Вооруженные силы республики казахстан кратко

Обновлено: 02.07.2024

Независимому Казахстану в наследство досталась армия, которая насчитывала около 200 тысяч человек личного состава, располагала современным стратегическим оружием и мощными арсеналами обычных вооружений. В последующие несколько лет ядерное оружие было выведено на территорию России, а вооруженные силы Казахстана реформированы в соответствии с потребностями республики. В настоящие время вооруженные силы Республики Казахстан комплектуются по призыву и насчитывают около 60 тысяч человек личного состава. Они состоят из трех видов: сухопутных войск, сил воздушной обороны и военно-морских сил.

СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА

СИЛЫ ВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ

Силы воздушной обороны организационно включают военно-воздушные силы, войска ПВО и радиотехнические войска. ВВС располагают примерно 400 боевыми и учебно-боевыми самолетами, 25 транспортными самолетами и примерно 300 вертолетами. Из этого количества часть машин находится на консервации. Основу истребительной авиации составляют перехватчики МиГ-31 (42 единицы, 610-я авиабаза, Караганда), а также многоцелевые истребители Су-27С/Уб (36 единиц, в т. ч. 10 прошедших модернизацию в Беларуси, 604-я авиабаза, Талды-Курган) и МиГ-29 (около 40,600-я авиабаза, Жетиген). Ударная авиация представлена тремя десятками бомбардировщиков Су-24М (600-я авиабаза) и 14 штурмовиками Су-25 (602-я авиабаза, Шымкент). Имеется также до 120 истребителей-бомбардировщиков МиГ-27, находящихся на консервации в Талды-Кур-гане. 609-я авиабаза (Балхаш) имеет в своем составе самолеты-разведчики МиГ-25РБ и Су-24МР.

Вертолеты сосредоточены, в основном, в составе 607-й авиабазы в Учарале (ударные Ми-24 и многоцелевые Ми-8), а также 612-й авиабазы в Таразе (тяжелые транспортные Ми-26 и многоцелевые Ми-8). Транспортные самолеты базируются в Астане и Алматы, а два десятка учебных Л-39 — в Актобе. В последнее время Казахстан предпринимает усилия по закупке авиатехники западного производства. Уже поступило 2 транспортных самолета EAOS С-295 (заказано еще 6). Начата лицензионная сборка легких вертолетов Еврокоптер ЕС-145, заказано 20 средних вертолетов ЕС-725.

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ

Днем образования Вооруженных сил Республики Казахстан является 7 мая 1992 года. В этот день был подписан указ президента о создании собственных национальных вооруженных сил и был назначен первый в истории страны министр обороны - генерал-полковник С.К. Нурмагамбетов. Генерал армии Казахстана - высшее воинское звание республики. После распада Советского Союза государство получило в свое распоряжение огромное количество вооружения и военной техники, здания и сооружения воинских частей, систему военных комиссариатов. Однако тяжелая экономическая ситуация, присущая всему постсоветскому пространству периода конца двадцатого века, во многом препятствовала эффективному использованию богатого советского наследства. Годы сокращений, преобразований привели к появлению вооруженных сил в их нынешней форме. Армия Казахстана, фото многочисленных учений и парадов которой впечатляют, продолжает развиваться.

армия казахстан

Общая информация

По состоянию на сегодняшний день организационно армия Республики Казахстан представлена тремя видами: сухопутными войсками, силами воздушной обороны и военно-морскими силами. Армия Казахстана, численность которой составляет около 100 тысяч человек, входит в сотню наиболее боеспособных армий мира.

служба в армии казахстана

Сухопутные войска

Сухопутные войска образованы в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об обороне и Вооруженных силах Республики Казахстан". Основное их предназначение - защита территориальной целостности Республики Казахстан, защита ее суверенитета, оборона государственных и военных объектов, оборона сухопутных границ, участие в миротворческих миссиях. Все эти задачи решает армия Казахстана. Страна делает большую ставку на сухопутные войска. Они являются самым большим по численности личного состава видом вооруженных сил. По приблизительным подсчетам в сухопутных войсках проходит службу порядка 50 тысяч человек.

армия казахстана фото

Региональные командования сухопутных войск

Существует несколько региональных командований:

Техническая оснащенность

генерал армии казахстана

В большом количестве сухопутные войска оснащены боевыми бронированными машинами советского производства. Общее количество машин данных типов на вооружении практически не поддается точной оценке, однако составляет не менее одной тысячи гусеничных машин (БМП-1, БМП-2, МТ-ЛБ) и порядка пятисот коленных бронетранспортеров (БТР-60К, БТР-70, БТР-80). Помимо вышеперечисленных образцов имеется значительное количество боевых машин более легких классов, таких как, например, турецкие Otokar Cobra и полученные в результате военного партнерства с США HMMWV. Нишу разведывательных автомобилей занимает советская БРДМ-2 в количестве 150-200 единиц.

Силы воздушной обороны

Силы воздушной обороны являются системой объектов военно-воздушных сил, зенитно-ракетных и радиотехнических войск, предназначенной для обеспечения прикрытия от воздушных ударов территории Республики Казахстан, оказания помощи сухопутным войскам в отражении наземного вторжения, а также для выполнения транспортных и пассажирских перевозок в интересах Министерства обороны.

армия казахстана численность

На вооружении сил воздушной обороны находится множество типов авиационной техники, позволяющей выполнять весь спектр задач. Истребительная авиация представлена МиГ-31 (25 штук), Су-27 (30 штук), а также легкими фронтовыми истребителями Миг-29 (около 25). Основными ударными самолетами сил воздушной обороны на сегодня являются Су-25 и МиГ-27. Армейская авиация в достаточном количестве оснащена вертолетами Ми-8 широкого применения, а также Ми-24. На этом фоне достаточно экзотично выглядят вертолеты Eurocopter, сборка которых осуществляется на территории Республики Казахстан в соответствии с заключенным в 2012 году контрактом. Помимо всей этой авиационной техники имеется значительное количество военно-транспортных самолетов советского производства и 12 чехословацких учебных самолетов Л-39.

Уровень летного мастерства летчиков сил воздушной обороны заслуживает отдельного упоминания. Данный показатель составляет 100-150 часов налета в год, что сравнимо с аналогичным показателем в ВВС Российской Федерации.

Практически все вышеупомянутые самолеты и вертолеты были выпущены еще в советский период, и, несмотря на значительный задел для модернизаций, в ближайшее десятилетие перед военным руководством Республики Казахстан встанет вопрос о перевооружении сил воздушной обороны. Аналогичная ситуация наблюдается и с парком зенитно-ракетных комплексов.

Военно-морские силы

Военно-морские силы Республики Казахстан имеют главной задачей защиту экономических или иных законных интересов Казахстана в Каспийском море. Помимо непосредственно Каспийской флотилии к военно-морским силам относится морская пехота, береговая артиллерия и морская авиация.

призыв в армию в казахстане

Из-за специфики Каспийского бассейна, а также геополитической обстановки военно-морские силы имеют на вооружении достаточно небольшие корабли и катера. По информации из открытых источников, на вооружении ВМС Казахстана имеется порядка 20-22 малых кораблей и катеров.

Призывная система

Призыв в армию в Казахстане проходит два раза ежегодно: с апреля по июнь и с октября по декабрь. Призывной контингент формируется из юношей в возрасте от 18 до 27 лет. Служба в армии Казахстана для граждан составляет 12 месяцев. Солдаты могут проходить службу как недалеко от дома, так и в другом регионе страны. Отсрочка от армии в Казахстане или даже полное освобождение от службы предоставляется при достижении предельного призывного возраста, по состоянию здоровья, не позволяющему проходить военную службу, при наличии близких родственников, убитых при исполнении служебного долга, при наличии ученой степени.

дедовщина в армии казахстана

Особенности призыва

В 2015 году количество призывников составит 29 тысяч человек, что полностью покроет потребности армии Казахстана в военнослужащих срочной службы. Общее количество военнослужащих-срочников в вооруженных силах постепенно снижается и составляет 35 %, по данным за предыдущий год. Уклонение от военной службы, согласно законодательству Республики Казахстан, всегда было и является преступлением и карается большим штрафом и сроком лишения свободы.

Неуставные взаимоотношения

Дедовщина в армии Казахстана является темой для отдельного разговора. Следует отметить, что в последние годы, благодаря совместной работе прокуратуры, командования вооруженных сил, а также воспитательных органов, в армии наметилась положительная тенденция по снижению количества случаев неуставных взаимоотношений, практически исчезли случаи совершения призывниками самоубийств и членовредительства. Таким образом, можно утверждать, что армия Казахстана, дедовщина в которой все-таки еще сохраняется, выбрала правильный вектор противодействия подобному поведению старослужащих по отношению к новобранцам. Следует упомянуть, что такое явление, как дедовщина, является неизбежной издержкой призывной системы комплектования вооруженных сил любого государства.

отсрочка от армии в казахстане

Заключение

Подводя итог, следует добавить, что Вооруженные силы Республики Казахстан являются достаточно серьезной силой в масштабах Среднеазиатского региона. На главенствующую роль Казахстан, безусловно, не претендует, однако внимание, уделяемое армии и ее развитию, позволяет обеспечивать республике высокий уровень обороноспособности, а также участвовать в международной борьбе с терроризмом и в миротворческих миссиях, что является важной частью международного сотрудничества в области обороны.

2 января 2022 года в Казахстане начались волнения, формально спровоцированные ростом цен на автомобильный газ. На данный момент они охватили почти всю территорию республики и перешли в стадию вооруженных столкновений между погромщиками и представителями силовых ведомств Казахстана. В настоящее время Россия перебрасывает своих миротворцев по просьбе Президента Республики Казахстан Касыма-Жомарта Токаева в рамках соглашения ОДКБ. Так же появились данные о переброске представителей вооруженных сил остальных стран-участников ОДКБ с теми же целями и по той же просьбе. В этой связи интересно состояние, структура и возможности казахстанских силовых ведомств.

Силовые структуры Казахстана состоят из следующих ведомств – Министерство обороны, КНБ (бывшее КГБ Казахской ССР), МВД, МЧС и ряда других ведомств. Но нас в первую очередь в текущей ситуации должно интересовать Министерство обороны, КНБ и МВД. Их совокупная численность без КНБ составляла 200 тыс. человек до начала этих волнений. В Минобороны Республики Казахстан служат свыше 70 тысяч военнослужащих и гражданского персонала. Армия Казахстана состоит из Сухопутных Войск, Сил воздушной обороны и Военно-морских сил. Сухопутные войска насчитывают 20 тыс. человек. В их составе механизированные, десантно-штурмовые, артиллерийские, разведывательно-диверсионные (армейский спецназ) и иные части и подразделения. В основе структуры стоят бригады.

Силы воздушной обороны созданы на базе частей советских ВВС и ПВО. В их составе 12 тыс. человек – Военно-воздушные силы, войска противовоздушной обороны, радиотехнические войска. На вооружении военно-воздушных сил различные версии Су-30, МиГ-31, Су-27, Су-24, Су-25, вертолеты Ми-24 и Ми-8 в различных версиях и транспортные, и учебные самолеты, и вертолеты. Всего примерно 100 боевых самолетов. Также разведывательные и ударно-разведывательные БПЛА.

Также для охраны и защиты высших должностных лиц государства существует Служба Государственной охраны Республики Казахстан (СГО).

Несмотря на постоянный пиар достижений независимого Казахстана как в области организации своих вооруженных сил, так и национального ВПК, до последних событий у многих специалистов были сомнения в правдивости высокой боеспособности казахской армии. Судя по последним события, их силовые структуры не сумели выступить сплоченно против недовольных, и первое время и вовсе были как будто растерянны. Да и реальное состояние казахского ВПК вызывает вопросы. Несмотря даже на серьезные усилия в этом направлении, длившиеся уже не первый год.

На тот момент, когда Казахстан объявил о своей независимости, на территории нашей страны располагалось большое количество воинских частей, баз, военно-исследовательских объектов и полигонов.

Наследство Советского Союза в военном деле содержало все необходимое для создания основ военной организации государства. Это и группировка войск стратегического назначения, состоящая из двух дивизий и имеющих самые современные стратегические ракеты, готовые доставить летательные аппараты в любую точку земного шара. Кроме того, дивизия стратегических бомбардировщиков, 40-я общевойсковая армия в составе нескольких дивизий, в том числе танковой, корпуса авиационный и противовоздушной обороны. Также имелись части центрального подчинения: дивизия раннего обнаружения ракет, различные разведывательные части, большое количество военно-строительных частей и авиаполк, обслуживающие космодром Байконур, различные испытательные центры и полигоны (Сарышаган, Эмба, Семипалатинский испытательный центр в городе Курчатов), остров Барсакелмес в Аральском море и ряд других частей.

И именно присутствие данных соединений и частей дало возможность создать Сухопутные войска на базе частей и соединений 40-й отдельной Краснознаменной общевойсковой армии, Военно-воздушные Силы – на базе смешанного авиационного корпуса воздушной армии, войска противовоздушной обороны – на базе соединений и частей корпуса ПВО.

Были строго определены сроки организационного периода: в течение трех месяцев осуществлен прием доставшегося от СССР военного наследства, созданы системы непосредственного управления войсками и взаимодействия с ведомствами Министерства обороны СНГ. Были решены вопросы финансового, материально-технического и медицинского обеспечения войск Республики Казахстан.

В тех сложных условиях казахстанцы во главе со своим Лидером, в которого безоговорочно верили, сохранили в стране стабильность и межнациональный мир.



Реализация Первой Военной доктрины РК, утвержденной Президентом 11 февраля 1993 года, выдвигала необходимость принятия блока военных законов. В сжатые сроки были приняты несколько законов по военным вопросам.

Был определен состав Вооруженных Сил, который в тот период включал органы военного управления, виды Вооруженных Сил – Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Войска противовоздушной обороны, Военно-морские силы, Тыл, управление и части Гражданской обороны. Было подчеркнуто, что в военное время в них входят также Пограничные войска КНБ, Внутренние войска МВД, Республиканская гвардия, органы управления и части Гражданской обороны.



В законе определены полномочия органов государственной власти в области обороны и руководства Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями. Закон раскрыл сферу руководства Президента, Министра обороны и других руководителей оборонной системы. Тот факт, что Глава государства одобрил предложение о создании в структуре Верховного Совета Комитета по национальной безопасности и обороне, также благотворно повлиял на ход развития этой сферы.

Еще с первых дней создания Вооруженных Сил страны Глава государства повсеместно напоминал должностным лицам руководства оборонной системы о том, что обретенная независимость нуждается в надежной защите.

С тех пор и всегда при процессе становления и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований страны Глава государства определяет четкие перспективы развития нашей армии, новые механизмы национальной безопасности страны, ставит конкретные задачи перед руководителями ведомств, требуя постоянного повышения качества действий, направленных на сохранение независимости, территориальной целостности молодого государства.

Против новых вызовов времени

Реалии конца ХХ века потребовали изменений в сфере обеспечения безопасности и оборонной системы. Глобальные изменения, произошедшие в мире и Центрально-Азиатском регионе, несли в себе противоречивые тенденции. Снижение угрозы крупномасштабных войн сопровождалось возникновением новых рисков и угроз, среди которых наибольшую опасность представляет повышение вероятности возникновения военных конфликтов, что связано с обострением территориальных, национальных, этнических, религиозных и иных противоречий. Реальной угрозой для безопасности Казахстана и других стран региона стала эскалация военных действий в Афганистане.

Особую актуальность приобрели угрозы распространения терроризма и экстремизма, а также тесно связанные с ними наркобизнес и незаконная торговля оружием.



Глава государства четко осознавал необходимость новой Военной доктрины с учетом внешних и внутренних угроз военной безопасности страны. К концу 90-х годов прошлого столетия многие установки первой военной доктрины уже не соответствовали изменениям, произошедшим в геополитическом положении Казахстана, экономическим возможностям и новым угрозам национальной безопасности страны.

В декабре 1999 года на заседании Совета Безопасности во главе с Президентом Нурсултаном Назарбаевым была рассмотрена Стратегия национальной безопасности Казахстана на 1999-2005 годы.

В ней был сделан анализ изменившейся обстановки в регионе, определены внешние и внутренние угрозы, намечены приоритетные направления в сфере обеспечения военной безопасности страны, поставлена задача по адаптации Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований республики к изменившимся реалиям. Принятие этого документа сыграло решающую роль для последующей корректировки военной политики, которая должна отвечать на наиболее вероятные внешние угрозы и исходить из реальных экономических и технических возможностей страны.

Военная доктрина

С этой целью 10 февраля 2000 года Глава государства утвердил новую Военную доктрину Казахстана, что имело принципиально важное значение для осуществления дальнейшего военного строительства в нашей стране. Опираясь на нормы международного и национального права, доктрина регулировала отношения в обороyной сфере между различными институтами государства.

В доктрине 2000 года был применен новый подход к решению проблем обеспечения военной безопасности страны, что позволило проведению глубоких, коренных преобразований всей военной организации государства.

Доктрина 2000 года определила реальные и эффективные пути и средства военной безопасности государства применительно к его геополитическому положению в Центрально-Азиатском регионе. Она конкретизировала основные положения Стратегии национальной безопасности Казахстана в военной сфере и была направлена на обеспечение военной безопасности в пределах государственных границ, на организацию обороны страны в случае агрессии, а также согласование усилий с государствами-союзниками по обеспечению коллективной военной безопасности.

Глава государства отмечал, что именно сейчас закладывается облик будущего казахстанского воина ХХI века, которого должны отличать горячий патриотизм, высокий интеллект, хорошая физическая форма и здоровый образ жизни.


С первых лет Независимости и по сей день Нурсултан Назарбаев создает условия для успешного развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Казахстана, соответствию их уровню ведущих стран мира согласно сегодняшним реалиям.

Как и в остальных сферах жизнедеятельности государства, наш Президент отличается тем, что глубоко вникает в вопросы и проблемы из области обороны. Он всегда в курсе развития, армии суверенного Казахстана, он - главный свидетель процессов нарастания боевой мощи страны. Главa государства со знанием дела интересуется состоянием развития видов войск, часто встречается с их личными составами, лично принимает участие на важных учениях, вникая в суть происходящего.


Присутствие Президента страны - Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами на учениях видов войск различного уровня, его оценка уровня боевой подготовки подразделений стимулируют воинов на новые достижения, закрепляя в их сознании патриотические чувства, чувство долга перед Отечеством и веру в яркое будущее казахстанской армии и молодого государства в целом.

Стоит отметить, что Глава государства, Верховный Главнокомандующий Н.А. Назарбаев посещает лично основные учения, наблюдает за действиями структур и оценивает их.


Верховный Главнокомандующий определяет направления дальнейшего развития, указывая конкретные действия руководителям оборонных структур. На Первом Всеармейском совещании руководящего состава Вооруженных Сил (9 февраля 2001 года) Верховный Главнокомандующий определил приоритетные направления строительства оборонной системы страны.

В октябре 2002 года Глава государства Нурсултан Назарбаев обозначил приоритетные задачи, стоящие перед Вооруженными Силами на следующих этапах развития, в частности: обеспечить мобилизационную готовность войск и существенно улучшить воинскую дисциплину, устранить дублирование и разобщенность системы военного образования, создать полноценную систему территориальной обороны, восстановить институт шефской помощи войскам, усовершенствовать подходы к допризывной военной подготовке, усилить социальную составляющую военного строительства, повышающую престиж военной службы, продолжать разрабатывать и реализовывать государственную военно-техническую политику.

Новый закон

Вооруженные Силы Казахстана в мирное время включают: органы военного управления, виды Вооруженных Сил, специальные войска, тыл, военно-учебные заведения, военно-научные учреждения.

В основу деятельности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, как отметил Глава государства, выступая перед участниками Второго Всеармейского совещания (2 ноября 2005 года), положены требования по созданию армии ХХI века, способной адекватно реагировать на возможные вызовы и угрозы в целях безопасности государства. Поэтому, подчеркнул Президент, главным направлением последующего совершенствования Вооруженных Сил является дальнейшая профессионализация армии.

В своем выступлении Глава государства Н.А. Назарбаев определил девять приоритетных задач, в числе которых – обеспечение соответствующего уровня боеспособности Вооруженных Сил и обороноспособности государства в целом; поддержание качественного состояния вооружения и военной техники; эффективное взаимодействие и консолидация региональных сил; поэтапный переход на контрактную основу комплектования войск; дальнейшее совершенствование взаимодействия силовых министерств и ведомств в вопросах борьбы с проявлениями терроризма и экстремизма; умелое применение достижений военной науки и новых технологий; развитие военного образования; совершенствование планирования применения войск при чрезвычайных ситуациях природного или техногенного характера; улучшение качества жизни военных.



«Укрепление государственности, национального суверенитета целостности Казахстана должно осуществляться на основе новой военной доктрины. Она должна предусматривать создание профессиональной армии, способной осуществлять быстрое развертывание сил и средств, соответствовать самым высоким международным стандартам.

Вооруженные Силы Казахстана должны быть обеспечены современными военно-техническими средствами, они оправданно рассчитывают на высокие оборонные технологии, соответствующие угрозам, специфическим для Казахстана и новой международной ситуации.

Прежние глобальные механизмы и системы безопасности не соответствовали современным реалиям, требовали серьезного реформирования. В мире периодически возникают вооруженные столкновения, развиваются противоречия между стратегиями различных государств. В связи с этим появилась необходимость формирования эффективной современной системы национальной безопасности, ориентированной на превентивное выявление и устранение угроз, на повышение в целом антикризисного потенциала страны.

Оборонительный характер Военной доктрины

21 марта 2007 года на основании Указа Президента Республики Казахстан был принят следующий важнейший документ, регулирующий вопросы национальной, точнее, военной безопасности государства - новая Военная доктрина, носящая сугубо оборонительный характер.

Следующим нормативным правовым актом, непосредственно регулирующим процессы военного строительства и развития Вооруженных Сил, стала Государственная программа развития военной организации, предусматривающая практическую реализацию основных положений Стратегии национальной безопасности и Военной доктрины.

Все эти документы отражают политику, проводимую Главой государства, основанную на действенной политической дипломатии, главной целью которой является достижение взаимовыгодных результатов и консенсуса, развитие Вооруженных Сил и дальнейшее их совершенствование. В целях укрепления обороноспособности государства Верховным Главнокомандующим утверждена оптимальная структура Вооруженных Сил, что позволило определить качественно новые стратегические ориентиры для развития казахстанской армии.

Вооруженные Силы суверенного Казахстана, как и прежде, способны выполнять поставленные задачи Верховного Главнокомандующего в любых условиях. Современная казахстанская армия стала надежным гарантом обеспечения военной безопасности нашей республики. Зарубежные эксперты признали Вооруженные Силы Казахстана одними из сильнейших на постсоветском пространстве, а в Центральной Азии признана лучшей.

Согласно требованиям Главы государства по вопросам обеспечения национальной и военной безопасности Казахстана на сегодняшний день успешно функционируют несколько видов войск и других воинских формирований. Президент - Верховный Главнокомандующий - уделяет огромное внимание их развитию, следит за процессом их жизнедеятельности.

С момента создания Вооруженных Сил Рк Президент Казахстана всегда акцентировал внимание на вопросе подготовки военных кадров для Вооруженных сил РК. Это стратегическая задача Минобороны РК. Глава государства в послании народу Казахстана сказал, что качество высшего образования должно отвечать самым высоким международным требованиям. Для достижения поставленных целей, а также с учетом тенденции развития средств вооруженной борьбы, управления войсками и оружием, возрастания роли информационной составляющей в современных войнах и вооруженных конфликтах система подготовки кадров постоянно совершенствуется.



Всему миру известна ответственная, взвешенная и сбалансированная политика Казахстана по отношению к обеспечению международной и региональной стабильности и безопасности. Такой политики Казахстан во главе с Президентом Н.А. Назарбаевым придерживается с первых лет независимости.

Сегодняшнее признание республики на международной арене, ее вступление в ведущие мировые организации являются результатом тщательно продуманной, сдержанной и разумной политики, проводимой Президентом, его кропотливого и нелегкого труда.

За сравнительно короткий период Н. Назарбаев добился того, что все направления жизнедеятельности молодой страны активно развиваются. Особенно это заметно по развитию отечественных Вооруженных Сил: Верховный Главнокомандующий смог воплотить в жизнь многие свои замыслы по их реформированию.

Сегодня Вооруженные Силы республики хорошо оснащены и подготовлены. Президент держит на постоянном контроле вопросы дальнейшего совершенствования военного потенциала страны.

Вооруженные Силы Казахстана были созданы 7 мая 1992 года указом Первого Президента РК - Елбасы Нурсултаном Назарбаевым. Сегодня им исполняется 29 лет. Каким вооружением оснащена армия, как проходит боевая подготовка военнослужащих в условиях пандемии, каковы приоритеты дальнейшего развития и многое другое, читайте в материале Strategy2050.kz.


Структура армии

Какими новыми видами вооружений оснащены войска

Оснащение армии современными образцами ВВТ является длительным и дорогостоящим процессом. С учетом выделяемых бюджетных средств, Министерство обороны проводит системную работу по поэтапному приобретению современных образцов вооружения и военной техники

При планировании мероприятий по оснащению ВВТ в первую очередь предпочтение отдается тем образцам, производство и техническое сопровождение которых освоено на отечественных предприятиях оборонно-промышленного комплекса.

4.jpg

Это позволило поставить на оснащение Вооруженных Сил РК значительное количество современного ВВТ, которые по боевым возможностям соответствуют мировому техническому уровню, в частности боевые колесные машины, ракетно-артиллерийские корабли, разведывательные беспилотные летательные аппараты и средства противодействия им, радиолокационные станции, техника и средства связи, оптические прицелы, автомобильная техника и ряд другого вооружения и техники.

На предприятиях отечественного ОПК широко освоен капитальный ремонт и модернизация, что позволяет приобрести многим образцам качественно новые характеристики.

Бюджет Вооруженных Сил

Как сообщили в военном ведомстве, бюджет ВС РК на 2021 год составил 315,4 млрд тенге. Кроме того, в интересах Министерства обороны Министерство индустрии и инновационного развития РК осуществляет приобретение (ремонт и модернизацию) вооружения и военной техники.

Особенности призывной кампании в этом году

В рамках весенней призывной кампании, которая стартовала 1 марта т.г., планируется призвать около 15 500 человек.

Начальник департамента организационно-мобилизационной работы Генерального штаба ВС Сакен Жусупов на брифинге в СЦК 26 февраля т.г. сообщил, что сейчас принята оптимальная пропорция комплектования – 70% контрактников и 30% срочников.

Весенний призыв в армию завершится 28 июня 2021 года.

Какие льготы имеют военнослужащие и как они обеспечены жильем

Законодательство о воинской службе, касающееся социального пакета, составлено таким образом, что в полной мере охватывает граждан, которые всю свою жизнь посвятили службе Родине. К примеру, поступив на воинскую службу в 17-18 лет курсантом или военнослужащим срочной службы, добросовестно отслужив 25 и более лет на должностях офицеров, сержантов или солдат, имеют право на все социальные льготы и выплаты. Это, прежде всего, жилье с правом приватизации и пенсионные выплаты за выслугу лет.

1 (8).jpg

Основанием для безвозмездной приватизации жилья или получения компенсации является выслуга 20 лет (в календарном исчислении). Тем, кто отслужил в армии более 10, но менее 20 лет и уволенные до 1 января 2018 года, и которые продолжают проживать в служебном жилье, не подлежащей приватизации, законодательством предусмотрена возможность его обмена на жилье из фонда Министерства обороны по остаточной стоимости.

При предоставлении военнослужащему служебного жилья в закрытом или обособленном военном городке, или жилища, не подлежащего приватизации, выплачивается 50% от суммы, предназначенной для аренды жилья. Размер выплаты зависит от региона, где военнослужащий проходит службу.

Цифровизация армии

В структуру управлений главнокомандующих видами и родами войск, региональными командованиями введены должности офицеров по автоматизации и цифровизации.

2 (3).jpg

Автоматизация процессов управления направлена на сокращение цикла управленческой деятельности, начиная от получения боевой задачи и заканчивая анализом ее исполнения.

Также мобильные комплексы автоматизированной системы управления СВО внедряются для обеспечения маневра частей и подразделений при боевых действиях, расширяется функционал специального программного обеспечения с целью включения возможности управления фронтовой, армейской, а также транспортной авиацией.

Кроме того разработана автоматизированная система управления высшего звена и Сухопутных войск. Она является основой автоматизированной системы управления ВС и предназначена для повышения эффективности и качества управления подчиненными войсками, сокращения времени на принятие решений и достижение успеха при минимальных затратах сил и средств.

Разрабатывается автоматизированная система управления ресурсами Вооруженных Сил. Она предполагает автоматизацию процессов управленческого и бухгалтерского учета мобилизационных, материально-
технических, иных ресурсов, а также кадрового потенциала армии. По завершении создания данной системы все виды учета будут переведены в онлайн-режим, автоматизирован процесс формирования расчетно- снабженческих единиц на основе имеющихся и создаваемых справочников и классификаторов.

Также продолжается построение ведомственной сети передачи данных для обмена информацией между Министерством обороны, Генеральным штабом, видами Вооруженных Сил, родами войск, региональными командованиями, соединениями, воинскими частями и учреждениями. Это позволит объединить воинские части и учреждения в единое цифровое информационное пространство. На данный момент 41% учреждений оснащены ведомственной сетью передачи данных.

Как проходит боевая подготовка в условиях пандемии

В Министерстве обороны рассказали, что мероприятия боевой подготовки проводятся с учетом соблюдения усиленных санитарно-противоэпидемических, санитарно-профилактических мероприятий по COVID-19, не снижая ее интенсивности, а именно:

практические занятия проводятся только на открытом воздухе, при допустимой наружной температуре;

в воинских частях и учреждениях занятия проводятся только в составе штатной роты (батареи);

в ходе проведения занятий обеспечивается строгий контроль за соблюдением социального дистанцирования, масочного режима и контакта между подразделениями;

занятия организуются в пунктах постоянной дислокации и на учебных центрах не более 20 военнослужащих, в учебных классах, местах проведения занятий (помещениях), обеспечивающих соблюдение социальной дистанции;

перемещение (перевозка) личного состава для проведения занятий на полигонах осуществляется в составе штатного подразделения;

photo5204132347404989447.jpg

ежедневно проводятся инструктажи среди личного состава о строгом соблюдении личной и общественной гигиены, требований противоэпидемических мероприятий и контроля за их соблюдением.

Международное сотрудничество

Международное сотрудничество осуществляется как на двустороннем уровне, так и в рамках участия Республики Казахстан в международных и региональных организациях (ООН, ОБСЕ, СВМДА, ОДКБ, ШОС, СНГ и др.).

Основными направлениями взаимодействия с оборонными ведомствами иностранных партнеров как в двустороннем, так и в многостороннем форматах, являются – военное образование и наука, боевая подготовка, военно-техническое сотрудничество и миротворческая деятельность.

photo_2021-04-27_12-55-44.jpg

Так, в формате Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Содружества Независимых Государств (СНГ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) ежегодно проводятся совещания руководителей оборонных ведомств организаций, сборы специалистов различных областей, семинары и консультации на экспертном уровне.

Организуются взаимное обучение и подготовка военнослужащих на льготной и безвозмездной основе в военных учебных заведениях стран участников организаций.

Ежегодно проводятся совместные учения и соревнования между вооруженными силами стран-участников организаций.

Также развивается сотрудничество в военно-политическом измерении Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Осуществляется ежегодный обмен информацией о биографических данных руководящего состава военных ведомств и о статусе участия или ратификации многосторонних инструментов по контролю над вооружениями и разоружению, проводятся заседания Специальной рабочей группы и Комитета старших должностных лиц СВМДА.

В рамках сотрудничества с Организацией Объединенных Наций (ООН) основное внимание уделяется развитию национального миротворческого потенциала.

В соответствии с поручениями руководства страны рассматривается возможность расширения географии участия казахстанского миротворческого контингента. Ведется работа по совместному развертыванию с иностранными партнерами наиболее востребованных специализированных подразделений (военно-полевой госпиталь, инженерное подразделение, разведывательное подразделение, отряд военной полиции) в одной из миссий ООН.

4 (1).jpg

Международное военное сотрудничество осуществляется и на двусторонней основе с Российской Федерацией, Китайской Народной Республикой, США, Турцией, странами Центрально-Азиатского региона, Индией, Пакистаном и др.

Необходимо отметить широкий спектр сотрудничества с Российской Федерацией.

Наибольшее количество офицеров и курсантов, обучающихся за рубежом, направляются на безвозмездной основе в военно-учебные заведения Российской Федерации по дефицитным специальностям.

В области вооружения и военной техники российско-казахстанский договор о военно-техническом сотрудничестве 2015 года позволяет осуществлять поставки в Казахстан модернизированного вооружения по стоимости и комплектации как для российской армии.

Следует отметить, что сотрудничество в миссии ООН в Ливане с 2018 года стало историческим шагом и позволило казахстанским военнослужащим приобрести необходимые навыки и опыт. В марте 2021 года в соответствии с достигнутыми договоренностями с индийской стороной проведена очередная ротация казахстанского контингента в миссии ООН в Ливане.

Вакцинация военнослужащих

По данным Министерства обороны, по состоянию на 5 мая 2021 года в Вооруженных Силах провакцинировано около 70% личного состава.

photo_2021-04-19_19-33-40.jpg

Следует напомнить, что военные медики оказали большую помощь казахстанцам в период пандемии коронавирусной инфекции.

Приоритеты в развитии Вооруженных Сил РК

Основные направления по строительству и развитию Вооруженных Сил отражены в Военной доктрине.

Кроме того, развитие Вооруженных Сил направлено на улучшение их качественных характеристик. В качестве приоритетов определены профессионализация и интеллектуализация казахстанской армии для обеспечения эффективного применения современных комплексов вооружения.

Напомним, по поручению Главы государства до 1 августа 2021 года будет разработана дорожная карта по расширению участия Вооруженных Сил в миротворческих операциях ООН, а до 1 ноября 2021 года – концепция идеологической и воспитательной работы в Вооруженных силах и других воинских формированиях.


автор: Лариса Дмитрюк фото: Из открытых источников

Читайте также: