Володарский мост в санкт петербурге история кратко

Обновлено: 04.07.2024

Первый советский мост через Неву, соединивший Ивановскую и Народную улицы.

Человек, чью фамилию и сегодня носит этот мост, не имел имени: в любой энциклопедии он указан просто как В. Володарский . Такова была партийная кличка Моисея Гольдштейна, большевистского агитатора и цензора, убитого в этих местах и ставшего революционным символом Невского района.

21 июня 1925 г. на месте убийства был открыт памятник Володарскому .

А когда рядом с памятником в 1932–1936 гг. по проекту архитекторов А. Никольского и К. Дмитриева (инженеры — В. Крыжановский и Г. Передерий) возвели новый мост, ставший позднее ядром огромного жилого района, его тоже назвали Володарским. Мост сооружался по новейшим на тот момент строительным технологиям — например, именно здесь появилась 1-я в городе транспортная развязка на двух уровнях.

Проект планировки Ленинграда 1930-х годов предусматривал значительное развитие юго-восточной его части. В том месте, где Ивановская улица подходит к Неве, для связи берегов было намечено строительство моста. Место его сооружения обуславливалось также намечавшейся организацией кольцевой магистрали, часть которой должна была многокилометровой дугой охватить южные районы города и выйти к Финскому заливу.

Володарский мост стал 1-м мостом, построенным в советское время. Он был возведён в 1932-1936 гг. по проекту академика Г. П. Передерия и инженера В. И. Крыжановского . Архитектурное оформление моста и его береговых сооружений осуществлено архитекторами К. М. Дмитриевым и А. С. Никольским . Он представлял собой трёхпролётное железобетонное арочное сооружение с проезжей частью понизу, со средним металлическим двукрылым раскрывающимся разводным пролётом. Для разобщения движения по мосту с движением по набережным на обоих берегах Невы сооружены путепроводы, архитектурно увязанные с мостом – 1-я в городе транспортная развязка в двух уровнях. Этот опыт перекрытия набережных был использован в градостроительстве Москвы.

Для перекрытия боковых 101-метровых пролётов Передерий применил гибкие железобетонные арки с жёсткой затяжкой. Впервые в практике конструирования железобетонных арочных ферм применена трубчатая арматура – металлические трубы, предварительно заполненные бетоном.

Разводной пролёт состоял из двух стальных крыльев, раскрывающихся поворотом кверху вокруг неподвижных горизонтальных осей. Для уравновешивания крыльев при их подъёме использовались жёстко прикреплённые к последним противовесы, опускающиеся в специальные колодцы в теле речных быков.

Обе речные железобетонные опоры с гранитной облицовкой возведены на кессонных основаниях. Береговые устои – на свайных.

Особенность строительства моста была в том, что из-за большой глубины бетонировать стометровые арочные пролётные фермы приходилось на берегу на специально устроенных подмостях. В то время в мировой практике мостостроения не было случая, когда железобетонные пролётные строения таких размеров – каждое весом около 4 тысяч тонн – перевозились бы на плаву. Работами по транспортировке готовых ферм к опорам моста руководил крупный судостроитель и математик академик А. Н. Крылов. Под его же руководством были рассчитаны и изготовлены гигантские понтоны. 1-я конструкция была установлена 6 ноября 1935 г., 2-я — 11 августа 1936 г. По своему устройству мост напоминает построенный в начале века Охтинский мост. По мнению многих архитекторов, влияние моды на конструктивизм значительно повлияло на внешний вид моста и далеко не в лучшую сторону.

Торжественное открытие моста состоялось в канун 19-й годовщины октябрьского переворота – 6 ноября 1936 г.

Длина моста без подъездов 332,3 м., ширина – 24,3 – 27,4 м., длина центрального разводного пролета – 43,6 м. Масса крыла разводного пролета – 385 т, масса противовесов – 400 т.

На мост возлагалась очень ответственная задача. На долгие годы он должен был обеспечить надежную связь с правым берегом Невы. По мосту проходила трамвайная линия. Она шла по всему Правому берегу и выходила к Охтинскому мосту. Это давало возможность жителям нынешнего Красногвардейского района добираться в основную часть города. Ведь мост Александра Невского появился только в 1960-х, а метро лишь в конце 1980-х годов.

В годы войны было подготовлено распоряжении об изыскательных работах, дабы в случае крайней необходимости превратить Володарский мост в железнодорожный. Он становился дублером единственной железнодорожной переправы через Неву - Финляндского железнодорожного моста . К сожалению не известно какую роль играл мост в ходе "Зимней войны". По некоторым данным он использовался военными для переправки военных эшелонов, для этого были разработаны специальные стрелочные переводы.

В 1970-1971 гг. была проведена реконструкция отдельных частей моста, устаревших за время эксплуатации.

Временный мост располагался ниже по течению практически рядом с Невским райсоветом. В 1988 г. мост был закрыт для движения. По временному мосту передвигались только автобусы, следующие по маршрутам городского транспорта и машины специальных экстренных служб. Съезд с моста проходил между Невским универмагом и улицей Матюшенко, а далее выходил к метро Ломоносовская.

После демонтажа старых пролётных строений к месту стройки доставили новые. Они представляли собой цельносварные металлические конструкции. Высоту опор увеличили на 4 метра, что значительно приподняло мост над водой. После установки пролетов обозначился будущей силуэт выгнутой, словно лук, переправы.

После монтажа разводной части было открыто движение по верховой части моста. Проведя сравнение временного и уже готовой части постоянного моста можно было определить, что для строительства низовой части будут использованы конструкции временного моста. С помощью такого хитрого хода строителям удалось разрубить сложный транспортный узел, не разрывая связи между двумя берегами и сэкономить громадные средства, применив для строительства временного моста элементы, которые впоследствии стали новым Володарским мостом.

Тем не менее, инцидент не помешал частично открыть движение транспорта по мосту уже 19 августа 1992 г., а полностью — в январе 1993 г.

Два старых пролета были отбуксированы выше по течению в район населённого пункта Новосаратовка. Для их хранения и выгрузки на берег была подготовлена специальная площадка. Как на громадных салазках с помощью лебёдок мост втащили на берег. Рядом с ним стоят дома, а на опорах, по которым втаскивали мост, теперь ловят рыбу.

Мост был вывезен так скоропостижно, что на его конструкциях еще видны корпуса светильников, элементы контактной сети троллейбусов . Пролёты лишь максимально облегчили, демонтировав лишь пешеходные плиты, гидроизоляцию и асфальтовое покрытие.

Сохранить прежний облик Володарского моста оказалось невозможным, хотя прорабатывался и такой вариант проекта. Существовавшие опоры сохранили, сделав их шире и надёжнее, но на них опираются не железобетонные арочные с затяжкой конструкции, а более надёжные металлические строения – балочные неразрезные, по типу, ставшему традиционным для большинства новых невских мостов. В результате реконструкции в 2 раза увеличилась пропускная способность моста. Кроме того, большинство крупногабаритных судов могут проходить под его строениями, без раскрытия разводного пролёта.

В 1990 году под руководством инженера В. Дагдалениди установили 800-тонные 125-метровые пролёты на правобережный и левобережный устои, которые затем соединили 57-метровым разводным пролётом.

Приходилось ли вам видеть Володарский мост, переправу, соединяющую Ивановскую с Народной улицей? Сейчас это крупное, но лишённое всякой изюминки утилитарное сооружение, в прошлом он выглядел совсем иначе…

После революции и гражданской войны экономика советского союза постепенно начала приходить в себя. Индустриализация вызвала интенсивный рост промышленных центров, в том числе и Ленинграда. Новая застройка вызвала необходимость строительства дорог, а в условиях дельты Невы ещё и переправ через реки. Строительство мостов через малые реки осуществлялось в Ленинграде и раньше, но новую переправу через Неву не создавали с царских времён. Между тем необходимость в ней все возрастала, особенно в связи со строительством нового многоэтажного района в Щемиловке, где должна была пройти новая магистраль, соединяющая Кировский и Володарский районы.

Новый мост было решено назвать в честь В. Володарского - комиссара печати, пропаганды и агитации - убитого недалеко от этого места в 1918 году. Памятник ему стоит недалеко от Володарского моста.

Строительство проходило с 1930 (иногда встречается дата 1932 год) до 1937(полное открытие) года по проекту инженера Г. П. Передерия. Архитектурное оформление разрабатывалось К.М. Дмитриевым при консультации профессора А.С. Никольского.


Ещё 40 лет назад мост через Неву на юге Петербурга выглядел совсем иначе. Зато у переправы появилась трамвайная эстакада.

В. Володарский

Мост на юге Петербурга называется в честь революционера В. Володарского. Это псевдоним Моисея Гольдштейна, поэтому расшифровки буквы В. нет.

В 1918 году Володарского убили в Прямом переулке – неподалёку от места будущего моста. В память о революционере, похороненном на Марсовом поле, и было решено назвать переправу. Сейчас рядом с мостом также стоит скульптура Володарского.


Вторая версия

Нынешний мост – совсем не тот, что был 80 лет назад. Первая конструкция с массивными арками, построенная в 1936 году, пришла в негодность к концу существования СССР.

Переправу несколько раз ремонтировали, но в середине 80-х годов во время проводки плавучего дока случилась авария. Тогда повредился разводной пролёт, поэту механизм стал часто давать сбои.

Реконструкция началась в 1988 году. Сначала был подготовлен временный мост-дублёр, а затем старую переправу почти полностью изменили.

Прежние опоры были сохранены, но их высота была увеличена на четыре метра. Постоянные пролёты и разводную часть заменили, арки убрали. Благодаря изменениям пропускная способность моста выросла в два раза.


Эстакада

В Петербурге трамваи двигаются по нескольким мостам, в том числе по Тучкову и по Гренадёрскому. Но только у Володарского есть трамвайная эстакада.

Отдельная транспортная линия расположена с левой стороны моста. Она проходит по Прямому проспекту и улице Матюшенко. Эстакада появилась после перестройки моста. Сейчас по маршруту ходят трамваи №7 и №27.

Трамваи

Хоть эстакаду и построили ближе к концу XX века, трамвайное движение началось сразу после открытия моста.

В 1930-е годы, когда переправу только построили, в Петербурге не было ни метро, ни моста Александра Невского. С юго-востока Ленинграда добраться в центр можно было лишь с помощью Большеохтинского моста.

Трамваи на Володарском мосту позволили жителям города быстрее перемещаться по Северной столице.


В отличие от остальных мостов, которые соединяют центр Петербурга с правым берегом Невы, Володарский разводят два раза за ночь. У водителей и пешеходов есть шанс попасть на другую сторону в этот небольшой промежуток, а не ждать или пользоваться обходными путями.

Подсветка

До 2017 года Володарский мост был единственный на Неве, у которого не было художественной подсветки. Она появилась лишь в конце того года.

Включили подсветку 27 декабря. Художественное украшение моста состоит из 290 светодиодных прожекторов.

Инцидент произошёл без серьезных последствий. Незначительно пострадал нос судна, на борту никто не пострадал.

Также легко отделалась и конструкция моста. Опора переправы не получила повреждений.

Володарский мост

Zapro100" >

Володарский мост через Неву является самой незаменимой переправой в Санкт-Петербурге. Несмотря на то, что он значительно удален от своих собратьев, этот мост является главным связующим звеном между южной и правобережной частью города.

Находится Володарский мост в Невском районе Санкт-Петербурга, на створе Народной и Ивановской улиц. У левого берега сооружение оборудовано эстакадной пристройкой для съезда трамваев.

Длина Володарского моста составляет 416,7 метров, а ширина — 38,3. С двух сторон от проезжей части обустроены пешеходные тротуары, огражденные от автомобильных полос металлическим забором. У каждого въезда на мост есть лестничный спуск и площадка с гранитным обелиском.

Володарский мост назван в честь прославленного деятеля революции В. Володарского (М. М. Гольдштейна), который был убит в 1918 году рабочим Н. Сергеевым. После трагедии на месте убийства установили памятник революционеру, но его взорвали почти сразу же после открытия. В 1925-м монумент восстановили и сегодня его можно увидеть на проспекте Обуховской Обороны.

Панорама Володарского моста:

Развод Володарского моста в Санкт-Петербурге в 2022 году

Разводка Володарского моста происходит в период навигации. Из пяти пролетов металлического сооружения поднимается один однокрылый посередине.

Ночные водные экскурсии на теплоходах обычно не включают Володарский мост в маршрут, разворачиваясь возле моста Александра Невского. Тем, кто непременно хочет увидеть разводку Володарского моста с воды, стоит заказать индивидуальную экскурсию.

Володарский мост

История Володарского моста

Открытие Володарского моста в Санкт-Петербурге состоялось в 1936 году. Это был первый разводной мост, построенный в городе при Советском Союзе. Согласно проекту инженеров Г. П. Передерия и К. М. Дмитриева мост был создан 3-х пролетным железобетонным арочным сооружением с проезжей частью внизу. Помимо этого был предусмотрен средний металлический двукрылый разводной пролет. На обеих набережных были построены путепроводы. Так город приобрел первую транспортную развязку в двух уровнях.

Во время блокады Ленинграда Володарский мост, как и Финляндский, имел стратегическое значение — по нему производилась переброска войск и техники через Неву.

Володарский мост

После аварии на Володарском мосту, которая произошла в сентябре 1985 года вследствие перегрузки, сооружение полностью реконструировали. От прежнего облика не осталось и следа, но в результате власти города почти в 2 раза увеличили пропускную способность. Кроме того, высота Володарского моста была увеличена на 4 метра, а пролетам придали форму дуги, что позволило бо́льшей части крупногабаритных судов проходить под мостом без необходимости раскрывать разводной пролет.

Арки старого Володарского моста (фермы) отбуксировали вверх по Неве и вытащили на берег у поселка Новосаратовка. Сегодня это место популярно среди сталкеров.

Последний ремонт Володарского моста производился в 2003 году. При реставрации обработали наружную поверхность моста и заменили асфальтовое покрытие. Сейчас мост работает на предельных нагрузках, так как поток транспорта за последние годы резко увеличился, а одноименный путепровод и пропускная транспортная способность Ивановской улицы остались на прежнем уровне. К сожалению, из-за этого на Володарском мосту часто случаются аварии и ДТП.

Володарский мост

Как добраться

Добраться до Володарского моста в Санкт-Петербурге можно на общественном транспорте, метро, такси, машине и даже на лодке или катере. Последний вариант самый дорогой, поэтому лучше заказывать водную поездку в период белых ночей. Тогда получится насладится красивым видом.

На метро

На общественном транспорте

Автобусные остановки есть на пересечении улиц Бабушкина и Ивановской. Здесь ходит много транспорта: автобусы № 5, 8, 12, 56, 97, 118, 119, 140, 476; маршрутки № 515, К-119, К-12, К-239, К-264, К-339, К-365, К-388, К-401, К-476, К-49, К-97; троллейбусы № 14, 27, 28.

На машине

Автовладельцы могут проехать прямо по мосту, либо припарковаться неподалеку и осмотреть сооружение с набережных. К достопримечательности получится доехать и на такси. В городе действуют мобильные приложения компаний Яндекс. Такси, Везет, Таксовичкофф, Uber, Gett, Maxim, Ситимобил.


В 1930-х годах планы развития Ленинграда предусматривали развитие юго-восточной части города. Для этого планировалось строительства ряда новых переправ через Неву. Одна из них должна была связать берега реки у Александро-Невской лавры, вторая - в створе улицы Коллонтай и Большого Смоленского проспекта, третья - в створе Ивановской и Народной улиц. Последняя являлась важной частью центральной дуговой магистрали, соединявшей проспект имени Сталина (сейчас Московский) с юго-восточной частью Ленинграда.

Авторами проекта нового моста стали инженеры Г. П. Передерий, В. И. Кржыжановский и архитекторы А. С. Никольский, К. М. Дмитриев. Строительные работы велись с 1932 года, мост стал первым построенным в Ленинграде в советское время.

Название переправе дала фамилия популярного в то время революционного деятеля Моисея Марковича Гольдшейтна, более известного как В. Володарский. Он был убит в 1918 году в районе будущего моста, а в 1925 году на берегу Невы у Ивановской улицы ему был установлен памятник.

По своему устройству Володарский мост напоминал Большеохтинский, здесь были применены арки с ездой по низу. Русло Невы оказалось перекрыто тремя пролётами, с разводным центральным. По мосту проложили трамвайную линию. Открыто движение по новой переправе было 18 ноября 1936 года.


При строительстве моста был применён ряд новых инженерных решений. Впервые были организованы двухуровневые развязки на набережных, впоследствии такие же стали появляться в Москве. При сооружении разводного пролёта была применена электросварка, что стало первым опытом применения электросварки в столь крупных сооружениях. Железобетонные гибкие арки к месту строительства доставляли на специально для этого спроектированных понтонах. Вес каждой детали составлял более 4 000 тонн. Транспортировкой арок Володарского моста руководил известный судостроитель и математик А. Н. Крылов. Архитектурный облик переправы соответствовал популярному тогда стилю конструктивизм.

Торжественное открытие Володарского моста состоялось 6 ноября 1936 года, в дни празднования годовщины Октябрьской революции.

Во время Великой Отечественной войны был разработан проект перестройки моста в железнодорожную переправу. Он должен был стать дублёром Финляндского железнодорожного моста.

В 1970-1971 годах проходила реконструкция моста с заменой его устаревших деталей.

Ночью 10 сентября 1985 года во время проводки плавучего дока был повреждён разводной пролёт Володарского моста. Сразу опустить его не удалось. После ремонтных работ пролёт свели, но в дальнейшем здесь стали возникать схожие аварии.


Общий вид моста Володарского с массивными железобетонными арками оказался крайне непопулярен среди ленинградских архитекторов второй половины XX века. Кроме того, железобетонная конструкция испытывала огромное перенапряжение. Возникла необходимость в коренной перестройке переправы.

Проект реконструкции Володарского моста разработали инженер Н. Г. Тихомиров и архитектор Ю. И. Синица. Прорабатывался проект с сохранением облика моста, но принят он не был. От старого сооружения остались только опоры, которые сделали шире и надёжнее. Старые мостовые пролёты отбуксировали выше по течению Невы в район деревни Новосаратовка. Там они находятся и сейчас, старый мост теперь находится на суше.

Высоту мостовых опор увеличили на 4 метра, общая ширина моста достигла 36 метров. Длина новой переправы (без подъездов) - 332,3 метра [1].

Для реконструкции Володарского моста ниже по течению Невы соорудили временную переправу. Работы по её созданию начались в 1986 году, сам мост закрыли для движения в 1988 году. По временному мосту было разрешено двигаться только автобусам городских маршрутов и автомобилям экстренных служб.

Для трамваев была построена специальная эстакада, что стало последним крупным инженерным сооружением в городе для рельсового транспорта.

Новый Володарский мост был открыт в 1993 году. Он получил в два раза большую пропускную способность. Многие крупногабаритные суда стали проходить под ним и без разводки центрального пролёта. Предлагалось мост переименовать в Российский, что не было сделано.

В 2003 году проходила очередная реконструкция Володарского моста. Она была связана с возросшим потоком грузового транспорта, который превышал установленные нормы. Нагрузка на Володарский мост сократилась только с введением в строй в 2005 году нового Вантового моста.

Читайте также: