Воспоминания муталима кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

В книгу известного ученого-арабиста, этнографа, основоположника дагестанской русскоязычной литературы Абдуллы Омарова вошли его этнографические очерки "Воспоминания муталима" и "Как живут лаки". В своих очерках автор воссоздает картину жизни, быта и нравов дагестанского общества. Ещё

В книгу известного ученого-арабиста, этнографа, основоположника дагестанской русскоязычной литературы Абдуллы Омарова вошли его этнографические очерки "Воспоминания муталима" и "Как живут лаки". В своих очерках автор воссоздает картину жизни, быта и нравов дагестанского общества середины XIX века. Книга составлена известным дагестанским ученым, поэтом, писателем, доктором филологических наук Гусейнаевым Абачарой Гусейнаевичем. Он является также переводчиком писем Абдуллы Омарова и автором обширного предисловия к книге и подробных комментариев.

Абдулла Омаров родился в с. Куркли бывшего Кази-Кумухского округа. Жил во второй половине 19 века в семье мусульманского священнослужителя. Была на редкость способным мальчиком, стремился к знаниям. Он скитался по аулам, обучаясь у разных мулл, и за короткое время завершил 15-летнюю программу духовного образования.

Абдуллу Омарова интересовала русская грамота, и еще муталимом он научился писать и читать по-русски (но эти знания тогда приходилось скрывать). Затем с помощью учителя арабского языка он поступил в Темирхан-Шуринскую светскую школу (узнав об этом, отец прискакал в сильном негодовании за его поступок). Обучаясь здесь, он понял прогрессивную роль России, ее науки и культуры по отношению к мусульманскому востоку и он стал горячим сторонником русской культуры.

Абдулла Омаров оказал большую помощь русскому научному филологу П.К. Услару в его благородной научной деятельности в Дагестане. Абдулла помог Услару в составлении лакской азбуки на основе русской графики и распространении грамотности среди горцев. Лакцы обязаны Абдулле Омарову первыми печатными книгами на родном языке.

Абдулла Омаров составил и издал на лакском языке учебное пособие по арифметике, перевел и издал пособие "Вода, воздух и видоизменения". Он был горячим сторонником открытия светских школ в Дагестане.

А. Омаров был инициатором и помощником П.К. Услара в открытии первой школы в Кумухе на лакском языке. Он сам работал учителем этой школы. Школа в Кумухе существовала всего несколько месяцев, но А. Омаров успел за это время обучить грамоте на лакском языке 169 человек, в том числе одну женщину. Они в свою очередь обучали своих односельчан.

А. Омаровым написаны четыре солидных статьи, которые помещены в "Сборниках сведений о кавказских горцах", "Как живут Лаки", "Воспоминания муталима" и др. В своих статьях он осуждает деспотизм и невыносимую жестокость ханов и их нукеров.

Абдулла Омаров считал, что ислам, шариат и адаты унижают женщину, рассматривая ее как неполноценное, неравноправное существо. В силу такого отношения со стороны общества, говорит Абдулла, женщины не могли обучаться даже в мусульманских школах.

Начиная с середины XIX в. дагестанские авторы создали ряд биографических и историко-биографических сочинений в рамках классических жанров арабской литературы – тарджама, табакат, манакиб, тазкира и др. За несколько десятков лет был проделан путь от упоминания исторических личностей прошлых столетий до основательных трудов, базирующихся на изучении широкого круга источников, при создании которых использовались все доступные современной науке инструменты. Биографические сочинения были посвящены политическим лидерам и ученым-богословам, современным и прошлых веков, одному лицу или многим личностям. В исследовании сообщается о памятниках письменности, дается их общая характеристика, рассматриваются вопросы генезиса и эволюции биографического жанра в дагестанской литературной традиции, особое внимание уделено жанру автобиографий и суфийским биографическим сочинениям.


1. Абдулмажидов Р.С., Шехмагомедов М.Г. Новые страницы биографии Мухаммадтахира ал-Карахи // Научное обозрение : ежеквартальный сборник статей. - Махачкала, 2012. - Вып. 58. - С. 3-7.

2. Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний / пер. с араб. М.-С. Саидова; ред. пер., подгот. факс. изд., коммент., указ. А.Р. Шихсаидова, Х.А. Омарова. - Махачкала, 1997. - 868 с.

3. Айтберов Т.М. От переводчика // Хайдарбек Геничутлинский. Историко-биографические и исторические очерки / пер. с араб. Т.М. Айтберова. - Махачкала, 1992. - С. 26-29.

5. Алкадари Г.-Э. Асари-Дагестан / вступительная статья, комментарии, примечания и общая редакция В.Г. Гаджиева. - Махачкала, 1994. - 159 с.

6. Амиров Х-М. Среди горцев Северного Дагестана. (Из дневника гимназиста) // Сборник сведений о кавказских горцах. - Тифлис, 1878. - Вып. VII. Гл. III. - С. 1-77.

7. Гаджи-Али. Сказание очевидца о Шамиле // Сборник сведений о кавказских горцах. - Тифлис, 1873. - Вып. VII. Гл. I. - С. 1-76.

8. Гизбулаев М.А. Абубакар-хаджи из Аймаки - жизнь, творчество и научное наследие. - Махачкала, 2005. - 113 с.

11. Крачковский И.Ю. Арабская литература на Северном Кавказе // Избранные сочинения. - М.-Л., 1960. - Т. VI. - С. 609-622.

14. Мусаев М.А., Магомедханов М.М. Дагестанские арабоязычные исторические сочинения XIX - начала XX века: состояние и перспективы изучения (источниковедческий аспект) // Вестник Дагестанского НЦ. - 2012. - № 47. - С. 92-99.

17. Мухаммед-Тахир аль-Карахи. Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах / коммент. пер. Т.М. Айтберова. - Махачкала, 1990. - Ч. I. - 146 с.

18. Назир ад-Дургели. Услада умов в биографиях дагестанских ученых = A Journey of the minds through the biographies of the Islamic scholars of Daghestan // Дагестанские ученые и их сочинения / пер. с араб., коммент., факс. изд., указ. и библиогр. подгот. А.Р. Шихсаидовым, М. Кемпером, А.К. Бустановым. - М. : Издательский дом Марджани, 2012. - Ислам в России и Евразии = Islam in Russia and Eurasia / Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского науч. центра Российской акад. наук, Амстердамский университет). - 208+223 с.

19. Омаров А. Воспоминания муталима // Сборник сведений о кавказских горцах. - Тифлис, 1868. - Вып. I. Гл. VII. - С. 13-64.

20. Омаров А. Воспоминания муталима (продолжение) // Сборник сведений о кавказских горцах. - Тифлис, 1869. - Вып. II. Гл. VI. Ч. 2. - С. 1-70.

21. Оразаев Г. М.-Р. Сочинения биографического жанра (по материалам тюркоязычных рукописей Дагестанского происхождения) // Рукописный фонд Института истории, археологии и этнографии Дагестанского НЦ РАН. - Ф. 3. - Оп. 1. - Д. 890. - 85 л.

22. Саййид Абдурахман, сын Джамалуддина ал-Хусайни ал-Газигумуки ад-Дагестани. Краткое изложение подробного описания дел Шамиля: Калуга, 1281 г.х.: Хуласат ат-тафсил ʻан ахвал ал-имам Шамуил / пер. с араб., введ., коммент., указ. Н.А. Тагировой. - М. : Восточная литература, 2002. - 318 с.

23. Хакрун Д., Амиров М.Г. К вопросу об авторстве трех анонимных исторических сочинений из РФ ИИАЭ // Тезисы докладов научной сессии, посвященной итогам экспедиционных исследований институтов ИАЭ и ЯЛИ в 1992-1993 гг. - Махачкала, 1994. - С. 47.

24. Хроника войн Джара в XVIII столетии / предисловие В. Хулуфлу, перевод П. Жузе. - Баку : АзГНИИ, 1931. - 71 с.

25. Хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи о дагестанских войнах в период Шамиля / пер. с араб. А.М. Барабанова; предисловие акад. И.Ю. Крачковского // Труды Института востоковедения. - М.-Л. : Издательство Академии наук СССР, 1941. - Вып. XXXV. - 333 с.

29. Шихсаидов А.Р. Письменные памятники Дагестана (жанр биографий) // Письменные памятники Дагестана XVII-XIX вв. - Махачкала, 1989. - С. 5-14.

30. Interpreting the Self: Autobiography in the Arabic Literary Tradition / Edited by Dwight F. Reynolds; coauthored by Kristen Brustad, Michael Cooperson. - Berkeley, CA, U.S.A.: University Of California Press, 2001. - 346 p.

Обращает на себя внимание то, что в суфийских биографических сочинениях уделено внимание не только дагестанским суфиям. В произведениях ал-Багини и ал-Кикуни представлены биографии (компиляционные, о чем указано в текстах) священной цепи духовной преемственности начиная с халифа Абу-Бакра.

Отметим, насколько быстро развивалась дагестанская арабоязычная биографическая литература. Если в работах середины XIX в. лишь упоминались современные и исторические личности, то немногим более полувека спустя появились основательные труды, базирующиеся на изучении широкого круга источников, при создании которых использовались все доступные современной науке инструменты. Дагестанские биографические и историко-биографические сочинения писались на разных языках; создавались самостоятельные биографические сочинения или же биографические сюжеты могли быть частью исторического труда; они могли быть посвящены одному лицу или множеству; в сочинениях основное внимание могло уделяться или современникам автора, или представителям религиозных и политических элит прошлых веков; они создавались прозой, стихами или рифмованной прозой; в сочинениях биографии могли располагаться в хронологическом порядке или исходя из композиционных задумок автора; сочинения могли иметь ярко выраженную суфийскую направленность; авторы могли описывать жизненный путь, деятельность и творчество ученых-богословов, политических и военных лидеров по отдельности или вместе; сочинения писались как в Дагестане, так и в других регионах мира.

2 1281 г.х. начался 5 июня 1865 г. по григорианскому календарю.

4 Следует отметить, что внушительную часть данного его сочинения занимает этнографическое описание отдельных территорий Имамата.

1 0 11 айат 93 суры Корана; первая часть 18 айата 16 суры Корана. Айаты даны в переводе М.-Н.О. Османова.

Исследование осуществлено при поддержке гранта РГНФ (№ 12-31-01221).

Рецензенты:

Закарияев З.Ш., д.и.н., профессор кафедры арабской филологии Дагестанского государственного университета, г. Махачкала.

Кидирниязов Д.С., д.и.н., в.н.с. Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук, г. Махачкала.

Начиная с середины XIX в. дагестанские авторы создали ряд биографических и историко-биографических сочинений в рамках классических жанров арабской литературы – тарджама, табакат, манакиб, тазкира и др. За несколько десятков лет был проделан путь от упоминания исторических личностей прошлых столетий до основательных трудов, базирующихся на изучении широкого круга источников, при создании которых использовались все доступные современной науке инструменты. Биографические сочинения были посвящены политическим лидерам и ученым-богословам, современным и прошлых веков, одному лицу или многим личностям. В исследовании сообщается о памятниках письменности, дается их общая характеристика, рассматриваются вопросы генезиса и эволюции биографического жанра в дагестанской литературной традиции, особое внимание уделено жанру автобиографий и суфийским биографическим сочинениям.


1. Абдулмажидов Р.С., Шехмагомедов М.Г. Новые страницы биографии Мухаммадтахира ал-Карахи // Научное обозрение : ежеквартальный сборник статей. - Махачкала, 2012. - Вып. 58. - С. 3-7.

2. Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний / пер. с араб. М.-С. Саидова; ред. пер., подгот. факс. изд., коммент., указ. А.Р. Шихсаидова, Х.А. Омарова. - Махачкала, 1997. - 868 с.

3. Айтберов Т.М. От переводчика // Хайдарбек Геничутлинский. Историко-биографические и исторические очерки / пер. с араб. Т.М. Айтберова. - Махачкала, 1992. - С. 26-29.

5. Алкадари Г.-Э. Асари-Дагестан / вступительная статья, комментарии, примечания и общая редакция В.Г. Гаджиева. - Махачкала, 1994. - 159 с.

6. Амиров Х-М. Среди горцев Северного Дагестана. (Из дневника гимназиста) // Сборник сведений о кавказских горцах. - Тифлис, 1878. - Вып. VII. Гл. III. - С. 1-77.

7. Гаджи-Али. Сказание очевидца о Шамиле // Сборник сведений о кавказских горцах. - Тифлис, 1873. - Вып. VII. Гл. I. - С. 1-76.

8. Гизбулаев М.А. Абубакар-хаджи из Аймаки - жизнь, творчество и научное наследие. - Махачкала, 2005. - 113 с.

11. Крачковский И.Ю. Арабская литература на Северном Кавказе // Избранные сочинения. - М.-Л., 1960. - Т. VI. - С. 609-622.

14. Мусаев М.А., Магомедханов М.М. Дагестанские арабоязычные исторические сочинения XIX - начала XX века: состояние и перспективы изучения (источниковедческий аспект) // Вестник Дагестанского НЦ. - 2012. - № 47. - С. 92-99.

17. Мухаммед-Тахир аль-Карахи. Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах / коммент. пер. Т.М. Айтберова. - Махачкала, 1990. - Ч. I. - 146 с.

18. Назир ад-Дургели. Услада умов в биографиях дагестанских ученых = A Journey of the minds through the biographies of the Islamic scholars of Daghestan // Дагестанские ученые и их сочинения / пер. с араб., коммент., факс. изд., указ. и библиогр. подгот. А.Р. Шихсаидовым, М. Кемпером, А.К. Бустановым. - М. : Издательский дом Марджани, 2012. - Ислам в России и Евразии = Islam in Russia and Eurasia / Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского науч. центра Российской акад. наук, Амстердамский университет). - 208+223 с.

19. Омаров А. Воспоминания муталима // Сборник сведений о кавказских горцах. - Тифлис, 1868. - Вып. I. Гл. VII. - С. 13-64.

20. Омаров А. Воспоминания муталима (продолжение) // Сборник сведений о кавказских горцах. - Тифлис, 1869. - Вып. II. Гл. VI. Ч. 2. - С. 1-70.

21. Оразаев Г. М.-Р. Сочинения биографического жанра (по материалам тюркоязычных рукописей Дагестанского происхождения) // Рукописный фонд Института истории, археологии и этнографии Дагестанского НЦ РАН. - Ф. 3. - Оп. 1. - Д. 890. - 85 л.

22. Саййид Абдурахман, сын Джамалуддина ал-Хусайни ал-Газигумуки ад-Дагестани. Краткое изложение подробного описания дел Шамиля: Калуга, 1281 г.х.: Хуласат ат-тафсил ʻан ахвал ал-имам Шамуил / пер. с араб., введ., коммент., указ. Н.А. Тагировой. - М. : Восточная литература, 2002. - 318 с.

23. Хакрун Д., Амиров М.Г. К вопросу об авторстве трех анонимных исторических сочинений из РФ ИИАЭ // Тезисы докладов научной сессии, посвященной итогам экспедиционных исследований институтов ИАЭ и ЯЛИ в 1992-1993 гг. - Махачкала, 1994. - С. 47.

24. Хроника войн Джара в XVIII столетии / предисловие В. Хулуфлу, перевод П. Жузе. - Баку : АзГНИИ, 1931. - 71 с.

25. Хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи о дагестанских войнах в период Шамиля / пер. с араб. А.М. Барабанова; предисловие акад. И.Ю. Крачковского // Труды Института востоковедения. - М.-Л. : Издательство Академии наук СССР, 1941. - Вып. XXXV. - 333 с.

29. Шихсаидов А.Р. Письменные памятники Дагестана (жанр биографий) // Письменные памятники Дагестана XVII-XIX вв. - Махачкала, 1989. - С. 5-14.

30. Interpreting the Self: Autobiography in the Arabic Literary Tradition / Edited by Dwight F. Reynolds; coauthored by Kristen Brustad, Michael Cooperson. - Berkeley, CA, U.S.A.: University Of California Press, 2001. - 346 p.

Обращает на себя внимание то, что в суфийских биографических сочинениях уделено внимание не только дагестанским суфиям. В произведениях ал-Багини и ал-Кикуни представлены биографии (компиляционные, о чем указано в текстах) священной цепи духовной преемственности начиная с халифа Абу-Бакра.

Отметим, насколько быстро развивалась дагестанская арабоязычная биографическая литература. Если в работах середины XIX в. лишь упоминались современные и исторические личности, то немногим более полувека спустя появились основательные труды, базирующиеся на изучении широкого круга источников, при создании которых использовались все доступные современной науке инструменты. Дагестанские биографические и историко-биографические сочинения писались на разных языках; создавались самостоятельные биографические сочинения или же биографические сюжеты могли быть частью исторического труда; они могли быть посвящены одному лицу или множеству; в сочинениях основное внимание могло уделяться или современникам автора, или представителям религиозных и политических элит прошлых веков; они создавались прозой, стихами или рифмованной прозой; в сочинениях биографии могли располагаться в хронологическом порядке или исходя из композиционных задумок автора; сочинения могли иметь ярко выраженную суфийскую направленность; авторы могли описывать жизненный путь, деятельность и творчество ученых-богословов, политических и военных лидеров по отдельности или вместе; сочинения писались как в Дагестане, так и в других регионах мира.

2 1281 г.х. начался 5 июня 1865 г. по григорианскому календарю.

4 Следует отметить, что внушительную часть данного его сочинения занимает этнографическое описание отдельных территорий Имамата.

1 0 11 айат 93 суры Корана; первая часть 18 айата 16 суры Корана. Айаты даны в переводе М.-Н.О. Османова.

Исследование осуществлено при поддержке гранта РГНФ (№ 12-31-01221).

Рецензенты:

Закарияев З.Ш., д.и.н., профессор кафедры арабской филологии Дагестанского государственного университета, г. Махачкала.

Кидирниязов Д.С., д.и.н., в.н.с. Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук, г. Махачкала.

Читайте также: