Воспитательный аспект охраны окружающей среды кратко

Обновлено: 05.07.2024

Противоречия во взаимоотношениях общества и природы во второй половине XX столетия стали угрожающими. Потребовался тщательный анализ причин, вызывающих разрушение озонового экрана, кислотные дожди, химическое и радиоактивное загрязнение среды. Стало понятным, что как биологический вид человек своей жизнедеятельностью влияет на природную среду не больше чем другие живые организмы. Однако это влияние несравнимо с тем огромным воздействием, которое оказывает на природу труд человека. По мнению В. И. Вернадского, человеческая деятельность превратилась в мощную преобразующую Землю силу, сопоставимую с геологическими процессами.

Содержание
Работа состоит из 1 файл

Аспекты охраны природы.docx1.docx

Классификация природных ресурсов……………………………… …………….3

Противоречия во взаимоотношениях общества и природы во второй половине XX столетия стали угрожающими. Потребовался тщательный анализ причин, вызывающих разрушение озонового экрана, кислотные дожди, химическое и радиоактивное загрязнение среды. Стало понятным, что как биологический вид человек своей жизнедеятельностью влияет на природную среду не больше чем другие живые организмы. Однако это влияние несравнимо с тем огромным воздействием, которое оказывает на природу труд человека. По мнению В. И. Вернадского, человеческая деятельность превратилась в мощную преобразующую Землю силу, сопоставимую с геологическими процессами.

Преобразующее воздействие человеческого общества на природу неизбежно, оно усиливается по мере роста численности населения, развития научно-технического прогресса, увеличение числа и массы веществ, вовлекаемых в хозяйственный оборот.

Человек – относительно молодой житель Земли, он включился в ее экологические системы около 3, 5 млн лет назад. Вначале воздействие человека на окружающую среду было незначительным, так как численность людей была небольшой по сравнению с другими видами животных и растений. Около 1, 5 млн лет назад численность наших предков не превышала 500 тыс. особей, и рост ее шел медленно. Сейчас, когда число жителей Земли достигло 6, 5 млрд человек, рост численности землян идет по экспоненте.

Природные ресурсы – это компоненты и свойства природной среды, которые используются или могут быть использованы для удовлетворения разнообразных физических и духовных потребностей человеческого общества. Природные ресурсы делятся на различные категории в зависимости от места, занимаемого ими в биосфере Земли, ограниченности и способности к восстановлению, возможности замены при использовании, многократности потребления, видового и качественного состава, целей использования и иных признаков.

Природные ресурсы используются как средства труда (земля, водные пути, вода для орошения), источники энергии (горючие ископаемые, гидро- и ветровая энергия, атомное топливо, биотопливо и т. д.), сырье и материалы (полезные ископаемые, леса, биоресурсы, запасы технической воды), продукты питания (питьевая вода, дикорастущие растения, грибы, продукты охоты и рыболовства), объекты рекреации, средозащитные объекты.

Классификация природных ресурсов

Природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы.

Исчерпаемые ресурсы, в свою очередь, подразделяются на невозобновимые и возобновимые. К невозобновимым относят те ресурсы, которые не возрождаются или восстанавливаются в сотни раз медленнее, чем расходуются. Это каменный уголь, нефть и большинство других полезных ископаемых. Запасы таких ресурсов ограниченны, охрана их сводится к бережному расходованию. Возобновимые природные ресурсы – это почва, пресные подземные воды зона активного водообмена, растительность и животный мир. Такие ресурсы по мере использования постоянно восстанавливаются, но только в том случае, если сохраняются необходимые для этого условия и скорость восстановления. Процессы возрождения разных ресурсов протекают с разной скоростью: у животных – в течение нескольких лет, возобновление лесов происходит через 60 – 80 лет, а почвы, потерявшие плодородие, восстанавливаются через несколько тысячелетий. Нарушение соответствия темпов расходования и воспроизводства неизбежно ведет к истощению ресурсов и полному их исчезновению.

Неисчерпаемые ресурсы разделяются на водные, климатические и космические. Общие запасы воды на планете остаются неизменными и неисчерпаемыми, но под влиянием деятельности людей в отдельных районах Земли они могут сильно уменьшаться или становиться непригодными. Даже воды Мирового океана в результате загрязнения нефтью и некоторыми отходами теряют свои свойства, что ухудшает условия жизни морских растений и животных. Пресные воды, необходимые для людей, стали исчерпаемым ресурсом, что связано с уменьшением водности рек, обмелением и осушением озер, загрязнением сточными водами. Проблема пресной воды с каждым годом обостряется и требует неотложных природоохранительных мер. Климатические ресурсы атмосферный воздух и энергия ветра – неисчерпаемы. С развитием промышленности и транспорта воздух стал сильно загрязняться вредными веществами: пылью, дымом. В городах и промышленных агломерациях загрязнение атмосферы принимает опасный для здоровья людей характер. Борьба за чистоту воздуха стала важной природоохранительной задачей. К космическим ресурсам относятся солнечная радиация и энергия приливов и отливов. Сами по себе эти ресурсы в масштабах планеты неисчерпаемы, но в городах и промышленных центрах солнечная радиация сильно уменьшается из-за задымленности воздуха, что отрицательно сказывается на здоровье людей.

Аспекты охраны природы

В зависимости от взаимодействия человека и природы выделяют следующие стороны, или аспекты, ее охраны.

  • Хозяйственно-экономический аспект – важнейшая сторона охраны природы, потому что любые продукты, употребляемые людьми, создаются за счет расходования природных ресурсов. В хозяйственный оборот вовлечена масса природных веществ, а запасы многих из них малы (например: ртути, меди, серебра, олова, свинца), поэтому происходит быстрое их истощение. Поиск новых источников, обогащение бедных руд требует больших экономических затрат. Необходимо бережно расходовать природные ресурсы, чтобы продлить срок их применения. Особенно остро стоит вопрос о рациональном использовании полезных ископаемых, плодородных почв, пресных вод, растительности и животного мира.
  • Социально-политический аспект. Результаты воздействия человека на природу необходимо рассматривать не только в свете развития технического прогресса и роста населения, но и в зависимости от социальных условий, в которых они проявляются. Современному обществу присуще хищническое отношение к природе; отрицательное влияние его на окружающую среду возрастает в связи с концентрацией и интернационализацией монополистического капитала. Развивающиеся страны служат важным источником сырья для развитых стран, которые стремятся размещать в них добывающую промышленность, использовать их минеральное и сельскохозяйственное сырье.
  • Здравоохранительный аспект. Чистая вода, воздух, лес – необходимые условия нормальной жизнедеятельности людей, благоприятно действующие на здоровье человека, широко используются в оздоровительных целях. Именно в местах с хорошо сохранившейся природой располагают санатории, дома отдыха, туристические базы. Загрязнение окружающей среды вредными веществами наносит большой ущерб здоровью людей. В связи с этим оздоровительный аспект охраны природы приобретает исключительно важное значение.
  • Эстетический аспект. Природа – источник не только материальных благ, но и удовлетворения эстетических потребностей человека. С глубокой древности она вызывала у людей положительные эмоции, вдохновляла поэтов, художников на творчество. Эстетические потребности человека в природе не менее важны, чем материальные. Охране эстетически ценных мест Земли необходимо уделять особое внимание.
  • Воспитательный аспект. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании молодежи. Любовь к природе, навыки бережного обращения с ней, забота о живых существах развивают положительные черты характера, доброту, любознательность, патриотизм.
  • Научно-познавательный аспект связан с необходимостью сохранения для исследований естественных, ненарушенных человеком территорий. Изучение природы при сохранении ее многообразия позволяет выяснять закономерности изменений, вносимых в природу человеческой деятельностью, делать прогнозы этих изменений, разрабатывать практические меры по охране природы.

Конечная цель рационального природопользования и охраны природы состоит в обеспечении благоприятных условий для жизни настоящего и последующих поколений людей, развития народного хозяйства, науки и культуры всех народов, населяющих нашу планету.

Конец XX в. – начало XXI в. характеризуется обострением взаимоотношений человеческого общества и природы. Оно вызвано ростом населения Земли, сохранением традиционных способов хозяйствования при нарастающих темпах расходования природных ресурсов, загрязнением окружающей среды и ограниченными возможностями биосферы к его нейтрализации. Считается, что воздействием на биосферу человечество вышло на 20 % за ее способности к самовосстановлению. Эти противоречия начинают тормозить дальнейший научно-технический прогресс человечества, становятся угрозой его существования. Однако острые социальные проблемы последнего времени снизили обеспокоенность россиян ухудшением состояния окружающей среды.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Основные аспекты охраны окружающей среды.

Социально-политический при наличии разных социальных систем связан с решением проблемы охраны окружающей природной среды в масштабах всего человечества.

Правовой. Можно сформулировать правовую основу охраны окружающей среды как установленную Законом систему мер, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование, восстановление и умножение природных богатств. Установлением такой системы мер закон регулирует общественные отношения в области охраны окружающей природной среды и как результат - возникновение совокупности природоохранных правоотношений.

Социально-гигиенический . В нашей стране социально-гигиенический аспект охраны окружающей природной среды отражает принцип приоритета в охране здоровья и сохранения благоприятных гигиенических условий жизни населения.

В то же время резкие изменения природы в зонах крупных городов, загрязнение воды, воздуха и почвы отходами и выбросами промышленных предприятий, химических и радиоактивных источников создают опасность для здоровья, и даже наследственности значительной части населения. Отсюда осуществление мероприятий по оздоровлению окружающей среды требует разработки количественных санитарно-гигиенических показателей состояния качества окружающей среды, критериев безопасности, обеспечивающих оптимальные условия жизнедеятельности человека.

Технико-технологический - нацелен на организацию производства по принципу безотходности. Разработка новых технологических процессов, на основе которых создается безотходное производство, обеспечит не только высокие технико-экономические показатели, но и комплексное использование природных ресурсов.

Воспитательный . Трудно переоценить воспитательное значение природы. Общение с природой делает человека мягче, добрее, будит в нем все лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах развивают любознательность, патриотизм, формируют лучшие стороны характера. Поэтому воспитательный мотив охраны окружающей природной среды имеет весьма большое значение.

Эстетический имеет в виду поддержание такого природного комплекса, который мог бы удовлетворить эстетические потребности человека. Природа с глубокой древности служила вдохновителем искусства, источником великих творений. Яркие зарисовки картин природы встречаются почти во всех произведениях классиков древнего и современного искусства.

Научно-познавательный . В последнее время все большее значение приобретает охрана окружающей среды в интересах науки. Этот мотив охраны природы имеет в виду сохранить все виды организмов, типичные участки природы и ее отдельные произведения, что совершенно необходимо для изучения окружающей природной среды в ее развитии, более детального исследования природных объектов в будущем. Чем полнее сохранится природа в ее естественном многообразии, тем легче выяснить закономерности вносимых человеком изменений, делать прогнозы и разрабатывать практические меры по охране окружающей природной среды.


Действующее природоохранительное законодательство направлено на обеспечение приоритета охраны жизни и здоровья человека, благоприятных экологических условий жизни, труда и отдыха населения, научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества, реально гарантирующих право человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду.

Конституцией Российской Федерации (от 12 декабря 1993года) закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. наряду с регулированием административных отношений обеспечивают защиту экологических прав граждан: гарантируют право на охрану здоровья граждан, права на информацию о факторах, влияющих на здоровье.

В полной мере все эти положения относятся и к несовершеннолетним гражданам нашего общества — школьникам. Многочисленные исследования показали, что здоровье современных школьников существенно ухудшается за время учебы.

Учащиеся проводят значительную часть своего времени в особом микросоциуме — образовательной среде, влияние которой на развитие, здоровье и воспитание ребёнка может быть различным.

Вот почему, жизненно важной становится проблема обеспечения экологической безопасности среды образовательного учреждения.

Образовательная среда представляет собой психолого-педагогическую реальность, содержащую специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение [1].

Комплексную безопасность образовательного учреждения можно рассматривать как состояние защищённости образовательного учреждения от реальных и потенциальных (прогнозируемых) угроз социального, техногенного и экологического характера, обеспечивающее его безопасное функционирование, защищённость всех участников образовательного процесса.

Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетным является — экологическая безопасность.

Рассматривая пути обеспечения экологической безопасности, исследователи (Е. А. Алисов [1], Н. К. Смирнов [6]) выделяют два системных компонента: организационно-технический и психолого-педагогический.

Ко второму компоненту экологически безопасной образовательной среды относится система психолого-педагогических условий и влияний, обеспечивающих возможности развития личности в состоянии защищенности от негативного воздействия экологических факторов и оптимальности взаимодействия с миром природы.

Формирование экологически безопасной образовательной среды комплексный процесс различных видов педагогической деятельности, направленный на усиление образовательного влияния на субъекты образования за счет оптимизации действия значимых экологических факторов. В современных условиях обеспечение экологической безопасности среды образовательных учреждений является актуальной задачей, для решения которой необходимо применение комплексного подхода, сочетающего в себе повышение уровня технической экологической безопасности ОУ и меры по развитию экологической культуры обучающихся.

Экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении человека достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В формировании экологической культуры особая роль отводится образованию, суть которого заключается не только в накоплении информации и обогащении знаний, но и в самом процессе формирования мировоззрения, убеждений и взглядов, чувств и алгоритмов поведения. В системе образования экологическая культура формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и обществом.

Наиболее эффективными в развитии личности, формировании ее культуры, несомненно, являются инновационные методики и технологии. В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания БЖ, относятся игровые технологии.

В работах других авторов экологическая культура рассматривается как совокупность научных знаний об исторически сложившемся в различных культурных эпохах опыте взаимодействия человека и природы; способность человека к рациональному и эмоциональному восприятию окружающего мира и себя в нем; готовность к природоохранной деятельности [8, с.12].

И. Д. Зверев считает, что понятие экологическая культура состоит из следующих компонентов:

- понимание специфики и сложности природных явлений, их взаимосвязи;

- целостность знаний об окружающей среде;

- способность мыслить в границах экологической безопасности;

- следование законам, охраняющим природную среду;

- способность к созданию конструктивных этических положений, регулирующих отношения человека с окружающей его природной средой;

- готовность нести ответственность за сохранность окружающей среды [2, с.23].

В структуре понятия экологическая культура можно выделить следующие компоненты:

- когнитивный (знаниевый) компонент — наличие информации, знания об основных экологических закономерностях, проблемах и задачах;

- мотивационный — осознание необходимости и готовность к деятельности, направленной на поддержание экологического равновесия окружающей среды;

- операционный — наличие умений, позволяющих действовать экологически целесообразно;

- социально-деятельностный — навыки экологически направленной деятельности, практическое использование экологических знаний и умений в повседневной жизни [3].

Важным условием формирования экологической культуры школьников является процесс модернизации системы экологического образования и просвещения, базирующийся на деятельностном подходе и идеях личносто-ориентированного образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения формирование экологической культуры школьников определено как планируемый личностный результат образования.

Развитие экологической культуры — ведущая задача экологического образования. Научные знания в области экологии и экологической безопасности делают возможным предвидение последствий воздействия человека на природную среду, позволяют ценить прогрессивный опыт, предусматривать как достоинства, так и недостатки принимаемых хозяйственных решений.

Направлениям развития экологизации школьного образования значительное внимание уделено в работах видных ученых, таких как: Андреева Н. Д., Верзилин Н. М., Зверев И. Д., Корсунская В. М., Пономарева И. Н. Соломин В. П., Суравегина И.Т и другие.

Формированию экологической культуры школьников, несомненно, будет способствовать целенаправленная деятельность по усилению экологической составляющей образования.

В современной школе экологические вопросы находят отражение в учебных программах различных предметов — физике, химии, литературе, математике, русском языке, музыке, технологии и других. Однако, более системно экологическая тематика изучается в курсах естествознания.

В образовательном стандарте второго поколения по Основам безопасности жизнедеятельности ставятся задачи формирования экологической культуры, усиления экологической составляющей содержания курса. В спектре личностных результатов обучения ОБЖ в основной школе выделяется воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды.

Формирование экологической культуры должно стать одной из важных задач образования в области безопасности жизнедеятельности. Необходимо искать эффективные формы и новое содержание, отвечающее требованиям времени и интересам обучающихся. Нам представляется перспективным организация исследовательской работы школьников по изучению экологической безопасности среды образовательного учреждения. Данное направление успешно развивается на факультете безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А. И. Герцена в подготовке магистерских диссертаций. Результатом таких исследований явились разработки факультатива и кружка по экологической безопасности с реализацией в школах на педагогической практике [5, 7]..

Учебно-исследовательская деятельность школьников была организована как индивидуально, так и в малых группах. При этом педагогической практика показала предпочтительность групповых форм организации исследовательской работы учащихся. Результаты такой работы и конкретные рекомендации по улучшению состояния территории школы были представлены на ученической конференции. Исключительно значимым для школьников явилось ознакомление администрации образовательного учреждения с результатами проведенных исследований.

Организация самостоятельной исследовательской работы школьников, представление результатов администрации школы, на наш взгляд имеют большое значение для развития активной общественной позиции в деле отстаивания своих законных прав на благоприятную окружающую среду, расширение сферы практического участия в сохранении и защите благоприятной окружающей среды, обеспечении экологической безопасности образовательной среды.

Таким образом, проблемы экологизации образования, направленного на развитие экологической культуры и сохранение экологической безопасности образовательной среды должны решаться путем совершенствования содержания и методов не только учебной работы, но и внеурочной деятельности.

1. Алисов, Е. А. Педагогическое проектирование экологически безопасной образовательной среды: Автореферат дис. д.п.н. / Е. А. Алисов. — М., 2011. — 40 с.

2. Зверев И. Д. Учебные исследования по экологии в школе: Методы и средства обучения. — М., 2008.- 78 с.

4. Лавров С. Б. Глобальные проблемы современности: часть 1. — СПб.: СПбГУПМ, 2008. — 72 с.

5. Попова Р. И., Елизарова И. С. Особенности методической подготовки магистров педагогического образования вуза к организации внеклассной работы с учащимися по экологической безопасности Высшее образование сегодня. 2011. № 4. С. 83–86.

6. Смирнов, Н. К. Здоровьеберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н. К. Смирнов. — М.: АРКТИ, 2005. — 320 с.

7. Соломин В. П., Станкевич П. В. Формирование содержания специализированных магистерских программ в области экологической безопасности. — Вестник Международной Академии наук (Русская секция), 2009. Специальный выпуск.

8. Яншин А. Д. Научные проблемы охраны природы и экологии. // Экология и жизнь. — 2009. № 3

Основные термины (генерируются автоматически): экологическая культура, экологическая безопасность, окружающая среда, образовательное учреждение, образовательная среда, благоприятная окружающая среда, природная среда, экологическая безопасность среды, экологическая культура школьников, Российская Федерация.

Похожие статьи

Воспитание экологической культуры учащихся средствами.

. экологическое воспитание, образовательная среда, экологическое сознание, образовательная среда школы, экологическая культура учащихся, образовательная деятельность, образовательное учреждение, природоохранная деятельность.

Аспекты изучения вопросов экологической безопасности

окружающая среда, Россия, дисциплина, данные, населенный пункт, экологическая направленность, экологическая безопасность, Российская Федерация, Всероссийский съезд, проблема.

Изучение экологической безопасности в курсе ОБЖ в целях.

Ключевые слова: Экологические факторы, экологическая безопасность, обучение безопасности жизнедеятельности, экологическая культура. В современных условиях качество состояния окружающей среды представляет реальную угрозу для безопасности и.

Формирование экологической культуры и эстетического.

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

Экологическое образование студентов как базовая составляющая.

окружающая среда, экологическое образование, ОКА, кондиционирование воздуха, экологическая культура, экологическая безопасность, природная среда, отопление, образовательный процесс, водоотведение.

Экологическая культура как психолого-педагогический феномен.

экологическая культура, окружающая среда, природа, компонент, хозяйственная деятельность, составляющая, природоохранная деятельность, культура труда, культура отношения человека.

Концепция программы формирования экологической культуры.

экологическая культура, здоровый образ жизни, физическая культура, Культура здоровья, устойчивое развитие, культура безопасности жизнедеятельности, окружающая среда, здоровье, общая культура человека, двигательная.

Развитие экологической культуры школьников на уроках ОБЖ

окружающая среда, экологическая безопасность, экологическая культура, здоровый образ жизни, экологическое воспитание, Российская Федерация, национальная безопасность, экологический характер.

Роль и значение экологического образования в формировании.

экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, природа, подрастающее поколение, решение проблем, устойчивое развитие, Российская Федерация.


Класс опасности отхода

Степень вредного воздействия отходов

Характеристики техногенного воздействия отходов на окружающую среду

1-й класс.

Задание 2.

План-контекст

2. Что изучает общая и частная экология?

Общая экология изучает основные закономерности взаимоотношений живых организмов и среды их обитания. Это учение о популяциях, биoгеoценoзах, изучение взаимодействия человека и окружающей среды. Частная же экология ограничивается изучением взаимодействий только одного вида или группы видов. Например, экология млекопитающих, рыб, птиц, а также территориальное распределение, численность, образ жизни, миграции, питание, размножение т. д.

3. Структура современной экологии.

Экология так же делится на фундаментальную и прикладную. Первая, как и общая экология, изучает общие экологические закономерности. Прикладная экология направлена главным образом на решение практических задач и изучает влияние человека на биосферу, а также разрабатывают принципы рационального пользования природными ресурсами без вреда окружающей среде.

4. Глобальные проблемы экологии.

Среди глобальных экологических проблем можно отметить следующие:

2) Вырубаются леса, что ведет к опустыниванию, глобальному потеплению, разрушает почву, мешает очистке воздуха и снижает влажность, вытесняет животных из их привычных мест обитания и уменьшает их популяцию.

3) Опираясь на предыдущий пункт, можно отнести к глобальным проблемам экологии и вымирание видов растений, животных, птиц. Многие из них уже считаются вымершими, другие занесены в Красную книгу и находятся под угрозой исчезновения по вине человека.

4) Стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых, поскольку их нерационально используют.

Экологическим кризисом называется нарушение равновесия отношений между обществом и природой, заключающееся в деградации окружающей природной среды и неспособности человечества принять меры для того, чтобы решить глобальные экологические проблемы и восстановить состояние благоприятной окружающей среды.

6. Природные ресурсы, определение.

Природные ресурсы – это объекты живой и неживой природы, которые используются для удовлетворения различных физических и духовных потребностей человеческого общества. Делятся на два вида: исчерпаемые и неисчерпаемые.

7. Краткая характеристика социально-политического, здравоохранительного, воспитательного аспекта охраны окружающей среды.

Можно выделить следующие основные аспекты охраны окружающей среды: социально-политический, здравоохранительный и воспитательный.

Социально-политический аспект связан с решением проблемы охраны окружающей природной среды в масштабах всего человечества. Здравоохранительный аспект охраны окружающей среды отражает принципы приоритета в охране здоровья и сохранения благоприятных гигиенических условий жизни населения. Воспитательный аспект прививает любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, заботу о живых существах, что может помочь сохранить экологию.

8. Перечислите основные правила и принципы охраны природы.

Первый принцип: все явления природы имеют для человека множественное значение и должны оцениваться с разных точек зрения.

Второй принцип: важность строгого учета местных условий при использовании и охране природного ресурса.

Третий принцип: охрана одного объекта означает одновременно и охрану других объектов, тесно с ним связанных.

Рациональное природопользование — это такие способы и тактики потребления человеком природных ресурсов, при которых наносится меньший вред окружающей среде и, при этом, удовлетворяются человеческие потребности. Также рациональное природопользование нацелено на то, чтобы восстанавливать возобновляемые ресурсы и грамотно потреблять исчерпаемые.

Мониторинг — это постоянное наблюдение за каким-либо объектом или процессом с целью сопоставления их состояния с ожидаемыми результатами по четко сформулированным показателям.

Читайте также: