. В XX век Мексика вступила аграрной страной с огромным влиянием иностранного капитала Свыше 70% населения (из 20 миллионов жителей страны) проживало в деревне и занималось сельским хозяйством. Латифундисты владели более 90% всех земель, многие крестьяне при этом оставались безземельными . Жестокая эксплуатация крестьян приводила к народным выступлениям.

Итоги революции Мексиканская революция создала базу для развития революционного движения в странах Латинской Америки. Она привела к становлению национального суверенитета страны и уничтожила феодальные пережитки. В результате прихода к власти демократических сил в стране укрепился буржуазный строй. Порфирио Диас Франсиско Мадеро

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Латинская Америка в XIX веке. Урок истории в 8 классе

Разработка урока истории в 8 классе по теме "Латинская Америка в XIX веке" включает конспект урока, раздаточный материал для учащихся, электронную презентацию, самоанализ урока.


Литература первой половины ΧΙΧ века.

Материал для приема зачета.


Тестирование по истории "Страны Европы и Северной Америки в первой половине 19 века" 8 класс

Контрольная работаСТРАНЫ ЕВРОПЫ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. 1. Первой страной, завершившей промышленный переворот, была:1) Англия;2) Франция;3).

Презентация к уроку-лекции по литературе "Русская литература первой половины XIX века. Романтизм- ведущее направление русской литературы первой половины XIX века".

Презентация содержит тезисы к лекции по теме "Русская литература первой половины XIX века. Романтизм-ведущее направление русской литературы первой половины XIXвека".


Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ (9 класс школы № 45 г.о. Самара)

Восток и Латинская Америка в первой половине ХХ в

28 октября 2017 г.

Образовательные ресурсы

1. Традиции и модернизация.

2. Особенности развития Японии, Китая и Индии в первой половине ХХ в.

3. Пути развития стран Латинской Америки в первой половине ХХ в.

Личностно значимая проблема

Каковы были основные черты развития на Востоке и в Латинской Америке в первой половине ХХ века?

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Модернизация, гандизм, реставрация Мэйдзи, синтоизм, латифундисты.

Планируемые результаты

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.

Читайте также: