Восприятие детей с онр кратко

Обновлено: 18.05.2024

Первичный дефект - недоразвитие или повреждение различных звеньев речевой системы - неизбежно приводит к ряду внутрисистемных (недоразвитию всех сторон речи) и межсистемных отклонений. Анализ данных научных исследований позволяет сделать вывод о качественном своеобразии познавательной деятельности детей с ОНР в сравнении с нормой (И.Т.Власенко, Т.Н.Волковская, Ю.Ф. Гаркуша, В.П.Глухов, Т.И.Дубровина, Р.И.Лалаева, Т.В.Туманова, Э.Л. Фигередо; Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.)

Авторы отмечают недостаточность сенсорных, пространственных и временных представлений, снижение характеристик памяти, недостаточную целенаправленность и произвольность внимания, трудности в построении умозаключений, обобщений, в установлении причинно-следственных связей. Перечисленные особенности, а также недостаточный уровень развития навыков коммуникации у ребенка с речевыми нарушениями, приводят к проблемам в общении с другими людьми, к нарушению социальных связей с окружающим миром, и, даже, к чувству отверженности и одиночества.

Р.Е. Левина (1951) рассматривала отклонения в развитии познавательной деятельности при выраженных нарушениях речи как вторичную задержку, зависящую по своей структуре от характера первичного речевого дефекта. Эта точка зрения нашла отражение в работах многих отечественных исследователей, которые указывают, что у детей с речевыми нарушениями при формально сохранном интеллекте имеют место выраженные трудности обучения, своеобразное неравномерное дисгармоничное отставание психического развития.

В зависимости от степени выраженности и локализации органической или функциональной недостаточности центральной нервной системы при нарушениях речи может наблюдаться:

· локальный речевой дефект (обусловленный, прежде всего, недостаточностью речевых зон коры головного мозга), нарушения познавательной сферы вторичны;

· сочетанный психоречевой дефект в структуру которого входят как нарушения познавательной сферы, так и речи (при этом имеется недостаточность не только речевых зон, но и височно – теменно – затылочных областей коры головного мозга),

Как правило, задержка психомоторного и речевого развития выявляется уже в раннем возрасте. Отмечается более позднее, по сравнению с нормой, развитие локомоторных функций: дети позже начинают ходить, у них недостаточно развита техника основных движений, часто страдают двигательные качества (быстрота, ловкость, выносливость). Моторика рук длительное время остается недостаточно дифференцированной, часто встречается левшество. У многих детей с ОНР выявляются недостатки общей и мелкой моторики, координации движений, статического равновесия (Г.А.Волкова, 1985; Н.В. Надежина, 2007; Ю.О. Филатова, 2014).

Особенности коммуникативной и игровой деятельности

У детей с речевым недоразвитием, как правило, более активно, чем речевые, развиваются невербальные средства общения (мимика, жесты), что служит средством компенсации речевой недостаточности при первично сохранном интеллекте. Трудности коммуникации у этой категории детей проявляются по-разному (Д.И.Бойков, 2005; Е.О. Канунникова 2007; И.П. Лямина, 2006; О.С.Павлова, 1998; О.А.Слинько,1992; Л.Г.Соловьева; Е.Г.Федосеева, 1999; Е.Л.Черкасова, 2009 и др) . В одних случаях может наблюдаться низкая речевая активность, когда при попытке вступления в речевой контакт ребенок проявляет негативизм, отказывается от общения, применяет различные уловки, маскируя дефект. В других случаях, может наблюдаться стремление к речевому общению, которое сочетается с раздражительностью, с острой эмоциональной реакцией на ситуацию непонимания окружающими речи ребенка. Важно, что у ребенка, который почти не владеет речью, но имеет сохранный интеллектуальный потенциал, понимание обращенной речи сохранно.

У дошкольников с ОНР отмечается незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм, страдает диалогическая речь. Бедность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря по сравнению с другими частями речи, трудности в построении связного высказывания препятствуют полноценному общению.

Перечисленные недостатки сказываются на характере межличностных отношений со сверстниками. Среди "непринятых" и "изолированных" чаще всего оказываются дети, которые неуспешны во всех видах детской деятельности и плохо владеют коммуникативными средствами.

Недостаточность коммуникативной функции выражается как в снижении потребности в общении, так и в замедленном овладении его формами (эмоционально-личностной, ситуативно-деловой, внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной). У большинства старших дошкольников с недоразвитием речи преобладает ситуативно-деловая форма, что характерно для нормально развивающихся детей 2 – 4-летнего возраста. Предпочитаемым видом коммуникации для большинства детей с ОНР является общение, выступающее на фоне совместной со взрослым игровой деятельности. Однако игра отличается содержательной бедностью, игровые действия детей практически не сопровождаются речью, если же речевое сопровождение присутствует, то как правило, выражается отдельными словами и словосочетаниями, реже короткими фразами, ролевая речь отсутствует.

Игровая деятельность детей с ОНР долго носит процессуальный, предметно-отобразительный характер, формирование сюжетно-ролевой игры запаздывает. Содержание игр бедное, сюжеты стереотипны, творческие проявления ограничены. Дети не могут организовать коллективную игру, не умеют строить ролевые диалоги. Для многих воспитанников логопедических групп характерна двигательная расторможенность, импульсивность. Часто они не могут занять себя каким-либо делом, у них недостаточно сформированы навыки совместной деятельности. Если дети совместно выполняют поручение взрослого, то каждый из них стремится сделать все по – своему, не ориентируясь на партнера, не сотрудничая с ним. Подобные факты говорят о слабой ориентации дошкольников с недоразвитием речи на сверстников в ходе совместной деятельности, о низком уровне сформированности их коммуникативных умений, навыков сотрудничества.

Отмечаются недостатки коммуникативной деятельности и у детей старшего возраста. Школьники с тяжелыми нарушениями речи, обучающиеся в специальных коррекционных школах V вида, испытывают трудности в межличностном взаимодействии, в вербальном общении (С.А.Игнатьева, (2009).

Внимание детей с речевым недоразвитием имеет ряд особенностей: неустойчивость, сужение объема, более низкий уровень произвольности (Т.Н.Волковская, 2003,2008; Усанова О.Н., Гаркуша Ю.Ф., 1985). Различия в проявлении произвольного внимания зависят от модальности раздражителя (зрительный, слуховой): детям с ОНР гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной, чем зрительной инструкции.

Стабильность темпа деятельности у дошкольников с ОНР имеет тенденцию к снижению в процессе работы. Ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются. Характер ошибок и их распределение во времени качественно отличается от нормы.

Страдает произвольная регуляции деятельности в целом, все виды контроля (упреждающий, текущий и последующий). Наименее сформированы упреждающий контроль, связанный с анализом условий задания, инструкции педагога, и текущий контроль в процессе выполнения задания. Последующий контроль (по результату) требует дополнительной помощи педагога - повтора инструкции, показа образца, конкретных указаний и т.д. Дети затрудняются в сосредоточении внимания на анализе условий, поиске различных способов и средств решения задач, теряют инструкции.

Распределение внимания между речью и практическим действием для детей с тяжелыми нарушениями речи подчас оказывается сверхсложной задачей. Им трудно сопровождать свою деятельность речью, давать словесный отчет о выполненных действиях.

Ощущения и восприятие. Нарушения фонематического восприятия отмечаются у всех детей с нарушениями речи. Недостаточность функции речедвигательного анализатора влияет на слуховое восприятие фонем, хотя при этом не всегда наблюдается прямая зависимость между нарушением произношения звуков и нарушением их восприятия (Г.Ф. Сергеева, 1973). В ряде случаев наблюдается различение на слух тех фонем, которые не противопоставлены в произношении, в других же случаях не различаются и те фонемы, которые дифференцируются в произношении. Тем не менее, есть определенная пропорциональность: чем большее количество звуков дифференцируется в произношении, тем успешнее происходит различение фонем на слух. Если же “опор” в произношении недостаточно, то хуже формируются фонематические образы.

У дошкольников с ОНР выявляются негрубые недостатки зрительного восприятия. Отставание от нормы, в частности, проявляется в трудностях воссоздания целостного образа предмета (Е.А.Захарова, 2011). Простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается у детей с нормальным речевым развитием и у детей с недоразвитием речи. Затруднения возникают при усложнении заданий (узнавание предметов в условиях наложения, зашумления). При восприятии образа предмета в усложненных условиях удлиняется время принятия решения, появляется неуверенность, возникают отдельные ошибки опознания.

При реализации перцептивного действия (приравнивания к эталону) дошкольники с ОНР чаще пользуются элементарными формами ориентировки, то есть практическим примериванием к эталону, в отличие от детей с нормальной речью, которые преимущественно используют зрительное соотнесение. Даже если ребенок практически ориентируется в признаках цвета, формы, величины, его сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове: по просьбе взрослого малыш может показать заданный цвет или геометрическую фигуру, но долго не усваивает их названия.

Недостатки зрительной сферы у детей с тяжелыми речевыми нарушениями проявляются в основном в бедности и недифференцированности зрительных образов, инертности и непрочности зрительных следов, а также в отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным представлением предмета (Л.С. Цветковой, Т. М. Пирцхалайшвили, 1975). При этом у мальчиков часто оказываются более низкие результаты, чем у девочек.

По сравнению с нормально развивающимися сверстниками на значительно более низком уровне оказываются оптико-пространственные функции. Нарушения указанных функций считаются характерными для многих детей с последствиями раннего органического поражения мозга. Е.М. Мастюкова (1991) исследовала оптико-пространственный гнозис, пространственные представления, лицевой гнозис, пальцевой и оральный стереогноз у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи и выявила значительные отличия от нормы. При изучении особенностей ориентировки детей с недоразвитием речи в пространстве, оказалось, что они, в основном, затрудняются в дифференциации понятий справа и слева, обозначающих местонахождение объекта. Наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле, особенно при усложнении заданий.

Развитие оптико-пространственных функций является необходимым условием для обучения чтению, письму, счету. В большинстве случаев при ОНР недостаточно развит буквенный гнозис: дети с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написание букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, у них наблюдаются трудности в назывании и сравнении букв, сходных графически и даже в назывании букв печатного шрифта, данных в беспорядке (А.П. Воронова, 1993). Значительная роль пространственных нарушений усматривается в выраженности и стойкости расстройств письменной речи (дислексии и дисграфии), нарушениях счета, которые могут наблюдаться при речевых расстройствах.

Дети с ОНР могут устанавливать пространственные отношения между явлениями действительности в предметно-практической деятельности и понимать на уровне импрессивной речи. Однако, в экспрессивной речи они часто не находят языковых средств (предлогов, наречий) для выражения этих отношений или используют неверные лексические единицы. Это обусловлено недосточностью процессов перекодирования сохранной семантической программы в языковую форму. Однако пространственные нарушения у детей с речевыми нарушениями отличаются определенной динамичностью, возможностью компенсации.

Память и воображение. Исследование мнестической деятельности у детей с ОНР обнаруживает большую вариабельность в объеме слухо-речевой памяти, а также некоторое общее снижение данной функции (Т.И.Дубровина,2010; Ю.С.Рудей, 2008; Т.А.Фотекова, 2013). У рассматриваемой категории детей заметно снижена слухоречевая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми, при этом уровень развития слухоречевой памяти снижается в соответствии со снижением уровня речевого развития.

Дети с ОНР часто забывают сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые), опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий, при этом, как правило, не используют речевые высказывания с целью уточнения инструкции

Отмечается своеобразие кратковременной памяти: снижение объема и скорости запоминания, медленный темп заучивания, нарушение порядка воспроизведения стимулов, повышенная тормозимость следов мнестической деятельности за счет побочных факторов. Дети с недоразвитием речи после первого предъявления точно воспроизводят лишь длину ряда слов (их количество), часто повторяя одно и то же слово несколько раз или вводя новые слова (парамнезия). Словесные парамнезии отражают специфическую для этой категории детей внутреннюю неустойчивость их речемыслительной системы. Допущенные ошибки воспроизведения они, как правило, не замечают и не исправляют. Отсроченное воспроизведение оказывается одинаково низким у всех детей с ОНР. При этом недостаточность слухоречевой памяти носит вариативный и неоднородный характер. Нарушения структуры деятельности, когда инструкция воспринимается детьми неточно и фрагментарно, связаны не только со снижением слухоречевой памяти, но и с особенностями внимания.

Объем зрительной памяти у младших школьников с ТНР практически не отличается от нормы (И.Т.Власенко, 1990). Исключение касается продуктивности запоминания серии геометрических фигур, что связано с выраженными трудностями восприятия сложных форм, слабостью пространственных представлений. Однако, при имеющихся трудностях у детей данной категории остается относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания.

Мышление. Тесная связь между нарушениями речи детей и другими сторонами их психического развития обусловливает некоторые специфические особенности их мышления (Т.Н.Волковская, 1999; Т.В,Нестерова, 2005; О.Н. Усанова, Т.Н.Синякова,1982; Н.М.Уманская, 1997; Л.Э. Царгуш, 1987; Л.И.Переслени, Т.А.Фотекова, 1993 и др.).

Исследования показали, что недостатки наглядно – образного мышления у детей с недоразвитием речи могут иметь не только вторичный, но и первичный характер (вследствие недостаточности теменно – затылочных областей коры головного мозга). Несформированность наглядно – образного мышления при недоразвитии речи в большинстве случаев по степени выраженности связана с тяжестью речевого дефекта.

На процесс и результаты мышления у детей с недоразвитием речи влияют недостатки в знаниях и нарушения самоорганизации (В.А. Ковшикова и Ю.А. Элькин 1979). У них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов, возникают трудности в установлении причинно - следственных связей между явлениями действительности. Нарушения саморегуляции касаются эмоционально-волевой и мотивационной сфер, и проявляются в психофизической расторможенности (реже в заторможенности) и отсутствии устойчивого интереса к заданию. При этом возможности правильного осуществления мыслительных операций у детей с недоразвитием речи, как правило, сохранны, что выявляется при расширении запаса знаний и упорядочении деятельности.

Овладевая в целом полноценными предпосылками для развития мыслительных операций, доступных их возрасту, дети, отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом осваивают анализ, синтез, сравнение, классификацию, исключение лишнего понятия, затрудняются в построении умозаключений.

При исследовании словесного мышления учащихся речевых школ (И.Т. Власенко, 1990) обнаруживаются особенности, которые носят специфический характер и по своему психологическому механизму первично связаны с системным недоразвитием речи, а не с нарушением собственно мышления. Установление во внутреннем плане речемыслительной связи слова с предметным образом у этих детей нарушается из-за недостаточной сформированности механизма внутренней речи в звене перехода речевых образований в мыслительные и наоборот.

Воображение. Задержка в развитии речи знаменует собой и задержку развития воображения. Это обусловлено тем, что речь, сначала внутренняя, а затем внешняя, выполняют функцию управления образами.

В исследованиях (Ахметзянова, 2004; В.П. Глухов, 1985; Н.В.Рыжова, 2006;) выявлено, что дошкольники с общим речевым недоразвитием по уровню продуктивной деятельности воображения отстают от нормально развивающихся сверстников. Детям с ОНР требуется значительно больше времени для включения в работу, при этом в их деятельности отмечается значительное количество и продолжительность пауз, быстрая истощаемость. Снижены возможности антиципации. В целом свойственны: недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения. Отмечается более низкий уровень пространственного оперирования образами.

Эмоционально-личностное развитие детей с ОНР также характеризуется качественным своеобразием. По сравнению с нормально развивающимися сверстниками им в большей степени свойственны такие особенности, как пониженная самооценка, тревожность, наличие страхов, проявления агрессивности и негативизма (С.В.Валявко 2006; В.Г.Колягина, 2011; Д.Р.Миняжева, 2004; Г.Х.Юсупова, 2003; М.Н.Ронусик, 2011; Е.В.Кладова, 2011)

Таким образом, комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с общим недоразвитием речи препятствует успешному освоению образовательной программы, затрудняет становление у них полноценных коммуникативных связей со взрослыми и сверстниками. Требуется специальная работа по коррекции и развитию всех компонентов речевой, познавательной и коммуникативной деятельности в целях оптимальной и эффективной адаптации детей с выраженными нарушениями речи к условиям и требованиям социума. Коррекционная работа должна осуществляться в рамках тесного взаимодействия учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, учителей и родителей.

Статья

Для овладения ребенком речью необходимы сохранные умственные способности, нормативный слух, достаточная психическая активность, потребность в речевом общении и полноценное речевое окружение.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Для овладения ребенком речью необходимы сохранные умственные способности, нормативный слух, достаточная психическая активность, потребность в речевом общении и полноценное речевое окружение. Отсутствие одного из данных условий приводит к различным речевым расстройствам.

Головчиц Л.А., Лурия А.Р., Черкасова Е.Л. отмечают, что несформированность слухового восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к речевым нарушениям.

Изучение влияния особенностей слухового восприятия на речевую функцию детей в коррекционной педагогике представлено двумя основными дисциплинами: сурдопедагогикой и логопедией.

Но мы остановимся на логопедии, которая, как известно, рассматривает расстройства слухового восприятия при нормальном физическом слухе и сохранных интеллектуальных предпосылках в структуре различных речевых нарушений.

Наиболее разнообразные отклонения в развитии слухового восприятия отмечаются при общем недоразвитии речи (ОНР), под которым понимается нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне. При ОНР нарушается формирование звукопроизношения, фонематических процессов, лексики, грамматики и связной речи. Выявлена связь речевых нарушений с незрелостью нейрофизиологических механизмов, нарушениями развития по¬знавательных процессов, несформированностью когнитивных операций, недостатками психомоторного, эмоционального и социального развития детей.

Среди причин данного нарушения Лукашевич И.П., Мачинская Р.И., Шкловский В.М. отмечают тот факт, что у детей с ОНР тяжелое состояние высших психических функций, особенно зрительного, слухового гнозиса, пространственной организации восприятия, связано с нарушениями кровоснабжения при родовых осложнениях и на нейрофизиологическом уровне проявляется влокальных изменениях электрической активности правого полушария головного мозга.

Изучение нейрофизиологических механизмов организации речевой деятельности у детей с различными речевыми расстройствами, проведенное Фишман М.Н., свидетельствует о преимущественном поражении у них структур левого полушария с вовлечением структур правого полушария, о наличии несоответствия уровня электрической активности возрастным нормативам. При этом подчеркивается, что у детей младшего дошкольного возраста выявляются зеркальные очаги в симметричных отделах правого полушария.

По мнению Ананьева Б.Г., слуховой анализатор осуществляет анализ и синтез звуков как каждым в отдельности полушарием, так и совместно. Самостоятельная работа каждого полушария по определению силы, высоты, источника звучания возможна лишь в привычных условиях, а в новых условиях для различения звука по всем его параметрам необходима совместная работа обоих полушарий. У детей с недоразвитием речи нарушено формирование функциональной специализации полушарий головного мозга, а деятельность правого полушария уже на ранних этапах развития характеризуется ослабленностью сенсорно-перцептивного звена.

Многие исследователи, а в частности Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Хватцев, констатируют недостаточность слухового восприятия у детей с недоразвитием речи, при этом особое внимание уделяют одному из компонентов слухового восприятия – фонематическому.
Левина Р.Е. при общем недоразвитии речи выделяет три уровня речевого развития, для каждого из которых характерны свои особенности фонематической стороны речи. В таблице 3 нами представлены особенности фонематического восприятия, характерные для каждого из уровней ОНР.

Таблица 3

Особенности фонематического восприятия у детей с ОНР

Из-за отсутствия восприятия ритмичности построения речи ребенок с данным уровнем речевого развития с трудом усваивает ритмико-мелодическую структуру слова.

Фонематическое восприятие формируется у детей с общим недоразвитием речи поэтапно. Каше Г.А., Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. выделяют 5 этапов становления фонематического восприятия:

Проблема состояния слухового восприятия детей с общим недоразвитием речи рассматривается в работах Алексеевой А.Е., Ляминой И.П., Микляевой Ю.В. Авторы отмечают у дошкольников с ОНР несформированность языкового анализа, чувства ритма, фонематического слуха, недостаточность сенсорно-перцептивной деятельности, низкие показатели развития слуховых функций (неречевой и речевой слух).

Исследования слухового восприятия детей дошкольного возраста с ОНР Переслени Л.И., Фотековой Т.А. выявили трудности раздражений неречевого характера, заключающиеся в отсутствии слуховых предметных образов, нарушении слухового внимания, дифференцированного восприятия бытовых шумов, звуков речи, правильного анализа ритмических структур. Выполнение заданий на восприятие и воспроизведение ритма детьми с общим недоразвитием речи свидетельствуют о трудностях слухового анализа ритмических структур.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б и др. отмечают, что у детей с ОНР наблюдаются специфические трудности в различении тонких дифференцированных признаков фонем, которые влияют на весь ход развития звуковой стороны речи. Такие недочеты в речи детей, как употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, искажение звуков, правильно произносимых вне речи в изолированном положении, многочисленные замены и смешения при относительно сформированных строении и функции артикуляционного аппарата указывают на первичную несформированность фонематического восприятия.

Иногда у таких детей наблюдается различение на слух тех фонем, которые не противопоставлены в произношении, в других же случаях не различаются и те фонемы, которые дифференцируются в произношении.

ЧеркасоваЕ.Л. отмечает, что несформированность фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи проявляется в
недостаточном различении звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам. Звукопроизношение этих детей характеризуется, в первую очередь, заменами звуков (в основном – свистящих, шипящих и сонорных [Л], [Р], [Р']).У части детей встречается искаженное произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков: шипящий или межзубный сигматизм, велярный, увулярный или одноударный ротацизм.

При наличии большого количества неверно произносимых звуков, как правило, у дошкольников с ОНР нарушается воспроизведение многосложных слов со стечением согласных. Дети затрудняются в дифференциации на слух оппозиционных групп звуков, произносимых не только дефектно, но и правильно, выявляется неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза: ребенок не выделяет звук на фоне слова, не может определить последовательность звуков в простых словах.

Черкасовой Е.Л. большое внимание уделяется детям с первичными речевыми нарушениями, сочетающимися с легким снижением физического слуха. В своих исследованиях автором выявлена значительная распространенность (до 28%) легких нарушений физического слуха у дошкольников с ОНР, показано влияние минимальных нарушений слуха на возникновение речевых расстройств, рассматривается вопрос об организации своевременной медицинской, психолого-педагогической и логопедической помощи детям со снижением слуха.

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, ринолалии, дизартрии.

Таким образом, логопедия, анализируя влияние особенностей слухового восприятия на речевую функцию детей, рассматривает расстройства слухового восприятия при нормальном физическом слухе и сохранных интеллектуальных предпосылках в структуре различных речевых нарушений. Учеными отмечаются наиболее разнообразные отклонения в развитии слухового восприятия при общем недоразвитии речи. В структуре ОНР особое внимание уделяют одному компоненту слухового восприятия – фонематическому.Типичное состояние фонематических процессов пропорционально уровню речевого развития, а также степени осложненности дефекта.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.

Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

ОНР выявляется в ходе специального нейрологопедического обследования. Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения и т. д.

ОНР (общее недоразвитие речи) – несформированность звуковой и смысловой сторон речи, выражающаяся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи. Глубокие недостатки в развитии устной речи в дальнейшем неизбежно приведут к нарушению письменной речи – дисграфии и дислексии .

ОНР может наблюдаться при синдроме дизартрии, ринолалии, алалии.

С учетом степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития:

В анамнезе детей с ОНР часто выявляются:

внутриутробная гипоксия,

– резус-конфликт,

– родовые травмы,

– асфиксия.

А в раннем детстве – черепно-мозговые травмы, частые инфекции, хронические заболевания.

Неблагоприятная речевая среда, игнорирование нарушений у ребенка, дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого развития.

Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна.

Но самое опасное в этом нарушение то, что вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Дети начинают отставать от сверстников по общему, интеллектуальному развитию. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики.

Именно поэтому есть несколько этапов коррекции ОНР с различными целями. Каждый из этих этапов имеет свою цель в рамках общей программы реабилитации ОНР. Но чтобы иметь устойчивый результат коррекции ОНР без последствий, которые могут плохо сказаться на обучении чтению и письму ребенка в школе необходимо интегрировать в программу :

  1. Нейропсихологическую коррекцию;
  2. Сертифицированный профессиональный логопедический массаж;
  3. Нейроакустическую стимуляцию по Методу Томатис по программе коррекции ОНР и ФФНР.

Одним из основных этапов коррекции ОНР является нейропсихологическое обследование и коррекция.

Нейропсихологическая коррекция – это наиболее эффективный на сегодняшний день безмедикаментозный метод помощи детям, а значит не имеющий никаких побочных действий. При грамотном профессиональном подходе самый результативный и устойчивый, потому что основан на тренировке Мозга и определенных его зон.

Программа коррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка на основе классических нейропсихологических методов с использованием элементов телесно-ориентированной терапии, а также наиболее эффективных приемов, заимствованных из смежных дисциплин (дефектология, логопедия, сенсорная интеграция, ЛФК, арт-терапия).

— более 18.000 развивающих и обучающих игр;

— более 20 образовательных симуляторов;

— более 30 видов инновационного оборудования;

Программа нейропсихологической коррекции строится строго исходя из индивидуальных особенностей каждого ребёнка, целей и задач коррекции, и прописывается специалистом строго индивидуально для каждого ребенка на основе нейропсихологической диагностики и аппаратного обследования приборами.

Программа нейропсихологической коррекции включает в себя двигательную (психомоторную) часть, когнитивную (задания за столом или на ковре для развития памяти, речи, мышления, письма, чтения и т.д.), а также блок, включающий работу с Инновационным Оборудованием или Специальными программами.

Нейропсихологическая коррекция позволяет ребенку безмедикаментозно преодолеть трудности развития или общения, нарушения речи, и недоразвития высших психических функций – памяти, восприятия, мышления, внимания, моторики!

Есть целый ряд речевых нарушений (ОНР, дизартрия, некоторые виды дислалии, алалии) у детей, которые невозможно решить без профессионального сертифицированного логопедического массажа. Работа логопеда в этих случаях будет неоправданно затянута и безрезультатна, а у ребенка будет потеряно время, которое в последствие будет очень трудно наверстать.

Логопедический массаж показан детям с алалией, дизартрией, ринолалией, задержкой речевого развития, заиканием, ОНР, ЗРР.

Трудности, которые испытывает ребенок при воспроизведении определенных звуков могут быть вызваны нарушением тонуса артикуляционных мышц – мускулатуры языка, губ, мягкого неба. Если эти мышцы неразвиты или недостаточно иннервируются, ребенок будет произносить звуки неправильно и испытывать от этого дискомфорт, который впоследствии приведет к грубым ошибкам на письме и чтении, т.к. фонематический слух у ребенка также нарушается. Проблемы с недостаточным тонусом или развитием мускулатуры речевого аппарата могут быть вызваны различными нарушениями кровообращения, имеющими врожденный или приобретенный характер и неврологическую природу.

В процессе массажа стимулируется и нервная система ребенка, массаж вызывает соответствующие рефлекторные реакции, мобилизующие ресурсы организма.

Но нужно помнить, что логопедический массаж только в интеграции с грамотной логопедической работой специалиста, продуманной и специально подобранной программой дает качественный и устойчивый результат.

Данный электромассажер, при правильном и постоянном логопедическом массаже, позволяет сократить время, затраченное на коррекцию речи ребенка минимум в 3-5 раз по сравнению с традиционными массажными зондами.

Опытный диагност продумывает программу коррекции и массажа для каждого ребенка.

Логопедическая работа, проведенная по единому алгоритму всем детям может привести к серьезной потере времени, к закреплению неверных стереотипов, которые будет очень сложно исправлять, на это потребуется много сил и времени и к затягиванию времени коррекции.

Метод Томатис – это ещё один важный метод коррекции общего недоразвития речи (ОНР).

Метод Томатиса — это система слуховых тренировок, воздействующая с помощью высоких частот на мозг. Цель метода состоит в том, чтобы улучшить способность мозга воспринимать и перерабатывать информацию, воспринимаемую на слух.

Область применения метода А.Томатиса у детей очень обширна и включает в себя терапевтические программы для детей в возрасте от 24 месяцев до 12 лет.

Слуховые тренировки высокими отфильтрованными частотами по методу Томатис направлены на то, чтобы обучить мозг воспринимать слуховую информацию более эффективно и организовано.

В случае, если занятия с логопедом не приносят заметного результата, нужно обязательно пройти нейроакустическую стимуляцию по Методу Томатис. Слуховая стимуляция улучшает восприятие звуков и ускоряет процесс овладения правильным звукопроизношением. С помощью тренировок по методу Томатиса происходит перепрограммирование процесса слушания.

Эти тренировки назначаются детям с нарушениями устной и письменной речи, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, задержками речевого и психомоторного развития, нарушениями функции равновесия.

У многих детей нарушено восприятие звуков, из-за того, что ребёнок нечетко слышит согласные звуки, значительно нарушается формирование и его собственной речи. Часто ребёнок не усваивает информацию из-за того, что его мозг не может отделить важную слуховую информацию от второстепенной. А проблема заключена в том, что мозг ребёнка не воспринимает речь (взрослого) на фоне окружающего шума (в классе, в быту).

Также есть дети, которые способны воспринимать информацию преимущественно правым ухом, есть те, которые слушают в основном левым. Правое ухо связано с левым полушарием головного мозга, в котором расположены речевые зоны. Если же ребёнок слушает левым ухом, то информация сначала поступает в правое полушарие, а только потом в левое. На это уходит больше времени. Кроме того по пути звуки искажаются, особенно звуки высоких частот. Это ОЧЕНЬ ЗАТРУДНЯЕТ ПОНИМАНИЕ УСЛЫШАННОГО.

С помощью аудиовокальных тренировок, которые через воздушную(ухо) и костную (скелет) проводимость воздействуют на мозг можно воздействовать на аудиторную систему мозга. Это ведет к улучшению способности к восприятию информации, а значит к обучению, развитию внимания, коммуникативных способностей, способности к чтению, пониманию услышанного, помогает мозгу лучше обрабатывать информацию, получаемую от всех органов чувств.

У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых почти непонятен. Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова.

При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова.

Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.

В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.

Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений.

При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.

При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д.

У детей с ОНР обязательно нужно провести нейропсихологическое обследование для диагностики слухоречевой памяти и других психических процессов.

ОНР следует отличать от задержки речевого развития (ЗРР), при которой отстает только темп формирования речи, но не нарушается формирование языковых средств.

Общее недоразвитие речи, или ОНР — это системное нарушение речевой деятельности, при котором неправильно формируются ее смысловые и звуковые компоненты — фонетика, лексика и грамматика.

Что означает ОНР и его симптомы

Вот общие признаки, по которым можно заподозрить недоразвитие речи у ребенка:

  • сказал первые слова в 3 – 4 года, в более тяжелых случаях — и в 5 лет;
  • говорит безграмотно, бессвязно и непонятно, фонетическое оформление речи низкое;
  • малыш понимает обращенные к нему слова, но свои мысли выразить в полном объеме не может.

В зависимости от степени выраженности ОНР, его делят на 4 уровня.

Нарушение 1-го уровня — самое тяжелое. Ребенок либо вообще не говорит, либо говорит отдельные звуки или слоги.

При болезни 2-го уровня малыш хоть и говорит на бытовом уровне, но неграмотно, звуки выговаривает неправильно, его словарный запас маленький.

При недоразвитии речи 3-го уровня ребенок владеет развернутой фразовой речью, но имеется лексико-грамматическое и фонетическое недоразвитие.

Самый легкий — 4-й уровень. Малыш в полном объеме вербально общается, но некоторые проблемы все же имеются.

Далее поговорим о характеристиках каждого уровня ОНР у детей более подробно.

Степени недоразвития речи и их характеристики

В зависимости от глубины поражения, ОНР может проявляться по-разному — от незначительных отклонений до полного отсутствия речи.

1-й уровень: речь практически отсутствует

Вместо слов малыш активно выражает свои мысли и желания жестами и мимикой, причем всегда уместно и корректно.

2-й уровень: наличие общеупотребительных слов

Это главная характеристика недоразвития речи этой степени. В речи присутствуют слова, хотя их не очень много и ребенок произносит их некорректно. Но грамматическая связь между словами уже начинает формироваться.

Ребенок не знает форм, частей предметов, не может объединять их в группы (посуда, игрушки, одежда).

Большинство звуков малыш произносит неправильно, слова в простых предложениях между собой не согласовывает, часто пропускает предлоги, слова из нескольких слогов сокращает.

Но может в простых предложениях правильно называть предметы и их действия в множественном числе (например, идет — идут). Если попросить малыша рассказать, что он видит на картинке, у него может получиться связный рассказ, хотя и очень ограниченный.

3-й уровень: нарушение грамматики и фонетики

Активный словарный запас у ребенка большой, он говорит развернутыми предложениями, но страдает развитие грамматического и фонематического компонентов речи.

Сложноподчиненные и сложносочиненные предложения пока вызывают трудности, но малыш уверенно идет к успеху. А вот малоупотребительная лексика ему пока недоступна — в речи он использует слова бытового значения, которые постоянно слышит вокруг.

Не всегда правильно выговаривает и сложные слова, не может назвать слова, которые начинаются на конкретную букву.

4-й уровень: практически вариант нормы

Недоразвитие речи не бросается в глаза, но в совокупности симптомы усложняют ребенку обучение в школе — ему труднее научиться писать и читать. Поэтому нужно обязательно устранить симптомы ОНР. Хотя эта форма нарушения встречается достаточно редко.

Ребенок периодически неправильно произносит сложные слова — пропускает слоги, заменяет или меняет местами звуки.

Страдает артикуляция и дикция — речь нечеткая, немного невнятная, а также ребенок не всегда по назначению использует слова, поскольку не понимает или путает их значения. Особенно это касается признаков предметов (например, высокий — длинный, низкий — короткий).

Еще одна проблемная зона — образование слов с помощью суффикса, остаются ошибки и в согласовании существительных и прилагательных и множественного числа.

Развито критическое мышление: если малышу дать два варианта ответа, он выберет правильный.

Причины развития ОНР у детей

Нарушение речевого развития может иметь разные причины. Выделим такие группы:

  1. Внутриутробное развитие. Инфекции у мамы в период вынашивания малыша, токсикоз;
  2. Осложненные роды. Травмы во время родов, различные патологии;
  3. Состояние здоровья новорожденного. Заболевания центральной нервной системы, травма головного мозга в младенчестве тоже могут стать причиной развития ОНР;
  4. Социальные факторы. Неблагоприятная обстановка в семье. Например, родители не занимались с малышом, не обучали, не развивали.

В некоторых случаях ОНР у детей развивается на фоне нарушений интеллекта или слуха.

Комплексная диагностика заболевания

К диагностике недоразвития речи важно подключить разных специалистов. Это необходимо для выявления причины заболевания. Ведь важно лечить именно ее, а не симптоматику.

В первую очередь малыша смотрят невролог, логопед, нейропсихолог. В некоторых случаях может понадобиться консультация хирурга, стоматолога, отоларинголога, психоневролога.

Но главенствующая роль отводится именно неврологическому обследованию. Врач оценит состояние нервной системы и локализацию поражения — именно от него зависит и форма речевого расстройства. В заключении невролог указывает причину нарушения, его форму, акцентирует внимание на первостепенных проблемных зонах. Все эти данные в дальнейшем использует в диагностике и коррекции логопед.

После консультации невролога — а в некоторых случаях и других узких специалистов — малыша направляют к логопеду-дефектологу. Он изучает заключения коллег, дополняет анамнез со слов родителей, а дальше осматривает речевой аппарат ребенка, изучает особенности его звукопроизношения.

Затем логопед общается с маленьким пациентом. В процессе общения он оценивает степень развития речи ребенка: может ли он связно выражать мысли, говорить осмысленно, грамотно выстраивать рассказ.

На основании обследования логопед определяет форму и степень ОНР и планирует лечение.

Коррекция общего недоразвития речи

Коррекционная программа зависит от причины заболевания. Например, если ОНР развилось на фоне дизартрии, сначала нужно устранить проблемы, которые связаны с иннервацией речевого аппарата; при сенсорной алалии – развить фонематический слух.

В любом случае лечение проводят в комплексе. При недоразвитии речи 1 – 2 уровня с маленьким пациентом работает логопед и нейропсихолог или невролог.

Врачи ведут коррекционную работу сразу в нескольких направлениях:

  1. Развивают подражательную деятельность. Малыш повторяет звуки, которые слышал ранее;
  2. Тренируют моторику рук. От ловкости маленьких ручек зависит и развитие речи. Специалисты проводят с малышом занятия, которые развивают координацию речи с движением, общую и мелкую моторику;
  3. Тренируют артикуляционный аппарат — мышцы губ, языка, щек. Этому способствуют логопедические упражнения, артикуляционная и дыхательная гимнастика.

В программу входят также упражнения на тренировку памяти, развитие понимания речи. Цели занятий зависят от степени нарушения.

Коррекция ОНР у детей 1-го уровня

Цель — научить ребенка понимать обращенную к нему речь, активизировать самостоятельную речевую активность малыша, память, мышление и внимание. Важна грамматическая составляющая речи. А вот фонетическое оформление пока значения не имеет.

Коррекция нарушения 2-го уровня

Цель — развить у малыша речевую активность, научить его понимать речь, обучить фразовой речи, проработать звукопроизношение (звуки, которые ребенок выговаривает неправильно или вообще не говорит).

При ОНР у детей 1 – 2 степени обучение возможно только в специализированных школах для деток с тяжелыми нарушениями речевого развития.

Коррекция нарушения 3-го уровня

Цель — развить у малыша связную речь, усовершенствовать лексико-грамматическую ее составляющую, закрепить правильное произношение звуков и фонематическое восприятие. На данном этапе важно готовить малыша к усвоению грамоты. Дети с этим диагнозом учатся в коррекционных классах обычной школы.

Коррекция нарушения 4-го уровня

Цель — довести речь малыша к возрастной норме, чтобы в школе у него не было проблем с обучением. Логопед уделяет внимание совершенствованию и закреплению правильного звукопроизношения, лексико-грамматической и фонематической составляющим речи. Логопед развивает развернутую фразовую речь и графо-моторные навыки, а также обучает малыша азам письма и чтения. Учатся детки с речевыми нарушениями 4-й степени в обычных классах.

Кроме логопедической работы, невролог может назначить медикаментозную терапию, транскраниальную магнитную стимуляцию, массаж, лечение у остеопата.

Читайте также: