Воспитательное значение сказок пушкина кратко

Обновлено: 02.07.2024

Значение сказок Пушкина в воспитании личностных качеств ребенка

Ольга Полохало

Значение сказок Пушкина в воспитании личностных качеств ребенка

В настоящее время в психолого-педагогической работе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала.

Сказки Пушкина представляют собой совокупность мудрости и духовного наследия русского народа, богатства оригинальных сюжетов. В основе пушкинских сказок лежат русские народные сказки, фольклорные сказания, песни, былины. Сказки Пушкина оказывают огромное влияние на эмоциональное развитие детей, развивают их воображение и эрудицию, поскольку расширяют словарный запас ребенка, воспитывают лучшие морально-нравственные качества.

Знакомство со сказками Пушкина рекомендуется начинать с двухлетнего возраста. В этот период у ребенка формируется сознательное восприятие мира, он впитывает в себя новую информацию и запоминает ее.

Чем старше становится ребенок, тем осмысленнее его восприятие текста. В 3 года ребенок вполне способен обсудить поведение злой старухи, несчастного старика или царя Гвидона, проявить сочувствие к бедной царевне, поэтому немаловажно просить ребенка высказать свое мнение о прочитанном, что будет способствовать развитию его речевых навыков.

Наиболее популярны — пять сказок Пушкина. Это достаточно объемные произведения, и читать их следует не сразу полностью, но обязательно по главам, в том порядке, в каком их распределил автор. Таким образом, у ребенка развиваются не только внимательность, но и причинно-следственные связи. Чтение сказок должно быть выразительным и эмоциональным, что поможет ребенку сформировать собственное отношение к персонажам и сюжетным событиям сказки.

Понять, что жадность и стремление к наживе не должны становиться для человека жизненной целью, и всегда наказуемы, поможет «Сказка о рыбаке и рыбке«. С фразеологизмом разбитое корыто ребенок встретится в жизни человека не единожды.

С другими произведениями поэта дети будут знакомиться на всем протяжении образовательного процесса, но только сказки Пушкина, прочитанные в раннем детстве, помогут постичь философию и значимость поэтического наследия великого поэта. Очень важно дать возможность ребенку нарисовать героев сказок, организовать инсценирование небольших отрывков. Это способствуют развитию фантазии, способности к рисованию и актерскому мастерству.

В заключение важно отметить, что сказки Пушкина являются неотделимой частью не только национальной и мировой литературы, но и представляют целый пласт культурного наследия нашей страны. Персонажи, символы, сюжетные линии сказок, ставшие афористичными, часто встречаются в других литературных произведениях, а также в повседневной жизни.

1. Иванова О. А.Учимся читать художественную литературу: Программа. Тематическое планирование. Конспекты занятий. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста. – М.: Школьная пресса, 2005. – 80 с.

2. Карпова С. И., Мамаева В. В.Развитие речи и познавательных способностей дошкольников : — 7 лет. – СПб.: Речь, 2007. – 144 с.

3. Полная хрестоматия для начальной школы. В 2 т. Т. 1 /Сост. И. Сивохина. – М.: ОЛМА_ПРЕСС, 2001. – 576 с.

4. Царенко Л. И. от потешек к Пушкинскому балу…- М.: ЛИНКА_ПРЕСС, 1999. – 160 с

Чему нас учит Пушкин?

Два чувства дивно близки нам – В них обретает сердце пищу – Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам.

Татьяна САЛЬНИК, зав. отделом АХКМ.

Сочинение-рассуждение

Сказки учат нас хорошему! Конечно, сказки народов мира отличаются… Где-то ценят хитрость, где-то – простоту и доброту. Я слышал, что даже можно изучать психологию людей, народа через сказки. Но всё-таки для каждого народа в его сказках показано добро и зло, победа хорошего. Я всё-таки лучше знаю наши русские сказки – про них и буду говорить.

Для девочек начало сказки похоже… Но там больше не про путь, а про доброту и смирение. Вот она убирает, помогает всем. Но тоже то на бал поедет, то в колодец прыгнет – в волшебное царство, то в лес к Морозко пойдет или к двенадцати месяцам. И нужно обязательно оставаться доброй, помогать слабым. И победа в итоге за добрыми!

Другие сочинения: ← Красота русского языка↑ по русскому языкуГлагол →

Сочинение на тему почему я люблю пушкина

Чему учат сказки Пушкина? Прежде всего, добру и пониманию. Ещё они учат любить и ценить прекрасный родной русский язык.

ВложениеРазмер
skazki_pushkina.docx 17.6 КБ

Предварительный просмотр:

Калина Виктория Геннадьевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №7, село Чкаловское, Приморский край

Земля русская издревле была богата на литературные таланты. Один из таких талантов — это конечно поэт Александр Сергеевич Пушкин. Каждый сможет найти в его произведениях что-то близкое сердцу, но самые родные, знакомые всем ещё с детства творения Пушкина – это его сказки. Можно сказать, что поэт и его сказки являются одними из самых ярких первых детских поэтических впечатлений для многих людей.

Ты мне дорог с малых лет,

Твои стихи я слышу с колыбели.

Я сказками волшебными согрет,

Список его сказочных произведений невелик, но в каждом из них сокрыта кладезь народной мудрости. Образы, оживающие в его сказках - богатыри и прекрасные царевны, хитрые представители нечистой силы, смекалистые крестьяне, мудрецы и глупые цари, пришедшие к нам с чтением в детстве, населяют наше воображение и по сей день.

Педагогическое значение текстов сказок А.С. Пушкина связано с их своеобразной магической силой. Они легко проникают в самую глубь души в её бессознательные слои, прежде всего, это связано с тем, что они написаны языком, который понятен ребенку.

Главными отличительными чертами сказок Пушкина является то, что добро всегда побеждает зло, они оптимистичны. Кроме того, каждая его сказка несёт в себе какой-либо нравственный урок:

«Сказка ложь, да в ней намёк!

Огромным потенциалом в духовно-нравственном воспитании школьников обладают сказки А.С. Пушкина. Они знакомят их с народным творчеством, историей и традициями народа, способствуют формированию нравственных эталонов - трудолюбия, доброты, смелости, формируют негативное отношение к жестокому отношению и жадности:

«…Отпустил он рыбку золотую.

И сказал ей ласковое слово:

"Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Его сказки обогащают знания об окружающей природе и жизни:

«…Там на неведомых дорожках,

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках,

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны,

Начинать читать сказки Пушкина ребёнку можно с любого возраста. Малышам будут интересны герои сказок, события, происходящие вокруг них. Чуть позже, в старшем возрасте, придёт понимание, почему с теми или иными героями происходят неприятности, как удаётся им выпутываться из сложных ситуаций.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела в последние годы особое значение. Это связано, прежде всего, со снижением культурного и интеллектуального уровня развития подрастающего поколения. Большими возможностями в плане духовно-нравственного развития обладают сказки. Начиная со сказки, ребенок знакомится с захватывающим литературным миром в котором отражаются взаимоотношения, присущие миру людей. За образами героев сказок скрыты духовно-нравственные понятия, символизирующие эталоны нравственности, которые в свою очередь, должны прочно закрепиться и в реальной жизни детей, регулируя их мысли и поступки.

В последнее время в средствах массовой информации очень часто стали поднимать вопросы духовности в нашем обществе, о духовном возрождении нашей страны. Взрослые обеспокоены тем, что теряют поколение, не могут воспитать его по своему образу и подобию, не сохранили семейные воспитательные традиции, не могут создать необходимый авторитет у своих детей.

Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, оказывает разрушительное влияние на психику малышей, их нравственность и духовный мир. В одночасье куда-то исчезли наши добрые игрушки, книги, мультфильмы, дорогие сердцу образы из мира детства, литературные и мультипликационные герои, на которых выросло не одно поколение. Дети растут бездушными, злыми, детские сказки почти не интересны нашим детям, телевидение все больше и больше пропагандируют зло, жестокость, насилие, что наносит существенный вред ребенку. К сожалению, такие понятия как доброта, великодушие, отзывчивость в условиях современной культуры могут оказаться, незнакомыми нашим детям. Все это говорит об актуальности нравственно-духовного воспитания подрастающего поколения.

По моему мнению, народные сказки как нельзя лучше подходят для формирования и развития духовно-богатой личности с прочными нравственными устоями, но когда происходит утрата семейных ценностей и чтение художественной литературы становиться необычайной редкостью для детей в семье, то именно мы, педагоги должны сыграть ведущую роль в формировании основ духовно-нравственного воспитания детей.

Свою работу я решила связать с творчеством А.С. Пушкина.

Во-первых, сказки Пушкина – народны, они основывались на жизни и быте простого народа.

Во-вторых, сказки Пушкина легко воспринимаются детьми дошкольного возраста, потому что написаны в стихотворной форме.

И, в-третьих, сказки А.С Пушкина привлекают детей динамичным сюжетом, необычайными ситуациями и событиями, сценами, полными чудес и превращений.

Свою работу я начала с анкетирования родителей:

  1. Есть ли у вас дома сказки А.С. Пушкина?
  2. Часто ли вы читаете их своим детям?
  3. Беседуете ли вы с детьми после прочтения или рассказывания сказки?

Обработав анкеты, получились следующие результаты:

Не имеют, не читают, не беседуют – 32%

Результат для меня был с одной стороны ожидаем с другой стороны я была разочарована в том, что столь величайший поэт не востребован в нашем современном обществе. На основании анкетирования, был составлен план работы и поставлены следующие задачи:

- приобщить ребенка к истокам национальной культуры;

- показать воспитательное значение сказок;

- раскрыть нравственно-эстетическую ценность сказок А.С. Пушкина.

О таланте А.С. Пушкина сложены целые легенды. Мы знакомы с творчеством великого поэта с детства. Поэтому я решила рассказать о том, как необходимо знакомить детей с его сказками.

Существует большое количество приемов и методом при работе с детьми по ознакомлению с художественной литературой, правильный подбор сказок, то есть, в соответствии с возрастом, мастерством рассказывания и наконец, организацией последующей деятельности ребенка, а именно: беседа по прослушанной сказке, пересказа, обыгрывания сюжета, изображении в рисунке – все это помогает ребенку правильно осознать прослушанное и глубоко пережить содержание художественного произведения.

Первое знакомство с произведениями очень ответственно. С одной стороны прикосновение к классике должно проходить серьезно. С другой стороны – раннее детство обязывает нас учитывать возрастные возможности ребенка. Уже с 2-х лет можно начинать читать детям сказки великого поэта. В этом возрасте достаточно зачитывать отрывки

В своей работе с ранним возрастом я использую высокую интонационную выразительность, звуковая обогащенность стихов должна завораживать, заставлять прислушиваться, замирать на какое-то мгновение. Я прилагаю все усилия, чтобы ребенок понял смысловое содержание произведения.

Когда я читаю, дети всматриваются в мое лицо,

Только солнышко взойдет,

В миг тогда наш петушок

Закричит и встрепенется

И в то место обернется…

Дети с изумлением смотрят, на петушка, слушают завороженно.

Не менее важно использовать принцип наглядности (игрушки, картинки, пособия), с помощью которых создается развернутая картина действий.

В этом возрасте сказки Пушкина помогают формировать словарный запас, любовь к чтению сказок и развивает положительные эмоции ребенка.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах

Игровые приемы носят настроение затейливости шаловливости.

В этом возрасте дети уже выделяют отрицательных и положительных героев, безоговорочно принимая сторону положительного героя. Сопереживают полюбившимся героям, проявляют интерес к их судьбе. У детей развивается память, воображение, восприятие прочитанного, активизируется словарь.

Не хочу быть вольною царицей.

Хочу быть владычицей морскою

Чтобы жить мне в окияне-море,

Что б служила мне рыбка золотая.

На данном этапе работы дети начинают любить всякие перевертыши, смеясь над ними ребенок обнаруживает и углубляется в свое правильное понимание окружающей действительности. У детей формируется новый вид внутренней психической активности – умение мысленно действовать в воображаемых ситуациях, что не маловажно в дальнейшей жизни ребенка.

В процессе работы, у детей происходит совершенствование восприятия прослушанных сказок и, стихотворений, развивается эмоциональная отзывчивость, положительное отношение к героям сказок, активизируется потребность к чтению, повышается интерес к произведениям Пушкина, дети получают более глубокие знания о традициях русского народа, культуре, быте, совершенствуются социальные навыки поведения.

В свое время критики выражали свое негативное отношение к сказкам Пушкина - как смеет великий поэт отдавать свои силы такому "низкопробному" жанру. А дети, к которым и не думал обращаться поэт, когда писал сказки, полюбили эти стихи и ввели их в свой духовный обиход. Дети лишний раз доказали, что народная поэзия в высших своих достижениях часто бывает поэзией детской.

В подготовительной группе, я продолжу работу по сказкам А.С. Пушкина, для того чтобы совершенствовать навыки в чтении стихов, в драматизациях, используя жесты, мимику, интонацию, совершенствовать связную речь (диалогическую, монологическую) и развивать умение чувствовать красоту русского языка.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Список сказок Пушкина - золотая коллекция……………………………….4

Краткий список произведений Пушкина для детей…………………………5

Самая непонятная сказка Пушкина: анализ некоторых произведений……8

4. Воспитание сказками Пушкина……………………………………………. 12

Если иностранцы думают, что творчество Александра Сергеевич входит в сердца русских с прочтением Евгения Онегина, они очень ошибаются. С ранних детских лет родители знакомят своих малышей со сказками Пушкина. Причем не только по книгам. В основу фильмов для детей и мультфильмов советского периода легли сказки Пушкина. Полные названия их оставались такими, какими их задумал автор. И хотя сегодня детям представлен огромный выбор сказок, мультфильмов и книг, родители и педагоги не забывают о проверенных годами произведениях. Хорошо запоминаются, развивают фантазию и учат добру все сказки Пушкина. Список названий любимых произведений каждый определяет самостоятельно.

Как и положено автору сказок, Пушкин учит через них самым главным вещам: доброте, терпению и вере в чудеса. Каждая сказка – повод задуматься для взрослого человека. Сказки Александра Сергеевича отличаются не только яркостью образов и характеров. Главная отличительная черта – гармоничность стихотворной формы. Название сказок Пушкина очень понятны и приоткрывают тайну содержания. Не все современные сказки придерживаются этого принципа, название некоторых остается непонятным даже после прочтения текста.

1. Список сказок Пушкина - золотая коллекция

Основная масса произведений в сказочном стиле была создана автором в период с 1830 по 1834 годы. Именно на эти годы приходится самое очаровательное время жизни поэта: его влюбленность, женитьба, рождение детей. Лишь "Жених" был написан в 1825, а издан в 1827 году.

Сказки Пушкина, список которых мы привели выше, многими критиками признаются, как переписанные на новый лад старые, хорошо известные народные произведения. Считается, что писатель вносил в рассказы нечто исконно русское. Более того, несколько новых деталей отличали произведение от оригинала существенно. Список сказок Пушкина является основой для публикаций огромного количества сборников и коллекций. Причина банальна – спрос. Несмотря на то что произведения были написаны давно, любовь к ним не прошла по сей день, и уже не первое поколение людей воспитывает своих детей на сказках Александра Сергеевича.

2. Краткий список произведений Пушкина для детей

Поэт-патриот

Этот великий русский поэт был настоящим патриотом своей Родины. Он ненавидел крепостной строй, считал его величайшей проблемой русского общества. По его мнению, эта система не давала также достаточного воспитания и обучения молодому поколению, как крепостному, так и высшему сословию, ведь дети – это будущая основа общества, народа.

Сказки, любимые с детства

Злой колдун похитил красавицу Людмилу, и богатырь Руслан отправляется вызволять любимую. Сюжет явно фольклорный. Примечательно, что все герои вышли настоящими, реалистичными, там нет абсолютного добра или зла, все поступки героев обладают сильной мотивацией и смыслом, что отличает все произведения Пушкина для детей.

Для детей старшего возраста: стихотворения

В школьной программе обязательно изучаются многие произведения Пушкина. Стихи для детей он отдельно не писал, но практически всю его лирику отличает простота и доступность восприятия читателем любого возраста. Он затрагивает важнейшие темы для подростков и юношества: свобода, Родина, первые чувства, природа. У Пушкина восхитительная пейзажная лирика, которая пронизана нежностью, теплотой и безграничной любовью к русской природе.

3. Самая непонятная сказка Пушкина: анализ некоторых произведений

Список сказок поэта

Странная сказка о царе

Чудеса, да и только!

А перед ней лежит разбитое корыто.

4. Воспитание сказками Пушкина

Пушкин в своих сказках называет чувства. Проведя некоторое исследование, мы убедились, что современные "дети не знают названия чувств"; "Из богатой палитры чувств они в основном замечают крайние: любовь - ненависть, радость - горе". А ведь есть жалость, сочувствие, зависть и т.д., и т.д. и у Пушкина что ни строчка, то целая палитра эмоций, чувств, настроений. "Поэзия Пушкина, в том числе и его сказки, - пишет И.И.Тихомирова,- лучший воспитатель чувств. Обратим внимание на содержащееся в сказках богатство словесных терминов, выражающих чувства в форме существительных: грусть, горе, восхищение, тоска, злость.

Сказка - целое направление в художественной литературе. За долгие годы своего становления и развития этот жанр стал универсальным жанром, охватывающим все явления окружающей жизни и природы, достижения науки и техники.

Подобно тому, как народная сказка, постоянно изменяясь, впитывала в себя черты новой реальности, литературная сказка всегда была и есть неразрывно связана с социально-историческими событиями и литературно-эстетическими направлениями. Литературная сказка выросла не на пустом месте. Фундаментом ей послужила сказка народная, ставшая известной благодаря записям ученых-фольклористов.

Сказки относятся к расцвету творчества Пушкина. Смысл, закладываемый автором, описание борьбы добра и зла изначально были рассчитаны на взрослых. Но вскоре золотой петушок, золотая рыбка, прекрасная Лебедь, богатыри, белочка и остальные герои и персонажи сказок завоевали детские сердца и прочно обосновались в детской литературе. Александр Сергеевич очень точно подмечал быт, культуру, образы народа и переносил их в свои сказки. Фольклором дышит каждое его творение. В те годы основная передача народной мудрости шла по устному каналу, а писатель смог увековечить русский народный фольклор в своих произведениях. Название сказок Пушкина навсегда останется в сердцах русских людей.

Список литературы

3. Высочина Е.И. Образ бережно хранимый. Жизнь Пушкина в памяти поколений.- М.: Просвещение, 1989.

4. Гордин А. Пушкинский заповедник.- М.: Искусство, 1956 .

5. Журнал "Крестьянка", № 6/98 г.

6. Кунин В.В. Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками.- М., 1987.

7. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин.- Л.: Просвещение, 1982.

8. Пушин И. И. “Записки о Пушкине. Письма”, Москва, 1989

10. Русаков В.М. Уважен за имя. - М.: Советская Россия, 1987.

11. Скатов.Н.Н. Пушкин.- Л.: Детская литература, 1991.

12. Тихомирова И.И. Воспитание сказками Пушкина. // Дошкольное воспитание№ 2,6/1998

13. Тытянов Ю.Н. Пушкин. - М.: Книга, 1983.

Читайте также: