Восстанови словообразовательную цепочку кратко

Обновлено: 05.07.2024

. велосипедистка; привлекать . . привлекательность; разделить . разделительный.

Ответ или решение 1

Словообразовательная цепочка — ряд однокоренных слов, связанных отношениями последовательной производности, то есть однокоренные слова в словообразовательной цепочке расположены таким образом, что каждое предыдущее является производящим для каждого последующего.
Восстановим пропущенные звенья в предложенных словообразовательных цепочках.
Давний —давно — недавно; теннис — теннисист — теннисистка; велосипед — велосипедист — велосипедистка; привлекать — привлекательный — привлекательность; разделить — разделитель — разделительный.

Задание 163. Мы уже подробно рассмотрели один вид отношений однокоренных слов – это словообразовательные отношения между производным и исходным словами. Рассмотрите следующие пары и ответьте на вопросы.

Родной --> родство; родственный --> родственник; родство --> родственный; родственник --> родственница.

Каждое ли производное слово имеет исходное?
Может ли быть исходное слово производным?
Все ли исходные слова имеют производные? (Если затрудняетесь ответить, то попытайтесь образовать производное от исходного родственница. Или от заимствованных инцидент, шасси. Получается?)
Еще раз внимательно посмотрите на словообразовательные отношения в парах с корнем -род-. Нельзя ли установить такую последовательность, при которой каждое следующее производное отличалось бы от предыдущего исходного только одной словообразовательной морфемой?
Вы верно выполнили задание, если расположили слова так: родной --> родство --> родственный --> родственник --> родственница.
Что напоминает получившаяся запись?
Конечна или бесконечна словообразовательная цепочка? Почему?
Что лежит в ее основе?
Является ли это правило обязательным для всех цепочек? Почему?
Докажите на двух-трех небольших собственных примерах правильность ваших выводов.
Только ли одной морфемой будет отличаться производное от исходного в цепочке при конфиксе?

а) Ржавый --> ржаветь --> ? --> проржавелый;
решето --> ? --> изрешетить --> изрешечивать;
обрести --> приобрести --> приобретать --> ?;
? --> общество --> общественный --> общественник;
коллекция --> коллекционировать --> коллекционирование --> ?;

б) держать --> ? --> сдержанный --> ?;
единый --> соединить --> ? --> воссоединять --> ?;
? --> симпатичный --> ? --> несимпатично;
сказать --> ? --> ? --> рассказчица;
считать --> ? --> расчет --> ? --> расчетливо;
рад --> радость --> ? --> ? --> безрадостность;

в) корить --> ? --> укор --> укоризна --> ? --> ? --> безукоризненно --> небезукоризненно;

г) резать --> ? --> резчица;
частый --> ? --> ? --> учащение;
меньший --> ? --> ? --> преуменьшение;
плесень --> ? --> ? --> ? --> заплесневелость;
чары --> ? --> ? --> ? --> очаровательно.

Доберитесь до исходного непроизводного. Попутно определяйте способ образования производных. В случае крайнего затруднения обращайтесь к словообразовательному словарю.

Например: плавать, пловчиха, плыть, пловец.

Таксист, такси, таксистский;
изобилие, изобильный, обильный;
подтянуть, подтягивание, тянуть, подтягивать;
приобретатель, приобрести, приобретать, обрести;
таинственность, тайна, таинство, таить, таинственный;
охота, по-охотничьи, охотник, охотиться, охотничий;
наращивающийся, растить, наращивать, нарастить, расти, наращиваться.

1. Болезнь, больница, болеть, больной, безболезненный.
2. Болеть, болезненный, болезненно, болезнь.
3. Обезболивание, обезболить, обезболивать, больно.
4. Заболеть, заболевание, болеть, заболевать.

Задание 168. В конце октября выпал первый снег. Настя Кувшинчикова и Вова Бутузов быстренько выбежали на улицу и принялись лепить снежную бабу. Вова скатал огромный ком, Настя – поменьше (девочка все-таки!). Приступили к сооружению снеговика. А как раз накануне ребята на уроке русского языка познакомились со словообразовательной цепочкой. И тут Вову осенило.

Догадайтесь: какая мысль пришла в голову Вове?
Продолжите рассказ, включив в него диалог ребят. А заодно поделитесь своими рассуждениями о том, на что похоже производное слово в цепочке и вся цепочка в целом.

Задание 169. Вернитесь к заданиям 164–167. Из скольких слов может состоять словообразовательная цепочка? Найдите в словообразовательном словаре цепочки из разного количества слов, запишите их, выделяя словообразовательные аффиксы.

Задание 170. Вы поняли, что в словообразовательной цепочке однокоренные слова выстраиваются в определенном порядке – от сложного к простому. Свой порядок (но совсем другой) есть и у слов в предложениях (см. задание 151), и особый порядок у предложений в абзацах (иначе текст разрушится).

Составьте словообразовательную цепочку с исходным глаголом трепетать. У кого она получилась длиннее?
Найдите место в цепочке, которое должен занимать глагол выбросить среди данных однокоренных слов: выбрасыватель, бросить, выбрасывать.

Задание 171. Запишите в нужном порядке перепутанные абзацы, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Из какого произведения А.П. Гайдара взят получившийся фрагмент? Читали ли вы эту повесть? О чем она? Чем отличаются гайдаровские мальчишки от своих сверстников начала XXI века? А что между ними общего?

Пока соседка разб_рала тазы и тря_ки Ольга взяла к_тенка и прошла в сад.
Тут Ольга услышала быстрый тревожный ш_пот. И вдруг, л_мая сухие ветки, тяж_лая лес_ница – та, что была пр_ставлена к окну чердака сарая, – с треском полетела вдоль стены и, подм_ная л_пухи, гулко брякнулась о землю.
Отсюда был виден больш_й запущенный сад. В глуб_не сада торчал неуклюжий двухэтажный сарай и над крыш_ю этого сарая разв_вался маленький красный флаг.
На стволах о_клеванных воробьями вишен бл_стела г_рячая смола. Крепко пахло см_родиной, р_машкой и п_лынью. Замшелая крыша сарая была в дырах и из этих дыр т_нулись поверху и и_чезали в л_стве деревьев какие-то тонкие веревочные провода.
Грузовик свернул в дачный поселок и ост_новился перед небольш_й укрытой плющ_м дач_й.
Ольга пр_бралась через орешник и смахнула с лица п_утину.
Веревочные провода над крыш_й задр_жали. Царапнув руки, к_тенок кувыркнулся в крапиву. Недоумевая, Ольга ост_новилась, осм_трелась, пр_слушалась. Но ни среди зелени ни за чужим забором ни в ч_рном квадрате окна сарая никого (не)было ни видно, ни слышно.
Ш_фер с помо_ником откинули борта и вз_лись (з,с)гружать вещи а Ольга открыла застекленную те(р,рр)а(с,сс)у.
Что такое? Красного флага над крыш_й уже (не)было и там торчала только палка.
Ольга вернулась к машине. (З,с)десь к ней подск_чила бойкая старая жен_щина – это была соседка, моло_ница. Она вызвалась пр_брать дачу вым_ть окна полы и стены.

Постройте три словообразовательные цепочки, исходными словами в которых были бы: 1) существительное; 2) прилагательное; 3) глагол, встретившиеся в этом тексте. Укажите словообразовательные средства.

§ 12. Словообразовательное гнездо

Задание 172. Ответьте на вопросы:

Что значит первый шаг (первое звено) в словообразовательном разборе?

Из чего состоит словообразовательная цепочка?

Верно ли утверждение: от данного исходного образуется только одна цепочка? Докажите.

Подведем итоги

1. Первое звено словообразовательных отношений – исходное и производное слова (нулевая и первая ступени): громоздить – громоздкий.

2. Второе звено – словообразовательная цепочка (первая и все последующие ступени): думать – выдумать – выдумывать – навыдумывать – понавыдумывать.

3. Подумайте: а существует ли третье звено? Какие отношения включает оно? Это более или менее сложный уровень? Почему?

4. Докажите справедливость или несправедливость ваших выводов на следующем примере словообразовательного гнезда:

5. С чем бы вы сравнили словообразовательное гнездо?

Задание 173. Понаблюдайте, как устроено словообразовательное гнездо, исходным словом которого является указанное выше гримаса.

Сколько цепочек в этом гнезде?

Докажите, что гнездо показывает ступенчатый характер русского словообразования.

Как соблюдается алфавитный порядок в размещении производных в гнезде?

Почему гнездо называют упорядоченным объединением всех производных слов с одним корнем?

Задание 174. Какие бывают гнезда?

Рассмотрите следующие словообразовательные гнезда. Чем они отличаются?

1) апофеоз --> апофеоз-н-ый

Из скольких слов может состоять гнездо?

Всегда ли можно однозначно говорить об исходных словах для одного и того же производного (см. пример 7)? Меняется ли способ словообразования в том случае, когда цепочка последовательностей выстраивается разными путями?

Раскройте на любой странице словообразовательный словарь. Вы видите, что гнезда бывают гораздо объемнее, чем те, которые мы с вами сейчас рассмотрели. Встречаются поистине гнезда-гиганты. К примеру, у слова холод 157 производных, свет (= лучистая энергия) – 288, ходить – 470, два – 547, половина – 587! (Не верите – проверьте!)

Приведите свои примеры словообразовательных гнезд, состоящих из огромного количества слов.

Задание 175. Восстановите пропущенные слова в словообразовательном гнезде.

а) Импровизировать (для мальчиков):

Задание 176. Вернитесь к заданию 174. По желанию выберите самое легкое или самое сложное гнездо и попробуйте построить подобное, взяв за исходное одно из следующих слов: странный, хоккей, экстренный, эффект, радиатор, шея, экскурсия. Сверьтесь со словообразовательным словарем.
Сравните получившееся у вас гнездо с выбранным вами образцом. Если в обоих вариантах встретились производные с одним и тем же словообразовательным значением, посмотрите, одинаковые ли дериваторы выражают его.
Есть ли в получившемся гнезде что-то общее с первоначальным? Чем вы объясните разницу?

Задание 178. Прочитайте текст.

Все, о чем здесь идет речь, случилось в нашем уездном городишке, который в давние времена, быть может, и назывался городом, но теперь, когда в нем живет не более двух тысяч обывателей, кличется, по непонятной игре русского языка, городищем, что более подходило бы, конечно, какой-нибудь столице.

Познакомьтесь с фрагментом словообразовательного гнезда.

Определите разницу в лексическом значении выделенных в тексте однокоренных слов.

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Придумайте несколько предложений с разными значениями слова городище.

После нашей деревушки даже маленький городок кажется городищем.

Рядом с парком Тригорского находится городище Воронич – памятник далекого героического прошлого русского народа, его славной истории. (С.С. Гейченко)

Выясните лексическое значение слова обыватель. Производное оно или нет? В каком гнезде можно его встретить? В случае затруднения прочитайте этимологическую справку.

Задание 179. Вот еще фрагмент словообразовательного гнезда (без выделения словообразовательных аффиксов).

Как образованы производные житейский и жизненный?
Как называются подобные слова? Какие трудности могут возникнуть в употреблении паронимов?
В.И. Красных приводит такое толкование лексического значения слов жизненный и житейский.

ЖИЗНЕННЫЙ – связанный с жизнью, с окружающей действительностью, общественно значимый; близкий к жизни, к действительности, типичный, характерный для нее.

ЖИТЕЙСКИЙ – обыденный, свойственный повседневной жизни. (По словарю С.И. Ожегова.)

Вставьте на месте пропусков один из паронимов – жизненный или житейский. Какие из получившихся вариантов достаточно спорные? Почему?

И все эти люди, несмотря на видимую молодость, очевидно, обладали большим _______ опытом. (А.Куприн)

Чувствовалось, как много И.Смоктуновский хлебнул горестного и горького, какой огромный _______ опыт накопил. (О.Аросева)

К сожалению, я вновь в госпитале. Мое ______ пространство сокращается. (Д.Волкогонов)

Вопросы обсуждаются самые _______, интересующие горожан. (В.Николаев)

Мы поговорили о делах _______.

Для М.Н. Ермоловой критерием художественности служило соответствие _______ правде. (Т.Щепкина-Куперник)

И мы расстались, чтоб никогда уже не встретиться в многоликой _______ сутолоке большого города. (Г.Семенов)

Таким людям, как Андерсен, нет охоты растрачивать время и силы на борьбу с _____ неудачами. (К.Паустовский)

Напишите свое рассуждение о паронимах удачный – удачливый, представить – предоставить или о паронимах, встретившихся в одном из приведенных предложений (по выбору).

Задание 180. Есть такой анекдот.

Трехлетний ребенок спрашивает у своей бабушки:
– Бабушка, если на ногах ногти, то ведь на руках рукти, да?

Что ответила бабушка внуку, вы, уверен, без труда определите. Но. в чем все-таки причина этой ошибки? И как она связана со словообразованием? Попробуйте самостоятельно построить гнезда, исходными в которых являются нога, ноготь, рука.

Задание 181. Прочитайте текст.

У Александра Сергеевича тоже были ученики. И он учил их русскому языку. Безусловно, язык – условность, просто договорились, что корова пишется через о, ни в Новом, ни в Ветхом Завете не сказано, что корову нужно писать через о. Это придумали учителя, чтобы мучить учеников. Потому что учителя грамотные, а ученики безграмотные, а потом учителя умирают, и ученики становятся учителями, и так до конца света, пока слово корова не отомрет вместе со своей буквой о.

Задание 182. Осторожно: опасное словообразование!

В одной из занимательных историй рассказывается.

К словам с пропусками в суффиксах подберите проверочные. Во всех ли случаях удалось сделать это?
Определите тип текста. Выпишите несколько слов и словосочетаний, доказывающих ваше мнение.
Что общего в морфемном составе слов синь, зелень, грудь? Можно ли говорить об исходной основе каждого из них?
Найдите слова с корнем -син-, расположите их в словообразовательном гнезде, дополните его известными вам производными.
Постройте словообразовательную цепочку от исходного слова золото, состоящую из производных не менее двух ступеней.
Определите словообразовательный тип следующих производных: увяданье, рыжеватая, поламывать; дополните их список.

А теперь последовательно будем присоединять к слову аллея перечисленные суффиксы. Все ли из них мы можем использовать? (Не забывайте о непредсказуемости словообразования: что удобно в одном случае, совершенно неприемлемо в другом!) Вот какая картина, наверное, у вас получилась:

АЛЛЕЙ-арь (аллеярь) – мастер по закладке аллей;

АЛЛЕЕНИЕ – процесс украшения города аллеями;

АЛЛЕЯНИН – постоянный обитатель аллей (может быть, бомж?);

АЛЛЕИЗМ – философское учение, доказывающее полезность и нужность увеличения количества аллей

АЛЛЕИСТ – см. Аллеярь или аллеизм;

АЛЛЕИХА – жена (см. предыдущую строку);

АЛЛЕИЦА – аллея гигантских размеров;

АЛЛЕИШКА – пренебрежительное название не совсем приглядной аллеи;

АЛЛЕЁНОК – очень молодая аллея;

АЛЛЕЙСТВО – приверженность к разведению аллей;

АЛЛЕЙЩИК – специалист на все руки по аллеям.

И это только существительные! Прилагательные и глаголы получаются тоже не менее симпатичные:

АЛЛЕИТЬ – украшать аллеями;

АЛЛЕЙНИЧАТЬ – проводить время в аллее и т.д.

К глаголам совсем легко добавлять приставки, и вот, пожалуйста:

аллеить --> обаллеить (закончить аллеить) --> обаллеивание. Уже целые цепочки выстраиваются!

Если ваша фантазия иссякла, то уставшие могут отдохнуть, а самые отважные пусть теперь попытаются объединить все получившиеся производные в гнезде.

Но не слишком обольщайтесь: придуманные только что слова можно назвать полноправными членами лексики лишь относительно – они пока не вошли в язык, не закрепились в нем, да и вряд ли когда-то войдут. Вы сочинили их по просьбе учителя, также их можно создавать и на случай, к примеру, в разговоре. То есть эти слова быстро возникают и почти всегда столь же быстро исчезают. В науке их называют окказионализмами.

Вопрос, на который можно не отвечать: как вы считаете, полезной или бесполезной работой вы сейчас занимались? Кто хочет, поясните свой ответ.

пример :глухой → глушить → оглушить → оглушительный → оглушительно.

Эмиграция
Гигиеничный
Законность
Гвардейский
Вольница
Вредить
Временность

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Словообразовательная цепочка Словообразовательная цепочка — это такой ряд однокоренных слов, в котором каждое последующее слово непосред­ственно производно от предыдущего. греть -> обогреть -> обогревать -> обогреватель

Ответы держать --> сдержать--> сдержанный --> сдержано; симпатия --> симпатичный --> несимпатичный --> несимпатично; сказать --> рассказать --> рассказчик --> рассказчица; рад --> радость --> радостный --> безрадостный --> безрадостность

Ответы резать --> резчик--> резчица; частый --> частить--> учащать --> учащение; меньший --> уменьшать --> преуменьшать --> преуменьшение; плесень --> плесневеть --> заплесневеть --> заплесневелый --> заплесневелость; чары --> чаровать --> очаровать --> очаровательный --> очаровательно.

. Запишите в нужном порядке перепутанные абзацы, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Из какого произведения А.П. Гайдара взят получившийся фрагмент? Пока соседка разб_рала тазы и тря_ки Ольга взяла к_тенка и прошла в сад. Отсюда был виден больш_й запущенный сад. В глуб_не сада торчал неуклюжий двухэтажный сарай и над крыш_ю этого сарая разв_вался маленький красный флаг. Грузовик свернул в дачный поселок и ост_новился перед небольш_й укрытой плющ_м дач_й. Ш_фер с помо_ником откинули борта и вз_лись (з,с)гружать вещи а Ольга открыла застекленную те(р,рр)а(с,сс)у. Ольга вернулась к машине. (З,с)десь к ней подск_чила бойкая старая жен_щина – это была соседка, моло_ница. Она вызвалась пр_брать дачу вым_ть окна полы и стены. Постройте три словообразовательные цепочки, исходными словами в которых были бы: 1) существительное; 2) прилагательное; 3) глагол, встретившиеся в этом тексте. Укажите словообразовательные средства

Грузовик свернул в дачный поселок и остановился перед небольшой, укрытой плющом дачей. Шофер с помощником откинули борта и взялись сгружать вещи, а Ольга открыла застекленную террасу. Отсюда был виден большой запущенный сад. В глубине сада торчал неуклюжий двухэтажный сарай, и над крышею этого сарая развевался маленький красный флаг. Ольга вернулась к машине. Здесь к ней подскочила бойкая старая женщина – это была соседка, молочница. Она вызвалась прибрать дачу, вымыть окна, полы и стены. Пока соседка разбирала тазы и тряпки, Ольга взяла котенка и прошла в сад.

Читайте также: