Волостной сход это в истории кратко

Обновлено: 05.07.2024

Организация сельского и волостного крестьянского самоуправления после отмены крепостного права в 1861 г.

В середине XIX в. при императоре Александре II началось очередное реформирование системы государственного управления на местах. Однако, прежде чем приступать к непосредственному реформированию учреждений земского и городского управления и самоуправления, правительству было необходимо разрешить вопрос с огромным количеством крепостных крестьян, которых необходимо было освободить от крепостной зависимости и предложить им модель крестьянского самоуправления, которая устроила бы и крестьян, и государство.

Эта система, по замыслу авторов законодательства, была призвана. кроме выполнения фискальных функций, во-первых, защитить крестьянство от бывших крепостников, во-вторых, подготовить его к участию во всесословных органах местного самоуправления 2 Захарова Л.Т. Правительственная программа отмены крепостного права в России // История СССР. 1975. № 2. С. 201. .

Создавалась двухступенчатая система, в которой крестьяне для решения хозяйственных вопросов объединялись в сельские общества, а для ближайшего управления и суда — в волости.

Сельское общество могло объединять крестьян, живших в одном или нескольких селениях, принадлежавших одному или разным помещикам. Управление в рамках сельского общества возлагалось на сход домохозяев и сельского старосту, избираемого на сходе.

На уровне волости это были волостной сход, состоящий из сельских и волостных должностных лиц и выборных от каждых 10 дворов, волостной старшина с волостным правлением и волостной крестьянский суд. Поскольку волостной старшина и волостные судьи выбирались на волостном сходе, а волостное правление состояло из волостного старшины, сельских старост и некоторых других выборных лиц, можно сказать, что в основе формирования волостного управления, как и сельского, лежало выборное начало.

Волость по своему характеру не являлась административно- территориальной единицей российского государства. Скорее всего, волость необходимо признать неким специализированным административным округом, создаваемым для организации крестьянского самоуправления и управления крестьянскими сообществами государственными чиновниками после отмены крепостного права.

Руководить организацией крестьянских волостей должны были губернские присутствия по крестьянским делам. Они включали в себя председателя — губернатора, губернского предводителя дворянства, управляющего палатой государственных имуществ, губернского прокурора, двух членов из местных дворян-помещиков, назначенных министром внутренних дел, и двух членов из местных дворян-помещиков, избранных собранием губернского и уездных предводителей дворянства.

Под руководством присутствия по крестьянским делам в каждом уезде учреждалась особая комиссия под председательством уездного предводителя дворянства из земского исправника и одного из местных помещиков по приглашению губернатора.

Для осуществления связи между сельскими сообществами и государством в лице должностных лиц губернии, а также для способствования разрешению конфликтных ситуаций учреждался институт мировых посредников.

Организация крестьянского самоуправления и учреждение мировых посредников позволили снизить уровень крестьянских волнений и создать опору государственной власти на селе. Однако крестьянского самоуправления как такового не вышло. Зачастую крестьянские старшины назначались губернским руководством, а избранные крестьянами старшины, защищавшие права крестьянства, отстранялись от своих должностей.

Действительными органами крестьянского самоуправления по-прежнему оставались сход и староста, хотя их полномочия насильственно подменялись назначаемыми или навязываемыми крестьянскому населению старшинами.

Крестьянская реформа, начатая в 1861 г., фактически растянулась на десятилетия. Но уже через несколько лет после начата этой реформы правительство Российской империи приступило к реформированию местного управления в губерниях, уездах и городах.

Губернские и уездные земские учреждения состояли из уездных и губернских земских собраний (распорядительные органы) и уездных и губернских управ (исполнительные органы). Как распорядительные, так и исполнительные органы были выборными.

Формирование земских представительных органов производилось путем многоступенчатых выборов и непрямого представительства. Избиратели подразделялись на три курии:

  1. землевладельцы, вне зависимости от сословной принадлежности;
  2. горожане, имевшие в собственности недвижимое имущество в городе;
  3. члены сельских сообществ.

Выборы проводились раздельно по куриям. Сословный характер выборов исключал возможность участия в них всех лиц, проживавших на территории уезда. Особенно это касалось сельского населения, даже несмотря на то, что на территории уезда было несколько крестьянских съездов. Кроме того, участие в выборах существенно ограничивалось имущественным цензом.

Число гласных от каждого избирательного съезда в уездах было различно. В большинстве уездов преобладание получили гласные, избираемые от уездных землевладельцев. Гласные избирались на трехлетний срок.

Губернские гласные избирались так же, как и уездные, на три года на уездных земских собраниях из расчета один губернский гласный на шесть уездных. В губернских земских собраниях гласные от дворян, также как и в уездных земских собраниях, имели абсолютное большинство.

Уездные и губернские земские собрания созывались один раз в год на несколько дней (обычно осенью). Председателями земских собраний являлись уездные и губернские предводители дворянства.

Исполнительные органы уездного и губернского земства — уездные и губернские земские управы — состояли из председателя и членов, избиравшихся уездными и губернскими земскими собраниями. Председатели уездных земских управ утверждались в своей должности губернатором, а председатели губернских управ — министром внутренних дел.

Земские учреждения, осуществляя эти функции, не обладали самостоятельной властью. Для того чтобы приводить в исполнение свои решения, они должны были обращаться к полицейским, т.е. органам государственным.

С течением времени полномочия земств постепенно урезались. Так, были ограничены права земских учреждений по обложению торговых и промышленных предприятий; были признаны незаконными сношения земств различных губерний между собой; земствам запрещалось печатать без разрешения губернатора свои постановления и отчеты о заседаниях и т.д. 4 Шингарев А. Задачи юбилея // Современное слово. 1914. № 2148. 1 (14) января. С. 552-553.

В 1890 г. вышло новое Положение о губернских и уездных земских учреждениях, которое еще более ограничило права земств, а ценз на участие в выборах был повышен.

Реформирование системы земского управления неразрывно связано и с реформой городского самоуправления. Органы городского самоуправления по Городовому положению 1870 г. — городские избирательные собрания, городские думы (представительные и распорядительные органы), избираемые на четыре года, а также городские управы (исполнительные органы), избираемые городскими думами на срок их полномочий.

Городская управа состояла из головы и, как правило, двух членов управы. В небольших городах, посадах управы могли не образовываться. Их функции исполнял голова. Голова не только возглавлял управу, но и исполнял полномочия председателя думы, а также председательствовал в избирательных собраниях.

Положением 1870 г. избирательное право (пассивное и активное) было предоставлено каждому городскому обывателю, к какому бы состоянию он ни принадлежал. При этом были установлены следующие требования: подданство Российской империи, возраст не моложе 25 лет, наличие в пределах города недвижимой собственности или уплата в пользу города сбора со свидетельств: купеческого, промыслового на мелочной торг и т.п. Соответственно, каждый, кто владел хоть какой-нибудь недвижимостью в городе или в качестве торговца либо ремесленника платил в казну города, пользовался правом не только избирать, но и самому быть избранным в гласные думы.

Численность гласных в городских думах составляла от 30 до 70 человек. В местностях, где число жителей, пользующихся правом голоса, не превышало 300, в городскую думу избиралось 30 гласных. Там, где число жителей было более 300, на каждые 150 человек свыше этого числа прибавлялось по 6 гласных. Однако по Городовому положению 1870 г. общее число гласных не должно было превышать 72 человек. Социальный состав гласных был преимущественно купеческим.

Можно обоснованно утверждать, что Положением 1870 г. городскому общественному управлению была предоставлена широкая самостоятельность в ведении городского хозяйства и решении местных дел. Утверждению губернской администрации или в некоторых случаях министерства внутренних дел подлежали лишь наиболее важные постановления думы (как правило, финансовые). В основном же дела решались думою окончательно и не нуждались ни в чьем утверждении.

На губернатора возлагался надзор за законностью действий органов городского самоуправления. Судебную защиту городского самоуправления должны были обеспечивать губернские по городским делам присутствия. В состав губернского по городским делам присутствия входили: губернатор, вице-губернатор, председатель казенной палаты, прокурор окружного суда, председатель губернской земской управы, городской голова губернского города и председатель мирового съезда.

Наряду с Положением о губернских и уездных земских учреждениях 1864 г. Городовое положение 1870 г. необходимо считать чрезвычайно важным и прогрессивным шагом в развитии местного самоуправления в России.

Однако в области городского управления, также как и земского управления, в конце XIX в. произошла контрреформа. В 1892 г. было издано новое Городовое положение, которое урезало избирательные права горожан и значительно уменьшило самостоятельность городовых учреждений самоуправления.

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

Найдено определений: 2 волостной сход

Волостно́й сход - орган местного крестьянского самоуправления в России второй половины XIX - начала XX вв. Состоял из выборных сельских и волостных должностных лиц и крестьян-домохозяев. Осуществлял ограниченные административно-судебные, фискальные и полицейские функции, контролировался мировыми посредниками и земскими начальниками.

ВОЛОСТНОЙ СХОД - ВОЛОСТНО́Й СХОД - орган местного крестьянского сословного самоуправления в Российской империи (см. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ), созданный после крестьянской реформы 1861 года. Волостной сход состоял из выборных сельских и волостных должностных лиц и десятников (представитель от десяти дворов). Волостной сход собирался два-три раза в год с ведома земского участкового начальника. Волостной сход избирал местных должностных лиц (волостных старшин, сельских старост, сборщиков податей), а в начале 20 века и представителей от крестьян по выборам в Государственную думу; осуществлял ограниченные административно-судебные, фискальные и полицейские функции, контролировался мировыми посредниками и земскими начальниками. Волостной сход был упразднен Временным правительством законом от 21 мая 1917 года в связи с введением волостного земства.

ВОЛОСТНОЙ СХОД - орган местного крестьянского самоуправления в России 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. Состоял из выборных сельских и волостных должностных лиц и крестьян-домохозяев. Осуществлял ограниченные административно-судебные, фискальные и полицейские функции, контролировался мировыми посредниками и земскими начальниками.

сход, орган местного крестьянского сословного управления в дореволюционной России, созданный после реформы 1861. Состоял из должностных лиц и так называемых десятников (по одному от 10 дворов). В. с. собирался 2-3 раза в год с ведома земского участкового начальника . В. с. избирал местных должностных лиц (волостных старшин, сельских старост, сборщиков податей и др.), а в начале 20 в. и представителей от крестьян по выборам в Государственную думу; решал административно-хозяйственные нужды волости. В. с., находившийся в руках сельской буржуазии, закреплял сословную неполноправность и замкнутость пореформенного крестьянства. В. с. упразднён буржуазным Временным правительством законом от 21 мая 1917 в связи с введением волостного земства .


До середины 1920 годов низшей административной единицей сельского самоуправления в России была волость. В словаре Брокгауза и Ефрона она означала территорию, находившуюся под одной властью: волость – власть.

12 вёрст – не крюк

Предыстория возникновения на территории современного Алтайского края крестьянского самоуправления вкратце такова. Образованный в 1747 году на юге Западной Сибири Колывано-Воскресенский горный округ, непосредственно подчинённый императорскому Кабинету, имел особенное управление. Оно было в значительной части автономное от губернского и отвечало как за развитие заводов, так и за жизнеобеспечение населённых пунктов. Основные нити управления держали в руках командир Колывано-Воскресенских заводов и Канцелярия горного начальства, численность которой не превышала 42 человек, включая пять офицерских чинов, а также канцеляристов, копиистов, писарей и девять бухгалтеров. Почти до конца XVIII века следующими звеньями административной машины были слободы, уезды и округа, включавшие в себя от 120 до 150 крестьянских селений. Во главе слобод стояли приказчики, позже – земские управители. К 1780 году, например, на Алтае насчитывалось девять земских изб и контор.

В августе 1797 года в пяти уездах Алтая было образовано 37 волостей. Они ещё полтора века формировались из смежных сельских селений, отдалённых от центра волости не далее 12 вёрст, с численностью населения от трёхсот до двух тысяч ревизских душ мужского пола. Отступления от этих предельных норм в ту и другую сторону допускались по соображениям удобства, но с разрешения губернатора. Между губернскими учреждениями и волостью были ещё уездные (окружные) власти.

По велению народа

Волостные и сельские общины непременно имели представительные органы – волостные правления. В их состав избирали волостного старшину, выборного уездного съезда, писаря, сборщика податей, смотрителя зерновых магазинов, старост сёл и десятских – по одному на каждые десять дворов.

Аналога волостному правлению сейчас нет, поскольку теперь в поселенческом представительном органе (сельсовет) сначала выбирают депутатов, а уж потом они – председателя и других должностных лиц. Волостное же правление являлось коллегиальным органом из числа людей, персонально избранных на свои должности в ходе волостного схода.

Обет воздержания от пития

Волостное правление собиралось нечасто, потому текущие вопросы решал волостной старшина, говоря нынешним языком, руководитель исполнительного органа, глава администрации.

Интересно то, что одновременно со старшиной избирался и запасной кандидат – на тот случай, если волостной старшина по уважительной причине не сможет исполнять свою должность. Удалить же старшину от должности мог лишь волостной сход либо уездный съезд.

Интересный документ я обнаружил в краевом Государственном архиве. В 1899 году решение воздержаться от пития спиртного на шесть лет дал староста, крестьянин села Калмыцкие Мысы (ныне в Поспелихинском районе) Николай Беликов. Заявление об этом произносилось им в церкви, принародно, после молебна, целования Евангелия и получения из рук священника крестика.

По новым лекалам

К первым относились созыв и роспуск волостного схода, приведение в исполнение его приговоров, наблюдение за исправным содержанием дорог, отбыванием повинностей, сбор налогов и заведование волостными суммами. Также он обязан был доводить до населения законы и распоряжения правительства, наблюдать за нераспространением подложных указов, вредных слухов, охранять благочиние и безопасность лиц и имущества, добиваться точного исполнения правил о приписке крестьян к обществам.

Исполнял волостной старшина и некоторые полицейские функции: принимал меры к поимке преступников, задерживал бродяг и беглых, доносил начальству о преступлениях и беспорядках в волости, а также о самовольно отлучившихся лицах, наблюдал за исполнением правил и судебных приговоров.

У сельского старосты, также избираемого на сельском сходе, было немало подобных обязанностей, включая руководство должностными лицами: сборщиком податей, сотскими и десятскими.

Кстати, волостной старшина и сельский староста имели специально учреждённые нагрудные бронзовые знаки.

После 1917 года волости как административные единицы на Алтае продолжали сохраняться до 1924 года, когда их заменили районы, а органами новой власти стали советы. Эта форма народного представительства, когда депутаты избирались безальтернативно, а текущая работа велась исполнительным комитетом во главе с председателем, сохранялась до начала 1990 годов. Ей на смену пришли выборы депутатов и руководителей администраций из числа нескольких кандидатов, нередко представлявших различные политические взгляды.

Читайте также: