Волюнтаризм а шопенгауэра кратко

Обновлено: 02.07.2024

Классический представитель философии волюнтаризма - Шопенгауэр и основная его работа "Мир как воля и представление" в 1818 г. Мировоззрение Шопенгауэра – субъективный идеализм. Рассмотрение нравственно-этической проблемы сущности бытия человека.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 17.05.2015
Размер файла 21,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ВОЛЮНТАРИЗМ А. ШОПЕНГАУЭРА

Волюнтаризм (лат. voluntas - воля). Классическим представителем философии волюнтаризма является Шопенгауэр, для которого воля - основной принцип всей действительности.

Артур Шопенгауэр (1788 - 1860). Основатель подчеркнуто антирационалистической философии жизни.

Был сыном купца из Данцига. В 1811 г. приехал в Берлин для занятий наукой. Слушал лекции Фихте. Познакомился с Гете в Веймаре, где стал изучать индийский мистицизм. Шопенгауэр преклонялся перед философией Канта и философскими идеями Востока (в его кабинете стояли бюст Канта и бронзовая фигурка Будды).

В 1819 г. начал преподавать в Берлинском университете в качестве приват-доцента. Он был полностью убежден в собственной гениальности и назначил свои лекции на те же часы, что и Гегель - ректор университета, философ в зените своей славы. Шопенгауэр, конечно, провалился и навсегда оставил преподавание.

Воля - это абсолютное начало всего бытия, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания. Когда появляется человек, возникает мир как представление в сознании человека. Появляются субъект и объект, множественность отдельных вещей и причинные отношения между ними. Мир - это воплощенная Мировая воля.

Человек не знает и не может знать всех проявлений воли. Человек в этом мире является рабом воли. Воля заставляет его жить, каким бы бессмысленным и жалким ни было его существование.

Воля вне времени и пространства, что подразумевает ее исключительность. Воля понимается как универсально-космический феномен, а каждая сила в природе - как воля. Воля не развивается, а лишь объективирует себя на различных уровнях. Мировой процесс развертывается не снизу, от хаоса к космосу, а сверху: от чистой воли к формам объективации.

Шопенгауэр сформулировал две этические концепции:

Этика житейская для рядового индивида, обывателя, а также для прозревших, но смирившихся и привыкших (таким Шопенгауэр считал и себя);

Этика теоретическая претендует на истину, какой бы горькой она ни была. Это этика грустной правды для избранных, готовых понять и принять ее. Эту этику называют пессимизмом. Она исходит из убеждения в призрачности человеческого счастья. Спастись можно, лишь подорвав сам корень воли, ее стремление к жизни, наука и логика здесь бессильны. Единственный способ - через незаинтересованное эстетическое созерцание, например, созерцание идей и образов музыки, произведений искусства. Стоит заметить, что во многом под влиянием Шопенгауэра сформировались эстетические взгляды великого немецкого композитора Рихарда Вагнера, который своей музыкой хотел подчинить себе людей. И он этого добился, так как из одиннадцати опер, написанных Вагнером, до сих пор ставятся десять.

Только искусство раскрепощает нас, смягчает действие воли, облегчает наше земное бытие. Лишь гении в искусстве и святые в земной жизни перестали быть рабами воли. Таким образом, две этики Шопенгауэра по-разному делают одно дело, - учат противостоять слепой и всесильной воле.

У каждого человека есть три высших блага жизни - здоровье, молодость, свобода. Пока они есть, мы их не осознаем, а осознаем лишь, когда теряем.

А. Шопенгауэр резонно возражает Гегелю: если в бытии мира, особенно в истории, все более утверждается сила Разума, то почему в мире столько зла, насилия, так много крови, так много бессмысленных войн, в которые человечество было погружено на всем протяжении своего существования? Он подвергает резкой критике всю систему философии Гегеля. Так, философия А. Шопенгауэра демонстрирует разрыв не только с Гегелем, но и с немецкой классической философией. Что же А. Шопенгауэр противопоставляет идее господства Мирового духа и разума?

А. Шопенгауэр в своей философии рассматривает и такую фундаментальную проблему как проблему сущности бытия человека, как представителя человеческого рода и как индивидуальности, которые включены в бытие мира как проявления Мировой Воли. Поэтому и бытие человека он связывает с бытием Мировой Воли.

Само познание лишь увеличивает наши страдания бытия, поскольку то, что мы воспринимали как истину, оказывается обманом и иллюзией. Человек в жизни сталкивается с неразрешимым противоречием, антиномией - между стремлением к счастью, проистекающим из воли к жизни, и невозможностью его реального достижения.

Безусловно, философия А. Шопенгауэра носит явно пессимистический характер. В ней отчетливо присутствует иррационалистический момент. Но в тоже время он в такой парадоксальной форме философствования отразил трагические аспекты бытия человека, истории человеческого рода, с его точки зрения непреодолимые. Оптимизм же философского взгляда на бытие мира, на жизнь в целом заключается не в отрицании трагедии в человеческой истории, наличия в ней зла, а в преодолении трагических обстоятельств и зла. Их отменить нельзя, но можно так минимизировать сферы их проявления, что они перестанут быть тотальной опасностью для бытия человека и человеческого рода.

1. Мир философии? Книга для чтения: В 2 ч. - М.: ИПЛ, 1991.

2. Шопенгауэр А. Избранные произведения. - М.: Просвещение, 1992.

3. Сумерки богов [Текст] / сост. и общ. ред. А.А. Яковлева. - М. : Политиздат, 1989. - 398 с. - (Б-ка атеист. лит.).

4. Камю, А. Бунтующий человек [Текст] / А. Камю. - М. : Политиздат, 1990. - 415 с. - (Мыслители ХХ века).

5. Миголатьев, А.А. Ведущие течения современной западной философии [Текст] / А.А. Миголатьев // Социально-гуманитарные знания. - 2002. - № 1. - С. 90-102.

6. Ясперс, К. Смысл и назначение истории [Текст] / К. Ясперс. - М. : Политиздат, 1991. - 527 с. - (Мыслители ХХ век)

Шопенгауэр и Ницше – представители неклассической идеалистической философии.

Немецкая классическая философия (олицетворением которой стало творчество Канта, Фихте, Шеллинга и особенно Гегеля) внесла большой вклад в развитие мировой философии и максимально полно для своего времени объяснила сущность бытия, познания, других философских проблем с позиций идеализма.

Однако с идеалистическим объяснением картины окружающего мира классиками немецкой философии согласились не все. Во второй половине XIX в. выделились два главных направления, по которым шла критика немецкой классической философии, особенно гегельянства:

• "критика слева", представленная материалистической философией Л. Фейербаха, К. Маркса и Ф. Энгельса;

• "критика справа", представленная так называемой неклассической идеалистической философией.

Представители неклассической философии пытались объяснить мир, как и "классики", с позиций идеализма, но идеализма старого (например, платоновского и др.) и найти новые, оригинальные подходы в рамках старого доклассического идеализма.

Двумя основными направлениями неклассической идеалистической философии XIX в. являлись иррационализм и экзистенциализм были, главным образом, представлены творчеством Шопенгауэра, Ницше, Дильтея.

Артур Шопенгауэр (1788 — 1860)

· Яркий представитель иррационализма. Иррационализм отвергал логические связи в природе, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы, критиковал диалектику Гегеля и саму идею развития.Основная идея иррационализма заключается в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле.

· Выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии провозгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире, является воля.

Ø Логический закон достаточного основания: истинная философия должна исходить не из объекта (как материалисты), но и не из субъекта (как субъективные идеалисты), а только лишь из представления, которое является фактом сознания.

Ø Представление также подразделяется на субъект и объект. Окружающий мир (представление объекта) сводится к бытию, причинности, логическому основанию и мотивации. Представление же субъекта осуществляется путем непосредственного познания, отвлеченного (рефлективного) познания, интуиции.

Ø Центральное понятие – воля. Воля- абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него. Она лежит в основе сознания и является всеобщей сущностью вещей.

· При объяснении воли как всеобщей сущности вещей Шопенгауэр опирается на кантианство, а именно на теорию Канта, в силу которой в сознании отражаются лишь образы вещей окружающего мира, а их внутренняя сущность является неразрешенной загадкой ("вещью в себе").

· Шопенгауэр использует данную теорию с позиций волюнтаризма:

Ø окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека;сущность же мира, его вещей, явлений есть не "вещь в себе", а воля;

Ø мир явлений и мир сущности являются, соответственно, миром представлений и миром воли;

Ø точно так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во всем мире всеобщая воля вызывает внешние события в мире, движение предметов, возникновение явлений;

Ø окружающий мир по своей сущности есть реализация воли

· Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные

философские проблемы — человеческой судьбы, свободы, необходимости, возможностей человека, счастья. В целом взгляд философа на данные проблемы носит пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой.

Судьба человека находится во всеобщем мировом хаосе вещей и явлений и подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье.

Фридрих Ницше (1844 - 1900)

· Один из основоположников экзистенциализма

Стержневым понятием данной философии является понятие жизни, которая понимается как мир в аспекте его данности познающему субъекту, единственная реальность, существующая для конкретного человека.

· Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру.

· В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля. Ницше выделяет несколько видов воли человека:

Ø воля внутри самого человека ("внутренний стержень");

Ø неуправляемая, бессознательная воля - страсти, влечения, аффекты;

Ø "воля к власти".

· Сверхчеловек в понимании мыслителя – это цельная личность, с сильной и собранной волей, он открыто может утверждать себя в полной уверенности, что он тем самым утверждает жизнь в ее самом высшем проявлении.

Исходные идеи учения Шопенгауэра фиксируются названием его главной книги: мир как волями представление. Шопенгауэр пишет: "Мир есть мое представление: вот истина, которая имеет силу для каждого живого и познающего существа, хотя только человек может возводить ее до рефлексивно-абстрактного сознания, и если он действительно это делает, то у него зарождается философский взгляд на вещи. Для него становится тогда ясным и несомненным, что он не знает ни солнца, ни земли, а знает только глаз, который видит солнце, руку, которая осязает землю; что окружающий мир существует лишь как представление, т.е. исключительно по отношению к другому, представляющему, каковым является сам человек. Итак, нет истины более несомненной, более независимой от всех других, менее нуждающейся в доказательстве, чем та, что все существующее для познания, т.е. весь этот мир, является только объектом по отношению к субъекту, созерцанием для созерцающего, короче говоря, представлением. Все, что принадлежити может принадлежать миру, неизбежно отмечено печатью этой обусловленности субъектом и существует только для субъекта. Мир есть представление". И тут же добавляет: "Новизной эта истина не отличается". В самом деле, изображение мира как данного через мое сознание (здесь: представление), имеет глубокие корни в предшествующей философии нового времени, так или иначе укладывающейся в русло трансцендентализма.

На пути истолкования мира как воли Шопенгауэр развил немало интересных и здравых идей о специфике волютивных (связанных с волей) и эмотивных (связанных с эмоциями) сторон человеческого духа, их роли в жизни людей. Например, он критиковал классический рационализм за противоречащее реальной жизни превращение воли в простой придаток разума. На деле же, рассуждал А. Шопенгауэр, воля, т. е. мотивы, желания, побуждения к действию и сами процессы совершения его, устремления человека специфичны, относительно самостоятельны и в значительной степени определяют направленность, результаты разумного познания. Правильно подчеркивая специфику, значимость воли и эмоций человека, Шопенгауэр, однако, использовал свои изыскания для того, чтобы существенно скорректировать идеи классической философии относительно разума. "Разум" классической философии он объявил всего лишь фикцией. Традиционный рационализм в целом был отвергнут им как придуманная профессорами и ставшая им необходимой басня о непосредственно и абсолютно познающем, созерцающем или воспринимающем разуме. На место разума и должна быть, по Шопенгауэру, поставлена воля. Но чтобы воля могла "померяться силами" с "всемогущим" разумом, каким его сделали философы-классики, Шопенгауэр, во-первых, представил волю независимой от контроля разума, превратил ее в "абсолютно свободное хотение", которое якобы не имеет ни причин, ни оснований. Во-вторых, воля была им как бы опрокинута на мир, вселенную: Шопенгауэр объявил, что человеческая воля родственна "неисповедимым силам" вселенной, неким ее "волевым порывам". Итак, воля была превращена в первоначало и абсолют, в онтологический, гносеологический и этический принцип, что и означает: мир в изображении Шопенгауэра стал "волей и представлением". Идеализм рационализма, "мифология разума" классической философии уступили место идеалистической "мифологии воли". Эта тенденция затем нашла продолжение в философии Ницше.

Ф.Ницше (1844-1900) — ученик Шопенгауэра — восстает против своего учителя, противопоставляя его тезису подавления воли тезис ее титанического перенапряжения, пессимизму —оптимизм на основе морального нигилизма. Он отрицает сострадание. Нищие опирается на теорию Дарвина и берет у него именно те идеи, в которых утверждается тезис о непримиримой борьбе за существование в природе. Эту идею он переносит на капитализм периода свободной конкуренции с его принципом выживания сильнейшего.

С этой точки зрения немецкий мыслитель отрицает мораль исторического христианства, выдвигающего в качестве источника морали смирение перед власть имущими, физическую и духовную немощь, чувство вины, невежество, — все эти и другие ценности ортодоксального христианства отвергаются им, включая важнейшие догматы, такие как догмы о грехопадении и непорочном зачатии.

Волюнтаризм. Не раз можно услышать о том, что для обретения счастья, достижения свободы и такой жизни, о которой мечтаешь, нужна воля. Отсюда пошло древнее философское направление – волюнтаризм, которое имеет в своей основе волю. Значение этого слова часто путаются с другими понятиями, например, авантюризмом или свободолюбием. Однако, что это такое, будет детально рассмотрено в статье, где раскроются учения Шопенгауэра.

Значение слова волюнтаризм

Далеко непонятным остается значение слова волюнтаризм. В его основе лежит пропаганда философов и мыслителей о том, что человек является свободной личностью, которая должна сама решать свою судьбу и действия. Вместе с тем через силу воли она должна сама себя побуждать к морализму, рационализму, праведности, ответственности и т. д.

Далеко непонятным остается значение слова волюнтаризм. В его основе лежит пропаганда философов и мыслителей о том, что человек является свободной личностью, которая должна сама решать свою судьбу и действия.

В различных кругах данное понятие рассматривается по-разному:

  • Философия рассматривает волюнтаризм как первооснову всему волю человека.
  • Психология также относит волю к первым механизмам, происходящим в психике и организме.
  • Политика определяет данное понятие как стремление к достижению цели без учета причин и возможных последствий. В реальности проявляется как навязывание своих убеждений без объективных условий деятельности.
  • Экономика предвидит в волюнтаризме планы, которые нарушают какие-либо законы и правила.

Мыслители сходятся в одном мнении: волюнтаризм представляет собой субъективность человека, который становится хозяином своей жизни, проявляет волю и желания, достигает целей. Иногда такого человека называют свободным.

Удивительно, но свобода дана каждому человеку с самого детства. Но поскольку практически все люди рождаются в социуме, культурном и живущем по правилам, каждого делают зависимым от того общества, в котором он живет. Ребенок зависит от своих родителей, подросток — от мнения учителей и сверстников, а взрослый человек – от суждений общества в целом. Каждый индивид желает быть свободным. Вот только невозможно жить в социуме и быть свободным от него.

Более того, само государство не желает делать людей свободными, поскольку, кто тогда будет на него работать, защищать в случае войны, платить налоги и всю жизнь трудиться, чтобы только в пенсионном возрасте истребовать некую плату.

Почему о свободе только говорят, но мало кто ею обладает? Потому что политика любого государства такова: нужно развивать слабость, беспомощность и рабское самосознание гражданина. Ведь кем легче всего управлять? Тем, кто чувствует свою беспомощность и неспособность выжить без помощи государства.

Предоставленность самому себе и обязанность выбирать, когда человек обретает свободу, вызывает внутреннюю тревогу и страх. Человек боится быть наказанным за решение, которое он принял, поскольку посчитал себя свободным. Все это является результатом воспитания. Вспомните, как в школе учащихся наказывают, когда они не выучат уроки или решат задачки не так, как учили их учителя. А ведь более серьезное наказание ждет дома от родителей, которые будут недовольны оценками своих детей!

Каждый человек с самого детства приучается к тому, что все важные и значимые для него люди являются судьями и карателями, когда он начинает проявлять свободу, совершать ошибки и быть непослушным.

Что такое волюнтаризм?

Хоть данное понятие появилось относительно недавно, его истоки берут начало еще с древних времен, когда отдельные личности пытались доказать свободу каждого существа в формировании своей судьбы.

Простыми словами, волюнтаризм – это волевая позиция человека, который заявляет о своих желаниях и неукоснительно идет к ним. Он становится свободным от общественных норм и правил, при этом не ущемляет права и свободы окружающих. Он заявляет о своей позиции и отстаивает ее, при этом требует от других придерживаться заявленным требованиям, оставаясь при этом самими собой.

Волюнтариста можно назвать хозяином жизни, который полностью берет на себя ответственность за собственную жизнь. В свое время воля противопоставлялась разуму, то есть противоречила другому философскому направлению – рационализму. Поскольку в давние времена существовало много направлений в психологии и философии, у каждого деятеля было свое мнение на счет волюнтаризма:

Однако родоначальником направления является Шопенгауэр.

Стремитесь жить свободно и счастливо. Звучит привычно и оптимистично. Но то, что вы вкладываете в данное короткое выражение, будет влиять на вашу способность жить свободно и счастливо.

Что значит свободно? Жить по правилам, установленным обществом, или быть свободными в своем выборе, понимать, что жизнь не может развиваться по одному и тому же сценарию? Что значит счастливо? Достичь целей, которых достигают все люди, или позволить себе иметь то, что действительно радует вас?

Некоторые правила, по которым живет общество, вам вредят, установки и убеждения, которые считаются правильными, вас лишают счастья, цели не дадут того счастья, которое должно идти изнутри.

Существует убеждение, что лучше играть свадьбу один раз. Это хорошее желание. Если получилось найти человека, которого вы смогли полюбить на долгие годы и с которым выстраиваются гармоничные взаимоотношения, тогда за вас можно порадоваться. Но что делать, если любви между супругами нет, каждый день проходит в скандалах, муж и жена начали искать любовников?

Если не получилось обрести счастье в первом браке, то имеете право попытать счастье во втором. Иногда хорошим становится выбор, когда вы начинаете отношения с человеком, который развелся. Этот партнер знает, что такое брак, ответственность в семейной жизни и ведение совместного хозяйства. Он понимает, каково жить с другим человеком под одной крышей и что ему нужно от любимого партнера.

Свобода – значит жить не по общественным правилам. Это разрешение себе не быть миллионером, не иметь дорогого автомобиля, не быть героем-мачо, не быть красавицей, не иметь детей, быть холостым человеком или свободной от брака женщиной. Если вы чувствуете потребность жить не так, как это принято, разрешите себе это. Так можно стать счастливым человеком. Счастья не достигнуть, руководствуясь традициями и общественными рамками.

Есть люди, которые хотят иметь детей, а есть те, кто не ощущает потребности рожать наследников. Почему бы не позволить быть правыми всем: одни пусть рожают, а другие нет! Некоторые общественные установки просто лишают счастья. Пока вы пытаетесь жить так, как все, вы помогаете социуму делать вас несчастным человеком.

Волюнтаризм Шопенгауэра

Шопенгауэр жил во времена Гегеля, когда основную движущую силу придавали разуму. Однако философ усомнился в данной идее, отмечая, что без воли человек был бы предсказуем. Однако это не так. Мир иррационален. Человек волен выбирать свои поступки, мысли и решения. У воли нет ни начала, ни конца. Это все вкладывалось в понятие волюнтаризма Шопенгауэром.

Человек является многогранным существом, которое редко исходит из разумных мыслей, а зачастую поддается аффектам, страхам, страстям, темным импульсам. Некоторые из них он способен вывести на уровень сознания. С другой стороны человек обладает такой способностью, как познание. Это происходит при созерцании за чем-либо. Объект не существует без субъекта, как и субъект без объекта. Интеллект играет лишь связующую роль в понимании созерцаемого. Однако глубину происходящего способно понять нечто другое.

Шопенгауэр ставит своей задачей познать человека как гамму чувств, когда он боится, к чему-то стремится, чем-то недоволен. Мир сам по себе не является чем-то хорошим или плохим. Значение ему придает лишь человек, который его созерцает, создает, корректирует и объясняет.

Претензии человека связаны с манией величия, которую философ объясняет тремя симптомами:

  • Космологические – человек мнит себя центром Вселенной, господином.
  • Биологические – человек воспринимает себя как венец творения.
  • Психологические – человек полагает, что его сознание является хозяином жизни.

Шопенгауэр считает, что воля исходит из человеческого зла, основными задачами которого являются:

  • Стремление быть – инстинкт самосохранения, когда человек делает все, чтобы не умереть.
  • Стремление продолжать род – желание человека продолжать жить через потомков, когда он сам погибнет.
  • Потерю индивидуальности.
  • Освобождение от воли.
  • Растворение в объекте.
  • Забывание о личных желаниях.

Волюнтаризм имеет неоднозначную природу своего происхождения. Это приводит к такому итогу, как появление неправильного понимания. Многие полагают, что волюнтаризм непосредственно связан с авантюризмом и игнорированием правил, рамок, морали. Однако в некоторой степени это не так.

Давайте свободу мыслей и действий своим любимым людям. Если вас не просят дать совет, значит, не настаивайте на том, чтобы ваше мнение выслушивали. Не навязывайте свои идеи. Вы можете что-то предложить, но пусть люди сами решают, слушать вас или нет.

Распоряжайтесь своими деньгами так, как сами считаете нужным. Будьте внутренне и внешне такими, какими сами хотите быть. Живите в угоду своих желаний. Думайте своей головой и отвечайте за последствия своих решений. Не подчиняйтесь никому, но не забывайте прислушиваться, поскольку иногда вам могут подсказать что-то полезное.

Не критикуйте, ничего не ожидайте, не лезьте в чужую жизнь. Люди могут жить так, как сами того захотят. А в вашей воле решать, иметь с ними отношения или нет. Если вам не нравится человек таким, каков он есть, то не нужно начинать с ним отношения в надежде на то, чтобы потом изменить его. Лучше сразу решите, принимаете ли вы своего партнера таким, каков он есть, без желания его изменить в будущем. Помните, что если вы будете вторгаться в личное пространство своих любимых, детей, друзей, то вас по праву попросят оттуда уйти. Вы можете распоряжаться только своей жизнью. А окружающие имеют право жить так, как сами того хотят. Но у вас есть выбор: вы можете общаться или не общаться с конкретным человеком, и это ваше право.

Согласно Шопенгауэру, в основе мира лежит не разум, а воля. Воля - это могучая творческая бессознательная сила, которая порождает все на земле и управляет всей деятельностью человека. Воля слепа, свободна, она не знает никаких ограничений и законов; она безосновна - то есть нет ничего, что её порождает и что ею управляет; напротив, она сама управляет всем, в том числе и разумом. Воля вечно голодна, ненасытна, вечно неудовлетворена. Воля проявляет себя, объективирует в неживой природе, живой природе, в человеческом обществе.

Проявление (объективация) воли в неживой природе - это магнетизм, сила притяжения, все природные катаклизмы: наводнения, землетрясения и т. д., то есть любые проявления активности природы.

В живой природе это борьба за существование, инстинкты и рефлексы. Огромное многообразие природы объясняется разным напряжением воли, поэтому в мире может быть и слабое мерцание, и яркий луч солнца, и сильный звук, и тихий отголосок. Воля несотворима и неуничтожима. Но все объекты живой и неживой природы рождаются и умирают, возникают и уничтожаются. Значит ли это, что воля прекращает свое существование и возникает вновь?

Шопенгауэр отрицательно отвечает на этот вопрос и поясняет это следующей аналогией: как по остановившейся прялке мы не делаем заключения о смерти пряхи, так и по факту уничтожения какого-либо объекта мы не делаем заключения об уничтожении воли. Воля не умирает, она лишь засыпает.

Нетрудно заметить, что понимание воли Шопенгауэром существенно отличается от общепринятого. Обычно волю понимают как атрибут человека, в лучшем случае - высших животных. Здесь же воля - это космический порыв, порождающий все живое и неживое. Понятие воли у Шопенгауэра значительно шире общепринятого.

Проявление воли на уровне человека - это эгоизм, жадность, зависть, лицемерие, корысть, властолюбие и т.д. Источник страдания человека - вечная неудовлетворённость своим состоянием, чувство лишенности. Жизнь - это нужда и страдание. Подтверждений этого тезиса Шопенгауэр находит великое множество: рождение, смерть, болезни, нужда, голод. Большинство людей ведёт нищенское существование, и вся их жизнь - это борьба за выживание. Но и жизнь человека с высоким материальным достатком наполнена страданием, так как любая мелочь может вывести человека из равновесия.

Шопенгауэра называют великим обоснователем пессимизма. Логика его такова: вначале доказательство тезиса, что вся жизнь человека - страдание, далее мыслитель анализирует и объясняет человеческие страхи по поводу собственной смерти и приходит к выводу, что страх смерти необоснован, так как смерть наступает тогда, когда умирает мозг - кто хоть раз терял сознание, тот знает, что это безболезненно. С одной стороны, смерть сравнивается с обмороком, с другой - со сном. В конечном итоге смерть - это угасание желаний.

Многие положения философии Шопенгауэра созвучны основным идеям буддийской философии. Так и Шопенгауэр, и буддизм полагают в качестве основной причины страдания - желания. Избавиться от страданий можно только тогда, когда избавишься от желаний. Но здесь сходство заканчивается. Пути избавления от страданий разные. Для буддизма это внутреннее сосредоточение, а для Шопенгауэра - трёхступенчатый процесс (см. выше).

Идеи Шопенгауэра не были востребованы обществом при жизни философа. Его книги не раскупались, сам он был малоизвестен несмотря на многочисленные попытки популяризировать свое учение (чтение лекций в Берлинском университете, выступления на заседаниях Королевского общества Норвегии и пр.). Но ситуация неожиданно меняется, и лишь к концу жизни его философия становится популярной не только в Германии, но и далеко за её пределами. Очевидно, это связано с расширением иррационализма, с усилением критики рационализма, потерей веры в неограниченные возможности разума, в его притязания решить все проблемы. Это стало благодатной почвой для усвоения восточной философии (именно в это время появились первые переводы на европейские языки произведений древнеиндийских и древнекитайских философов).

Идеи Шопенгауэра оказали большое влияние на формирование философии Ф. Ницше. В основании мира, полагает Ф. Ницше (и в этом вопросе он полностью солидарен со своим учителем), лежит воля. Ницше обогащает учение о воле, предлагает свою трактовку этого понятия. Таким образом, иррационалисти- ческая тенденция в европейской философии все более крепнет, расширяется и набирает силу.

Итак, Шопенгауэр начинает с критики философии Гегеля, затем эта критика перерастает в критику рационализма вообще. Немецкого философа не устраивает культ разума, его притязания на главенствующую роль во всех областях жизни, подвергается сомнению его уверенность решить при помощи разума (знания, науки) все проблемы, возникающие в жизни отдельного человека и общества в целом.

Шопенгауэр разрабатывает учение о воле к жизни как бессознательном порыве, не подконтрольном разуму. При этом волю он трактует расширительно - это активная сила, которая действует не только на уровне человека, но и в живой, и неживой природе.
Все беды и несчастья человека - от воли, от желаний. Человек страдает либо от того, что его желания не исполняются, либо от скуки, когда желания.

Читайте также: