Войны религиозные династические торговые кратко
Обновлено: 05.07.2024
Династические и торговые противоречия европейских государств в XVI—XVII вв. причудливым образом переплетались с конфессиональными. Именно на почве религиозных противоречий в начале XVI в. возник еще один острейший международный конфликт, определивший ход европейской политики на многие десятилетия вперед.
Реформация, начало которой положило в 1517 г. знаменитое выступление Мартина Лютера с критикой римско-католической церкви, разделила христиан Западной Европы на два лагеря: протестантский, как со временем стали называть сторонников церковной Реформы, и католический. К середине XVI в. Реформация распространилась в Северной Германии, Северных Нидерландах, на Британских островах, на Скандинавском полуострове, частично во Франции и Швейцарии. Зато Южная Европа — Италия, Испания, Португалия, южные земли Германии, Южные Нидерланды, монархия Габсбургов, частично Франция, Польша — остались верны католицизму.
Церковная Реформа снова выдвинула на первый план в отношениях между государствами конфессиональный принцип. Казалось бы, торговый и государственный интерес заставили европейцев забыть о религиозных разногласиях. Расцвет светской культуры в эпоху Возрождения, достижения живописи, скульптуры, архитектуры, развитие гуманистического мировоз-
зрения не оставляли места для религиозного фанатизма. Тем не менее, в связи с попытками реформы католической церкви религиозные страсти вспыхнули с новой силой. Европа в XVI — первой половине XVII в. переживает такой приступ религиозного фанатизма и религиозной нетерпимости, какие редко встречаются в истории. И все это прямо влияло на отношения между государствами.
Середина и вторая половина XVI в., а также первая половина XVII в. — это эпоха религиозных войн в истории Европы. Но хотя эти войны велись под религиозными лозунгами, они носили двойственный характер. Зачастую под покровом отвлеченных религиозных лозунгов и противоречий скрывались конкретные династические цели и торговые интересы. Европейские войны той эпохи были двойственными и в том отношении, что в них наблюдалось тесное переплетение внутренних, по сути гражданских, конфликтов с внешними, межгосударственными и международными противоречиями. Во многих странах, таких как Франция, Германия, Нидерланды, одна часть населения с оружием в руках поднялась против другой его части, подданные одного и того же государя, католики и протестанты, пытались силой разрешить религиозный спор между собой. Но в этой гражданской войне они охотно прибегали к помощи извне, со стороны своих единомышленников из других государств, будь то отдельные религиозные общины или независимые государи. Таким образом, и католики, и протестанты, говорившие на разных языках и являвшиеся подданными разных монархов, стремились действовать сообща. По существу сложилось два общеевропейских лагеря — католический и протестантский. Во главе католического лагеря стояли папа римский, а также светские государи Европы, сохранившие верность католицизму, прежде всего, Габсбурги, правившие в германских землях и в Испании. Перед лицом объединенных государей католической Европы протестанты тоже стали создавать собственные международные союзы, оказывали друг другу помощь в защите своих прав, несмотря на известную разницу в вероучениях, например, между лютеранами и кальвинистами. Большую помощь протестантам на континенте оказывала Англия, защищенная от происков католических государей Европы морями и океанами. Практически все международные коалиции, создававшиеся в Европе во второй половине XVI — первой половине XVII в. строились по конфессиональному признаку.
В германских землях в 1546 г. вспыхнула Шмалькальден-ская война. Свое название она получила от Шмалькальденско-го союза протестантских государств Германии, который возник в начале 30-х годов (Шмалькальден — город в Западной Герма-26
Заключение религиозного мира Карл V воспринял как крушение своих замыслов. Он отрекся от испанской короны (передал испанский престол и Нидерланды своему сыну Филиппу II) и от императорского престола (в пользу своего брата Фердинанда I), после чего поселился в монастыре св. Юста в Западной Испании. Здесь он провел остаток жизни в молитвах и благочестивых занятиях. В результате Аугсбургского мира Германия разделилась в религиозном отношении на две части. Юг, включая Баварию, Австрию, остался верным католицизму. А Север — Бранденбург, Саксония, Ганновер — поддержал протестантизм. Реформу поддержало и герцогство Пруссия. Оно было образовано вместо духовно-рыцарского Тевтонского ордена, существовавшего со времен Крестовых походов. Великий магистр Тевтонского ордена из династии Гогенцоллернов в 1525 г. сам отрекся от духовного сана и преобразовал орденское теократическое государство в светское герцогство Пруссию, находившееся в вассальной зависимости от польских королей.
Со времени Аугсбургского мира неформальным главой лагеря католической реакции становится король Испании Филипп II. Он решительно вмешался в религиозную борьбу, кото-
Но Мария процарствовала недолго — с 1553 по 1558 год. Ей на смену пришла Елизавета, дочь Генриха VIII от брака с Анной Болейн, незаконного с точки зрения католической церкви. Ни римский престол, ни католические монархи Европы не признали прав Елизаветы на английский королевский трон. Впрочем, они выражали готовность признать ее законной монархиней в случае, если она восстановит в Англии католицизм. Филипп II даже предложил ей руку и сердце. Однако английский парламент, избравший Елизавету королевой, отнюдь не сочувствовал этой идее. Большинство английской знати не желало реставрации католицизма и рассматривало Испанию, стоявшую на пути торговой и колониальной экспансии Англии, как заклятого противника своей страны. Поэтому Елизавета отклонила предложение Филиппа II, и чтобы удержать трон, встала на путь углубления Реформации, начатой ее отцом.
полутора сотен военных кораблей, который был направлен с 20 тыс. солдат к берегам Англии. Однако эту военную кампанию испанцы проиграли. Их поражение было симптомом нача-ма упадка колониального и морского могущества Испании и соответственно зарождения могущества Англии на морях.
Одновременно с попытками подчинить Англию католицизму Филипп II вмешивался и во внутренние дела Франции, где в середине XVI в. широкое распространение получил кальвинизм. Основоположником этого протестантского вероучения был Жан Кальвин, женевский проповедник, француз по происхождению. В 1560 г. во Франции разгорелись религиозные войны, продолжавшиеся вплоть до конца XVI столетия. Одним из самых трагических событий этих войн была Варфоломеев-ская ночь 24 августа 1572 г., когда католики устроили массовые убийства гугенотов, как называли во Франции протестантов-кальвинистов. После того как в 1589 г. королевскую корону Франции унаследовал глава дома Бурбонов Генрих Наварр-ский, протестант по вероисповеданию, Испания направила свои войска, чтобы помешать ему занять трон. Испанский гарнизон разместился даже в Париже, поскольку французская столица поддерживала католический лагерь и отказывалась принимать протестантов. Но если французские католики опирались на помощь Испании, то французские протестанты получали поддержку своих единоверцев из других стран, в частности, из Германии. Религиозная война во Франции приобрела таким образом международный характер.
Потерпев поражение от английских и французских протестантов, католическая Испания всей своей, еще значительной мощью, обрушилась на Нидерланды. Эта обширная страна, лежащая в низовьях (отсюда ее название — низменные земли) рек Рейна, Шельды и Мааса, в XIV—XV вв. входили в состав могущественной державы — герцогства Бургундского. Однако в конце XV в. Бургундское герцогство было разделено между германским императором и французским королем. К французско-
му королевству была присоединена западная часть Бургундии, Габсбурги присоединили к своим наследственным владениям ее восточную часть, а также Нидерланды. После отречения Карла V от императорской короны в 1556 г. и раздела его державы Филипп II получил Нидерланды вместе с Испанией и ее заокеанскими колониями.
В результате преследований, которым испанские власти подвергали нидерландских протестантов, в 1566 г. в Нидерландах вспыхнуло иконоборческое восстание. Его так называли, потому что в ходе этого восстания протестанты разоряли католические храмы и сжигали иконы. Протестанты верили, что поклонение иконам, святым мощам и другим предметам культа является признаком язычества. Религиозная война в Нидерландах постепенно переросла в освободительную революцию. Северные провинции Нидерландов в 1579 г. образовали Утрехтскую унию (союз 7 протестантских провинций). А южные Нидерланды сохранили верность католицизму и испанскому королю. В том же году они образовали Аррасскую унию.
В 1581 г. северные провинции объявили о низложении Филиппа и образовали независимое государство Республика Соединенных провинций, или Голландия, по названию одной из 7 провинций, которые вошли в состав независимого государства. Несмотря на это, война продолжалась, потому что Филипп наотрез отказался признать независимость Голландии. Еще несколько десятилетий Испания вела войну против мятежных провинций, пока в 1609 г. между ними и метрополией не было заключено перемирие сроком на 12 лет. По истечении этого срока война возобновилась, и лишь спустя еще почти тридцать лет, в 1648 г., Испания согласилась с уходом из-под ее власти мятежных провинций.
1. Как вы понимаете династический принцип международных отношений?
2. Какие цели преследовала брачная дипломатия?
3. Как вы понимаете конфессиональный принцип международных отношений?
4. Что изменилось в международных отношениях с образованием единых и централизованных государств?
5. Как вы понимаете роль государственного интереса в международных отношениях?
6. Как повлиял подъем мировой торговли на международные отношения начала Нового времени?
7. Охарактеризуйте основные международные конфликты и противоречия начала Нового времени.
8. Каковы причины и характер религиозных войн XVI — первой половины XVII вв.?
История дипломатии. М., 1959. Т. 1. Разд. 3. Гл. 1—3.
История Европы. М., 1993. Т. 3. Ч. 5. Гл. 1-3.
История внешней политики России: Конец XV—XVII век. М., 1999. Гл. 3. 6.
Иванова И. И. История международных отношений от античности до конца первой мировой войны. Владивосток, 2001. Ч. I. Гл. 3—4.
Протопопов А. С., Козьменко В.М., Елманова Н.С. История международных отношений и внешней политики России: 1648—2000. М., 2001. Ч. I. Гл. 1-2.
Ивонин Б.А. Становление европейской системы государств: Англия и Габсбурги на рубеже двух эпох. Минск, 1989.
Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997. Гл. 3.
Религиозные войны во Франции в XVI веке были лишь частью крупных социальных и политико-идеологических трансформаций в Западной Европе.
Религиозные войны во Франции – это противостояние между католическим большинством французов и протестантским меньшинством гугенотов длилось с 1562 по 1598 года. Главными причинами религиозной войны стали:
- противоречия между католиками и протестантами;
- протестанты, исповедовавшие свободу частной собственности, выступили за секуляризацию церковного имущества;
- Представители Валуа и Бурбонов стремились к власти, используя религиозные чувства французов;
- Реформация в Европе.
В течение 30-летнего периода Франция в совокупности пережила 8 гражданских войн:
Итогом Религиозных войн во Франции стал приход к власти Наваррского короля Генриха Четвертого, а также: окончательное объединение Франции в 1598 году, признание суверенитета Испанией, издание знаменитого Нантского эдикта.
Причины Тридцатилетней войны
В начале XVII века отношения между европейскими государствами по-прежнему обостряли династические, торгово-экономические и религиозные конфликты.
Пражские дефенестрации
Утром 23 мая 1618 года католические члены имперского совета в Чехии, прослушав мессу, собрались в королевском дворце в Праге для того, чтобы обсудить вопрос о возведении на чешский престол только что ставшего германским императором Фердинанда II. Внезапно во дворец ворвались две сотни чешских дворян-протестантов. Они объявили королевских советников врагами религии и свободы Чешского королевства. Десятилетиями копившееся среди чехов недовольство политикой Габсбургов обернулось оскорблениями в адрес ее защитников. Троих из них, наиболее ненавистных пражанам, подтащили к окну и вышвырнули вниз с 20-метровой высоты. К счастью для имперцев, свой полет они закончили в канаве, полной нечистот, поэтому не разбились и остались живы. Никто из тех, кто смеялся над незадачливыми имперскими чиновниками, выбиравшимися из зловонной жижи, не мог предположить, что потоки крови скоро зальют не только Чехию, но и большую часть Европы.
Восстание чешских сословий
Датский период Тридцатилетней войны (1625-1629 годы)
Подобная угроза нависла и над протестантскими землями Северной Германии. Это вынудило противников Габсбургов — Данию, Францию и Англию — заключить военный союз. В 1625 году собранная датским королем на англо-французские деньги сильная наемная армия вторглась в Германию. Целью датчан, кроме поддержки своих единоверцев, был захват южного побережья Балтийского моря.
Альбрехт фон Валленштейн
Император Фердинанд II не имел достаточно денег для найма большого количества солдат. Выход предложил один из его военачальников — Альбрехт фон Валленштейн.
Валленштейн был сыном бедного чешского дворянина. Еще в молодости он женился на дочери богатого рыцаря и после смерти жены стал крупным землевладельцем. Вторым браком Валленштейн сочетался уже с дочерью графа, сам получил этот же титул и поступил на службу ко двору императора. Во время чешского антигабсбургского восстания он остался верен Фердинанду II и командовал немецкими войсками, которые уничтожали чешские города и деревни.
Альбрехт Валленштейн |
Армия Валленштейна |
Армия Валленштейна
XVI век стал в Европе периодом Реформации, которая переросла в вооруженное противостояние протестантов и католиков. Во Франции оно охватывает период с 1562 по 1598 год. Их участниками стали католики под предводительством династии Гизов и Гугеноты, лидерами которых были Бурбоны.
Период с 1559 по 1572 год
Рис. 1. Религиозные войны 1562 1598.
В 1560 году, после смерти Франциска II, королем Франции стал еще один малолетний король – Карл IX. Регентом при нем стала мать – Екатерина Медичи. Она проводила политику веротерпимости, влияние Гизов стало падать. После Сен-Жерменского эдикта 1562 года образовался католический альянс в следующем составе:
- Франциск де Гиз.
- Коннетабль Монморанси.
- Маршал Сент-Андре.
В 1562 этот триумвират устроил резню протестантов в селении Васси и вынудил королеву отменить эдикт. Лидером гугенотов стал принц Людовик Конде, а центром сопротивления – город Орлеан. В качестве союзников на их стороне выступили протестанты из Германии и королева Англии Елизавета I. Первая война шла около года и завершилась к весне 1563 года Амбуазским миром, который в целом подтвердил Сен-Жерменский эдикт. В ходе боев погибли Сент-Андре и Франциск де Гиз, а два других лидера попали в плен – Конде к католикам, а Монморанси к протестантам.
Вторая война в 1567-1568 завершилась в пользу гугенотов. Казна Франции была пуста, погиб Монморанси. Третья война шла с 1568 по 1570 год и снова завершилась уступками короля Карла IX гугенотам, которым стали помогать голландцы под предводительством Вильгельма Оранского. В этой войне погиб принц Конде и командование гугенотами приняли адмирал Колиньи и граф Монтгомери. Несмотря на пару поражений, они овладели городом Тулуза.
По итогам войны гугеноты получили свободу вероисповедания по всей территории Франции, кроме Парижа, а также взяли под контроль четыре крепости: Коньяк, Монтобан, Ла-Шарите Ла-Рошель.
Рис. 2. Карта религиозных войн во Франции.
Период с 1572 по 1598 год
В ходе четвертой религиозной войны произошла знаменитая Варфоломеевская ночь – резня католиками гугенотов в Париже и других городах. Число ее жертв исчисляется десятками тысяч. Во время четвертой войны не было заметных полевых сражений. Католики пытались выбить протестантов из Ла-Рошели, но ничего не достигли. Война закончилась эдиктом 1573 года, протестантские обряды разрешено было отправлять в Монтобане, Ниме и Ла-Рошели.
Пятая религиозная война 1574-1576 годов происходила при короле Генрихе III. Она интересна тем, что в ней принимали участие умеренные католики, которые выступали за гражданский мир и политику веротерпимости. Мирный договор 1576 года предоставил протестантам свободу вероисповедания по всей Франции, кроме Парижа.
Следом за ней сразу началась шестая война 1576-1577 годов. В ней перевес был на стороне католиков, которые одержали победы на суше и на море. Мирный договор 1577 года перечеркнул предыдущие уступки.
Седьмая война была также короткой, с 1579 по 1580. Мирный договор подтвердил сложившиеся порядки.
Конфликт 1584-1589 годов вошел в историю, как “Война трех Генрихов”: Генриха де Гиза, Генриха III Валуа и Генриха Бурбона (Наваррского). Первые двое были убиты, династия Валуа прервалась, а Генрих Бурбон занял королевский трон. Он, будучи гугенотом, провел последнюю войну с противниками из лагеря католиков – “Завоевание королевства” в 1589-1593 годах. Новый король был коронован, вопреки традиции, в городе Шартр, а не в Реймсе. В 1598 году Генрих IV Бурбон издал Нантский эдикт о веротерпимости. Это событие и стало финалом религиозных войн во Франции 1562-1598 годов.
Несмотря на победу над католической лигой, Генрих Бурбон сам перешел в католицизм в 1593 году. В 1595-1598 годах он провел относительно успешную войну с Испанией и положил конец иностранной интервенции.
Рис. 3. Генрих IV 1598.
Что мы узнали?
В курсе истории 7 класса школьникам может быть задан доклад о религиозных войнах во Франции во второй половине XVI века. Тема довольно сложная, из-за количества событий и участников. Кратко о причинах религиозных войн во Франции можно сказать, что таковыми являются противостояние двух религиозных течений (католики и протестанты) и придворных группировок при слабых королях.
Читайте также: